4 класс 2 часть урок №4 стр. 15-19. Тема: Свойства воды



Скачать 218.92 Kb.
Дата26.04.2016
Размер218.92 Kb.
ТипУрок

Урок

Окружающего мира


4 класс 2 часть урок №4 стр. 15-19.

Тема: Свойства воды.

Цель: Познакомить со свойствами воды, которые человек научился использовать для улучшения условий своей жизни.

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Мы сегодня будем работать в группах, и сначала стоит договориться, как мы это будем делать.

В результате обсуждения рождается согласованный вариант:

  1. Во время работы должен каждый стараться для всей группы;

  2. Никто не должен забывать, что ты в группе не один. Каждый хочет высказать своё мнение, каждый хочет принять участие в работе. Важно быть внимательными к своим товарищам.

  3. Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте, что в других группах тоже идет обсуждение. Важно понимать, что в большом шуме не очень хорошо думается.

  4. Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого и его понять, а потом уже высказаться самому.

  • Важно ли придерживаться этих правил?

  • Да.

  1. Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих. Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий о том, что в результате получилось и почему. От группы могут выступать все желающие. Желательно в разных ролях. Согласны?

  • Да согласны.

  • У каждой группы эти правила будут находиться на столе.

- Что вы обсуждали на прошлом занятии?

  • Мы говорили о том, как человек может увеличить свою силу. Для этого он

использует разные предметы как рычаги.

  • Сегодня на уроке мы узнаем, как догадливый человек смог заставить работать на

себя и другие богатства природы.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

  • Ребята, вы любите приключения, древние города и плаванье по океану?

  • Конечно, да.

- Тогда мы отправимся в древний индейский город – Эльдорадо. Слышали о нём?

  • Это мечта всех испанских мореплавателей, покорявших Америку. Золотой город.

  • Подробнее о нём прочитаете в энциклопедии.

* Возможен вариант просмотра маленького отрывка из м\ф “Дорога в Эльдорадо”.

Индейской вождь прислал нам письмо, как людям, разбирающимся в тайнах природы, с просьбой разъяснить непонятные им события.

Вы готовы придти на помощь?

- Очень интересно!

- Читайте письмо. Оно у вас лежит на столах.

Письмо. Здравствуйте, дорогие белолицые друзья. Я, Белое перо, взываю к вам о помощи.

Наш великолепный город лежит в прекрасной долине, окружённый со всех сторон горами и непроходимыми лесами. Как-то раз на наш город обрушилось несчастье, видимо боги послали нам проклятье. Так долго мы ждали дождя, но из долгожданного облака посыпались белые холодные шары и погубили наши растения. Что это было?


* Для любознательных.

В районах Кении, где выращивают чай, град выпадает очень часто: в среднем в году бывает 132 таких дня. Учёные предполагают, что в этом виноваты сами чайные плантации. Оказалось, что когда частички мельчайшей пыли чайных листьев поднимаются вверх, на них обычно очень быстро осаждаются кристаллы льда из переохлаждённой воды в облаке; так образуется град.

Письмо. Около нашего города протекает священный ручей, исцеляющий от разных недугов, а за ним большое озеро, берега усыпаны белым прозрачным камнем, но никто там никогда не утоляет жажду, воды озера испорчены злыми силами. Почему?

- Вода в ручье пресная и, наверное, богата минералами. А вода в озере солёная и камни это соль.



Письмо. В центре нашего города около храма стоит чаша богов. Каждый день мы утоляем их жажду и приносим воду священного ручья, а к вечеру её почти не остаётся. Почему?

- Вода всё время испаряется – это её особенность. А в индейском городе ещё и очень жарко.

- Вы так чудесно отвечаете. Просто настоящие знатоки. Может быть, вы справитесь и ещё с одной проблемой индейского племени?

Письмо. Чтобы не разлить ни капли священной воды, мы переносим её в огромных кувшинах, надёжно закрывая их пробками. Однажды мы так плотно закрыли кувшины, что вот уже несколько дней мы не можем их открыть. Что же нам сделать? Кувшин нельзя ломать. Как боги утолят жажду? Произойдёт несчастье!

- Мы не можем сразу ответить. Надо подумать. ( Или могут возникнуть два мнения, которые невозможно согласовать без дополнительной мыслительной работы.)



- Они касались воды.

  • Как вы думаете, о чём мы подробно поговорим сегодня на уроке?

  • Мы думаем, что мы поговорим о свойствах воды, о том, как человек их использует.

( Возможно возникновение разных версий групп. Педагог, в результате согласования и резюмирования, предлагает обобщенный вариант.)

  • ТЕМА. Как человек использует свойства воды.

  • Какие вопросы у вас возникают?

  1. Какие именно свойства воды использует человек?

  2. Какие приспособления на основе свойств воды изобрели люди?

  3. Какие свойства воды помогут индейцам из города Эльдорадо?

- Что нужно нам сделать?

  • Необходимо повторить свойства воды.

  • Нам поможет учебник и опыты.

* Проделывается опыт №1 страница 15 №1.

  • Что интересного заметили?

  • Мы думали, что гайка так же растянет резинку, когда она будет находиться в воде.

  • Найдите на этой странице информацию, где и для чего использует это свойство человек.

* Дети читают и отвечают на вопрос.

Аналогично проводится работа с демонстрацией и обсуждением опыта №2 стр. 16.

Далее демонстрируется опыт, иллюстрирующий свойство воды, как растворителя.


  • Где человек использует это свойство воды?

* Ребята высказывают свои предположения. Далее сверяют свои выводы с материалом учебника.

  • Посмотрите, что теперь делать, кто-то в воду положил землю. Теперь что следует сделать, чтобы вода стала чистой? Найдите ответ на страницах учебника.

  • Можно с помощью фильтра очистить воду от примесей.

  • Что вы знаете, о том, что происходит с водой, когда она превращается в газ?

  • Нам известно, что объём воды увеличивается, и она превращается в водяной пар.

  • Посмотрите, что находится в пробирке?

  • Мы думаем, что вода и воздух.

  • Посмотрите, что получится в результате опыта ( Опыт с пробкой). Почему пробка вылетела?

  • Воздух и вода при нагревании стали увеличиваться в объёме и вытолкнули пробку.

  • А что же происходит с водой при охлаждении?

  • Мы думаем, что она уменьшается в объёме, когда превращается в лёд.

  • Мы с вами в одном из опытов говорили, о том какие предметы могут плавать в воде?

  • Плавают те предметы, которые весят меньше, чем вода, которую они вытесняют при погружении.

  • Плавает ли лёд?

  • Да, плавает.

  • Если вода при замерзании уменьшается в объёме, тогда маленький кусочек льда должен утонуть. Как же такое возможно? Найдите ответ на странице 18.

  • Оказывается, что вода при замерзании расширяется и может даже разорвать ёмкости, в которых она находится.

  • Давайте же повторим, какими свойствами обладает вода, опираясь на наши опыты.

1.Вода обладает выталкивающей силой.

2.Вода подчиняется закону сообщающихся сосудов.

3.Вода хороший растворитель.

4.С помощью фильтра воду можно очистить от примесей.

5. Вода при нагревании и замерзании увеличивается в объёме.

- Давайте зафиксируем всё это на доске.

- Нам, кажется, мы нашли ответ на вопрос индейца.


  • Подождите, вы у нас будете экспертами, а остальные группы посовещаются и подумают, как же один из опытов связан с просьбой индейца. Напоминаю. “Чтобы не разлить ни капли священной воды, мы переносим её в огромных кувшинах, надёжно закрывая их пробками. Однажды мы так плотно закрыли кувшины, что вот уже несколько дней мы не можем их открыть. Что же нам сделать? Кувшин нельзя ломать, если боги не утолят жажду, произойдёт несчастье.”

* Группы обдумывают варианты.

Результат согласования.



  • Нам кажется, что воду в сосудах следует нагреть, и пробки вылетят.

  • Молодцы.

3.Самостоятельное применение знаний.

  • Каждая группа получает конверт с вопросами индейцев. Выберите два вопроса, относящихся к теме урока и попытайтесь ответить на них. Даётся 5 минут на обсуждение. Решение одной предложите сами, а вторую предложите решить другой группе, и проверьте, правильно ли они решили поступить?

1 группа.

1.Ночью нас разбудил порыв ветра и звуки ливня. Вдруг нас ослепила яркая вспышка, и раздался страшный грохот. Всю ночь мы молились ослепляемые светом и оглушаемые звуками. А утром увидели, что самое большое дерево в центре площади сгорело. Великий шаман сказал, что это была ссора богов.

2.Каждый год мы поднимемся на самую высокую вершину, покрытую белой шапкой, и приносим дары богам. Путь занимает целый день. Ночью мы оставляем дары и отправляемся в обратный путь. На рассвете боги приму дары и пошлют нам богатый урожай. В прошлом году мы начали восхождение, но налетел злой ветер и дождь, они размыли привычную дорогу. Нам пришлось идти в обход. Мы заночевали под открытым небом, а утром увидели, что сосуды с водой из священного источника искорежены, и вода превратилась в камень. В этот год боги послали засуху. Как нам быть, чтобы избежать несчастья в этом году?

3. Как-то раз прошёл сильный ливень, мутные потоки бурлили, стекая с вершин, и попадали в наш свящённый ручей, и мы поняли, что вода в источнике, как и в озере, стала непригодной.

2 группа.

1. У нас есть чудесная мягкая материя, ей укрываем мы дары богов. Она расшита яркими узорами. Её мы нашли в лагере чужеземцев и хранили её как сокровище.

После ливня она испачкалась. Как нам исправить эту беду?

2.Каждый день мы замечаем, что тень от большой горы перемещается по площади.

Утром она на её правом краю, днем пропадает, а вечером появляется на левом краю площади. Почему?

3.Священный ручей находится на горе, между нами и горой находится овраг. Мы, чтобы не подниматься на гору, пустили деревянный желоб по склону. Вода стекает по нему. Но так тяжело подниматься с полными кувшинами на гору, хотя и меньшую, чем та, на которой располагается ручей. Что нам сделать?

3 группа.

1. Нашему великому шаману привиделось во сне, что мы соорудили корабль из золота. Мы умелые кораблестроители, но привыкли делать свои суда из лёгкого дерева. Возможно ли, сделать такой золотой корабль?

2. Однажды мы увидели, что Солнце закрывает какой-то предмет. Потом стало темно, как ночью, шаман сказал, что это боги гневаются на людей и предупреждают, что могут погрузить мир в вечную тьму.

3.Наши дети в жаркий день из бычьего пузыря шар, наполняют его водой, крепко завязывают, проделывают небольшие отверстия, надавливают на шар и брызгают друг друга водой. Почему это происходит?



4 группа.

1. Можно ли воду из озера сделать пригодной для питья?

2. Мы выращивает растения, и перетираем их зёрна, смешиваем с водой, чтобы накормить малышей. Мясо, пожаренное на костре, они ещё не могут съесть. Может быть, вы знаете другой способ приготовления пищи?

3. Когда на небе появляется новая Луна, мы устраиваем праздник в её честь. Но каждый раз она всё - таки исчезает. Наш шаман говорит, что в это время она бывает в царстве мёртвых.

* Далее дети демонстрируют свои советы и проверяют выполнение задания другими группами. Ответы собираются и складываются в конверт, чтобы отправить его в далёкий город Эльдорадо.

- Проверяем теперь каждый себя.

Соедини свойство с изобретениями человека.

Не сжимаемость приготовление пищи

обладает выталкивающей силой стирка,

растворитель фильтр

свойство сообщающихся сосудов изобретение кораблей

расширяется при нагревании и водопровод

при превращении в лёд шприц

После выполнения сверяются с образцом педагога, выявляются типичные ошибки:

Не сжимаемость приготовление пищи

обладает выталкивающей силой стирка,

растворитель фильтр

свойство сообщающихся сосудов изобретение кораблей

расширяется при нагревании и водопровод

при превращении в лёд шприц

Если останется время, можно раздать каждой группе информацию о том кто и когда изобрёл предметы, о которых шла речь на уроке. Дети должны выбрать самое интересное для них и рассказать об этом.


  • Ребята, всё ли мы прочитали мы в учебнике о свойствах воды и их использовании человеком?

  • Нет, ещё много осталось.

  • Дома вы прочитаете сами об этом. Не забудьте про нашего героя. Он ждет от вас предложений о том, как изменить жизнь в городе Эльдорадо с использованием знаний о свойствах воды. Приносите свои проекты. За неделю мы их рассмотрим и оформим в виде общего письма.

  • Теперь каждая команда может найти информацию о том, когда и кто изобрёл предметы, работа которых основана на знаниях о свойствах воды.

*Детям раздаются листочки с информацией. Они выбирают один или два фрагмента, которые больше всего понравились или удивили и рассказывают об этом всем.

Для любознательных


1. Изучая историю Древнего Рима, учёные смогли получить много сведений о системах, позволяющих использовать подземные воды. Римляне применяли выходящие на поверхность источники подземных вод для снабжения целых городов. С этой целью были построены гигантские сооружения – акведуки.

В IX веке в Новгороде был построен водопровод, который подавал воду прямо в Кремль.

2. Самым первым кораблём, появившимся примерно в V веке до нашей эры, была барка. Для египтян корабли являлись такой ценностью, что их модели часто клали в гробницы знаменитых фараонов. Строили такие корабли из ливанского кедра. А самые ранние египетские барки представляли собой ладью в форме серпа, связанную из пучков папируса. Несмотря на это, корабль отличался большой прочностью.

3. Однажды жители провинции Артезии решили вырыть колодец. Неожиданно дно ямы покрылось трещинами, которые моментально увеличились в размерах, и на поверхность вырвался фонтан воды. Заполонив колодец, вода стала затапливать близлежащие участки земли. Увидев, что остановить поток воды не удаётся, люди устроили отточный канал. Они были уверены, что через некоторое время фонтан иссякнет, однако прошло много дней, а вода продолжала бить из колодца. Так в далёком 1126 году человек впервые обнаружил подземные воды, обладающие способностью самопроизвольно изливаться на поверхность земли. Этот источник был назван артезианским колодцем.

4. Изобретение парового двигателя помогло осуществить старинные мечты человека о кораблях, которые неподвластны воле волн и свирепым ветрам; судах легко скользящих против течения и обходящихся без тяжёлого, изматывающего труда гребцов. В 1787 года американец по фамилии Фитч соорудил первый в истории пароход, которому дали на звание “Персеверанс”. Паровая машина приводила в движение 12 вёсел, и пароход плыл по принципу движения галеры.

5. Знаете ли вы, что рельсовая дорога появилась намного раньше паровоза, ещё в 1541 году. С изобретением парового котла Уатта стала возникать мысль о том, чтобы сконструировать сухопутный самоходный транспорт. В 1786 году Мердок изготовил первую модель паровой сухопутной машины. Но наткнулся на глухую стену людского непонимания и вынужден был прекратить опыты. Далее, в 1803 году, учениками Мердока были сооружены первые паровые повозки. Но они были слишком тяжёлыми, водитель и пассажиры подвергались очень сильной тряске во время движения. Так было решено поставить паровую машину на рельсы. В 1804 Тривайтик сделал такую машину. Так и появился первый паровоз.

*Материалы подобраны из книги “История вещей от древности до наших дней”

Грицак Е. Н. Ткач М.И.



4. Итог урока.

1.Что нового узнали.

2. Как узнали, что помогло.

3.Где пригодятся знания.

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.

5.Как работал ты?



Как нам жить?
Цель. Научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения. Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.

1 Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Мы сегодня будем работать в группах, и сначала стоит договориться, как мы это будем делать.

В результате обсуждения рождается согласованный вариант:

1.Во время работы должен каждый стараться для всей группы;

2.Никто не должен забывать, что ты в группе не один. Каждый хочет высказать своё мнение, каждый хочет принять участие в работе. Важно быть внимательными к своим товарищам.

3.Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте, что в других группах тоже идет обсуждение. Важно понимать, что в большом шуме не очень хорошо думается.

4.Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого и его понять, а потом уже высказаться самому.


  • Важно ли придерживаться этих правил?

  • Да.

5. Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих. Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий о том, что в результате получилось и почему. От группы могут выступать все желающие. Желательно в разных ролях. Согласны?

- Да согласны.



Приручение огня Как стать сильным Как человек использует свойства воды На службе у человека Как человек использует свойства воздуха Горные породы и минералы

*Дети выполняют задание.

  • Переверните таблички, что вы заметили?

  • Здесь спрятана фраза.

  • Прочитайте её?

  • “ ………… – великое творение природы, он научился пользоваться её богатствами. В будущем его ждут великие открытия и большие изменения…”

  • о ком идет речь в этой фразе? Сегодня она станет ключевой, будет помогать нам в работе. В конце урока мы попытаемся её продолжить. А о чём шла речь на прошлых уроках?

* Дети предлагают свои варианты.

- Мы говорили о том, как человек сумел приспособить свойства живой и неживой природы для собственного благополучия.



  • Сегодня на уроке мы узнаем, как догадливый человек заставил на себя работать

богатства природы, и что из этого получилось? Интересно , а что же нас ждёт в будущем? А каким вы его себе представляете?

* Дети предлагают свои варианты.



  • Очень интересные мнения. Посмотрите, на столе у вас лежит конверт. В нем письмо от мальчика из будущего, таким представил его писатель.

Письмо.

Дорогой друг, Билли! Как ты поживаешь? У меня все замечательно! В инет – школе Главный компьютер всегда предлагает мне поощрительные задания. Родители часто заняты, но иногда мы ходим на прогулку в кислородный парк, сидим на скамеечке и слушаем записи голосов птиц и просматриваем слайды и видео с видами древних лесов. Очень интересно, какими они были на самом деле, может это выдумка главного компьютера? Там на поверхности работает мой дядя. Ничего подобного он не видел. Одни заброшенные дома и кислотные озёра. Иногда там бывает темно, и все над головой усыпано звёздами. Это очень красиво! Днём на Солнце очень жарко и приходится включать внутренний кондиционер в скафандре. У моего дяди последняя модель. У него очень опасная работа. Иногда на людей нападают мутанты - крысы и другие опасные твари. А ведь в музее вымерших животных и растений они кажутся такими безобидными. Мне нравится бывать там и смотреть старые записи о природе.

Я тоже хотел бы побывать на поверхности, полетать на супер – лайнере, а главное – увидеть и другие миры. Хотя наш подземный город – просто чудо: столько всего интересного и красивого. Прилетай к нам на каникулы. Сходим в аква – парк или

на стадион. Пиши о себе! Привет! Твой Томми.

  • Как вам понравился город будущего? Что вас удивило.

* Дети высказывают свои мнения.

  • Хотели бы вы жить в таком городе?

* Мнения детей могут разделиться.

  • Очень жалко, что этот мальчик живёт под землёй.

  • Как же получилось, что поверхность земли стала непригодной для жизни?

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

  • Мы считаем, о том, как человек влияет на природу и к чему всё это может привести? (Педагог фиксирует главный вопрос на доске)

  • Что нам стоит вспомнить, что бы ответить на этот вопрос?

  • Что такое экологическая система? Какое место в экологической системе занимает человек? Как он влияет на эту систему?

Найдите части экосистемы. 1 группа

живая природа, производители, бактерии, деревья

2 группа

потребители, неживая природа, животные

3 группа

разрушители, растения, грибы, земноводные

4 группа

среда обитания, насекомые, рыбы, воздух

* По четыре карточки педагог раздаёт в каждую группу. Дети выбирают нужные таблички и располагают их в виде схемы на доске.

  • В чем смысл экосистемы? Куда следует заглянуть?

  • Нужно обратиться к словарю 3 класса.

Экосистема- единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот вещества в природе.

3. Совместное “открытие” нового.

  • Мы ответили на первый вопрос. Отвечаем на второй. Подумайте, чем человек отличается от всех животных, и какое он занимал сначала место в экосистеме.

*Версии детей. Просмотр видео.

- Человек с самого начала отличался от животных тем, что животные за миллионы лет научились адаптироваться к условиям окружающей среды, а человек приспосабливал всё, что находится вокруг для улучшений условий своей жизни.

  • Что необходимо человеку для жизни.

1.Солнце, воздух, вода, энергия, полезные ископаемые… (Неживая природа)

2. Еда, одежда, дом (Живая природа)

3.Отдых, лечение, защита.( Живая и неживая природа)

*Педагог составляет схему.

Неживая природа


Живая природа


  • Как человек использует богатства природы и что получается?

*Работа в группах. Выводы.

- Человек очень много берёт и не возобновляет эти запасы. Это приводит к большим изменениям. Экологические системы становятся не замкнутыми. и превращаются в другие экосистемы.

  • Влияет ли это на самого человека?

  • Мы считаем, что влияет.

  • Прочитайте, на странице 47, какие проблемы встали перед человечеством? Выделим главные.

* Работа в группах и согласованный вариант.

        1. Загрязнение окружающей среды промышленностью.

        2. Загрязнение окружающей среды отходами.

        3. Истощение запасов неживой природы.

        4. Истощение запасов живой природы.

- Предложите своё решение этих проблем.

Дети выдвигают свои версии.

*Просмотр видео фрагмента о жизни животных в зоопарке.

  • Сверьте своё мнение с версией учебника. Что совпадает, что можно добавить?

* Группы обсуждают. Каждая обсуждает одну из проблем. Вносят свои предложения. Согласуют. Далее сверяют с мнением учебника

1 группа.

Загрязнение окружающей среды промышленностью.

Мы предлагаем на каждом заводе открыть исследовательский экологический центр, который будет следить за ситуацией и конструировать приспособления для улучшения экологической обстановки вокруг этого места.

2 группа.

Загрязнение окружающей среды отходами.

Мы решили, что нужно организовать экологические рейды по лесам и городам. Всемирный рейд по очищению лесов рек озёр и городов от мусора. Это может быть экологическая неделя. В каждом лесу поставить специальные баки для мусора и службы, которые будут отвечать за чистоту в лесу и на реке. А людей, которые не будут соблюдать правила чистоты подвергать штрафу.

3 группа.

Истощение запасов неживой природы.

Мы предлагаем открытие всемирной организации, которая будет определять, сколько на Земле находится природных богатств, как можно использовать промышленный мусор, вместо добычи новых полезных ископаемых. Учёные должны изобретать боле рациональные и безопасные способы получения энергии.

4 группа.

Истощение запасов живой природы.

Мы считаем, что необходимо как можно меньше вмешиваться в жизнь дикой природы.

У природы есть всё необходимое для того, чтобы она сама сумела залечить свои раны. Но есть и необходимая помощь человека. Это должны быть службы, которые будут вылавливать браконьеров, а в зоопарках и заповедниках сохранять и разводить исчезающие виды животных и растений и возвращать их на привычные места обитания.

  • Давайте сделаем общий вывод. С точки зрения баланса в экологической системе, какая профессия животных не в состоянии справиться с результатами деятельности человека?

  • Мы думаем, что не справляются мусорщики.

Ваши предложения. Вспомним главную цель экосистемы.

- Главная цель экосистемы - совместными усилиями поддерживать круговорот вещества в природе.

  • Удаётся ли человеку гармонично участвовать в этом процессе?

  • Нет.

  • Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока. “ Человек– великое творение природы, он научился пользоваться её богатствами. В будущем его ждут великие открытия и большие изменения…” какие варианты возможны. Вспомните письмо из будущего.

  • Можно продолжать жить беспечно и разрушить наш общий дом, а можно жить в гармонии с природой.

  • Что же нам нужно решить для себя?

  • Нам нужно задуматься над тем, как нам жить.

  • Главный вопрос урока. Как нам жить?

  • Подумайте, как должен человек вести своё хозяйство на Земле?

* Группы высказывают свои мнения.

- Сравните свои выводы с выводами учебника.

  • Будущее зависит от того, как скоро люди смогут перейти к другому типу хозяйства – экологическому, при котором круговорот веществ в природе снова станет замкнутым.

4. Самостоятельное применение знаний.

  • Каким образом каждый из вас может помочь в решении экологических проблем?

* Работа в группах. Обсуждение. Проверка по учебнику.

Просмотр видео фрагмента о заповеднике.

  • Проверим себя. Выполни задания № 3,4,5,6,7,8.

Сверяют свои ответы с ответами на доске. Выявляют свои ошибки.

Для любознательных.

1. Люди во все времена считали, что землятресение – это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из-под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки. Об этом хорошо знают жители Северного Кавказа и США. А в Татарстане, где уже давно добывают нефть, с 1986 по 1989 год зарегистрировано 198 землятресений.

2. Люди полагали, что искусственная среда надёжно защитит их от природной стихии. Но, в действительности огромный город так же опасен и непредсказуем, как природная среда. Люди гибнут не от зубов тигра, а под колёсами автомобиля. Например, а 1989 году на дорогах России произошло более 300 тыс. аварий. В них погибло почти 60 тыс. человек, а раненый насчитывается в шесть раз дольше. Только 1990 году в автокатастрофах погибло столько жителей России, что их число сопоставимо с населением четырёх средних европейских городов.

3.Первых людей на Земле обогрел костёр. ОН впервые изменил природный круговорот углерода. Миллионы тонн углерода в виде угля, торфа, нефти и газа были извлечены из недр Земли, чтобы отапливать дома, обеспечивать работу транспорта и промышленности. Человек начал сжигать топливо, и в результате резко возросло содержание углекислого газа в атмосфере.

4. Трудно представить, но обычный холодильник или баллончик с дезодорантом могут нести в себе угрозу всей жизни на Земле, поскольку в них используются газы- фреоны. В 1974 году американские учёные предположили, что фреоны, поднимаясь вверх, разрушают озоновый слой, защищающий нашу планету от ультрафиолетового излучения Солнца. Эти жёсткие излучения вызывают у людей самые страшные заболевания – рак, разрушение иммунной системы, генетические болезни. Самая крупная озоновая дыра находится над Антарктидой. В начале 90-х годов появилась вторая дыра над Северным полушарием. Учёные подсчитали, что имеющийся запас фреонов будет в течение ещё 100 лет губить озоновый экран планеты. Хотя производство таких продуктов резко сократилось.

- Выберите то, что больше всего вас удивило и расскажите об этом своим одноклассникам.

Ребята, вспомните письмо мальчика из будущего. Попробуйте написать ему, каким вы видите будущее, как человек перейдёт к экологическому хозяйству.

Давайте устроим копилку экологических проблем нашего города, простроим свой экологический план. Можно найти много интересных сведений об этой проблеме и увидеть некоторые шаги человечества к экологическому хозяйству. По результам поисковой работы можно составить газету и план экологических дел.

4. Итог урока.

1.Что нового узнали.

2. Как узнали, что помогло.

3.Где пригодятся знания.



4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.

5.Как работал ты?

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал