1 Отходы производства и потребления 6 Отходы производства и потребления. Состояние, использование



Скачать 124.96 Kb.
Дата24.04.2016
Размер124.96 Kb.
1.6. Отходы производства и потребления

1.6.1. Отходы производства и потребления. Состояние, использование
Отходы производства и потребления относятся к одному из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду, обуславливающих ухудшение условий жизни человека.

Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае продолжает оставаться одной из актуальных, так как загрязнение ими окружающей природной среды неуклонно увеличивается.

Оценка ситуации с отходами производства и потребления и учет количества отходов, образующихся на территории Хабаровского края, осуществляется на основе данных Федерального государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» посредством сбора информации от предприятий, образующих отходы.

По официальным сведениям, в 2008 г. образовалось 31 млн 864,6 тыс. т отходов, в том числе I класса опасности - 34,251 т, II класса - 170,498 т, III класса - 57264,894 т, IV класса - 3 млн 304 тыс. т, V класса - 28 млн 503 тыс. т.

Наибольшее количество отходов образовалось в теплоэнергетической промышленности, при добыче полезных ископаемых, лесозаготовках, в жилищно-коммунальном хозяйстве, черной металлургии.

Проблема утилизации твердых бытовых отходов является одной из самых насущных на сегодняшний день в сфере обращения с отходами. Ежегодно в крае образуется более 1 млн т твердых бытовых отходов. Практически все бытовые отходы попадают на свалки. Содержание большинства свалок в крае и состояние их эксплуатации, в т.ч. и санкционированных, не соответствует санитарно-экологическим, противопожарным требованиям - фильтрат от свалок загрязняет подземные воды, постоянное горение отравляет воздушные бассейны близлежащих городов и поселков, они являются источниками разнообразной заразы.

Места размещения твердых бытовых отходов (ТБО) представляют собой открытые площадки с грунтовым покрытием либо отработанные карьеры. Мероприятия по обустройству существующих свалок (устройство подъездной дороги, противофильтрационного экрана, защитной обваловки грунтом, установка аншлагов и др.) не проводятся из-за отсутствия средств у муниципальных образований (особенно у населенных пунктов с небольшой численностью жителей), отсутствуют средства на разработку проектной документации, прохождение экологической экспертизы проекта. В лучшем случае 1-3 раза в год проводится буртовка и уплотнение накопленных отходов бульдозером.

Загрязнение отходами производства и потребления территорий населенных пунктов, предприятий, организаций, пригородных земель является одной из наиболее острых экологических проблем Хабаровского края.

Практически в каждом населенном пункте выявляются несанкционированные свалки ТБО -стихийно сложившиеся места размещения и захоронения отходов, которые являются источником вторичного загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. В некоторых районах в период весенне-осенней санитарной очистки проводятся мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, которые в течение года опять стихийно возникают.

Остается неудовлетворительной организация обращения с отходами производства и потребления: у некоторых организаций, выполняющих работы по сбору, накоплению, вывозу и захоронению отходов в районах края, отсутствуют лицензии на выполнение этих видов деятельности.

Одна из самых неблагоприятных ситуаций с размещением ТБО сложилась в г. Хабаровске. Березовская свалка, расположенная в черте города, в непосредственной близости к жилым микрорайонам, практически исчерпала свой ресурс еще в 2004 г., но продолжает эксплуатироваться, при этом не отвечая ни экологическим, ни санитарным, ни гигиеническим требованиям.

Для решения экологических проблем при захоронении ТБО был разработан «Проект строительства полигона твердых бытовых отходов для г. Хабаровска», прошедший экологическую экспертизу и получивший положительное заключение от 29.09.06 г. В настоящее время МУП г. Хабаровска «Спецавтохозяйство по санитарной очистке» получило разрешение на производство работ, и в районе им. Лазо начались подготовительные работы.

Несмотря на все недостатки, в ближайшем будущем захоронение будет оставаться наиболее распространенным методом. Поэтому необходимо создание методов экологического захоронения отходов, благодаря которым снизится негативное воздействие на окружающую среду. Наиболее оптимальным методом захоронения отходов признается санитарный полигон. Постановлением губернатора Хабаровского края от 31.03.2006 г. № 77 утверждены меры по реализации Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006-2010 гг. Предполагается разработка типовых проектов межмуниципального характера полигонов твердых бытовых отходов для населенных пунктов Хабаровского края с числом жителей до 200, 1000 и 5000 человек.

Актуальной для Хабаровского края остается проблема обезвреживания токсичных отходов - специализированные объекты для захоронения отходов 1-3-го класса опасности в крае отсутствуют. Для решения этой проблемы планируется проектирование и строительство межмуниципального полигона по захоронению неутилизируемых промышленных отходов, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства края от 27 июня 2007 г. № 124-пр. По заказу министерства природных ресурсов края разработано обоснование инвестиций в строительство полигона. В 2008 г. указанный объект был включен в уточненный перечень строек и объектов Хабаровского края для корректировки федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.». Подобрана площадка для его размещения - в Амурском муниципальном районе, в 1,5 км севернее пос. Менгон. Проводятся проектно-изыскательские работы.

Актуальной в настоящее время становится проблема обращения с медицинскими отхододами, так как их количество с каждым годом увеличивается. В 2008 г. в целом по краю по данным отчитавшихся предприятий образовалось 9,174 т. медицинских отходов. Потенциально инфицированные отходы медицинских учреждений представляют эпидемиологическую опасность. Отсутствие в настоящее время в большинстве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) края организованной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов создает угрозу заражения пациентов, персонала, функциональных помещений ЛПУ патогенными микроорганизмами, что повышает риск распространения внутрибольничных инфекций и вынос инфекции за пределы медицинских учреждений. Зачастую лекарственные средства, не разрешенные к применению, с просроченным сроком действия, фальсифицированные, не утилизируются соответствующим образом, оказываются в мусорных контейнерах и на полигонах ТБО. Обезвреживание медицинских отходов подразумевает разделение их в ЛПУ по степени токсичности и доставку к месту централизованной переработки. Несмотря на установленные требования СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», сбор их производится по старой схеме. Отходы, независимо от класса опасности, ввиду отсутствия на территориях мусоросжигательных установок, утилизируются на полигонах ТБО, создавая эпидемиологическую и экологическую опасность. Для решения данного вопроса в крае планируется проектирование и строительство завода по уничтожению (обезвреживанию) опасных отходов, осуществляемое в соответствии с распоряжением Правительства края от 11 апреля 2008 г. № 174-рп. Строительство завода направлено на решение задачи обезвреживания в крае биологических отходов, непригодных к применению агрохимикатов, а также медицинских отходов, включая недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства. По состоянию на 31 декабря 2008 г. подобрана площадка для размещения завода в Хабаровском муниципальном районе, осуществлен перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, ведутся проектные работы.

Политика обращения с отходами производства и потребления в крае с точки зрения экологической безопасности ориентирована на постепенный переход от депонирования отходов на свалках к использованию в качестве вторичного сырья.

В настоящее время в Хабаровском крае действуют 38 предприятий, использующих в своем производстве отходы производства и потребления в качестве вторичных ресурсов. Предприятиями-переработчиками отходов Хабаровского края обеспечивается переработка ртутьсодержащих отходов, шламов металлургического производства, макулатуры, интенсивно развивается переработка полимерсодержащих отходов - действуют 9 предприятий по переработке этого вида отходов, из них 5 предприятий выпускают товарную продукцию из вторичных полимеров.

Активно работает с отходами ряд предприятий.

ООО «Региональный экологический центр демеркуризации» за 2008 г. собрано 709772 шт. ртутьсодержащих приборов (люминесцентных ламп, термометров), 2055 кг ртутьсодержащих веществ и отправлено на утилизацию 7100526 шт. и 2066 кг соответственно с учетом остатка с прошлого года.

За 2008 г. ООО «Фирма «Сталкер» (г. Комсомольск-на-Амуре) принято различных видов вторичного сырья (древесные отходы, кирпич, металл, макулатура, тряпье, полиэтилен, ПЭТ-бутылка, стекло) 1,5 тыс. т, столько же отсортировано из отходов производства и потребления, поступивших от предприятий. При этом отходы, образовавшиеся в результате сортировки и непригодные для дальнейшего использования, запрессовываются в тюки, вывозятся на захоронение, тем самым значительно уменьшая объемы отходов, размещаемых на свалке.

В г. Хабаровске на базе ОАО «Хабаровский НПЗ» смонтирован узел приема нефтесодержащих отходов от сторонних организаций с последующей переработкой на установке Flottweg. Также централизованный сбор и утилизацию нефтесодержащих отходов в г. Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе осуществляют ОАО «Хабаровский речной торговый порт» (подсланевые воды, содержащие нефтепродукты, от судов Амурского бассейна) и ООО «Адриатик». ООО «Адриатик» собрано и обезврежено 1,7 тыс. т нефтесодержащих отходов.

000 «Дальпродукт» собрано 73,8 т отработанных аккумуляторных батарей с неслитым электролитом, нейтрализовано 7 т электролита, планируется сбор и переработка отработанных автомобильных и трансмиссионных масел.

Компанией «Баск-Пластик» освоен выпуск более 60 наименований товаров народного потребления из отходов полимеров.

000 «Бриз» ведет работу по переработке резинотехнических отходов с дальнейшим выпуском крошки. За 2008 г. собрано 560 т резинотехнических отходов, переработано 270 т, выпущено резиновой крошки 135 т. В настоящее время монтируется оборудование для выхода на проектную мощность переработки отходов в 5 тыс. т в год.

Планируется создание предприятий по производству древесноволокнистых плит (MDF) в г. Комсомольске-на-Амуре.

Для краевых предприятий, основным видом деятельности которых является заготовка и переработка вторичных ресурсов, законодательством Хабаровского края установлена льготная налоговая ставка в размере 1,1% в отношении имущества, используемого при переработке всех видов вторичных ресурсов. Кроме того, краевые предприятия - переработчики отходов -пользуются дополнительной льготой по уплате земельного налога за земли, на которых расположены объекты размещения отходов, производственные здания, сооружения, используемые для их переработки.

Вопрос увеличения объема отходов, вовлекаемых во вторичное использование, остается весьма актуальным для Хабаровского края.

Так, существующие мощности по переработке резинотехнических отходов позволяют обеспечивать утилизацию данной категории отходов только в пределах г. Хабаровска и не покрывают потребности в переработке отработанных автомобильных шин, образуемых на территории края. Доля ежегодно образуемых в крае отработанных автомобильных шин, направляемых на переработку, составляет менее 15%, в то время как их утилизация на полигонах твердых бытовых отходов не допускается.

Утилизация твердых бытовых отходов, обладающих достаточно высоким материально-ресурсным потенциалом (в структуре ТБО доля полимерных материалов составляет в среднем 15%, бумага и картон - 12%, стекло - 9%, текстиль - 8%), на территории Хабаровского края составляет всего 4-5%.

До настоящего времени в крае не освоены технологии переработки стеклобоя, отходов гальванического производства, в недостаточных объемах осваивается переработка низкотоварной древесины.

Существует ряд проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, требующих решения:

- отсутствуют рентабельные технологии утилизации многих видов опасных отходов (гальваношламы, отходы лакокрасочных средств, шламы минеральных масел и др.);

- недостаточно активно решают вопросы утилизации отходов предприятия горной промышленности и теплоэнергетики;
- для захоронения направляется большое количество твердых отходов, уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов низкий. Практически все свалки не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям и должны быть обустроены в соответствии с экологическими требованиями либо закрыты и рекультивированы;

- отсутствуют полигоны для захоронения неутилизируемых промышленных отходов, в том числе опасных, что приводит к их чрезмерному накоплению на не отвечающих экологическим и гигиеническим требованиям промышленных площадках предприятий, загрязнению воды и почвы.

В целях обеспечения экологической безопасности Хабаровского края при обращении с отходами производства и потребления, комплексного решения вопросов по сбору и переработке отходов производства и потребления, снижения их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения было принято Постановление губернатора Хабаровского края от 31.03.2006 г. № 77 «О Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006-2010 гг.», Постановление Правительства края от 27 июня 2007 г. № 124-пр «Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению», наметившие мероприятия по реализации концепций развития сферы обращения с отходами производства и потребления.
1.6.2. Нормирование в области обращения с отходами производства и потребления
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям) устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно статьям 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Субъекты малого и среднего предпринимательства, образующие отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ).

Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 (в редакции Постановления Правительства от 29.08.2007 г. № 545) «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Порядок разработки ПНООЛР установлен «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703, зарегистрированы в Минюсте России 17.01.2008 г., № 10891).

Исполнение государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), его территориальные органы в рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.

Порядок исполнения государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов детально описан в Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов (утвержден приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 г. № 643, зарегистрирован в Минюсте России 17.10.2007 г., № 10347).

Территориальные органы Ростехнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении.

Перечень оснований для отказа в установлении лимитов приведен в п. 7 Административного регламента. При отсутствии оснований для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выдается документ соответствующего образца об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок действия лимитов на размещение опасных отходов устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В остальных случаях - на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которым установлен лимит, неизменности производственного процесса и используемого сырья в форме технического отчета, приведенного в «Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, обязаны иметь лицензию на эти виды деятельности (на основании требований статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ; ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128).

Лимиты для таких субъектов устанавливаются при наличии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

Всего за 2008 г. рассмотрено 946 проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления, выдано 667 документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исполнение функций по паспортизации опасных отходов и пополнению Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) МТУ Ростехнадзора по ДФО проводит в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26. 10.2000 г. № 118 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации отходов», приказом МНР России от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», Приказом от 15.08. 2007 г. № 570 «Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов».



В 2008 г. рассмотрено 1909 паспортов опасных отходов, согласовано 1291.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал