1. Регион как объект хозяйствования и управления Особенности управления реформированием экономики в регионе



Скачать 152.62 Kb.
Дата01.05.2016
Размер152.62 Kb.
Тема 1 Сущность и содержание социально-экономического развития региона
1.Регион как объект хозяйствования и управления

2. Особенности управления реформированием экономики в регионе

3. Основные составляющие социально-экономического потенциала региона



  1. Регион как объект хозяйствования и управления

Регион это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное ис­пользование природно-ресурсного потенциала региона, пропор­циональное сочетание различных отраслей, формирование ус­тойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.



Комплексность хозяйства региона означает сбалансирован­ность, пропорциональное согласованное развитие производи­тельных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохо­зяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширен­ное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства.

Экономика хозяйственных систем направлена на реализацию своих внутрифирменных целей и руководствуется внутрифирменными кри­териями принятия решений.

Регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает эко­номические решения, проводит определенную экономическую полити­ку на своей территории, строит свои экономические взаимоотношения с федеральным центром и муниципальными образованиями. Корен­ным образом изменилась система пространственного распределения ресурсов.

Россия, представляя собой модель сложного территориального, со­циально-культурного, хозяйственного образования, решает важнейшую задачу объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъек­тов в единое целое и поддержание его.

Понятие «регион» включает в себя несколько составляющих.



Географическая. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis — «область») означает то же, что и «район».

Экономическая. Для экономики наибольшее значение имеет выделе­ние регионов с позиций административного и экономического регули­рования, места в региональном разделении труда, функционирования рынков (средств производства, недвижимости, финансов, потребитель­ских товаров и услуг труда и др.), типичности социально-экономиче­ских проблем и т. п. Поэтому в экономической науке в настоящее время сложилось представление о регионе как о самоуправляемой территории, то есть как о субъекте Российской Федерации. Под регионом подразуме­вается субъект Российской Федерации — республика, край, область.

Под регионом следует понимать прежде всего территориальное со­циально-экономическое образование, основой которого является про­странственная организация производительных сил, характеризующая­ся единством и целостностью воспроизводственного процесса, который может и должен, как представляется, развиваться на собственной эко­номической базе.

Региональный воспроизводственный процесс включает расширен­ное воспроизводство производительных сил территории (природной среды, средств производства, рабочей силы) и воспроизводство произ­водственных отношений. Воспроизводство факторов производства в регионе носит комплексный характер. Для этого необходимо обеспе­чение пропорциональности и сопряженности в развитии всех факторов производства в данном регионе, отражающих наиболее рациональную структуру регионального хозяйства.

Понимание региона в качестве субъекта хозяйствования предпола­гает учет условий, которые складываются в пределах данной территории. К числу таких условий, как представляется, можно было бы отнести:



  • экономическую целостность территории как основу хозяйствен­ного комплекса;

  • характер и степень развития внутренних и внешних экономиче­ских связей, определяемых рыночными механизмами;

  • общность экономических, социальных и общественно-политиче­ских задач, решаемых на территории региона;

  • возможность эффективного управления территорией.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определе­ние региона.

Регион — это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, эконо­мическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.

Региональная система, являясь составной частью единой социально-экономической системы страны, состоит из иерархически взаимосвя­занных территориальных образований разного уровня, которые сами по себе также являются сложными территориальными экономическими системами. Каждая из этих систем выполняет свои функции в терри­ториальной системе более высокого уровня. Следовательно, региональ­ная экономика как мезоуровень экономики представляет собой ее са­мостоятельный сегмент.

Целью формирования экономического пространства является соз­дание эффективной региональной экономической интеграции, бази­рующейся на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Основой регионального экономического пространства должна стать самостоя­тельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Таким образом, одним из ведущих принципов формирования и функционирования регионального экономического пространства является общее хозяйственное законодательство, опреде­ляющее правовые нормы функционирования субъектов экономических отношений.

Основными принципами формирования экономического простран­ства являются:

единая валюта (рубль);


  • единая финансовая и ценовая политика с существенным переме­щением прав в пользу местных органов управления и производи­телей;

  • единая налоговая и бюджетная политика, а также регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами общего экономиче­ского пространства;

  • единая рыночная инфраструктура — общие транспортные и ин­формационные коммуникации, а также системы статистики и стан­дартизации;

  • единая социальная политика, направленная на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пен­сий, пособий и других выплат, компенсаций, индексаций доходов населения, а также нормативов обеспечения населения жильем и объектами сферы социально-культурного обслуживания с уче­том региональных условий;

  • централизованное регулирование развития регионального эконо­мического пространства посредством целевых инвестиций, до­таций (субвенций), в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам, а также протекционистской по­литики по отношению к отдельным сферам хозяйственной дея­тельности.

По мере становления этих сфер (изменения специализации, повы­шения технического уровня, конкурентоспособности) государство мо­жет освободиться от регулирующих функций.

Региональное экономическое пространство обладает также неодно­родностью структуры, обусловленной сочетанием факторов и условий развития, свойственных конкретной территории. Это означает раз­деление пространства на своеобразные территориальные единицы, каж­дая из которых выполняет определенную функцию. Экономическое своеобразие территориальных единиц (чаще всего выражающееся в специализации) обусловливается их природными ресурсами, геогра­фическим положением, историческими особенностями развития, тру­довыми навыками и национально-этническими характеристиками на­селения и другими факторами.




  1. Особенности управления реформированием экономики в регионе

Особенности процессов установления экономических пропорций внутри региона зависят от целого ряда других пропорций, как между стадиями воспроизводственного процесса, так и на каждой из них. Наи­более важными из пропорций являются такие, которые в максимальной степени выражают специфические особенности развития экономиче­ских систем в каждом конкретном регионе и обусловливают экономи­ческую эффективность, а также структуру региональных экономических систем внутри региона. Сюда могут быть включены фундаментальные экономические пропорции, которые складываются между отраслями; согласно уровню развития производства и инфраструктуры; в соответствии с состоянием капи­тального строительства и наличными мощностями строительных организаций; между производственной и непроизводственной сферами; согласно уровню развития производства и трудовых ресурсов; между производственной и непроизводственной инфраструктурами. Систему региональных пропорций можно представить следующим образом (табл. 1).


Таблица 1 - Система региональных экономических пропорций



Региональные

пропорции

Общеэкономические региональные пропорции, обусловленные особенностями развития российской

Межрегиональные

экономические пропорции



Внутрирегиональные

экономические пропорции



Межотраслевые региональные пропорции, обусловленные межрегиональными различиями в осуществлении межрегиональных экономиче­ских связей

Отраслевые региональные пропорции, обусловленные особенностями размещения предприятий, отраслей в региональном аспекте

Межотраслевые внутрирегиональ-ные экономические пропорции, обусловленные внутри региональ-ными особенностями развития экономики региона

Отраслевые внутрирегиональ-ные пропорции, обусловленные особенностями размещения предприятий, отраслей в регионе

Взаимосвязанный комплекс пропорций, скла­дывающихся в рамках региона, можно подразделить на два основных вида пропорций, выражающих внутрирегиональную специфику эко­номической системы, а также особенности развития некоторых отрас­лей в рамках отдельного региона. Внутрирегиональные экономические пропорции зависят от общего уровня индустриального развития кон­кретного региона, степени его включения в процессы межрегионально­го разделения труда в рамках российской экономики, особенностей сложившейся в регионе структуры экономики, характера взаимоотно­шений между отраслями и предприятиями, природно-экономических условий развития экономических систем и других факторов. Перечис­ленные факторы достаточно подвижны, характеризуются высокой степенью изменчивости, что создает опасность возникновения эконо­мических диспропорций, ухудшения условий функционирования, следовательно, и появлению определенных кризисных симптомов.

В области реальной экономики важнейшей задачей является форми­рование устойчивой системы рынков, которая должна быть ориенти­рована на защиту интересов не только производителя, но и потреби­теля от нерегулируемого товарного потока. На современном этапе развития, как представляется, существенное значение приобретает про­блема укрепления региональных и межрегиональных рынков. Тогда ключевым вопросом становится ориентир на поддержание первичных элементов хозяйствования как основы экономической безопасности страны в целом, что обеспечивает, в свою очередь, воспроизводственные процессы развития.

Под регулированием социально-экономического развития в регио­не следует понимать специально организуемые системные действия, направленные на социально-экономические процессы по обеспечению сбалансированного функционирования региональных систем, главной целью которых является улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Государственное регулирование регионального развития, как извест­но, распространяется на сферы деятельности, связанные с общенацио­нальными проблемами: на социальную политику и решение проблем занятости; развитие производственных систем, требующих централи­зованного управления; определение налоговой политики и ее диффе­ренциацию с учетом стимулирования процесса формирования рынка в регионе; режим внешнеэкономической деятельности и другие.

На федеральном уровне регулирование территориального развития чаще всего осуществляется в виде государственной селективной под­держки отдельных регионов. Эта поддержка, как совокупность специ­ально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера, призвана:



  • давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех регионов, которые по объективным причинам не могут функционировать в ре­жиме саморазвития.

  • создавать условия для возникно­вения и функционирования государственно значимых потенциаль­ных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т. п.).

  • обеспечивать выполнение отдельными регионами обще­государственных функций (содержание на территории объектов и от­раслей федерального значения, финансирование закрытых админист­ративно-территориальных образований, содержание курортов и т. п.).

  • формировать и поддерживать специфические орга­низационно-правовые режимы на территориях особого экономическо­го и геополитического значения.

  • оперативно реагировать на образование зон бедствий стихийного, техногенного и иного харак­тера.

Государственное регулирование регионального развития осуще­ствляется в масштабах системы политических, социальных, эконо­мических, финансово-кредитных, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, национально-этнических и иных отношений внутри единой страны. Каждое действие, изменяющее структуру и пропорции этих отношений в пользу одной из региональных единиц, может автома­тически модифицировать их (и часто в худшую сторону) для дру­гих.

Проблемы государственного регулирования регионального развития дополнительно осложняются наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и гражданского права, что вы­зывает необходимость разработки и принятия специального закона об основах государственного регулирования как России в целом, так и ее субъектов.

К основным принципам государственного регулирования региональ­ной экономики с учетом развития сетевых форм организации в услови­ях переходного периода относятся следующие.


  1. Использование методов государственного регулирования в тех случаях, когда ни на одном из нижестоящих уровней нет достаточ­ных прав и ресурсов для самостоятельного решения возникших проблем экономики.

  2. Инициирование субъектами Федерации решений о конкретных мерах государственного регулирования для стабилизации и раз­вития экономики региона и муниципальных образований с после­дующим участием в выполнении этих решений. В то же время не исключены ситуации, когда администрация региона в интересах развития экономики региона должна сама проявлять властную инициативу и реализовывать ее на территории того или иного го­рода или района.

  1. Обоснование и реализация процедур государственного регулиро­вания региональной экономики в режиме особой ответственности. Процедуры распределения ответственности должны закрепляться в специальных нормативных актах или актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения.

  2. Соответствие решений о регулирующих воздействиях на эко­номику региона вектору его развития, выработанного совместно с федеральными органами власти. При этом должны быть обеспе­чены:

  • обоснование неизбежности регулирующих действий и их леги­тимность;

  • учет отдельных и сопряженных результатов;

  • установление временных границ каждого действия;

  • широкое использование договорных отношений;

  • преимущественная ориентация на программно-целевые ме­тоды;

  • конкретно-целевой характер регулирующего воздействия, его адресность и предельно допустимая локализация.

5. Наличие ясной и реалистической программы социально-экономического развития с четко обозначенными целями, которые в зна­чительной степени были бы рассчитаны на собственные ресурсы региона.



  1. Основные составляющие социально-экономического потенциала региона

При характеристике социально-экономического потенциала необхо­димо учитывать: комплексность экологического, экономического и со­циального развития; общность природопользования и задач по охране окружающей среды; территориальную общность производства; отно­сительную устойчивость населения и единство системы населенных пунктов; единство системы социальной инфраструктуры; сочетание территориального и отраслевого (централизованного) управления объектами.

Прежде всего, следует назвать природные (разведанные и исполь­зуемые) ресурсы.

Наряду с природными ресурсами и экологическими условиями важ­ную роль в развитии региона играет население — (режим его воспроиз­водства, плотность, удельный вес трудоспособного населения, система расселения, уровень урбанизации, миграция, возрастно-половой состав и другие параметры, определяющие потенциал трудовых ресурсов, демографическую нагрузку и т. д.).

Социально-экономический потенциал региона в первую очередь определяется производственным потенциалом, а последний, в свою очередь, научно-техническим.



Трудовому потенциалу принадлежит важная роль в системе социально-экономического потенциала региона. Межотраслевой характер занятости населения, социальная природа человека служат объединяющим началом экономических и социальных элементов в совокупном социально-экономическом потенциале, струк­туризация которого должна базироваться на требованиях развития экономики страны.

В настоящее время общепринятым является утверждение о том, что всякий организм развивается на основе соответствующего информаци­онного обеспечения. Это касается и социально-экономического потен­циала региона, который в качестве подсистемы включает информаци­онный потенциал.

Повышение уровня управления, включая региональное, требует рас­ширения информации и усиления ее роли в социально-экономическом развитии страны. Информация, ее создание, хранение, передача в на­стоящее время превращаются в важную сферу жизнедеятельности.

Неотъемлемым элементом социально-экономического потенциала региона является состояние производственной инфраструктуры.

В условиях усложнения развития на уровне региона актуальное зна­чение приобретает организационный потенциал, который включает способы и приемы, обеспечивающие согласованность действий при достижении поставленных целей, развитие региона, то есть информа­ционные технологии, стиль и методы управления, выбор вариантов развития, планирование и прогнозирование и т. д.

Организация управления экономическими и социальными ресурса­ми региона, выявление и включение организационных резервов при незначительных капитальных затратах превращают организационный потенциал в важнейший источник экономического роста и повышения благосостояния населения, увеличивают вклад региона в народнохо­зяйственный потенциал страны.

Следовательно, социально-экономический потенциал региона состо­ит из многих компонентов, которые, в свою очередь, могут быть назва­ны соответствующими потенциалами и число которых зависит от сте­пени детализации, особенностей регионального развития. Независимо от конкретного региона в его социально-экономический потенциал входят природно-ресурсный, социально-экологический, социально-демографи­ческий, научно-технический, производственный, аграрный, трудовой, научный, рекреационный, информационный, социальный, этнокуль­турный, организационный, идеологический потенциалы. Здесь могут быть выделены и другие виды потенциалов (рис. 1).

Социально-экономический потенциал регионов, как и страны в це­лом, должен формироваться планомерно.

Выведение региона на передовые рубежи науки и техники может обеспечить наращивание его социально-экономического потенциала, повышение его вклада в народнохозяйственный потенциал страны. Прежде всего, имеется в виду материальное производство, более всего заинтересованное в укреплении связей с наукой. В свою очередь, ши­рота и глубина этих связей зависят от развитости отраслей промыш­ленности, которые служат катализатором научно-технического про­гресса (машиностроение и приборостроение, химия и нефтехимия). Способность регионального хозяйства адаптироваться к новейшим до­стижениям в развитии науки и техники — залог ускоренного наращивания



социально-экономического потенциала. Процесс такой адаптации не может ограничиваться названными отраслями промышленности, хотя они и играют важнейшую роль.

Основой социально-экономического развития общества является население. Поэтому без анализа динамики демографического процесса и системы миграции трудно определить предпосылки формирования социально-экономического комплекса региона. Миграция представля­ет собой размещение главной производительной силы общества — лю­дей. Именно с этим связана ее ведущая роль по отношению к вещест­венным элементам производительных сил в современных условиях.



Миграция является динамическим социально-экономическим про­цессом, находящимся под воздействием факторов экономического характера, которые способствуют процессам межрегионального вырав­нивания, а также неэкономических факторов, которые могут ему пре­пятствовать.

Одним из направлений совершенствования сложившейся системы расселения является системный подход к проблемам миграции. Инте­ресы общества диктуют необходимость решения проблем развития го­родов и других населенных мест как составной части более общего сис­темного развития городских и сельских поселений в масштабах страны. Что предполагает: создание более благоприятных условий труда, быта и отдыха во всех населенных местах; обеспечение широкого разно­образия в выборе населением мест приложения труда; получение обра­зования и удовлетворение растущих материальных и духовных по­требностей; преодоление существующих различий в условиях жизни населения крупных городов, малых городских и сельских поселений. Создание рационально спланированных систем расселения, гармонич­но развивающихся в тесной связи с народнохозяйственным комплексом региона, должно дать значительный экономический, социальный и эко­логический эффект.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал