Анали з экологического и гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан на соответствие требованиям Орхусской Конвенции в части доступа к экологическое информации



страница1/2
Дата02.05.2016
Размер0.5 Mb.
ТипСтатья
  1   2
А Н А Л И З

экологического и гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан на соответствие требованиям Орхусской Конвенции в части доступа к экологическое информации,

правосудию и участию общественности

в процессе принятия решений.

Предметом настоящего анализа является действующее экологическое и гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан, состоявшиеся судебные решения за период 2008-2011г.г. по спорам о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Целью анализа является проведение необходимых мероприятий по выполнению Решения Сторон Орхусской конвенции IV/9с о соблюдении Казахстаном своих обязательств по Конвенции, определение соответствия национального законодательства Республики Казахстан положениям Орхусской конвенции и выработка рекомендаций по приведению национального законодательства Республики Казахстан в соответствии с положениями Орхусской конвенции.

Орхусская конвенция ратифицирована Республикой Казахстан 23 октября 2000 года. В Преамбуле к Конвенции отмечено, что адекватная охрана окружающей среды необходима для осуществления основных прав человека, что каждый человек имеет право жить в здоровой окружающей среде и обязан охранять ее. Орхусская Конвенция относится к международным договорам, которые имеют обязательную силу для государства, она налагает на Правительства и государственные органы четкие обязательства перед общественностью в части обеспечения ей доступа к информации, участия в процессе принятия решений и доступа к правосудию.
Доступ к экологической информации
Статья 4 Конституции Республики Казахстан гласит :

«Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Таким образом, право на получение информации является конституционным правом граждан Республики Казахстан. Статья 18 часть 3 Конституции Республики Казахстан гласит :

«Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».

Согласно Орхусской конвенции состояние всех элементов окружающей среды, а также факторы, деятельность или меры, которые воздействуют или могут воз­действовать на элементы окружающей среды, считаются экологической информацией. Орхусская конвенция налагает на государственные органы следующие обязанности:

вести сбор экологической информации

предоставлять свободный доступ к экологи­ческой информации

активно распространять определенные виды экологической информации.

В Концепции экологической безопасности на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента от 3 декабря 2003 года, доступ населения к экологической информации и его участие в решении экологических проблем определяется в качестве одного из базовых принципов экологической безопасности. В этом документе предусматривается, что государственные органы должны обеспечить общественности соответствующий доступ к экологической информации, а также принять меры по повышению качества, оперативности и актуальности представляемых материалов.

Деятельность государственных органов и иных юридических лиц по формированию и распространению экологической информации регламентирована статьей 160 Экологического кодекса, согласно которой:

Сбор, учет, хранение и распространение экологической информации государственными органами и иными юридическими лицами осуществляются для целей информационного обеспечения деятельности государственных органов, планирования и выполнения мероприятий по охране окружающей среды и реализации права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Экологическая информация, подлежащая обязательному сбору, учету и хранению государственными органами и иными юридическими лицами, определяется законодательством Республики Казахстан.

Обязательной проверке и учету специально уполномоченными государственными органами подлежат сведения о планируемой и осуществляемой деятельности, которая может оказывать значительное воздействие на окружающую среду, а также о любых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, представляющих серьезную угрозу для окружающей среды, жизни и здоровья населения.

В целях систематизации экологической информации и улучшения доступа к ней государственные органы формируют и поддерживают электронные кадастры экологической информации.

Содержание понятия «экологическая информация» раскрывает статья 159 Экологического кодекса Республики Казахстан, согласно которой экологическая информация включает в себя сведения и данные о :

     

1) состоянии окружающей среды и ее объектов;

2) факторах воздействия на окружающую среду, в том числе о ее загрязнении;

3) программных, административных и иных мерах, оказывающих или способных оказать воздействие на окружающую среду;

4) экологических нормативах и экологических требованиях к хозяйственной и иной деятельности;

5) планируемых и реализуемых мероприятиях по охране окружающей среды и их финансировании;

6) деятельности, оказывающей или способной оказать воздействие на окружающую среду, процессе принятия решения и результатах инспекторских экологических проверок по ней, в том числе рассмотренные при этом расчеты, анализы и иные сведения, касающиеся окружающей среды;

7) воздействии состояния окружающей среды на здоровье, безопасность и условия проживания населения, объекты культуры, здания и сооружения.

Статья 164 Экологического кодекса Республики Казахстан гарантирует физическим и юридическим лицам право свободного доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации и возлагает на государственные органы и должностных лиц, выполняющих государственные функции, а также на юридические лица, оказывающие населению услуги на основании публичного договора, имеющие отношение к окружающей среде, предоставлять открытый доступ к экологической информации, в том числе по запросам физических и юридических лиц.

Экологическим кодексом Республики Казахстан (статья 160) предусмотрена обязанность государственных органов распространять посредством размещения в интернете и применения иных общедоступных информационно- коммуникационных средств следующие виды экологической информации:

1) доклады о состоянии окружающей среды;
   2) проекты и тексты нормативных правовых актов и международных договоров по вопросам охраны окружающей среды;
   3) проекты и тексты документов, касающихся государственной политики, программ и планов в области охраны окружающей среды;
  4) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды;
  5) информация, отнесенная к перечню базовых услуг электронного правительства в области охраны окружающей среды.


Централизованный сбор, учет и хранение экологической информации в Казахстане осуществляются Государственным фондом экологической формации.     Информационные ресурсы Государственного фонда экологической информации включают материалы и документы:
      1) представляемые в обязательном порядке государственными органами и юридическими лицами;
      2) передаваемые физическими и юридическими лицами на добровольной основе.


В состав Государственного фонда экологической информации входят следующие виды экологической информации:

1) кадастры природных ресурсов;
      2) регистр выбросов и переноса загрязнителей и иные регистры экологической информации;
     3) перечень экологически опасных производств;
      4) данные экологического мониторинга;
      5) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы с согласия заказчика планируемой деятельности;
      6) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
      7) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды;
      8) научно-техническая литература в области экологии и экологически чистых технологий;
      9) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.


      Статьей 163 Экологического кодекса РК установлено, что экологическая информация является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Доступ к отдельным сведениям и данным, составляющим общедоступную экологическую информацию, осуществляется путем их предоставления по запросам физических и юридических лиц, распространения в средствах массовой информации, в специальных изданиях, размещения в Интернете, а также с применением иных общедоступных информационно-коммуникационных средств.

Доступ к государственным информационным ресурсам (информационным базам данных) экологической информации осуществляется посредством формирования и поддержания общедоступных регистров и кадастров экологической информации. Предоставление доступа к документам и информационным ресурсам, содержащим сведения и данные с ограниченным доступом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.



Право свободного доступа физических и юридических лиц к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации закреплено в статье 164 Экологического кодекса Республики Казахстан, согласно которой :

- физические и юридические лица имеют право свободного доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации;

-государственные органы, а также должностные лица, выполняющие государственные функции, или физические и юридические лица, оказывающие населению на основе публичного договора услуги, имеющие отношение к окружающей среде, обязаны предоставлять открытый доступ к экологической информации, в том числе по запросам физических и юридических лиц.

-иные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны предоставлять по запросам лиц экологическую информацию, относящуюся к воздействию на жизнь и здоровье граждан.

- физические и юридические лица имеют право на получение экологической информации в запрашиваемой форме, если нет оснований предоставить ее в другой форме.

Экологическим кодексом РК (статья 160) предусмотрена обязанность государственных органов распространять посредством размещения в интернете и применения иных общедоступных информационно- коммуникационных средств следующие виды экологической информации:


    1) доклады о состоянии окружающей среды;
      2) проекты и тексты нормативных правовых актов и международных договоров по вопросам охраны окружающей среды;
      3) проекты и тексты документов, касающихся государственной политики, программ и планов в области охраны окружающей среды;
      4) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды;
      5) информация, отнесенная к перечню базовых услуг электронного правительства в области охраны окружающей среды.



В Республике Казахстан перечень информационных услуг, предоставляемых государственными органами физическим и юридическим лицам, предусмотрен статьей 15-2 закона «Об административных процедурах», согласно которой для предоставления физическим и юридическим лицам информационных услуг государственные органы создают веб-сайты, которые должны содержать:


      1) общую информацию о деятельности государственного органа;
      2) перечень структурных подразделений государственного органа и его подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;
      3) перечень территориальных органов (при их наличии), их задачи и функции, а также сведения об их руководителях;
      4) перечни реестров, регистров, кадастров, находящихся в ведении государственного органа;
      5) перечни общедоступных электронных информационных ресурсов и электронных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам;
      6) нормативные правовые акты, принятые государственным органом и введенные в действие;
      7) образцы заявительных документов, принимаемых государственным органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
      8) сведения об открытых конкурсных торгах (тендерах, аукционах), экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения, а также условия участия в них физических и юридических лиц;
      9) информацию о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц в государственном органе, график приема граждан, обзоры обращений, информацию о результатах их рассмотрения и принятых мерах; 
      10) сведения об объявленных вакантных должностях государственного органа, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы;
      11) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей государственных органов и их заместителей;
   12) наличие сервиса "Вопрос-ответ";
      13) интерактивные опросы граждан;


14) ленту новостей;
      15) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы) в части, относящейся к компетенции государственного органа;
      16) аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности государственного органа;
      17) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций;
      18) иные разделы.


     Актуализация ленты новостей на веб-сайте государственного органа должна осуществляться ежедневно, актуализация иных разделов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.

В Казахстане Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды организует ведение Государственного фонда экологической информации, который осуществляет       централизованный сбор, учет и хранение экологической информации. Информационные ресурсы Государственного фонда экологической информации включают материалы и документы:
      1) представляемые в обязательном порядке государственными органами и юридическими лицами;
      2) передаваемые физическими и юридическими лицами на добровольной основе


В состав Государственного фонда экологической информации входят следующие виды экологической информации:
      1) кадастры природных ресурсов;
      2) регистр выбросов и переноса загрязнителей и иные регистры экологической информации;
      3) перечень экологически опасных производств;
      4) данные экологического мониторинга;
      5) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы с согласия заказчика планируемой деятельности;
      6) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
      7) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды;
      8) научно-техническая литература в области экологии и экологически чистых технологий;
      9) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.


Законом Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»( статья 7) установлено, что в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера граждане Казахстана имеют право: 
      - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности
      - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими; 
      - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан; 
      - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; 
      - на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при привлечении их для выполнения обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных социальных пособиях; 
      - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 17 вышеназванного закона установлено, что     информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

Экологическая информация, в силу части 1 статьи 17 закона Республики Казахстан «О государственных секретах» не подлежит засекречиванию и, как закреплено статьей 163 Экологического кодекса Республики Казахстан, является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статьей 17 закона Республики Казахстан «О государственных секретах» в перечень информации, не подлежащей засекречиванию, включена информация   о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;   о фактах нарушения прав и свобод гражданина;  о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами.
      Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственные секреты, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке.


Общие законодательные требования по оформлению запроса на получение информации определены в статье 6 закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и включают следующее:

Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица - его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью.

При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к субъекту, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение

Обращение, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней. Обращение, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.   В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.


По действующему законодательству Республики Казахстан за не предоставление, несвоевременное предоставление, а также предоставление общественности неполной или недостоверной экологической информации предусматривается материальная, административная и уголовная ответственность.

Так, статьей 84 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, установлена административная ответственность за следующие действия :

- неправомерный отказ в представлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы физического лица;

- предоставление физическому лицу неполной или заведомо ложной информации;

- неправомерное отнесение общедоступной информации к информации с ограниченным доступом, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния;

- незаконное ограничение права на доступ к информационным ресурсам.


Уголовным кодексом Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность (Статья 268) за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией.

Непредоставление экологической информации, предоставление неполной

и недостоверной информации либо с нарушением установленных сроков может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган не является препятствием для одновременного обращения заявителя в суд. Государственные органы и должностные лица обязаны не допускать обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана, а также не направлять жалобы должностным лицам, действия которых обжалуются.
Порядок судебного обжалования установлен Главой 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, которая называется «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления,

общественных объединений, организаций должностных лиц и государственных служащих».

Согласно статьи 279 Гражданского процессуального кодекса, к решениям, действиям (или бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в суде, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в результате которых:

1) нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц;

2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом его прав и охраняемых законом интересов;

3) на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.

Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов. Пропуск трехмесячного срока для обращения с заявлением не является основанием для суда к отказу в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании при рассмотрении заявления по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении заявления.
Выводы:

Анализ выше перечисленного действующего законодательства Республики Казахстан показывает, что в целом в части доступа к экологической информации оно соответствует положениям Орхусской конвенции. Общий порядок предоставления гражданам и общественности экологической информации определен действующим законодательством Республики Казахстан достаточно детально и подробно. Теперь необходимо выяснить, в какой мере письменное законодательство обеспечивает доступность к экологической информации.



Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие в Экологическом кодексе определение таким понятиям, как «общественность», «заинтересованные стороны» и наличие в правовых нормах некоторых противоречий. Так, частью 1 статьи 136 Экологического кодекса установлено, что физические и юридические лица должны иметь доступ к информации о работе государственных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и ее результатах. В то же время, в части 2 указано, что государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, обеспечивают публикацию результатов не всех, а только отдельных проверок и годовой отчетности.

Статьей 118 Экологического кодекса на должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, налагается обязанность сохранять конфиденциальность инспекторской информации, а о фактах нарушения экологического законодательства, в которых содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, информировать только правоохранительные органы.

Статья 127 Экологического кодекса также направлена на обеспечение конфиденциальности информации при проведении инспекторской экологической проверки.

Наличие в законе подобных противоречий создает условия для сокрытия государственными органами той экологической информации, в отношении которой Орхусская конвенция требует использовать критерии заинтересованности общественности.

То же самое можно сказать о Законе Республики Казахстан «О государственной статистике», который гарантирует физическим и юридическим лицам конфиденциальность первичной статистической информации, что может наложить ограничение на получение общественностью статистических данных о выбросах, сбросах и размещаемых отходах конкретного предприятия.

Интересующая широкую общественность информация может быть отнесена к категории для служебного пользования на основании пункта 4 статьи 13 Закона «Об административных процедурах», согласно которой «Информация может быть отнесена к категории документов “для служебного пользования” по решению руководителя государственного органа, организации». Сведения o мощности оборудования, о сырьевой базе, количестве рабочих смен, размерах финансирования природоохранных мероприятий и т.д. конкретного хозяйствующего субъекта могут быть отнесены к коммерческой тайне, поскольку такую информацию действующее законодательство не признает информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнениях, хотя без этой информации невозможно оценить масштаб воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.



В этой связи представляется, что лишь небольшая часть экологической информации, представляющей интерес для широкой общественности, становится общедоступной путем ее опубликования в СМИ и размещения на веб-сайтах государственных органов. Большая же часть экологической информации доступна только посредством ее запроса.
Общественности проблематично получить информацию и по ряду важных химических веществ-загрязнителей, поскольку мониторинг по ним отсутствует и как следствие, государственные органы такой информацией не располагают. Не являются общедоступными для общественности и материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, поскольку такая информация в состав Государственного фонда экологической информации может быть включена только с согласия заказчика планируемой деятельности.



Орхусская конвенция (Статья 5.8) требует от государств разработки механизмов доведения до сведения общественности достаточного объ­ема информации о продукции. Эта информация должна предоставляться таким образом, чтобы потребители имели возможность сделать экологически обоснованный выбор. Согласно статье 2 части 3 Орхусской конвенции, информация о генетически измененных организмах является экологической информацией, доступ к которой государство-участник обязано обеспечить для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния.

Как следует из содержания статьи 281 Экологического кодекса Республики Казахстан, генетически модифицированные организмы и продукты относятся к потенциально опасным биологическим веществам. Целями государственного регулирования в области безопасности пищевой продукции, как указано в статье 4 закона «О безопасности пищевой продукции», являются обеспечение безопасности пищевой продукции для жизни и здоровья человека и окружающей среды, защиты законных интересов потребителей, экологической безопасности, национальной безопасности. Закрепленные в статье 4 принципы прозрачности мероприятий, гласности, доступности, достоверности информации, прослеживаемости пищевой продукции во всех процессах ( на стадиях) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения, возлагает на государство обязанность сделать эту информацию общедоступной. Между тем, в Казахстане информацию о деятельности с ГМО нельзя признать общедоступной и к этой информации право свободного доступа физическим и юридическим лицам не обеспечено, поскольку такая информация не включена в перечень информации, публикуемой на веб-сайте Министерства охраны окружающей среды, к компетенции которого относится развитие системы распространения информации, ведение Государственного фонда экологической информации, а следовательно, и обязанность по формированию и поддержанию общедоступного информационного ресурса о ГМО (ГИО).
Не однозначную оценку вызывает право государственных органов взимать плату за предоставление экологической информации, хотя это и не противоречит обязательствам Республики Казахстан по соблюдению Орхусской конвенции, пункт 8 статьи 4 которой гласит : « Каждая Сторона может разрешить своим государственным органам взимать плату за предоставление информации при условии, что эта плата не превышает разумного уровня. Государственные органы, намеревающиеся взимать плату за предоставление информации, сообщают подателям просьб тарифы ставок, по которым могут взиматься сборы, с указанием обстоятельств, предусматривающих взимание сборов или освобождающих от их оплаты, и случаев, когда информация предоставляется при условии предварительной оплаты такого сбора».

Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах» ( статья 1 ч. 2-2) государственная услуга определяется как деятельность, основанная на функциях, полномочиях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, финансируемая за счет бюджетных средств и из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, направленная на обеспечение прав, свобод, защиты законных интересов и удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, осуществляемая в соответствии со стандартами государственных услуг. Представляется, что исходя из содержания данной нормы закона, государственные информационные услуги (предоставление информации физическим и юридическим лицам) должны предоставляться бесплатно.

Между тем, статья 166 часть 3 Экологического кодекса Республики Казахстан гарантирует безвозмездное предоставление экологической информации только посредством общедоступного государственного электронного регистра и кадастра экологической информации, а часть 1 статьи 166 Экологического кодекса предоставляет государственным органам право взимать плату за предоставление экологической информации , при этом, единых Правил для государственных органов по установлению тарифов по оплате услуг за предоставление экологической информации не существует.



Рекомендации:
1. В Экологическом кодексе Республики Казахстан статью 1 необходимо дополнить определениями понятий «общественность» и «заинтересованные стороны» следующего содержания:
«общественность» – одно или более чем одно физическое или юридическое лицо, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан их ассоциации, организации или группы;

«заинтересованные стороны» - общественность, которая затрагивается или может быть затронута процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения общественные объединения, содействующие охране окружающей среды считаются организациями, имеющими заинтересованность.
2. Для более эффективного и полного выполнения Республикой Казахстан обязательств, вытекающих из положений Орхусской Конвенции, а также для обеспечения гласности в работе государственных органов по предоставлению экологической информации, снижению финансовых барьеров для доступа к экологической информации и создания прозрачной системы такого доступа, необходимо принятие Единых Правил для государственных органов по установлению тарифов по оплате услуг за предоставление экологической информации, а в статье 15-2 закона «Об административных процедурах» закрепить обязанность государственных органов размещать на своих веб-сайтах тарифы ставок и порядок оплаты за информационные услуги, предоставляемые по запросу физических и юридических лиц.

2. В целях дальнейшего выполнения пунктов 6-8 статьи 5 Орхусской конвенции, в Положении о Министерстве охраны окружающей среды закрепить обязательство по созданию и ведению доступного для общественности информационного ресурса о деятельности с ГМО на территории Республики Казахстан, включающий информацию о субъекте осуществления хозяйственной и иной деятельности в области оборота ГМО, перечень ГМО, получивших разрешение для размещения на рынок Республики Казахстан в виде продукта или в составе продукта, оценке риска ГМО и (или) воздействия на здоровье человека и окружающую среду, генетической модификации объекта, степени серьезности любых неблагоприятных последствий для окружающей среды и/или здоровье человека, которые могут быть вызваны непреднамеренным выпуском ГИО или отсутствием надлежащих мер по устранению опасности, в связи с чем, внести соответствующие дополнения в Положение о Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года № 1201.

3. Для полноценной реализации прав граждан и юридических лиц на доступ к экологической информации:

- сократить перечень информации, которая может быть включена в Государственный фонд экологической информации только с согласия заказчика планируемой деятельности;

- должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, обеспечить публикацию результатов всех проверок, в ходе которых выявлены факты нарушения экологического законодательства;

- инспекторская информация о фактах нарушения экологического законодательства, в которых содержатся признаки уголовно-наказуемого деяния, не должна быть конфиденциальной;

- разработать критерии заинтересованности общественности в информации с ограниченным доступом.




Участие общественности

в процессе принятия решений


Орхусская конвенция определяет четыре основных категории решений, на которые могут или должны распространяться положения об участии общественности:

1. Оформление разрешений в областях, прямо определенных как подлежащие процедуре ОВОС (Статья 6.1. (а) Орхусской конвенции и соответствующее национальное законодательство относительно ОВОС);

2. Оформление разрешений на деятельность, потенциально оказывающую значительное воздействие на окружающую среду, к которым требования по разработке ОВОС предъявляются органом, принимающим решение по своему усмотрению ( Статья 6.1 (b) Орхусской конвенции и соответствующее национальное законодательство относительно ОВОС);

3. Оформление разрешений на деятельность с потенциальным воздействием на окружающую среду, к которой требования по разработке ОВОС или прохождению экологической экспертизы не применяются);

4. Оформление лицензий на оказание определенных услуг
Статья 6.4 Орхусской конвенции налагает на государство-участника обязательство обеспечивать участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности.

Статья 5 Экологического кодекса Республики Казахстан относит презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении к основным принципам экологического законодательства Республики Казахстан

Проведение ОВОЗ предусмотрено статьей 35 Экологического кодекса, согласно которой в рамках процедуры ОВОС оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации.

Как следует из содержания части 1 статьи 41 Экологического кодекса, документация по оценке воздействия на окружающую среду включает в себя

материалы по учету общественного мнения, оформленные протоколами и содержащие выводы по результатам общественного обсуждения экологических аспектов планируемой деятельности.

Право физических лиц и общественных объединений принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам; участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой; участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, закреплено в статье 13 и статье 14 Экологического кодекса.

Приказом Министра охраны окружающей среды от 28 июня 2007 года за № 204-п утверждена Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. Данной Инструкцией предусмотрено, что в процессе проведения ОВОС обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся общественные слушания по обсуждению материалов ОВОС, при этом, отраженный в Инструкции механизм участия общественности вызывает не однозначную оценку. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что организация и проведение общественных слушаний, как и сбор письменных предложений и замечаний общественности по материалам ОВОС и путем анкетированного опроса населения, возложены на заказчика (разработчика) предпроектной, проектной документации, т.е. на заинтересованное лицо. Между тем, обязательства, вытекающие из Орхусской конвенции являются обязательствами государства, следовательно, и ответственность за организацию и обеспечение общественного участия в процессе проведения ОВОС должна возлагаться на государственные органы.



Кроме того, в Инструкции отсутствуют четко определенные процедуры своевременного, должного и эффективного информирования и учета мнения общественности. Инструкция не содержит никаких требований к количественному составу участников общественных слушаний, а, следовательно, нельзя исключить, что участниками общественных слушаний станут только представители заказчика и разработчика, и общественные слушания будут признаны состоявшимися при полном отсутствии представителей заинтересованной общественности. Не содержит Инструкция и механизмов согласования с общественностью содержания протокола общественных слушаний до его подписания.

Заинтересованная общественность имеет право знать о планах и программах регионального развития, о намечаемой в регионе их проживания хозяйственной деятельности и о том, как эта деятельность может повлиять на экологическую обстановку. Право физических лиц и общественных объединений участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды и получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию, закреплено в статье 13 и в статье 14 Экологического кодекса Республики Казахстан. Одним из этапов процедуры подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, является государственная экологическая экспертиза.

Действующая редакция части 2 статьи 57 Экологического кодекса предоставляет всем заинтересованным лицам возможность выразить свое мнение в период проведения государственной экологической экспертизы. Процедура проведения государственной экологической экспертизы детально регламентирована Правилами проведения государственной экологической экспертизы, утвержденными приказом Министра ООС РК от 28 июня 2007г. № 207-п. Поскольку планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, входят в состав экологической информации, которая в силу части 1 статьи 163 Экологического кодекса является общедоступной, за некоторыми исключениями, предполагается, что в период проведения государственной экологической экспертизы общедоступной для заинтересованных лиц является информация о содержании всех материалов, перечисленных в пункте 12 Правил проведения государственной экологической экспертизы.

Механизм участия общественности в период проведения государственной экологической экспертизы можно было бы считать позитивным, если бы не несколько неизбежно возникающих вопросов.

Прежде всего, участие общественности в период проведения государственной экологической экспертизы ограничено только возможностью выразить свое мнение, причем содержание части 2 статьи 57 Экологического кодекса не дает ответа на вопросы о том, когда и о чем конкретно общественность может выразить свое мнение и какую информацию имеет право получить по объекту государственной экологической экспертизы.
Формой вовлечения общественности в процесс принятия решений по вопросам, касающихся окружающей среды и механизм отображения общественного мнения по этим вопросам, является общественная экологическая экспертиза. Согласно статьи 60 Экологического кодекса Республики Казахстан, предметом общественной экологической экспертизы является соблюдение общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
Как указано в части 1 статьи 62 Экологического кодекса, экспертом общественной экологической экспертизы является физическое лицо, обладающее научными и (или) практическими знаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченное организатором общественной экологической экспертизы к проведению общественной экспертизы.

Между тем, законом Республики Казахстан от 11 января 2007 года N 214 «О лицензировании» в статье 27 (пункт 8) установлено, что для выполнения работ в области экологической экспертизы требуется наличие лицензии, что противоречит нормам Экологического кодекса, а именно части 1 статьи 14, которая предоставляет общественным объединениям при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды право инициировать и организовывать общественную экологическую экспертизу. Следовательно, для реализации общественными объединениями этих прав никаких дополнительных разрешений не требуется. Наличие подобных противоречий в нормативно-правовых актах при определенных условиях может создать серьезную правовую проблему и ограничить права граждан на общественное участие в форме государственной экологической экспертизы.

Помимо Экологического кодекса, механизмы привлечения и участия общественности предусмотрены в целом ряде других законодательных актов Республики Казахстан :

- в законе «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (статья 13) согласно которой, до утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы.

- в законе ««О техническом регулировании» (статья 19), согласно которой с момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента его проект должен быть доступен заинтересованным сторонам для ознакомления.
      Государственный орган, разработавший проект технического регламента регулирования:
      1) организует публичное обсуждение проекта;
      2) дорабатывает проект с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;
      3) предоставляет по запросу заинтересованным сторонам полученные замечания к проекту технического регламента.
      Срок публичного обсуждения проекта технического регламента (со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения) должен быть не менее шестидесяти календарных дней.
      Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования и содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовый и электронный адреса.

- в «Водном кодексе» ( статья 62 и статья 63), в которых закреплены права физических лиц обращаться в государственные органы и организации с запросами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам использования и охраны водных объектов и требовать их рассмотрения; вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы в области использования и охраны водного фонда и принимать в ней участие. Что касается прав общественных объединений в области использования и охраны водного фонда, то им предоставлено право направлять своих представителей для участия в работе бассейновых советов и по своей инициативе проводить общественный контроль.




  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал