2015 Ананьева Людмила Васильевна Легко ли быть молодым учителем в современной школе…



Скачать 324.26 Kb.
Дата30.04.2016
Размер324.26 Kb.
Департамент образования Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»

Центр профессионального развития педагога

Вхождение в профессию учителя

Белгород

2015

Ананьева Людмила Васильевна

Легко ли быть молодым учителем в современной школе…

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д.С.Лихачев

Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным: сколько себя помню, я мечтала стать учителем. Поэтому после окончания школы проблемы выбора образовательного учреждения не возникло. Это был педагогический колледж. После его успешного окончания желание работать в школе только усилилось, но я решила сначала получить высшее образование. И вот я – учитель русского языка и литературы!

Вот и первый звонок, первый урок... Испытываешь чувства, которые сложно передать. Это страх, тревога и в то же время счастье, что наконец-то начинают сбываться мечты. Чувствуешь также и большую ответственность за эти маленькие искрящиеся глазки детворы, доверенной мне родителями.

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей [2, 248]. И вот я начала задумываться, каким должен быть настоящий учитель? Конечно же, профессионально владеть своими предметами, грамотно доносить материал до учеников. Но, работая в школе, поняла, что это важно, но для успеха одних знаний мало. Необходимо также уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей. Таким учителем стараюсь быть и я. Именно таким учителем, который умеет видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя. Мне повезло, мне есть с кого брать пример, ведь в нашей школе работают талантливые педагоги.

В начале моей работы педагогический коллектив встретил меня настороженно, но уже после первого школьного месяца я поняла, что в этом коллективе найду помощь, опору и поддержку. И я не ошиблась! У меня есть наставник – Чурносова Ирина Викторовна. Буквально с первых минут общения, понимаю, что всегда могу обратиться за помощью к этому замечательному человеку. С ней мне все по плечу!

И вот незаметно пролетели уже 2,5 года моей работы. Я очень рада, что с первых дней своей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Сколько волнений и тревог пришлось пережить: как встретят меня дети, понравлюсь ли я им, найду ли поддержку у родителей и учителей, смогу ли заслужить уважение коллег, правильный ли я сделала выбор? Да, я только делаю первые шаги. Уже сейчас эти первые шаги своей учительской профессии считаю удачными. Понимаю, что я нужна детям. Нужна каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами. Нужна также родителям, которые надеются, что я помогу их детям добывать самостоятельно знания, дружить, жить в коллективе. В толпе находят тебя знакомые сияющие глаза, бегут навстречу, делятся своими впечатлениями. Разве это не счастье?

Каждый раз, прежде чем войти в класс, думаю, какие слова произнести в чуткой тишине класса, чтобы заставить ребят думать, действовать, достучаться до самого сердца. На всю жизнь запомнила мудрую мысль В.А. Сухомлинского: «Слово – наш единственный, самый тонкий, самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело пользоваться, врачуя сердца наших питомцев» [4, 178]. Поэтому, готовясь к урокам, мероприятиям, стараюсь продумать каждую мелочь, каждую фразу, понимаю, что это очень важно. Именно учитель русского языка и литературы должен привить любовь к прекрасному, научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), развить логическое мышление ребенка.

Очень люблю приходить в школу пораньше, когда в ней непривычно, удивительно тихо. Я знаю, что эта тишина ненадолго. Пройдет несколько минут, и всё оживет. Школа загудит, зашумит, зазвенит веселыми ребячьими голосами, затопочет, звонко полетит навстречу учителям разноголосое «здравствуйте». А пока у меня есть эти несколько минут, чтобы сосредоточиться, привести в порядок свои мысли и чувства, еще раз проверить готовность встретиться с детьми, продумать предстоящую работу так, чтобы пробудить у ребят высокий полет мысли, желание узнавать мир, передать им ощущение неповторимости дарованной им жизни, заразить любовью к своему предмету.

Каждый ученик – это целый мир, мир загадочный и неповторимый, и поэтому очень ценный. Главное для меня – уметь уважать право каждого ученика быть самим собой, быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли.

Вспоминаю слова Германа Крупина: «Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество - Народ!». Учитель – это не просто призвание, это – почетная миссия. И с этими ценными словами я согласна.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? И отвечаю: Да, у меня есть любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Да, я всего лишь третий год работаю в школе, а уже не представляю себя вне ее стен. За это время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, но и добрые, согревающие душу моменты.

Часто спрашивают: «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» Отвечаю: «Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо быть счастливыми». Приходят на ум слова: «Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика». А ведь это так. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» [2, 307]. Думаю, слова этого замечательного человека очень важны в моей профессии. Надо видеть в каждом человеке что-то хорошее, доброе, искреннее и обязательно нужно верить в своих учеников, и тогда все получится. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла и любви другому.

Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны. Признаюсь, бывает и эмоциональный сбой от переутомления. Но вот родители меня воспитали так, что не могу я отчаиваться и опускать руки. Я нахожу силы, набираюсь терпения и рвусь вперед. Ведь еще Антуан де Сент-Экзюпери призывал: «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери» [1,17]. И не случайно взяла в качестве эпиграфа слова Дмитрия Лихачева, ведь действительно, учитель – самая главная профессия. Именно от учителя зависит будущее отдельного ученика и человечества в целом. Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу.

Что значит школа для меня?

Я всем отвечу однозначно:

«Жизнь школьная – моя судьба…

Моя судьба…и не иначе».


Кирманова Севила Сулаймоновна

Мой первый год работы в школе

Мои первые шаги в профессии начались с изучения документации, без которой настоящий учитель не имеет права заходить в класс и говорить: «Здравствуйте, я ваша новая учительница…». Да, то количество информации, с которой нужно было ознакомиться, пугало, но, с другой стороны, вызывало интерес, ведь профессия обретала еще один смысл – вступление в новое сообщество со своими законами, нормами, правами, требованиями, ожиданиями. Ожидания были обоюдные: от меня ждали профессиональной работы, а я ждала нового путешествия своей жизни – путешествия под названием «Школа – первая путевка в жизнь».

Первые шаги в профессии были уверенными, ведь я давно среди своих родных и друзей прослыла «учителем», и не только потому, что люблю всегда аргументировать свои слова мнением авторитетных деятелей различных сфер жизни и культуры, но еще и потому, что с семи лет каждое лето я учила своих «отстающих» подружек. В дальнейшем дух учителя во мне воспитывал мой учитель немецкого языка, благодаря которому я выбрала специализацию «иностранный язык». За три года он дал мне то, с чем я живу и сегодня, и с чем я буду еще долго в профессии, – любовь к делу, которым ты начинаешь заниматься, ответственность за это дело, готовность жертвовать ради этого дела, понимание важности того, чем занимаешься. «Нравится делать то, что получается делать». Эти его слова навсегда остались в моей памяти. Но их смысл я поняла только тогда, когда начала проходить свою первую практику в школе. Не нужно заставлять учить свой предмет, надо учить так, чтоб у ребенка получалось хорошо учиться, и поэтому он сам полюбил твой предмет, просто потому, что ему нетрудно, что он ждет нового успеха, новой высоты, которую он точно возьмет и станет этим гордиться.

Я многое поняла и осознала, когда делала свои первые шаги в профессии. На рабочем столе моего нетбука появился документ с важными, необходимыми для моей работы, изречениями и мыслями различных мыслителей, ученых, педагогов. И я поняла, что во всех этих изречениях отражается смысл современного образования: я должна воспитывать. Так об умении воспитывать говорил Антон Семенович Макаренко: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины…». Это наш святой долг – дать обществу культурного, воспитанного, порядочного, трудолюбивого и любознательного гражданина. В школе мы, как художники, создаем оттенками и полутонами красивый портрет красивого душой ребенка. Это работа не для слабых, ведь иногда за несколько минут парой фраз ребенку нужно объяснить основополагающие моменты нашей жизни, причем объяснить так, чтоб он правильно понял и усвоил все это, то есть принял все сказанное. А главным, чему нужно теперь научить в школе, стало умение учиться. «Следует учиться и тому, как следует учиться», – В. Борисов. В первый год работы я смогла увидеть в хорошо знакомом ученике, который не отличался ни любовью, ни старанием к учебе, поэта, начинающего робкого поэта. Ребенок, который несколько лет собирал свои стихи, впустил меня в свой мир, и это стало началом нашей маленькой победы. Может, кому-то покажется, что второе место в областном конкурсе «Красный крест глазами детей» – не так уж и много, но для нас это была настоящая сладкая победа. И таких побед было несколько, отчего и я «порхала», и мои дети «порхали» вместе со мной.

В общем, мои первые шаги в профессии были иногда уверенными, а иногда и не очень, порой быстрыми и результативными, а порой и нет, временами трудными, а чаще счастливыми, а оттого и легкими. Мои первые шаги в профессии дали мне одну замечательную педагогическую формулу Василия Ключевского. А формула эта очень проста и потому гениальна: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Шелаева Ольга Павловна
Мой первый год работы в школе или путь к успеху
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – Л. Толстой.

Могу ли я точно так же сказать о себе? Как оцениваю себя в выбранной профессии? Я расскажу свою историю о том, как стала учителем.

Я решила стать учителем с раннего детства. Ещё в начальных классах с трепетом наблюдала за своей первой учительницей. Очень часто представляла себя на её месте. Мне хотелось быть похожей на нее: стоять у доски, постоянно что-то рассказывать, записывать.

Я рано научилась читать, и моей самой любимой игрой в детстве была игра в школу. В школе усаживала своих одноклассников за парты, раздавала им книги, а сама вставала с указкой у доски и «учила» их правильно читать. Однажды спросила у нашей учительницы, тяжело ли ей проводить уроки, сильно ли она устает, а Антонина Михайловна мне ответила, что не устает, а радуется тому, что нам интересно. Шло время, а я все чаще стала задумываться о словах, сказанных учительницей. И мне вдруг тоже захотелось испытать это чувство.

В нашей семье есть люди, которые посвятили свою жизнь профессии учителя. Моя старшая сестра преподает в школе русский язык и литературу, а двоюродный брат – учитель физической культуры. Мне нравилось после уроков приходить к сестре и смотреть, как она проверяет тетради, как подбирает материал к завтрашним занятиям. Я видела, сколько сил, внимания и времени требует её работа. Но меня это не пугало и не останавливало.

В старших классах, во время каникул, работала вожатой в школьном летнем лагере. Детей я очень любила, они отвечали мне тем же. Именно в это время я поняла, что хочу быть учителем начальных классов. Меня не могли оставить равнодушной широко открытые глаза, смотрящие на меня с жаждой получения новых знаний. Оканчивая школу, точно знала, куда буду поступать.

И вот я студентка первого курса Белгородского Национального исследовательского университета, факультета дошкольного, начального и специального образования. Теперь вспоминаю свой путь в эту, как я уже поняла, нелёгкую профессию. Пять лет отличного, добросовестного обучения в университете – это ступеньки познания, первые шаги, которые я прошла, чтобы стать учителем. Неоценимый вклад в моё образование внесли прекрасные педагоги нашего факультета, которые давали знания и заряжали своей энергией и оптимизмом. Время учебы быстро пролетело, в руках долгожданный красный диплом. Ура! Теперь я учитель. Передо мной открыта дорога во взрослую самостоятельную жизнь….

И вот удача: я узнала, что в моей родной Шелаевской школе требуется учитель начальных классов.

У меня было много мыслей о том, как приду в школу, какое мнение обо мне сложится у коллектива, ведь всего пять лет назад я была там самой простой ученицей. Но прошло совсем мало времени, и я поняла, что все мои волнения были абсолютно напрасными, что в этом коллективе непременно найду помощь, опору и поддержку…

По удивительному стечению обстоятельств моим наставником (тьютором) была назначена Антонина Михайловна, моя первая учительница, которая сыграла, наверное, решающую роль в выборе моей профессии.

Сегодня я горжусь, что стала учителем начальным классов, как Антонина Михайловна.

Мой педагогический путь только начался, но я верю, что он будет интересным и плодотворным.



Коновалов Максим Сергеевич
Легко ли быть молодым учителем в современной школе…
В жизни каждого человека есть моменты, которые он помнит на протяжении всей жизни. Молодая мама никогда не забудет трогательный момент появления первенца на свет, олимпийский чемпион вспоминает слезы счастья на пьедестале почета под гимн своей Родины, седоволосый старик бережно хранит в памяти грозные годы войны.

С теплотой в сердце мы вспоминаем свои беззаботные походы в детский сад, первую заслуженную пятерку, волевую победу, веселый юбилей, трепетное предложение руки и сердца, рождение детей. И это, наверное, минуты, с которыми память никогда не захочет расстаться. Одним из таких воспоминаний всегда будет первый школьный звонок…

Но все меняется, когда этот «первый звонок» звучит для тебя как для учителя, молодого учителя, впервые покинувшего стены университета и оказавшегося на пороге современной школы, задающего, в том числе и самому себе, вопрос: «А легко ли им быть?».

Уже не студент и еще не учитель, но полный энергии, сил и амбициозных планов. Только что я сидел за партой и слушал мудрую, поучительную речь профессора, заучивал ответы, готовясь к экзаменам, и находился в ожидании долгожданного звонка на перерыв, а теперь мне предстоит самому погрузиться в роль преподавателя.

Будучи ребенком, я часто мечтал о том, что когда вырасту, обязательно выберу профессию педагога. А мечты, как известно, обязательно должны сбываться! Напряжение первого сентябрьского дня довольно быстро сменилось чувством ответственности за детей.

Работа каждого учителя увлекательна и интересна. Я преподаватель физической культуры в сельской местности. Графовская школа, в которой я тружусь, очень спортивная, можно даже сказать, пропитана атмосферой соревновательного духа. Стенды с фотографиями лучших спортсменов, грамоты, медали и кубки – все это лишь малая часть ее физкультурной жизни.



Старшее поколение преподавателей на протяжении не одного десятка лет выстраивало свою работу таким образом, что физическая культура не просто общеобразовательный учебный предмет, а главная часть жизни многих учеников. Мне не приходится прививать любовь к спорту, она в них заложена с детства. И это большой плюс в моей работе, когда, занимаясь любимым делом, я вижу, как безудержно счастливы дети. Виды спорта, которыми они владеют, разнообразны. Ученики с легкостью зимой бегают на лыжах, а весной играют в лапту. Глядя на их старание, волю к победе, желание учиться, невольно вспоминается фраза: глаза боятся, а руки делают.

Многие молодые специалисты, на мой взгляд, проходят у своих учеников «проверку на стойкость», когда важно не сломаться, проявить силу характера, расположить учеников к себе, заслужить авторитет. Работа «физрука» такова, что вызовом, как правило, являются спортивные способности, которые мне с огромным удовольствием приходится демонстрировать в кругу школьников. Ведь ничто так не сближает, как совместное занятие чем-либо. И если во многих случаях молодость преподавателя – минус, то в работе учителя физической культуры – это огромный плюс. Пробежать стометровку, подтянуться, выполнить кувырок, забить гол, исполнить зрелищный нападающий удар – все это, безусловно, дается легко, когда ты юн.

Но какими бы долгими и прекрасными не были рассказы о самом процессе обучения, работа любого учителя, к сожалению, неразрывно связана с документами. Методическая работа, отчеты, заполнение журнала – весь этот трудоемкий процесс требует опыта, которого лишен каждый молодой специалист. Безусловно, можно в начале своей трудовой деятельности приобщиться к большинству коллег, назвав этот процесс «бумажной волокитой», и без особого энтузиазма отнестись к работе с документами. Но, руководствуясь крылатым выражением известного политического деятеля «не ошибается только тот, кто ничего не делает» (Т. Рузвельт), я и к этому направлению своей деятельности подхожу ответственно.

По моему мнению, в любой профессии есть свои трудности. Каждый человек сам решает, каким образом их преодолевать. Я часто, будучи студентом, слышал мнение о том, что вместо слова «проблема» нужно говорить «задача». У меня столько задач! Только сейчас я понимаю, какой смысл заложен в этой фразе. Важен не масштаб и глобальность сложностей, а отношение к ним. Я, к счастью, отношусь к той категории людей, у которой отсутствует боязнь сделать что-то не так. Показательные уроки, сложные педагогические ситуации и непонимание со стороны родителей я воспринимаю как возможность обретения опыта и неотъемлемую часть своей профессии.

Молодой учитель должен быть всесторонне развит, умен, трудолюбив. У него не должно быть времени на боязнь и неуверенность справиться, он с первого дня работы несет личную ответственность за детей и не имеет права на ошибку. Это своего рода моя личная формула успеха преподавателя. Можно изучать программы по работе с молодыми педагогами, заручиться помощью опытного наставника, но в любом случае необходимо, в первую очередь, надеяться только на себя, прилагая максимум усилий и работая с полной отдачей.

Я люблю свою работу и все, что с ней связано. Меня радует не только то, что сбылась мечта моего детства, но и тот факт, что у меня есть огромное желание, даже спустя десять, пятнадцать лет, работать учителем. Каждый день заходить в зал, в котором светло не только благодаря хорошей погоде, но и тому, что светятся переполненные спортивным азартом глаза детей, слышать гул и восторженные крики побед, наблюдать за первыми успехами учеников, которые под моим руководством учились играть в волейбол и баскетбол, выполнять прыжки с места и подтягиваться. А в конце рабочего дня, собирая мячи, разбирая гимнастические снаряды, наслаждаться тишиной самого большого школьного класса, забывая обо всем.

Возвращаясь к началу своего рассуждения, должен признать, что каждый день, переступая порог спортивного зала, понимаю, что теперь меня намного больше волнуют вопросы «а нравятся ли ученикам мои уроки?», «чему я могу их научить?», «чем заинтересовать?». А на вопрос «легко ли быть молодым учителем в современной школе?» я отвечаю:«Да!».


Казимова Халида Закировна
«Мой первый год работы в школе или путь к успеху»

«Учитель - тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот, кто пробуждает человеческое в человеке…»

Ф.Мориак
Я – учитель начальных классов, и у меня две жизни, две семьи, и разделяет их школьный порог! Стоит его переступить, как «бурлящий» детский поток обрушивается на тебя! Эмоции захлёстывают! В одно и тоже время слушаешь, хвалишь, гладишь по голове, следишь за шалунами, обнимаешь, бранишь… Чем не Юлий Цезарь? Звонок! Таинство урока!

Мечта стать учителем – это мечта детства. Поступая в педагогический колледж, вряд ли я осознавала всю меру ответственности перед обществом. Это понимание приходит ко мне с каждым днём моего пребывания в школе, хотя я только начинающий учитель. А привели меня в школу любовь к детям, желание видеть их горящие глаза, полные добра и света, любопытства и внимания.

И вот я вхожу в класс. Мне доверили этих маленьких детей – первоклассников. Как трепетно бьется мое сердце и замирает душа! С чего начать? Как эту появившуюся тяжелую ношу сделать легче для ребенка? Как сделать, чтобы любовь и доброта стали важными человеческими качествами для детей? Эта мысль не дает мне покоя ежедневно. Если человек по своей природе раним, имеем ли мы право причинить ему хоть малую обиду, хоть незначительную боль? Всячески щадя ребенка, боясь задеть его впечатлительную, эмоциональную душу и ранить его самолюбие, признавая, что ребенок может грешить, так как это в его природе, а «в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость», стараюсь в своих учениках воспитывать твердость духа и готовность к борьбе против лжи и жестокости.

Великий педагог Януш Корчак писал: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях». От нас, учителей, в большей степени зависит эмоциональная насыщенность, гуманность и романтика, сама тональность – многоцветье, многозвучье школьных лет ребенка. Все что мы делаем, должно сочетаться с любовью, причем взаимной, при условии, что учитель будет учиться у детей так же, как они учатся у него: ведь дети всегда подражают взрослым.

Мой девиз – понимание, прощение и любовь. Любовь к детям… Любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Она вызывает ответные чувства у детей. Люди, долго сосуществующие рядом, становятся очень похожими. Так учитель проводит больше времени с детьми, чем родители. И окружающие начинают замечать, что дети повторяют учителя, его манеру поведения, его слова. Думаю, они многое берут и из личностных качеств своего наставника. Поэтому стараюсь следить за каждым своим словом, жестом, поступком. Считаю, что личность учителя начальных классов влияет на всю дальнейшую жизнь маленького человека. От того, как его встретит первый учитель, согреет душевной теплотой, поможет поверить в себя, зависит дальнейшая судьба ребенка.

Не всегда достигаешь в воспитании детей намеченных целей. И все же мы не вправе опускать руки, если любим детей, если нам небезразлично их будущее. Что же может при желании совершить каждый из нас? Вероятно, только одно: делать свое дело с любовью и воспитывать любовь в других, стремиться к тому, чтобы школа стала благоприятной «экологической средой детства», средой его счастливого обитания, где детство может играть, смеяться, двигаться, думать, трудиться. Наши дети разные, и школьное детство по- разному будет им помниться.

Думаю, при всей справедливости жалоб на перегрузку учитель должен знать с самого начала, что школа – всегда самопожертвование, всегда не только работа, а жизнь. Не каждому по плечу такое, да еще вечные сомнения: а есть ли у тебя что отдать, не беден ли ты, не пуст ли душой…

Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, на вопрос: « Что ты делаешь?» отвечал, что везет тачку с камнями, другой – что строит собор. Так будем и мы учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым нашим учеником – светлое будущее, надежду нашей великой Родины.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития всесторонней личности. Я с этим абсолютно согласна. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное моё предназначение, решившей посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?   

Школа для ребёнка - это частица жизни, и, понимая это, приучаю своего ученика решать проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике.



Хотя мой педагогический опыт еще маленький, но уже сейчас пришло понимание того, что стать успешным в профессии может только человек, умело сочетающий достижения предшественников и современные методики, учитывающий мнение детей.

Шагаю на урок и жду к себе вопросов-

Без школьной суеты не мыслю жизни я своей.

Мои ученики – тот мир, в который я спешу.

Глаза распахнуты, сияют интересом…

Они – моя душа, день завтрашний и день вчерашний.

Когда все началось? Да было так всегда:

Общение, дети с вечными вопросами.

Ведь души их, как чистая доска,

И важно написать на ней хорошее.

Мне нравится, и я хочу сказать,

Что нет, по-моему, прекраснее труда,

Чем головы и души смыслом заполнять,

Который будет ценностью всегда!



Фоминых Эсмира Фаиковна
Мой первый год работы в школе

Я, Фоминых Эсмира Фаиковна, после окончания университета свой педагогический путь начала учителем четвертого класса в МБОУ «Вязовская СОШ». Первое знакомство с родителями и учениками у меня вызвало волнение и тревогу на душе.

Первого сентября две тысячи четырнадцатого года для меня прозвенел первый звонок, который позвал меня на урок как учителя. В тот момент я забыла все, чему меня учили в университете. Работа учителя начальных классов - это не только работа с детьми, но и тесное сотрудничество с родителями. Учитель - профессия творческая. А творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию и вести однотипные уроки. У творческого учителя должно появляться желание сделать урок еще лучше и интересней.

В первые месяцы моей работы у меня возникало много вопросов, и находить на них ответы мне помогал мой наставник - Шаповалова Мария Николаевна. Она часто посещала мои занятия, делала мне замечания и помогала мне исправлять ошибки. Мария Николаевна давала мне много рекомендаций: как правильно проводить урок, как вовлечь учащихся в работу, а самое главное, как сделать так, чтобы материал был с легкостью усвоен и понятен ребенку.

Проработав год, я поняла, что за год стать мастером своего дела невозможно, потому что учитель - это самый главный ученик. Он учится всегда и везде, даже во сне. И чтобы стать настоящим учителем, мне нужно еще многому и многому учиться. К чему я и буду стремиться.



Антоненко Елена Юрьевна
Советы молодого специалиста или опыт первого года в школе
Молодой педагог… Какой он? Найти ответ на этот вопрос однозначно сложно. Даже если попросить учителей со стажем вспомнить свои первые годы работы в школе, наверняка, мнения разойдутся. Кто-то с трепетом вспомнит о неутомимой энергии, целеустремленности, об огромном желании творить и сеять «разумное, доброе, вечное» в сердцах учеников. Его коллега, возможно, отметит лишь растерянность, неуверенность, череду провалов и ошибок, объяснив это отсутствием опыта. И каждое мнение будет являться правдой, ведь любого молодого специалиста противоречие «хочу работать, но пока не могу выполнять свою работу достаточно профессионально» будет волновать на протяжении всего пути, ведущего через тернии к вершине мастерства.

Я – молодой учитель, который стоит в начале этого нелёгкого пути. Меня можно сравнить с гидом-новичком, который имеет при себе и карту с определенным маршрутом, и компас, и, главное, огромное желание сделать для первой группы туристов свою экскурсию незабываемой, но нет никакой гарантии, что я дойду до цели, ни разу не сбившись с курса, так как я все же новичок. Но если обычный гид отвечает лишь за качество преподносимой информации и настроение группы, то учитель в школе отвечает за формирование личности ребёнка, а это, несомненно, большая ответственность.

Многие нынешние молодые учителя, ещё будучи студентами, начинают формировать свой образ настоящего педагога и стремятся ему соответствовать. Но, придя работать в школу, сталкиваются со многими проблемами, ведь не все, что рассказывают в теории, действительно осуществляется на практике. И тогда наступает разочарование. И многие молодые люди покидают школу. Мне 23 года, я работаю в школе первый год. Но, несмотря на начало моей учительской деятельности, я поняла, что это на всю жизнь. И тот, кто отказывается от школы, я считаю, совершает большую ошибку. Поэтому хотелось бы обратиться к своим ровесникам: не бойтесь идти в школу, несмотря на то, что сегодня очень популярны такие профессии, как экономист, юрист, менеджер. Именно преподавание – это та сфера, где можно реализовать свой потенциал полностью. Учительская дорога – это не тернистый путь, как считают многие молодые специалисты, а путь усеянный звездами. Звезды – это детские глаза. Сколько в них эмоций! Блеск радости и слезы разочарований, сияние успеха и огоньки безудержного веселья. И представьте, что все эти звезды мои. Как приятно осознавать себя нужной, необходимой, незаменимой. И это не высокопарные слова – это действительность. И сегодня, по моему глубокому убеждению, молодежь должна идти работать в систему образования, потому что ни одна другая профессия не даст такого морального удовлетворения от проделанной работы, как профессия учителя.

Так случилось, что я пришла работать именно в свою школу. Поэтому в преподавании я стараюсь продолжить традиции нашего учебного заведения. И в этом мне помогают мои учителя-наставники, которые являются моими путеводителями не только в профессии, но и в жизни. Они служат мне образцом для подражания. Именно благодаря им, я поняла, что для того, чтобы стать хорошим учителем, надо обязательно любить детей, быть примером во всем, совершенствоваться. Мне очень повезло, потому что я постоянно чувствую поддержку моих учителей. У них я учусь твёрдости характера, упорству, терпимости, кропотливой и долгой подготовке к урокам, умению владеть классом и в буквальном смысле быть дирижёром на уроке.

Я убеждена, все приходит с опытом: уважение коллег, уважение учеников, статус в коллективе и возможность педагогического роста.

Скажу честно, я ещё не почувствовала в полной мере всех тягот учительской работы, но на данный момент хочу сказать, что мне нравится то, чем я занимаюсь и я не жалею, что выбрала эту профессию. Пусть это прозвучит пафосно, но я с гордостью несу по жизни высокое звание – УЧИТЕЛЬ!







Свинаренко Наталья Викторовна
Мой первый год работы в школе или путь к успеху
Жизнь каждого человека состоит из ряда важных этапов. 2014 год – важный и переломный момент в моей жизни, время перехода от беззаботной студенческой поры к взрослой жизни. В этом году я окончила Белгородский государственный университет по специальности «учитель иностранных языков» и работаю по специальности.

Так случилось в моей жизни, что я устроилась на работу в Анновскую среднюю общеобразовательную школу имени Героя Советского Союза А.Н.Гайдаша, в которой я сама училась. Поэтому подготовка к первому рабочему дню была для меня особенно волнительной, ведь мои новые коллеги – это бывшие мои учителя. Они знают все мои достоинства и недостатки. Мне очень хотелось показать себя с лучшей стороны – чему я научилась, чего достигла, ведь в моих заслугах есть часть труда каждого из них. Как воспримут меня в новом качестве? Мои волнения были напрасны, коллектив принял меня очень тепло, каждый готов был помочь мне советом и делом.

Мои опытные коллеги помогли мне с заполнением различной документации, которая сопровождает учебно-воспитательный процесс, помогли мне найти подход к тому или иному классу, рассказали о своих маленьких хитростях.

С особым трепетом и волнением я ждала своего первого урока. Молодой специалист должен завоевать авторитет учеников, поскольку не все учащиеся воспринимают молодого учителя со всей серьезностью. Знакомство с детьми прошло удачно. Дети отнеслись ко мне с большим уважением и интересом. Я старалась использовать все свои полученные в университете знания в области методики и современных технологий.

Начались насыщенные трудоёмкие будни. Конечно же, учебный процесс не был безоблачным. Каждый ребёнок требует к себе отдельного подхода. Учебный процесс требует длительной кропотливой подготовки.

Так незаметно прошёл почти год. Подводя итоги, я с надеждой смотрю в будущее. Я не разочаровалась в своей профессии. Я вижу плоды своего труда в тех знаниях, которые смогла дать учащимся, и они отвечают мне благодарностью. Я горжусь нашим дружным, сплочённым педагогическим коллективом. Труд молодого специалиста очень ценят в настоящее время, особенно в сельской местности. И за свои маленькие заслуги я была награждена Анновской администрацией премией в номинации «Где родился, там и пригодился» на День села.

В заключение хочется сказать, что за этот год я осознала: профессия учителя очень ценна. Счастье учителя в том, чтобы дарить свою любовь, свои знания детям, делать их добрее, образованнее, человечнее. Несомненно, труд учителя будет вознаграждён уважением, любовью и благодарностью детей.
Канар Арсен Энверович
Легко ли быть молодым учителем в современной школе.
Плохо отплачивает тот учителю,

кто навсегда остается только учеником.

Фридрих Ницше
Когда речь заходит о молодом учителе в современной школе, то в голове невольно возникают такие мысли, как «молодой» и «современная». И чем заблаговременно эти слова найдут общий вектор направленности, тем лучше будет взаимосвязь между ними, и тем значительнее могут трансформироваться и школа, и молодой педагог. Как учитель иностранного языка (английский язык), могу сказать, что в английском языке молодого учителя называют «freshteacher» или же «greenteacher»,то есть «свежий» или «зеленый».

Действительно, молодой учитель - это вчерашний выпускник вуза, не обладающий ни педагогическим, ни жизненным опытом, еще не научившийся должным образом контактировать с коллегами, а уж тем более с учениками и их родителями, еще не всегда до конца уверенный в том, что сделал правильный выбор в жизни.

Молодой педагог - это специалист, обладающий свежим взглядом на многие вещи, на школу, педагогику и коллег, человек, который близок по возрастному показателю и иногда всего лишь на несколько лет старше своих учеников. Это учитель, у которого интересы, взгляды, технологии обучения такие же, как у его воспитанников, то есть он действительно педагог со свежим восприятием.

Одним из существенных плюсов педагогической профессии молодого специалиста является постоянство в совершенствовании умений и навыков, так как преподавать подрастающему поколению - это значит идти в ногу со временем, быть таким человеком, который был бы примером воспитанности и подражания. И этого можно достичь по-разному: самостоятельно изучать новые образовательные технологии, посещать различного рода конференции и мастер-классы, наконец, можно просто заняться научной деятельностью, которая раскроет новые цели и перспективы.

Процесс профессионального становления сопровождается адаптацией к приобретению иной социальной роли, новым формам работы, условиям деятельности, коллективу. Большинство молодых учителей описывают время своей адаптации к учреждению как, в определенной степени, напряженное, сложное. Другие, наоборот, отмечают, что им было легко войти в новую среду. Однако личностное и профессиональное совершенствование молодого специалиста-педагога - один из основополагающих моментов его новой деятельности, зависящий от многих факторов. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста обусловливается обширностью, насыщенностью, важностью коммуникации учителя в своей профессиональной среде, стремлением устанавливать контакты и взаимодействовать со всеми его субъектами - детьми, родителями, коллегами.

Я полагаю, что профессия учителя – тяжелый, но благородный труд. И, несомненно, – это труд над самим собой. Только при совершении ошибок, в их непосредственном осознании, вы сможете научиться. Какие бы не существовали «притчи во языцех», одно можно утверждать без сомнений: научиться чему-то по-настоящему можно только на своих собственных ошибках. Только пройдя через тернистый путь своих собственных неудач и потерь, молодой специалист сможет извлечь из них опыт, и данный опыт останется с ним на всю жизнь. Именно он будет являться своеобразным стержнем, поддерживающим его на протяжении всей профессиональной карьеры становления как педагога.

Мой первый, возможно, не очень удачный, но лично мой опыт. Этот опыт можно накопить в самые первые годы преподавательской деятельности. И при условии, что вы примете этот опыт, смешаете его со своим искренним желанием научить, добавите свою любовь к детям и свое стремление развиваться, вы обретете свой профессиональный успех.

Этот успех появится с осознанием того, что вы делаете все от вас зависящее, чтобы научить, воспитать, развить ребенка. Причем, плоды своей деятельности не всегда можно “лицезреть” сразу, но вы будете чувствовать, что часть вашего сердца осталась внутри ребенка, а у вас ни капли не убавилось, а наоборот, прибавилось. Профессиональный успех – это осознание того, что вы занимаетесь своим любимым делом, от которого получаете удовольствие.

Молодой педагог владеет теорией, но не решал раньше сиюминутно возникающие педагогические проблемы (капризы, конфликты, ссоры, мелкие недоразумения), не знает, как тяжело предсказать ход мыслей учеников, их поступки.

И все же на вопрос «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» я отвечу: «Конечно», так как сам по себе профессиональный старт – это время интуиции, творческих новых открытий, а возникающие трудности – неотъемлемая часть любых начинаний. Мудро поступают те, кто не теряет веры, идет вперед, сохраняя полученный свыше дар, любовь к детям и своему делу.

Нет формулы успеха в формализованном виде, как не существует составляющей человеческого счастья. Люди сами являются венцами своего успеха, как и постоянных ошибок. Но разве смысл всех начинаний – не постоянное движение вперед? Думаю, что никогда не стоит сдаваться, останавливаться на достигнутом. Твержу себе: «Я верю, что добьюсь этого».
Крупенко Людмила Викторовна

Мой первый год работы в школе или путь к успеху.

Свое призвание я начала ощущать еще в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя.

Жажда свершения новых открытий, желание работать над собой, способность творить и учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом привели меня в Малобыковскую основную общеобразовательную школу Красногвардейского района. Меня встретил добрый, опытный и дружный коллектив. Мои коллеги – мастера своего дела.

Я, учитель информатики, считаю, что мой предмет важен, как и все остальные. Ведь роль компьютерных технологий в жизни человека растет с каждым днем.

Учась в школе, я считала, что работа учителя заключается только в проведении уроков и проверке тетрадей. Но оказалось, что это лишь малая доля работы. Учитель, обучая детей, учится и сам. Я с большим желанием участвую в педагогических конкурсах, стремлюсь к саморазвитию.

Первый год работы в школе для меня оказался сложным, возникали мысли «убежать» из школы, сменить профессию, но чем дальше, тем интереснее. Я не только преподавала информатику, но еще у меня была возможность поработать на замене уроков в начальных классах, тогда я поняла, что работа с детьми самое благодатное дело. С детьми мы занимаемся внеурочной деятельностью, они с радостью приходят на занятия. Каждый урок мы стараемся провести особенно интересно.

В первый год работы я приняла участие в районом конкурсе «Учитель года -2015» в номинации «Педагогический дебют-2015», в котором стала лауреатом.

Также являюсь участником и организатором автопробега, посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Мои ученики тоже примут участие в этой акции!

Пусть мой педагогический опыт еще совсем мал, возможно, рано говорить о больших достижениях, но впереди длинный интересный путь, по которому я готова идти с высоко поднятой головой.

Кострыкина Юнона Николаевна
Легко ли быть молодым учителем в современной школе…
Кто же такой молодой специалист? Ответить на этот вопрос можно по-разному. Кто-то скажет, что это – человек уверенный в себе, обладающий всеми профессиональными навыками, творчески развитый, инициативный, активный и т.д. А кто-то скажет, что педагог, начинающий свой учительский путь, силён в теории, а на практике сталкивается с множеством вопросов, непониманием основных моментов учительских будней.

Будучи ещё ученицей, я видела выпускников нашей школы, пришедших назад в статусе молодого педагога, и мне тогда казалось, что для них не составит труда вникнуть в учительское дело. Они были такие уверенные в себе, с блеском в глазах, от них веяло новыми достижениями, творческими победами, казалось, что ничто не остановит их на пути, и я представляла себя на их месте. Почти так всё и получилось…

После окончания школы я выбрала профессию учителя. Обучаясь в университете, рисовала радужное будущее в карьере, которая меня ждала, надеялась, что дети встретят меня с интересом, с уверенностью, с какой-то надеждой.

Вот и получение диплома, и передо мной открывается совсем другой мир в другом его формате. Мне предстояло выбрать место моей работы, где бы я могла закрепиться. Было страшно, ведь впереди было все новое.

И вот я - молодой специалист. Я работаю в одной из самых лучших школ Корочанского района. И теперь, имея двухлетний педагогический стаж, я хочу сказать, что ошиблась, думая, что в школе будет легко.

Когда я пришла в школу, всё открылось в другом свете. Возникающие педагогические задачи и проблемы я стараюсь решать с достоинством, творчески, сохраняя свой блеск в глазах, активность. Конечно, даётся мне это нелегко. Я полностью погрузилась в труд учителя.

Довольна ли я своей профессией? Знаете, довольна! За два года своей работы я добилась немало успехов. Я подготовила призёров и победителей различных соревнований. Самая главная моя победа заключается в том, что я подготовила призёра муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

c:\users\x\desktop\img_20140321_132514.jpg

Учащиеся нашей школы под моим руководством занимаются спортивным ориентированием и туризмом. 27 сентября 2014 год наша команда заняла 1 место на полосе контрольно-туристического маршрута (средняя и старшая группа).



c:\users\x\desktop\img_20140927_163001.jpg

Учителя нашей школы принимают активное участие в спортивной жизни школы, района. Это соревнования муниципального уровня, районная учительская спартакиада.



c:\users\x\desktop\img_4259.jpg

Я считаю, что выбрала правильный жизненный путь, что профессия учителя - это моя профессия.



Артеменко Наталья Гавриловна
Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала.
Вспoминаю своe детствo…Неумолимая страсть к чтению, игра с подругой в учителя и ученика. Я стою возле игрушечной доски и пишу мелoм, объясняя ей что-то…

Всегда считала учителя образцом для подражания. Вспоминаю своего первого учителя Артеменко Светлaну Алексaндровну. Как же я хотела быть похожей на неё: также говорить, также ходить по классу, также смотреть, улыбаясь. Да, это была моя мечта! И сейчас я также стою возле доски, теперь уже настоящей, пишу мелом и что-то объясняю, теперь уже своим настоящим ученикам!

Мне часто задают вопрос: «Почему именно эта профессия, ведь это адский труд?». Конечно, уже сейчас я стала это понимать, но как ни странно меня ничуть не смущает этот факт, мне нравится «вариться» в этом бурлящем идеями, эмоциями, зарядом энергии котле.

Моя жизнь – некая лестница, по которой я поднимаюсь всё увереннее и увереннее.

Первый шаг, который я сделала на пути достижения своей цели, – это поступление в Белгородский университет, на педагогический факультет. Учеба – теория, кажется всё понятно и просто, и вот наступает практика. И второй, самый важный шаг – реализация себя в выбранной профессии.

Не скрою тот факт, что препятствий было много: порою неуверенность в себе, в своих поступках, окружающая действительность со своими часто меняющимися обстоятельствами, но я смогла побороть это и прийти к выводу о моем действительном предназначении в жизни. Учитель!!! Как много в этом слове! Мои школьные коллеги помогли мне адаптироваться, учащиеся помогли разрушить стену неуверенности и растерянности. И сейчас я уже могу говорить о некоторых шагах вверх по своей лестнице профессионального успеха. И первая ступенька – установление взаимопонимания с коллегами и своими воспитанниками, вторая – саморазвитие и самосовершенствование. Это первые победы и разочарования, слезы радости и отчаяния.

Школа помогает мне развиваться, самореaлизoвываться, дарит море общения, взаимопонимания, поддержку со стороны коллег, методическую копилку, творческую свободу. Она как будто заряжает меня всё новой и новой волной позитивных эмоций, и сохранить равнодушие по отношению к ней невозможно.

Думаю, третьим шагом будет богатый жизненный опыт мудрого педагога. Надеюсь, что всё это приведет именно к такому результату.

Верю, что этот осознанный выбор посвятить себя школе даст свои плоды и поможет мне в будущем.

Учитель – это тот луч добра и света, который никогда не погаснет.


Вегера Роман Владимирович
Легко ли быть молодым учителем в современной школе
Учитель - самоотверженный человек, влюблённый в свою профессию, любящий своих учеников.

Но современному педагогу труднее вдвойне, так как, работая по новым стандартам, он должен не просто передавать школьникам свои знания, а пробудить интерес к овладению ими, то есть научить учиться. Ещё древнегреческий философ Плутарх сказал: "Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит". А легко ли в наше время быть учителем?

Я работаю в сельской школе учителем информатики. Свою педагогическую деятельность начал недавно, но уже столкнулся с некоторыми трудностями.

Многие молодые учителя, наверное, поддержат меня, указав на такой фактор как "возрастной барьер". Особенно это касается учащихся старших классов. Дети воспринимают преподавателя как ровесника. Разница в возрасте со школьниками не столь велика, и поэтому при объяснении материала они стараются задавать каверзные вопросы, вести себя эмоционально. Поэтому, как сказал французский писатель М.Монтень,"...для того, чтобы учить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому". Я думаю, что эта проблема будет существовать еще на протяжение нескольких лет, пока разница в возрасте между мною и учениками не увеличится, и, увидев меня, в детском сознании возникнет мысль: «Вот он - мой учитель!»

Следует отметить, что на подготовку к урокам уходит много времени, но не всегда то, что запланировано, можно реализовать. Проблема в том, что не каждый учащийся в классе имеет достаточную мотивацию к получению необходимых знаний. Требования новых программ, большой объём учебного материала и ограниченная продолжительность урока не позволяют уделять большего внимания слабым ученикам. Поэтому нужно найти оптимальный выход из этой сложившейся ситуации. Освоение мною таких педагогических технологий, как личностно-ориентированное, проектное и дифференцированное обучение способствует частичному решению этой проблемы.

Изучение методической литературы, чтение трудов знаменитых педагогов являются моей теоретической базой. Неоценимую помощь в практической деятельности оказывают, прежде всего, учителя-наставники. Они – мастера своего дела. Посещение их уроков, беседы, советы – это залог моего профессионального роста. Мне повезло, что меня окружают такие опытные педагоги. Именно в таком коллективе формируется настоящий учитель. Прежде всего, они меня учат не только доносить знания, но и отдавать детям частичку своей души и тепла. Ведь недаром сказал доктор педагогических наук В.А.Караковский: «Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность учителя».



Подводя итог, можно сделать вывод, что учителем в современной школе быть нелегко. Но я уверен, что престиж этой профессии станет выше, а количество молодых специалистов в учебных учреждениях увеличится.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал