1. Освоение знаний о строении организма человека и присущих ему закономерностях развития, жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др областях



Скачать 242.8 Kb.
Дата27.04.2016
Размер242.8 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Программа по биологии для 8 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, авторской программы по биологии для 8 класса В.С. Рохлов и С.Б. Трофимов в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий.



Цели:

1. Освоение знаний о строении организма человека и присущих ему закономерностях развития, жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др. областях; методах познания живой природы в целом и человека в частности;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов протекающих в организме, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, социометрических методик, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; целесообразности здорового образа жизни;

5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для возможности оказания первой медицинской помощи; соблюдение гигиенических норм и правил, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.



Задачи:
1. Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

2. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

3. Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

4. Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.



Место предмета в учебном плане

На предмет биологии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю .



Содержание

п/п


Раздел

Кол-во

часов


Элементы содержания

1

Введение.

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

2

Место человека в системе органического мира.

2

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

3

Строение организма человека.

6

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

4

Нервная система.

6

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

5

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

6

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы смешанной секреции. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

6

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.

6

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

7

Поведение.

10

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение 6
И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

8

Покровы тела.

2

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

9

Опора и движение.

5

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

10

Внутренняя среда организма.

5

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

11

Кровообращение и лимфоотток.

4

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

12

Дыхание.

4

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

13

Пищеварение.

5

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

14

Обмен веществ и превращение энергии.

5

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

15

Выделение.

2

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

16

Воспроизведение и развитие человека.

3

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.



Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь. Кровообращение

9

5

Дыхательная система

6

6

Пищеварительная система

6

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

8

Мочевыделительная система

2

9

Кожа

3

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

6

12

Органы чувств. Анализаторы

6

13

Поведение и психика

6

14

Индивидуальное развитие человека

7




Всего

70



Календарно-тематическое планирование

 8 класс

Четверть

Месяц

Неделя

 №

Урока


Название темы урока













1. Введение

Первая


Сентябрь

Октябрь


1

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.Науки об организме человека.




Тема 1. Общий обзор организма человека

2

Общие сведения об организме человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

2

3

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

4

Ткани. Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»

3

5

Органы. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

6

Обобщение знаний по теме «Организм человека. Общий обзор».




Тема 2. Опорно-двигательная система

4

7

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет. Строение и состав костей.

8

Соединение костей.

5

9

Скелет головы и туловища

10

Скелет конечностей.







6

11

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.Профилактика травматизма.

12

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

7

13

Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

14

Нарушения осанки и плоскостопие. Лабораторная работа №2 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»







Тема 3. Кровь. Кровообращение

8

15

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

16

Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Работы Э. Дженнера. Антитела. Предупредительные прививки. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Аллергические реакции. Типы иммунитета.

9

17

Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

18

Строение и работа сердца.

Вторая

Ноябрь

10

19

Лимфа. Движение лимфы. Лимфатическая система.

20

 Движение крови по сосудам. Кровяное давление и пульс.Практические работы:

 1.Измерение кровяного давления.

 2. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

 


11

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

22

Артериальное и венозное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.Практическая работа №3. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

12

23

Повторение и обобщение материала по теме «Кровь. Кровообращение»




Тема 4 Дыхательная система

24

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система.

Декабрь

13

25

Строение органов дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 4:Определение частоты дыхания.

 


26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа № 4. «Измерение обхвата грудной клетки».

14

27

Гигиена органов дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вред табакокурения.

28

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.


15

29

Повторение и обобщения материала по теме: « Дыхательная система»




Тема 5. Пищеварительная система

30

Питание. Пищеварение. Значение пищи и ее состав. Пища как биологическая основа жизни.

16

31

Пищеварительная система. Строение и значение зубов.

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №  5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал»

Третья

Январь

17

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

34

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Гигиена питания. Питание и здоровье. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

18

35

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»




Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины

36

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.

19

37

Рациональное питание. Нормы и режим питания.Практическая работа № 5. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» 

38

Витамины, их связь с ферментами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки.Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.










Тема 7. Мочевыделительная система

Февраль

20

39

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции выделительной системы.

40

 Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Экологическая чистота питьевой воды - залог здоровья (на примере Тульской области).







Тема 8. Кожа

21

41

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в процессах терморегуляцииПрактическая работа № 6 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

42

Уход за кожей, волосами, ногтями. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

22

43

Повторение и обобщение по теме «Кожа»




Тема 9: Эндокринная система.

44

Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

23

45

Гормоны, механизмы их действия на клетки. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.




Тема10. Нервная система

46

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Значение, строение и функции нервной системы. Практическая работа№ 7.«Выявление действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи»

Март

24

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

48

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

25

49

Спинной мозг.

50

Головной мозг: строение и функции.

26

51

Обобщение знаний по темам «Эндокринная система», «Нервная система».




Тема 11. Органы чувств. Анализаторы

52

Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы.

Четвертая

Апрель

27

53

Строение и функции органа зрения. Зрительный анализатор. Практическая работа №  8. «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна» (Строение и работа органа зрения).

54

Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика.

28

55

Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха, их профилактика.

56

Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.

29

57

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».




Тема 12. Поведение и психика

58

Психология и поведение человека.Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Познавательная деятельность мозга.Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

30

59

Закономерности работы головного мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Межличностные отношения. Выбор профессии.

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

31

61

Высшая нервная деятельность человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Речь. Сознание человека. Труд. Познавательные процессы.Мышление. Память. Способности и одарённость. Темперамент и характер.

62

Воля. Эмоции и чувства. Внимание. Практическая работа№9  . «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании, при попытке удержать образ путём волевого усилия (произвольное внимание) и при активной работе с объектом (опыт с усеченной пирамидой)».

Май

32

63

Динамика работоспособности. Режим дня.

Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Рациональная организация труда и отдыха.






Тема 13. Индивидуальное развитие человека

64

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половая система человека. Половые хромосомы.Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Половое созревание юношей и девушек. Нецелесообразность ранних браков. Опасность абортов, бесплодие.

33

65

 Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные и врожденные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

66

Оплодотворение, внутриутробное развитие организма. Беременность. Роды. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.

34

67

Развитие после рождения.

68

О вреде наркогенных веществ. Человек и

окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью. Практическая работа №10. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



35

69

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


70

Подведение итогов


Планируемые результаты

обучающиеся должны знать:



уровни организации живого организма: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов;

- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

- строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию, сходства и различия в строении и функции систем органов человека и млекопитающих животных;

- расположение органов в организме человека; особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образомжизни;

- особенности внутренней среды организма, иммунитета,обмена веществ, терморегуляции, рационального питании;

-особенности роста и развития человеческого организма; влияние сенсорной информации на психическое развитие человека;

- приемы оказания помощи при несчастных случаях;   

- влияние физической и умственной нагрузки на организм; факторы сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние курения, алкоголя, наркомании на организм человека.

обучающиеся должны уметь:



распознавать органы и системы органов по таблицам; находить связь между строением и функциями органов;

- объяснять влияние труда и отдыха на организм;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения (подсчитывать пульс, определять состояние органов чувств — зрения, слуха), организовать правильное рациональное питание;

- оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

- работать с учебником: использовать шмуцтитулы, работать с текстом, рисунками и обозначениями на полях учебника; проверять себя по вопросам и указанным обозначениям, составлять план параграфа и готовить краткие сообщения.


Материально – техническое обеспечение:
1. Учебник биология 8 класс под редакцией И.Д Трайтака

2. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - тренажер Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

3. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - экзаменатор Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

4. Дидактические материалы по биологии З.В Борзова; Москва. 2005г.

5. Биология в вопросах и ответах Николай Лемеза; Айрис Пресс. 2005г.

6. Задания подготовки к олимпиадам по биологии Л.М Кудинова; Волгоград. 2007г.



7. Презентации по физиологии и анатомии человека.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал