А. Р. Ерошенко С. В. Рунец



Скачать 293.63 Kb.
Дата02.05.2016
Размер293.63 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА,
ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И УПРАВЛЕНИЯ
ИМЕНИ К. В. РОССИНСКОГО




Согласовано







Утверждаю




Декан факультета







Проректор по учебной работе

____________

А. Р. Ерошенко




_______________ С. В. Рунец




























рабочая программа

дисциплины (модуля):





«безопасность жизнедеятельности»





Направление подготовки

37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ







Профиль подготовки

общий







Степень выпускника

бакалавр







Форма обучения

очная, заочная



Краснодар







СОДЕРЖАНИЕ




1

Цели освоения дисциплины

3

2

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3

3

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

3

4

Структура и содержание дисциплины (модуля)

6

5

Образовательные технологии

9

6

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

10

7

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

19

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

21




1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель дисциплины – познакомить студентов с теоретическими правовыми, нормативно-техническими и практическими организационными основами безопасности жизнедеятельности, анатомо-физиологическими последствиями воздействиями на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, средствами и методами повышения безопасности производственных систем, функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС); формирование профессиональной культуры безопасности - готовность и способность личности использовать приобретенные знания, умения и навыки для обеспечения безопасности в профессиональной деятельности, формирование мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи дисциплины - изучение основных характеристик производственной и бытовой среды, идентификация вредных и опасных производственных, природных и бытовых факторов, нормирования техногенных воздействий и других мер профилактики этих воздействий, организации и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций, ознакомление со структурой и механизмами функционирования действующей в РФ системой управления безопасностью жизнедеятельности, решение практических задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части (Б1.Б.3).

Cпециальные требования к входным знаниям: не предусмотрены.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способностью и готовностью к:



  • способности использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);



В результате изучения дисциплины студент должен:



иметь представление:

  • об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

  • об основных понятиях и этапах развития чрезвычайных ситуаций, влиянии производственной деятельности человека на окружающую среду и безопасность жизнедеятельности как отдельной личности так и населения в целом;

  • о правилах использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных производственных и природных ситуациях;

  • о способах выживания человека в различных природных условиях при минимуме обеспечения;

  • о правовых основах нормирования безопасности жизнедеятельности населения;


- знать:

  • характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, основные техносферные опасности их свойства и характеристики, методы защиты от них применительно к сфере профессиональной деятельности, правила техники безопасности;

  • характеристику наиболее важных природных, производственных и непроизводственных факторов, влияющих на состояние здоровья человека и его работоспособность

  • методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений, отравлениях, ожогах и т. д;

  • структуру, функционирование и основные мероприятия РСЧС по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и производственного характера;

  • способы оповещения и правила поведения населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • основы законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, правовом обеспечении безопасности жизнедеятельности на производстве, ответственности работодателя за нанесение ущерба здоровью работников и т.д.;



- уметь:

  • действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, идентифицировать основные опасности среды обитания, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

  • при необходимости принимать участие в проведении спасательных и иных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • использовать средства индивидуальной защиты в чрезвычайных производственных и природных ситуациях;

  • применить способы выживания человека в различных природных условиях при минимуме обеспечения;


Владеть: понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности. основными методами защиты производственного персонала и населения, спасения культурных ценностей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и основными мерами по ликвидации их последствий, способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единицы (144 часа).
ДФПО:




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

всего

лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1

1

4

2




2




2

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

1

1

5

3




2




3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

1

2

5

3




2




4

Чрезвычайные ситуации социального характера

1

2

5

3




2

Опрос по лекционному курсу

5

Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических и способы их существования. Организация и защита населения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях

1

3

6

3




3




6

Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Гражданская оборона и ее задачи

1

3

6

3




3




7

Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях


1

4

6

3




3

Письменная работа по лекционному курсу

8

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1

5

11




7

4

Планы семинарских занятий см. п. 6

9

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

1

6,7

11




7

4




10

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

1

7,8

11




7

4




11

Чрезвычайные ситуации социального характера

1

9,10

11




7

4




12

Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических и способы их существования. Организация и защита населения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях

1

10,11

12




8

4




13

Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Гражданская оборона и ее задачи

1

12,13

12




8

4




14

Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях


1

13,14

12




8

4

Зачет на 15 нед




ИТОГО:

1

14

117

20

52

45

Экзамен 27 часов



Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единицы (144 часа).

ЗФПО:




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

всего

лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1




21

4




17




2

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

1




18




1

17




3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

1




18




1

17




4

Чрезвычайные ситуации социального характера

1




19




2

17




5

Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических и способы их существования. Организация и защита населения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях

1




19




2

17




6

Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Гражданская оборона и ее задачи

1




20




2

18




7

Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях


1




20




2

18







ИТОГО:

1




135

4

10

121

Экзамен, 9 часов



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательный процесс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» базируется на комбинации лекционных и практических занятий (аудиторная работа).

Аудиторная работа, представляющая собой форму активного освоения дисциплины, проводится как: лекционные занятия; практические занятия.

Лекционные занятия в зависимости от темы проводятся в форме вводных, обзорных лекций.



Вводная лекция формирует у студентов общее представление об изучаемом курсе, о его роли и месте в системе учебных дисциплин, о методиках работы и способах контроля знаний. Вводная лекция также знакомит студентов с проблематикой изучаемого курса в целом и каждого модуля в частности, вводит в словарь студента необходимые термины.

Обзорная лекция основывается на системной подаче материала. Такие лекции знакомят студентов со структурой, основными тенденциями, принципами и приемами в изучаемой сфере, учит ориентироваться в изучаемом материале и сопоставлять известные студентам факты.

Практические занятия (и / или комбинированные занятия) проводятся в форме коллективной работы, сдачи рефератов (и / или контрольных работ по изучаемому текущему курсу).

Внеаудиторная работа (С.Р.) студентов состоит в изучении рекомендуемой литературы, (в. ч. основных тестов по изучаемому курсу) подготовке материалов для дальнейшего обсуждения и использования на практических занятиях.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели самостоятельной работы
Цель СРС - организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

• самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;



• самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Планы семинарских занятий:
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

  1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Цель, задачи предмета.

  2. Концепция национальной безопасности. Основные законы.

  3. Актуальные проблемы на современном этапе и основные законодательные акты БЖ.

  4. Значение и место предмета БЖ в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

  5. Теоретическое обоснование содержания предмета БЖ.

  6. Аксиома о потенциальном, негативном воздействии в системе «человек - среда обитания».

  7. Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности. Вредные и опасные факторы.

  8. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария.


Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

  1. Классификация ЧС мирного времени.

  2. Понятия: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа.

  3. Причины, особенности и характер развития аварий и катастроф на объектах экономики.

  4. Стадии развития ЧС. Прогнозирование аварий и катастроф.

  5. Классификация ЧС по: степени внезапности, скорости распространения, масштабах распространения, продолжительности действия, характеру ЧС.

  6. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

  7. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения: метеорологические опасные явления, тектонические и теллурические, топологические и космические опасные явления; защита населения от их последствий.


Тема 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

  1. Классификация ЧС техногенного происхождения: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на химически - опасных объектах, транспортные аварии, аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах, аварии на бактериологические опасных объектах, аварии на энергетически - опасных объектах, аварии на гидродинамически опасных объектах и защита населения от их последствий.

  2. Действия социального работника при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

  3. Основы пожарной безопасности.

  4. Пожаро - взрывоопасные объекты.

  5. Виды пожаров. Опасные факторы пожара, поражающие факторы взрыва, средства тушения пожаров и их применение.

  6. Способы прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция, химическое торможение реакции горения.

  7. Действия при пожаре.

  8. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.


Тема 4. Чрезвычайные ситуации социального характера

  1. Криминогенная опасность. Правила поведения.

  2. Зоны повышенной опасности.

  3. Социальные ЧС. Толпа. Паника. Зоны повышенной опасности.

  4. Виктимология - наука о жертвах.

  5. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

  6. Причины преступлений, жертвы преступлений.

  7. Правила поведения при встрече с преступником. Зоны повышенной опасности.

  8. Социальные ЧС. Толпа, ее виды. Паника.

  9. Массовые погромы.

  10. Массовые зрелища и праздники. Правила безопасного поведения.

  11. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте.

  12. Городской транспорт. Воздушный, железнодорожный и водный виды транспорта.

  13. Основные причины происшествий на транспорте.


Тема 5. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Организация и защита населения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях

  1. Терроризм и его сущность. Виды террористических актов и способы их осуществления.

  2. Министерства и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом.

  3. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

  4. Антитеррористическая безопасность в ОУ.

  5. Действия социальных работников с детьми, подростками и взрослым населением по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

  6. Экономическая, продовольственная; информационная безопасность.


Тема 6. Проблемы национальной и международной безопасности РФ.

Гражданская оборона и ее задачи

  1. Гражданская оборона и ее задача.

  2. Организация защиты населения в мирное и военное время.

  3. Средства индивидуальной защиты.

  4. Защитные сооружения гражданской обороны.

  5. Организация ГО общеобразовательного учреждения.

  6. Цель и задачи ГО, ее предназначение.

  7. Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.

  8. Характеристика опасностей военного времени, характерные особенности современных войн.

  9. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны.

  10. Организация ГО общеобразовательного учреждения. План ГО общеобразовательного учреждения.


Тема 7. Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

  1. Средства медицинской защиты по профилактики степени воздействия поражающих факторов ЧС.

  2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных ЧС (радиозащитные средства, антидоты, противобактериальные средства, санитарная обработка).

  3. Оказание первой медицинской помощи при травмах (ранах, ожогах, переломах, вывихах, растяжениях, ушибах и кровотечениях).

  4. Первая медицинская помощь при обмороках, коллапсе и болевом шоке.

  5. Первая медицинская помощь при электротравмах.


Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:
1. Теоретические основы предмета «Безопасность жизнедеятельности».

2. Классификация ЧС мирного времени. РСЧС.

3. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения.

4. Классификация ЧС техногенного происхождения.

5. Основы пожарной безопасности.

6. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

7. Социальные ЧС.

8. Транспорт и его опасности.

9. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность.

10. Гражданская оборона и ее задача.

11. Организация защиты населения в мирное и военное время.

12. Общественная опасность терроризма и экстремизма.



13. Первая помощь при отравлениях СДЯВ.
Темы рефератов:


  1. Организация структуры органов защиты населения и территорий при ЧС мирного и военного времени.

  2. МЧС и ГО - современный период и взгляд в будущее.

  3. Терроризм: психологические и политические аспекты.

  4. Почему продолжаются террористические акты в России?

  5. Идеология глобализма и судьба мирового сообщества.

  6. Терроризм - глобальная проблема мира.

  7. Терроризм, его виды и методы борьбы с ним.

  8. Терроризм как угроза безопасности.

  9. Современный терроризм.

  10. Организация антитеррористических мероприятий.

  11. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку.

  12. Предупреждение терроризма.

  13. Терроризм и его место среди проблем международной и национальной безопасности.

  14. Правовые аспекты борьбы с терроризмом.

  15. Ядерный терроризм в современном мире.

  16. Общественная опасность терроризма.

  17. ЧС вызванные выбросом аварийно - опасных химических веществ.

  18. Средства индивидуальной защиты и медицинские средства защиты.

  19. Система ГО РФ: задачи, структура, силы и средства.

  20. История Российской ГО. в современных условиях.

  21. Проблемы международной и национальной безопасности РФ.

  22. Поражающие факторы ядерного оружия и способы защиты от них.

  23. Виды оружия массового поражения. Характеристика очагов поражения.

  24. Ядерный взрыв, его последствия и влияние на человека.

  25. Чернобыль: время, события. Факты.

  26. Атомные электростанции и их опасность.

  27. Бактериологическое оружие.

  28. Характеристика современных средств поражения и последствия их применения.

  29. Пожарная безопасность.

  30. Безопасность жилища.

  31. Темная улица криминальна.

  32. Профилактика квартирного воровства.

  33. Введение в информационную безопасность.

  34. Безопасность информационных технологий.

  35. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность».

  36. Природные катаклизмы.

  37. Виды стихийных бедствий.

  38. Правила поведения и действия населения при ЧС естественного происхождения.

  39. Транспортные аварии.

  40. Управление экономической безопасностью общества.

  41. Источники угроз предпринимательской деятельности, внешние угрозы.

  42. К вопросу о продовольственной безопасности России.

  43. Преодоление страха и стрессового состояния при автономной ситуации.

  44. Психолого-патологические последствия ЧС.


Методические указания

по составлению студенческих работ и рефератов
Реферат имеет самостоятельное научно-прикладное значение и является одной из форм отчетности и выходного контроля знаний студентов. Работа над рефератом является завершающим этапом изучения материала учебной дисциплины и имеет целью углубленное изучение избранной для реферата проблемы, творческое освоение соответствующих источников. Работа над рефератом, студент должен продемонстрировать не только основательное знание материала, но и умение самостоятельно разбираться в нем, систематизировать и творчески использовать основные идеи источников для раскрытия темы, логично строить содержание, связно и лаконично излагать материал.

Изложение материала должно носить проблемно-полемический характер, показывать различные точки зрения на избранную проблему, отражать собственные взгляды и комментарии автора реферата.

Перед началом работы над рефератом следует наметить основные направления разработки выбранной темы, логически разделить ее на 3-4 основных раздела, а затем, исходя из очерченного круга проблем, подобрать литературу. Объем реферата не должен превышать 20 страниц текста, написанного четким, аккуратным почерком на одной стороне листа (или 12-15 страниц машинописного текста через 1,5 интервала). Основные критерии оценки реферата:

– соответствие требованиям программы курса;

– правильность концепции описания проблемы;

– глубина проработки материала;

– правильность и полнота использования источников оформление реферата.

Защита рефератов проводится в форме собеседования преподавателя со студентом, представившим реферат.


Вопросы кэкзамену:

  1. Дайте определение чрезвычайной ситуации.

  2. Классификация ЧС мирного времени. РСЧС.

  3. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения.

  4. Классификация ЧС техногенного происхождения.

  5. Порядок действий в различных чрезвычайных ситуациях.

  6. Основы пожарной безопасности.

  7. Криминогенная опасность.

  8. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

  9. Терроризм, его виды и методы борьбы с ним.

  10. Терроризм как угроза безопасности. Современный терроризм.

  11. Организация антитеррористических мероприятий.

  12. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку.

  13. Предупреждение терроризма.

  14. Терроризм и его место среди проблем международной и национальной безопасности.

  15. Правовые аспекты борьбы с терроризмом.

  16. Социальные ЧС.

  17. Транспорт и его опасности.

  18. Химические свойства ядерного взрыва.

  19. Способы защиты от СДЯВ.

  20. Способы защиты от радиоактивных веществ.

  21. Что такое радиоактивное заряжение (мощность дозы, дозы излучения, экспозиционные дозы).

  22. Лучевая болезнь, работа дозиметра.

  1. Организация защиты населения в мирное и военное время.

  2. Средства индивидуальной защиты.

  1. Защитные сооружения гражданской обороны

  2. Оружие самообороны, порядок его применения и хранения.

  3. Общие сведения о ядерном оружии.

  4. Физические основы ядерного взрыва.

  5. Индивидуальная защита от неблагоприятных условий окружающей среды вне населенных пунктов.

  6. Особенности безопасности жизни в городских условиях.

  7. Организация охраны коммерческих секретов.

  8. Юридические аспекты применения оружия самообороны.

  9. Организация охраны территории, материальных ценностей и коммерческих мероприятий.

  10. Защита жизни и здоровья человека в условиях чрезвычайных ситуаций при стихийных бедствиях.

  11. Добывание воды и пищи в экстремальных ситуациях.

  12. Особенности безопасности жизни и здоровья человека в условиях пустынной местности.

  13. Особенности безопасности жизни человека в горной местности.

  14. Особенности безопасности жизни человека в лесистой местности.

  15. Алгоритм действия человека в экстремальных ситуациях.

  16. Особенности обеспечения безопасности жизни и здоровья человека в условиях пониженной температуры.

  17. Понятия о действиях в условиях встречи с преступными элементами.

  18. Понятие водно-солевого баланса в организме человека.

  19. Юридические основы прохождения воинской службы в Вооруженных силах и органах правопорядка России.

  20. Природные условия выживания.

  21. Факторы выживания на море.

  22. Автономное существование.

  23. Экологические последствия ЧС.

  24. Ориентирование на местности.

  25. Сигнализация в аварийных условиях.

  26. Средства спасения и выживания.

  27. Характеристика биологического оружия.

  28. Особо опасные инфекции при биотерроризме.

  29. Опасность употребления генетически модифицированных продуктов.

  30. Влияние свинца на здоровье человека.

  31. Влияние пестицидов на здоровье человека.

  32. Влияние хрома на функционирование головного мозга.

  33. Какие химические вещества обладают мутагенным действием?

  34. Классификация чрезвычайных ситуаций.

  35. Опасные ситуации природного и техногенного характера, защита населения от их последствий.

  36. Правила поведения при авариях.

  37. Правила поведения при катастрофах.

  38. Правила поведения при стихийных бедствиях.

  39. Правила поведения при землетрясении.

  40. Правила поведения населения при наводнении.

  41. Правила поведения при кораблекрушении.

  42. Средства тушения пожаров, их применение, действия при пожарах.

  43. Чрезвычайные ситуации социального значения.

  44. Криминогенная опасность.

  45. Опасность экстремизма и терроризма.

  46. Виды терактов, способы их осуществления.

  47. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

  48. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий терактов.

  49. Правила поведения и действия населения при снежных заносах.

  50. Средства медицинской защиты по профилактики степени воздействия поражающих факторов ЧС.

  51. Обморок. Помощь при обмороке.

  52. .Оказание первой помощи пострадавшим при ранениях и кровотечениях.

  53. Оказание первой помощи пострадавшим при ожогах.

  54. Оказание первой помощи пострадавшим при переломах.

  55. Оказание первой помощи пострадавшим при вывихах.

  56. Оказание первой помощи пострадавшим при растяжениях и ушибах.

  57. Первая помощь при обмороке.

  58. Первая помощь при коллапсе.

  59. Первая помощь при болевом шоке.

  60. Первая помощь при электротравмах.

  61. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях (пострадавший в сознании).

  62. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях полному пациенту (пострадавший в сознании).

  63. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях беременной женщине (пострадавший в сознании).

  64. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях (пострадавший без сознания).

  65. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях ребенку до 1 года (малыш в сознании).

  66. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях ребенку от 1 года до 5 лет (малыш в сознании).

  67. Первая помощь при инородном теле в верхних дыхательных путях ребенку старше 5 лет (малыш в сознании).

  68. Первая медицинская помощь при остановке сердца.


Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль знаний осуществляется посредством проведения устных и письменных опросов по теоретическому материалу, проведения самостоятельных работ, проверка выполнения домашнего задания.

Промежуточный контроль знаний осуществляется посредством оценки выполнения тестов по темам, домашней контрольной работы, реферата по лекционному курсу.

Итоговая форма контроля – зачет.



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


а) основная литература:

  1. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Пособие. - Новосибирск: Сиб. Универ. Издат., 2009.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О.Н. – 13 изд., исправ. – СПб. – М.– Краснодар: Лань, 2009 . – 672 с.: ил.

  3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Казяков и др. / под общей редакцией С.В. Белова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 357 с. : ил.

  4. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

  5. Маламатов А.Х., Шевченко А.В., Афашагова З.Х. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – 2-е изд. перераб. и доп.- Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2005.

  6. Маламатов А.Х., Шевченко А.В., Афашагова З.Х. Хадзегова С.Б. Безопасность жизнедеятельности. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. – 3-е изд. перераб. и доп. – Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2008.

  7. Маламатов А.Х., Шевченко А.В., Абитова Д.Х., . Хадзегова С.Б. Магомедова З.С. Первая помощь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. – 2-е изд. перераб. и доп. – Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2008.

  8. Масленникова И.С., Еронько О.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. - Издание 4-е. Серия: "Высшее образование". М.: Инфра-М, 2014.

  9. Хадзегова С.Б., Маламатов А.Х., Абитова Д.Х., Магомедова З.С. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум. – Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2009.

  10. Маламатов А.Х., Магомедова З.С. Безопасность жизнедеятельности. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. перераб. и доп. – Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2011.

  11. Микрюков В.Ю., Безопасность жизнедеятельности. М.: Высш. школа, 2010 г.

  12. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности /Л.А. Михайлов, В.П. Соломин,- Питер, 2006 г.

  13. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.


б) дополнительная литература:

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни.- М.: Издательство «Академический проспект», 2004.

  2. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник для вузов / под ред. Э.А. Арустамова. – 12-е изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.

  3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. / под общ. ред. С.В. Белова. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Высшая школа, 2008.

  4. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов /Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд. испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая.- М.: Академия, 2007.

  5. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд. / Русак О.Н., Занько Н.Г, Малаян К.Р. – СПб.: Лань, 2002.

  6. Ефремов С.В., Цаплин В.В. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / С.В. Ефремов, В.В. Цаплин; СПбГАСУ. - СПб., 2011.

  7. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – 5-е изд., перераб. – М.: Академия, 2003.- 334 с.: ил.

  8. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. /О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько.- СПБ.: Издательство «Лань», 2001 г.

  9. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов /Т.А. Хван, П.А. Хван - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. novtex.ru/bjd/

  2. bti.secna.ru

  3. bzhde.ru

  4. bezhede.ru

  5. ecosafetycode.ru



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Материально-техническое обеспечение учебного процесса по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» профилю «Общий» позволяет проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов и соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.

Институт располагает находящимся в его оперативном управлении завершенным комплексом зданий и сооружений. Комплекс выполнен в едином архитектурном стиле.

Материально-техническая база гуманитарно-педагогического факультета создавалась в течение двадцати прошедших лет.

Это административные здания, компактно размещенные по одному адресу. Выпускающая кафедра гуманитарно-педагогического факультета располагается в корпусе факультета. В распоряжении обучающихся: 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, актовый зал, лаборатория информационных технологий, центр студенческого досуга, различные вспомогательные и сервисные службы. В служебных помещениях уютная обстановка, удобная мебель, современный дизайн. Территория Института выделяется продуманным эстетическим оформлением, малыми архитектурными формами, обилием цветов.

Для проведения лекционных и семинарских занятий – аудитории вместительностью не менее 15-20 человек (с доской / или интерактивной доской, маркером или мелом).

Институт имеет 118 компьютеров, копировально-множительную технику, видео- и аудиоаппаратуру в количестве достаточном для обеспечения образовательного процесса. Используются учебные аудитории, оснащенные интерактивным оборудованием (интерактивная доска IQ Board PS 080 с библиотекой ресурсов, мультимедийным проектором Acer X 110 потолочного крепления, АРМ преподавателя и мультимедиа системой).




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по:






Направление подготовки

37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ







Профиль подготовки

общий



Автор

Преподаватель кафедры психологических и педагогических наук Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского




Марьенко Е.А.








Программа обсуждена

на заседании кафедры психологических и педагогических наук




Программа одобрена

Советом гуманитарно-педагогического факультета

Протокол № __________

"____"__________ 20___г.




Протокол № __________



"____"__________ 20___г.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал