Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы в 2014- 2015 учебном год



Скачать 255.06 Kb.
Дата30.04.2016
Размер255.06 Kb.
АНАЛИЗ РАБОТЫ

районного методического объединения учителей

русского языка и литературы в 2014- 2015 учебном году
В состав РМО учителей русского языка и литературы входят 67 учителей сельских школ и 84 –городских МОУ, всего на октябрь 2014г -151учителей – словесников, 9 директоров школ, 15 зам директора.

Работа районного методического объединения учителей осуществлялась по следующим направлениям:

- реализация государственной политики в области образования и науки согласно Указам и Приказам Министерства образования и науки о реализации перехода на ФГОС ООО;

- повышение результативности в обучения русскому языку и литературе:

- изучение педагогических условий реализации требований ФГОС ООО в изучении предметов «русский язык и литература»;

- диссеминация опыта педагогов в обновлении содержания предметной области «Филология» в контексте ФГОС ООО («пилотные» школы по апробации ФГОС ООО: РГ, Островецкая СОШ, гимназия №2. Ново-Харитоновская СОШ №10);

- повышение воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей – словесников путём привлечения обучающихся к участию в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы, знаменательным событиям и датам 2014-2015уч.г.;

-совершенствование работы ШМО учителей предметов гуманитарного цикла в межпредметной интеграции по развитию интереса к чтению, формированию читательской компетентности в условиях введения ФГОС ООО.

- проведение мониторинговых исследований образовательных достижений по русскому языку и литературе с учётом совершенствования функциональной грамотности и грамотности чтения, эффективности подготовки к государственной итоговой аттестации школьников в форме ОГЭ, ЕГЭ;

- научно-методическая подготовка учителей к государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ОГЭ и ЕГЭ, обучение экспертов ТПЭК;

- организация работы с одарёнными детьми, привлечение школьников к проектной и учебно-исследовательской работе;

- оказание методической помощи молодым специалистам;

- повышение квалификации учителей русского языка и литературы (курсы ПК в МЦ, АСОУ, МГОУ, семинарах);

-индивидуальные консультации по актуальным вопросам филологического и литературного образования, овладения современными педтехнологиями.
В течение учебного года были проведены 9 инструктивно-методических совещаний с различными категориями педагогов (руководители ШМО, учителя, готовящие школьников к ОГЭ, ЕГЭ, учителя-участники мониторинговых исследований, эксперты ТПЭК, молодые специалисты).

Преемственность в формировании базовых компетентностей обучающихся между начальной, основной и старшей школой (культуроведческой, коммуникативной, читательской, языковой и лингвистической) - основная тема 9 инструктивно-методических совещаний, на которых подводились итоги диагностических работ в 5, 6, 8, 9, 10 классах. (Подробно в отд. документе).

Главная задача проведённого мониторинга образовательных достижений - выявить проблемы преемственности, профессиональных затруднений педагогов в достижении высокого качества обучения русскому языку и литературе, оптимальной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации, наметить стратегию совершенствования педагогического профессионализма в условиях введения ФГОС ООО.



Круглые столы, семинары, конференции, открытые уроки, мастер-классы стали своеобразной формой повышения квалификации учителей, обмена опытом, стимулом профессионального роста, школой передовых методических идей. Учителя стараются обновить арсенал педагогических технологий, чтобы добиться высоких результатов своей образовательной деятельности. На 4 круглых столах обсуждались актуальные педагогические проблемы:

-«Проблемы формирования читательской компетентности как базовой основы функциональной грамотности»;


- «Опыт и проблемы обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО»;
-« Опыт и проблемы подготовка выпускников основной школы к ОГЭ»;
- «Опыт и проблемы подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе».

Тематика 3-х районных семинаров определялась особой актуальностью задач, поставленных перед учителями-словесниками в 2014-2015 уч.г.: возвращение сочинения по литературе в 11 классе и переходом учащихся 5 класса на ФГОС ООО.

Плодотворно решаются эти задачи коллективом учителей-словесников Раменской школы №21 с УИОП. Руководитель ШМО Борисова И.Н

18 ноября 2014г. был проведён семинар «Сочинение в системе творческих работ по русскому языку и литературе»

Отрадно, что президент России и его команда вняли голосам отечественных гуманитариев, которые выражали серьёзные тревогу по поводу умаления роли литературы в школе. «Нет экзамена по литературе – не нужно читать, а аргументы мы как-нибудь надёргаем для сочинения в ЕГЭ» – так рассуждал средний типичный выпускник школы.

Накануне пробного итогового сочинения в Раменской школе №21 с УИОП собрались учителя – словесники, чтобы воочию убедиться в том, как важна система в проведении творческих работ, начиная с начальной школы. В школе сложился замечательный коллектив учителей- единомышленников: директор школы Карпова Л.В.- учитель русского языка и литературы, её заместитель Кабакова Т.Н., также учитель русского языка и литературы, школьное методическое объединение учителей-словесников во главе с опытным учителем и организатором Борисовой И.Н.

В своём докладе Кабакова Т.Н. напомнила о двух видах тем сочинений: репродуктивных и творческих. Творческие темы формируют важнейшие качества личности школьника: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют компоненты системного мышления (умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями). Видеофрагменты уроков развития речи в 3,4, 5 классах, прокомментированные учителями Сосковой Е.Е., Талалаевой Е.А, Борисовой И.Н., убедили в важности преемственность между начальной и основной школой в формировании системного мышления, обучении письменной связной речи.



Высокую оценку коллеги дали урокам учителей Кирюшиной Н.Е. и Святенко С.А.

Кирюшина Нелли Евгеньевна провела урок в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сочинения на морально-нравственную тему «Что такое человечность». В 2015г. на ОГЭ по русскому языку будут предложены три варианта тем сочинения-рассуждения по тексту художественной литературы. Все три темы требуют прежде всего умения внимательно читать и анализировать текст, чтобы извлечь нужную информацию. Технология «Развитие критического мышления через анализ текста» доказала свою актуальность.

В 11 классе открытый урок «Сочинение как вид творческой работы» блестяще провела Святенко Светлана Алексеевна. Это был комбинированный урок развития речи с использованием коммуникативно-диалоговой педтехнологии. Учитель создала все условия для самореализации каждого обучающегося при высказывании в устной и письменной форме. Это был настоящий урок открытых мыслей на основе чтения, работы со Словом, произведениями музыки и живописи.

Открытые уроки учителей-словесников СОШ №21 по сути своей, можно считать проведёнными в парадигме требований новых стандартов образования к результатам обучения.

Опыт решения проблемы преемственности начального и основного общего образования в условиях введения ФГОС также был обобщён и представлен на семинаре директоров ОУ в Раменской СОШ №21 20 февраля 2015г. с активным участием учителей-словесников. Аксёнова А.М. блестяще провела урок русского языка в 5 классе, который стал подлинным уроком учителя-мастера и для учеников, и для учителей, и для руководителей школ. Всем участникам семинара стало понятно, что предметные результаты по ФГОС включают и виды деятельности по получению нового знания (УУД), преобразование и применение нового знания в новой ситуации, и формирование научного мышления.

2-ой семинар по теме «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы» состоялся 20 января 2015г.в МЦ при активном участии учителей Гимназии г.Раменское, СОШ №11 пос.Дружба, Ломоносовской школы-пансионат, Никоновской ООШ.

Морозова В.В. , учитель СОШ №11 пос. Дружба, провела Мастер-класс по применению одной из самых продуктивных технологий, теперь изучаемых и в педагогических вузах,- «Педагогические мастерские». Эта технология позволяет решать на уроках русского языка и литературы целый ряд проблем: воспитание ценностных ориентаций, подготовка к ЕГЭ, мотивирование чтения и понимания авторского текста; развитие творческого самостоятельного мышления, изобретательности, совершенствования коммуникативных навыков.

Педагогам необходимо приобретать опыт проведения педагогических мастерских.



3-ий семинар подготовили и провели учителя-словесники Ново-Харитоновской школы №10 с УИОП 17 марта 2015г по теме «Опыт реализации ФГОС ООО».

Учителя Мусаелян Е.И., Игнатова И.А., Пруссакова С.Г. оказали существенную помощь учителям в практическом освоении требований ФГОС: подготовка урока, составление технологической карты, способы достижения предметных, метапредметных, личностных результатов. Страх у педагогов перед ФГОС ООО постепенно развеивается, когда они видят непосредственно работу учителя на уроке, убеждаются в правоте выводов М.М.Поташник и М.В.Левит, сделанных в книге «Как помочь учителю в освоении ФГОС»:

«Самое важное в деле освоения новых ФГОС – это внутренняя убеждённость в том, что требования стандарта – это всего лишь …нормальная педагогика. Чтобы выполнить требования стандарта – для мастера-профессионала не нужно выдумывать критерии, показатели, инструкции, мерила и прочую бюрократическую мерзость…всё это не суть.

А суть проста: хочешь, чтобы ученики были заинтересованы, стряхни оцепенение и будь предельно мотивирован на уроке сам. Хочешь, чтобы они ставили проблемы, при подготовке к уроку, сам перепробуй несколько проблем на предметном материале. Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними. Хочешь на уроке получить метапредметный результат, сам разберись в законах формальной логики, вникни в психологию понимания. Хочешь, чтобы ученики получили удовольствие от познания нового, сам научись заново радоваться этому».

Учителя, уже работающие по программам ФГОС в 5-х классах, высказали своё недоумение по поводу новых учебников, которые отличаются от старых зачастую только по внешнему оформлению, а не по содержанию и мало разгружают учителя при подготовке к уроку: дидактические материалы не позволяют отрабатывать универсальные учебные действия в полной мере, не способствуют формированию метапредметных и личностных результатов.

Однако не все учителя-словесники активно включаются в совместную методическую деятельность: жалуются на большую «бумажную» нагрузку, связанную с аттестацией на категорию, постоянными мониторингами, ведением электронных журналов, отчётностью по диагностическим работам, проведением конкурсов, представители старшего поколения – на усталость и выгорание. Общая проблема - образовательный процесс частенько сводится к натаскиванию на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, ответам на претензии родителей и т.д.

Основную трудность своей профессиональной деятельности педагоги видят в негативном отношении значительной части современных школьников к мировоззренческим ценностям представителей старшего поколения, учёбе как труду, чтению как к важнейшему источнику знаний.

Информатизация общества, культ потребления, внедрение рыночных отношений в образование, неустроенность нашей экономической и идеологической жизни негативно сказываются на взаимоотношениях обучающихся и учителей. Нынешние подростки находятся под мощным влиянием рекламы, проповедующей сугубо материальные ценности и внушающей, что они «этого достойны». Современный курс образования, который пытаются скорректировать с учётом рисков информационного общества: ввели сочинение по литературе в качестве допуска к ЕГЭ по русскому языку, уменьшили тестовые задания в Ким-ах ЕГЭ и ОГЭ, проводится ежегодно конкурс юных чтецов «Живая классика», обсуждаются списки книг для обязательного чтения и фильмов для просмотров.

Но, к сожалению, мотивация подрастающего поколения в получении полноценного образования не подкрепляется реалиями жизни, где всё покупается и продаётся. Учителя - словесники с тревогой замечают, что отрицательные персонажи русской классической литературы некоторыми подростками трактуются как положительные: Митрофанушка с его кредо «не хочу учиться, а хочу жениться», Павлуша Чичиков, свято исполняющий завет родителя «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой», Базаров – с проповедью сиюминутной пользы и прагматизма.

Всемогущий Интернет, «компьютерная передозировка», лёгкость получения информации стали преградой на пути формирования творческой личности с критическим мышлением, серьёзной познавательной деятельностью, интеллектуально-речевыми умениями и навыками.

С учётом этих реалий в течение ученого года проводились диагностические работы по русскому языку и литературе согласно мониторингу образовательных достижений обучающихся.

Так с учётом введения сочинения в ОГЭ-2015 по русскому языку - С3 (15.1, 15-2)- на основе прочитанного текста уже в декабре 2014г. была проведена диагностическая работа по третьей части КИМ-ов. 1615 учащихся 9-классов выполнили предложенную работу. Количество выпускников, писавших сочинение на лингвистическую тему- 384; по финалу текста- 440; о Слове-концепте-791.

Диагностическая работа позволила педагогам своевременно скорректировать работу по формированию интеллектуально-речевых умений выпускников при написании сочинения-рассуждения. Результаты пробного экзамена в формате ОГЭ, проведённого в феврале 2015г. стали лучше.

С выполнением задания 1 части (написание сжатого изложения по аудиозаписи) справились 96% уч-ся. Педагоги учли опыт предшествующих лет, стали обращать большее внимание на тренировку слуховой памяти и записи текста по аудиозаписи уже с 7-го класса.

В выполнении тестовых заданий также наблюдается положительная динамика. Результативность выполнения 99,9%.

Только 2 ученика в Юровской СОШ и 1- в Кратовской ООШ № 27 получили 0 баллов за тест.

Во многих ОУ наблюдается положительная динамика и в выполнении задания повышенной трудности (сочинение на лингвистическую тему). Создание монологического письменного высказывания на лингвистическую тему требует интеллектуально- речевых умений, высокого уровня обученности, практического усвоения теории языка и грамматики. 11% учащихся выбрали эту тему и на достаточно высоком уровне выполнили задание. 40% выпускников выбрали сочинение-рассуждение по фрагменту текста:; 49% - писали сочинение-рассуждение о ключевых словах текста о возмужании полководца А.В. Суворова: «Самовоспитание», «Душа». Сочинения-рассуждения, благодаря обращению выпускников к заданиям 15.2, 15.3, стали походить на нормальные сочинения – сочинения как самовыражение, детское творчество…Законы детского ученического творчества и творчества писателя в принципе едины: «Каждое художественное слово - принадлежит ли оно Гёте или Федьке, тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное количество мыслей представлений, объяснений» (Л.Толстой).

Наконец-то 13-14-летним детям позволили рассуждать о Красоте, Учителе, Добре, Зле. Очевидно, составители КИМ-ов вспомнили, что именно в подростковом возрасте формируются нравственные ценности, абстрактное мышление.

НО практическая грамотность девятиклассников по – прежнему вызывает тревогу: 2% -41уч.-0б, такой результат ниже 2014г (98,9%).Результативность практической грамотности в 2015г.-98%.

Введение итогового сочинения в 11 классах также потребовало усиления внимания педагогов к проблеме подготовки обучающихся к сочинениям разного формата: ОГЭ - по русскому языку и литературе, ЕГЭ - по русскому языку и литературе, итоговому сочинению по литературе как форме допуска к ЕГЭ по русскому языку.

На пробном этапе подготовки к итоговому сочинению по литературе из 985 выпускников получили за работу «незачёт» 75 выпускников, 03 декабря по итоговому сочинению «незачёт» отмечается у 25 уч.- то есть 2,56% с правом пересдачи в феврале и мае 2015г.

Развитие информационного общества принесло образованию новую проблему - формирование «человека монитора». Это процесс уже приносит свои ощутимые плоды не только в общеобразовательной школе, но и в высшей. Преподаватели вузов жалуются, что университетские учебники без наглядной графики студентами не читаются, лекции без визуальных презентаций не воспринимаются, а «люди книги», которых становится всё меньше, с трудом добираются до конца страницы и забывают, о чём говорилось в её начале. И школьный учитель не может не учитывать того факта, что с развитием ТВ, с привычкой скакать по каналам, появлением Сети, телеграфного стиля СМС способ чтения радикально изменился. Считывается не текст, а отдельные слова, которые выхватываются из контекста. Текстовая компетентность, предполагающая более или менее общий у разных читателей «экран понятий» исчезает. Понимание текста зависит от общего культурного фона. Учителя-словесники первые забили тревогу: дети перестали понимать тексты классической литературы, не могут объяснить значение слова исходя из значения его корня.

Вот почему в течение учебного 2014/2015 учебного года были проведены диагностические работы, выявляющие проблемы отношения к чтению, к урокам литературы, грамотности чтения, развития коммуникативной компетентности обучающихся в 5-9,10 классах. (СМ подробно в Информации о мониторинге- 2015)



Мы присутствуем в уникальной в истории общества ситуации – отсутствии общего культурного фона. Опытный читатель традиционного типа не прочитывает в тексте все буквы подряд, а схватывает чаще всего корневую часть слова и по ней восстанавливает значение всего слова. Именно традиционный печатный текст приучил человека к систематической линейности, которая стала основой деятельности мыслительной, основой системного мышления, которое востребовано в формате сочинения-рассуждения, сочинения-эссе при итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы. Традиционный текст требует хорошей долговременной и оперативной памяти, способности к длительному сосредоточению, системному мышлению. Одновременно он развивает и рефлексивный тип сознания, способность думать о том, «как я думаю», «мышление о мышлении» (УУД), способность к сопереживанию. Без внимательного отношения к данной проблеме всех учителей-предметников успешно подготовить выпускников к итоговой аттестации, реализовать требования ФГОС ООО к результатам образования, повысить качество современного образования не удастся.

По – прежнему важнейшей задачей работы РМО остаётся не только повышение качества образования по русскому языку и литературе, но и повышение роли предметов русского языка и литературы в духовно-нравственном и гражданском воспитании школьников. Вместе с учителями истории и социальных дисциплин учителя русского языка и литературы выполняют важнейшую функцию школы – воспитательную, На протяжении учебного года РМО и ШМО учителей словесников были реализованы намеченные планы внеурочной деятельности в рамках Года литературы и 70-летия Победы в ВО войне.

В течение учебного года на школьном и муниципальном уровне были проведены 9 творческих конкурсов, литературная гостиная, посвящённая 200-летию М.Ю.Лермонтова, районная конференции школьников, посвященная 70-летию Победы и Году литературы

В октябре 2014г. проведён муниципальный тур областного конкурса сочинений школьников «Моё Подмосковье», посвящённых 85-летию образования Московской области.

Среди задач Конкурса важнейшая - формирование самоидентичности обучающихся как граждан Подмосковья, воспитание любви и уважения к своему району, городу, населённому пункту.

В муниципальном туре Конкурса приняли участие 21 учащихся 9, 11 классов из 15 МОУ. Конкурсантами были выбраны все номинации конкурса: «Мой город (район) в истории (1829-2014)-9; «Выдающиеся люди моего района (города) в 20-21 веках»-5; «Каким я вижу наш район (город) в будущем» - 7.

10 работ отмечены как лучшие по критериям: полнота и глубина изложения материала, использование социокультурного, историко-культурного, историко-биографического, философского контекста. Это работы обучающихся в школах: Ильинская СОШ №25, СОШ №11 пос.Дружба, Речицкая СОШ, Удельнинская гимназия, Быковская СОШ №15, Кузяевская ООШ, Раменская СОШ №4, Раменская СОШ №5, Ломоносовская школа-пансион.

Работы Тимашковой Анастасии (Ильинская СОШ №25), Морозовой Татьяны (СОШ №11), Гаспарян Кристины (Речицкая СОШ) были представлены на региональный тур Конкурса «Моё Подмосковье».

В ноябре 2014г. состоялся муниципальный тур конкурса сочинений школьников, посвящённых Дню матери

«Образ женщины - матери в отечественной и зарубежной литературе»

Цель Конкурса сочинений «Образ женщины - матери в отечественной и зарубежной литературе» - воспитание уважения к семье, родителям, матери, старшему поколению с целью сохранения преемственности поколений. Есть у конкурса и прагматические задачи: стимулировать чтение художественной литературы, создание письменных текстов, формирование системного мышления.

Уважение к родителям, матери, старшему поколению с целью сохранения преемственности поколений - это одна из базовых национальных ценностей, прописанная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России СЕМЬЯ - это любовь и верность, здоровье, и достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Эта та святыня, которая подвергается сомнению под влиянием пропаганды европейских ценностей.

Среди задач Конкурса важнейшая - приобщение детей и юношества к подлинной культуре родственных чувств, любви и уважения к матери.

В муниципальном туре Конкурса приняли участие 38 учащихся 5-11 классов из 19 ОУ.

13 работ отмечены как лучшие по личностному отношению к теме, искренности, анализу проблематики привлеченных художественных произведений.

Ученица Софьинской школы 11 класса Трофимова Татьяна Игоревна (учитель Тихонова А.А.) творчески подошла к формулированию темы сочинения, назвав его «Постигая непостижимое»- «Образ женщины-матери по литературным произведениям и личным переживаниям».

Материнская любовь – это та святыня, которая объединяет всех людей, независимо от национальной принадлежности. Главная мысль сочинения выражена в эпиграфе: «По-русски мама, по-грузински-нана, а по-аварски баба…Из тысячи слов Земли и океана у этого слова особая судьба» (Р.Гамзатов).



2015 год как ГОД 70-летия ПОБЕДЫ в ВО войне, как ГОД ЛИТЕРАТУРЫ запомнится учителям и школьникам. В школах района проходили недели литературы, посвящённые писателям-юбилярам, писателям и поэтам-участникам ВО войны, отмечались Дни славянской письменности.

По плану мероприятий Года литературы проведена Литературная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.



Двухсотлетие М.Ю. Лермонтова вся Россия отметила как никогда вовремя. В последнее время мы, учителя литературы, немного растерялись от утраты нашим предметом той роли в образовании и воспитании молодого поколения, которая ему придавалась всегда как «инженеру человеческих душ».

2015 год объявлен Годом литературы не случайно.

Наши уважаемые политики, авторитетные представители общественности, руководители образования вовремя опомнились: за десятилетие модернизации образования дети разучились читать художественную литературу, извлекают из художественных произведений только аргументы для написания сочинения по русскому языку на ЕГЭ. А стране, государству позарез нужны не расчётливые бездушные дельцы, а патриоты, граждане великой России, которые в любой ситуации не забудут, кто мы и откуда, где наши корни и куда нам расти. М.Ю.Лермонтов - один из главных наших корней. Из него мы выросли, тянемся к небу…

Будут расти и наши дети, если прочитают вовремя «Герой нашего времени», как прочитала его ученица 10 класса гимназии №2 г. Раменское Неграш Александра Сергеевна-учитель Буторина И.Р.

Её сочинение на вечную тему «Поиск смысла жизни в произведениях М.Ю.Лермонтова» потрясает своей искренностью, желанием раскрыть тайну великого поэта, недаром сочинению автор предпосылает эпиграф:

Земные взоры Пушкина и Блока

С надеждой смотрят в небеса,

А Лермонтова грустные глаза

С небес на землю смотрят одиноко…
Игорь Шкляревский

Эту тайну и пытались раскрыть участники Литературной гостиной, посвящённой 200-летнему юбилею М.Ю.Лермонтова, которая была проведена при активном содействии руководителя ШМО учителей русского языка и литературы Поляковой И.Д.



С 1 по 15 февраля проходи Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Около 2 миллионов учащихся 6 и 7 классов декламировали отрывки из любимых прозаических произведений в школах, из них 920 учащихся Раменского муниципального района.

11 марта 2015г. в новом актовом зале Раменской школы №5 состоялись слушания победителей школьного тура конкурса юных чтецов. В конкурсе приняли участие 65 учащихся шестых и седьмых классов из 30 образовательных учреждений района.

Что и как читали конкурсанты? Трудная задача стояла перед составом жюри: из 65 участников выбрать только 3 конкурсантов для участия в региональном туре. В составе жюри - Расторгуева Анна Ивановна, в настоящем - заведующая библиотекой открывшейся в этом учебном году Раменской школы № 9, Почётный ветеран труда, автор нескольких фильмов о Раменском, диктор Раменского радио, поэт;



Владимир Николаевич Зайцев, заместитель председателя литературного объединения «Раменские зори», член Союза писателей России, автор замечательных стихотворений.

Повзрослели участники конкурса, шире стал круг их чтения, звучали не только весёлые и поучительные рассказы о детстве и взрослении М.Зощенко, В.Драгунского, А.Чехова, но и произведения о подвигах во время Великой Отечественной войны, гражданском мужестве, о любви, о дружбе, милосердии к «братьям нашим меньшим». За декламацией каждого конкурсанта - и личная любовь ученика к художественному чтению, и огромный труд учителя-наставника, любящего литературу и понимающего всю важность этого предмета в воспитании ума и сердца подрастающего поколения.

Особенностью конкурса этого года стало и то, что конкурсанты читали прозаические тексты наизусть, редко прибегая к чтению с листа, техническим средствам. Впервые прозвучала и патриотическая публицистика: Л.Леонов «Письмо неизвестному американскому другу» вдохновенно прочитала его ученица 7 класса Раменской школы №8 Харитонова Полина.

Ученица с особой выразительностью передала боль за погибающих в кровавой бессмысленной бойне, тревогу за жизнь на Земле, надежду на взаимопонимание.

Письмо написано в августе 1942г., но и за 63 года оно не постарело, больно ранит сердце обидой на короткую память, несправедливость и равнодушие - главное зло человеческой жизни.

Отрадно отметить, что среди участников муниципального тура конкурса увеличилось количество мальчиков (13). Выбор их чтения: А.Приставкин «Человеческий коридор», «Военное детство»; Л.Пантелеев «Республика ШКИД»; Б.Василев «Александр Невский»; Ч.Айтматов «Солдатёнок» - убеждает в том, что подрастают русские мальчики, отважные, смелые, о которых В.Высоцкий и написал «Балладу о борьбе». Лейтмотив баллады - как важно в детстве читать нужные книги.

В современной школе ценится исключительно интеллектуальное развитие. Педагогов и родителей беспокоит прежде всего уровень интеллекта детей, высокие баллы в ОГЭ и ЕГЭ. Эмоционально – нравственной стороне личности уделяется очень мало внимания. Но при таком подходе ребёнок, в конце концов, превращается в рационального, прагматичного, расчётливого, возможно, успешного…НО! Кто пойдёт в бой за правое дело? Кто защитит слабого? Кто пожалеет стариков-родителей? Кто протянет руку погибающему? Не от расчётливого ли ума на Земле ложь, коррупция, коварство?

25 марта 2015г. в Раменской школе №19 состоялась районная конференции школьников, посвящённая 70-летию Победы и Году литературы в РФ. В ней приняли участие 135 учащихся 6-11 классов, 45 учителей-предметников.

Литературно-музыкальное сопровождение пленарного заседания, подготовленное учащимися и педагогами Раменской школы №19, студией выразительного чтения школы №22 пос. Дубовая роща под руководством директора школы Савченко Т.Л., способствовало духовному единению участников конференции, созданию атмосферы Живой Памяти о великой Победе нашей страны над злом, о жертвенной любви тех, кто сражался на фронте или трудился в тылу у врага четыре долгие годы.

О вдохновляющей, мобилизующей на всенародный подвиг роли

советской литературы в годы Великой Отечественной войны напомнила в своём ярком выступлении учитель русского языка и литературы Раменской школы №19 Орлова Елена Валентиновна.

«Музы не молчали, когда гремели пушки», потому что «Слово-полководец человечьей силы». Оно призвано «вещать, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и битв народных, оно может и сейчас спустя 70 лет после победоносного завершения Великой Отечественной войны вдохновить нас горячим чувством любви к Родине, зажечь желанием защитить Победу.

Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». Под таким девизом состоялась работа двух секций «Юный литературовед».

Искусству творческого чтения мы учимся всю жизнь. Наши воспитанники только в начале этого трудного пути общения с подлинной литературой. Только увлечённые учителя, умеющие погружать детей в глубины художественного слова, его видимые и невидимые смыслы, добиваются от своих воспитанников высокого уровня развития мышления и воображения.



Большой интерес у школьников и педагогов вызвала защита проекта «Реклама чтения. Читать престижно!» Проект выполнен группой учащихся 9 класса Раменской школы №21 под руководством учителя Святенко С.А., которая ежегодно организует исследование на уровне школы по проблеме отношения подростков к чтению, к книге.

С презентацией собственных стихотворений выступила Бражникова Кристина, ученица 11 класса Раменской школы №5.

Как не вслушаться в волнующие размышления о мечте, о судьбе юного поэта? Как не пожелать, чтобы мечты девушки осуществились?

На 2 секциях по литературе было заслушано 13 выступлений конкурсантов по проблемам русской классической и современной литературе, а также зарубежной.

Ярко проявились у школьников-докладчиков личностные черты, присущие творческим людям: независимость суждений, открытость ума, высокая толерантность, конструктивная активность в ситуации, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Все конкурсанты, выступавшие на литературных секциях, и их руководители заслуживают самой высокой оценки за сохранение в наше жестокое лживое время любви к литературе, к книге, к святыням Добра и Истины.



Руководители проектов и исследовательских работ: Святенко С.А, Буторина И.Р., Краснова С.В., Ларина Л.В., Байкова Н.И., Тихонова А.А., Караваева Е.В., Ахапкина Т.И., Галанова Т.Н.Аникина Т.С., Черкасова Л.П., Алефиренко Т.В. сдали своеобразный экзамен на верность Литературе..

Флаг верности Литературе как совести народа, по словам Д.Лихачёва, на прошедшей конференции взвился над школами: Раменская СОШ №19, Гимназия №2, СОШ №22 пос.Дубовая роща, Дергаевская СОШ№23, Клишевская СОШ №12, Софьинская СОШ, Кузяевская ООШ, Удельнинская гимназия, Раменская СОШ №5, Раменская СОШ №4.27 марта 2015г. подведены итоги муниципального тура областного конкурса сочинений учащихся 5. 7 10 классов «Спасибо за Победу !». На муниципальном этапе конкурса приняли участие 120 учащихся из 28 образовательных учреждений. 27 учащихся стали победителями и призёрами Конкурса. С гордостью они рассказывали в своих сочинениях о ратном и трудовом подвиге своих близких и дальних родственников.

Традиционно в апреле в общеобразовательных учреждениях района проводится среди учащихся 9-11 классов конкурс сочинений «Моя будущая профессия», приуроченный к празднику Труда. В этом учебном году улучшилось отношение школьников и учителей к этому конкурсу.

Среди задач Конкурса важнейшая - формирование деятельной любви к своему району через осмысление своей готовности к выбору определённой профессии.

В муниципальном туре Конкурса приняли участие 39 учащихся 9, 11 классов из 19 МОУ: Удельнинская гимназия, Гимназия№2 г.Раменское, СОШ №22 пос.Дубовая роща, Раменская СОШ №4, Раменская СОШ №8, Гжельская СОШ, Дергаевская СОШ №23, Ильинская СОШ №25, Ильинская СОШ №26, Кратовская СОШ №28, Клишевская СОШ №12,Островецкая СОШ, Родниковская СОШ №32, СОШ №11 пос.Дружба, Удельнинская СОШ №34, Юровская СОШ, Быковская СОШ №14, Кузяевская ООШ, Никоновская ООШ.

Участие школьников в конкурсе «Моя будущая профессия» – свидетельство профориентационной работы в образовательных учреждениях, работы по социализации выпускников.

Какие профессии оказались для наших выпускников притягательными, престижными?

Врач, машинист электропоезда, мастер художественной обработки металла, геолог, журналист, архитектор, учитель, юрист, лётчик, космонавт, спортивный тренер, парикмахер, дизайнер, юрист, экономист, журналист - вот перечень профессий, притягательных для наших выпускников на сегодняшний момент.

Многие выпускники пишут о выборе профессии учителя. Ученица 9 класса СОШ №22 пос. Дубовая роща Фролова Евгения назвала своё сочинение «Я хочу быть современным учителем». Эпиграфом её сочинения стало высказывание Н.Рериха: «Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Своих школьных учителей она ценит за безграничное терпение, самоотверженность. «Какие они? Талантливые фанатики, чудаки, которые всё-таки могут «наступить на горло собственной песне» и почти вовремя проверить тетради и заполнить журналы. Главные качества современного учителя – терпение, современность, профессионализм, и изобретательность. Учителю нужно быть интересным, всегда молодым, держать себя в форме…».

«От избытка сердца говорят уста» не всех участников конкурса. Некоторые из них воспользовались услугами Интернета и добросовестно скачали информацию о профессии, забыв о названии сочинения, в котором на первом месте стоит местоимение «МОЯ».

Сочинения школьников – всегда бесценный исторический документ эпохи, свидетельство о нашем времени, нашей земле, наших людях. Жаль, что не участвовали в этом конкурсе выпускники крупных образовательных учреждений: гимназия г.Раменское, Раменская СОШ №1, Раменская СОШ №21, Ново-Харитоновская СОШ №10 и др. Хотелось бы также, чтобы среди авторов сочинения о выборе профессии было побольше юношей.

Лазаренко Георгий, ученик 9 класса Дергаевской школы №23, покорил состав жюри зрелыми размышлениями о выборе главного занятия в жизни: врач, артист-гитарист, историк-археолог… Но годы последние особенные – гражданская война в Украине - остро поставили вопрос: кем быть, чтобы помочь в разрешении конфликта. Юноша признаётся: «Стыдно не знать своей истории, стыдно не знать, как жили твои предки. Я считаю, что приобщение к публицистике – это спасение для людей, для целых народов». Так пришла новая мечта - стать журналистом.

Читая и перечитывая сочинения школьников, приходится постоянно убеждаться в том, что потребность в осознании себя в мире и мира в себе огромна у детей периода становления личности, школьное сочинение даёт возможность поделиться своей мечтой, утвердиться в нравственном выборе.



Активное участие учителей-словесников в проведении подобных творческих конкурсов своих воспитанников способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения, созданию благоприятной развивающей среды.

Недаром в Концепции духовно-нравственного воспитания выражается надежда на осуществление духовно-нравственной консолидации народов России именно через школу, неравнодушного учителя:

«Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни»

Можно отметить на протяжении всего учебного года гражданскую активность и педагогов, и школьников в организации и участии разнообразных акций, связанных с празднованием 70-летия Победы и Года литературы.

Важнейшая задача учителей – словесников - максимально способствовать воспитанию у подрастающего поколения неподдельного интереса к отечественной истории и культуре, к жизни старших поколений, к высокохудожественной и правдивой литературе, чтобы противопоставить потребительскому культу - культ критического мышления и творчества. Участие школьников в конкурсах и конференциях должно плодотворно сказаться не только на результатах формирования функциональной грамотности, государственной итоговой аттестации, но и способствовать формированию у обучающихся системного творческого мышления.

Участие обучающихся в конкурсах, публичной защите проектов включает в активное образовательное пространство учащихся и городских, и сельских школ, способствует созданию развивающей среды.

Одна из наметившихся проблем – недостаточно активное участие в конкурсах и конференции учащихся, изучающих предметы гуманитарного цикла на профильном уровне, а также посещающих элективные курсы. Именно такую категорию школьников нужно учитывать при проведении конкурсов и конференций.

. Учителям, готовящим школьников к выступлению на конференции, необходимо учесть серьёзные недостатки исследовательских работ: авторы проектов не различают самостоятельное исследование и реферат, захлёбываются в обилии информации, ставшей доступной через Интернет, не умеют выбрать главное, критически относиться к разнообразным источникам информации.



Будем помнить, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать

Проведение конкурсов направлено на реализацию национальной программы «Одарённые дети». Государство не случайно вкладывает огромные инвестиции в человеческий капитал. В условиях глобального экономического рынка и информационного общества большие надежды возлагаются на инициативную личность, умеющую критически и творчески мыслить, находить нестандартные решения. Произошли желанные изменения в структуре и содержании заданий Олимпиады по литературе: вместо комплексного анализа текстов прозы и поэзии уже на школьном этапе рекомендуются творческие задания компетентностного типа: задания для уч-ся 5-6, 7-8 классов занимательны и посильны. От класса к классу нарастает сложность заданий и изменяется соотношение аналитической и творческой части

По русскому языку и литературе в Олимпиаде есть значительные победы на Всероссийском уровне- это ученики Гимназии г.Раменское, Гимназии№2 г.Раменское.

Одно из важнейших направлений работы РМО - мониторинговые исследования успешности формирования у школьников функциональной грамотности и грамотности чтения. Диагностические работы, проведённые в 2014-2015 уч.г. по русскому языку и литературе в 5, 6 7. 8, 9, 10 классах позволили выявить актуальные проблемы в филологическом и литературном образовании (См.документ «Результаты мониторинговых исследований -2015»).

На протяжении 2014/2015 уч. г. осуществлялось повышение квалификации учителей-словесников по актуальным проблемам современной информационной образовательной среды: «Формирование читательской компетентности и информационной культуры в условиях реализации ФГОС ООО» 23 уч.

На курсах «Совершенствование преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО»-52 уч.
В новом 2015-2016 учебном году РМО учителей русского языка и литературы планирует выполнение следующих задач:

-совершенствование работы ШМО учителей-словесников по всем направлениям методической работы;

-глубокое изучение результатов итоговой аттестации по русскому языку и литературе выпускников основной и старшей общеобразовательной школы;

– продолжение трансляции инновационного опыта учителей–словесников;

- изучение и внедрение в практику основных новаций ФГОС ООО как системы ценностных образовательных ориентиров на ближайшее время;

- повышение квалификации учителей-словесников с учётом перехода основной школы на ФГОС ООО.

- накопление информации о рациональном внедрении в образовательный процесс современных педтехнологий;

- проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся в 5-11 классах;

- проведение научно-практических семинаров по актуальным проблемам обучения русскому языку и литературы в современных условиях;

- вовлечение школьников в проектную и учебно-исследователскую деятельность.


2 июня 2014г. Методист З. М. Данильцева



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал