1. Предмет прикладной климатологии Задачи науки Изучаемые явления и процессы



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер0.93 Mb.
  1   2   3   4   5


Тема 1. Предмет, цель и задачи курса

План:

1. Предмет прикладной климатологии

2. Задачи науки

3. Изучаемые явления и процессы

4. Разделы прикладной климатологии

5. Связь с другими науками и отраслями метеорологии
По существу прикладная климатология – это применение климатических данных к оперативным задачам сельского хозяйства, техники, строительства, транспорта, авиации и пр. В состав понятия прикладной климатологии входят агроклиматология, авиационная климатология, биоклиматология, индустриальная климатология, палеоклиматология, транспортная климатология и т. п.

Основные задачи науки состоят в изучении атмосферных процессов за длительный период, обобщении результатов измерений параметров погоды во всех пунктах наблюдений с определением их средних и экстремальных величин и повторяемости сочетаний отдельных метеоэлементов и в использовании полученных данных для решения народно-хозяйственных и социальных задач.

С развитием каждой отрасли человеческой деятельности возникает потребность в получении новых специальных показателей, с помощью которых учитываются их конкретные запросы, т.е. требуется проведение соответствующих климатологических исследований, на базе которых и возникают новые отрасли прикладной климатологии. Так оформились все прикладные отрасли – агроклиматология, биоклиматология человека и растений, медицинская, курортная, морская, транспортная. Точно так же из запросов практически возникла строительная климатология. Расширение жилищного и промышленного строительства в существующих населённых пунктах и на вновь осваиваемых территориях, применение новых строительных материалов потребовали более тщательного учёта климатических условий, а следовательно, разработки специальных показателей, которые входят в строительные нормы и правила (СНиП). Это послужило стимулом для быстрого развития строительной климатологии.



В прикладных отраслях климатологии много внимания уделяется опасным метеорологическим явлениям. Характер изучаемых опасных и вредных явлений различен в зависимости от объектов, которые подвергаются воздействию климатом. Так, транспортную климатологию прежде всего интересуют метели, снежные заносы, ливни, гололёды , агроклиматологию – заморозки, засухи и т.д.

При разработке климатологических показателей для строительства, оборудования и различных изделий техники учитывается климатическое воздействие на объекты как неорганические, так и органические.

В целом при климатических исследованиях прикладного характера учитываются следующие виды воздействия климатических факторов:

 тепловые и механические (в виде нагрузок);

 химические (коррозия металла и железобетона);

 электрохимические;

 микробиологические (для оценки коррозии и старения материалов).

При этом применяются следующие методы исследований:

 лабораторные, натурные и экспедиционные;

 климатические и микроклиматические;

 моделирование, теоретические и физико-статистические.

При климатических исследованиях прикладного характера применяются следующие методы обобщения:

 описание, картирование, районирование, составление обзоров отдельных явлений;

 номографирование;

 составление справочников и справочных пособий;

 составление специальных классификаций климатов и климатических районирований (по строительству, технике, комфортности, сельскохозяйственному строительству, и т. д.);

 составление рекомендаций;

 формулировка соответствующих нормативов в СНиП и государственных стандартах (ГОСТ).

Главный способ внедрения полученных результатов исследований прикладного характера – включение их в СНиП и ГОСТ.

Решение задачи о получении специальных климатических показателей можно разбить на следующие этапы:



  1. изучение влияния метеорологических условий на тот или иной объект и определение климатических показателей, которые позволяют наилучшим образом учесть это влияние при проектировании;

  2. разработка метода расчёта специализированных показателей на основе характеристик климата, содержащихся в справочниках, или путём специальной обработки данных метеорологических наблюдений;

  3. проведение статистико-климатологической обработки;

  4. составление рекомендаций по практическому использованию полученных показателей.

Первый этап работы является областью прикладной метеорологии, однако он определяет направление климатологических исследований. Изучение влияния метеорологических условий на различные объекты осуществляется путём постановки экспериментов в лабораториях условиях, с помощью натурных наблюдений и путём физического анализа влияния различных метеорологических факторов на ту или иную сферу деятельности человека.

При исследованиях должны быть установлены как положительные, так и отрицательные воздействия климата на тот или иной объект. Исследования влияния метеорологического фактора на объекты производятся в научно-исследовательских институтах, имеющихся в системе Росгидромета, и в соответствующих ведомствах.

В последнее время широко применяется метод моделирования и физического анализа процессов воздействия.

Использование уже имеющихся показателей климата упрощает и ускоряет внедрение их в практику. Однако учёт влияния климата, так как сами по себе средние значения наблюдаются редко, а обеспеченность значений, превосходящих среднюю величину, соответствует не более 50 %. Ориентация же на экстремальные величины метеорологических элементов при решении невыгодна.



Разделы прикладной климатологии

Климатология включает в себя ряд разделов, в том числе прикладные отрасли науки, связанные с различными областями хозяйственной жизни человека, - авиационную, морскую, транспортную, лесную, военную и биоклиматологию. Аналогичные отрасли можно выделить и в климатологии. Биометеорология и биоклиматология как составные части метеорологии и климатологии тесно связаны между собой.

Таким образом, прикладная климатология, с одной стороны, связана с физикой атмосферы (метеорологией) и физической географией, а с другой – с медицинскими и биологическими науками (рис.1). Прикладная климатология является ярким примером развития научной отрасли на «стыке» наук.

Геофизика

Биология

География



Медицина

Физическая география



Метеорология



Медицинская география



Климатология



курортология

Биометеорология

Биоклиматология




Климатофизиология

Биоклиматология человека

Биометеорология человека



Климатотерапия




Климатопрофилактика



Климатопатология

Рис. 1.1  Взаимосвязь медицинской климатологии с другими науками




Тема 2. История науки

План:

1. История развития строительной климатологии

2. История развития транспортной климатологии

3. История биоклиматологии

4. История климатических наблюдений
Краткая история создания нормативов для строительства

В строительной практике учёт влияния климата производится как в стадии планирования, так и в стадиях проектирования и строительства тех или иных объектов. Правильность учёта климата определяется качеством климатических показателей, входящих в СНиП.

Входящие в СНиП положения и технические указания называют нормами. Наряду с техническими, в СНиП помещаются климатические показатели.

В климатологии под нормами обычно подразумевают средние значения метеорологических элементов, в отличие от них показатели климата, входящие в СНиП, часто называют климатическими нормативами. Если климатические нормативы входят в расчёты при проектировании, то их называют климатическими параметрами.

Первое деление территории СССР по климатическим условиям для целей строительства приводилось в “Основных строительных нормах” 1934 г. Тогда на территории СССР было выделено четыре района, или пояса: северный, средний, южный и субтропический. Однако требования к устройству жилищ в зависимости от района ограничивались только толщиной стен зданий.

В нормах 1938 г. установлены ориентировка жилых комнат в квартирах с учётом широты места и расчётные минимальные температуры воздуха, по которым определялась величина требуемого сопротивления теплоотдаче наружных стен. Расчётные минимальные температуры воздуха были получены по климатологическим данным с помощью формулы Чаплина.

В 1948 г. Академией архитектуры СССР были разработаны и изданы “Нормы проектирования жилых зданий”. В этом документе, в отличие от предыдущих, территория СССР разделена на пять климатических поясов: холодный, умеренный, умеренно-холодный, тёплый и жаркий.

В главе СНиП “Жилые здания”, утверждённой Госстроем СССР в 1954 г., территория СССР разделена на четыре климатических района и три подрайона.

В “Нормах проектирования жилых зданий”, изданных в 1958 г., число подрайонов увеличено до пяти. Районирование СССР выполнено на основании климатических норм  по средней температуре воздуха за январь и июль.

В СНиП 1958 г. приводится первое, весьма приближённое, районирование территории СССР по ветровым нагрузкам. Приводятся данные по снеговым нагрузкам. Для расчёта теплоотдачи стен зданий и дифференциации объёмно-планировочных решений рекомендовалось использовать расчётную минимальную температуру наружного воздуха, полученную, как и ранее, с помощью формулы Чаплина.

Глава СНиП “Строительная климатология и геофизика” была переиздана в 1972 и 1983 гг. В неё вошли уточнённые, ранее принятые климатические показатели, и ряд новых.

В 1990 г. издано “Справочное пособие к СНиП” (“Строительная климатология”). Оно содержит целый ряд дополнительных климатических параметров, пространственное обобщение отдельных параметров климата в виде изолинейных карт, другие справочные и климатические материалы, необходимые при проектировании и строительстве, а также рекомендации по определению и методам расчёта климатических параметров, используемых в строительной практике.

С 1 января 2000 г. взамен СНиП 2.01.01-82 “Строительная климатология и геофизика” введён в действие СНиП 23-01-99 “Строительная климатология”.

История развития транспортной климатологии

Для наземного транспорта значительные трудности по эксплуатации дорог представляют снегозаносы. Они определяют необходимые мероприятия по снегозащите дорог. Теорией переноса снега занимались известные ученые нашей страны (Н. Е. Жуковский, С. А. Чапрыгин, А. X. Хргиан и др.). Значительная часть теоретических и экспериментальных исследований, выполненных до начала 60-х гг. текущего столетия, обобщена в монографии A. К. Дюнина, который своими работами внес существенный вклад в эту проблему.

Д. М. Мельником разработана методика расчета объема переносимого снега на основании метеорологических наблюдений. Вопросами отдельных территорий СССР по снегозаносимости дорог занимались Н. С. Муретов, Г. Д. Рихтер, И. Д. Копанев и другие.

Более детальное районирование всей территории СССР, выполненное по большому числу характеристик переноса снега, опубликовано за последние годы В. М. Михелем и А. В. Рудневой. Географическое распределение климатических характеристик снежного покрова выполнено В. И. Липовской.

Зависимость эксплуатации морского транспорта от гидрометеорологических условий довольно широко используется учеными Центрального научно-исследовательского института морского флота и Союзморниипроекта. Климатическое районирование Атлантического, Индийского и Тихого океанов для целей навигации выполнено А. Г. Морозовой. В основу районирования положена пространственно-временная общность и закономерная последовательность атмосферных процессов, позволившая с учетом обобщенных сроков возможной встречи судов с опасными явлениями погоды (ветром, волнением) наметить на акватории трех океанов шесть районов штормовой деятельности. Карты вероятности обледенения судов в Северной части-Атлантического океана построены B. И. Смирновым. Большое значение для дальнейшего развития вопросов учета климатологических данных для нужд морского транспорта имеет работа В. М. Шалаева «Гидрометеорологические условия и мореплавание».

История биоклиматологии

Во второй половине XIX в. А. А. Лихачев в Военно-медицинской Академии впервые измерил калориметрическим путем количество тепла, отдаваемого телом человека в окружающий воздух. В этот же период начались систематические наблюдения с помощью пергелиометра в целях оценки влияния солнечной радиации на людей, находящихся на курортах в Швейцарских Альпах.

В 1923 г. группой исследователей Американского общества инженеров отопления и вентиляции было сформулировано понятие об эффективной температуре, выражающей количественную связь между атмосферными условиями и теплоощущением человека. В работах многих советских гигиенистов и климатологов — М. Е. Маршака, П. Г. Мезерницкого, В. А. Яковенко и других были сделаны попытки усовершенствовать метод эффективных температур путем учета солнечной радиации и одежды.

Разработке методов классификации погоды и оценки влияния ее на человека посвящены многочисленные исследования, выполненные Е. Е. Федоровым, Л. А. Чубуковым, Е. М. Ильичевой и другими.

В 30—40 гг. наиболее ценные сведения были получены немецким биоклиматологом К. Бюттнером при изучении теплового обмена между телом человека и окружающей средой. Исследования проводились в лабораторных условиях путем измерений составляющих теплового баланса у испытуемых людей.

В годы второй мировой войны и в послевоенное время изучение реакции человека на климатические воздействия расширилось. Выдающиеся исследования реакции человеческого организма в условиях жаркого и сухого климата выполнил А. Адольф (1949), в условиях теплого и влажного климата — С. Робинзон (1949), в условиях холодного климата — О. Эдхолм и А. Бартон (1957). Армейскими научно-исследовательскими лабораториями были проведены биоклиматичеокие испытания в полевых условиях Аляски, Канады, Долине Смерти в Калифорнии. К исследованию проблемы теплозащитных свойств одежды в различных климатических условиях проявляют большой интерес службы снабжения армий США, Канады и других стран.

В 1961 г. на II конгресе биометеорологов в Брюсселе были сформулированы основные положения биометеорологии как науки. В эти годы организовано международное 'биометеорологическое общество.

В 60—70 гг. в Советском Союзе широко проводились исследования оценки влияния климатических факторов на тепловое состояние человека в различных географических районах. Наиболее известные результаты получены в биоклиматических исследованиях, выполненных М. И. Будыко, Г. В. Циценко, Т. Н. Лиопо, Н. В. Гвасалией, Н. П. Поволощкой и другими для равнинной и горной территории и Б. А. Айзенштат — для районов Средней Азии.

Климатологические данные используются врачами-курортологами при выборе мест и лучшего использования климатических условий для курортов, а также гигиенистами для обоснования санитарного нормирования строительства промышленных и жилых объектов, при обосновании гигиенических требований к одежде и определении возможной длительности пребывания человека на открытом воздухе.

История климатических наблюдений и экономическая метеорология

В первой половине XIX века в основном завершилась организация регулярных метеорологических наблюдений и основание геофизических обсерваторий в некоторых городах России (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и др.)

К этому периоду относится возрождение научных знаний в различных отраслях метеорологии и их практического применения. Определяя задачи создаваемой в Санкт-Петербурге Главной физической обсерватории (ГФО, 1849 г.), основатель Российской метеорологической службы А.Я. Купфер отмечал, что служба погоды принесет величайшую пользу человеку, жизнь и деятельность его «не будет зависеть от слепого случая, … можно будет предупреждать стол великие следствия, причиненные бурями» и другими метеорологическими явлениями. Большое внимание впоследствии уделялось изучению ветров и развитию штормов. Их прогнозирование широко использовалось в интересах коммерческого и военно-морского флота.

Вместе с тем развивались практически значимые области метеорологии: континентальная (исследование атмосферы над сушей), морская (исследование атмосферы над морем), земледельческая (исследование влияния состояния атмосферы на успех урожая), медицинская (исследование состояния атмосферы на здоровье людей). Была выделена такая область метеорологической науки, как статистическая метеорология (А.Я. Купфер, 1865 г.), в задачу которой входило изучение ущербов и возможной защиты от опасных условий погоды.

Служба погоды в России (ГФО и другие обсерватории) обеспечивала интересы Морского ведомства, земледелия и транспорта.

Будучи директоров ГФО, М.А, Рыкачев предолжал уделять внимание практической значимлости метеорологических исследований и прогнозов погоды. Были внедрены в практику мореплавания штормовые предупреждения по ряду портов России. Начали составляться прогнозы для нужд сельского хозяйства.

В 1912 году при Академии наук был организован специальный комитет ГФО, имевший полномочия оценитьва метеорологическую деятельность в хозяйственных интересах страны. Все в большей мере раскрывалась экономическая полезность метеорологических прогнозов, широко используемых для практических нужд России. Некоторые министерства, понимая ценность прогностической информации, предприняли организацию самостоятельных метеорологических служб. Для оперативного обслуживания торгового мореплавания Морское министерство организовало метеорологическую службу торговых портов, а Министерство путей сообщения – специализированное метеорологическое обслуживание железных дорог.

Метеорологическое обеспечение сельского хозяйства осуществлялось ГФО.

21 июня 1921 года В.И. Ленин подписал «Декрет об организации метеорологической службы в РСФСР». В последующие годы были созданы республиканские, краевые и областные метеорологические бюро – прообразы современных УГМС Росгидромета.

Впервые на государственном уровне экономическое значение метеорологии, как одной из составляющих экономического развития, рассматривалось на Первой всесобзной конференции по изучению производительных сил страны, проходивший в Мосве 20-26 марта 1923 года.

Главная геофизическая обсерватория (ГГО) получила статус «центрального научно-исследовательского института» и возглавила организацию единой общегосударственной службы погоды и метеорологического обеспечения народного хозяйства.

Придавая большое значение метеорологическим прогнозам, М.А. Омшанский (ГГО, 1936 г.) впервые предложил давать им экономическую оценку. Тем самым были предприняты первые разработки в области экономической метеорологии.

В последующие десятилетия накопившийся опыт и статистический багаж специализированного метеорологического обеспечения позволили вести теоретические разработки основ оптимального использования метеорологической информации.

Госплан СССР нацеливал метеорологическую службу на решение таких научно-практических вопросов, которые были бы максимально полезны для хозяйственного строительства в СССР.

Индустриализация страны, восстановление и развитие народного хозяйства потребовали всестороннего экономически выгодного использования метеорологической информации.

В рамках Второго Международного полярного года (1932 г) был осуществлен удачный рейс ледокольного парохода «Сибиряков» из Архангельска во Владивосток Северным морским путем за одну навигацию. Идея грузоперевозок между арктическими портами получила практическое подтверждение и обозначила необходимость и экономическую целесообразность гидрометеорологического обеспечения Северного морского пути, а главное – прогнозирование условий плавания, выбора экономичных и безопасных путей следования судов.

В послевоенный период Гидрометслужба была полностью включена во все программы, связанные с восстановлением и развитием экономики. Гидрометеорологическое обеспечение народного хозяйства с годами все больше оценивалось с позиции экономической полезности использования метеорологической информации. По инициативе Е.К. Федорова в 1966 г. в системе гидрометеорологической службы были впервые начаты широкомасштабные исследования экономической полезности оперативного обслуживания отраслей экономики. Во всех прогностических подразделениях проводились расчеты экономического эффекта использования прогнозов и другой метеорологической продукции отдельными потребителями. Это были первые и далеко не однозначные оценки, которые проводились без достаточной методической основы.
Тема 3. Метеорологическая информация

План:

1. Метеорологическая информационная сеть

2. Основные виды метеорологической информации, используемой в народном хозяйстве

3. Прогностическая информация

4. Общая характеристика метеорологического обеспечения народного хозяйства
Метеорологическая информационная сеть

Сбор метеорологической информации осуществляется посредством разработанной системы визуальных наблюдений и инструментальных измерений состояний и свойств атмосферы.



Государственная метеорологическая информационная сеть включает в себя: систему наблюдений на стационарных пунктах (гидрометеорологических станциях, постах) и подвижных объектах (судах, самолетах, спутниках) за состоянием атмосферы; систему сбора и распространения данных наблюдений и обработанной информации в соответствии с утвержденными технологическими схемами; систему обработки полученной информации в целях анализа и прогноза погоды, разработки оповещений и предупреждений об опасных (ОЯ) и неблагоприятных (НГЯ) гидрометеорологических явлениях; систему доведения метеорологической информации (текущей, прогностической, климатологической) до потребителя.

Доведение метеорологической информации до потребителей и анализ результатов ее использования — целевая задача современной службы погоды.

К основным физическим свойствам метеорологической среды — среды обитания и жизнедеятельности — относятся: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра. Сюда же включаются и такие комплексные характеристики свойства атмосферного воздуха, как плотность, эффективная и эквивалентная температура и др.

Физическое состояние метеорологической среды выражают: скорость и направление ветра, облачность, осадки, продолжительность солнечного сияния и др.

Выделяют также такие явления погоды, как туман, грозы, метели, пыльные бури, обледенение и др.

Метеорологические характеристики, отражающие свойства и состояние атмосферы, относят к метеорологическим величинам.

Комплекс метеорологических наблюдений у земной поверхности проводят метеорологические станции I, II и III разрядов. Полный объем наблюдений выполняется на метеорологических станциях I разряда.

На метеорологических станциях ведутся специальные агрометеорологические наблюдения за состоянием сельскохозяйственных культур на полях ближайших сельскохозяйственных производственных объединений и совхозов.

Особая роль в оценке свойств высоких слоев атмосферы отводится аэрологическим станциям, выполняющим наблюдения путем радиозондирования. Наряду с этим используется радиолокационный метод наблюдения за такими метеорологическими объектами, как облака, осадки, который позволяет обнаружить грозы, ливни, град и прогнозировать их.

В оперативную прогностическую работу включается сеть наблюдений, осуществляемых с помощью искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Основные виды метеорологической информации, используемой в народном хозяйстве

Метеорологическая информация, получаемая непосредственно от сети метеорологических, аэрологических, радиолокационных и других специальных континентальных станций и источников наблюдения (морские суда, самолеты, ИСЗ и др.) за состоянием атмосферы во всей ее толще, представляет собой первичную метеорологическую информацию. Она должна отвечать следующим главным требованиям:


  1. использование унифицированных современных средств и способов наблюдения и передачи с минимально допустимыми ошибками и потерей информации;

  2. получение таких данных метеорологических наблюдений (у земной поверхности и на высотах), которые адекватно отражали бы состояние атмосферы и протекающие в ней физические процессы, чтобы можно было сделать правильное заключение о текущей и будущей погоде;

  3. передача информации унифицированным цифровым кодом, позволяющим дешифрировать метеорологические сводки с однородным содержанием;

  4. обладать большой скоростью и мобильностью передачи в центры сбора.

В системе Гидрометслужбы наряду с метеорологической и гидрологической информацией получают и экологическую информацию.

Полная программа наблюдений (в России) за состоянием среды включает 27 видов гидрометеорологической информации. В Беларуси некоторые из видов гидрометеорологической информации не получают в связи с отсутствием необходимости в данной информации.

Первичная метеорологическая информация может быть регулярной — систематические наблюдения за состоянием погоды, и нерегулярной — наблюдения по специальному назначению (штормовые оповещения, метеорологические наблюдения по запросам, по специальным эпизодическим программам и т.д.).

Первичная метеорологическая информация является основой для разработки метеорологических и других видов прогнозов, а также для расчета климатических характеристик по заданному пункту, району, региону. Это уже вторичная метеорологическая информация. Особое значение при этом имеет ценность используемой информации.

Ценность метеорологической информации включает в себя ряд таких понятий, как значимость (влияние на качество решений), употребимостъ (частота использования), своевременность (возможность старения информации), достоверность (степень определенности результатов), полезность (экономическая доля в решении производственной задачи).

Выделяют два класса метеорологической информации, используемой в народном хозяйстве. Первый класс метеорологической информации предназначен для специализированного метеорологического обеспечения отраслей экономики, отдельных видов производственных работ. К первому классу относится климатологическая информация, имеющая нормативное содержание: средние, экстремальные, вероятностные и другие статистические характеристики метеорологических величин и явлений погоды. В первый класс включаются и прогнозы погоды, а также предупреждения об ОЯ или НГЯ. Ко второму классу относится метеорологическая информация консультативного назначения: текущая информация о состоянии погоды, прогнозы погоды на месяц, различного рода справки, обзоры, консультации.

Прогностическая информация

Разработкой прогнозов занимаются практически во всех областях человеческой деятельности. В зависимости от объекта изучения различают научно-технические, естествоведческие и обществоведческие (социальные) прогнозы. При разработке этих типов прогнозов между ними существует постоянная информационная взаимосвязь. Связующим звеном всегда выступает информация о состоянии природной среды. Особое место в ней занимают метеорологические прогнозы, которые относятся к естествоведческим. Метеорологические прогнозы содержат в сжатой форме информацию о будущем состоянии погоды, необходимую для принятия экономически выгодного решения производственных задач на основании оптимального учета ожидаемых метеорологических условий.

В качестве инструментария прогнозирования будущего состояния погоды используется моделирование атмосферных процессов как на базе их синоптического анализа, так и путем привлечения уравнений термогидродинамики атмосферы.

В хозяйственной практике многих потребителей интересуют лишь отдельные составляющие погоды: это могут быть скорость и направление ветра, или температура воздуха, или отдельные явления погоды.

Прогностическая информация занимает ведущее место в функциональной ценности всех видов метеорологической информации.

Прогнозы погоды различают по охвату территории:



  1. прогнозы по пункту — ожидаемая погода в конкретном пункте в пределах района обслуживания (обеспечения);

  2. прогнозы по району — ожидаемая погода во всем районе в виде прогнозов по отдельным частям его;

  3. прогнозы по маршруту (трассе) — ожидаемая погода по пути следования транспортного средства на известном стандартном или заданном участке.

В зависимости от периода действия прогнозы погоды определяют следующим образом:

1) сверх краткосрочный прогноз — от десятков минут до нескольких часов;

    1. краткосрочный прогноз — от полусуток до 48 часов;

    2. среднесрочный прогноз — на 3—10 суток;

    3. долгосрочный прогноз — на месяц, сезон;

    4. сверхдолгосрочный прогноз — на год или несколько лет.

В зависимости от интенсивности, производственной и социальной опасности ожидаемого гидрометеорологического явления экстренно разрабатывается штормовое предупреждение. Это могут быть: очень сильный ветер, в том числе шквалы, смерчи, очень сильные осадки, крупный град, сильная метель, сильная песчаная (пыльная) буря, очень сильные гололедные отложения, очень сильный продолжительный туман, сильное загрязнение атмосферы (смог) и другие.

По назначению метеорологические прогнозы разделяются на два основных вида: общие прогнозы погоды, или прогнозы общего назначения, передаваемые для населения по радио, телевидению, помещаемые в газетах, и специализированные прогнозы, которые разрабатываются в прогностических подразделениях Гидрометслужбы и предназначены для использования в отдельных отраслях народного хозяйства.

К специализированным прогнозам предъявляются следующие требования.


  1. Прогнозы должны передаваться потребителю с достаточной для него заблаговременностью. Заблаговременность прогноза есть промежуток времени от момента передачи прогноза потребителю до начала осуществления прогнозируемого явления. Потребитель постоянно требует увеличения заблаговременности, ибо в этом видит практическую полезность прогнозов. Однако с увеличением заблаговременности уменьшается успешность прогнозов. Минимум заблаговременности специализированных прогнозов устанавливается потребителем на основании опыта использования прогнозов, а максимум — прогностическим подразделением, исходя из существующих возможностей прогнозирования. Здесь определенно лишь одно: чем больше период действия прогноза, тем больше должна быть его заблаговременность. Так, долгосрочные прогнозы, например за месяц, сезон, имеют заблаговременность полмесяца, месяц. До сих пор в случае долгосрочных прогнозов не совсем удачно еще используется термин „прогнозы малой или большой заблаговременности".

  2. Прогнозы должны иметь устойчиво высокую успешность, т. е. высокую степень соответствия прогнозируемой погоды фактической. Успешность определяется по достаточно большому числу прогнозов. Прогнозист должен вполне квалифицированно различать существо ошибок прогноза, учитывать их различное влияние на производство.

  3. Выдаваемый потребителю текст (содержание) прогноза должен обладать таким свойством, при котором прогнозист не имеет возможности заранее оказывать влияние на успешность прогноза. От этого недостатка свободны прогнозы, сформулированные в вероятностной форме.

  4. Потребителю необходимы такие утверждения в осуществлении погоды, которые не оставляли бы места для домыслов и позволяли бы наиболее оптимально их использовать в математико- экономических моделях производства. Для этого также необходима вероятностная форма прогноза. Однако в настоящее время в оперативной практике службы погоды пока еще используется категорическая форма прогноза.

Общая характеристика метеорологического обеспечения народного хозяйства

Чтобы обеспечить успешное решение этих задач, обусловленных погодой и климатом, необходимо прежде всего полное взаимодействие потребителя и поставщика информационной продукции в целях эффективного использования всех видов метеорологической информации и в первую очередь прогнозов погоды.



Потребитель — конкретная отрасль хозяйства, вид производства или отдельных работ — в соответствии со спецификой постоянной деятельности устанавливает перечень необходимой для него метеорологической информации. Различия здесь состоят в том, что потребитель может решать следующие задачи.

  1. Ежедневные оперативные работы, выполняемые на открытом воздухе, ориентированные примерно на суточную (или меньше) периодичность принимаемых хозяйственных решений. Это преимущественно оперативные производственные работы во всех отраслях народного хозяйства.

  2. Оперативные производственные работы, выполнение которых ориентировано на несколько дней, недель или даже на несколько месяцев. Это могут быть специальные производственные операции непрерывного цикла. Например, испытания технологического режима в различных метеорологических условиях, выбор дозы азотной подкормки озимых в зависимости от средней суммы осадков за осенне-зимний период и т. п.

  3. Разработка технических и технологических проектов, требующих разового стандартного учета метеорологических данных или иных метеорологических сведений. Проектирование современной техники, машин, механизмов и аппаратуры, работающих в условиях постоянного влияния погоды, требует ее нормативной оценки и учета.

  4. Планирование и проектирование строительных объектов социального и производственного назначения, промышленных комплексов, морских портов, автотрасс, трубопроводов, воздушных трасс, а кроме того, планирование и застройка новых населенных пунктов. Для этих целей изучается метеорологический режим данного региона, пункта, определяются характеристики климата, необходимые для решения тех или иных задач.

Большое значение при этом придается использованию климатических показателей, помещенных в таких справочных пособиях, как СНиП. Для этого проводится изучение влияния метеорологических условий на производственный (строительный, технический) объект, определяются необходимые специализированные показатели на основе характеристик климата и составляются рекомендации на их внедрение в практику.

Вся информация о состоянии метеорологической среды, поступающая к потребителям, составляет основу метеорологического обеспечения как постоянного и обязательного процесса функционирования экономики и социальной сферы.



Метеорологическое обеспечение это многоуровенная научно-производственная форма деятельности Гидрометслужбы.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал