Александр Сергеевич Оганов, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, д т. н., профессор Освоение глубинных недр, как и исследование



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3




Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА




Национальный исследовательский университет

МАГИСТРАТУРА

направление 21.04.01 «Нефтегазовое дело»
ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И МНОГОСТВОЛЬНЫХ СКВАЖИН НА СУШЕ И МОРЕ

c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\p1090611.jpg


Актуальность программы

a:\e\александр сергеевич\image\cdf515_0011.jpg



Александр Сергеевич Оганов, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, д.т.н., профессор
Освоение глубинных недр, как и исследование космического пространства, сопряжено с преодолением огромного количества проблем. Оба направления потребуют в 21 веке создания подходов на качественно новом научно-техническом уровне. Для нас – это, в первую очередь, бурение в условиях неопределенностей, аномально высоких и низких давлений и температур, агрессивной среды. Для изучения и решения таких задач кафедра сегодня обладает уникальными исследовательскими лабораториями, тренажерными и дистанционно интерактивными центрами. Вы получите образование, открывающее перспективы трудовой деятельности в ведущих научно-исследовательских центрах и нефтегазовых компаниях мира!


labview.jpg

Введение

Основной задачей подготовки магистра по программе «Строительство горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море» - сформировать личность, способную на основе полученных знаний, умений, владений в области бурения наклонно направленных, горизонтальных и многоствольных скважин, а также на основе сформированных в процессе освоения ООП ВПО общекультурных и профессиональных компетенций, способствовать повышению качества, эффективности работ по бурению направленных скважин на суше и на море, что, в последствие отразится и на длительности и качестве эксплуатации скважин, а, следовательно, и на суммарной добыче нефти и газа из скважины.


Аннотация программы

Целью создания программы «Строительство горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море» является подготовка высококвалифицированных специалистов, готовых к работе в российских и международных буровых сервисных нефтегазовых компаниях, в проектных организациях, включающих профессионалов разного профиля (asset teams). При разработке программы авторы учли международный опыт (Colorado School of Mines, Stanford University, IFP, ABERDEEN DRILLING SCHOOL и др.).

Современный этап разведки и освоения нефтегазовых месторождений характеризуется увеличением доли строительства сложных наклонно направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин, расположенных в отдаленных районах и на континентальном шельфе. Основной путь к успеху – применение современных достижений науки, техники и технологии при строительстве нефтегазовых скважин.

Главная задача выпускника программы — владеть и претворять в жизнь все те знания, умения и навыки, необходимые при проводке горизонтальных и многоствольных нефтяных и газовых скважин на суше и море, оперативном управлении траекторией ствола скважины.

Специалисты, окончившие программу, обладают достаточной квалификацией, чтобы принимать профессиональное участие во всех этапах проектирования и реализации технологического процесса бурения горизонтальных и многоствольных нефтяных и газовых скважин на суше и море.

Профессиональные компетенции, приобретаемые выпускниками, приведены в Табл. 1.




Таблица 1. Профессиональные компетенции выпускника магистерской программы

Коды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

1

2

3

ПК-1

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и практической деятельности



Сопоставлять различные конструкции скважин, профили, варианты заканчивания горизонтальных и многоствольных скважин при бурении на суше и море и проявлять навыки физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий.

Пороговый уровень:

Знать: принципы выбора конструкции, профиля горизонтальных и многоствольных скважин, компоновок низа бурильной колонны (КНБК) для их реализации; средств контроля и измерения параметров траектории ствола скважины, схем заканчивания скважины при различных геолого-технических условиях на суше и на море;

Уметь: производить расчет конструкции, профиля горизонтальных и многоствольных скважин при бурении на суше и море, составлять гидравлическую программу промывки и цементирования скважин;

Владеть: навыками оценки правильности выбора конструкции, профиля, КНБК и схемы заканчивания конкретной скважины.

ПК-2

использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом

Быть способным организовать выполнение исследовательских, проектных и конструкторских работ в процессе проектирования строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, а также управлять первичным коллективом.

Пороговый уровень:

Знать: алгоритм организации выполнения работ в процессе проектирования строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Уметь: поставить цели выполнения работ и пути их достижения;

Владеть: основами менеджмента в организации работы коллектива при выполнении определенной исследовательской, проектной и конструкторской задачи..

ПК-3

изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности

В случае необходимости использовать имеющийся запас знаний и изучать дисциплины другой магистерской программы в рамках направления «Нефтегазовое дело».

Пороговый уровень:

Знать: цели освоения и содержание всех магистерских программ по направлению «Нефтегазовое дело» и смежных программ;

Уметь: дать самооценку при изменении профиля профессиональной деятельности;

Владеть: навыками исследовательской , проектной, организационно-управленческой и производственно-технической деятельности.

ПК-4

разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований

Изучать и анализировать научно-техническую, проектную и служебную документацию процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море с различной конфигурацией ствола; оформлять научно-техническую документацию.

Пороговый уровень:

Знать: перечень документов, ЕСКД и др., регламентирующих оформление документации различного типа и научных публикаций;

Уметь: находить оптимальные варианты разработки различной документации в соответствии с действующим законодательством;

Владеть: опытом разработки и составления отдельных научно-технических, проектных и служебных документов; оформления научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных работ.

Научно-исследовательская деятельность

ПК-5

оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации


Быть способным проводить расчеты технической и экономической эффективности применения новейших достижений НТП, применять инновационные решения в технологических вопросах строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: основные достижения НТП в области технологии строительства скважин на суше и море;

Уметь: оценить возможность использования достижений НТП в конкретных условиях и предложить способ их реализации;

Владеть: методикой прогнозных расчетов при внедрении достижений НТП в процесс строительства горизонтальных и многоствольных нефтяных и газовых скважин.

ПК-6

использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности


С помощью научного руководителя поставить задачу исследования и использовать полученные при освоении ООП знания и умения при выполнении данной задачи.

Пороговый уровень:

Знать: методологию осуществления проектных, экспериментальных и научных исследований в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Уметь: создавать новые и совершенствовать методики моделирования и проведения расчетов, необходимых при проектировании технологических процессов и технических устройств в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Владеть: навыками научных исследований при проектировании технологических процессов и технических устройств в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

ПК-7

планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивать данные и делать выводы

Осуществлять планирование и проведение аналитических, имитационных и экспериментальных исследований в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, способность критически оценить результаты исследований и сделать заключение.

Пороговый уровень:

Знать: методологию проведения различного типа исследований;

Уметь: осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения поставленной задачи; планировать и проводить исследования технологических процессов при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Владеть: навыками проведения исследований и оценки их результатов.

ПК-8

использовать профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов

Иметь опыт работы со всеми имеющимися на кафедре программами, связанными с проектированием строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море и выполнять расчеты параметров бурового процесса.

Пороговый уровень:

Знать: основные (наиболее распространенные) профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Уметь: разрабатывать физические, математические и компьютерные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к процессу строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море ;

Владеть: навыками работы с пакетами программ, позволяющих проводить математическое моделирование основных технологических процессов и технологий, применяемых при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

ПК-9

проводить анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, осуществлять выбор методик и средств решения задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок

Проводить анализ литературы и патентных материалов в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: наиболее совершенные на данный момент технологии строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, основы патентоведения;

Уметь: осуществлять выбор методик и средств решения поставленной задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

Владеть: навыками проведения анализа и систематизации информации по теме исследований, а также патентных исследований.

Проектная деятельность

ПК-10

применять полученные знания для разработки и реализации проектов, различных процессов производственной деятельности

С учетом экспериментальных и производственных данных разрабатывать проекты по технологии строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: нормативную документацию и отраслевые нормативы;

Уметь: осуществлять проектирование отдельных технологических операций, а также процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море в целом;

Владеть: навыками составления отдельных разделов проекта на строительство скважины.

ПК-11

применять методологию проектирования

Применять методологии проектирования поисково-разведочных и эксплуатационных скважин на суше и на море принятую в РФ и ряде зарубежных стран, обеспечивающую условия качественного процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море Пороговый уровень:

Знать: основы методологии проектирования в нефтегазовой отрасли, инструктивно-нормативные документы и методики основных расчетов с использованием пакетов программ;

Уметь: выявлять проблемные места в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Владеть: основами методологий проектирования скважин и опытом составления собственных курсовых проектов для заданных условий.

ПК-12

использовать автоматизированные системы проектирования

Освоить основные современные процессы автоматизированного проектирования бурового процесса применительно к выбранной технологии строительства горизонтальных и многоствольных скважин.

Пороговый уровень:

Знать: исходные данные для составления рабочего проекта на строительство скважин;

Уметь: выбирать соответствующие программные продукты или их части из имеющихся на кафедре;

Владеть: навыками автоматизированного проектирования процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

ПК-13

разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов

Осуществлять подготовку заданий на разработку проектных решений технологических процессов, разрабатывать технологические регламенты на осуществление нестандартных технологических процессов, определять патентоспособность и показатели технического уровня проектируемого оборудования.

Пороговый уровень:

Знать: справочные и инструктивные материалы, основы проектирования и конструирования деталей, оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов;

Уметь: разрабатывать технические задания на проектирование отдельных деталей, узлов, оборудования и т.д. с помощью инженерной компьютерной графики;

Владеть: навыками разработки процесса проектирования отдельных деталей, узлов, оборудования и т.д.

ПК-14

осуществлять расчеты по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых аппаратов, конструкций, технологических процессов

Проводить расчеты технико-экономической целесообразности применения тех или иных технологий строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море с точки зрения получения качественного эксплуатационного объекта.

Пороговый уровень:

Знать: основы проведения техно-экономического анализа, методику проведения расчетов по оценке технико-экономической эффективности применения тех или иных технологий строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Уметь: проводить расчеты по оценке технико-экономической эффективности применения тех или иных технологий строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Владеть: навыками и опытом проведения технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых применяемых конструкций и технологических процессов.

ПК-15

разрабатывать оперативные планы проведения всех видов деятельности, связанной с исследованием, разработкой, проектированием, конструированием, реализацией и управлением технологическими процессами и производствами

Разрабатывать оперативные планы и регламенты по основным технологическим процессам строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море при взаимодействии с сервисными компаниями.

Пороговый уровень:

Знать: профили и особенности работы сервисных компаний, работающих с конкретным предприятием, применяемое оборудование и материалы;

Уметь: взаимодействовать с сервисным фирмами при составлении и корректировке регламентов по взаимодействию компаний, проектов, связанных с исследованием, разработкой, проектированием, конструированием, реализацией и управлением технологическими процессами и производствами в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Владеть: навыками работы технолога, бурового супервайзера по сопровождению процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Организационно-управленческая деятельность

ПК-16

проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств

Проводить экономический анализ затрат на строительство и уровня продуктивности эксплуатационных скважин во времени.

Пороговый уровень:

Знать: изменение во времени продуктивности и накопленной добычи из скважин, пробуренных с различными технологиями заканчивания скважин;

Уметь: определить состояние скважины как горно-технического сооружения особенно в осложненных условиях бурения;

Владеть: методами определения герметичности, капитального ремонта и в случае необходимости способами ликвидации аварий.

ПК-17

проводить маркетинговые исследования

Проводить маркетинговые исследования: комплексное изучение стоимости осуществление процессов геофизических исследований бурения, углубления, крепления, первичного и вторичного вскрытия продуктивного пласта, освоения скважины и ее эксплуатации.

Пороговый уровень:

Знать: причины ухудшения проницаемости ПЗС при проведении запланированных операций;

Уметь: осуществлять поиск оптимальных решений при обосновании выбора технологий и оборудования с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты; минимизировать ухудшение продуктивности скважин механическими и физико-химическими методами;

Владеть: навыками постановки и проведения НИР по моделированию и имитации взаимодействия промывочных и тампонажных растворов с породами призабойной зоны скважины (ПЗС).

ПК-18

разрабатывать технико-экономическое обоснование инновационных решений в профессиональной деятельности

Давать технико-экономическое обоснование инновационных решений при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: технологию бурения и освоения горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море скважин с применением современных технико-технологических решений по геонавигации;

Уметь: определтить возможность использования системы заканчивания многоствольных скважин в соответствии с международной классификацией по TAML;

Владеть: информацией об опыте применения инновационных технологий в промысловых условиях в РФ и за рубежом.

ПК-19

использовать основные понятия и категории производственного менеджмента, систем управления организацией

Использовать и развивать в конкретных условиях систему производственного менеджмента при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: основы производственного менеджмента, основные этапы создания предприятием системы менеджмента качества (СМК) и состояние работ по ее реализации;

Уметь: управлять документацией СМК и соблюдать права интеллектуальной собственности, организовывать работу по осуществлению авторского надзора при монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых объектов, технологических процессов и систем;

Владеть: навыками оценки соответствия физических лиц и управления соответствующими подразделениями.

ПК-20

разрабатывать предложения по повышению эффективности использования ресурсов


Разрабатывать предложения по рациональному использованию ресурсов, используемых в процессе строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море.

Пороговый уровень:

Знать: номенклатуру оборудования, бурового инструмента, основных элементов ориентируемых и неориентируемых КНБК, роторно-управляемых систем (РУС), материалов, химреагентов, способы их подготовки перед использованием, рациональное их сочетание (синергетический эффект);

Уметь: проводить маркетинг и подготовку бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных объектов, технологических процессов и систем, рационально, без потерь, использовать ресурсы по их прямому назначению, указанному в техпаспорте;

Владеть: навыками подбора альтернативных ресурсов в случае недостатка материально-технического снабжения.

Производственно-технологическая деятельность

ПК-21

управлять сложными технологическими комплексами (автоматизированными промыслами, системой диспетчерского управления и т.д.), принимать решения в условиях неопределенности и многокритериальности

Управлять сложными технологическими комплексами по строительству горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, проводить многокритериальную оценку выгод от реализации технологических процессов, проектов и др.

Пороговый уровень:

Знать: особенности строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, вскрытия продуктивного пласта, спуска и цементирования эксплуатационной колонны, оборудования устья и других работ;

Уметь: представить последовательность работ при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, в частности, применения водоотделяющей колонны, морского бурового райзера, безрайзерной технологии, с подводным заканчиванием устьев скважин;

Владеть: навыками управления сложными технологическими комплексами, навыками проведения многокритериальной оценки выгод от реализации технологических процессов, проектов, работы нефтегазовой организации.

ПК-22

анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования

Анализировать данные о современных комплексах и оборудовании, применяемом при строительстве горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, по заканчиванию скважин.

Пороговый уровень:

Знать: преимущества и недостатки применения колтюбинговых установок для бурения боковых стволов в РФ и за рубежом, в том числе при размещении их на морских стационарных платформах (МСП);

Уметь: на профессиональном уровне определять особенности работы различных типов установок с гибкими трубами и особенностями материала гибких труб;

Владеть: представлениями о функциях, возможностях применения верхнего привода в работах, в том числе по заканчиванию скважин.

Совершенствовать лабораторное оборудование и приборы для детального изучения процессов систем очистки бурового раствора, его утилизации, вскрытия продуктивных пластов и ГРП.



Пороговый уровень:

Знать: преимущества и недостатки современных технологий приготовления, очистки бурового раствора, системы его утилизации, освоения скважин, ГРП, и др.;

Уметь: интерпретировать результаты лабораторных и технологических исследований буровых растворов применительно к конкретным условиям;

Владеть: навыками совершенствования отдельных узлов традиционного оборудования, в т.ч. лабораторного, (по собственной инициативе или заданию преподавателя).

ПК-23

совершенствовать методики эксплуатации и технологии обслуживания оборудования

ПК-24

применять инновационные методы для решения производственных задач

Оценивать инновационные риски при облегчении и упрощении конструкций нефтяных и газовых скважин.

Пороговый уровень:

Знать: возможные варианты облегчения и упрощения строительства поисково-разведочных и эксплуатационных горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море;

Уметь: производить необходимые расчеты конструкции скважины с учетом горно-геологических условий с применением программных продуктов, имеющихся на кафедре;

Владеть: зарубежными материалами по проектированию конструкций скважин различного профиля и назначения, технологией зарезки боковых стволов и т.д.

Разрабатывать инновационные процессы вскрытия верхних интервалов пород при бурении на море, оборудования обвязки устья, крепления скважин и разобщения пластов различными материалами.



Пороговый уровень:

Знать: последние инновационные разработки технологических процессов в области строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море ;

Уметь: осуществлять как регламентированные, так и внедрять новые технологические процессы при строительстве и заканчивании горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, фиксировать и анализировать результаты этих процессов;

Владеть: пакетами компьютерных программ для проведения технологических расчетов процесса строительства горизонтальных и многоствольных скважин.

Собирать данные о производственных рисках при заканчивании скважин в сложных горно-геологических условиях и традиционным технологиям и внедрением различных инноваций.



Пороговый уровень:

Знать: перечень рисков в процессе строительства скважин, вскрытия пласта, разобщения пластов, опрессовки, перфорации, вызове притока, а также на более поздних стадиях эксплуатации скважины (ее долговечность), основы анализа расчета риска;

Уметь: прогнозировать возникновение рисков при внедрении новых технологий, оборудования, систем;

Владеть: информацией о возможности предотвращения рисков с учетом возможностей конкретного бурового предприятия.

ПК-25

конструировать и разрабатывать новые инновационные технологические процессы и оборудование нефтегазодобычи

ПК-26

анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем

ПК-27

применять полученные знания для разработки проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве


При составлении рабочих проектов на строительство горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море выйти на новый технологический уровень с учетом сформированных в магистратуре компетенций.

Пороговый уровень:

Знать: в рамках обозначенных компетенций по ФГОС ВПО весь изученный и собранный материал по вопросам строительства горизонтальных и многоствольных скважин на суше и море, повышения качества вскрытия продуктивного пласта, получения необходимой информации о нем и обеспечение наиболее возможной производительности эксплуатационной скважины;

Уметь: анализировать имеющийся материал и использовать требуемые разделы в рабочих проектах;

Владеть: навыками анализа фактических промысловых данных по спроектированным скважинам с целью дальнейших инноваций.





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал