1. антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества человек включился в экологические системы Земли около 3,5 млн лет назад



Скачать 121.14 Kb.
Дата26.04.2016
Размер121.14 Kb.
ОТВЕТЫ
1. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Человек включился в экологические системы Земли около 3,5 млн. лет назад. В это время окружающая природная среда обладала устойчивым равновесием, сложившимся за многие миллионы лет. Древнейшие люди влияли на существующее в природе равновесие не больше, чем другие виды животных, пока их численность была небольшой, а средства производства примитивными. Численность древнейших людей регулировалась естественными природными процессами.

Начальная форма социальной организации древнейших людей – первобытное человеческое стадо, или праобщина. Ее появление совпадает со временем выделения человека из животного мира и с началом сознательного изготовления и применения орудий труда (около 2,7 млн. лет назад), а ее завершение связано с формированием общинно-родового строя (100 – 40 тыс. лет назад).

Сведений о первоначальных воздействиях людей на окружающую среду сравнительно немного. Чаще всего это сказывалось на численности крупных животных, которых добывали во время коллективных охот. Предполагается, что исчезновение пещерного медведя, шерстистого носорога, мамонта связано с их перепромыслом первобытными охотниками.

Раннеродовая община, как и праобщина, характеризовалась примитивным присваивающим способом хозяйствования. За это время в разных районах создавались разнообразные формы производственной деятельности, заметно расширился ассортимент орудий труда, но воздействие человека еще не влияло на природное равновесие.

Позднеродовая община позднего мезолита и неолита характеризуется развитием земледелия и скотоводства. С развитием животноводства давление хозяйственной деятельности на природу усилилось. Использование земель под выпас скота привело к изменению растительности и вытеснению диких травоядных животных с их коренных местообитаний. Сельскохозяйственная деятельность особенно сильно отразилась на естественных природных ландшафтах Северной Африки в неолите (опустынивание Сахары).

Еще большее влияние на естественные биоценозы оказывает земледелие. Распашка степей, вырубка и выжигание лесов под пашни, сооружение ирригационных систем изменили природные ландшафты. Человек создал искусственные системы – агроценозы. Сельскохозяйственная обработка больших территорий вытеснила многие виды растений и животных с исконных для них мест обитания, привела к гибели одних, а других поставила на грань вымирания. Все это привело к существенному нарушению естественного экологического равновесия. Следствием этого стали деградация почв, загрязнение поверхностных и подземных вод, эвтрофикация водоемов.

Существенные изменения в природе связаны с развитием промышленности. промышленное производство потребовало вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых природных ресурсов, увеличилась степень использования земель не по прямому назначению. Возрастающая эксплуатация природных ресурсов приводит к их истощению и загрязнению окружающей среды. Если до конца 19 в. Воздействия хозяйственной деятельности людей на природу носили локальный и региональный характер, то к середине 20 в. эти воздействия стали глобальными и в настоящее время по своему размаху они достигли планетарных масштабов. Следствием научно-технического прогресса стала деградация окружающей природной среды в крупных промышленных центрах и перенаселенных районах. Можно сказать, что все современные ландшафты Земли представляют собой природно-антропогенные образования, которые различаются по степени техногенного влияния. Характер и глубина антропогенных изменений природных ландшафтов зависят от плотности населения, технической оснащенности общества, длительности и интенсивности хозяйственного воздействия.
2. ЭКОЛОГИЧЕКИЕ КРИЗИСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
Экологический кризис – состояние нарушения устойчивости глобальной экосистемы(биосферы), в результате которого происходят быстрые (за время жизни одного поколения людей) изменения характеристик окружающей среды и, в первую очередь, концентрации биогенов (кроме этого определения экологического кризиса существует еще целый ряд, но мы их приводить не будем).

Первый кризис связан с присваивающим хозяйством (собирательство и примитивная охота). Полагают, что он возник в связи с истощением естественных запасов плодов, съедобных растений, истреблением небольших животных. Возникший экологический кризис удалось преодолеть путем перехода на коллективные охоты на крупных зверей с применением более совершенных орудий и разделения труда между участниками охот.

Следующий экологический кризис возник, как полагают, в конце ледникового периода, когда стали исчезать крупные животные – пещерный медведь, шерстистый носорог, мамонт. Этот кризис связывают с перепромыслом крупных зверей. Выход из этого кризиса был найден в период перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

Следующий экологический кризис возник в аридных районах древнего поливного земледелия. Полагают, что этому способствовали полное сведение лесов и чрезмерная нагрузка на почвы, вызвавшие их эрозию и засоление. Теперь эти районы в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Средней и Центральной Азии заняты пустынями. опустыниванию аридных районов способствовал и перевыпас скота. Подобные процессы продолжаются и в наше время. Во многих районах они приобрели характер экологических катастроф.

Нарастание современного экологического кризиса связывают с НТР. Кризисные ситуации связаны с деградацией естественных экосистем, вызванной чрезмерной нагрузкой на биоценозы, ростом народонаселения и загрязнением окружающей среды.

Экологические катастрофы могут быть вызваны и естественными причинами: извержениями вулканов, землетрясениями, падением метеоритов, массовым размножением животных. Сильные изменения в природных экосистемах может вызвать резкий рост численности одной или нескольких популяций животных или растений. Например, интродукция кроликов в Австралию привела к катастрофическому изменению травянистой растительности, а с массовым размножением саранчи связаны голод и другие бедствия во многих районах.

В последние годы часты экологические катастрофы, вызванные радиоактивным загрязнением (атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945г., взрыв радиоактивных отходов на ПО «Маяк» в 1957 г., авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г.).

Экологические катастрофы разного масштаба возникают в результате химического загрязнения окружающей среды.

По мнению ряда авторов, биосфера вступила в глобальный экологический кризис. Происходят грандиозные и быстрые изменения окружающей среды, связанные с ростом народонаселения и его хозяйственной деятельностью.
3. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Существующие в природе всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости определяют общие правила и принципы охраны природы.

1. Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения. К каждому явлению следует подходить с учетом интересов разных отраслей хозяйства и сохранения восстановительных сил самой природы.

2. При использовании природных ресурсов необходимо учитывать их конкретные запасы в местах добычи. Часто это положение называют правилом региональности. Особенно важно его учитывать при использовании недр, водных ресурсов, лесов, животного мира. Согласно этому правилу, использование одного и того же природного ресурса должно быть различным в зависимости от конкретных условий района и от того, как этот ресурс в нем представлен.

3. Следующее правило вытекает их взаимной связи явлений в природе. Оно состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно и охрану других объектов, тесно с ним связанных (например, охрана воды от загрязнений – это одновременно и охрана обитателей данного водоема).

Но в природе существуют отношения и противоположного характера, когда охрана одного объекта вредит другому. Например, охрана копытных, в частности лося, приводящая местами к перенаселению, приносит существенный вред лесу, поскольку повреждается подрост. Поэтому охрана каждого природного объекта должна соотноситься с интересами охраны других природных компонентов.

Таким образом, охрана природы всегда должна рассматриваться как комплексная проблема. При этом основным принципом охраны природы является охрана в процессе использования.

В книге Б. Коммонера «Замыкающийся круг» в краткой и яркой форме определены принципы и правила охраны природы, которые часто стали называть «экологическими законами Коммонера»:

- все связано со всем;

- все должно куда-то деваться;

- природа «знает» лучше;

- ничто не дается даром.

Удачно изложены общие принципы охраны природы в книге Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде». В ней приведены некоторые общие законы, в частности закон сохранения материи, первый и второй принципы термодинамики, экологические закономерности, социально-экономические и этические принципы во взаимоотношениях человечества с природой.


4. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Понимание людьми необходимости ограничения воздействия своей хозяйственной деятельности на природу появилось очень давно. Изменения природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности в рабовладельческих государствах Ближнего востока, Центральной и Юго-Восточной Азии происходили так быстро, что предпринимались отдельные меры для уменьшения антропогенного воздействия на природу.

Так, вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) в специальном своде законов указал меры по охране лесов; леса были разделены на участки и находились в введении «лесничих». Они несли ответственность за сохранность лесов, за должностные нарушения карались смертной казнью.

В Книге мертвых (Древний Египет) собраны заклинания душ умерших на суде бога Осириса, в молениях которых для оправдания умерших говорилось следующее: «Я не истреблял животных на пастбищах. Я не ловил сонной рыбы. Я не сгонял животных с божих земель…». Перечисленные действия уже тогда считались грехом. Для ограничения охоты на стадных животных и сокращения вылова рыбы были объявлены священными озера, рощи бога Осириса (своеобразные заповедники).

Заповедные территории в индии были выделены не позднее 2 – 3 вв. н.э., если судить по древнеиндийскому трактату по управлению государством «Артхашастра». В 3 в. до н.э. были изданы специальные природоохранительные законы.

Кроме священных гор, рощ, озер сравнительно давно стали охранять места великокняжеских и царских охот. Магараджи создавали строго охраняемые охотничьи резерваты в собственных владениях.

Задолго до нашей эры заповедники создавали в отдельных княжествах Китая. строго охранялись животные в обширном императорском охотничьем парке в окрестностях Пекина.

Издавна, по крайней мере со времени основания Улан-Батора (17 в.), охраняется расположенная рядом с ним священная гора Богдо.

Во времена Карла Великого (742 – 814 гг.) было принято много королевских указов, декретов и других государственных документов, направленных на регламентацию охоты и имевших природоохранное значение. В 10 в. мазовецкий князь Болеслав установил охрану европейского тура, великий литовский князь Ягайло в 14 в. запретил охоту на зубра и тарпана в своих владениях. В 1584 г. архиепископ Зальцбургский призвал к охране исчезающих каменных козлов. В середине 16 в. в Западной Европе было создано немало частных заповедников.

В 19 в. стали создавать государственные природные (национальные) парки и заповедники (резерваты). Первый в мире государственный (Йеллоустонский) парк был создан в США в 1872г.
5. История охраны природы в нашей сране
Первые известные государственные природоохранные акты относятся ко времени существования Киевской Руси. Они связаны со Сводом законов древнерусского права – «Русская правда» (11 в.) Ярослава Мудрого и его приемников в 11 – 13 вв. «Русская правда» включала статьи, предусматривающие штраф и возмещение убытка за хищение добычи из ловчих орудий, за охоту на чужих землях. Специальная статья предусматривала наказание за разорение гнезд диких пчел. В конце 13 в. во Владимиро-Волынском княжестве, на территории Беловежской пущи, был строго регламентирован отстрел животных, а в конце 14 в. запрещен совсем. С этого времени Беловежская пуща, по существу, приобрела заповедный режим.

В 17 в. было принято 67 указов, в которых устанавливались сроки охоты, запретные для охоты зоны, наказания за браконьерство. Появились первые заповедники.

В начале 18 в. при Петре І были приняты указы, которые объявляли заповедными леса по берегам рек в 20 – 50-верстовой полосе, предусматривали охрану и посадку лесов, охрану рек от загрязнения, регламентировали рыболовство, охрану почв. При жизни Петра І эти природоохранные указы выполнялись с большой строгостью, а позднее внимание к ним ослабло. При Екатерине ІІ помещикам разрешалось вырубать леса по своему усмотрению.

Безудержная рубка лесов, начавшаяся при Екатерине ІІ, привела к обмелению рек, развитию почвенной эрозии. Очевидной стала необходимость восстановления лесов. В начале 19 в. начались работы по лесовыращиванию.

На рубеже 19 и 20 вв. активно формируется общественное движение за охрану природы России. С 1905 г. Московское общество испытателей природы (основано еще в 1805 г.) стало регулярно рассматривать вопросы охраны природы. При научных обществах стали появляться природоохранные группы. В это время появляется и закрепляется в литературе термин охрана природы, рождается такое понятие, как памятник природы.

Весомый вклад в дело охраны природы внесло Русское географическое общество вместе с отделениями на местах. Вопросы охраны природы рассматривались на различных съездах и конференциях.

В конце 19 в появились первые частные заповедники: Аскания-Нова, Кавказский, заповедник на острове Сааремаа. В начале 20 в. встал вопрос о контроле за использованием некоторых полезных ископаемых, об охране пещер и других памятников неживой природы.

После Октябрьской революции была уничтожена частная собственность на природные богатства, что создало предпосылки для природоохранной деятельности. С 1917 по 1924 были опубликованы234 декрета и другие правительственные документы природоохранного содержания. В 1924 – 1925 гг. издается ряд новых государственных документов, направленных на совершенствование дела охраны природы. В процессе их реализации были широко развернуты лесомелиоративные работы.

В 1925 г. организован Межведомственный государственный комитет по охране природы, который в 1930 г. был преобразован в Межведомственный государственный комитет содействия развитию природных богатств. Создавались общества по охране природы.

Во время Великой Отечественной войны отмечалась чрезмерная эксплуатация ресурсов и ослабление охраны природы.

Природоохранная деятельность возобновилась в послевоенное время. В 1957 – 1963 гг. были приняты специальные законы по охране природы. В целом, созданная в стране система охраны природы с разной степенью успешности функционировала на разных уровнях.

В Беларуси проблемы охраны природы стали подниматься только в 20-е гг. 20 в. 30 января 1925 г. был создан Березинский государственный заповедник. Это была первая официально утвержденная заповедная территория Беларуси. В 1979 г. получил статус биосферного.

Природоохранная деятельность 20 – 30-х гг. проводилась в основном на базе опытных лесных станций – Жорновской, Горецкой, Велятичской, которые в 1926 г. были объединены в лесную опытную станцию. В 1939 г., поле воссоединения с Западной Беларусью, государственным заповедником была объявлена белорусская часть Беловежской пущи. В 1991 г. на базе Государственного заповедно-охотничьего хозяйства Беловежская пуща был создан первый белорусский национальный парк с одноименным названием.

В 1969 г. был организован Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник (с1997 г. национальный парк «Припятский»). В 1995 г. создан национальный парк «Браславские озера», в 1999 – национальный парк «Нарочанский».

В настоящее время разработаны обоснования по созданию еще нескольких национальных парков. Кроме заповедников и национальных парков, имеются также заказники и памятники природы.

Таким образом, на территории Беларуси в настоящее время действуют 2 государственных заповедника (Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический), 4 национальных парка и 86 заказников.


6. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
В постсоветское время было важно сохранить преемственность в деле охраны природы между существовавшими ранее и новыми государственными структурами, закрепить прежние достижения в новых условиях и сохранить те положительные стороны природоохранной деятельности, которые существовали ранее. Это касалось законодательных актов, системы управления и функционирования природоохранных государственных и общественных организаций.

К настоящему времени в Беларуси сформирована определенная система природоохранного законодательства. Ведущее положение в ней занимает Закон «Об охране окружающей среды» (1992 г.).

Получение информации о состоянии окружающей среды регулирует Закон «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.).

Применительно к отдельным компонентам среды действуют следующие Законы: «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), Водный кодекс (1998 г.), Кодекс о недрах (1997 г.), Кодекс о земле (1999 г.), Лесной кодекс (2000 г.), «О растительном мире» (2003 г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (1994 г.).

Решение проблемы обращения с отходами регулируется Законом «Об отходах» (1993г.).

Обеспечение экологической безопасности населения регламентируют Законы «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 г.).

Принципы экологического регулирования природопользования представлены в Законах «О государственной экологической экспертизе» (1993 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991 г.) и в других законодательных актах.

В 2004 г. в Беларуси утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития страны на период до 2020 г. Она базируется на принципах, содержащихся в «Повестке дня на ХХІ век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и резолюциях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). Согласно данным принципам, экологическая составляющая развития должна рассматриваться как равноценная экономической и социальной.



В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси определены стратегические цели развития страны, в том числе и экологические. Общее направление экологической политики заключается в снижении негативного воздействия на окружающую среду и улучшении ее качественного состояния.

Для решения наиболее важных проблем разрабатываются специальные целевые программы. К основным из них относятся: Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», Республиканская программа обращения с коммунальными отходами, Государственная программа по оздоровлению экологической обстановки на оз. Нарочь, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий и др.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал