1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины «Экология леса»



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4   5
















1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Экология леса» является введение и освоение необходимых базовых понятий для создания представлений об экологии леса и изучения современных проблем ведения лесного хозяйства.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3), опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин как биология, география, биоэкология, биоразнообразие, общая экология.

Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения таких дисциплин как управление природопользованием, природопользование и экология Югры в условиях социально-экономической трансформации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Экология леса

ПК-22 – быть способным критически анализировать информацию о состоянии окружающей среды и базовых природных ресурсов региона - водных, лесных, нефтегазовых,

ПК-27 – иметь представление об обеспечении экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности,

ПК-33 – обладать готовностью к участию в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде,

ПК-34 – обладать готовностью изучать научную литературу, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования,

ПК-35 – обладать готовностью планировать экспериментальные исследования, обрабатывать результаты экспериментов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- особенности функционирования лесных экосистем, факторы лесообразования, закономерности динамики, роста и формирования древостоев;

- принципы классификации лесов и лесорастительного районирования;

- теоретические и методические вопросы, способы и технологии сохранения, улучшения, неистощительного пользования, воспроизводства леса и лесоразведения.



Уметь использовать систему знаний об экологии леса для оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны лесных экосистем.

Получить навыки проведения научных исследований лесных экосистем, оценки биологического разнообразия лесных экосистем.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Экология леса
Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля) Экология леса

Таблица№1



п/п

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

1

Особенности функционирования лесных экосистем. Понятие о лесе. Лес как природное явление. Факторы лесообразования. Лесной фитоценоз. Лесной биогеоценоз. Круговорот вещества в лесных экосистемах. Основы морфологии лесных растений. Классификация типов леса. Влияние экологических абиотических факторов на лес.

8

2

Лесорастительное районирование. Понятие лесорастительного районирования. Лесорастительное районирование Западной Сибири Лесорастительные зоны Западной Сибири. Характеристика таежной зоны Западной Сибири.

4

3

Влияние антропогенных факторов на состояние лесов. Нефтедобывающая промышленность как основной фактор, влияющий на состояние лесов в ХМАО. Воздействие строительства и эксплуатации промышленных объектов на состояние лесов в ХМАО

4

4

Основы лесоводства и лесоустройства. Общие сведения о лесоустройстве. Лесной план субъекта Российской Федерации. Объекты лесоустройства. Методы и виды лесоустройства. Целевое назначение лесов и категории защитности.

4

5

Международное сотрудничество в области рационального использования и сохранения всех видов лесов. История международного сотрудничества в области рационального использования и сохранения всех видов лесов. Принципы управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов (Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.). Министерские конференции по защите лесов Европы. Азиатское лесное партнерство. Неформальное международное движение FLEGT

2


Содержание практического раздела дисциплины (модуля)
Практические или семинарские занятия

Таблица№3



зан

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

Формы отчетности

1

Практическое занятие «Отношение древесных пород к свету. Методы определения отношения древесных пород к свету». Светолюбивые и тенелюбивые древесные породы лесов Западной Сибири. Методы определения отношения к свету древесных пород: анатомический метод, таксационный, фотометрический, метод этиолирования


2

Устный опрос УО-1 (собеседование)

2

Практическое занятие «Лес и влага». Влияние леса на водный баланс, годовой расход воды в лесу и на открытых территориях, влияние возраста древостоя и породного сотава на водный баланс.

2

Устный опрос УО-1 (собеседование)

3, 4

Семинар «Основные хвойные лесообразующие древесные породы». Морфологические особенности, диагностические признаки, экологические свойства, географическое распространение и хозяйственное значение видов семейств Сосновые, Кипарисовые, Тисовые.

4

Письменная работа ПР-2 (контрольная работа)

5

Практическое занятие «Современные представления о типе леса и группах типов леса». Понятия тип леса и группа типов леса. Эдафо-фитоценотические ряды типов леса В.Н. Сукачева Основные типы леса Западной Сибири.

2

Устный опрос УО-1 (собеседование)

6

Практическое занятие «Лесные питомники и культуры»

В ходе занятия студенты приобретают практические навыки технического проектирования выращивания посадочного материала на примере методики расчета площади лесного питомника.




2

Устный опрос УО-1 (собеседование)

7, 8

Семинар «Лесные типы биомов». Бореальные хвойные леса. Широколиственные леса умеренной зоны. Субтропические жестколистные леса и кустарники. Тропические дождевые леса. Листопадные тропические леса, редколесья и кустарники.

4

Письменная работа ПР-1 (тесты)

9

Семинар «Таксационные и средние таксационные показатели лесных насаждений». Возраст насаждений. Класс возраста насаждений. Полнота древостоя. Запас насаждений. Расчет средних таксационных показателей.

2

Письменная работа ПР-3 (решение задач)

10, 11

Семинар «Состояние лесов Ханты-Мансийского автономного округа и их использование». Структура лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста. Структура лесных насаждений по полнотам и классам бонитета. Рекреационный и экологический потенциал лесного фонда ХМАО. Основные направления использования лесов ХМАО


4

Устный опрос УО-1 (собеседование)

12, 13

Практическое занятие «Лесохозяйственный регламент как основа осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков». Структура лесохозяйственного регламента. Основные разделы лесохозяйственного регламента.

4

Устный опрос УО-1 (собеседование)

14, 15

Семинар «Воздействие строительства и эксплуатации промышленных объектов на состояние лесов в ХМАО»

4

Устный опрос УО-1 (собеседование)

16

Семинар «Охрана и защита лесов. Охрана леса от пожаров. Организация службы охраны лесов от пожаров. Причины возникновения лесных пожаров. Последствия лесных пожаров. Охрана леса от болезней и вредителей.


2

Устный опрос УО-1 (собеседование)

Организованная самостоятельная работа

Таблица№4



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

Формы отчетности

1

Влияние экологических абиотических факторов на лес. Климат. Значение климата. Климатические показатели: продолжительность вегетационного периода, сумма активных температур, количество атмосферных осадков, радиационный баланс.

Свет. Значение солнечной радиации для жизнедеятельности древесных растений. Сравнительная потребность древесных пород в освещенности.

Температура. Отношение древесных пород к температуре. Влияние на лес низких и высоких температур. Влияние леса на температуру воздуха и почвы. Лесохозяйственные методы регулирования температуры.

Влажность. Виды осадков и их влияние на лес. Водный баланс в лесу. Отношение древесных пород к влажности.



Почва. Потребность древесных пород в элементах питания и требовательность к плодородию почвы.

10

Письменная работа ПР4(рефераты)

2

Особенности лесных биогеоценозов северной и средней тайги. Основные лесообразующие древесные породы Западно-Сибирского равнинного таежного района.

4

Устный опрос УО-1 (собеседование)

3

Основы лесоводства.

Рубки главного пользования. Сплошнолесосечные рубки. Выборочные рубки. Постепенные рубки. Меры содействия естественному лесовозобновлению при проведении рубок главного пользования.

Уход за лесом. Рубки ухода за лесом. Правила отбора деревьев в рубку ухода. Методы и способы рубок ухода. Ландшафтные рубки. Санитарные рубки.

Пользование лесом. Виды лесопользования. Лесохозяйственный регламент как основа осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Проект освоения лесов.

Возобновление леса. Естественное возобновление леса. Семенное, вегетативное лесоводство. Оценка успешности естественного лесовозобновления.

Искусственное возобновление леса. Выращивание посадочного материала. Виды лесных культур. Методы и способы создания лесных культур. Типы лесных культур. Уход за лесными культурами и их обслуживание.

10

Устный опрос УО-1 (собеседование)

4

Основные нормативные акты в области ведения лесного хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе

10

Устный опрос УО-1 (собеседование)

5

Характеристика лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа

10

Устный опрос УО-2 (коллоквиум)

6

Экологические проблемы лесов Ханты-Мансийского автономного округа

5

Письменная работа ПР4(рефераты)

7

Рекреационная, санитарно-защитная, хозяйственная и другие функции леса

5

Устный опрос УО-1 (собеседование)



Вид занятия

Тема

Интерактивные формы проведения

Кол-во часов

Семинар

«Лесные типы биомов». Бореальные хвойные леса. Широколиственные леса умеренной зоны. Субтропические жестколистные леса и кустарники. Тропические дождевые леса. Листопадные тропические леса, редколесья и кустарники.

Работа в малых группах

4

Практическое занятие

«Отношение древесных пород к свету. Методы определения отношения древесных пород к свету». Светолюбивые и тенелюбивые древесные породы лесов Западной Сибири. Методы определения отношения к свету древесных пород: анатомический метод, таксационный, фотометрический, метод этиолирования


Работа в малых группах

4

Лекция

Лесорастительные зоны Западной Сибири. Характеристика таежной зоны Западной Сибири.

Лекция-презентация

2

Семинар

«Состояние лесов Ханты-Мансийского автономного округа и их использование». Структура лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста. Структура лесных насаждений по полнотам и классам бонитета. Рекреационный и экологический потенциал лесного фонда ХМАО. Основные направления использования лесов ХМАО

.


Конференция

4


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий тестовый контроль по следующим разделам и темам дисциплины:



  1. Основные хвойные лесообразующие породы деревьев.

  2. Лесные типы биомов.

Итоговый контроль – экзамен




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал