§74. Глобальные проблемы современности



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4
§74. Глобальные проблемы современности
Только тогда можно понять сущность

вещей, когда знаешь их происхождение

и развитие.

Аристотель


К
?
акие проблемы называют глобальными? Каковы особенности глобальных проблем современного мира? Какие условия требуются для решения глобальных проблем современности?

Г
!


лобальные проблемы.
Б
*
иосфера. Естествознание – 10 §36
Какие проблемы называют глобальными? Термин «глобальный» используется для характеристики обще-планетарных процессов и тенденции. Глобальный характер носят, например, изменения климата, дрейф континентов, масштабные землетрясения и извержения вулканов, атмосферный перенос, нарушения в структуре океанических течений и т.д. Все они в значительной степени воздействуют на биосферу, а значит, имеют и прямое влияние на человека.

Однако к концу ХХ века само человечество в своим развитии достигло того этапа, когда его деятельность, в свою очередь, тоже стала оказывать воздействия на обще-планетарные процессы, то есть стала проявляться на глобальном уровне. Это привело к появлению целого ряда новых глобальных проблем, со многими из которых связана сама возможность дальнейшего существования человечества. Именно эти «антропогенные» глобальные проблемы мы и будет обсуждать. О них обязан знать, компетентно судить и понимать возможные пути решения – каждый.



Итак, глобальные проблемы современного мира – это проблемы, порожденные деятельностью человека на Земле, требующие своего незамедлительного решения, поскольку они угрожают ВЫЖИВАНИЮ человечества, разрушая среду его обитания.

Каковы особенности глобальных проблем современного мира? Как результат деятельности человека, глобальные проблемы сложны, разнообразны и многогранны, как и сам Человек. Вместе с тем они имеют много общего:

  • Все физико-химические и биологические процессы в биосфере неразрывно связаны друг с другом, а потому и глобальные проблемы взаимообусловлены и неразрывно связаны между собой.

  • Их воздействие, как и последствия, отражаются на всех сторонах жизни человека (хозяйственной, социальной, экономической, политической и др.) (см.рис. )

  • Все глобальные проблемы фокусируются в экологической проблеме

  • Глобальные проблемы возникли тогда, когда антропогенное воздействие сравнялось своим масштабом с геологическими силами. Подчеркивая это, В.И.Вернадский говорил о «Человечестве, взятом в целом». Осознать этот общий результат и найти пути решения глобальных проблем также возможно только силами всего Человеческого сообщества. Усилий одной страны, одной нации или же группы стран и наций для этого недостаточно, требуется глобальный уровень единых обще-планетарных решений.

  • В основу проектов для решения глобальных проблем должны быть положены принципы согласования деятельности Человека с законами природы.

Следовательно, глобальные проблемы имеют общие черты, все они требуют комплексного их решения и могут быть решены только усилиями всего человеческого сообщества, единого в своих действиях.

Обратим внимание: все глобальные последствия деятельности человека, как и все стороны его жизни проявляются в его взаимодействии с природной средой. Человек может существовать только в природной среде, он – лишь один из компонентов единой системы «человек-природа». А это означает, что все виды деятельности человека непременно связаны с той или иной формой ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Это объясняет нам, почему нерациональное природопользование неизбежно приводит к последствиям разрушительным, пагубным для среды обитания человека. Именно поэтому все глобальные проблемы современного мира фокусируются в экологической. Например, политические, национальные и социальные проекты, если они вызывают усиление производства военной техники, увеличивают нагрузку на потребление и переработку природных ресурсов (а производственная деятельности в настоящее время ведется нерационально); Демографические проблемы – увеличение численности населения в глобальном масштабе – вызывает обострение проблемы пищевых ресурсов планеты и т.п.

В массовом сознании людей наиболее очевидна именно экологическая проблема, однако значительно менее очевидны ее корни – политические, социальные и др. как проблема природопользования в современном масштабе.

М


Природа

человек

наука

техника

общество

человек
ы еще раз убеждаемся в неразрывной связи человека с природой. Имеет ли право Человек не понимать своей ответственности за характер природопользования? Рассмотрим это на примере взаимодействий в единой цепи.

( СХЕМА, см. Иллюстрации)



Подумаем о том, как человек использует то, что получил от природы и проследим его деятельность в основных звеньях этой цепи.

  1. Человек получает от природы:

    • Систему жизнеобеспечения – все то, что требуется для его духовного и физического здоровья;

    • Знания о законах природы и ее «устройстве»;

    • Ресурсы для природопользования, для обеспечения жизни общества (они могли бы обеспечить разумную, справедливую и счастливую жизнь в обществе);

  2. Познав законы жизни природы, не согласовывал с ними свою деятельность;

  3. Человек направил свой разум и научные достижения на создание техногенной цивилизации – «второй природы» - мира артефактов.

  4. Человек в условиях техногенного мира оказался отчужденным от природы – духовно обедненным в биологически неадекватной для него окружающей среде. Создалась угроза его выживания а планете.

  5. Человек начинает осознавать необходимость духовного возрождения, возврата к первоначальным ценностям (мечта древних о гармонии с природой).

  6. Человек начинает осознавать необходимость принципиального изменения системы природопользования. Как это воплотить в главное дело человеческого сообщества.

Какие условия требуются для решения глобальных проблем современности?

    • Единство Доброй воли всех жителей планеты в проблеме выживания. Установление мира на Земле, немедленное прекращение войн. В случае ядерной войны остальные глобальные проблемы решать будет некому.

    • Немедленное прекращение разрушительного действия современного производства на биосферу (потребление ресурсов, загрязнение среды, уничтожение природных экосистем и биоразнообразия и др.).

    • Разработка глобальных моделей восстановления природы и научно обоснованного природопользования. Конкретные пути для достижения этих целей уже широко обсуждаются учеными.

При этом могут быть бесспорные решения и альтернативные. Например, бесспорно, что ограничить истощение минеральных ресурсов можно заменой их синтетическими материалами. В то же время решение энергетического обеспечения не может быть решено столь категорично в связи со многими естественными ограничениями. (использовать ли атомную энергию? Энергию воды? Воздуха? Солнца? Синтетическую нефть? Новые месторождения каменного угля? Произвести синтетическую нефть? Горючие газы?)

Какие совершенными не были бы научные разработки ученых – в их осуществлении принимает участие каждый житель планеты в соответствии со свободой своего выбора.

  • Проследите по схеме взаимосвязи различных групп глобальных проблем друг с другом. На каких-либо примерах выделите начальное звено в это цепи (решение человека) и завершающее (экологическое).




  • Разработка безопасных средств для уничтожения ядерного оружия на планете

  • Разработка способов биологической защиты растений (одно насекомое поедает личинку другого, вредящего растениям)

  • Развитие компьютерных технологий, обеспечивающих высокую эффективность труда

  • Обеспечение экономического процветания путем снижения производственных затрат за счет повышения эффективности производства, новых экологически безвредных технологий

  • Расходование бюджета страны на экологические проблемы, на образование и культуру




  • Приостановка работы завода для строительства высокоэффективных очистных сооружений, что приведет к уменьшению прибыли

  • Разработка новых видов оружия массового уничтожения



  • Создание ядохимикатов для использования в сельском хозяйстве




  • Разработка программ-носителей вирусов, нарушающих деятельность компьютерной сети




  • Обеспечение экологического процветания путем захвата чужих территорий, войн, эксплуатации чужих ресурсов и труда



  • Выделение средств национального дохода на поддержание агрессивных военных союзов различных государств

  • Строительство еще одного цеха, работающего по тому же способу, и увеличение прибыли от сбыта продукции завода.


§75. Человек как компонент биосферы

(Урок-лекция)

«Жизнь не делится на разум без остатка»



Гете

К
?


аким образом биологический вид Homo sapiens нарушал природное равновесие в экосистеме? Какие факторы деятельности человека привели к глобальным нарушениям природных процессов в биосфере?

Б
!


иосферная функция. Социальные факторы эволюции
Е
*
стествознание – 10 Биосфера
Каким образом биологический вид Homo sapiens, к которому принадлежим и мы с вами, нарушал равновесие в экосистемах?

Как вы помните, популяции разных биологических видов объединяются в природные системы более высокого ранга – сообщества – экосистемы. В них они совместно сосуществуют, взаимодействуя друг с другом и с минеральным компонентом среды, обмениваются веществом, энергией, информацией. При этом каждый биологический вид принадлежит к какой-либо «экологической специализации». Так, автотрофы производят органическое вещество (их называют «продуценты»); гетеротрофы его потребляют (их называют «консументы») и т.д. При этом, несмотря на непрерывные изменения, динамику процессов в жизни экосистемы, в экосистеме поддерживается единство трофических структур, видового разнообразия и круговорота веществ внутри системы. Энергетические потоки в экосистемах сбалансированы и строго подчиняются закономерностям расходования и воспроизводства. Вспомним экологическое правило: изменение энергии экосистемы в среднем на 1% выводит систему из состояния равновесия. Прямым следствием является закономерное изменение численности особей разных уровней экосистемы и получения энергии на высшем трофическом уровне.

«Экологическая специализация» Homo sapiens – гетеротроф. Первоначально эта его функция в экосистеме осуществлялась путем собирательства – поедание плодов, семян, кореньев, различной растительности, мелких животных, птичьих яиц и т.п. Это была трудная жизнь, как и у большинства природных «добытчиков» пищи. Человек редко был сыт, слабо развивался. Численность его была невелика, как и ареал распространения. Homo sapiens «бесконфликтно» вписывался в природную среду и не выходил за рамки естественных систем регуляции в биосфере.

Существенное изменение в экологической нише (способе пропитания) Человека произошли тогда, когда около 40 тыс. лет назад он изобрел коллективную охоту на крупных животных «загонным» способом. Загоны, разнообразные ловушки, сети, природные и сооружаемые ямы, туннели и т.п. сегодня поражают ученых-археологов сложностью и грандиозностью. Ученые отмечают, что всего за несколько десятков тысяч лет поразительно развились умственные способности людей. Этому способствовала как обильная, калорийная и питательная мясная пища, так и способность к слаженным коллективным действиям в которых совершенствовались их организованность и изобретательность. Непосредственный результат этой деятельности для жизни природы очевиден: крупномасштабное уничтожение живого вещества биосферы. Свидетельства этих экологических бедствий прошлых времен можно наблюдать и в настоящее время.

Во Франции имеется глубокий обрыв, посещаемый

туристами, на дне которого сохранились скелеты лошадей,

ставших жертвами загонной охоты наших древних предков.

Рис.


Пещера во Франции

Обратим внимание: «Эволюция человека была связана не столько с биологическими факторами, сколько с социальными (общественными). Как мы видим, уже первые объединения людей в охотничьи группы, племена и др. сообщества резко усиливали потребление природных ресурсов. В дальнейшем с появлением государства усиливается борьба за природные ресурсы, а она сопровождается крупномасштабным разрушением природной среды. Не будем забывать о том, что в результате ядерной войны наша планета стала бы окончательно непригодной для жизни.

К числу социальных факторов эволюции человека относятся многие, собственно движущие силы развития человека. Укажем из них важнейшие.


  • Объединение в различные группы;

  • Разделение общества на классы;

  • Научно-технический прогресс;

  • Урбанизация;

  • Потребительское мировоззрение общества;

  • Внутригосударственная и международная политика, способная осуществить природоохранные проекты, влиять не только на жизнь общества, но и на эволюцию его сознания; и др.

Таким образом, взаимоотношения человеческого общества и природы порождены социальной жизнью людей. В то же время следует учитывать, что влияние человека на природу может быть и прямое и косвенное, т.е. опосредованное. Формы его многообразны, поскольку каждый человек является «природопользователем».

Основное противоречие во взаимодействии человека и природы заключается в том, что биологический вид Homo sapiens вышел за пределы своей экологической ниши, стал супергетеротрофом, потребляющим природные ресурсы значительно большие, чем определено законами существования экосистем.

Не будем забывать, что биосфера – это глобальная экосистема. Основу ее стабильности, как и любой экосистемы определяет исполнение закона распределения поток вещества и энергии по трофическим уровням. Согласно этому закону на долю консументов высшего трофического уровня приходится только 1% от той энергии, которая была накоплена первичными продуцентами – растениями. Человек вместе со всеми домашними животными стоит на вершине трофической пирамиды, а, следовательно, и потреблять он должен менее 1% продукции биосферы.

Французский ученый Т.Шарден называл Человека эпохи бурно начавшейся НТР «новым видом животного».

Планетарное влияние деятельности Человека на жизнь биосферы В.И. Вернадский обосновывал как закономерный этап развития живого вещества. При этом Вернадский говорил о «человечестве, взятом в целом». Это было в его понимании однозначно пониманию «единое Человечество, обладающее Разумом». В таком случае ответственность за биосферную функцию эволюции Homo sapiens лежит на Человечестве и эта функция его Разума: сохранение жизни на Земле.



  • Биосфера, в условиях которой около 200 тысяч лет назад появился Человек разумный, формировалась в масштабе геологической истории Земли. В течение длительного времени. Условия, в которых смог существовать Человек, создавались формированием современного состава атмосферы и вод Мирового Океана. Глобальное разрушение среды обитания Человека произошло с появлением НТР начиная с 50-х годов ХХ столетия.

Как вы думаете – может ли существовать биосфера Земли без нашего биологического вида Homo sapiens? Как развивались бы биосферные процессы в таком случае? Каким историческим отрезком времени располагает Человек, по вашему мнению, чтобы «вылечить» биосферу от последствий глобальных проблем современности?

§ 76. Экологическая проблема

Урок-лекция

Организм без внешней среды, поддерживающей

его существование, невозможен….



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал