3 Внешняя среда организации



Скачать 71.82 Kb.
Дата02.05.2016
Размер71.82 Kb.
3.2. Внешняя среда организации
Внешняя среда организации может быть представлена следующей схемой:


Рис. 8. Внешняя среда организации
Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой. Под внешней средой понимают факторы, способствующие функционированию, выживанию и эффективности организации. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия, к среде прямого воздействия относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. К среде косвенного воздействия — состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, групповые интересы и затрагивающие организацию события в других странах. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности. Так же как и внутренние переменные, внешние переменные оказывают воздействие на организацию во взаимосвязи, т.е. изменение одного фактора может оказать воздействие на изменение других. Например, рост цен на нефть повлечет за собой повышение цен во всех отраслях экономики, вызовет правительственное регулирование нормативов потребления, введение налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, повышение цен на коммунальные услуги и т. д.

Рис. 9. Характеристика внешней среда организации
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Сложность внешней среды характеризуется числом и вариантностью факторов, на которые организация обязана реагировать. Организации, работающие со сложной внешней средой, имеют дело со многими категориями данных, необходимых для принятия решений. Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде, определяют ее подвижность. Наше время характеризуется особенной подвижностью внешней среды организации. Высокая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях электронной, фармацевтической и химической промышленности (факторы — технология, конкурентная борьба). Более активные изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс. Подвижность внешних переменных факторов может по-разному затрагивать разные подразделения организации. Например, подразделения, связанные с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая технологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движение материальных и трудовых ресурсов. Объем и достоверность информации по каждому фактору оказывают влияние на степень определенности внешней среды.

Неопределенность внешней среды тем большая, чем меньше информации и есть сомнения в ее достоверности. Чем неопределеннее внешние переменные, тем сложнее принимать эффективные решения.

В среду прямого воздействия на организацию входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты. Рис. 10. Все виды ресурсов организации получают через поставщиков. Это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Предприятия, производящие продукцию, зависят от равномерности поступления материалов. Нарушение их поступления приводит к нарушению выпуска продукции, снабжения рынка, получения прибыли, удовлетворения потребностей покупателя и т. д. Все это в конечном счете ставит в лучшее положение конкурента. Отсюда прямая зависимость организации от поставщиков.


Рис. 10. Среда прямого воздействия
На организации оказывают большое влияние существующие законы и государственные учреждения, которые определяют правовой статус и регулирование экономики. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и много других. Организации обязаны выполнять не только требования законов, но и ряда государственных учреждений, которые следят за исполнением законов и издают свои предписания. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов управления. Вследствие этого организации сталкиваются со сложной системой юридических норм. Поэтому задача организации, заключающаяся в поиске и нахождении своего потребителя, находится в рамках многих ограничений.

Однако бизнес невозможен без потребителя, диктующего, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. он определяет конечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потребителей на повышение эффективности работы и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно. Но во многих случаях не потребители определяют необходимый рынку продукт или услугу, а конкуренты. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своей организации в эффективную.

Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли. Все факторы прямого воздействия влияют на внутренние переменные, вызывая их реакцию.

Не так заметно на организацию влияют факторы косвенного воздействия. Рис. 11. Информация о них, как правило, не полная и руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных последствиях для организации. Среди факторов косвенного воздействия важнейшее место занимает технология, которая одновременно является и внутренней переменной. Организация должна учитывать перспективные технологии, могущие повлиять на совершенствование выпускаемой продукции и обеспечить выпуск той продукции, которую покупатель хотел бы получить в будущем.

Относительно недавно возникшие крупные технологические нововведения коренным образом изменили производственные процессы и продукцию. Это компьютерные, лазерные, микроволновые, полупроводниковые технологии, спутниковая связь, генная инженерия и др.

Рис. 11. Среда косвенного воздействия

Они затронули не только организации, но и общество в целом. Сохранить конкурентоспособность можно, ориентируясь на высокие технологии. Косвенно воздействует на организации также общее изменение экономики. Такие экономические явления, как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара относительно валют других стран, затрагивают интересы организаций. Например, инфляция может вызвать рост издержек, если в период ее ожидания не увеличить запасы ресурсов и не ввести фиксированную оплату труда. Снижение налогов увеличивает массу денег у населения, что способствует развитию бизнеса. На организацию влияют также жизненные ценности и традиции. Неэтичным считаются, например, взятки, распространение порочащих конкурента слухов, определение на работу по знакомству.

К социокультурным факторам, влияющим на организацию, относятся приверженность определенной торговой марке или отрицательное отношение к конкретному товару или явлению.

Организациям необходимо считаться с политическими факторами и отношением местного населения. Если организация ведет дело за пределами внутреннего рынка, ей необходимо учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она осуществляет свою деятельность. В каждой стране внешние факторы будут уникальными. Они затрагивают не только потребности, но и культуру, привычки и обычаи другой нации. Проникновение на международный рынок осуществляется различными путями. Самый простой путь — экспорт готовой продукции через создание торговой компании или экспортного отдела. В некоторых случаях организация продает право на производство своей продукции иностранной компании или государству по лицензии. Лицензия может быть продана на использование патентов, технологии, производственные секреты (ноу-хау).

Если две или большее число частных компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности, они создают совместное предприятие. В этом случае при равном партнерстве прибыль зависит от доли пакета акций каждого участника. Если организация решает выпускать продукцию своих предприятий за границей и сохранять полный контроль над производством и маркетингом, она может это осуществить за счет прямых капиталовложений.

Очень большое число корпораций владеют и управляют предприятиями в других странах, что позволяет им использовать дополнительные рынки сбыта и услуг, с выгодой привлекать трудовые ресурсы других стран и вкладывать капитал. В среде международного бизнеса выделяются следующие факторы (рис. 12):

· культура;

· экономика;

· законодательство;

· государственное регулирование;

· политическая обстановка.

Преобладающее в обществе понимание системы ценностей, религии, обычаев и установок представляет собой культуру. Для эффективного ведения дел необходимо изучить культурные различия и менять поведение в межличностных контактах, не допускать некорректного поведения по отношению к ценностям других наций. За последние годы значительно расширяется международное сотрудничество предприятий. Работающие в международной среде фирмы должны учитывать и общие экономические факторы: обменный курс валют, уровень заработной платы, учетные ставки процента за кредит и общий уровень экономического развития конкретной страны. Тщательному изучению подлежат законы и государственное регулирование страны, в которой осуществляется производство или ведется торговля, трудовое и антимонопольное законодательство, патентное дело, ценообразование, законы рыночной экономики.

Рис. 12. Среда международного бизнеса

Вопросы для проверки

1. Что такое внешняя среда организации?

2. Что относится к среде прямого воздействия на организацию?

3. Что относится к среде косвенного воздействия на организацию?

4. В чем состоит зависимость предприятий от заказчиков, инвесторов и поставщиков материалов?

5. Охарактеризуйте значение необходимости выполнения организациями требований законов и государственных учреждений.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал