Академия генеральной прокуратуры



страница1/6
Дата24.04.2016
Размер1.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Т.А. Диканова, В.В. Ястребов



Прокурорский надзор

за исполнением законов

о безопасности

на внутреннем водном транспорте

Пособие


Москва • 2013

УДК 343.346

ББК 67.721-91+67.408.134

Д45






Авторы:

Т.А. Диканова, доктор юридических наук;

В.В. Ястребов, кандидат юридических наук.





Рецензенты:

Е.А. Глебова, начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

А.В. Андрощук, заместитель Южного транспортно прокурора.

Д45


Диканова Т.А.

Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на внутреннем водном транспорте: пособие / Т.А. Диканова, В.В. Ястребов; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013 – 72 с.








В пособии раскрываются вопросы нормативного регулирования обеспечения безопасности (антитеррористической, экологической и эксплуатации) на внутреннем водном транспорте, деятельности контролирующих органов в этой сфере, организации работы транспортных прокуратур по надзору за исполнением названного законодательства, методики проведения соответствующих проверок, а также типичные нарушения рассматриваемого законодательства.

Предназначено для оказания практической помощи транспортным прокурорам в проведении проверок.




УДК 343.346

ББК 67.721-91+67.408.134

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2013



Введение
Значимость прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности на внутреннем водном транспорте (далее – ВВТ) обусловлена значимостью обеспечения этой безопасности.

Проблема обеспечения безопасности ВВТ в настоящее время исключительно актуальна: идет процесс общеевропейской интеграции водных путей, в который все больше и больше вовлекается Россия. В связи с присоединением России к ВТО российские внутренние водные пути (далее – ВВП) будут открыты для иностранных судов, прежде всего европейских. Согласно Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, Российская Федерация взяла на себя обязательства по открытию ВВП для международного судоходства, что нашло отражение в Концепции развития внутреннего транспорта Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (распоряжение от 03.07.2003 № 909-р). В этих условиях ВВП России должны быть готовы принимать иностранные суда, не допускать суда, не соответствующие нормам безопасности. Кроме того, российские суда должны соответствовать международным требованиям в части обеспечения безопасности, чтобы участвовать в международных перевозках по ВВП Европы.

Актуальность обеспечения безопасности на ВВТ обусловлена и объемами перевозок, прежде всего, опасных грузов, ежегодным ростом в последнее время этих объемов1, угрозой загрязнения водной среды.

Значимость обеспечения безопасности на тех или иных объектах повышается пропорционально сложности этих объектов. Следует учитывать значительную протяженность и сложность внутренних водных путей России. Их общая длина более 101 тыс. км. Создана Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации, которая связывает Белое море, Балтийское море, Волгу, Москву, Каспийское море и Азовское с Черным морями. В 90-е годы прошлого века на базе крупных речных пароходств, существовавших в Советском Союзе, было создано более сотни компаний, которые эксплуатируют на ВВП 31,5 тыс. единиц флота различного назначения, в том числе пассажирских коммерческих судов более 2000 единиц, грузовых – около 2500. На ВВП Российской Федерации работает 128 круизных теплохода, 2778 единиц технического флота. Ежегодно увеличивается число судов «малого флота». По данным ГИМС МЧС России, в 2011 г. количество находящихся на учете судов составило 1 488 755 единиц, из них 999 013 моторных судна.

В состав инфраструктуры ВВП входят сложнейшие гидротехнические сооружения (далее – ГТС), обеспечивающие судоходство по ВВП России.

Опасность снижения уровня безопасности возрастает в период реформирования. На ВВТ идет реформирование управления внутренними водными путями с созданием администраций речных бассейнов, введением в них института капитанов речных бассейнов и портового контроля, подведомственных учреждений Росморречфлота.

Об актуальности обеспечения безопасности на ВВП и, соответственно, прокурорского надзора за исполнением законодательства в этой сфере свидетельствует тот факт, что при многолетнем снижении объемов перевозок ВВТ (кроме перевозок опасных грузов) аварийность на этом транспорте в течение ряда лет не снижается. На ВВП в 2012 г. было зафиксировано увеличение на 32,9% количества транспортных происшествий –
114 (85), в том числе 4 аварии, связанные с затоплением судов (в 2011 г. – 2, в 2010 г. – 2), в которых погиб 1 человек (в 2011 г. – 123, в 2010 г. – 3).

10 июля 2011 г. произошла крупнейшая катастрофа речного транспорта в современной истории России, в которой погибло 122 человека: на Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария».

По данным ГИМС МЧС России, в 2012 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6261 происшествие на водных объектах (в 2011 г. – 7124). По сравнению с 2011 г. их число уменьшилось на 12,1%, при этом на водных объектах Российской Федерации в 2012 г. погибло 5653 человек, а в 2011 г. – 6279 человек, что на 10% меньше.

На водных объектах Российской Федерации в 2012 г. произошло 29 аварийных происшествий с поднадзорными ГИМС МЧС России судами (в 2011 г. – 42), в результате которых погибло 25 человек (39).

Хотя показатели контрольной работы весьма значительны, учитывая сокращение на 29% количества штатных должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору) (в 2012 г. сотрудниками Госморречнадзора проведено 19 982 проверки)1, в этой деятельности имеется много недостатков. Отсутствие должного контроля является фактором, способствующим нарушениям законодательства о безопасности на ВВТ. Все это повышает значимость прокурорского надзора на рассматриваемом участке.


1. Правовое регулирование обеспечения безопасности

плавания водного транспорта
Безопасность движения и эксплуатации транспорта

Основу законодательства Российской Федерации о безопасности плавания составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ). Главным элементом системы законодательства о речном транспорте является КВВТ РФ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства на ВВП Российской Федерации, и определяет права, обязанности и ответственность организаций ВВТ, грузоотправителей, пассажиров и других лиц.

ВВТ России включает ВВП и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, порты, а также суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на ВВП (п. 2 ст. 1 КВВТ РФ).

Вопросы безопасности судоходства регламентированы главой VI КВВТ РФ, приказами Минтранса России: от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации»; от 24.07.2002 № 100 «Об утверждении Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации»; от 01.03.2010 № 47 «Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» и др.

Глава VI КВВТ РФ определяет обязанности судовладельцев, владельцев сооружений, расположенных на ВВП, администраций бассейнов ВВП; порядок классификации и освидетельствования судов (ст. 35), осуществления государственного портового контроля (ст. 38), надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности (ст. 40), лоцманской проводки судов (ст. 41).

Согласно п. 1 ст. 53 КВВТ РФ средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством могут находиться только в федеральной собственности (п. 1 ст. 53 КВВТ РФ).

Владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства измерений массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях и железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов (п. 1 ст. 56 КВВТ РФ).

Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ в КВВТ РФ введена ст. 4711, которой определены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества.


В частности, согласно п. 1 этой статьи, владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

Статьей 56 КВВТ РФ определен порядок перевозки опасных грузов.

Вопросы, связанные с функционированием речного транспорта, отражены в актах, дополняющих и конкретизирующих Кодекс.

Так, постановлением Правительства РФ от 16.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», принятым в соответствии со ст. 5 КВВТ РФ, Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование перевозок ВВТ грузов и пассажиров; погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ВВТ.

Приказом Минтранса России от 29.12.2003 № 221 утверждено Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее – Положение). В соответствии с п. 4 Положения целью проведения расследования является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты. Положение определяет признаки, по каким происшествия относятся к тому или иному виду.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требует разработки и внедрения технических регламентов взамен действующих стандартов, системы обязательной сертификации. Принято постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и изданные на его основе нормативные акты имеют непосредственное отношение и к ВВТ. Закон устанавливает требования к пожарному надзору. Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 12).

Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» обусловливает проведение аварийно-спасательных работ наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей. Аварийно-спасательные службы должны иметь специальную подготовку, экипировку и оснащение; находиться в постоянной готовности, осуществлять контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; проводить эту ликвидацию, участвовать в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации.

Важное значение для обеспечения безопасности на транспорте имеет Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР (утвержден приказом Министерства от 30.03.1982 № 30). Устав определяет требования к экипажам судов ВВТ. Так, члены судового экипажа должны нести ходовые и стояночные вахты, выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью; знать, добросовестно выполнять свои служебные обязанности, знать устройство судна, свою специальность, заведование, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования; знать и соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил; обязанности по тревогам; уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и знать места их размещения; знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам; охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.

Приказом Росстата от 31.10.2012 № 580 утверждена форма статистической отчетности № 24-ВТ «Сведения об аварийности на внутренних судоходных путях Российской Федерации».

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения правил безопасности на водном транспорте (ст. 11.6 – 11.17). Уголовная ответственность в случае несоблюдения правил эксплуатации транспорта предусмотрена ст. 263, 266, 238 УК РФ.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» имеет непосредственное отношение к контролю в сфере обеспечения безопасности на транспорте, устанавливает требования к проведению контрольных мероприятий.

Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» имеет важнейшее значение для обеспечения защиты прав лиц, пострадавших от аварий и катастроф, вызванных различными нарушениями законодательства о безопасности на транспорте.
Экологическая безопасность на внутреннем водном транспорте

Понятие экологической безопасности дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ составляют нормы международного и национального законодательства. Международное законодательство регламентирует общие положения об экологически безопасной эксплуатации ВВТ, требования к ее обеспечению при пересечении судами ВВТ территории двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства (в этом случае применяется законодательство о безопасности мореплавания).

С 1 марта 2009 г. вступило в силу Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) от 25.05.2000, участницей которого является Российская Федерация. ВОПОГ регулярно совершенствуется и обновляется Экономической комиссией ООН. Прилагаемые к Соглашению правила содержат положения, касающиеся опасных веществ и изделий, их перевозки в упаковке или навалом (насыпью) на борту судов ВВТ или танкеров, требований к постройке и эксплуатации таких судов, процедур осмотра судов, выдачи свидетельств о допущении судов к эксплуатации и признании квалификационных отступлений, процедур контроля, подготовки и экзаменования экспертов.

Действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., участницей которой является Российская Федерации как правопреемник СССР.

Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22.06.2001, ратифицированная Федеральным законом от 08.03.2007 № 33-ФЗ), применяется независимо от национальной принадлежности, места регистрации, порта приписки судна, вида судна (морского плавания или внутреннего плавания) и независимо от национальной принадлежности, домициля, места нахождения или места пребывания перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя. Согласно ст. 7 Конвенции в случае перевозки опасного или загрязняющего окружающую среду груза грузоотправитель должен до передачи груза и в дополнение к сведениям, предусмотренным в п. 2 ст. 6, четко информировать перевозчика в письменной форме об опасных свойствах груза и присущих ему рисках загрязнения, а также о мерах предосторожности, которые следует принять. Если для перевозки опасного или загрязняющего окружающую среду груза требуется разрешение, то грузоотправитель обязан передать необходимые документы не позднее чем в момент передачи груза. При наличии непосредственной опасности для жизни, имущества или окружающей среды перевозчик вправе выгрузить или обезвредить груз либо, если эта мера соответствует степени опасности, которую представляет собой груз, уничтожить его, даже если до принятия груза перевозчик был проинформирован или каким-либо иным образом узнал об опасном характере или загрязняющих характеристиках этого груза.

Согласно Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), подписанной в Женеве 10.10.1989, за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки с момента инцидента, ответственность несет перевозчик. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб – результат военных или враждебных действий, стихийных явлений, действий третьих лиц, совершенных с намерением причинить ущерб.

Имеются рекомендации международного уровня по регулированию рассматриваемых отношений, например Хельсинкские правила использования вод международных рек от 20.08.1966. Они касаются рекомендаций в сфере предотвращения и контроля загрязнения, регулирования судоходства на судоходных реках, лесосплава, предупреждения и разрешения международных споров относительно прав или других интересов государств бассейна.

Рекомендации, касающиеся перевозки опасных грузов, включая опасные отходы и вещества, издаются и регулярно пересматриваются Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального совета Организации Объединенных Наций, секретариат которого находится в ЕЭК ООН. Эти рекомендации служат основой для многих национальных правил, а также для международных правовых документов, касающихся вопросов перевозки опасных грузов морским и внутренним водным транспортом по всему миру.

В России вопросам обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов ВВТ посвящены многие положения транспортных стратегий и программ развития. Так, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, рассчитанной на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р), одной из целей развития транспортной системы является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду (цель 6), для достижения которой предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; снижение уровня энергоемкости транспорта; профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств; рационализация маршрутов следования транспортных потоков, стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, экологическая безопасность судоходства на ВВТ обеспечивается путем: создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество; расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий; развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса России от 12.05.2005 № 45, в качестве требований обеспечения экологической безопасности указывает на необходимость модернизации транспорта, повышение технических характеристик транспортных объектов, приведение их в соответствие с международными требованиями. В стратегии поставлена задача экологизации транспортного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848


(в ред. от 27.12.2012) принята Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», которая содержит раздел «Внутренний водный транспорт». В разделе отмечается, что Российская Федерация является одним из основных поставщиков и потребителей нефти на мировом рынке. Процесс транспортировки нефти напрямую связан с обеспечением экологической безопасности. В связи с этим предусмотрена реализация мероприятий по созданию эффективной системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на ВВТ с судов и объектов, что позволит снизить риски загрязнения нефтью и нефтепродуктами внутренних водоемов, являющихся рекреационными зонами и источниками водоснабжения. Предусмотрено также обновление обслуживающего флота, в частности строительство 352 судов (обстановочных, экологических, служебно-вспомогательных, для промерных и изыскательских работ, земснарядов), предназначенных для контроля условий на ВВТ.

Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 № 909-р принята Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Предусмотрен специальный раздел «Методы и механизмы государственного управления развитием внутреннего водного транспорта», в котором сказано, что обеспечение экологической безопасности на ВВП должно оставаться одним из приоритетов государственной политики в области управления ВВТ.

Национальное законодательство, регламентирующее обеспечение экологической безопасности на ВВТ, это, прежде всего, КВВТ РФ. Кодекс устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, предотвращению загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами (ст. 39), регламентирует вопросы надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности (ст. 40). Статья 14 КВВТ, а также п. 24 приказа Минтранса России от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям» требуют, чтобы на судне было свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами, мусором.

Согласно п. 2 ст. 39 КВВТ требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. В настоящее время такие правила приняты (см. раздел 1).

Согласно ст. 121 КВВТ РФ судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Этот ущерб означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Он включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.

К рассматриваемому законодательству относится также законодательство о лицензировании. Лицензированию подлежат: деятельность по перевозкам ВВТ, в том числе по перевозкам опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ВВТ (ст. 12 Федерального закона


«О лицензировании отдельных видов деятельности»). Согласно п. 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок опасных грузов.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований, в частности обеспечивающих экологическую безопасность на ВВТ.

Многие вопросы обеспечения безопасности на ВВТ, в том числе экологической безопасности, регламентируются не на уровне законодательства, а на уровне ведомственных нормативных актов. Например, имеется распоряжение Минтранса России от 11.11.2002 № НС-137-р (в ред. от 17.01.2012 № ИЛ-3-р), которым утверждены Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правила предотвращения загрязнения с судов.

К обеспечению экологической безопасности на ВВТ имеет отношение и водное законодательство, основой которого является Водный кодекс РФ и законодательство об охране окружающей природной среды – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ


«Об охране окружающей природной среды» и др. В соответствии с п. 1 ст. 47 Водного кодекса РФ использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Это положение подчеркивает значимость КВВТ РФ как правовой основы регулирования рассматриваемых вопросов. Вместе с тем положения Водного кодекса РФ о предотвращении загрязнений, ответственности за загрязнения и многие другие имеют непосредственное отношение и к ВВТ. Статья 56 Водного кодекса РФ регламентирует вопросы охраны водных объектов от загрязнения и засорения. Согласно этой статье сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, также запрещается. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит основные понятия, относящиеся к обеспечению экологической безопасности водных объектов при эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 1), принципы, лежащие в основе деятельности хозяйствующих субъектов при использовании на водных объектах судов (ст. 3).

Гражданская ответственность, связанная с загрязнением рек при эксплуатации флота, предусматривается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Как известно, транспорт, в том числе внутренний водный, относится к источникам повышенной опасности. ГК РФ регламентирует непосредственно не только вопросы гражданской ответственности, но и обеспечения реализации ее мер. В частности, речь идет о страховании гражданско-правовой ответственности. Нужно отметить, что на практике страхование судовладельцами этой ответственности проявило себя в качестве действенного правового и финансового механизма, направленного на обеспечение адекватной, своевременной компенсации ущерба, причиненного при эксплуатации судов ВВТ окружающей среде.

Нельзя не вспомнить, что 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе во время шторма потерпели крушение 6 российских судов, в результате чего произошла самая масштабная экологическая катастрофа в современной России. По подсчетам экспертов, требуется около 10 лет для полной ликвидации ее последствий. Росприроднадзором ущерб окружающей среде оценен примерно в 6,5 млрд руб. Возник вопрос: за счет каких средств будут осуществляться мероприятия по ликвидации последствий этой катастрофы. Так, ответственность судовладельца «Волгонефть-139», которым был нанесен наибольший вред, была застрахована на сумму всего лишь 120 млн руб. В связи с этим был поднят вопрос о введении обязательного страхования ответственности судовладельцами, в том числе и судов ВВТ.

Следует также отметить, что в КВВТ РФ отсутствуют положения, аналогичные положениям КТМ РФ и Бункерной конвенции 2001 г., обязывающие российских судовладельцев иметь страховое или иное финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности за загрязнение окружающей среды.


В юридической литературе отмечалась целесообразность рассмотрения вопроса о внесении соответствующих изменений и дополнений в КВВТ РФ1.

В случае загрязнения водных объектов с судов, наличия признаков транспортных либо экологических преступлений или административных правонарушений, как известно, возможна уголовная (ст. 247, 251, 257, 259, 262 и др. УК РФ) или административная ответственность (согласно статьям главы 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте», в частности, ст. 11.8 и пр., а также главы 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в частности ст. 8.23 – эксплуатация гражданами судов внутреннего водного плавания или маломерных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, ст. 8.22 – выпуск таких судов в плавание).

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует от организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей обеспечения соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения за счет собственных средств. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанным Федеральным законом.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал