1. Миссия, стратегические цели и задачи вуза



страница1/29
Дата30.04.2016
Размер4.32 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

УТВЕРЖДАЮ

ректор ФГБОУ ВПО «Югорский

государственный университет»

______________Т.Д. Карминская

24 ноября 2011 года




ПРОГРАММА

стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»

на 2012-2016 годы

Ханты-Мансийск, 2011



Оглавление

1. Миссия, стратегические цели и задачи вуза 3

2. Общая характеристика структуры деятельности вуза, результаты анализа внешней и внутренней среды. 4

2.1 Характеристика внешней среды 4

2.2 Характеристика внутренней среды 8

2.3 Характеристика научно-исследовательской деятельности университета 11

2.4 Финансовое состояние Университета 15

2.5 Материально – технического обеспечение Университета 17

3. Цель Программы, стратегические задачи, мероприятия и проекты 17

4.Финансовое обеспечение реализации Программы 22

5. Управление реализацией Программы. 24

6. Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы. 27

Приложение 1 29

Приложение 2 39

Приложение 3 54

60

Приложение 4 60



Приложение 5 64

Приложение 6 65

Приложение 7 60

Приложение 8 60

Приложение 9 100

Приложение 10 106

Приложение 11 111

Приложение 12 134

Приложение 13 143

Приложение 14 147




1. Миссия, стратегические цели и задачи вуза


Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» на 2012-2016 годы (далее – Программа, ЮГУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсной поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, рассмотрена и утверждена Ученым советом университета 24 ноября 2011 года.

Университет учрежден Правительством РФ в октябре 2001 г. по инициативе Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Постановление Правительства РФ от 20.08.2001 г., приказ Министерства образования РФ № 3916 от 5.10.2001 г.).

Университет является единственным образовательным учреждением федерального подчинения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее ХМАО) и представляет собой стратегический ресурс, обеспечивающий экономику региона квалифицированными кадрами.

В значительной степени процессы модернизации и повышения эффективности профессионального образования актуальны для северных регионов России, где расположены основные производительные силы страны и, особенно, для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В округе сосредоточены наукоемкие и стратегические, в аспекте формирования бюджета страны, нефтедобывающий и энергетический кластеры российской экономики. Остро стоят вопросы адаптации населения к современной экономической ситуации.



МИССИЯ ВУЗА:

Повышать устойчивость северного топливно-энергетического субъекта Российской Федерации, обеспечивать за счет высокого качества и доступности профессионального образования подготовку конкурентоспособных кадров и генерацию инновационных знаний для региональной экономики, развивать Университет как центр сохранения социокультурных традиций коренных народов Югры.


Стратегические цели вуза:

  1. Развитие передовых образовательных программ и технологий, отвечающих запросам экономики региона.

  2. Формирование системы эффективных научно-исследовательских разработок, конкурентоспособных технологий и инноваций.

  3. Развитие сферы производственного и социально-бытового обеспечения жизнедеятельности Университета, его сотрудников и обучающихся.



Стратегические задачи вуза:

  1. Развитие многоуровневого непрерывного образования обеспечивающего потребности региональной экономики и общества.

  2. Расширение масштабов, повышение уровня и эффективности научно-инновационной деятельности университета, ускоренное развитие научного потенциала и процессов интеграции науки, образования и бизнеса.

  3. Качественное развитие кадрового обеспечения образовательной и научной деятельности.

  4. Развитие инновационной инфраструктуры и совершенствование системы управления университетом.



2. Общая характеристика структуры деятельности вуза, результаты анализа внешней и внутренней среды.

2.1 Характеристика внешней среды


Университет расположен на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Общая площадь округа составляет 534,8 тыс. кв. км, протяженность внешних границ округа 4750 км, крупнейшие реки Обь, Иртыш, имеется 106 муниципальных образований, население (постоянное) по предварительным данным 1536,9 тыс. человек (на 01.01.2011 г.), естественный прирост населения 14601 чел. (январь-декабрь 2010 г.).

Сводный анализ внешней среды развития Югорского государственного университета представлен в Приложении 4.



К сильным сторонам экономики автономного округа можно отнести:

  • значительные сырьевые запасы - первое место в стране по добыче сырой нефти (57% общероссийского объема); второе место по добыче природного газа (4,7%); 3,7% лесосырьевых ресурсов от лесного фонда России;

  • развитость электроэнергетики – первое место в России по выработке электроэнергии (почти 7,3%);

  • высокие экономические показатели - второе место по поступлению налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации (11,4 %) и по объему инвестиций в основной капитал;

  • достаточно молодой возраст человеческих ресурсов (на 01 января 2011 года средний возраст жителей автономного округа составляет 32,8 года), значения индекса развития человеческого потенциала округа превышает среднероссийские показатели, что объясняется значительным превосходством автономного округа по среднедушевым показателям ВРП и достигнутой средней продолжительности жизни населения;

  • географическое положение округа способствует экономическому развитию региона. Два транспортных коридора федерального значения проходит через округ: "Сибирский коридор" (Тюмень - Тобольск – Сургут – Ноябрьск - Новый Уренгой - Надым - Салехард) и "Северный маршрут" (Пермь - Серов - Ивдель - Советский - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск).

Слабые стороны экономики округа: недостаточная диверсификация (Приложение 5), инфраструктурная неразвитость, сильные внутрирегиональные экономические и социальные контрасты, недостаточную инновационность.

По многим ключевым показателям инновационного развития (число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства) округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион. Крайне низка отдача (результативность) от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Недостаточно эффективно используются возобновляемые ресурсы: рыбные, лесные и т.п.

Несоответствие региональной системы профессионального образования требованиям экономики является основной проблемой профессионального образования региона. Истоки проблемы - в стремительном развитии технологий и инструментария в высокотехнологичных предприятиях добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики и одновременной инертности системы в отношении профессиональных программ.

Развитие системы профессионального образования тормозит отсутствие современной сетевой телекоммуникационной инфраструктуры; недостаточное внедрение современных образовательных технологий (удаленное образование, международные сертификационные курсы, классы виртуального присутствия, удаленное привлечение ведущих специалистов, лабораторные классы удаленного образования, промышленные лабораторные комплексы) в учебный процесс; отсутствие постоянной связи между учреждениями общего образования, СПО и ведущими системообразующими ВУЗами округа.

Для динамичного развития экономики округа необходимо сконцентрировать все ресурсы, включая научно-образовательный потенциал ЮГУ с целью решения следующих задач.

1. Задачи нефтегазового сектора экономики округа.

После 40 лет интенсивной промышленной эксплуатации большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи, 70 % запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых. Несоблюдение недропользователями объемов и сроков проведения геологоразведочных работ приводит к отставанию работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы (начиная с 1998 года, прирост запасов практически все годы не компенсирует добычу нефти).

Важнейшей задачей является сбор и утилизация попутного нефтяного газа. Объем газа, ежегодно сжигаемого в факелах, за десять лет вырос с 4,3 до 7,8 млрд. м3, что эквивалентно 7 млн. т. нефти. По оценкам, цена сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа - миллиард долларов в год. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.

Для решения этой группы задач Университет выступил инициатором создания региональной технологической платформы «Сбалансированное природопользование как механизм инновационного развития отраслей и секторов экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». На данный момент, благодаря активной поддержки региона в лице первого заместителя губернатора А.М. Кима Университет вошел в состав учредителей технологической платформы РФ «Технологии добычи и использования углеводородов».



2. Экологические задачи.

Эта группа задач связана с высоким техногенным воздействием на три составляющих биосферы – воздушную, водную и земельную. Автономный округ на протяжении последних лет занимает печальное «лидерство» в Российской Федерации по объёму выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в основном за счёт сжигания нефтяного попутного газа.

Потенциал университета в решения спектра задач многогранной проблемы экологической безопасности позволил принять участие в конкурсе программ «Создание и развитие национальных исследовательских университетов». Программа «Югорский национальный исследовательский университет» вошла в число 30 лучших программ университетов РФ.

3. Задача диверсификации структуры экономики округа,

На долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства (Приложение 5). Одним из проявлений слабой диверсификации региональной экономики является неразвитость стройиндустрии, производства стройматериалов. Крайне актуальна задача замещения ввоза строительных материалов собственным их производством. В округе разведаны месторождения известняка, однако производства цемента в регионе нет, что значительно удорожает стоимость бетонных и железобенных изделий. Также, потребность в щебне удовлетворяется исключительно за счет завоза из других регионов. Листовое стекло в полном объеме завозится из ОАО "Саратовстекло", ОАО "Борский завод", ОАО "Салаватстекло".

Для решения этой группы задач созданы 3 малых инновационных предприятия и НОЦ «Современные строительные материалы», включающий опытное производство современных строительных материалов.

4. Задача развития наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики.

В округе недостаточная научно-исследовательская инфраструктура для проведения исследований в области геологии (кроме геологии углеводородных месторождений), новых технологий в строительстве, энергетике, деревообработке. Слабо налажено научно-техническое творчество молодежи. Доля НИОКР в общем объеме финансирования программ округа в 2006-2010 году составляла 0,01%. Кроме того наблюдается низкая эффективность НИОКР для реальной экономики.

В 2010-2011 году в университете активно развивалась инновационная инфраструктура, настроенная на решения обозначенной задачи. В результате созданы 4 НОЦ, в том числе 2 из них поддержаны министерством образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».

5. Задачи, обусловленные экстремальными климатическими условиями автономного округа.

Данная задача состоит в необходимости восполнения кадрового дефицита и исключения текучести кадров вследствие повышенных расходов на проживание населения, сложности обеспечения необходимого уровня жилищно-коммунальных и социальных услуг. Положительная трудовая миграция в округе составляет порядка 32 тысяч специалистов в год, при этом ежегодно из округа уезжает более 30 тысяч человек, из них порядка 1000 в возрасте от 17 до 22 лет.

Актуальность задачи и роль Университета в ее решении подтверждается масштабным проектом целевой подготовки кадров в рамках регионального заказа за счет средств бюджета округа. В 2010-2011 году за счет бюджета ХМАО по всем уровням подготовки кадров, включая послевузовский (аспирантура) обучается более 1500 человек.

6. Задачи обеспечения потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах

Высокая доля высокотехнологичных производств добывающей, перерабатывающей отрасли, значительный объем производства электроэнергии обуславливает потребность в высококвалифицированных кадров. По данным окружного Департамента труда и занятости суммарные потребности в специалистах уровня СПО ежегодно составляют не менее 53 000 специалистов, при существующем предложение на рынке труда порядка 21 000 специалистов. Суммарные потребности в специалистах с ВПО составляют не менее 7 000 специалистов, при предложении на рынке труда порядка 4 500 специалистов. Таким образом, структура потребностей рынка труда ХМАО составляет около 12% специалистов с ВПО и 88% специалистов среднего звена и рабочих профессий. В Югре учится около 50 (73%) тыс. студентов в учреждениях ВПО и порядка 18 (27%) тыс. студентов в учреждениях СПО. Тем самым наблюдается системное рассогласование рынка труда и региональной системы профессионального образования.

Кадровый дефицит реального сектора экономики усугубляется несоответствием содержания подготовки и перечня освоенных компетенций требованиям современного высокотехнологичного производства.

В рамках реализации проекта по ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)», подраздел 3.2.1. «Научно-методическое обеспечение управления образованием: прогнозирование и анализ развития образования, мониторинг, статистика» разработаны и апробированы методики прогнозирования потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах (всех уровней образования). Математическая модель, используемая при прогнозировании основана на модели валового регионального продукта и учитывает программы развития региональной экономики; миграцию населения; вахтовый метод работы; движение контингента студентов. В реализации проекта задействованы 2 доктора наук, 4 кандидата наук, 6 аспирантов и студентов, подготовлена 1 диссертация на соискание степени доктора технических наук, защищены 2 диссертации на соискание степени кандидата наук, подготовлены к защите 4 диссертации на соискание степени кандидата наук. Финансирование за 2009-2010 по ведомственной целевой программе составило 4 млн. руб., за 2011 год 4 млн. руб. По результатам выполнения проекта создан интеллектуальный продукт и организовано малое инновационное предприятие «Технологии прогнозирования».




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал