1. Цель освоения дисциплины «История и философия науки» Курс «История и философия науки»



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4







1. Цель освоения дисциплины «История и философия науки»

Курс «История и философия науки» имеет инновационный характер и читается в контексте традиции систематической философии и истории научной рациональности, освоение которой дает возможность аспиранту составить целостное и адекватное понимание сущности и содержания данной дисциплины.

К необходимым составляющим цели дисциплины «История и философия науки» следующие моменты:

1) формирование у аспирантов культуры философско-методологического мышления (в ее логико-систематических и исторических формах), необходимой для профессиональной научно-исследовательской и научно-образовательной работы, разработки и апробации концептуально-методологического содержания диссертационных исследований;

2) усвоение аспирантами навыков использования философской методологии в единстве с общей и специальной методологией конкретных (частных) наук;

3) раскрытие общих закономерностей возникновения и развития науки, демонстрация соотношения гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания,



2. Основные задачи курса «История и философия науки»

Задачи дисциплины «История и философия науки» обусловлены целью ее изучения и могут быть определены следующим образом:

1) выработка навыков логико-категориального стиля мышления в области систематической философии и методологии математического, естественнонаучного и социально-гуманитарного познания;

2) выявление «интеллектуальных технологий» применения современной философской методологии в частных науках;

3) определение функций проблемы, гипотезы, философской, общенаучной, специальной, прикладной и междисциплинарной методологии в структуре научного исследования;

4) изучение историко-методологического наследия, современных философско-методологических концепций;

5) освоение всеобщих философско-методологических и исторических принципов научного исследования;

6) рассмотрение основных периодов в развитии науки;

7) определение места науки в культуре и выявление основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
3. Место дисциплины в структуре ООП послевузовского профессионального образования.

Курс «История и философия науки» базируется на знаниях философии, социологии, истории и теории культуры, концепций современного естествознания, отечественной истории. Он входит в цикл обязательных дисциплин образовательного цикла и всего на его изучение отводится 40 аудиторных часов (лекции и экзамен).



В результате теоретического изучения дисциплины аспирант должен знать:

- основные этапы исторического развития философии и методологии науки;

- основные парадигмы научной рациональности;

- различные концепции философии и методологии науки;

- принципы классического и современного логико-методологического, общенаучного мышления;

- сущность и главные достижения историко-методологической мысли, современные философско-методологические концепции;

- содержание логико-категориального стиля мышления в области систематической философии и методологии математического, естественнонаучного и социально-гуманитарного знания;

- структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

-философско-мировоззренческие и концептуально-методологические основания современной науки;

- специфику и основания постановки проблемы развития науки в XX – начале XXI вв., основные стратегии описания развития науки;

- основные проблемы исследования науки как социокультурного феномена, ее функции, законы развития и функционирования;

- ценностное содержание научной рациональности и ее исторических типов;

- этические проблемы и аспекты науки и научной деятельности;

- современное состояние философско-методологических исследований науки.



В результате практического изучения дисциплины аспирант должен уметь:

- ориентироваться в основных философско-методологических и мировоззренческих проблемах науки в ее классических и современных формах;

- разработать философско-методологическую и историко-научную базу своего диссертационного исследования (в форме философско-методологического эссе);

- представлять структуру научно-методологического знания и уметь сочетать его основные элементы в своей научно-исследовательской работе;

- прослеживать преемственность философских идей в области истории и методологии науки;

- осмысливать динамику научно-методологического развития в широком социокультурном контексте;

- уметь актуализировать в своих диссертационных исследованиях, монографиях и статьях основные методологические и концептуальные принципы классической и современной философии и методологии науки.


4. Структура и содержание дисциплины «История и философия науки»



Раздел

Дисциплины/Содержание



Год обучения

Неделя

Виды учебной

работы, включая

сам. работу аспирантов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации



Лекции / час.

Семинарские занятия / час.

СР / час.

Всего / час.

1

2

3

4

5

6

7

8

9




I. Введение в предмет
























Понятие системы философии и методологии науки

1

13

4










Подготовка доклада по аттестац.эссе



Этапы эволюции философско-методологических систем и проблема всеобщей методологии научного исследования

1

14

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе




II. Общие проблемы истории и методологии науки























3

Наука как социокультурное явление общественной жизни. Её основные

аспекты Предмет и задачи философии науки.



1

15

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

4

Проблема интернализма и экстернализма в научном познании.

1

16

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

5

Структура научного знания. Её

гносеологические уровни. Теоретический уровень научного познания. Конструктивные методы его формирования.






17

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

6

Эмпирический уровень научного познания и его структура.




18

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

7

Античная культура как предпосылка

становления первых форм теоретического знания






1

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

8

Средневековая культура и её роль в формировании логических и опытных

основ естествознания






2

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

9

Становление экспериментально-математического метода. Эмпиризм и рационализм в научном познании XYI-XYIII вв.




3

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

10

Научные достижения XIX в. Методологические концепции эволюционизма, позитивизма и диалектики.




4

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

11

Основные научные и философско-методологические парадигмы ХХ-начала ХХI вв. Интегральная научная картина мира и становление синергетики

1

5

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе




II. Проблемы истории и методологии естественных и математических наук






















12

Специфика методологии математических и естественных наук

1

6

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

13

Философские проблемы математики: история и современность

1

7-8

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

14

Философские проблемы физики

1

9-10

2










Подготовка доклада по атте-стац.эссе

15

Философские проблемы астрономии и космологии

1

11-12

2










Подготовка доклада по аттестац.эссе

16

Философские проблемы химии

1

13-14

2










Подготовка доклада по аттестац.эссе

17

Философские проблемы наук о Земле

1

15-16

2










Подготовка доклада по аттестац.эссе

18

Философские проблемы технических наук

1

17-18

2










Подготовка доклада по аттестац.эссе

19

Философские проблемы биологической науки

1

19-20

2










Подготовка доклада по аттестац.эссе




Всего







40














Содержание дисциплины «История и философия науки»
Часть I. Общие проблемы истории и методологии науки
1. Понятие системы философии и методологии науки

Предмет, задачи, основные понятия курса. Понятие науки и научной методологии. Структура и содержание Сущность философского мировоззрения. Философия как универсальное миропонимание. Философия как наука о всеобщем. Онтологическая природа философского знания. Понятие как форма философствования. Истина и сущее. Проблема определения философии в истории философской мысли. Специфика философии. Философия в системе духовных форм. Философия и наука; философия и религия; философия и искусство: общее и особенное.

Философия как систематическая наука. Понятие системы. Система как способ существования философии. Теоретические формы системы философии: онтология, гносеология, методология. Практические формы системы философии: философия права, философская этика, философия политики, философия хозяйства и философия истории. Эстетика, философия религии и теологии, история философии как синтез теоретической и практической философии.

Понятие позитивной науки. Наука в системе мировоззренческих форм. Наука и Философия: проблема тождества и различия. Сущность и специфика научного мышления. Система науки. Идея научной методологии. Уровни методологии науки. Основные этапы и общие закономерности эволюции науки. Исторические формы научного знания. Различные подходы к определению социального института науки.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
2. Этапы эволюции философско-методологических систем и проблема всеобщей методологии научного исследования.

Понятие истории науки. Необходимость исторического рассмотрения феномена научной мысли. Проблема соотношения исторического и логического в эволюции науки. Становление понятия науки и развитие форм научной рациональности. Основные этапы эволюции науки и научной картины мира. Этапы становления методологии науки. Проблема взаимосвязи философских, частно-научных и прикладных методов. Идея философской методологии. Понятие метода. Метод и система как принципы классического философствования. Учение о роли метода в трудах Бэкона, Декарта и Гегеля. Методология как продолжение онтологических и гносеологических теорий. Предмет и задачи философской методологии. Соотношение сущности и явления – центральная проблема методологии. Метод и вопрос о критериях истины. Особенности философско-методологических систем: рационализм, позитивизм, трансцендентализм, феноменология. Их достоинства и недостатки. Методология науки как исторический феномен. Система научной методологии: от философского до междисциплинарного моментов. Проблема соотношения всеобщего, особенного и единичного моментов в системе научной методологии. Философская методология и теории среднего уровня в позитивно-научном знании.

Необходимость систематического изложения истории и философии науки.

1. Философская логика как всеобщая методология частных наук.

2. Философия природы как логика и методология естественных наук.

3. Философия духа как логика и методология социально-гуманитарных наук.

Философская логика как всеобщая методология частных наук.

Понятие философской логики. Конкретность единства «онтологии, гносеологии и методологии».

Бытие и сознание, их соотношение как тождество в различии. Интенциональность сознания. Субъект-объектные отношения. Сознание как субстанция и субъект. Сознание, самосознание, разум, дух. Сознание и познание. Три основные формы познавательной деятельности: чувство, представление, понятие. Понятие как таковое. Общее понятие; особенное понятие; единичное понятие. Понятие абстрактное и конкретное. Суждение как определенность понятия. Умозаключение как единство понятия и суждения. Умозаключение как разум.

Проблема познаваемости бытия. Категория истины. Абсолютная истина. Качественное и количественное в познании истины. Критика агностицизма и абстрактного скептицизма.



Философия природы как логика и методология естественных наук.

Логико-диалектические основания философии природы. Философско-методологические принципы познания всеобщего в естественных науках. Основное содержание понятия природы. Диалектика всеобщего, особенного и единичного в процессе познания природы. Диалектика основных категорий философии природы. Сущность пространства, времени, энергии, движения, гравитации, химических и биологических процессов. Природа и дух.

Философские основания классического, неклассического и постнеклассического естествознания.

Философия духа как логика и методология социально-гуманитарных наук.

Философия субъективного духа как логика и методология наук о человеке. Идея философской антропологии и феноменологии. Субъективный дух как единство сознания, самосознания и разума. Структура и содержание познавательной деятельности человека.

Философия объективного духа как логика и методология социальных наук: философская этика, философия права и философия всемирной истории. Понятие морали. Мораль как основная категория практической философии. Проблема соотношения морали и нравственности. Нравственные основы человеческой жизни. Основные категории морального сознания: добро, добродетель, добрая воля, нравственный долг, свобода, счастье и т.д. Проблемы философии любви. Смысл жизни как этическая проблема. Этапы развития этических учений. Особенности христианской этики. Этические идеи в русской религиозно-философской мысли.

История философии и науки как завершение системы философского знания.

Понятие истории философии и истории философии и науки. Периодизация философских и позитивно-научных эпох. Соотношение логического и исторического в развитии философской и позитивно-научной мысли.


II. Общие проблемы истории и методологии науки
3. Наука как социокультурное явление общественной жизни. Её основные аспекты. Предмет и задачи философии науки.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю¬ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


4. Проблема интернализма и экстернализма в научном познании.

Понятие интерналистского и экстерналистского подходов в понимании логики и истории развития научной мысли. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Динамика научного знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедура обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Кумулятивистские модели развития науки. Индуктивистский, неоиндуктивистский и дедуктивистский варианты кумулятивизма. Принцип соответствия как способ обоснования кумулятивистского развития науки.

Антикумулятивистские концепции развития науки: гипотетико-дедуктивная модель К. Поппера, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция научных парадигм и революций Т. Куна. Методологический анархизм П. Фейерабенда, инструменталистские и прагматистские модели (Э. Мах, П. Дюгем, Дж. Рорти и др.).

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции и перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

Диалектика преемственности и отрицания в развитии научного знания. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.

Научные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Проблема объективных критериев прогресса в науке.

Сущность интерналистской программы: акцентирование внутренних закономерностей и механизмов функционирования научного знания как основной движущей силы развития науки. Гипотеза ценностной и социальной нейтральности научного знания. Концепция «третьего мира» К. Поппера как теоретическое обоснование интернализма. Сущность экстернализма: утверждение существенной роли социо-культурной детерминации в развитии науки и научного знания. Макро и микро – социокультурная детерминация науки. Понятие «социокультурного фона» как посредствующего звена между наукой и социальной структурой. Критика вульгарного экстернализма.

Системно-диалектический подход к оценке влияния социокультуры на развитие науки.

Наука как относительно самостоятельная подсистема общества, органически связанная с другими его подсистемами и культурой как определенной целостностью. Уровни и способы влияния социокультуры на развитие науки и научного знания. Кооперативный («резонансный») характер взаимосвязи науки и культуры в процессе их развития. Философия как важнейшая когнитивная детерминанта динамики научного знания.


5. Структура научного знания. Её гносеологические уровни. Теоретический уровень научного познания. Конструктивные методы его формирования.

Структура научного знания. Средства и методы научного познания. Логика научного объяснения. Принципы научного познания. Детерминизм и редукционизм в истории науки.

Теоретический уровень научного познания. Роль конструктивных методов (абстрагирование, моделирование, идеализация) в формировании научной теории. Эмпирический уровень научного познания.

Научная картина мира, её исторические формы. Философские основания научной картины мира. Динамика научного знания. Научные школы и традиции. Формирование научной парадигмы и проблемные ситуации в науке.

Научные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Постнеклассическая наука и перспективы научно-технического и социального развития.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
6. Эмпирический уровень научного познания и его структура.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической «нагруженности» факта.


7. Античная культура как предпосылка становления первых форм теоретического знания.

Понятие античной культуры. Мифология как исток научного познания. Антропоморфность мифа. «От мифа к логосу». Формирование понятий хаоса, космоса, фюзиса, природных закономерностей. Идея «техне». Диалектика античной натурфилософии, ее логико-спекулятивные возможности. Космологизм и космогонизм.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Основные научно-методологические программы Античности: математическая, атомистическая, физическая, континуалистская.

8. Средневековая культура и её роль в формировании логических и опытных основ естествознания.

Теоцентризм как мировоззренческая и методологическая норма средневекового мышления. Символика средневековой «Книги природы». Ученый как маг. Алхимия и астрология как феномены средневековой культуры. Средневековое отношение к науке. Схоластика и ее возможности. «Бритва Оккама». Проблема теодицеи и ее связь с эволюцией научного мышления. Концепция «двух истин» как компромисс между наукой и религией.

Средневековые университеты. Достижения науки и техники. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
9. Становление экспериментально-математического метода. Эмпиризм и рационализм в научном познании XYI-XYIII вв.

Особенности науки в период рождения новой культуры: светский характер, натурализм, антропоморфизм, синтез дисциплин.

Революция в познании и новая естественнонаучная картина мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.


10. Научные достижения XIX в. Методологические концепции эволюционизма, позитивизма и диалектики.

Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.

Общая характеристика XIX в. «Романтическая реакция» против механицизма. Новый подход к основаниям научного познания в немецкой классической философии. Пересмотр проблемы субъекта познания в метафизике Канта. Кантовы космогоническая система и антиномии. Проблема начал познания и “вещи - в -себе”.

Теория познания Канта и диалектика Гегеля как предпосылки неклассического естествознания. “Три великих открытия естествознания XIX в.” Концепции эволюции и естественного отбора как исследовательская программа. Вероятностные и статистические принципы исследования. Особенности второго начала термодинамики как эволюционного принципа.

Исчерпание и крах механицизма. Революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. и кризис в философско-методологических основаниях научного познания. Относительность к средствам наблюдения и “эмпириокритицизм”. “Исчезновение материи”.

Неклассическая наука и ее философско-методологические последствия. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.


11. Основные научные и философско-методологические парадигмы ХХ-начала ХХI вв. Интегральная научная картина мира и становление синергетики.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си¬стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте¬ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле-ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал