1 Цели изучения дисциплины Целью преподавания курса



Скачать 487.85 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер487.85 Kb.
  1   2   3




1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Цели изучения дисциплины

Целью преподавания курса «Философия» является выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для осмысления историко-философского наследия, современного прочтения актуальных философских проблем.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины «Философия»:

  • сформировать у студентов навыки владения основами философского и методологического мышления, умение выражать и обосновывать свою позицию по различным философским проблемам,

  • дать представление о структуре и основаниях философского и методологического знания и понимать характер философии как науки и ее место в системе гуманитарного знания.


1.3. Знания и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данные требования к уровню подготовки специалиста соответствуют нормам Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Юриспруденция» по дисциплине «Философия». Согласно этим нормам студент должен



знать:

  • основной понятийно-категориальный аппарат философии;

  • теоретико-методологическую базу философского знания;

  • особенности философского мышления в различные исторические периоды;

  • основные школы и направления мировой философии;

  • современное состояние и актуальные проблемы философии;

уметь:

  • использовать полученные знания для постановки и решения практических и теоретических задач на методологическом и мировоззренческом уровнях;

  • давать оценочную характеристику проблем и противоречий природы, общества и человека;

  • исследовать значимые философские проблемы, как в синхроническом срезе, так и в диахронической динамике;

  • применять компаративный анализ различных точек зрения на актуальные проблемы философии;

  • проводить философский анализ социальных явлений;

  • работать с оригинальными научными текстами;

владеть:

  • знаниями об основных этапах развития философской мысли;

  • навыками решения логических задач, применения знаний к ранее не встречавшимся и условно предполагаемым ситуациям спора, участия в дискуссиях и аргументирования отстаиваемых положений.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (федеральный компонент). Философия как область социально-гуманитарного знания занимает особое место в системе гуманитарных наук. Философия в отличие от других конкретных (естественных и технических) наук изучает не столько сам мир, как он есть, а акцентирует внимание на проблеме знания людей о мире и его процессах.

Главное в философии – это философская рефлексия, что позволяет рассмотреть мир через субъект-объектные отношения человека к миру. Кроме того, именно философия выходит в рассмотрении любой проблемы на уровень всеобщности, на уровень категориального анализа. Философия в отличие от любой другой научной дисциплины всегда начинается с человека, который сам конструирует мир культуры, формирует систему важнейших человеческих ценностей.

В конце обучения дисциплины студенты сдают экзамен.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.1. Тематический план дисциплины

Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий.




Наименование разделов и тем



Бюджет учебного времени, ч.

Всего

В том числе:

лекции

практ. занятия

СРС

о

з

о

з

о

з

о

з

Раздел 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Тема 1. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

3

3

1

-

-

-

2

3

Тема 2. Структура философского знания

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 2. Учение о бытии

Тема 3. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 3. Пространство, время

Тема 4. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм

3

3

1

-

-

-

2

3

Тема 5. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 4. Человек, общество, культура

Тема 6. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 5. Человек в системе социальных связей

Тема 7. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость

3

3

1

-

-

-

2

3

Тема 8. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 6. Смысл человеческого бытия

Тема 9. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 7. Нравственные ценности

Тема 10. Представления о совершенном человеке в различных культурах

3

3

1

-

-

-

2

3

Тема 11. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

3

3

1

-

-

-

2

3

Раздел 8. Сознание и познание

Тема 12. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение

4

3

1

-

-

-

3

3

Раздел 9. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Тема 13. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык

3

4

1

1

-

-

2

3

Тема 14. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

3

4

1

1

-

-

2

3

Тема 15. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника

4

4

1

1

-

-

3

3

Раздел 10. Будущее человечества

Тема 16. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

3

4

1

1

-

-

2

3

Семинар 1. Предмет, структура и функции философской науки

4

4

-

1

2

-

2

3

Семинар 2. Зарождение и развитие восточной и западной философии

4

4

-

1

2

-

2

3

Семинар 3. Западная и отечественная философия второй половины XIX – начала XXI веков

4

4

-

1

2

-

2

3

Семинар 4. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия

4

4

-

1

2

-

2

3

Семинар 5. Основные проблемы теории познания

4

3

-

-

2

-

2

3

Семинар 6. Общество как система

4

3

-

-

2

-

2

3

Семинар 7. Проблема человека в философии

4

4

-

1

2

-

2

3

Семинар 8. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

4

4

-

1

2

-

2

3

Итого:

82

16

10

16

0

50

72

о – очное, з – заочное

Итоговая аттестация. Очное: зачет – 2 семестр; заочное: зачет – 1 семестр.


3.2. Требования Государственного образовательного стандарта

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


3.3. Темы и дидактические единицы

Раздел 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Тема 1. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Понимание философии как науки и мировоззрения Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Философия как субъективный образ объективного мира. Структура мировоззрения: мироощущение и миропонимание.

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мифологическое мировоззрение как предфилософский период. Мифологическое мировоззрение и его специфика: гилозоизм, политеизм, неразделенность человеческого и божественного миров. Религиозное мировоззрение как монотеистическое восприятие мира. Философское мировоззрение как высший уровень мировоззрения. Особенности философского мировоззрения: рефлексия, уровень всеобщности, уровень теоретического осмысления. Природа философских проблем.

Проблема основного вопроса философии, типичные попытки ее решения. Противоположность материализма и идеализма, их формы и разновидности. Позиции, выражаемые понятиями: скептицизм, солипсизм, агностицизм, дуализм.

Особенности философии в Древнем мире: космоцентризм, проблема «перво» начал, меры (гармонии, красоты). Представители: Фалес, Гераклит, Пифагор (первые натурфилософы), Демокрит, Эпикур (атомисты), Платон, Аристотель. Теоцентризм Средних веков. Представление о патристике и схоластике, полемике номиналистов и реалистов. Особенности свободомыслия в Средние века Антропоцентризм, прометеизм и пантеизм в философии Возрождения (Н. Кузанский). Становление нового метода и новых представлений о мире (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), сенсуализм (Д. Локк, Д. Беркли) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) в философии Нового времени.

Материализм и деизм мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения (Ламетри, Вольтер, Руссо). Взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Основные направления и школы философии в XIX - XX веках. Линия идеализма: И. Кант, Г. Гегель, религиозная западная (персонализм, неотомизм) и религиозная русская философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев), экзистенциализм, философская антропология. Линия материализма: Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, В.И. Ленин. Позитивистская ориентация: от позитивизма к постпозитивизму. Основные идеи структурализма и герменевтики, представители.


Тема 2. Структура философского знания

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, этическая, эстетическая, логическая, прогностическая, праксиологическая, критическая (критически-рефлексивная), гуманистическая, воспитательная. Функции рационализации, систематизации, экспликации, интеграции, интернационализации. Значение философских знаний. Философия как рефлексия (самосознание) – размышление над тем, как выделяются и в чем заключаются особенности, соотношение и значение форм общественного сознания (философии, религии, науки, этики и т.д.), познания и практики. Понятие о философских вопросах науки, о философии (и методологии) отдельных отраслей культуры. Значение философии для юридических специальностей.


Раздел 2. Учение о бытии

Тема 3. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального

Содержание и соотношение понятий: бытие и небытие. Самоорганизация бытия. Идеи синергетики в изменении взглядов на мир и его познание.

Понятие субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Эволюция представлений о материи в философии и естествознании. Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Проблема размерности и бесконечности пространства-времени. Биологическое пространство-время, социальное пространство-время.

Раздел 3. Пространство, время

Тема 4. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм

Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Понятия движения и развития, их соотношение.

Диалектика как учение о развитии и связи. Идея развития в научном познании. Принцип всеобщей связи и его роль в познании. Понятие о категориях, основных законах и принципах диалектики. Роль категорий в познании. Принцип преемственности в развитии научного знания. Антиподы (альтернативы) диалектики: догматизм, софистика, эклектика, схоластика. Диалектические и формально-логические противоречия, их роль в познании.

Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Причинность и целесообразность. Познавательное значение принципа причинности.


Тема 5. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира

Динамические и статистические закономерности. Статистические закономерности в объективном мире и их познание. Идея вероятности в современном' естествознании или обществознании.

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Универсальная картина мира. Научные картины мира - ньютоновско-картезианская парадигма (И. Ньютон, Р. Декарт); современное естествознание, его революционный характер (А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор, И. Пригожин). Философские картины мира – объективизм, субъективизм, проблемы материального и духовного, преходящего и вечного, взаимоотношения человека и мира. Религиозные картины мира: политеизм монотеизм, цикличность и линейность мирового времени в различных конфессиях.
Раздел 4. Человек, общество, культура

Тема 6. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская концепция человека как основание наук о человеке. Природа, сущность, предназначение человека.

Понятие природы. Географическая среда, ее влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке. Критика биологического редукционизма и вульгарного социологизаторства в понимании природы человека и общественной жизни.

Формирование и развитие представлений об обществе и его структуре. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

Гражданское общество: формирование, содержание и значение идеи. Основные концепции происхождения и сущности государства.
Раздел 5. Человек в системе социальных связей

Тема 7. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость

Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт и т.д.). Роль личности в истории (формирование и эволюция взглядов). Понятие свободы. Представления о свободе и необходимости в разных учениях.

Общественные отношения, взаимодействия человека и общества. Различные концепции формирования и существования общества: диалектико-материалистическая (К. Маркс), натуралистическая (Л. Чижевский, Л. Гумилев), социобиологическая (Г. Спенсер, Г. Маркузе), религиозные, концепция «открытого общества» К. Поппера, «понимающая социология» В. Дильтея и М. Вебера.

Понятия культуры и цивилизации (возникновение и развитие понятий). Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация. Понятие общественно-экономической формации.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал