6. радиационная обстановка



Скачать 126.72 Kb.
Дата25.04.2016
Размер126.72 Kb.
6. РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА
В 2007 году радиационная обстановка на территории Тюменской области оставалась благополучной. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений за радиоактивным загрязнением природной среды, выполнявшихся Обь-Иртышским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и данные радиационного и радиационно-гигиенического мониторинга, проводимого центрами гигиены и эпидемиологии в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также государственными станциями агрохимической службы (ГСАС) "Тюменская" и "Ишимская".

Сохранилась тенденция к снижению среднегодовых значений суммарной бета-активности радионуклидов в атмосферных выпадениях и в аэрозолях приземной атмосферы, прослеживающаяся за многолетний период наблюдений. Значения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности варьировалась в интервале от 8 до 22 мкР/ч, что соответствует естественному радиационному фону. Максимальная плотность загрязнения цезием-137 почв на контрольных участках ГСАС «Тюменская» и «Ишимская» в сельскохозяйственной зоне области составила 0.098 Ки/км2, стронцием-90 – 0.02 Ки/км2 (нормативные значения соответственно <1 Ки/км2 и < 0.1 Ки/км2). Удельная активность цезия-137 и стронция-90 в воде поверхностных водных объектов юга области не превышала 0.04 Бк/кг (допустимый уровень соответственно 11 Бк/кг и 5 Бк/кг). Исключением, как и ранее, была р. Исеть, испытавшая в 1957 году воздействие радиационной аварии на ПО «Маяк» в Челябинской области, но и здесь ситуация стабильна и на сегодняшний день не дает оснований для беспокойства. Так, по данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», осуществляющего радиационный мониторинг р. Исеть, в 2007 году средняя удельная активность стронция-90 в воде составила 1.3 Бк/кг (2006 год – 1.7 Бк/кг). Ее максимальные значения в последние 10 лет не превышали 3.5 Бк/кг (рис. 14).



Рис.14. УДЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТРОНЦИЯ-90 В ВОДЕ Р. ИСЕТЬ

В этот же период на контрольном участке ГСАС «Тюменская» в пойме р. Исеть максимальная плотность загрязнения почвы цезием-137 составила 0.057 Ки/км2, стронцием-90 – 0.026 Ки/км2 (рис.15). В 2002-2007 годах их доля в суммарной активности соответственно гамма- и бета-излучающих радионуклидов в пахотном слое почвы (0-20 см) не превышала 3.5% (рис. 16). Гамма-излучение почвы обусловлено, главным образом, содержащимися в ней природными радионуклидами, преимущественно калием-40 (рис. 17).

По данным территориальных органов Роспотребнадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за радиационной безопасностью, результаты радиационно-гигиенической паспортизации террито-рии области и автономных округов показали, что в 2007 году основная доля в коллективной дозе облучения населения по-прежнему была обусловлена природными источниками ионизирующего излучения (65-67%) и медицинскими рентгенорадиологическими исследованиями и процедурами (33-35%); суммарный вклад техногенных источников не превышал 0.4%. Средние по Российской Федерации значения доли природных, медицинских и иных источников ионизирующего излучения (ИИИ) в коллективной дозе облучения населения составили в 2007 году соответственно 79.2, 20.5 и 0.3%.

С учетом структуры коллективной дозы облучения принимались меры по обеспечению радиационной безопасности населения, предусмотренные СП 2.6.1.1292-2003 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2006 № 11 «Об ограничении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований». В 2003-2007 годах центрами гигиены и эпидемиологии в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах было проведено почти 34 тысячи определений эффективной равновесной объемной активности изотопов радона и их дочерних продуктов в воздухе жилых домов и зданий социально-бытового назначения. Ее среднегодовые значения были существенно ниже установленных нормативов для строящихся (реконструируемых) и существующих зданий (соответственно 100 и 200 Бк/м3). Так, в г. Тюмени в последние 3 года этот показатель составлял 35.0, 31.0 и 15.6 Бк/м3. Исследовано на содержание природных радионуклидов более 2200 проб строительных материалов, из них 5 были признаны годными только для дорожного строительства вне населенных пунктов, 30 - для строительства дорог в пределах населенных пунктов и производственных сооружений, во всех остальных случаях материалы могли использоваться без ограничений для всех видов строительства, в том числе жилых и общественных зданий. Содержание природных и техногенных радионуклидов в почти 6500 пробах почвы селитебных и промышленных зон не превышало контрольных уровней, характерных для территории области. Исследованы на суммарную альфа- и бета-активность и содержание техногенных радионуклидов около 7500 проб воды из источников хозяйственно-питьевого централизованного водоснабжения и мест водопользования населения, превышения гигиенических нормативов не выявлено. Динамика проведения исследований по территориям приведена на рис. 18.

В целях ограничения облучения населения при проведении медицинских исследований в лечебно-профилактических учреждениях заменялось устаревшее рентгенодиагностическое оборудование, внедрялись новые методы диагностики с


Рис. 15 . ПЛОТНОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ В ПОЙМЕ Р. ИСЕТЬ

Рис. 16. ДОЛЯ ТЕХНОГЕННЫХ РАДИОНУКЛИДОВ В СУММАРНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВЫ


Рис. 17. СОДЕРЖАНИЕ ГАММА-ИЗЛУЧАЮЩИХ РАДИОНУКЛИДОВ

В ПАХОТНОМ СЛОЕ ПОЧВЫ

а) б)


в) г)
Рис. 18. ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕРРИТОРИЯМ

а) содержание радона в воздухе жилых и общественных зданий;

б) строительные материалы;

в) почва селитебных и промышленных зон;

г) вода источников хозяйственно-питьевого водоснабжения

минимальной лучевой нагрузкой на пациентов и персонал (цифровые флюорографические и рентгенографические исследования) и аппаратура для контроля доз облучения, осуществлялось лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих генерирующие ИИИ в медицинских целях, а также обеспечивался надзор за соблюдением требований санитарного законодательства при ведении такой деятельности. Так, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» обследовано в 2007 году 66 медицинских рентгеновских кабинетов, в двух выявлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В Ханты-Мансийском автономном округе особую озабоченность органов Роспотребнадзора вызывают частные стоматологические клиники (кабинеты), в которых рентгено-стоматологические исследования проводятся с нарушением действующего санитарного законодательства.

На конец 2007 года на 93 предприятиях использовались закрытые радионуклидные ИИИ в составе приборов и оборудования для проведения геофизических исследований в скважинах и определения физических свойств горных пород в стационарных условиях (32 предприятия) для контроля качества сварных соединений (37), для индикации обледенения воздушных судов (11), а также при производстве гидроразрыва нефтеносных пластов (7), контроле технологических процессов в промышленности (3), проведении гамма-терапии при онкологических заболеваниях (1) и лечебных радоновых ванн (1 в составе генератора радона). На предприятиях имелось в общей сложности 1110 закрытых радионуклидных источников суммарной активностью порядка 2х1015 Бк, в том числе, предприятий/источников:

- ЯНАО 46/324

- ХМАО 34/741

- юг области 13/45

Открытые радионуклидные источники с короткоживущими изотопами применялись для медицинской диагностики в 3 лечебных учреждениях. Лицензии Уральского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) имели 79 предприятий (5 из них получили лицензии на деятельность по эксплуатации радионуклидных ИИИ в 2007 году), лицензии других округов - 17.

В течение 2007 года имели место 8 нерадиационных происшествий, связанных с обрывом каротажных приборов при проведении геофизических исследований в скважинах (7 - в Ханты-Мансийском автономном округе, 1 – в Ямало-Ненецком). В результате принятых мер 4 прибора подняты на поверхность без повреждений, на одной скважине (ЗАО ПГО «Тюменьпромгеофизика») работы по их извлечению будут продолжены, на 3 предприятиях (ЗАО ПГО «Тюмень-промгеофизика», ОАО «Пургеофизика», трест «Сургутнефтегеофизика» ОАО «Сургутнефтегаз») ловильные работы не дали положительных результатов, и геофизические приборы с радионуклидными источниками были захоронены в скважинах путем установки цементных мостов. По всем фактам проведены служебные расследования, причинами нерадиационных происшествий явились недостаточная подготовка скважин для проведения геофизических работ и техническое состояние оборудования. При производстве ликвидационных работ велись наблюдения за радиационным фоном в скважине, во всех случаях он не превышал норму. Акты расследований нерадиационных происшествий и санитарно-эпидемиологических характеристик захоронений источников представ-лены в Уральский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.

Надзор за радиационной безопасностью на предприятиях, использующих в производственной деятельности радионуклидных ИИИ, осуществлял Зауральский отдел инспекций Уральского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора. В течение года им проведено 42 целевых инспекции по проверке соблюдения поднад-зорными предприятиями требований радиационной безопасности, правил физической защиты радиационных источников, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в том числе 11 – в Ханты-Мансийском автономном округе, 22 – в Ямало-Ненецком, 9 – на юге области. Выявлено 84 нарушения, выдано 36 актов-предписаний об их устранении (в том числе 1 – о приостановке работ); осуществлялся контроль выполнения предписаний. Наиболее распространенные нарушения: отсутствие надлежащего учета и контроля радиоактивных веществ (33); несоблюдение правил физической защиты источников (14) и требований к подготовке и допуску к работе персонала (11); ненадлежащее ведение радиометрического и индивидуального дозиметрического контроля (9); несоблюдение пределов и условий безопасной эксплуатации источников (8). Основными причинами нарушений были недостаточная осведомленность предприятий о принятии новых руководящих документов в соответствующей сфере; значительные затраты на захоронение радионуклидных источников в связи с большой удаленностью от специализированных предприятий (1000-2000 км); значительная удаленность от метрологических центров, поверяющих дозиметрические приборы; длительный срок оформления органами Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологических заключений. Радиометрии-ческий и индивидуальный дозиметрический контроль на проверенных предприятиях проводился регулярно, превышений контрольных уровней не отмечено. В целом состояние радиационной безопасности, учета и контроля радиоактивных веществ, физической защиты источников на поднадзорных объектах оценивается Зауральским отделом инспекций как удовлетворительное. Отмеченные нарушения не нанесли ущерба здоровью людей и состоянию окружающей среды.

Для повышения уровня радиационной безопасности населения области необходимо:

- совершенствование системы радиационного и радиационно-гигиенического мониторинга с целью более полного учета уровней облучения населения от всех источников;

- продолжение модернизации рентгенодиагностического оборудования медицинских учреждений, в том числе замена пленочных рентгено-флюорографических аппаратов на цифровые с целью снижения доз облучения;

- усиление контроля за использованием генерирующих источников ионизирующих излучений в медицинских учреждениях;

- усиление контроля за соблюдением требований радиационной безопасности при использовании радионуклидных источников ионизирующих излучений и обеспечением их сохранности;

- проведение комплексных обследований предприятий нефтегазового комплекса с целью оценки уровня загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.

В течение 2007 года на федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых актов по вопросам использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года". Основной ее целью определено комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, совершенствованием систем контроля ядерной и радиационной безопасности. Программой предполагается реализация за счет средств федерального бюджета мероприятий по ликвидации негативных последствий создания ядерного оружейного и ядерного энергетического комплексов страны (что актуально для обеспечения радиационной безопасности Тюменской области в силу ее географического положения), а также по консервации объектов проведения ядерных взрывов в мирных целях. За счет средств региональных бюджетов предусматривается решение задач защиты населения от природного облучения; на паритетных началах (по 50 процентов из средств регионального и федерального бюджетов) - финансирование мероприятий по созданию региональных подсистем Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, развитию региональных систем учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, доз облучения населения; развитие территориальных систем аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера.

В 2007 году Роспотребнадзором проведен анализ выполнения мер по ограничению облучения населения от природных источников, которые в ряде регионов вносят определяющий вклад (более 90%) в коллективную дозу в связи с повышенным содержанием радона или гамма-фоном в жилых зданиях (в том числе в Омской и Челябинской областях), повышенными уровнями суммарной альфа- и бета-активности в пробах питьевой воды (31 регион). По его результатам главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление, которым органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации повторно рекомендовано разработать региональные программы по ограничению облучения населения от природных источников ионизирующего излучения. Организациям, эксплуатирующим водо-проводы питьевого водоснабжения, предложено обеспечить производственный контроль за показателями радиационной безопасности питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил, а также обязательный радиационный контроль фильтрующих материалов в составе систем водоочистки и их своевременную замену. Во исполнение данного постановления террито-риальными органами Роспотребнадзора в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах приняты меры по совершенствованию исследований питьевой воды на радиационную безопасность, усилен надзор за качеством производственного контроля радиологических показателей питьевой воды на объектах водоснабжения.

Кроме того, постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены и введены в действие документы:

- санитарные правила, определяющие гигиенические требования к порядку установления санитарно-защитных зон и зон наблюдения радиационных объектов, обоснованию их размеров в зависимости от категории потенциальной опасности объекта, регламентирующие условия эксплуатации этих зон и меры по обеспечению безопасности населения и окружающей среды;

- гигиенические нормативы содержания техногенных радионуклидов в металлах и изделиях на их основе, допускаемых к неограниченному использованию на территории Российской Федерации.

Приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях совершенствования работы по контролю за дозами облучения населения, по организации радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий руководителям территориальных органов предписано обеспечить:

- учет уровней облучения персонала и населения от всех видов источников ионизирующего излучения;

- функционирование соответствующих региональных банков данных;

- проведение ежегодного анализа получаемых результатов и использование данных при планировании дальнейшей работы;

- контроль за проведением радиационно-гигиенической паспортизации всех находящихся под надзором организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений;

- достоверность и соответствие данных, получаемых в рамках единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан от всех видов излучения и используемых при радиационно-гигиенической паспортизации;

- организацию работы со средствами массовой информации по подготовке статей и выступлений по итогам радиационно-гигиенической паспортизации.

В целях обеспечения координации методической, практической и научно-исследовательской деятельности, направленной на повышение эффективности надзора за радиационной безопасностью, и своевременного внедрения новых методов исследований, создано 8 межрегиональных центров (МРЦ) по оказанию прикрепленным к ним субъектам Российской Федерации организационной, методической и практической помощи по вопросам радиационной безопасности населения. В частности, на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе» организован Западно-Сибирский МРЦ, к которому прикреплены Республика Коми, Республика Саха (Якутия); Тюменская, Томская, Новосибирская и Омская области; Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены и введены в действие:

- положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РД-07-09-2007);

- типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществ-ляющих обращение с указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007).

В целях обеспечения единообразия материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, представляемых в Ростехнадзор на государственную экологическую экспертизу, и оказания практической помощи заказчикам экспертизы, утверждены методические рекомендации по подготовке обоснований лицензий на деятельность по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении (структура материалов, рекомендации по подготовке каждого раздела, в т.ч. «Оценка воздействия на окружающую среду в результате осуществления лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии», требования к оформлению и др.).

Целью принятия данных подзаконных актов является обеспечение реализации требований федеральных законов «О радиационной безопасности населения» и «Об использовании атомной энергии» в части защиты населения от воздействия ионизирующего излучения.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал