Администрации города пятигорска методический информационно-диагностический центр учитель-учителю



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер1.24 Mb.
  1   2   3   4


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЮ

(из опыта работы педагогов города Пятигорска)
Выпуск II

ПЯТИГОРСК

2007г.
Составители:

В.П. Врацкая, начальник управления образования, к.п.н.;

Т.В. Склярова, заведующая методическим информационно-диагностическим центром;

Т.А. Елманова, методист.



Учитель-учителю

(из опыта работы педагогов города Пятигорска)

Выпуск II
В сборник вошли статьи из опыта работы педагогов города Пятигорска, принявших участие в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года.

УЧИТЕЛЯ НЕ ТОЛЬКО УЧАТ
Баркалова И.Б.

учитель русского языка и литературы

зам. директора по УВР МОУ СОШ № 6
Я люблю свою работу. Мне очень давно хотелось поделиться мыслями и раздумьями по поводу моей профессии. Сейчас быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Но для меня моя профессия любимая, а это, на мой взгляд, важно. Нередко приходится встречать людей, отбывающих на работе время. Мне таких искренне жаль, потому что работа занимает семьдесят процентов нашей жизни, а учительская – все девяносто.

Толчком к этому разговору послужил просмотр с моими десятиклассниками художественного фильма «Мой милый друг давно забытых лет» по мотивам рассказа А. Н. Толстого «Любовь». Перед зрителями действительно предстал конец золотого века. Время как будто замедлилось, ушла куда-то наша глупая суета, и мы остаёмся лицом к лицу с большой человеческой любовью, красотой, благородством. Тонкий, почти неощутимый лиризм и изящество в игре актёров, музыке, во всей атмосфере фильма. Досужие критики пусть вынесут фильму свой приговор, мой же однозначен – фильм сказочно, фантастически чудесен.

Совершенно в другом амплуа увидела здесь своего любимого актёра – Александра Михайлова. Таким откровенным и нужным было его выступление перед премьерой фильма. Я чувствовала, что ребята приняли и внимают очень сосредоточенно. А вот во время фильма, поглядывая на них, заметила у кого-то откровенную скуку на лице, а кто-то и браво подхихикивал на откровенных сценах. В общем, было всё что угодно, но только не ожидаемые мной чувства.

Да, завтра на уроке начнётся «вечный бой». Важно не упустить момент. Вечером ищу толстовский рассказ, перечитываю, думаю, с чего начать разговор. Для меня очень важно повернуть ребят к русской классической литературе, и если они «зачитают» Толстого, Достоевского, Тургенева, значит не всё ещё потеряно. А для того, чтобы тебе поверили, надо знать и любить не только литературу, но и их самих. Мне могут возразить, что это совсем не обязательно. Ни за что не соглашусь. Можно, конечно, и не любить, а просто «хорошо знать свой предмет». Но этого очень мало. Сфальшивить тут тоже нельзя, ребята должны чувствовать, что тебе с ними интересно. Спорить, ставить спектакли, издавать журнал.

Иногда меня захлёстывает рутинная, ненужная работа: бумаги, журналы, разгневанные родители, раскаявшиеся двоечники и т.д. Работа заместителя директора мало привлекательная и уж совсем не творческая. Вот тогда я начинаю тосковать и сочинять по ночам сценарий будущего нашего спектакля. Потом начнём распределять роли, репетировать. Конечно, буду злиться, а они обижаться на меня. Но наступит минута, когда я буду стоять за кулисами и смотреть, как уверенно играет на сцене вчера ещё стеснявшийся всего мальчишка.

А главное, то, что играем, знаем наизусть. Листают страницы пьесы или рассказа, «ловят» друг друга на неверном прочтении фразы. Увлекаются, спорят до хрипоты. Ради этого стоит жить. И ещё ради слов, которые через год-два после расставания ребят со школой вдруг услышишь: «Как помогли мне наши спектакли, я стал совсем другим…».

А говорят, что профессия учителя самая неблагодарная! Пусть со временем забудут моё имя-отчество, но останутся у них в памяти наши репетиции, первый выход на сцену, дрожащий от волнения голос. А ещё пусть мои ученики полюбят книгу навсегда. Надеюсь, верю, этим живу.

Самыми интересными страницами в моей двадцатипятилетней педагогической практике были те, где появлялась совместная с учениками творческая деятельность. Надо сказать, что до работы в школе у меня уже был небольшой «артистический» опыт: студенческие спектакли, КВНы, но это было иное. Начиная работать в школе в качестве учителя литературы, я почувствовала, как необходимо и мне, и ребятам внеурочное, свободное и нерегламентированное рамками общение. Так родился мой драмкружок.

Поначалу я действовала практически диктаторскими методами: мне нравится, это интересно, будем ставить. Постепенно пришло понимание, что важно прислушаться к ребятам, их желаниям и пристрастиям. Так получился первый, совершенно неудачный теперешним взглядом спектакль по рассказу Оскара Уайльда «Кентервильское приведение». Но было весело: скрежетали цепи, подвывало привидение, стоял хохот во время подготовки привидения к выходу на сцену, потому что грим получался не просто ужасающий, а явно «заупокойный». Это были первые мои попытки, и я понятия не имела о том, что такое сценическое мастерство, пластика, мимика, движения на сцене. Обо всём этом у меня были довольно смутные представления. Очень помогло то, что я стала вести в гуманитарном классе спецкурс «Драматургия и театр».Много узнала о театре, о его истории, штудировала учебники по театральному мастерству, зачитывалась мемуарами великих режиссеров и актёров. Всё это сыграло огромную роль в моей работе руководителя драматического кружка.

Спектакль по пьесе Ж. Б. Мольера «Тартюф» я ставила уже вполне осознанно: наполняя репетиции настоящей работой. Теперь я уже понимала, что выучить текст – это лишь начало титанической работы. Спектакль получился живым, озорным. И с учениками мне повезло: Артём Маранцман и Вика Манвелова «держали» весь спектакль. Позже я поняла, что развивать можно всех детей, но настоящий спектакль может получиться только с талантливыми. Иногда это не самые яркие и заметные дети, но если их сумеешь рассмотреть, дашь толчок, сумеешь заразить идеей спектакля, то способности ребёнка раскрываются у тебя на глазах. С 1991 года прошло пятнадцать лет, было поставлено много спектаклей, фрагментов, литературно-музыкальных композиций. Расскажу о самых памятных из них, тем более, что результат превзошёл все мои ожидания: мои кружковцы, мои дорогие ребятки: Семён Слепаков, Алексей Ляпоров, Владимир Якубов теперь уже совсем на другой, большой сцене, работают на центральном телевидении, объездили с гастролями весь мир. И как-то пошутили в одну из наших дружеских встреч: «А ведь это вы, Ирина Борисовна, во всём виноваты!»

Но вернёмся к 1994 году. Спектакль по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Семён в роли Печорина покорил всех, слишком ему нравился и герой, и роман, и своя игра. И во время экскурсии в Дом-музей Лермонтова он убил наповал экскурсовода великолепно прочитанным печоринским монологом (это было как раз после показа нашего спектакля).

В 1995 году решили работать над пьесами А. Н. Островского. Сцены из «Грозы» и «Бесприданницы» получились удачными: лиричными, музыкальными. Много времени мы потратили на изготовление декораций: натянули на заднике сцены огромный холст, и все вместе под руководством нашего художника Кирилла Штоды рисовали Волгу, крутой берег, маленькую церквушку. Во время подготовки к спектаклю очень много рождается задумок, неожиданных находок, мелких деталей, штрихов, которые порой становятся изюминками спектакля. В этой постановке у меня «родились» новые звёзды: Саша Лимарёв (Вожеватов), Кирилл Штода (Кнуров), Алексей Ляпоров (Борис Григорьевич). Для меня совершенно удивительным, волшебным стало превращение неуклюжих мальчишек в красиво двигающихся, несколько манерных и нахальных купчиков.

Считаю, что моя роль была лишь в том, что я их заметила, увлекла спектаклем, «заманила» на сцену. И дарование каждого из них стало постепенно раскрываться. Они осмелели, и уже в 1996 году, а это был их последний школьный год, предложили для постановки пьесу Леонида Филатова «Сказка про Федота-Стрельца, удалого молодца». Такой резкий переход от классики к смелому, острому, современному произведению меня поначалу смутил, но я почувствовала: справятся. Главное, хочется им. Удивило меня и то, что ребята решили своими «мужскими» силами играть все роли, в том числе и женские. Даже Семён Слепаков умудрялся подкатывать брючины (он вел главную роль – Федота) и в следующей сцене исполнять роль старой ворчливой няньки. Спектакль мы отыграли десять раз! Это было действительно первое почти профессиональное испытание. Нас наградили поездкой в Сочи, именно там впоследствии и началась КВН-овская карьера моих ребят.

После ухода «мастистых» артистов из кружка в 1997 году образовался некоторый вакуум, но подрастали новые таланты, и шёл уже юбилейный 1999 год - пушкинский. Мы решили ставить «Каменного гостя». Работали с энтузиазмом, дерзко, весело. В школьных спектаклях я не просто «режиссер», а и костюмер, художник- декоратор, музыкальный редактор и одновременно критик своего же творчества. Ребятам нравилось, горели глаза. Помню, как все переживали за Артема Воронова, которого облачили в картонные доспехи, и он в лучах прожекторов изображал статую командора. Боялись, упадет от напряжения. А Дон Карлос (Валера Каштальян) очень сетовал на то, что его Дон Гуан убивает в самом начале спектакля: «Сижу на полу и чуть не плачу от обиды!». С этим спектаклем мы стали лауреатами городского конкурса школьных театральных коллективов и получили диплом III степени.

А потом был опять возврат к творчеству Леонида Филатова. В 2000 г. мы решили поставить сказку «Любовь к трем апельсинам». Сценарий очень увлек, но были 2 трудных момента: превращение апельсина в девушку и постоянная смена декораций. Выход был найден общими усилиями и, на мой взгляд, оригинальный. Сцену с превращениями мы поставили на куклах, которых одели так же, как и главных героев: Труффольдино и принца Тарталью. Ну, а смена декораций была на мольберте, который стоял перед сценой. Выскакивал Труффольдино и кричал: «Покои короля!»; «Пустыня!», и звучала соответствующая музыка. На мой взгляд, все это соответствовало общей стилистике сказки Филатова. Надо сказать, что в этом спектакле было задействовано большое количество детей, 17 человек и самого разного возраста, от пятиклашек до выпускников. И все они играли с огромным удовольствием.. Этот спектакль мы показали 11 раз, побили свой предыдущий рекорд! Самым сложным оказался показ для малышей, но и с этой задачей справились. Были шутки, много импровизации со скидкой на возраст.

После спектакля опять расставания, ушла очередная группа выпускников, любимых, очень талантливых. И «снова в бой», подбираем пьесу для постановки, пополняем труппу. И с каждым годом работать все интереснее, потому что осознаешь всю нужность такой внеурочной работы, понимаешь, что именно здесь и возникает у ребят настоящая, глубокая любовь к предмету. А это главная цель каждого учителя.



ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Васютина Н.А.,

учитель русского языка и литературы,

директор МОУ СОШ № 5 им. А.М. Дубинного

Еще сидя за школьной партой, пыталась представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. Вот уже 25 лет я учу детей и учусь сама. Очень не хотелось бы, чтобы обо мне сказали: «Нам не повезло с учителем». Поэтому ищу, пробую, анализирую, думаю над новыми формами работы. Урок за уроком…

Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснять учащимся материал, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью ребят, способном вдохновить их. Это качество, по-моему, является одним из главных качеств учителя.

Успех учителя-словесника часто зависит не только от того, насколько он владеет традиционными методиками, но и от того, умеет ли он найти в произведении нечто необходимое подросткам для развития личности, понимания самих себя, сможет ли он «разбудить», найти подход к каждому. Чтобы воспитать проницательного читателя, мне важно давать детям материал для творческой, а не примитивной работы с текстом художественного произведения.

Литературное творчество – один из методов изучения произведения в школе. Цель его двояка. С одной стороны, оно показывает усвоение учеником определенного теоретико-литературного материала (художественные средства изобразительности, сюжет, композиция, особенности жанра и т.д.), отражает его умение читать, понимать художественный текст, читательский опыт; с другой стороны, позволяет учащимся выразить себя, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Творческая работа не терпит шаблона, она побуждает ребят найти свой путь, раскрыть свою душу, поделиться переживаниями, да ведь и выражать собственное мнение намного интереснее, чем повторять чужое.

Вот примеры самостоятельного и оригинального осмысления образа Онегина, написанного «онегинской строфой»:


Онегин, ты не мой приятель:

Давным-давно ты был рожден,

А твой известнейший создатель

Тобою был заворожен.

Сначала ты – герой романа,

Но дальше Ларина Татьяна

Влюбляет автора в себя,

Сердечность, искренность неся.

Меняясь от главы к главе,

Писатель вдруг пришел к развязке…

Онегин потерпел фиаско:

Татьяна замужем уже…

Ведь время быстро пролетает,

А чувство без ответа тает.
Шрамко Александра.

2006г.

Он и умен, и честен, но разочарован

Той жизнью праздного и светского повесы,

Татьяной Лариной глубоко очарован,

Хотя в душе его стена завесы.

А счастье было так возможно…

Веди себя он нежно, осторожно,

Их жизнь сложилась бы иначе –

Ему сопутствовали б счастье и удача.

Но наш герой, желающий свободы,

Романтик в мыслях и словах,

Застывший в чувствах и делах,

Стремился быть на писке моды.

Увы, ему не повезло в судьбе –

Остался наш Онегин при себе.


Годовалов Александр.

2006г.


Сегодня, в эпоху ЕГЭ, моден такой вид работы, как тестирование. Может быть, эта форма современна, имеет свои достоинства, но, надеюсь, многие учителя-словесники согласятся со мной в том, что нигде не проявляется личность учащегося так, как в творческих работах. По ним мы видим, как ребята взрослеют, размышляют над серьезными проблемами, радуются своим открытиям.

Обычная сдержанность современных старшеклассников при устном ответе сменяется взволнованностью в письменных творческих работах, иногда резкими неожиданными оценками, в которых проявляется юношеский максимализм, стремление к самовыражению.

Мои ребята любят писать эссе – работы небольшого объема и свободной композиции, трактующие предложенную тему и передающие свои индивидуальные впечатления. Эссе отличаются подчеркнутой субъективностью, для них характерны импровизация, непринуждённая манера изложения.


Осенняя картинка

Иду по листьям осторожно.

Как их недолговечен срок!..
Осень… Я медленно иду по старому, заброшенному парку.

. Наверное, в осени нет ничего более прекрасного и романтичного, чем опавшие листья. Их запах, нежный шелест, а какой цвет!

Листья – это душа осени, это её изюминка. О них можно говорить и писать бесконечно. Они вдохновляют поэтов, писателей, да и просто людей. Когда слышишь этот шелест, видишь неповторимый цвет, хочется жить и упиваться красотой и романтичностью этого удивительного явления – осени.

Бровко Мария.

2003 г.



Какой цвет я считаю главным.
О, как прекрасен голубой цвет! И каждый его оттенок занимает в моей душе особое место. Это целая гамма от небесно-голубого до бирюзового и даже нежно-синего, в которой на первом месте стоит цвет моего имени: цвет морской волны.

Люди говорят, что у каждого человека есть своя голубая мечта. А почему именно голубая? Почему не розовая или оранжевая? А ведь все потому, что голубой – это цвет чистоты, возвышенности, искренности. Ведь мечта не простое желание, для кого-то цель, смысл жизни. Это то, к чему мы стремимся, то, чего добивается каждый. Да, и у меня есть своя мечта. И я искренне верю в то, что она непременно сбудется, ведь она… голубая.

Черепова Марина.

2004г.


Чтобы дети писали не формально, чтобы в процессе творчества раскрывался их внутренний потенциал, важно «заразить» ребенка темой, заинтересовать. Приведу пример. У каждого человека есть имя. Оно дается после рождения и становится неотъемлемой частицей нашего «я». Русский философ и ученый П.А. Флоренский писал: «Существует тайная и необъяснимая гармония… между именем человека и событиями его жизни… Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность». Знать историю своего имени – значит знать свое будущее. Ведь совершенно неслучайно даны имена многим героиням русских классических произведений: пушкинской Татьяне из «Евгения Онегина», Катерине и Ларисе в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», Ольге в романе И.А. Гончарова «Обломов». «А что значит ваше имя, - задаю я вопрос своим ребятам. – Напишите об этом».

И вот на следующий день появляется замечательный букет работ, каждая из которых маленький детский шедевр.




Что значит имя?
Настя… Воскресшая…Будто из пепла,

К небу так тянутся руки мои.

Мир так суров…Но я будто ослепла:

Счастье лишь вижу, прекрасные дни.


Анастасия… А-на-ста-сия.

Как величаво я имя несу,

Будто бы часть я огромной России,

Будто бы всех я от боли спасу!


В сумраке ночи зажженные свечи,

Пламя дрожащее.Тень на стене.

В мире, который незыблем и вечен,

Нравится быть только Настенькой мне!


Мицкевич Анастасия.

2003г.



Ольга
Очень даже может быть,

Что имя помогает жить,

Что помогает выбирать,

Какой тропой вперед ступать.

К примеру, Оленьке дано

Прекраснейшее имя –

Когда-то так, давным-давно,

Звалась одна княгиня.

Но даже раньше, до княгини

Придумано такое имя –

В нем чистота, покой и радость,

То, что зовется словом «святость»!


Слеткова Ольга.

2003г.

В нашей школе уже стало доброй традицией в период проведения Недели русского языка и литературы один из дней объявлять Днем пробы пера. Очень любят ребята писать стихи по данному началу: «Я найду тебя, слышишь - найду…», «Старый тополь грустит за окном…», «Выйду из дому – падает снег…», «Научи меня прощать…»

Лучшие работы помещаются на школьном сайте, занимают достойное место в изданных сборниках детских творческих работ.

Интересно то, что одинаковая строка может вызвать такие разные ассоциации.

Старый тополь грустит за окном

И роняет пушистые слезы.

Трепят ветви безжалостно грозы,

Мокнет он под дождем летним днем.
Старый тополь грустит за окном,

Пожелтели осенние листья,

Кружевными монетами в кистях

Плачет осень – печаль в золотом.


Старый тополь грустит за окном,

Поднимаясь все выше и выше

И кидает сережки на крыши,

И шумит, охраняя мой дом


Моргунова Мария.

2006г.

Старый тополь грустит за окном:

Жаль себя в эту пору всегда.

Полыхает осенним костром

Обнажившая ветви листва

Не грусти, не грусти, старина!

Напряги тополиный свой слух:

Ведь когда постучится весна –

Буду снова ловить я твой пух!


Шрамко Александра.

2006г.



Часто предлагаю ребятам конкурсы буриме – написание стихотворения по заданной рифме, особый интерес вызывает у них создание акростихов, в которых первые буквы каждой строки складываются в слово или группу слов. Часто так обозначается адресат стихотворения или ключевое для понимания слово.

По-моему, сегодня в школах остались люди, влюбленные в свою профессию, преданные ей, люди, готовые к самопожертвованию во имя будущего.

Надо любить школу, этот мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

И я верю, что лучший мой урок – впереди.

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Давыдова З.М.,

учитель английского

языка МОУ СОШ № 23
В методике преподавания иностранных языков в настоящее время всё острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психологии, такие как Запорожец, Леонтьев, Эльконин считают игру ведущей деятельностью детей школьного возраста. Автор пособия “Наvе Уоur Fun” И.И. Кашманова утверждает, что игры на уроках иностранного языка предназначаются для того, чтобы не посещало нас настроение, определение которому в русском языке состоит из пяти букв (скука), а по -английски это звучит примерно так: “I а m bored”.

Использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и, в то же время увеличить темп ведения урока. Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.

Приведу пример неподвижной игры. К ней можно отнести знакомую многим игру “Віngo”. Её можно применять как для отработки лексики и фонетики, так и грамматики. В учебнике пятого класса (автор М.З.Биболетова) есть тема, связанная с основными чертами характера человека: учащегося, его родителей, родственников, друзей. Я на доске записываю ряд слов: lovіng, frіendly, іndependant, clever, kіnd, talkatіve, naughty…Затем прошу детей написать три любых слова из предложенных на листках. Потом считываю с доски слова в произвольном порядке.Тот учащийся, чьи слова названы первыми, поднимает руку и кричит:“Віngo”. Эту игру можно усложнить, предоставив детям возможность составить предложения или вопросы с этими словами.

К подвижным играм можно отнести игру “Сіrcle Game”. В учебнике 8 класса (автор К. Кауфман) есть тема “Вookss”. К ней представлены виды жанров, фамилии известных писателей, названия их произведений, краткое описание. Я составляю две пары карточек: на одних написаны фамилии авторов, а на других – названия их произведений. Учащиеся стоят в кругу, каждый держит одну карточку. Обычно для проведения такой игры я привлекаю консультантов – старшеклассников (Герасименко В.-8 кл., Амиян С. – 11 кл., Мысак Ю. – 11 кл.). Учащиеся младших классов воспринимают такое назначение с интересом и охотно включаются в процесс игры, а для старшеклассников это поощрение доверием и возможность проверить свои знания и педагогические способности. Они зачитывают краткое содержание одного из произведений. Тот, кто угадывает автора и его произведение, выходит в середину круга, затем зачитывается следующий эпизод и т.д. В конце игры каждая пара зачитывает свою карточку, консультанты проверяют правильность ответа. Если учащиеся неправильно составили пару, им задаются дополнительные вопросы. Такой вид игры можно использовать для отработки лексики и фонетики.

Для поддержания интереса к иностранному языку на старшем этапе обучения эффективна и такая форма работы, как деловая игра. За основу берётся любая тема страноведения: «В международном аэропорту», «Дружба творит чудеса», «Проблемы экологии», «Тема любви в Шотландской поэзии», «Проблемы молодёжи».

В некоторых учебниках старших классов отсутствует информация о таких англоговорящих странах, как Канада и Новая Зеландия. В 10 – 11 классах можно проводить игру “Tourіst Aqency”. Учащиеся делятся на две группы – операторы турагентства и туристы. Каждая группа получает рекламный проспект об одной из этих стран для ознакомления. Затем одна группа задаёт вопросы (о географическом положении, столице, основных городах, культурных центрах…), а другая отвечает. Учитель фиксирует количество вопросов, их логичность, грамотность. Затем команды меняются местами, и уже туристы выступают в роли операторов турагентства. Та команда, которая задала больше правильных и логически верно выстроенных вопросов, побеждает. Эту тему можно представить и в игре “Сhaіn”. Познакомившись с информацией о стране из видеофильма или аудиозаписи, одна из команд произносит первое предложение, затем говорит предложение другая команда и т.д. Побеждает та команда, которая больше запомнила информации и воспроизвела её без ошибок. Опыт проведения таких игр – соревнований свидетельствует о том, что они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относиться к чтению и устной речи.

Старшего подростка может увлечь ролевая игра, иммитирующая реальные ситуации общения, требующая проявления жизненной позиции, импровизации, творчества, то есть то, что способствует его интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению. Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выявить социальные, эмоциональные, креативные и познавательные стороны межличностных отношений. Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. В этом случае нужно отметить значение проектной технологии. Современные отечественные и зарубежные дидакты отмечают, что именно проектная деятельность делает учебный процесс для школьников личностно значимым, где они в полной мере могут раскрыть свой творческий потенциал. Учащиеся предварительно узнают задания (можно взять такие темы, как «Мировая экология и экология региона КМВ», «Проблемы молодёжи за рубежом и в нашей стране», «Поэты и писатели Великобритании»), избирается оргкомитет или творческая группа, разрабатывается план, определяются группы по интересам: переводчики, эксперты, художники – оформители, актёры. Ребята самостоятельно ищут интересующую их информацию, дополнительный материал, иногда читают литературу на русском языке и переводят на английский язык, пользуются интернетом, составляют сжатые сообщения, планы – конспекты, делают стихотворные переводы, ставят небольшие сценки, разучивают стихи и песни. В данном случае роль учителя состоит в том, что он организует и вдохновляет учеников, обеспечивает необходимый уровень языковой подготовленности и только потом становится наблюдателем или партнёром, время от времени контролируя ход подготовки и защиты проектов. После защиты можно провести ролевую игру по данной теме.

Учителю необходимо чётко осознавать ту грань, за рамками которой игра перестаёт быть естественной ситуацией общения. Когда ребёнок перестаёт испытывать дефицит жизненного опыта, питающего его актёрские, творческие способности, не находит средств для самовыражения в силу психологической скованности, вряд ли игра доставит ему удовольствие. При защите проекта или игре ребята располагаются таким образом, чтобы члены группы могли видеть друг друга (обычно это отдельные столы, эстетически оформлены), без чего нельзя совершенствовать обращённость речи, толерантное отношение при обмене мнениями между участниками в процессе совместной деятельности и другие качества, входящие в понятие «культура общения». В процессе общения учащимся разрешается не вставать при ответе, не выходить к доске в роли отвечающего, использовать DVD или компьютер. Ученик может находиться у доски, чтобы использовать карту, схему, провести какой – то этап игры, принять участие в использовании стихов, песен, инсценировок. Раскрепощение творческих способностей во время игры далеко не всегда возможно на обычном уроке. Но бывает и так, что специальной языковой подготовки к играм не требуется, так как они проводятся непосредственно после прохождения соответствующей темы. Одни игры развивают устную и письменную речь (викторины, ребусы, кроссворды, цепочки слов), другие- формируют навыки фонетического слуха, активизируют лексику по изученным темам («Эхо, «Повтори за мной», «Интервью»).

Игры в пресс-конференцию, приезд молодёжных организаций, туристов, членов экологических организаций из стран изучаемого языка, подкреплённые использованием карт, проспектов, видеоклипов, фильмов, рекламных проспектов, Интернетом, продуманные распределением ролей и обязанностей по их подготовке и проведению – всё это, как правило, принимается с большим энтузиазмом учащимися. Например, можно провести пресс – конференцию в старших классах, соединив две темы «Роль иностранных языков в жизни людей» и «Моя будущая профессия». Наличие чёткого представления о значении иностранного языка в будущей профессиональной деятельности и личной жизни, возможность через иностранный язык удовлетворить свои познавательные интересы, а так же опора на «соревновательные» или сугубо личные положительные мотивы (похвала, поощрение, награда) активизирует учащихся на уроках и во внеклассной работе. Цель данного приёма - опросить как можно больше участников конференции с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные темы. Возможны следующие варианты проведения пресс – конференции на тему экологии:


  • учащийся работает самостоятельно, записывает своё решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах;

  • учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;

  • все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта;

  • составить письменный отчёт о проведённой пресс – конференции с предложениями для дальнейшего обсуждения темы.

Для активизации совместной речевой деятельности, тренировки, догадки и умения выражения в иноязычной речи сходства и различий, можно включить такие игры, которые бы активизировали лексику по изученным темам, развивали навыки монологической и письменной речи, дифференцировали лексику по семантическому признаку. Можно провести игру “Is іt good for you?” при изучении темы «Еда». Учащимся предлагаются карточки с 5 – 6 тематически связанными существительными (виды продуктов) и 4 – 5 прилагательными, которые передают возможные их качества (сладкий, дорогой, жирный).

Food






cheap

expensive

healthy

fatting

ham













macaroni













оlives













spinach













yoghuyrt













Choclate












Если учащиеся считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке “macaroni”. Затем выбирают продукт, от которого меньше полнеют,и ставят в таблице напротив него цифру 2 (ham) и т.д., пока не заполнят все колонки таблицы.

Данный приём предполагает распределение определённых предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.

Нет универсальных игр для обучения чтению, аудированию, устной и письменной речи, но можно любое упражнение, текст, статью, любой тематический фильм, рекламу или афишу превратить в игру.

Игровые упражнения не только оживляют занятия иностранным языком, но способствуют овладению языком в занимательной форме, воспитывают внимание, память, быстроту реакции, эстетические чувства, доставляя при этом ученикам и учителям большое удовольствие. Учащиеся раскрепощаются, происходит их само-и взаимообучение, у них появляется возможность проявить такие качества, как толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, дружескую поддержку, уважение к мнению товарищей, активность и креативность. А это значит, что учащиеся смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть, приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

Не так важно количество игр, которые вы придумаете или узнаете, сколько постоянное взаимодействие с учениками, прямой обмен информацией, искренние, дружеские отношения.



ТРУДНО, ЗАНИМАТЕЛЬНО, ИНТЕРЕСНО
Естина Л.Н.,

учитель математики

МОУ СОШ №6
Работаю учителем математики 36 лет. Все эти годы старалась не только развивать мышление учащихся, учить их считать и решать задачи, но и прививать любовь к математике.

Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение математики, обеспечивающее продвинутый уровень математической подготовки, позволяющий учащимся добиваться хороших результатов.

В течение последних 13 лет работаю в классах с углубленным изучением математики. В начале каждого учебного года стоишь перед выбором: какой учебник предложить учащимся, чтобы в первую очередь заинтересовать, а потом убедить их в правильном собственном выборе дальнейшего образования по естественно - математическому направлению. Одним из таких УМК является цикл учебников, созданных под руководством Н.Я.Виленкина (8-11 классы). В последние годы издан новый учебно-методический комплект, предназначенный для углубленного изучения математики в 7-9 классах, в рецензировании которого принимали участие и кандидат физико-математических наук А.И.Галочкин (МГУ им. М.В.Ломоносова) и, что очень важно, учителя математики московских школ И.Е.Феоктистов и С.А.Шестаков. Учебники написаны Ю.Н.Макарычевым, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешковым. В учебниках достаточно обстоятельно изложен теоретический материал и представлен большой набор разнообразных по тематике и уровню сложности упражнений. В комплект входят книга для учителя и «Дидактические материалы» для 8-9 классов. Хорошим подспорьем для работы в классах с углубленным изучением математики является «Сборник задач и упражнений для 8-9 классов» под редакцией М.Галицкого.

В своей работе уделяю серьезное внимание способам организации контроля знаний учащихся, учитываю их способности и даю возможность проявить себя на том уровне, которого достиг ученик на данном этапе. Для контроля знаний применяю разноуровневые дидактические материалы, которые позволяют учащимся получить заслуженную отметку.

При проведении интегрированных уроков алгебра-информатика по теме «Преобразование графиков функции» (8 класс), «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными» (9 класс) применяю информационные технологии.

По учебному плану школы в этом учебном году в математических классах введено черчение. Для 10-11 классов я составила программу курса, под названием «Основы начертательной геометрии», рассчитанной на два года. Считаю такое нововведение очень своевременным и актуальным, так как развитие пространственного представления, творческих способностей и умения моделировать поможет учащимся справиться с трудными задачами по стереометрии, которые внесены в контрольно-измерительные материалы для сдачи ЕГЭ.

Развивать математические способности учащихся можно и нужно, вовлекая их в различные организации дополнительного математического образования. В 1998 году в нашей школе была организована разновозрастная математическая студия «Сигма плюс». Учащиеся 8-11 классов занимаются в этой студии под моим руководством. Работа разновозрастной студии основана на коллективном способе обучения, когда старшие объясняют младшим и парами решают задачи. Учащиеся 8 классов гордятся общением со старшеклассниками. Тематика занятий студии разнообразна, включает так называемые олимпиадные темы, такие как «Принцип Дирихле», «Решение уравнений в целых числах», «Графы», «Элементы комбинаторики». Учащимся очень нравится решать логические задачи с помощью таблиц и складывать различные фигуры из элементов пентамино и тетрамино.

Участники студии «Сигма плюс» являются членами Школьного Научного Общества, принимают активное участие в конференциях ШНО, выступая с докладами по «Избранным вопросам математики»: «Стихотворные размеры», в котором исследовались различные виды стихосложения и их зависимость от ударения и количества слогов; интересна исследовательская работа учащихся 11 класса «Топология»; ученики 9 класса прекрасно справились с работой «Криптография», а 8-классники с удовольствием изучали историю доказательств теоремы Виета и теоремы Пифагора. Учащимися выполнены презентации по перечисленным темам. Среди участников студии «Сигма плюс» есть победители и призеры городской олимпиады по математике.

Большое внимание уделяю работе с учащимися, увлеченными математикой. В 5-6 классах даю учащимся олимпиадные задачи на сообразительность и логику.

Ученицы моего класса Васильева Марина, Зырянова Алиса и Шахбазова Екатерина в 2006 году поступили в центр для одаренных детей «Поиск» г. Ставрополя.

В своей основной работе по обучению и воспитанию школьников использую современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, лекционно-зачетную систему обучения, групповую работу и работу в парах, информационные и здоровьесберегающие технологии.

При проведении уроков применяю современные компьютерные технологии: например, изучение и закрепление тем по алгебре «Функция», «Преобразование графиков функций» с помощью компьютерной программы «Advanced Grapher». Такие занятия нравятся детям и пробуждают у них интерес к предмету.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Я всегда рада успехам своих учеников.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Емяшева Л.В.,

учитель английского и

немецкого языков

МОУ СОШ № 14.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в общении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами побудило меня изменить свое отношение к преподаванию иностранного языка в школе.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся.

В настоящее время на рынке средств обучения появилось много принципиально новых средств обучения. Имеется большое разнообразие не только учебно-методических комплектов, но и целых курсов на компакт-дисках. Их, естественно, можно использовать в различных учебных ситуациях, если четко понимать, как они могут вписаться в учебный процесс.

Мультимедийные учебные пособия я применяю непосредственно в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала, организации самостоятельных и проверочных работ, повторения и обобщения знаний, а также для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.

Красочную графику, видеосюжеты, звуковое оформление, анимацию – все это я использую для сопровождения уроков – лекций, для подготовки дополнительных материалов и как одну из форм представления творческих работ учащихся, а также для проведения интегрированных уроков.

На уроках я пользуюсь такими компьютерными программами, как: «Английский язык. Основная школа», «English Gold», «Профессор Хиггинс. Английский и немецкий без акцента», «Немецкий язык в три приема», «Учите немецкий!», «Deutsch Gold», «Немецкий язык – платинум», «Немецкий язык. Библиотека» и др.

Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать ее фрагменты на уроке, как вспомогательные средства при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его – 15 минут.

Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить эти программы и выбрать материал, соответствующий школьным программам для разного возраста.

Проведенные уроки с использованием компьютера всегда разнообразны, интересны и эффективны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявлял свои умения, азарт соревнования заставлял его добиваться лучших результатов.

Мультимедийные средства позволили мне корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников.

Готовые компьютерные программы я использую:

- при изучении алфавита, числительных, цветов радуги (2 класс, «Иностранный язык для детей»);

- при отработке лексики по темам: «Числительные, названия продуктов, одежда, дом, квартира» (2 класс, «Немецкий язык в три приема»);

- при изучении тем: «Животные, школа» (3 класс, «немецкий язык в три приема»);

- для отработки фонетики (4 класс, «Профессор Хиггинс»);

- при изучении темы: «Режим дня» (4 класс, «Немецкий язык в три приема»);

- при введении и отработке тематической лексики по темам: «Продукты питания, одежда», для закрепления и контроля («English & Deutsch Gold»);

- для работы над диалогической речью, закрепления грамматики и ЕГЭ – тестирования (9, 10, 11 классы – «Немецкий язык – платинум», «Английский язык. Основная школа», «Тесты по немецкому языку»).

Кроме этого имеется минимедиатека образовательной продукции учащихся 5 – 11 классов, изучающих английский и немецкий языки и моих собственных разработок. Данные материалы также используются на уроках иностранного языка.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно – предметная среда - первичными являются дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

А наша основная цель – формирование коммуникативной компетентности, обучение учащихся говорению, аудированию, чтению и письму.

Планируя тот или иной урок, следует иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе для решения какой задачи то или иное средство обучения может быть наиболее эффективным. Интернет – ресурсы использую для:



  1. Включения материалов сети в содержание урока;

  2. Самостоятельного поиска информации учащимися в рамках выполнения какой-либо задачи урока;

  3. Самостоятельного изучения ИЯ, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

  4. Углубления изучаемого ИЯ;

  5. Самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ;

  6. Дистанционного обучения.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, решаю на уроке следующие дидактические задачи:

    1. Формировать навыки и умения чтения, непосредственно пользуясь материалами сети разной степени сложности;

    2. Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

    3. Совершенствовать умения говорения на основе материалов сети;

    4. Совершенствовать умения письменной речи;

    5. Пополнять свой словарный запас и т.д.

Рассмотрим совершенствование умений говорения и чтения.

Учащиеся получили задание:

«Спланировать свои зимние каникулы, выбрав для посещения города Германии, интересные места для осмотра и места проживания в этих городах и рассказать об этом».

Применялся следующий алгоритм выполнения задания по говорению:



  1. Используя сайт сети Интернет (www.city-map.de/), найти местоположения городов Германии (в каких федеральных землях они находятся);

  2. Выбрать из предложенного необходимую информацию об отелях, музеях и т.п.;

  3. Составить из полученных данных таблицу;

  4. На основе таблицы составить короткое сообщение на тему «Я планирую свои зимние каникулы с Интернет».

Задание по чтению с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) включало:

  1. С помощью Интернет-сайта http://deutschesprache.ru в разделе «Топики на немецком языке» выбрать 2 текста о зимних каникулах;

  2. Прочитать один из текстов, выписать незнакомые слова;

  3. Кратко передать на русском языке основное содержание текста.

Итак, Интернет использовался для самостоятельного поиска информации в рамках выполнения определенной задачи урока и для решения, таким образом, дидактических задач, а именно – формировать навыки и умения чтения, используя тексты различной степени сложности и совершенствовать умения говорения (монологической речи) на основе материалов сети. Однако, важно помнить, что Интернет в обучении не является альтернативой традиционным учебникам. Это лишь новое техническое средство обучения, позволяющее успешно справиться с поставленной задачей.

Конечно, на уроке иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

И, в заключении, хочется привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Коростелёва Л. С.,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 16

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. Диагностика, проводимая мною, показала, что учащиеся не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать её до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как они мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также интересно рассказывать. На уроках русского языка школьники не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут объективно оценить свою работу и работы товарищей. А учитель-словесник, как никто другой, ждет от своих учеников интересных, неожиданных, личностно-окрашенных ответов, нестандартных творческих работ. Как научить этому?

Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Традиционной системы уроков для этого порой недостаточно, поэтому применяю в своей работе дифференцированный подход в обучении, уделяю внимание формированию самостоятельности и активности учащихся. Для себя эту проблему считаю актуальной, так как подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения невозможна без воспитания в них любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как к одному из школьных предметов.

При создании своей системы уроков я основывалась на идеях Фирсова В.В., автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Шадрикова В.Д., авторов «Технологии индивидуализации обучения», Дьяченко В.К., автора «Групповых технологий».

По технологии В.В.Фирсова главным для своей работы выделяю обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

Из концепции индивидуализации обучения И.Унт выделила и применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ и формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, творчества).

По Дьяченко В.К. «Групповые технологии» выделяю использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса. Главными особенностями организации групповой работы на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;

- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Для меня важен опыт и других педагогов, таких как Бабайцева В.В., Пименова С.Н., Соколова Г.П., Пахнова П.М. и др.

Наиболее значимыми, по моему мнению, для реализации дифференцированного обучения выступают следующие принципы:

- проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

- взаимообучение ( мобилизация групповых, парных форм деятельности);

- исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

- индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

- создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

Как же я организую дифференциацию работы учащихся на всех этапах урока? Прежде всего, готовясь к урокам, стараюсь выбирать способы, приемы обучения, учитывая индивидуальные различия школьников, уровень их развития и способностей к учению, используя разнообразные теоретические и практические задания. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение приобретает организация самостоятельной работы по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:

1 группа (сильные учащиеся) – даю карточку с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи, например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении, предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал или проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах);

2 группа (учащиеся со средним уровнем знаний)- читают параграф учебника, формируют вопросы к нему и подбирают примеры;

3 группа (наиболее слабые учащиеся)- по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки-практикумы, где использую следующие способы коллективной работы:

1) учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями;

2) ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, сообщают учителю, который организует обсуждение.

Таким образом, дети получают знания обучаясь и обучая. В период обучения применению знаний, закрепления умений и навыков ученики включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под контролем учителя, а затем – самостоятельно. От урока к уроку провожу подбор заданий, апеллирующих к различным уровням развития, использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю выполнить те, которые учащиеся считают для себя выполнимыми.

Чтобы не снижать активность, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

1) задания на сравнение, сопоставление явлений, например: поставить глаголы в форму настоящего времени, определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола;

2) задания исследовательского характера ( это задания на примере работы с текстом);

3) задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения, например: в процессе работы над обособленными членами предложения предлагаю задание на подбор разных грамматических синонимов;

4) задания, формирующие навык использования полученных

знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, изложениях, сочинениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках-зачетах, смотрах знаний).

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и

систематизации изученного использую форму индивидуального опроса (самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера). Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабые, составляя таблицы, схемы, пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, формирует умение обобщать, анализировать и сопоставлять.

Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета, или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3-4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы по своему составу неоднородные: каждый ученик в группе имеет значительные отличия как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности, поэтому особенно необходим индивидуальный подход к учащимся. На станциях привлекаю к проверке работ старшеклассников. Для каждой станции готовлю разноуровневые задания как теоретического, так и практического характера. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за работу. В конце подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся. Такая форма обобщения нравится детям (равнодушных и пассивных не бывает), помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает общую культуру. В качестве психологической разгрузки во время смотра использую игры занимательного характера.

Дифференцированный подход в целях оптимизации использую и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Для подготовки к ЕГЭ в 11 классе предлагаю систему уроков по анализу текста, которые предусматривают проблемные языковые задачи: производить композиционно-содержательный, типологический и стилистический анализы текста. Работа эта большая и кропотливая, требует большой подготовки. Класс делится на группы, одна из которых является группой рецензентов (входят сильные дети). Для эффективного проведения таких уроков готовлю консультантов каждой группы и отдельно учащихся-рецензентов. Для анализа подбираю тексты воспитательного характера, охватывающие нравственные, экологические и эстетические проблемы. Такие уроки позволяют развивать умение говорить, отстаивать свою позицию, быть активными участниками познания.

Формируя у детей самостоятельность, развиваю следующие качества, по которым прослеживаю динамику развития:

- интерес к учению;

- поиск познавательной деятельности;

- развитие общения друг с другом;

- взаимообучение и самообучение;

- любовь к родному языку.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к выводу, что отношение учеников изменилось к таким формам учебной деятельности, как парная, групповая, индивидуальная: дети проявляют большой интерес и желание работать в парах, группах, любят получать индивидуальные задания и самостоятельно разбираться в них. Используя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, учащиеся научились ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы и делать выводы, научились быть коммуникабельными, помогать друг другу, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, могут самостоятельно работать в любой ситуации.

Результаты также проявились и в том, что ученики умеют производить комплексный анализ текста, определять тип и стиль речи, доказывать, приводя примеры из текста по лексике, синтаксису, находя образные средства выразительности, группировать орфограммы и пунктограммы, объяснять их, определять средства связи между предложениями. На более высоком уровне выполняются и творческие работы. Все это и необходимо для подготовки к ЕГЭ.

Поиски личностно-ориентированных подходов к образованию, попытки осмыслить имеющееся базовое содержание учебного предмета на методически новом уровне и желание максимально задействовать субъектный опыт ученика, дать каждому ребенку личную возможность реализовать и развить свой ученический потенциал привели меня к решению ввести в учебный план 10-11 классов в рамках эксперимента специальный курс, соединяющий подготовку старшеклассников по русскому языку, развитию речи и, частично, литературе,- «Комплексный анализ текста».

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, ученик развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Подобная проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности личности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.

О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛОЛОГИЯ
Костина О.А.,

учитель русского языка и литературы,

зам. директора по УВР МОУ СОШ № 30
«Одна из главнейших задач первоначального учения – приучить дитя по возможности долго и стойко сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете; достичь же этого возможно, только заставляя дитя учиться при себе или, лучше сказать, уча его уроку», - говорил К.Д.Ушинский. Задача же учителей русского языка усложняется еще и тем, что русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. В этом его специфика.

Одной из самых существенных особенностей русского языка как учебного предмета является, на мой взгляд, и то, что объектом изучения здесь служит сам язык, которым ученик в той или иной мере уже владеет и которым он пользуется при изучении всех других предметов.

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Ни один другой предмет по своему содержанию не является в такой же степени неразрывно связанным с мышлением как психической деятельностью человека. Язык обладает исключительным свойством: он является одним из важнейших средств развития способности человека к абстрагированию и обобщению. Особенно важную роль в формировании и развитии этих способностей играет грамматика, понятия, определения, правила и классификации которой представляют собой результат широких обобщений большого фактического языкового материала.

Таким образом, своим методологическим принципом обучения русскому языку, в частности, в школе считаю не только изучение синхронии и диахронии языка, но и обучение интеграции языковых понятий в системе обучения в целом. И развитие этих глубинных связей на основе предметных знаний – насущная проблема современной школы, стоящей на позициях использования новых технологий.

Итак, задачи и содержание курса русского языка определяются содержанием и уровнем развития науки о языке, спецификой русского языка как учебного предмета, данными психологии о развитии и возрастных особенностях учащихся, об особенностях процесса усвоения детьми знаний и навыков по русскому языку, опытом и школьной практикой.

Своими же задачами преподавания русского языка считаю следующие: подготовка грамотных людей, обладающих определенной суммой знаний о самом языке и его грамматическом строе, вооруженных всеми средствами пользования русским языком, хорошо владеющими навыками правильного литературного произношения и выразительного чтения, навыками построения правильной и хорошей устной и письменной речи, навыками правописания. Но при этом совершенствование мыслительных операций (обобщение, абстрагирование, анализ и опосредованный синтез) – это, повторяю, важнейшая задача обучения русскому языку.

Система технологий, естественно, достаточно пестрая, так как выбор методики преподавания зависит от уровня подготовленности, возрастных особенностей и т.д. Например, самым приемлемым для себя я нахожу использование компаративного метода при развитии лингвистической компетентности учащихся.

С 2004 года являюсь руководителем городской педагогической площадки «Теория и практика инновационных путей развития предметной области «Филология». В рамках площадки были проведены семинары «Преемственность в обучении русскому языку в аспекте внедрения новых педагогических технологий» (2004 г.), «Особенности преподавания предметной области «Русский язык» в условиях профильной школы» (2005 г.), «Обобщение опыта работы по учебнику нового поколения: «Русский язык» под ред. С.И.Львовой» (2005г.), «Этнокультура славян и современность» (2006 г.), «Психолингвистические основы преподавания родного языка» (2006 г.). И на последнем семинаре компаративный метод, используемый мной на уроках, нашел свое удачное, на мой взгляд, применение. Сравнение аналитических и синтетических языков не только интересно, но и методологически полезно как совершенствование мыслительных операций.

Мои ученики принимают активное участие в городских, зональных и краевых научно-практических конференциях и конкурсах, где их успехи отмечены грамотами и дипломами.

С 2003 года ежегодно принимаю участие в краевых Кирилло-мефодиевских чтениях, публикую свои статьи и статьи своих учеников. С 2004 года являюсь организатором проведения городских научно-практических конференций, посвященных Дню славянской письменности и культуры на базе МОУ СОШ № 30.

Своим достижением считаю открытие Малой академии наук школы в 2003 году. Уже не первый год одной из основных задач работы педагогических коллективов названа работа с одаренными детьми. Без сомнения, понятие «одаренные дети» вызывает множество вопросов и не имеет однозначного толкования. Прежде всего, возникает сложность в определении одаренности: где найти критерии, позволяющие объективно выявлять одаренных детей? И на этом этапе важна работа психологов, инструментарием которых является, например, тест Кэттлера. Но безусловных результатов не может дать, на мой взгляд, ни один тест- только системная работа с детьми поможет определить, можно ли назвать того или иного ребенка одаренным. Лишь комплексная, совместная работа всего педагогического коллектива сможет дать определенные результаты. Но, имея перед собой цель, необходимо выбрать форму работы, что является немаловажным фактором для достижения цели. Удачной формой работы с одаренными детьми можно назвать организацию деятельности научно – исследовательского общества учащихся, хотя это название может носить условный характер. Например, данное общество нашей школы названо Малой академией наук. Как и любая организация, общество имеет свой устав, структуру, правила приема, план работы и последующий анализ деятельности.

Юные академики выполняют и защищают свои проекты в гуманитарной, естественнонаучной, физико-математической областях на уровне города, края, Российской Федерации. С 2004 года открыта кафедра начального образования, 72 ученика начальной школы делают первые шаги в науке, защищая свои работы на весенних сессиях. Любые исследования, по моему мнению, должны иметь практический выход. В этой связи, а также с целью создания прочных связей с вузами я и мои ученики являемся постоянными участниками конференций и олимпиад в ПГЛУ: в 2006 году мы приняли участие в региональной лермонтовской олимпиаде (2 место в конкурсе эссе), стали участниками и докладчиками на всероссийской конференции «Экология развития личности». Работы опубликованы в сборнике научных статей ПГЛУ.

Актуальна проблема подготовки к единому государственному экзамену. В этой связи мною была разработана и рецензирована кафедрой русского языка программа элективного курса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». С 1 февраля 2007 года программа проходит апробацию на подготовительных курсах.

Я очень уважительно отношусь к восточной литературе, предпочитая китайскую и японскую классику. И одним из основополагающих принципов обучения для меня стали слова китайского писателя, ученого и государственного чиновника 18 века Цзи Юнь из его «Заметок из хижины «Великое в малом»: «…книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы, а высшие принципы постигают, чтобы применить их в жизни. Если же впитывают прочитанное, не вникая в суть, доходят до такой тупости, что причиняют вред другим». Так и моей главной целью преподавания является решение вопроса: как учить своим предметам так, чтобы при этом дети постигали высшие принципы и применяли эти принципы в жизни.




КРАЕВЕДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал