2 Опасности в техносфере



Скачать 219.45 Kb.
Дата01.05.2016
Размер219.45 Kb.
2.2. Опасности в техносфере
Количество ЧС техногенного характера в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) уменьшилось с 265 до 178 (на 33%).

По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2010 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (83); авиационные катастрофы (30); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (16); аварии грузовых и пассажирских судов (10).

Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в Сибирском (35), Центральном (29, включая г. Москву), Приволжском (23) федеральных округах; в Северо-Западном, Дальневосточном, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах произошло 19, 14, 19, 17, 12 техногенных ЧС, соответственно.

В




Рис. 2.15. Взрыв бытового газа,

г. Подольск, Московская область
2010 г. по сравнению с 2009 г. в Российской Федерации отмечается значительное снижение количества ЧС техногенного характера, которое связано с:

обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения – с 7 до 0;

авариями на магистральных трубопроводах и внутрипромысловых нефтепроводах – с 11 до 2;

обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ – с 5 до 1;

внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород – с 4 до 1;

взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения – с 19 до 5 (рис. 2.15);

авариями с выбросом РВ – с 7 до 2;

авариями грузовых и пассажирских судов – с 30 до 10;

авариями с выбросом (угрозой выброса) АХОВ – с 9 до 4;

авариями на магистральных газопроводах – с 13 до 6;

авариями на тепловых сетях в холодное время года – с 4 до 2;

авариями на электроэнергетических системах – с 10 до 6;

авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов – с 23 до 16.

Увеличение количества погибших в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло при ЧС, связанных с:

авариями грузовых и пассажирских судов – с 18 чел. до 20 чел.;

авариями на магистральных газопроводах – с 0 чел. до 1 чел.;

взрывами в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов – с 21 чел. до 69 чел.;

авариями с выбросом (угрозой выброса) АХОВ – с 4 чел. до 8 человек.

В ДТП с тяжкими последствиями в 2010 г. погибло 356 чел., в 2009 г. – 372 чел.; при авиационных катастрофах в 2010 г. погибло 65 чел., в 2009 г. – 79 человек.

По остальным видам техногенных ЧС в 2010 г. также имело место снижение числа погибших.


По сравнению с 2009 г. увеличилось количество пострадавших при:

авиационных катастрофах – с 43 чел. до 208 чел.;

взрывах в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов – с 128 чел. до 173 чел.;

ДТП с тяжкими последствиям – с 524 чел. до 562 чел.;

авариях на магистральных газопроводах – с 9 чел. до 15 чел.;

крупных террористических актах – с 150 чел. до 578 человек.

Наиболее крупными ЧС в техносфере, имевшими место в 2010 г., являются:

а



Рис. 2.16. Ликвидация последствий аварии

на шахте «Распадская»,

г. Междуреченск, Кемеровская область
виакатастрофа под Смоленском (10 апреля 2010 г. при заходе на посадку потерпел крушение самолет ТУ-154 М с правительственной делегацией Республики Польша, совершавший перелет по маршруту «Варшава – Смоленск», погибло 96 чел.);

авария на шахте «Распадская» (рис. 2.16) в г. Междуреченске Кемеровской области (8 и 9 мая 2010 г. на шахте произошло два взрыва, погиб 91 чел.).

Основными источниками возникновения техногенных ЧС в 2010 г. стали:

нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;

высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;

низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;

отсутствие на объектах промышленности и транспорта резервных источников электроснабжения;

недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;

ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;

нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;

высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;

нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта;

нерешенность вопроса утилизации токсических отходов I и II классов опасности, нехватка организаций, предприятий, допущенных к проведению подобных работ.

Потенциальные опасности в отраслях промышленности и энергетике

В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС явились разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации.

В газовой промышленности технологические процессы, используемые на промышленных объектах, связаны с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья.

К объектам газовой промышленности относятся:

эксплуатационные скважины на месторождениях;

установки подготовки газа на газовых промыслах;

дожимные компрессорные станции газовых промыслов;

компрессорные станции магистральных трубопроводов и подземных хранилищ газа;

газораспределительные и газоизмерительные станции;

автомобильные газонаполнительные компрессорные станции;

технологические установки и аппараты на объектах переработки газа;

газопроводы;

продуктопроводы;

внутрипромысловые трубопроводы;

технологические трубопроводы.

Н



Рис. 2.17. Взрыв на газопроводе,

г. Москва, апрель 2010 г.
есмотря на большой объем работ по поддержанию в технически исправном состоянии газопроводов и оборудования, аварии все же случаются (рис. 2.17).

Как показывает проведенный анализ, их основные причины – строительный брак и дефекты металла труб.

Так, 13 мая 2010 г. на 959-ом километре газопровода «Ямбург-Прогресс» (Ханты-Мансийский автономный округ) Таежного линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУ МГ) ООО «Газпром трансгаз Югорск» произошло разрушение магистрального газопровода с возгоранием. Аварийный участок газопровода был отключен и локализован.

В организациях нефтедобывающего комплекса основную техногенную опасность представляли аварии на промысловых трубопроводах.

Так, в ОАО «Сургутнефтегаз», которое входит в число лучших по организации мероприятий по предупреждению ЧС, из-за коррозии металла, связанной с агрессивностью транспортируемой водогазонефтяной жидкости, произошло 24 аварии на промысловых трубопроводах. При этом суммарная масса загрязняющих веществ (водонефтяной эмульсии) составила 32 т, а площадь загрязнения – 13,72 га.

Основными предпосылками возникновения ЧС в угольной промышленности являлась высокая эксплуатационная нагрузка на технические устройства, используемые в технологическом процессе, а также высокая вероятность образования опасной концентрации пылегазовой смеси.

Т

Рис. 2.18. Эндогенные пожары

на борту разреза «Коркинский»
ак, на угольном разрезе «Коркинский» ОАО «Челябинская угольная компания» ведется добыча бурого угля, на глубине до 500 м. В настоящее время в разрезе действует 14 эндогенных пожаров и имеется 12 потенциально опасных зон самонагревания угля (рис. 2.18).

Основные факторы, влияющие на возникновение и распространение этих пожаров, – окисление угля вследствие его контакта с воздухом при разрушении пластов угля в зонах геологических нарушений, при оползневых явлениях, а также взрывных работах, провоцирующих трещиноватость массива угля.

Ряд объектов отрасли размещен в сейсмоопасных районах, в которых возможны землетрясения силой от 1 до 4 баллов (10 филиалов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»», ОАО «Распадная»), от 7 до 8 баллов (ОАО ХК «Якутуголь»). В целях снижения вероятности возникновения ЧС на данных объектах их строительство и эксплуатация осуществлялись с обеспечением повышенной сейсмоустойчивости.

В ведении Ростехнадзора находится 37 750 комплексов гидротехнических сооружений (ГТС) (рис. 2.19), из них:

779 ГТС жидких промышленных отходов, в том числе: 336 комплексов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей промышленности;

274 комплекса ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

100 комплексов ГТС накопителей отходов металлургической промышленности;

69 комплексов ГТС хранилищ отходов прочих (других) предприятий промышленности;

324 комплексов ГТС на объектах топливно-энергетического комплекса, в том числе: ГЭС – 113, ГРЭС – 61, ТЭЦ – 138, ГАЭС – 3, АЭС – 9;

36 647 комплекса ГТС относится к водохозяйственному комплексу, в том числе: в ведении Минсельхоза России – 281, в ведении Росводресурсов – 310.





Рис. 2.19. Распределение поднадзорных Ростехнадзору комплексов гидротехнических

сооружений промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса


Рис. 2.20. Основные нарушения, допущенные собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики оценивается следующим образом:

нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и повреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуатация ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеет 39,4% комплексов ГТС от общего количества;

пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нормальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации, имеет 43,4% комплексов ГТС;

н



Рис. 2.21. Бесхозяйное ГТС

на территории Смоленской области
еудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограниченной работоспособностью сооружений, – имеет 12,5% комплексов ГТС;

опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно допустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности (не подлежат эксплуатации), имеет 4,7% комплексов ГТС.

В 2010 году в ходе выполнения мероприятий по выявлению и сокращению количества бесхозяйных ГТС территориальными управлениями Ростехнадзора было дополнительно выявлено 2 032 бесхозяйных ГТС (рис. 2.21).

В течение года 318 бесхозяйных ГТС было передано в собственность муниципальных образований, 688 бесхозяйных ГТС было ликвидировано ввиду отсутствия хозяйственной надобности, а по 857 – приняты соответствующие решения, и проводятся мероприятия по их ликвидации.

Таким образом, на начало 2011 г. на территории Российской Федерации установлено 7 247 бесхозяйных ГТС, которые распределились по федеральным округам Российской Федерации следующим образом:

Дальневосточный федеральный округ – 101 (1,2 %);

Сибирский федеральный округ – 851 (11,7%);

Уральский федеральный округ – 104 (1,4%);

Приволжский федеральный округ – 1 870 (25,9%);

Северо-Западный федеральный округ – 109 (1,5%);

Центральный федеральный округ – 2 382 (32,9%);

Южный федеральный округ – 1 580 (21,8%);

Северо-Кавказский федеральный округ – 250 (3,4%).

Класс капитальности подавляющего большинства бесхозяйных ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» определен как IV-й (7 224 ГТС – 99,7%), 22 ГТС – III класса, одно сооружение – II класса.

Подавляющее большинство бесхозяйных ГТС (более 95%) сооружалось в целях орошения земель, рекреации, рыборазведения, обеспечения водой животноводческих комплексов, создания водоемов противопожарного назначения и других хозяйственно-бытовых нужд.

Доля бесхозяйных ГТС в общем количестве ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, составляет 19,2%.

В целях предупреждения ЧС на период половодья был организован постоянный контроль бесхозяйных ГТС.

Радиационная опасность. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, потенциально опасными являются предприятия (объекты) следующих типов:

атомные электростанции с энергетическими реакторами различных типов;

предприятия, использующие промышленные реакторы;

радиохимические заводы, перерабатывающие отработавшее ядерное топливо;

опытные и исследовательские реакторы большой мощности;

хранилища отработавшего ядерного топлива, высоко- и среднеактивных отходов.

В 2010 г. нарушений в работе АЭС, классифицируемых как аварии, не было.

На АЭС произошло 46 нарушений в работе, подлежащих учету в соответствии с Положением о расследовании учета нарушений в работе атомных станций (НП-004-08), что на 16 нарушений больше чем в 2009 году.

В 2010 г. на АЭС не было случаев несанкционированного поступления радионуклидов в окружающую среду. Газоаэрозольные выбросы АЭС в 2010 г. не превышали: по инертным радиоактивным газам (ИРГ) – 18%, по 1-131 – 9,4%, Со-60 – 22,3%, по Cs-134 – 9,5% и Cs-137 – 6,3% допустимых значений, регламентированных санитарными правилами проектирования и эксплуатации атомных станций «СП АС-03». Активность жидких сбросов в 2010 г., также как и в предыдущие годы, находится на уровне значительно ниже установленных санитарными правилами допустимых значений. Радиационный риск воздействия АЭС на население составляет менее 10-6 в год и согласно Нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009) является, безусловно, приемлемым, а газоаэрозольные выбросы и сбросы радионуклидов в окружающую среду – оптимизированными.

Результаты систематических измерений содержания радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, воде и водоемах охладителях, продуктах питания, а также в почве и растительности в контрольных точках, расположенных на расстоянии до 50 км от АЭС, подтверждают отсутствие обнаруживаемого современными методами радиоактивного загрязнения объектов внешней среды на фоне сезонных и статистических колебаний загрязнения этих объектов искусственными радионуклидами от глобальных выпадений вследствие испытаний ядерного оружия и Чернобыльской аварии.

Степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных отходов (ХЖО) на АЭС в среднем составляла 60,5%. Однако, ХЖО Ленинградской АЭС заполнены на 84,9%, а ХЖО Смоленской АЭС – на 85,8%,

Степень заполнения хранилищ твердых радиоактивных отходов (ХТО) на АЭС в среднем составляла 58,6%. Однако, ХТО Курской и Ленинградской АЭС заполнены на 85,5% и 87,5%, соответственно.

Случаев превышения среднего значения предела дозы облучения персонала группы А за любые последовательные 5 лет, установленного нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 и равного 20 мЗв в год, на АЭС России за отчетный период не зарегистрировано.

Доза облучения персонала, величины выбросов и сбросов АЭС России соответствуют требованиям действующих нормативных документов.

По состоянию на 31 декабря 2010 г., под надзором Ростехнадзора находилось 2 114 организаций, предприятий и учреждений, осуществлявших свою деятельность в области использования атомной энергии и имевших в своем составе 4 703 радиационных источника стационарных (РИС), 1 402 пункта хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (ПХ РВ и РАО), где проводились работы с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радионуклидными источниками (РнИ).

В число поднадзорных объектов входят предприятия авиационной, металлургической, судостроительной, судоремонтной и химической промышленности, горнодобывающей и горнообогатительной отраслей, предприятия топливно-энергетического комплекса, геологические, транспортные организации, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, научные, медицинские учреждения, таможенные органы и другие организации.

Около трети общего числа поднадзорных Ростехнадзору организаций не имеет ведомственной принадлежности, что затрудняет признание их в качестве эксплуатирующих организаций со стороны органов государственного управления с использованием атомной энергии.

В 2010 г. в ходе проведенных инспекций предписано к устранению 1 568 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, применены административные наказания в 100 случаях.

Значительная часть не устраненных в установленные сроки нарушений во многом связана с недостатком у поднадзорных организаций финансовых средств на строительно-монтажные работы, вывод из эксплуатации РнИ, приобретение радиационной техники, замену отработавших назначенный срок службы закрытых РнИ и сдачу на длительное хранение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование технических средств и систем, обеспечивающих радиационную безопасность.

Это характерно, в первую очередь, для бюджетных организаций федерального подчинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также некоторых акционерных обществ.

Анализ инспекционной деятельности за 2010 г. показал, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной безопасности радиационно опасных объектов, являются:

изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, выработавших ресурс, и перегрузка действующих радиоизотопных установок;

не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям, а также уровень подготовки их персонала;

сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;

проблемы утилизации не используемых и не пригодных для дальнейшей эксплуатации (включая аварийные) радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ);

нерешенность вопросов накопления и необоснованного долговременного хранения в организациях радиоактивных источников с истекшим назначенным сроком службы, в основном, из-за ограниченных финансовых возможностей;

замена или продление назначенных сроков службы РнИ метрологического назначения в воинских частях;

отсутствие правового статуса объектов подземных ядерных взрывов.

Опасности на транспорте. По данным Минтранса России, на объектах транспортного комплекса в 2010 г. произошло 229 происшествий, в которых погибло 112 и травмировано 218 чел. В сравнении с 2009 г. количество происшествий увеличилось на 75%, при этом число погибших и травмированных уменьшилось на 64%.

Железнодорожный транспорт. Общее количество ЧС, связанных с крушением и авариями на железнодорожном транспорте общего пользования, в 2010 г. составило 16 (погибло 2 и пострадало 3 человека).

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Так, 18 мая 2010 г. на ст. «Гайдук» Северо-Кавказской железной дороги произошел самопроизвольный уход 7 вагонов, со сходом 2 вагонов и опрокидыванием. Причина аварии – незакрепление подвижного состава составителем.

2



Рис. 2.22. Подрыв поезда

дальнего следования террористами

на Северо-Кавказской

железной дороге
8 ноября 2010 г. на станции «Екатеринбург – Сортировочный» Свердловской железной дороги при роспуске состава поезда из 10 цистерн (груз – серная кислота) произошло столкновение с группой из 14 вагонов. В результате столкновения допущен сход вагона, поврежден котел с утечкой серной кислоты. Последствия ликвидированы силами пожарного и восстановительного поезда ст. «Свердловск – Сортировочный».

Кроме того, железные дороги в 2010 г. продолжали оставаться объектом террористического воздействия. 16 случаев подрывов верхнего строения пути и обстрелов поездов произошло на Северо-Кавказской железной дороге (рис. 2.22) и 1 случай подрыва железнодорожного пути – на Октябрьской железной дороге.

На железнодорожном подвижном составе, эксплуатирующемся на железнодорожных путях общего пользования, в 2010 г. зарегистрировано 134 пожара. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. наблюдается рост числа пожаров на 20%.

Наибольшее количество пожаров произошло при эксплуатации электровозов, грузовых вагонов и тепловозов.

В результате пожаров 3 чел. погибло, 1 чел. травмирован.

О



Рис. 2.23. Катастрофа самолета Ан-24,

г. Игарка, Красноярский край
сновными причинами пожаров, произошедших при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, являются техническая неисправность подвижного состава, короткое замыкание, неосторожное обращение с огнем, а также занесение источника зажигания посторонними лицами.

Воздушный транспорт. Общее количество авиационных катастроф в 2010 г. составило 30 техногенных ЧС, в которых погибло 65 и пострадало 208 человек.

По данным Минтранса России, в 2010 г. с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий (5 катастроф, в которых погибло 24 чел., и 7 аварий) (рис. 2.23), 936 инцидентов, 11 чрезвычайных происшествий и 85 повреждений воздушных судов на земле.

С воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации в 2010 г. произошло 12 авиационных происшествий (6 катастроф, в которых погибло 9 чел., и 6 аварий), 32 инцидента, 2 чрезвычайных происшествия и 5 повреждений воздушных судов на земле.

В 2010 г. численность находящихся в эксплуатации самолетов отечественного производства по отношению к предыдущему году сократилась: пассажирских – на 30% (2009 г. – 752 ед., 2010 г. – 525 ед.) и грузовых – на 7% (2009 г. – 158 ед., 2010 г. – 147 ед.).

К

Рис. 2.24. Крушение теплохода «Варнек»
оличество магистральных воздушных судов зарубежного производства составляет 470 единиц (2009 г. – 316 ед.).

Водный транспорт. Общее количество ЧС, связанных с авариями грузовых и пассажирских судов в 2010 г. составило 10 ЧС, в которых погибло 20 и пострадало 6 человек.

По данным Минтранса России, на водном транспорте произошло три кораблекрушения:

т/х «Варнек» 24 июля 2010 г. в Баренцевом море, погиб 1 чел., 8 пропало без вести (рис. 2.24);

т/х «Алексей Кулаковский» 26 августа 2010 г. в море Лаптевых, погибло 11 чел.;

т/х «Анабар» 7 сентября 2010 г. в Татарском проливе, погиб 1 человек.

С иностранными судами в 2010 г. в территориальных водах Российской Федерации аварийных происшествий не произошло.



Автомобильный транспорт. По данным МВД России, в 2010 г. на территории Российской Федерации отмечено снижение основных показателей аварийности.

Зарегистрировано 199 431 ДТП, в котором погибло 26 567 и получило ранения 250 635 человек.

По сравнению с 2009 г. количество ДТП, число погибших и раненых в них людей снизилось на 2,1%, 3,9% и 1,9%, соответственно.





Рис. 2.25. Основные показатели аварийности с 2000 по 2010 гг.




Рост всех трех основных показателей аварийности (количества ДТП, числа погибших и раненых) отмечен на территориях Ульяновской (+12,5%, +11,8%, +7,2%), Томской (+9,4%, +4,2%, +6,8%), Мурманской (+5,5%, +22,6%, +6,5%) областей, Чеченской Республики (+4,5%, +3,9%, +4,2%), Владимирской области (+4,1%, +2,3%, +4,9%) и Республики Хакасия (+1,3%, +11,9%, +1,9%), соответственно.

З



Рис. 2.26. Ликвидация последствий ДТП,

г. Нижний Новгород
начительно возросло число погибших в ДТП в Пензенской области (+22,5%), Ханты-Мансийском автономном округе (+18,8%), Курганской области (+17,8%), Хабаровском крае (+7,4%), Республике Адыгея (+5,9%), Республике Тыва (+5,6%), Свердловской области (+5,1%).

Существенное увеличение количества ДТП отмечено в Псковской области (+9,6%), Республике Ингушетия (+6,9%), Ростовской (+4,8%) и Рязанской (+4,7%) областях, Забайкальском (+4,4%) и Красноярском (+4,1%) краях.

Показатель тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших), по итогам 2010 г., составил 9,6, что несколько ниже, чем по итогам 2009 г.1 (9,8). Вместе с тем в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Тыва, значение данного коэффициента превышает 15, а в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Чукотском автономном округе – 20.

Почти три четверти (70%) всех ДТП произошло в городах и населенных пунктах. Всего за год на их улично-дорожной сети в 139 516 (-3,3%) ДТП погибло 10 930 (-7,2%) и ранено 165 810 (-3,4%) человек.

На федеральных автодорогах за прошедший год зарегистрировано 22 733 (+5,2%) ДТП, в которых погибло 6 516 и ранено 32 280 (+5,6%) чел. Характерной особенностью ДТП на федеральных дорогах является высокая тяжесть их последствий (17 погибших на 100 пострадавших).

На территориях административных центров субъектов Российской Федерации произошло 38,9% всех ДТП.

Пожарно-спасательными подразделениями в 2010 г. осуществлено 128 658 (+97,5%) выездов на дорожно-транспортные происшествия, 75 456 (+62%) пострадавшим была оказана помощь. Проведено 105 208 работ (технологических операций), среднее время в пути составило 11,1 мин. Коэффициент реагирования в среднем по стране составил 0,59 (+0,27) или 59% (выезд на каждое второе ДТП).

Аварии на системах жизнеобеспечения. В результате аварий на системах жизнеобеспечения и на тепловых сетях в холодное время в 2010 г. произошло 8 техногенных ЧС, погибших и пострадавших нет.

В системе жизнеобеспечения населения ЧС обусловлены возрастающим уровнем износа инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования, разрывом тепловых трасс и водопроводов, выходом из строя котельного оборудования, низкой надежностью очистных сооружений питьевого водоснабжения и очистных сооружений сточных вод, нарушением режимов подготовки к зиме трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Общее количество источников теплоснабжения составляет 73 136 ед., в том числе муниципальных – 43 278 ед. Из общего количества котельных 55,6% работает на газообразном, 4,3% – на жидком и 37,8% – на твердом топливе.

И



Рис. 2.27. Прорыв теплосети,

г. Екатеринбург, февраль 2010 г.
знос котельных составляет 54,2%, центральных тепловых пунктов – 49,4%, трансформаторных подстанций – 57,4%. Необходимо заменить коммунальных тепловых сетей 37,5%, коммунальных электрических сетей 32,4%. Наибольшее число прорывов труб водоснабжения отмечается в городах Екатеринбурге и Москве (рис. 2.27).

Аварии на коммунальных тепловых сетях сопровождаются ухудшением жизнедеятельности большого числа людей.

Так, в г. Владимире 28 января 2010 г. на проспекте Строителей Ленинского района было нарушено теплоснабжение из-за порыва трубы. Без тепла осталось 120 жилых домов с населением 12 320 чел., в том числе 3 100 детей, 2 школы, детский сад и гостиница.

В жилищно-коммунальном хозяйстве наиболее частыми происшествиями являются взрывы бытового газа, в частности:

в г. Москве 21 января 2010 г. в результате взрыва бытового газа в квартире 14-этажного жилого дома были выбиты внутренние перегородки квартиры и стекла в подъезде. Взрыв произошел в однокомнатной квартире на четвертом этаже дома. В результате взрыва пострадал хозяин квартиры;

в г. Туле 29 января 2010 г. произошел взрыв бытового газа. В результате взрыва пострадало 2 человека, погибших нет. Повреждены межкомнатные перегородки в квартире и стены соседних помещений, выбиты входные двери в подъезде с 1 по 3 этажи;

в п. Павловская Слобода Истринского района Московской области 27 марта 2010 г., по ул. Лесная, 10, в 3-этажном жилом доме, в одной из квартир произошел взрыв бытового газа с последующим возгоранием. Взрыв привел к частичному обрушению наружных стен и межэтажных перекрытий дома. Разрушено 4 и повреждено 7 квартир. Погибло 4 чел., 9 получило ранения и ожоги.

В 2010 г. в результате воздействия опасных природных явлений на линиях электропередачи отмечалось нарушение электроснабжения населения, промышленных и транспортных объектов:

в Нижегородской области 13 июня 2010 г. в результате прохождения грозового фронта, сопровождавшегося сильным порывистым ветром – до 20 м/с, без электроснабжения осталось 1274 населенных пункта 16 районов (58 693 дома, 246 550 жителей, в том числе 41123 ребенка), получили повреждения кровли 13 жилых домов; произошла задержка движения пассажирских поездов до 8 часов; нарушены системы жизнеобеспечения населения. Погибло два человека;

в Республике Татарстан 5 декабря 2010 г. в связи с плохими погодными условиями произошли порывы высоковольтных линий электропередачи (110кВ и 220кВ), в результате чего было обесточено 10 муниципальных образований (всего 69698 жилых домов, в том числе 1485 многоквартирных домов, 186 школ, 120 детских садов);



в Республике Хакасия 6 декабря 2010 г. в п. Вершина Теи Аскизского района из-за сильного ветра и обильного снегопада произошел порыв двух линий электропередачи. В результате аварии поселок, где проживает 3,5 тыс. чел. (в т.ч. 1080 детей), оказался без света и тепла. Обесточенными оказались водозабор и местная котельная, которая отапливает значительную часть населенного пункта. Из-за отсутствия резервного дизель-генератора на скважине был заморожен водовод и остановлена котельная. Вода из системы была слита. Жители поселка размещены в пункте временного проживания.

Опасные метеорологические явления. В результате сильного гололедно-изморозевого отложения в Курской и Воронежской (10 января 2010 г.), Волгоградской (3, 16-17 февраля 2010 г., 2-4 декабря 2010 г.) областях; республиках Калмыкия (11-13 января 2010 г., 1-14 февраля 2010 г.), Дагестан (17, 25-27 января 2010 г.), Кабардино-Балкарская (21-29 января 2010 г.), Татарстан (6-11 декабря 2010 г.); Краснодарском (21-28 января 2010 г., 10-12 марта 2010 г.) и Ставропольском (25-26 января 2010 г., 10-12 марта 2010 г.) краях были повреждены опоры и линии электропередачи, отмечалось нарушение электроснабжения промышленных и бытовых объектов. В ряде субъектов (муниципальных образований) объявлялся режим ЧС.

В



Рис. 2.28. Гололедно-изморозевые отложения

на линиях электропередачи,

Волгоградская область
декабре 2010 г. в результате обильных снегопадов, сопровождающихся интенсивным налипанием снега на провода, грозозащитные тросы, опоры воздушных линий электропередачи и оборудование объектов электроэнергетики, произошли массовые повреждения линий электропередачи и оборудования, которые вызвали полное или частичное отключение энергосистемы в ряде районов Республики Татарстан, Московской, Нижегородской, Псковской, Ульяновской, Самарской, Смоленской и Тверской областей. Было прекращено движение поездов Рижского, Смоленского, Можайского направлений Московской железной дороги, зафиксирован сбой в движении поездов Белорусского, Казанского, Горьковского и Ленинградского направлений Московской железной дороги. Во время аварии произошло обесточивание аэропорта «Домодедово». Без энергоснабжения остались Московская область (21 район, 321 н.п. (56 580 чел.), 44 социально значимых объекта); Тверская область (63 н.п., 1 район (1 701 чел.); Смоленская область (2 района, 61 н.п. (2 648 чел.), 1 социально-значимый объект), Нижегородская область (6 районов, 66 н.п. (7 344 чел.).

В Южном федеральном округе в Аксайском районе Ростовской области в связи с ухудшением погоды и образовавшейся наледи на проводах 14 января 2010 г. произошло отключение энергоснабжения 7 н.п. (2 000 чел.).

В Республике Татарстан в связи с плохими погодными условиями 5 декабря 2010 г. произошли порывы высоковольтных линий электропередачи (обесточено 10 муниципальных образований, всего 69 698 жилых домов, в том числе 186 школ, 120 детских садов).

В Ульяновской области в результате обрыва линий электропередачи из-за непогоды 6 декабря 2010 г. 32 тыс. жителей остались без электричества.

В Самарской области в результате неблагоприятных погодных условий и гололедных образований на проводах 5 декабря 2010 г. произошло падение более 30 опор ЛЭП (было отключено 30 н.п., без электроснабжения осталось 15 037 чел.).

В п. Вершина Теи Республики Хакасия из-за сильного ветра и обильного снегопада 6 декабря 2010 г. произошел порыв двух линий электропередачи, пострадало 3,5 тыс. чел. (в том числе 1 080 детей).

Очень сильный ветер (25-30 м/с – 30-40 м/с) вызвал многочисленные повреждения ЛЭП, крыш жилых и административных зданий в Южном (5, 13-14 и 16 февраля 2010 г.); Приволжском (Республика Башкортостан (18 апреля 2010 г., 6 ноября 2010 г.), Самарская (30 ноября 2010 г.), Оренбургская (6-7 апреля 2010 г., 6 ноября 2010 г.) области); Центральном (Костромская область (23 апреля 2010 г., 27 июня 2010 г.); Сибирском (Новосибирская область (27 апреля 2010 г., 7 июня 2010 г.), Алтайский (29 апреля 2010 г.), Красноярский (31 мая 2010 г.) края); Приволжском (Пермская область (26 мая 2010 г.); Уральском (Челябинская область (7 ноября 2010 г.) федеральных округах. На Камчатке и в районе г. Певека скорость ветра в декабре 2010 г. достигала 46-51 м/с.

Продолжительные сильные метели с ветром штормовой и ураганной силы, вследствие которых отмечались перебои в движении автотранспорта, были повреждены ЛЭП, закрывались аэропорты, отмечались на о. Сахалин в январе (1-5, 21,26-27), марте (11,14, 21-22), апреле (13-14), декабре (9-10, 22, 24-25); на севере Красноярского края – в январе (4-6, 18-23, 26-28), марте (4-6, 14-15, 24-25), апреле (24-25), декабре (12-15.12); на юге Западной Сибири – в феврале (18-19), марте (12-13, 18-19), ноябре (20-21), декабре (6-8); Чукотском автономном округе – в феврале (21-23), марте (17-18), апреле (10-11), декабре (16); в Хабаровском крае – в феврале (26-27), декабре (25-26), Забайкальском крае – в апреле (7-9, 23-26), декабре (9).

А



Рис. 2.29. Снежный циклон

на острове Сахалин
номально сильные и продолжительные периоды холодной погоды с отрицательной аномалией температуры воздуха на 7-10°С и более от климатической нормы, которые нарушали нормальную жизнедеятельность населения, вызывали повышенную аварийность объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, отмечались в январе 2010 г. на значительной части Европейской территории Российской Федерации (в южной половине Центрального, в Приволжском федеральном округе, на Урале, на юге Западной Сибири и в Красноярском крае), а в феврале – на юге Западной Сибири и в Иркутской области.

1 По итогам 2010 г. сравнение осуществляется с учетом погибших, скончавшихся в срок до 30 суток после ДТП.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал