1. Цель и задачи освоения дисциплины Цели освоения учебной дисциплины гигиена и экология человека состоят



страница1/14
Дата27.04.2016
Размер3.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цели освоения учебной дисциплины гигиена и экология человека состоят:

в овладении знаниями профилактической направленности, мышления на основе гигиенических знаний и умений по квалифицированной и всесторонней оценке взаимодействия организма и различных факторов внешней среды. Приобретение гигиенических знаний и умений по осуществлению профилактических мероприятий, направленных на оздоровление окружающей, производственной среды и укрепление здоровья людей. В формировании у населения мотивации к сохранению и укреплению здоровья. В воспитании навыков использования факторов окружающей среды и достижений научно-технического прогресса в оздоровительных целях, защите окружающей среды и оздоровлению экологии. Формирование у студента навыков общения с коллективом. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ОК-1, ПК-1, , ПК- 2, ПК -19, ПК- 20.



Задачи дисциплины:

приобретение студентами знаний основ законодательства по санитарно - эпидемиологическому благополучию населения, международных и национальных гигиенические стандартов и рекомендаций.

- обучение студентов навыкам и важнейшим методам идентификации, характеристики факторов, оказывающих, положительные и отрицательные воздействия на организм в конкретных условиях жизнедеятельности;

- обучение студентов умению использовать требования нормативных документов для оценки факторов среды обитания разработки профилактических мероприятий.

- освоение методов гигиенической оценки основных факторов окружающей среды, условий труда в клинико-диагностических лабораториях, режима и характера трудовой деятельности врачей лаборантов;

-выявление нарушений санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в клинико–диагностических лабораториях лечебно-профилактических организаций;

- выработка у студентов умения проводить необходимые мероприятия по обеспечению оптимальных условий профессиональной деятельности персонала.

- обучение студентов умению организовать и провести конкретные профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний населения.

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- в формировании у населения мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1.Учебная дисциплина «Гигиена и экология человека» относится к циклу математический, естественнонаучный цикл (С.2) по специальности медицинская биохимия высшего профессионального медицинского образования, изучается в девятом семестре.



2.2. Преподавание и успешное изучение гигиены и экологии человека осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: «Медицинская биология», «Основы экологии и охраны природы», «Медицинская и биологическая физика», «Общая и биологическая химия», «Микробиология, вирусология и иммунология», «Нормальная физиология».

Медицинская биология

Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Химический состав клетки: роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.



Основы экологии и охраны природы: экологические факторы, их влияние на окружающую среду; экозащитная безопасность, экозащитная техника в химическом производстве; техногенные загрязнения природной среды (атмосферы, гидросферы, литосферы); загрязнения, связанные с производством химических веществ; методы их анализа; понятия о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы, а также понятия о классах их опасности.

Медицинская и биологическая физика

Физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения и составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии.



Общая и биологическая химия

Физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде. Химия биогенных аминов. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.


Микробиология, вирусология и иммунология

Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогенных сред. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды; теоретические основы иммунитета; бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клиника, диагностика.



Нормальная физиология

Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой. Изменения в основных физиологических системах при преимущественно умственном и физическом труде. Основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций


Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2

способность и готовность к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медикобиологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам исследований, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической, и других видах работ.

ПК-19

способность и готовность использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, проводить санитарно-просветительную работу, консультирование пациентов по медицинским проблемам, лежащим в сфере своей профессиональной деятельности.

ПК-20

способность и готовность анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.



В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:
Знать:

- факторы окружающей среды, оказывающее влияние на здоровье и жизнедеятельность человека; характеристика различных факторов среды обитания; и механизмы из воздействия на организм человека (ОК -1, ПК-2, ПК-19, ПК-20);

- основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей между изменениями состояния здоровья и действием факторов среды обитания (ОК -1, ПК-2, ПК-19, ПК-20);

- основы здорового образа жизни человека, как фактора его безопасной жизнедеятельности (ОК -1, ПК-2, ПК-19, ПК-20);

- мероприятия по оптимизации производственных условий пребывания в медицинских организациях (ОК -1, ПК-2, ПК-19, ПК-20);


Уметь:

- оценить структуру питания, пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов и их доброкачественность, нарушения принципов здорового питания индивидуума и коллективов, показатели пищевого статуса (ПК-2, ПК-19, ПК-20);

- оценить показатели проб питьевой воды, качества атмосферного воздуха населенных мест, условия пребывания человека в жилых и общественных зданиях (микроклимат, инсоляция, естественное и искусственное освещение, чистота воздуха и эффективность вентиляции) (ПК-2, ПК-19, ПК-20);

оценить условия и режим труда на производстве в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязненность химическими веществами, неионизирующими излучениями (ПК-2, ПК-19, ПК-20);

- Владеть:

- методами проведения специфических профилактических мероприятий по обследованию условий внешних факторов и производственной среды (ПК-2, ПК-19, ПК-20);

;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

9

В том числе:







Лекции (Л)

24

9

Практические занятия (ПЗ)

48

9

Самостоятельная работа (всего)

36

9

Экзамен

36

9

Общая трудоемкость (час.)


144

9

Лабораторный практикум не предусмотрен.

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины






п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Гигиена – основа профилактической медицины.


Тема 1. Гигиена как основная профилактическая дисциплина, методология гигиены.

Предмет, задачи и объекты гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками Роль гигиенических мероприятий в формировании здоровья населения. Основные проблемы гигиены на современном этапе. Роль гигиенических мероприятий в решении основных задач экономики, экологии и здравоохранения: снижении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, повышении трудоспособности населения, сохранении трудовых ресурсов, охране окружающей среды. Роль гигиены в работе клинико-лабораторных отделений.




2.

Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека.

Природные и антропогенные изменения окружающей среды




Тема 2. Окружающая среда и её гигиеническая характеристика. Гигиена атмосферного воздуха.

Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды. Особенности их действия на организм человека. Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.

Учение о биосфере и ноосфере. Экология как наука. Современные проблемы медицинской экологии и экологии человека. Принципы функционирования экосистем. Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях.

Основы законодательства РФ по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении». Основные положения национального плана действий по гигиене окружающей среды.

Тема 3. Гигиеническая оценка физических свойств воздуха и микроклиматических условий. Гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды (температура, влажность, подвижность воздуха, тепловое излучение), их влияние на процессы теплообмена организма с окружающей средой, на здоровье и работоспособность человека.

Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды микроклимата и влияния дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека (переохлаждение и перегревание). Методы оценки микроклимата.

Тема 4. Химический состав воздушной среды. Гигиеническая оценка естественной и механической вентиляции производственных помещений

Химический состав атмосферного воздуха и его влияние на здоровье человека. Санитарно-гигиеническое значение кислорода и углекислого газа. Антропогенное загрязнение воздуха закрытых помещений. Понятие об антропотоксинах. Санитарно-показательное значение углекислоты воздуха. Нормирования содержания углекислого газа в воздухе помещений.

Источники загрязнения воздушной среды производственных помещений лечебно-профилактических организаций. Вентиляция, ее гигиеническое значение. Понятие о естественной и механической вентиляции, их разновидности. Кондиционирование воздуха. Гигиеническая оценка вентиляции производственных помещений лабораторных отделений. Оценка эффективности работы вентиляционных систем.

Тема 5. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения жилых, общественных и производственных помещений. Определение параметров освещенности.

Состав солнечной радиации. Биологическое и гигиеническое значение солнечного света. Основные показатели естественного освещения, их гигиенические нормативы. Определение коэффициента естественной освещенности, светового коэффициента и коэффициента заглубления. Гигиеническая оценка искусственного освещения помещений. Виды источников искусственного освещения их гигиеническая характеристика. Характеристика светильников и светозащитной арматуры. Гигиенические нормы искусственной освещенности помещений. Определение освещенности на рабочем месте. Расчет необходимого количества светильников.

Тема.6. Биологическое действие ультрафиолетовой радиации. Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды помещений лечебно-профилактических организаций.

Гигиеническая характеристика ультрафиолетовой части солнечного спектра. Эритемное, загарное, антирахитическое и бактерицидное действие ультрафиолетовой радиации.

Изменения в организме, связанные с недостатком и избытком солнечной радиации, световое и ультрафиолетовое голодание и меры профилактики.

Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды помещений клинико-лабораторных отделений. Использование бактерицидных ламп (стационарных или передвижных облучателей) для дезинфекции воздуха и различных поверхностей в помещениях ЛПО. Методы бактериологического контроля воздуха помещений.

Тема 7. Климат и здоровье. Климат и погода. Влияние климатических факторов на состояние здоровья населения. Типы погоды. Медицинская классификация погоды по Федорову. Метеотропные реакции, их профилактика. Гигиенические проблемы акклиматизации. Особенности акклиматизации в условиях Крайнего Севера.
Тема 8. Гигиена воды и водоснабжение населенных мест.

Физиологическое и гигиеническое значение воды. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемические заболевания и заболевания, обусловленные химическими примесями воды. Принципы профилактики заболеваний водного характера. Современные подходы к стандартизации качества воды. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения, антропогенное загрязнение водоемов. Зоны санитарной охраны водоисточников.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении, нормативные документы. Современные технологии и методы обработки питьевой воды. Специальные методы улучшения качества питьевой воды. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения, современные подходы.

Тема 9. Гигиена почвы. Санитарная очистка населенных мест.

Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Санитарная охрана почвы – основные мероприятия. Эндемические заболевания обусловленные биогеохимическими особенностями почвы. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний человека. Санитарная охрана почвы – основные мероприятия. Система очистки города. Сбор, удаление, обезвреживание и утилизация сточных вод и твердых бытовых отходов различными методами.


3.

Гигиенические и экологические проблемы современного города.

Тема 10. Гигиенические проблемы населенных мест.

Гигиенические вопросы планировки и застройки городов, принцип функционального зонирования города. Градообразующие факторы и структура современного города. Экологические проблемы при различных типах инфраструктур населенных мест. Загрязнение атмосферного воздуха в городах как социальная и эколого-гигиеническая проблема. Основные источники и приоритетные химические загрязнители атмосферного воздуха городов, их гигиеническая характеристика и влияние на здоровье населения. Состояние здоровья населения в современных городах.




4.

Гигиена питания.

Тема 11. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья населения.

Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности населения.

Биологические и экологические проблемы питания. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона. Характеристика физиологических норм питания.

Особенности здорового питания различных групп населения. Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья. Критерии оценки пищевого статуса.

Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.

Тема 12. Роль витаминов и минеральных веществ в питании. Профилактика гиповитаминозных состояний и микроэлементозов.

Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.

Минеральные вещества, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы. Микроэлементозы и их профилактика.

.

Тема 13. Биологическая роль продуктов питания растительного и животного происхождения Пищевые отравления и их профилактика



Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов (зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов). Гигиеническая характеристика продуктов, консервированных различными методами

Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе, продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК (МДУ). Профилактика пищевых отравлений.



5.

Гигиена труда.


Тема 14. Гигиена труда. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях.

Основы физиологии труда. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление, переутомление, перенапряжение и их профилактика.

Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профессиональные отравления. Основы законодательства по охране труда, правовые нормы, охрана труда женщин и подростков. Гигиена труда врачей и гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

Группы производственных факторов, формирующих условия труда врачей. Этиологические факторы в возникновении профпатологии врачей.

Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

Тема 15. Влияние шума и вибрации на организм. Профилактика шумовой и вибрационной болезней.

Определение и классификации шума. Физико-гигиенические характеристики шума. Этиология, патогенез, специфические и неспецифические проявления шумовой болезни. Профилактика шумовой болезни. Определение и классификации вибрации. Физико-гигиенические характеристики вибрации. Этиология, патогенез, клиника вибрационной болезни. Профилактика вибрационной болезни.

Тема 16. Основы промышленной токсикологии.

Определение и задачи промышленной токсикологии. Определение и классификации промышленных ядов. Кинетика промышленных ядов в организме. Понятие о комбинированном, комплексном и сочетанном действии токсических веществ. Понятие об острых и хронических профессиональных отравлениях, их профилактика.




6.

Гигиена лечебно-профилактических организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.


Тема 17. Гигиеническая оценка планировки и санитарного благоустройства лечебно-профилактических организаций.

Основные задачи больничной гигиены. Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, зонирование больничного участка.

Гигиенические требования к планировке и оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений, клинико-диагностических лабораторий.

Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных в лечебном учреждении.

Микроклимат, показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций. Гигиенические требования к режиму эксплуатации клинико-лабораторных отделений.



7.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Гигиеническое воспитание и обучение.

Тема 18. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Гигиеническое воспитание и обучение.

ЗОЖ, понятие, значение для сохранения здоровья и активного долголетия. Критерии здоровья, классификация. Элементы ЗОЖ и рекомендации по их выполнению. Влияние нервно-эмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Основы психогигиены, значение психологической адаптации человека в коллективе, семье, в различных возрастных периодах. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Личная гигиена как часть общественной гигиены. Санитарно-просветительская работа с населением.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1.

Гигиена – основа профилактической медицины.

2

-

-

-

-

-

2

2.

Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека.

Природные и антропогенные изменения окружающей среды




6

20







-

14

40

3.

Гигиенические и экологические проблемы современного города.

2

4

-




-

3

9

4.

Гигиена питания.

4

12

-

-

-

6

20

5.

Гигиена труда.

6

8




-




7

21

6.

Гигиена лечебно-профилактических организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

2

4

-

-

-

3

9


6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека.

Природные и антропогенные изменения окружающей среды.

Тема: Гигиеническая оценка физических свойств воздуха и микроклиматических условий в лечебно-профилактических организациях.


круглый стол в форме дискуссии

2

2.

Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека.

Природные и антропогенные изменения окружающей среды

Тема Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности жилых и общественных зданий.


Работа в малых группах

2

Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

5,5%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека.

Природные и антропогенные изменения окружающей среды

.


Конспекты, решение ситуационных задач.

Устная, письменная

2.

Гигиенические и экологические проблемы современного города.

Рефераты, конспекты.

Устная, письменная

3.

Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья населения

Рефераты, конспекты, решение ситуационных задач

Устная, письменная

4.

Гигиена труда.

Рефераты, конспекты.

Устная, письменная

5.

Гигиена лечебно-профилактических организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Доклады, конспекты, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий

Устная, письменная

6.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Гигиеническое воспитание и обучение.

Доклады, конспекты

Устная, письменная


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов, решение ситуационных задач).

Перечень тем рефератов, докладов, тесты и ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».


8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен).

Этапы проведения экзамена.

1. Этап – тестирование.

2. Этап – устный ответ на вопросы согласно экзаменационным билетам.

Вопросы к экзамену, тесты, ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1.Глиненко В.М. Гигиена и экология человека: учебник / В.М. Глиненко, В.А. Катаева, А.М. Лакшин, С.Г. Фокин. – М.: Медицинское информационное агентство, 2010.- 545 с.

2. Большаков А.M. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков, И.М. Новикова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Медицина, 2005 г. – 384 с.

3. Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене / А.М. Большаков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. - 272 с.

4. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник для вузов / Г.И. Румянцева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 608 с.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учеб. Для студентов мед. вузов/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич.- 4-е изд., испр. И доп.-М.: AcademiA, 2008.- 526 с.


9.2. Дополнительная литература

1.Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учеб. для студентов мед. Вузов / В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2006.- 479 с.

2. Гигиена труда: учеб. Для студентов мед. вузов с прил. На компакт-диске / под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф.Кириллова.- М.- ГЕОТАР – Медиа, 2008.- 583 с.

3. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

4. Госпитальная гигиена: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений: Учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. Ю.В. Лизунова.- Спб.: Фолиант, 2004.- 233 с.

5. Коммунальная гигиена: учеб. для вузов / В.Т. Мазаев, М.М. Гимадеев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина.- М.: ГЕОТАР-Медиа.- 2005.- Ч.2.- 2006.- 335 с.

6. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004 . – 464 с.

7. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: учеб. пособие/ А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко.- М.: Мастерство, 2000.- 191 с.

8. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учеб. Пособие для студентов вузов / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик.- М.:AcademiA, 2006.

9. Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И. Филиппова; Под ред. Т.И. Стуколовой; МЗ РФ, Всерос. Учеб.- науч.- метод. Центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.- 288 с.

10. Шленская Т.В. Санитария и гигиена питания: учеб. пособие / Т.В. Шленская, Е.В. Журавко.- М.: Колос С, 2004.- 183 с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

http://www.nsmu.ru; сайт ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск);

http://www.mma.ru ГБОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» (г. Москва);

http://www.szgmu.ru сайт ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» (г. Санкт-Петербург);

http://www.elibrery.ru- «Научная электронная библиотека»;

http://www.scsml.rssi.ru - «Центральная научная медицинская библиотека».


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1 Оборудованные учебные аудитории кафедры гигиены и медицинской экологии (1325, 1329, 1331, 1332, 1333, 1335).

10.2 Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютерная техника, мультимедийный проектор, мультимедийные варианты лекций.
10.3. Печатные демонстрационные пособия: комплекты таблиц по темам:

1) Гигиенические требования к микроклимату жилых и общественных помещений.

2) Гигиеническое значение освещенности и инсоляции помещений.

3) Биологическое действие ультрафиолетовой радиации. Профилактика УФ-недостаточности.

4) Химический состав воздушной среды, его гигиеническая характеристика.

5) Физико-химические свойства воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.

6) Выбор источников централизованного и децентрализованного водоснабжения.

7) Методы очистки и обеззараживания воды.

8) Шум, его гигиеническое значение. Шумовая болезнь, ее профилактика.

9) Вибрация, ее гигиеническое значение. Вибрационная болезнь, ее профилактика.

10) Гигиенические требования к рациональному питанию. Нормы питания. Значение белков, жиров и углеводов в питании.
10.4. Измерительные приборы и принадлежности общего назначения

для измерения:

- параметров микроклимата (ртутный и спиртовой термометры, термограф, аспирационный психрометр Ассмана, гигрометр психрометрический ВИТ, гигрограф, чашечный и крыльчатый анемометры, кататермометр, барометр-анероид, актинометр ЛИОТ-Н);

- освещенности (Люксметр-Ю116, люксметр-яркомер (цифровой фотометр ТКА- 04/3), радиометр-фотометр «Аргус»);

- шума (ИШВ-1), вибрации;

- фотоэлектрокалориметр КФК-2;



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

_________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор:



Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Учебный доцент кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ

Небученных А.А.



Рецензент:




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

кафедра медицинской биологии и генетики СГМУ

доцент

Хромова. А.В.



Приложение к рабочей учебной программе №1





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал