4 Общество. Сферы общественной жизни (8-9 класс) Часть Задания уровня А



Скачать 332.44 Kb.
Дата26.04.2016
Размер332.44 Kb.

4 Общество. Сферы общественной жизни (8-9 класс)


Часть 1. Задания уровня А
A1 Верны ли следующие суждения?

А. Общество и природа органически взаимосвязаны, так как природа — естественное условие существования людей.

Б. Технократический тип мышления рассматривает природу лишь как источник сырья для материального производства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А2 Проявлением взаимозависимости общества и природы является:

1) экологический кризис 2) рост солнечной активности 3) промышленный кризис 4) социальные революции


А3 В России принимаются активные меры по поддержке материнства и детства: повышаются детские пособия, принят и реализуется на практике закон о материнском капитале, большое внимание уделяется детским образовательным учреждениям. Какая сфера общественной жизни развивается в результате данной политики государства?

1) политическая 2) духовная 3) социальная 4) экономическая


А4 В отличие от природы общество:

1) является динамической системой 2) создаёт культуру 3) развивается в соответствии с закономерностями 4) постоянно меняется


A5 Верны ли следующие суждения?

А. Все изменения в обществе имеют прогрессивный характер.

Б. С каждым годом темп изменений, происходящих в обществе, возрастает.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А6 Общество - это

1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному 2) способы взаимодействия и формы объединения людей 3) часть природы 4) материальный мир в целом


А7 Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

1) обособление от природы 2) постоянное развитие 3)сохранение связи с природой 4) наличие сфер и институтов


А8 Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) динамичная система 2) весь материальный мир 3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества


А9 Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию


А10 Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы 2)техники и технологии 3) цивилизации и культуры 4) экологии и морали


А11 Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) создание памятника древнерусского права - «Русской правды» 2) совпадение территории расселения восточных славян с бассейнами крупных рек 3) введение «уроков и погостов» княгиней Ольгой 4) деление дружины на старшую и младшую


А12 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

A. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

B. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны


А13 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

A. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны


А14 Верны ли следующие суждения об обществе?

A. Общество можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

B. Общество можно определить как целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны


А15 Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается

1)этика 2) правоведение 3) социология 4)политология


А16 Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе?

1) социология 2) правоведение 3) политология 4)этика


А17 Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию


А18 Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

1) обособление от естественной среды 2) наличие общественных отношений 3) сохранение связи с природой 4) совокупность подсистем и элементов


А19 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старьте элементы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А20 К числу основных подсистем общества как системы относится:

1) экономика; 2) сословие; 3) профсоюз; 4) идеология.


А21 К основным сферам общественной жизни относится:

1) религия; 2) государство; 3) экономика; 4) классы.


А22 К числу основных подсистем общества как системы относится:

1) экономика; 2) сословие; 3) профсоюз; 4) идеология.


А23 Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А24 Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке?

1) экология 2) философия 3) правоведение 4) политология


А25 Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Осушение людьми заболоченных земель является примером взаимодействия ...»

1) цивилизации и культуры 2) гражданина и государства 3) производства и потребления 4) общества и природы


А26 Связь всех сфер жизни общества

1) вытекает из целостности общества как системы 2) достигается политической борьбой 3) обеспечивается идеологической работой 4) устанавливается законодательным путем


А27 Верны ли следующие суждения об обществе и культуре?

А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.

Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны


А28 Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А29 Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию


А30 Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А31 Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

1) психология 2) социология 3) политология 4) культурология


А32 Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Осушение людьми заболоченных земель является примером взаимодействия ...»

1) цивилизации и культуры 2) гражданина и государства 3) производства и потребления 4) общества и природы


А33 Связь всех сфер жизни общества

1) вытекает из целостности общества как системы 2) достигается политической борьбой 3) обеспечивается идеологической работой 4) устанавливается законодательным путем


А34 Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке?

1) экология 2) философия 3) правоведение 4) политология


А35 Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) динамичная система 2) весь материальный мир 3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества


A36 Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

1) антропология 2) социология 3) экономика 4) политология


А37 Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, - это

1) общество 2) цивилизация 3) формация 4) религия


А38 Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

1) антропология 2) социология 3) экономика 4) политология


А39 Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1) государством 2) обществом 3) цивилизацией 4) племенем


А40 Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

1) общественными 2) цивилизационными 3) экономическими 4) политическими


А42 В понятие общественных отношений не входит(ят)

1) взаимодействие двух людей 2) отношения между странами 3) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом 4) между судном в океане и косяком рыб


А41 Какое из указанных утверждений относится к природе?

1) центром этого понятия является человек 2) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам 3) основывается на определенном способе производства 4) включает в себя способы взаимодействия людей


А42 В понятие социальный институт не входит

1 армия 2) семья 3) школа 4) дружба


А43 К общественным отношениям не относится

1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации 2) проведение забастовки работниками предприятия 3) прогулка по лесу с собакой 4) оформление документов при приеме на работу


А44 Нормы, регулирующие поведение человека в обществе

1) социальные нормы 2) духовные нормы 3) технические нормы 4) материальные нормы


А45 Социальными регуляторами поведения человека в обществе не являет(ют)ся

1) экономика 2) право 3) традиции, обычаи 4) мораль


А46 К социальным нормам относятся

1) любовь, дружба, религия 2) религия, право, мораль 3) традиции, мораль, экономика 4) право, экономика, религия


А47 Общепринятым является деление культуры на

1) духовную и экономическую 2) духовную и материальную 3) идеальнyю и материальную 4) политическую и экономическую


А48 Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая причинно-следственным связям, называется

1) обществознанием 2) философией 3) политологией 4) историей


А49 Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется

1) социологией 2) этикой 3) эстетикой 4) педагогикой


А50 Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания

1) история 2) социология 3) философия 4) этика


А51. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

1) конгломератом 2) обществом 3) системой 4) очередью


А52. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


А53. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию


А54. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них


А55. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей


А56. Человек воздействует на природу:

1) благоприятно 2) его влияние не имеет последствий 3) и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно


А57. Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство — вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А58. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1) революционный характер перемен 2) скачкообразность 3) насильственные методы 4) постепенность


А59. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А60. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


А61. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1) динамичную систему 2) часть природы 3) весь окружающий материальный мир 4) взаимодействие людей в социальных группах


А62. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия


А63. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция


А64. Наука о красоте

1) этика 2) эстетика 3) гносеология 4) онтология


А65. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А66. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система 2) весь материальный мир 3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества


А67. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой часть материального мира.

Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


А68. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную


А69. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы 2) техники и технологии 3) цивилизации и культуры 4) экологии и морали


А70. Понятия развитие, взаимодействие элементов характеризуют общество как

1) динамичную систему 2) часть природы 3) весь материальный мир 4) не подверженную изменениям систему


А71. Общество — это

1) материальный мир в целом 2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней 3) часть природы 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней


А72. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной 2) социальной и духовной 3) экономической и духовной 4) политической и экономической


А73. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?

1) обособление от природы 2) постоянное развитие 3) сохранение связи с природой 4) наличие сфер и институтов


А74 Какое суждение о взаимосвязи сфер общественной жизни является верным?

А. Забастовка авиадиспетчеров с требованием увеличить оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общественной жизни.

Б. Принятие парламентом закона о минимальном размере заработной платы в стране отражает взаимосвязь социальной и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


A75 Общество в широком смысле слова — это:

1) территория обитания людей 2) совокупность различных форм объединения людей 3) производительные силы 4) исторический путь человечества


А76 Развитие общества носит динамический характер, потому что оно:

1) тесно связано с природой 2) является неразделимым целым 3) делится на подсистемы — сферы общественной жизни 4) допускает возникновение и развитие частей


А77 К какой сфере общественной жизни относится разработка законопроекта об охране окружающей среды?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической


А78 Агитационная деятельность молодежной организации по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции,

организация марафона «Быть здоровым — круто!!!» являются примерами деятельности:

1) экономической 2) политической 3) социальной 4) эстетической
А79 Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система 2) весь материальный мир 3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества


А80 Эстетические и религиозные воззрения различных социальных групп относятся к:

1) экономической сфере общества 2) политической сфере общества 3) духовной сфере общества 4) социальной сфере общества


А81 Ученые-океанологи, исследуя рельеф дна Тихого океана с целью составления подробной карты, обнаружили богатые месторождения нефти и газа. Здесь началась разработка полезных ископаемых. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной 2) социальной и духовной 3) политической и экономической 4) духовной и экономической


А82 Строительство крупного культурно-развлекательного центра в городе Н. относится к:

1) сфере материального производства 2) духовной сфере общества 3) социальной сфере 4) политической сфере


Часть 2. Задания уровня В
В1 Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни:

ФАКТЫ: A) получение диплома о высшем образовании Б) выдвижение своей кандидатуры в депутаты Государственной Думы РФ B) получение стипендии Г) покупка сотового телефона

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: 1) экономическая 2) социальная 3) политическая

2321
В2 Установите правильную последовательность развития человеческого общества в соответствии с теорией марксизма.

A) рабовладельческий строй Б) первобытнообщинный строй B) капиталистический строй Г) феодальный строй Д) коммунистический строй

БАГВД
В3 Множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование, называется _________

системой/ система
В4 Выделите признаки, относящиеся к понятию «социальная группа»

A) устойчивая совокупность людей Б) выполняет конкретные общественные функции B) строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения Г) не имеет определенных стандартов поведения

АБВ
В5 Общие признаки, характерные для всех видов социальных норм

A) представляют собой правила поведения общего характера Б) обладают той или иной степенью обязательности B) их исполнение обеспечивается и охраняется государством Г) направлены на упорядочение общественных отношений

АБГ
В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями.

НАУКА: 1. Анатомия, 2. Философия, 3. Педагогика, 4. Биохимия, 5. Физиология, 6. Антропология, 7. Социология, 8. Психология

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: А. Наука о строении организмов, Б. Наука о воспитании и обучении, В. Наука об обществе и общественных отношениях, Г. Наука о биологической природе человека, Д. Наука о процессах психической деятельности человека, Е. Наука о функциях и отправлениях организмов, Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах, З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д
В7 Завершите фразу: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, - это ________

Общество
В8 Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: A) Государство Б) Семья B) Банковская система Г) Искусство

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: 1) социальная 2) духовная 3) политическая 4) экономическая

3142
В9 Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями:

СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ: A) организация предпраздничной торговли Б) проведение референдума B) принятие закона об общественных организациях Г) написание приключенческого романа Д) проведение научного исследования

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА: 1) экономическая 3) политическая 2) духовная

12233
В10 Установите соответствие

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: а) экономическая сфера; б) политическая сфера; в) духовная сфера; г) социальная сфера;

СОСТАВЛЯЮЩИЕ: д) взаимодействие классов, социальных слоев и групп; е) деятельность государственных организаций, партий; ж) мораль, религия, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций; з) отношения в процессе материального производства.

АЗБЕВЖГД
В11 Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни:

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: а) экономическая сфера жизни общества; б) социальная сфера жизни общества; в) политическая сфера жизни общества; г) духовная сфера жизни общества;

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: д) деятельность парламента; е) общественные классы; ж) обмен продуктами общественной деятельности; з) религиозные организации; и) нации и национальные отношения; к) научные учреждения; л) отношения по поводу власти.

АЖБЕИВДЛГЗК
В12 Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

политическая



социальная

духовная



экономическая <ИЛИ> экономика
В13 Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

экономическая

социальная



духовная

Политическая <ИЛИ> политика


В14 Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

экономическая

политическая

духовная



социальная
В15 Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

политическая



социальная

Духовная <ИЛИ> духовная культура


В16 Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы

1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов

356
В17. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ________ сфера жизни общества».

духовная
В18. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: 1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов, 2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права, 3. Различные формы и уровни общественного сознания, 4, Производство материальных благ, их обмен и распределение

ПОНЯТИЕ: А. Политическая сфера, Б. Экономическая сфера, В. Социальная сфера, Г. Духовная сфера

В;А;Г;Б
В19. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни:

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: 1. Экономическая, 2. Политическая, 3. Социальная, 4. Духовная

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А. Деятельность парламента, Б. Взаимодействие классов (страт), В. Обмен продуктами, Г. Религиозные организации

В;А;Б;Г
В20. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство – это создание вещей, ________ производство – создание идей».

духовное
В21. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1) Возникновение государства 2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему 3) Изменение климата на планете 4) Формирование наций 5) Способность человека к чувственному познанию 6) Традиции и обычаи 7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию

1,2,4,6
В22. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы

1)обособление от природы 2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3)способность к самоорганизации и саморазвитию 4)выделение из материального мира 5)постоянные изменения 6)возможность деградации отдельных элементов

3,5,6
В23. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности называются ________ отношениями».

Общественными
В24. Установите соответствие между сферами общественной жизни и социальными фактами:

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ: 1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена, 2) рост цен на пользующиеся спросом товары, 3) создание приключенческого романа, 4) существование в современном обществе семей традиционного типа, 5) активное участие новгородцев в городском вече

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: А) духовная, Б) социальная, В) экономическая, Г)политическая

ВВАБГ
В25. Вставьте слова вместо пропусков.

Экономическая, социальная, политическая, духовная ________ являются ________ общественной жизни.

Сферы, сферами
В26. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: 1) политическая, 2) экономическая, 3) социальная, 4) духовная

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: А) Повышение налогов на бензин. Б) Выражение недоверия правительству. В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Б;А;Г;В
В27. Распределите следующие понятия на три группы:

а) закон, б) правопорядок, в) добро, г) грех, д) юрисдикция, е) справедливость, ж) молитва, з)договор, и) зло, к) собственность, л) свобода совести, м) доверие, н) благодарность, о) суверенитет, п) референдум, р) раскаяние, с) совесть, т) преступление, у) стыд, ф) любовь, х) причастие, ц) дееспособность, ч) епархия, ш) канонизация, щ) суеверие, э) джихад, ю) устав, я) свобода слова

1) понятия, относящиеся к правовой сфере, - ________

2) понятия, относящиеся к морально-нравственной сфере, - _________

3) понятия, относящиеся к религиозной сфере - _________

1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
В28. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по трём видам (социально-культурные, политические, производственные):

1) создание политической партии 2) участие в церковном хоре 3) предложение проекта новой телепередачи 4) проведение собрания акционерного общества 5) лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость 6) отмена собрания профсоюза коммунальных работников 7) усыновление ребёнка из детского дома 8) передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение 9) учреждение творческого союза художников-аниматоров 10) отмена регистрации партии «Народное единство» 11) продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток» 12) пополнение фонда муниципальной библиотеки

1) Социально-культурные: _________

2) Производственные: _________

3) Политические: ________

1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
В29. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология
В30. Запишите слово, пропущенное в схеме:


Сферы ИЛИ подсистемы
В31. Запишите слово, пропущенное в схеме:



Экономическая ИЛИ экономика
В32. Запишите слово, пропущенное в схеме:




экономическая
В33. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы

1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов

356
В34. Установите соответствие между общественной наукой и предметом её изучения:

ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ: A) поведение человека Б) власть в обществе B) производство и обмен Г) структура общества

НАУКИ: 1) экономика 2) социология 3) политология 4) психология

4312
Часть 3. Задания уровня С
С1 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.


С2 Во второй половине XIX в. герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров утверждал: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Сформулируйте отношение к данному высказыванию с позиции человека 50—60-х годов XX в. и современного человека начала XXI в.
С3. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

-целостность;

- состоит из взаимосвязанных элементов;

- элементы изменяются с течением времени;

- меняется характер взаимосвязи между системами;

- меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.
С4. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.

Признаки:

- доиндустриальное общество: основа — сельское хозяйство;

- индустриальное общество: основа — крупная промышленность;

- постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа — информация.


С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой… Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов… Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д. Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка… Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»


С5-1 Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.


С5-2 Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».


С5-3 Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.
С5-4 Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.


С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге… Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики. В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются. (В.А.Лекторский)


С6-1 Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».


С6-2 Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.
С6-3 Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.


С6-4 Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.



Возможны иные имеющие основание объяснения.
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адаме)

«Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)

«Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья - кристалл общества» (В. Гюго)




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал