2011г. Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению



Скачать 354.66 Kb.
Дата01.05.2016
Размер354.66 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________Л.М. Волосникова

«_________»_____________ 2011г.

Экологическое проектирование и экспертиза

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «экология и природопользование»

профиль «Природопользование»




«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы _____________________________/Р.В. Сорокин/

_____________________________/ А.А. Гармаш/

« »___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А.Столярова/

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики естественных наук и информационных технологий

Кафедра социально-экономической географии и природопользования

Сорокин Р.В., Гармаш А.А.



Экологическое проектирование и экспертиза


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» профиля «Природопользование» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Сорокин Р.В., Гармаш А.А. Экологическое проектирование и экспертиза. Б.3 В.9 Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» профиля «Природопользование» профиля «Природопользование» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 17 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экологическое проектирование и экспертиза [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социально-экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой социально-экономической географии и природопользования, д.г.н., профессор Осипов В.А.


© Тюменский государственный университет, 2011.



© Сорокин Р.В., Гармаш А.А, 2011.

  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

    Цель дисциплины – заложить у студентов основы знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектно-изыскательской документации, научить использовать методы и принципы оценки воздействия на окружающую природную среду и проведения государственной экологической экспертизы.

Задачи дисциплины:

  • ознакомление с теорией, методикой и практическими приемами экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на уровне технико-экономического обоснования, изыскательских работ, проектирования, строительства и эксплуатации объектов;

  • ознакомление с нормативно-правовой базой, составом, методическими основами проведения инженерно-экологических изысканий;

  • ознакомление с нормативно-правовой базой геоэкологического проектирования;

  • привитие основных навыков экспертной работы в области геоэкологии.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Б.3 В.09 «Экологическое проектирование и экспертиза» относится к профессиональному циклу вариативной части ООП, и следует за дисциплинами: общая экология, геоэкология, ландшафтоведение, охрана окружающей среды, основы природопользования, устойчивое развитие, основы оценки воздействия на окружающую среду, нормирование и снижение загрязнения окружающей среды, экологический мониторинг, экологический аудит. Соответственно требования к «входным» знаниям, умениям и компетенциям обучающегося следующие:

Знания

  • Основы ландшафтоведение и геоэкологии;

  • Основы природопользования;

  • Основы устойчивого развития;

  • Основы охраны окружающей среды;

  • Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды;

  • Правовые основы природопользования.

Умения

  • Ориентироваться в нормативной литературе по проектированию, изысканиям, оценке воздействия на окружающую среду

Навыки
    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими основными компетенциями:

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

  • иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);

  • общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

  • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

  • владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

Кроме того:

  • обладать базовыми знаниями в области геоэкологии, ландшафтоведения, природопользования, нормирования загрязнения окружающей среды в объеме, необходимом для обработки информации и анализа пространственных данных;

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • особенности проектно-изыскательской работы;

  • внутреннюю структуру функционирования проектного института, научно-производственного объединения;

  • основные нормативно-правовые акты в сфере геоэкологического проектирования, природопользования, охраны окружающей среды;

  • приемы и критерии экспертной оценки экологических разделов проектов.

    Уметь:

  • собирать и обрабатывать материалы, документацию для разработки проектных разделов по охране окружающей среды;

  • уметь работать с картографическими материалами, данными дистанционного зондирования;

  • рассчитывать показатели антропогенной преобразованности территории, определять категории экологических ситуаций;

  • производить расчет выбросов загрязняющих веществ, определять плату за них;

  • аргументировано давать оценку экологической опасности реализации того или иного проекта;

    Владеть:

  • методами сбора и первичной обработки материала;

  • методами расчета показателей антропогенной преобразованности территории;

  • методами расчета количества выбросов загрязняющих веществ;

  • методами расчета размера платы за загрязнения окружающей среды.

    Иметь представление:

  • о производстве инженерно-экологических изысканий;

  • о разработке разделов природоохранного направления

  • об экологической экспертизе проектов.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 7. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, 18 часов лекций, 36 часов лабораторных и семинарских занятий, 54 часа самостоятельной работы.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские

(лабораторные) занятия



Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Предмет, цель и задачи курса «Экологическое проектирование и экспертиза».

1

2

4

6

3

2

0-8

2

Методологические положения и принципы экологического проектирования

3

4

6

6

25




0-22




Всего




6

10

12

28




0-30




Модуль 2






















1.

Строительный инвестиционный цикл объекта

5

2

6

8

16

2

0-8

2.

Управление проектами

7

2

2

4

8




0-7

3.

Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании

9,11

4

6

12

22

4

0-15




Всего




8

14

24

46




0-30




Модуль 3






















1.

Экологическое проектирование природоохранных и прочих видов объектов

13

2

6

9

17

2

0-21

2.

Методологические, правовые и нормативные основы и принципы экологической экспертизы

15

2

6

9

17




0-19




Всего




4

12

18

34




0-40




Итого (часов, баллов):




18

36

54

108




0-100




Из них в интерактивной форме
















10





Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Интерактивные формы участия

Итого количество баллов




Теоретические задания

Вопросы для обсуждения

Контрольная работа

Лабораторные

работы


реферат

Логическая схема

Имитационные игры

кейсы

Модуль 1

1. Предмет, цель и задачи курса «Экологическое проектирование и экспертиза».

0-2

0-1

-


0-3

-

-

-

-

0-6

2. Методологические положения и принципы экологического проектирования.

-

0-1

0-2

0-7

0-2

0-2

-

-

0-14

Поощрительные баллы

























0-10

Всего

-

0-2

0-2

0-12

0-4

0-2

-

-

0-30

Модуль 2




























1. Строительный инвестиционный цикл объекта

-

-

-


0-4

0-2

-

-

-

0-6

2. Управление проектами

-

0-1

-


-

0-2

-

-

-

0-3

3. Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании

-

0-1

0-2

0-7

0-2

-

-

-

0-12

Поощрительные баллы

























0-9

Всего

-

0-2

0-2

0-11

0-6

-

-

-

0-30

Модуль 3




























1. Экологическое проектирование природоохранных и прочих видов объектов

-

0-1

-

0-7

-

-

-

0-2

0-10

2. Методологические, правовые и нормативные основы и принципы экологической экспертизы

0-2

0-1

0-2

0-9

-

-

0-6

-

0-20

Поощрительные баллы

























0-10

Всего

0-2

0-2

0-2

0-16

-

-

0-6

0-2

0-40

Итого

























0-100

    Таблица 3

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1
















    1.1

    Предмет, цель и задачи курса «Экологическое проектирование и экспертиза».

    Работа с литературой, источниками,

    интерактивные игры,

    тест


    Подготовка ответов на теоретические вопросы и интерактивным играм.

    1,2

    6

    0-3

    1.2

    Методологические положения и принципы экологического проектирования.

    Работа с литературой, источниками, задачи, тест.

    Реферат


    Подготовка ответов на теоретические вопросы.

    3,4,5

    6

    0-11




    Всего по модулю 1:




    12

    14

    Модуль 2
















    2.1

    Строительный инвестиционный цикл объекта

    Работа с литературой, источниками, имитационная игра, тест

    Подготовка ответов на теоретические вопросы и имитационной игре.

    6,7

    8

    0-6

    2.2

    Управление проектами

    Работа с литературой, источниками, логическая схема, тест

    Подготовка ответов на теоретические вопросы.

    8

    4

    0-2

    2.3.

    Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании

    Работа с нормативными документами, задачи, контрольная, тест

    Подготовка ответов на теоретические вопросы и к контрольной.

    9,10,11

    12

    0-9




    Всего по модулю 2:




    24

    17

    Модуль 3
















    3.1

    Экологическое проектирование природоохранных и прочих видов объектов

    Работа с литературой, источниками, задачи, кейсы, контрольная, тест

    Подготовка ответов на теоретические вопросы, к кейсу, к контрольной.

    12,13

    9

    0-9

    3.2

    Методологические, правовые и нормативные основы и принципы экологической экспертизы

    Работа с нормативными документами, теоретические задания, задача, контрольная, тест

    Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной.

    14,15,16

    9

    0-17




    Всего по модулю 3:

    18

    26




    ИТОГО:

    54

    57



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ландшафтоведение и геоэкология




+







+

+




2.

Оценка воздействия на окружающую среду




+







+

+

+

3.

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды




+




+

+

+

+

4.

Экологический мониторинг, охрана окружающей среды













+

+




5

Основы природопользования







+

+

+










  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Предмет, цель и задачи курса «Экологическое проектирование и экспертиза».

Предмет, задачи курса, взаимосвязь с другими дисциплинами. Объекты экологического проектирования. Основные понятия, история развития экологического проектирования и экологической экспертизы.



Тема 2. 2. Методологические положения и принципы экологического проектирования.

Геоэкологические принципы проектирования. Нормативная база экологического проектирования. Нормативы качества среды, допустимого воздействия. Оценка степени антропогенной преобразованности территории. Информационная база экологических изысканий и проектирования. Информационная база экологического картографирования.



Тема 3. Строительный инвестиционный цикл объекта.

Понятие строительного инвестиционного цикла. Основные стадии. Проектно-изыскательские работы как часть строительного инвестиционного цикла. Стадии проектирования. Автоматизация проектно-изыскательских работ. Период строительства. Сдача объектов в эксплуатацию и пуско-наладочные работы.



Тема 4. Управление проектами.

Классификация типов проектов. Цель и стратегия проекта. Внешняя и внутренняя среда проекта. Жизненный цикл проекта. Участники проектов. Организационные структуры управления проектами.



Тема 5. Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании.

Программа и техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий. Состав инженерно-экологических изысканий. Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий.



Тема 6. Экологическое проектирование природоохранных и прочих видов объектов.

Экологическое проектирование природоохранных объектов. Особенности при проектировании заповедников. Особенности при проектировании национальных парков, природных парков. Особенности при проектировании заказников, памятников природы. Экологическое проектирование ОПТ. Экологические каркасы: транспортные коридоры и узлы.



Тема 7. Методологические, правовые и нормативные основы и принципы экологической экспертизы.

Принципы экологической экспертизы. Подходы при проведении экологической экспертизы. Организация проведения государственной экологической экспертизы. Требования к оформлению заключения государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза.




  1. Планы семинарских и лабораторных занятий.

Семинарское занятие 1. Экологическое проектирование и экспертиза как сфера научно-производственной деятельности

Цель: знакомство с основными понятиями и принципами, а также инструментами сопровождения хозяйственной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные виды экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ХД) – ОВОС, экологический аудит (ЭА), экологическая экспертиза.

  2. Цели и задачи экологического сопровождения ХД.

  3. Принципы экологического сопровождения хозяйственной деятельности.

  4. Эколого-экономические потребности и интересы.

Семинарское занятие 2. Основные понятия и термины. Объекты экологической экспертизы и ОВОС

Цель: закрепление и углубление методико-теоретических аспектов проектирования и экологической экспертизы, знакомство с основными понятиями проектирования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Экологическая экспертиза, географическая экспертиза, эколого-географическая экспертиза сходство и различия.

  2. Общие принципы экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД).

  3. Объекты экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

  4. Понятие проекта. Проектный цикл.

  5. Классификация типов проектов.

Семинарское занятие 3. Экспертиза проектов разных типов

Цель: Выявить основные сходства и различия экспертизы проектов различных типов

Вопросы для обсуждения:

  1. Экспертиза проектов не природоохранных функций, преобразующих природу в лучшую или худшую стороны.

  2. Экспертиза проектов природоохранного назначения.

  3. Экспертиза проектов ухудшающих состояние природной среды.

  4. Исходная информация для экологического обоснования хозяйственной деятельности в предпроектной и проектной документации.

  5. Экологическая экспертиза технологий и продукции.

  6. Основные методы экологической оценки технологий.

Семинарское занятие 4. Инженерно-экологические изыскания

Цель: знакомство с процедурой проведения инженерно-экологических изысканий, основные методические и практические аспекты вопроса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели, задачи, уровни, нормативная основа инженерно-экологических изысканий.

  2. Техническое задание на проведение инженерно-экологических изысканий.

  3. Программа инженерно-экологических изысканий.

  4. Состав инженерно-экологических изысканий при экологическом проектировании.

  5. Технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий.

  6. Инженерно-экологические изыскания для экологического обоснования градостроительных проектов.

Лабораторная работа 1. Прогнозирование эквивалентного уровня транспортного шума на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения.

Цель: Знакомство с методикой оценки шумового воздействия на окружающую среду, разработка мер по снижению воздействия.

Лабораторная работа 2. Эколого-географическое обоснование размещения. Ландшафтная структура региона, использование и охрана ландшафтов.

Цель: Получение практических навыков составления проектной документации, оформления раздела охраны окружающей среды в составе проекта.

Лабораторная работа 3. Расчет платы за загрязнение атмосферы при строительстве дороги

Цель: Знакомство с методикой оценки загрязнения атмосферы выбросами веществ.

Лабораторная работа 4. Составление сметы на инженерно-экологические изыскания

Цель: Развитие навыков составления предпроектной документации.

Лабораторная работа 5. Матричный метод оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности (ОВОС)

Цель: Совершенствование умений оценки хозяйственной деятельности на окружающую среду, прогнозирование последствий этой деятельности.

Лабораторная работа 6. Составления проекта экспертного заключения по проекту

Цель: Развитие и совершенствование профессиональных навыков оценки проектов, принятия экологически обоснованных решений.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Промежуточная аттестация проводиться по результатам оформленных в печатном виде работ (проектов). Обязательным условием сдачи проекта является публичная защита доклада по теме лабораторной работы, оформленной в виде презентации с обсуждением итогов полученных студентом.

По окончанию модуля проводиться письменная контрольная работа.



7.1. Примерная тематика контрольных работ:

1. «Экологическое проектирование и экспертиза». Методологические положения и основные принципы.

2. Строительный инвестиционный цикл объекта, управление проектами. Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании.

3. Экологическое проектирование природоохранных и прочих видов объектов. Методологические, правовые и нормативные основы и принципы экологической экспертизы.



7.2. Примерная тематика рефератов по курсу экологическое проектирование и экспертиза.

    1. Экологическое проектирование экологических каркасов (на реально существующем примере).

    2. Региональная специфика природопользования в Западной Сибири (на примере Пуровского района ЯНАО).

    3. Региональная специфика природопользования в Западной Сибири (на примере Ханты-Манскийского района ХМАО).

    4. Региональная специфика природопользования в Западной Сибири (на примере районов юга Тюменской области).

    5. Геоэкологическое проектирование санитарно-защитных зон (на примере любого промышленного предприятия).

    6. Роль физических факторов воздействия на население. Их нормирование и учет при экологическом проектировании.

    7. Нормативные документы, регламентирующие проведение проектных работ в области экологии.

    8. Экологическое проектирование мелиоративных систем (на реально существующем примере).

    9. Проблема несанкционированных свалок в Тюменском районе. Пути ее решения. Экологическое обоснование полигонов ТБО и полигонов промышленных отходов.

    10. Влияние природоохранных объектов на прилегающие территории (на примере выбранной ООПТ).

    11. Экологический паспорт промышленного объекта.

    12.Информационная база экологического проектирования. Доступные, и труднодоступные в настоящее время материалы. Программное обеспечение.

    13. Экологические критерии и стандарты.

    14. Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании.

    15. Зарубежный опыт экологических экспертиз.

    16. Российский опыт экологических экспертиз.

    17.Общественная экологическая экспертиза.

    18. Методы экологической экспертизы.

    19.Государственная экологическая экспертиза. Процедура и регламент.

    20. Экологическое апробирование почв, донные отложения, методика отбора, нормативные документы.

    21. Государственная экологическая экспертиза. Нормативная и правовая основы.

    22. Лицензирование эколого-экспертной деятельности.

    23. Экологическая экспертиза и оценка воздействия (ОВОС). Общее и различия.

    24. Последовательность принятия решений по проектам и государственная экологическая экспертиза.

    25.Экологическое обоснование проектов строительства хозяйственных объектов.

    26.Картографические методы в экологической экспертизе.

    27. Паспорт почв

    28. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ в атмосфере.

    29. Вода питьевая. Отбор проб

    30.Шум. Общие требования безопасности.

    31.Вибрация. Средства измерения и контроля на рабочих местах. Технические требования.

    32. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.

    33. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природной воды. Общие технические требования.

    34 Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.



    35. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.

7.3. Вопросы к экзамену:

  1. Геоэкологические принципы проектирования

  2. Принцип проектирования пространственно-временной природно-технической системы.

  3. Принцип повсеместности природоохранных мероприятий.

  4. Принцип профилактичности природоохранных мероприятий в проектно-планировочных работах.

  5. Принцип территориальной дифференцированности в проектно-планировочных работах.

  6. Информационная база экологического проектирования. Экологические информационные системы

  7. Экологическое картографирование, разновидности карт. Аэрокосмическое зондирование.

  8. Геоэкологическое проектирование природоохранных объектов. Особенности при проектировании заповедников.

  9. Геоэкологическое проектирование природоохранных объектов. Особенности при проектировании национальных парков, природных парков.

  10. Геоэкологическое проектирование природоохранных объектов. Особенности при проектировании заказников, памятников природы.

  11. Геоэкологическое проектирование ОПТ. Экологические каркасы: транспортные корридоры и узлы.

  12. Понятие строительного инвестиционного цикла. Основные стадии.

  13. Проектно-изыскательские работы как часть строительного инвестиционного цикла.

  14. Общие принципы проектирования. Стадии проектирования.

  15. Автоматизация проектно-изыскательских работ

  16. Стадия строительства в строительно-инвестиционном цикле. Сдача объектов в эксплуатацию и пуско-наладочные работы.

  17. Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) при экологическом проектировании. Задачи ИЭИ.

  18. Программа и техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий.

  19. Состав инженерно-экологических изысканий. Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов и данных. Экологическое дешифрирование аэрокосмических материалов.

  20. Состав инженерно-экологических изысканий. Маршрутные наблюдения. Проходка горных выработок.

  21. Состав инженерно-экологических изысканий. Исследование и оценка физических воздействий. Эколого-гидрогеологические исследования.

  22. Состав инженерно-экологических изысканий. Почвенные исследования. Изучение растительного и животного мира.

  23. Состав инженерно-экологических изысканий. Социально-экономические исследования. Санитарно-эпидемиологические исследования.

  24. Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий.

  25. Базовые понятия управления проектами.

  26. Классификация типов проектов: малые проекты, мегапроекты, сложные проекты, краткосрочные проекты, проекты бездефектные.

  27. Цель и стратегия проекта.

  28. Участники проекта.

  29. Жизненный цикл проекта.

  30. Функции управления проектами.

  31. Организационные структуры управления проектами.

  32. Экологическая экспертиза, как особый вид научно-производственной деятельности.

  33. Подходы к проведению экологической экспертизы.

  34. Компонентный подход к проектированию и проведению экологической экспертизы.

  35. Ландшафтно-экологический подход к проектированию и проведению экологической экспертизы.

  36. Региональный подход к проектированию и экспертизе проектов.

  37. Комплексный подход к проектированию и экспертизе проектов.

  38. Принципы экологической экспертизы.

  39. Организация проведения государственной экологической экспертизы

  40. Порядок работы и состав экспертной комиссии.

  41. Требования к оформлению заключения государственной экологической экспертизы.

  42. Общественная экологическая экспертиза.



  1. Образовательные технологии

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В рамках изучаемой дисциплины в учебном процессе широко применяются следующие образовательные технологии:

  • Тестовые задания («правовые основы экологического проектирования»);

  • Практические задачи («расчет сметы на проведение инженерно-экологических изысканий»);

  • Имитационные игры («выступление студентов в роли экспертов при проведении экологической экспертизы проекта»);

  • Кейсы («экологическая ситуация»).

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

  1. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) М.: МНЭПУ, 1999

  2. Геоэкологические принципы проектирования природно-технических систем. М.: Наука, 1987.

  3. Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие / А. В. Дончева. — М.: Аспект Пресс. 2002. - 286 с.

  4. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов / К.Н. Дьяконов, А.В. Дончева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.

  5. Пособие по разработке раздела «Охрана окружающей среды» к «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95. М., ГП «ЦЕНРТИНВЕСТпроект»», 2000.

    1. Дополнительная литература

  1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М 1990.

  2. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авторы составители Козин В.В., Петровский В.А. — Смоленск: Ойкумена, 2005. — 576 с.

  3. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утвержден 29.12.98, № 539. // Экологическое право России. Сб. нормат. правовых актов и документов. М.: Изд-во БЕК, 1998, с. 269.

  4. Хотулева М.В. и др. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. - М.: Социально- экологический Союз, 2000.

    1. ПО и интернет-ресурсы

  1. SASGIS. Веб-картография и навигация [Электронный ресурс] http:// www.sasgis.ru/o-proekte/.html

  2. Google Планета земля




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  • Применение персональных компьютеров при выполнении лабораторных занятий

  • СПС «Консультант плюс»

  • Мультимедиа.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал