Андрейкина М. С. Бренд в сфере культуры и искусства. Правовая регламентация регистрации наименования учреждения



Скачать 188.89 Kb.
Дата02.05.2016
Размер188.89 Kb.
Андрейкина М.С.
Бренд в сфере культуры и искусства.

Правовая регламентация регистрации наименования учреждения
С экономической точки зрения, театр, как и любое другое предприятие, производит свой продукт - спектакль или иное культурно-зрелищное мероприятие. Этот продукт должен быть продан на определенном рынке.

В современных условиях не учитывать специфики, которую рынок привносит в деятельность организаций культуры и искусства, уже невозможно.

Как известно, с начала XX в. в связи с развитием массового производства основной проблемой для производителя стал вопрос не "как произвести", а "как продать". Одним из последствий движения в этом направлении можно считать сложившуюся к концу того же столетия "экономику брендов" (от английского brand- фабричное клеймо). В своей борьбе за потребителя производители все активнее стали нарабатывать и использовать такие нематериальные конкурентные преимущества, как:


  • репутация фирмы (качество, стиль);

  • известность товарного знака;

  • ассоциирование товара определенной торговой марки с принадлежностью его потребителя к тому или иному социальному слою/группе, уровню достатка и т. п.*

-------------------------------------------------------

*Например, крупный бизнесмен надевает на переговоры часы Rolex; молодежь, слушающая музыку разных направлений, носит одежду и обувь определенных фирм. Это происходит не потому, что другие часы плохо ходят, а одежда и обувь не защищают от холода, - брендовые вещи говорят за их обладателей: "Мы - такие-то!".

Очевидно, перечень примеров может быть огромен.

-------------------------------------------------------Экономическая специфика продукта в сфере культуры и искусства


Рассмотрим экономическую сущность продукта в сфере культуры и искусства на примере театральной деятельности. Хотя в исполнительских искусствах не приходится говорить о массовом производстве, тем не менее общая экономическая ситуация неизбежно накладывает отпечаток и на эту область хозяйственной активности. Есть еще одна причина, по которой организации культуры, в частности театру, более чем целесообразно обратить внимание на такой инструмент завоевания рынка, как бренд.

Театральный продукт, как и большинство результатов производства в сфере культуры и искусства, относится к экономической категории "услуг", а не "товаров"*.

-------------------------------------------------------

*Очень часто термин "товар" используется в своем расширительном значении: подразумеваются и товары, и услуги.

----------------------------------------------------------------------------
В силу особых свойств, присущих услугам, зритель, приобретая билет на спектакль или концерт, всегда покупает "кота в мешке". Поскольку "производство" спектакля происходит на сцене одновременно с его "потреблением" в зале, зритель не может "попробовать продукт" - немного посмотреть, а потом купить билет**.

-------------------------------------------------------

**Примем за аксиому, что в современных социально-экономических условиях повсеместное распространение принципа "платы на выходе", т. е. по степени удовлетворенности полученным зрелищем, невозможно.

-----------------------------------------------------------------------------


Но даже если сделать это возможным, например, показать анонс по телевидению с отрывками из спектакля, такой частич­ный просмотр все равно не даст возможности адекватно оценить продукт.

В отличие от товара, спектакль как услугу невозможно - если очень понравилось - купить "про запас": увы, услуги не хранятся. Этот продукт неосязаем. Более того, для услуг характерно непостоянство качества: каким бы гениальным ни был актер, невозможно гарантировать, что сегодня он сыграет столь же блистательно, как и вчера.


Бренд как культура и культура как бренд
Бренд отличается от обычного названия или имени тем нематериальным багажом, который "прилагается" к его обозначению:

  • легендой, мифом;

  • широкой известностью, узнаваемостью;

  • идентификацией с определенным качеством, стилем;

  • направлением и т. д.

Действительно, брендовый (брендированный) товар или услуга - это не просто продукт плюс название, это некие знания, полученные своим и обязательно подтвержденные чужим (знакомых, знакомых знакомых и, конечно же, СМИ) опытом.

Как правило, такие знания выходят далеко за рамки практического применения этого продукта. Датский экономист-футуролог Рольф Йенсен в своей книге "Общество мечты" утверждает, что современные люди вообще склонны приобретать "истории". И не столь важно, правдивы они или вымышленны (хотя обманывать ожидания зрителя ни в коем случае нельзя).

Сможет ли человек, ни разу не бывавший в Большом театре или никогда не посещавший Эрмитаж, что-то сказать об этих учреждениях культуры? Вероятнее всего, ответ будет положительным: повторим, что в данном случае не имеет решающего значения, насколько знания потребителя отвечают действительности, важно, что у него вообще уже сложились некие представление и отношение к той или иной организации культуры.

Мощные бренды в сфере культуры и искусства создавались на практике задолго до создания теории брендирования*.

Можно подтвердить это и с помощью иных примеров. Американцы с их во всем деловым подходом и к сфере представлений изначально отнеслись, как к бизнесу. К названию продукта они предъявляют особые требования, а коль скоро сфера культуры - тоже индустрия, то и актер - товар (в широком смысле слова). Имя Норма Джин Бейкер не подходит для секс-символа, Мэрилин Монро куда более звучно и легче запоминается**.

Брендом могут быть:



  • фирменное наименование;

  • товарный знак.

Если он представлен в иных правовых формах, например именем, то его охрана как интеллектуальной собственности практически невозможна***. Чтобы защитить такие бренды, их, как правило, приводят к форме либо фирменного наименования, либо (чаще всего) товарного знака.

Остановимся подробнее на юридической стороне такого явления, как бренд.

-------------------------------------------------------

* Брендирование - процесс создания и управления брендом.

** Можно предположить, что фильмы с участием Мэрилин Монро привлекали и при­влекают значительное число зрителей не потому, что она такая замечательная актриса и столько людей являются поклонниками ее таланта, а потому, что это сродни разгадыванию загадки: а правда ли она талантлива, а почему у нее было столько поклонников, насколько правдоподобна та или иная версия ее гибели и т. д. и т. п.

*** За рамками статьи оставлен такой правовой инструмент, как наименование мест происхождения товаров. Его применение весьма эффективно для народных промыслов, но не для организаций исполнительских искусств и музеев, на которые данная ста­тья ориентирована в первую очередь.

-------------------------------------------------------
Бренд - фирменное наименование
В соответствии со ст. 54 и 138 ГК РФ фирменное наименование является объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью) юридического лица.

Кроме ГК РФ, в отношении фирменных наименований необходимо руководствоваться до сих пор не отмененным Положением о фирме 1927 г. и Законом РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополитической деятельности на товарных рынках" (с многократно внесенны­ми изм. и доп., последние из которых от 09.10.02 № 122-ФЗ).



  • Юристы расходятся во мнениях по таким вопросам, как: должна ли осуществляться специальная регистрация фирменных наименований или достаточно регистрации юридического лица как такового;

  • обладает ли правом на фирменное наименование некоммерческая организация;

  • распространяются ли нормы о фирменном наименовании на частного предпринимателя.

Поэтому в рамках данной статьи просто обозначим их наличие и заметим, что отсутствие ясного и четкого юридического обоснования делает использование такого правового инструмента, как фирменное наименование, достаточно затруднительным.

Другая проблема заключается в том, что в соответствии с требованием ГК РФ (ст. 54)

наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Следовательно, например. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Солнышко" и Автономная некоммерческая организация (АНО) "Солнышко" - разные названия. Также и сосуществование Государственного академического Большого театра России и ООО "Большой театр", в случае появления последнего, не противоречило бы законодательству. Однако очевидно, что зритель вряд ли обратил бы внимание на подобные тонкости и воспринимал бы только "Солнышко" и "Большой театр".


Бренд - товарный знак
Более действенную защиту обеспечивает регистрация своего обозначения в качестве товарного знака.

В соответствии с Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 11.12.02 № 166-ФЗ) (далее - Закон № 3520-1) товарный знак - это словесное, изобразительное, объемное и т. п. обозначение (или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых юридическими или физическими лицами услуг (ст. 1 и 5).

Итак, товарным знаком могут быть:


  • слово;

  • словосочетание;

  • картинка;

  • сочетание слов и изображений;

  • даже звуковой сигнал (как правило, теле- и радиостанции используют звуковую "визитную карточку", так называемые "отбивки").

Если у театра, филармонии или цирка есть "звуковая визитка", широко известная в городе, и она может представлять интерес для коммерческих организаций, то в этом случае есть смысл регистрировать бренд как звуковое обозначение.

Название организации как товарный знак. В качестве товарного знака можно зарегистрировать название организации культуры. Регистрируемое обозначение может отличаться от юридического названия организации: имеет смысл регистрировать именно то понятие, с которым организация и ее деятельность ассоциируются у зрителя.

Так, ГАБТ зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение "БОЛЬШОЙ" (а также его вариант в латинице "BOLSHOI"), логотип в виде изображения основного здания ГАБТ и их сочетания. Государственный Академический Мариинский театр, кроме полного названия с логотипом, зарегистрировал также "Мариинский" (защитив и англоязычные варианты полного и сокращенного названий). Государственный Эрмитаж тоже зарегистрировал ряд товарных знаков, среди которых основным словесным обозначением является одно слово - "ЭРМИТАЖ".

Преимущество регистрации сочетания названия организации и логотипа заключается в том, что:


  • во-первых, это дешевле, чем регистрация двух обозначений по отдельности;

  • во-вторых, позволяет разрешить повсеместную проблему слабой охраноспособности названий российских учреждений культуры.

Речь идет о таких часто встречающихся в названиях организаций куль­туры словах, как "государственный", "муниципальный", "драматический", "молодежный" и т. п., в сочетании, соответственно, со словами "театр", "филармония", "цирк", "музей". Они могут входить в название только как неохраняемые элементы (подробнее об этом ниже).

В случае если название состоит только из такого рода слов (плюс наименование города или региона), вполне возможно, регистрация не нужна, поскольку использование этих слов регулируется другим законодательством, а именно Законом РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп.) и Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.). Кроме того, на федеральном уровне есть Закон РФ от 02.04.93 № 4737-1 «О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний» и постановление Правительства РФ от 07.12.96 № 1463 (в ред. от 02.02.98) по этому же вопросу.

Во многих субъектах Федерации уже приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие использование названий городов, областей, краев, республик и т. п.

Название театра "Драматический театр", не содержащее больше никаких опознавательных признаков, зарегистрировано быть не может, поскольку не способствует отличию услуг одних производителей от других и, соответственно, не имеет коммерческой ценности.

Проиллюстрируем на примере театров, что же дает регистрация названия организации культуры в качестве товарного знака и в каком случае о ней стоит задуматься всерьез. Нередко группа артистов театра, отправляясь в самостоятельные гастрольные поездки, указывает на афише, что это гастроли театра. Пока название не защищено как товарный знак, запретить работникам такое его использование почти невозможно. В результате театр теряет контроль над качеством продукции, которая идет под его маркой. Если постановки слабые (как правило), то театр лишается не только возможности оптимально выстраивать маршрут своих гастролей, но и зрителей вообще.

Закрепив свои права на товарный знак, организация культуры может не только запрещать его использование другими лицами, но и наоборот, настаивать на этом. Так, некоторые театры и филармонии требуют, чтобы их артисты, принимающие участие в сторонних проектах, указывали свою принадлежность к организации-работодателю. Такое требование может быть внесено в индивидуальный или коллективный договоры, заключаемые в соответствующей организации культуры. Использованию товарного знака может быть посвящен отдельный раздел в коллективном договоре, на практике это уже встречается.

В подтверждение вышесказанного приведем пример с Большим театром, который долгое время страдал от несанкционированных "гастролей Большого театра". Когда в 2002 г. в Израиле были объявлены выступления Большого, которые сам театр не планировал, удалось, используя защиту товарного знака, отменить эти лжегастроли и даже потребовать компенсацию.

Если под названием и/или логотипом театра, музея и т. п., широко известных в регионе, открываются ресторан, ателье, студия или журнал и использование этого обозначения дает им преимущество перед конкурентами по бизнесу, то это означает, что марка организации культуры достаточно высоко оценивается и ее необходимо защитить. То есть, нужно зарегистрировать свое обозначение и в дальнейшем либо использовать самостоятельно, либо продавать заинтересованным лицам право работать под этим товарным знаком.

Регистрация названия и/или логотипа как товарного знака важна, если у организации культуры несколько учредителей. Впоследствии, в случае реорганизации, с судьбой названия и логотипа организации легче разобраться при зарегистрированном товарном знаке.

Логотип как товарный знак. Следует иметь в виду:

при регистрации логотипа необходимо обратить внимание на то, чтобы были документально урегулированы все отношения с создателем логотипа.

Если разработкой фирменного стиля и логотипа занимается штатный художник организации, это должно быть отражено в ее внутренних документах: приказах, распоряжениях и т. п. Создание изображения в рамках выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию дает возможность трактовать созданный логотип как служебное произведение, права на использование которого принадлежат работодателю, т. е. организации культуры.

Если такая работа ведется приглашенным дизайнером или используется чье-то уже созданное произведение, то передача прав на использование изображения в качестве логотипа должна быть закреплена в договоре. Подобные меры позволят в будущем избежать ненужных проволочек и неприятностей.

Продолжая рассмотрение правовых аспектов фирменного наименования учреждения культуры, рассмотрим логотип и имя в качестве товарных знаков, а также процедуру их регистрации. Название и логотип проекта как товарные знаки. Вместо или вместе с регистрацией названия и логотипа самой организации бывает целесообразно защитить в качестве товарных знаков название и логотип проекта или серии проектов. Целесообразность этого определяется, в первую очередь, экономическими выгодами. Сможет ли кто-нибудь другой заработать на этом названии? Упадут ли доходы самой организации культуры, оттого что кто-то воспользовался ее обозначением? Если ответы положительны, очевидно, что регистрация необходима. Если же отрицательны, то с ней, скорее всего, можно подождать.

В первую очередь, регистрация названия проекта как товарного знака актуальна для "театров одной постановки", маркетинговая стратегия которых основывается на принципе: собрать все возможные дивиденды, максимально использовать один проект, а потом перейти к другому.

На сегодняшний день наглядным примером такой модели могут служить большинство мюзиклов (как у нас, так и за рубежом). В этой модели значительную долю финансовых поступлений составляют доходы от так называемого мерчандайзинга, что по сути означает продажу сопутствующих товаров под товарным знаком театра (проекта).

Примером эффективного использования товарного знака в театральной деятельности могут служить мерчандайзинговые товары мюзикла "Норд - Ост" - предметы из натуральной кожи, тисненные одноименной надписью: "пилотская" фляжка, коробочка для скрепок, брелок, ключница, визитница, рамка для фотографий, коврик для мыши, значок в коробочке, футболка, открытки, пакеты и даже командирский кожаный планшет.

С точки зрения использования современных менеджерских приемов вызывает интерес и уважение работа Эльшана Мамедова, возглавляющего "Независимый театральный проект". Понимая ценность названия постановки "Ladle's Night", пользующейся зрительской популярностью, он вышел за рамки привычной сувенирной продукции и, заключив договор с фирмой ООО "РОКОЛОР", специализирующейся на производстве соответствующих товаров, запустил в производство и продажу новую линию средств по уходу за волосами под тем же названием, что и спектакль. Популярность спектакля передалась и косметическому товару.

Приведем несколько иной пример, когда организация в сфере культуры регистрирует название проекта. Фирма "АРС" ведет обширную деятельность в музыкальной сфере и владеет целым пакетом товарных знаков (а может, и брендов!). Сюда входят такие обозначения, как: "Звуковая дорожка", "Доброе утро, страна!", "Утренняя почта", "Клип-ревю", "Песня года" и многие другие.



Имя как товарный знак. Имя человека также может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Как уже подчеркивалось, особой значимостью обладают имена популярных людей. Закон № 3520-1 указывает, что фамилия, имя, псевдоним (или производные от них) известного лица не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака без согласия этого лица или его наследника (ст. 7 п. 3).

Вроде бы эта норма защищает носителя имени и делает дополнительную защиту не обязательной, но тем не менее регистрация иногда бывает полезной. Яркий пример - случай с Государственным академическим центральным театром кукол им. С.В. Образцова. Театр зарегистрировал в качестве товарного знака свое официальное название вместе с логотипом, однако столкнулся впоследствии с неожиданной проблемой. Оказалось, что су­ществует человек, по паспорту Сергей Образцов, создавший свой собственный кукольный театр и гастролирующий с ним по школам. Немудрено, что когда в школе раздается телефонный звонок: "Вас беспокоит кукольный театр Сергея Образцова. Мы хотим к вам приехать", этому предложению несказанно рады. А после спектакля звонок уже в настоящий театр Образцова - звонок рассерженных и разочарованных зрителей, посмотревших очень слабый спектакль. Как с этим бороться?

Хотя юристы расходятся во мнении, а судебного прецедента, на который можно было бы опираться, еще нет, представляется, что регистрация имени и фамилии как товарного знака, по крайней мере, может дать правовое основание для подачи искового заявления и отстаивания своих интересов.

Заметим, что для регистрации имени и фамилии С.В. Образцова в качестве товарного знака театру необходимо было бы получить согласие его родственников.

Интересный прецедент представляет собой регистрация товарного знака "Лев Толстой" на Международный фонд "Наследие Л.Н. Толстого". Думается, что подобное действие не лишено смысла.
Использование незарегистрированного товарного знака
Указанными выше обозначениями можно пользоваться и без регистрации. Но в этом случае существуют две опасности. Первая: пока товарный знак не зарегистрирован, нельзя рассчитывать на его правовую охрану: если кто-то позаимствует ваше название и станет работать под ним, вы будете лишены возможности обращения в суд.

Вторая заключается в том, что этот кто-то (или еще какое-нибудь лицо, но не вы!) может осуществить регистрацию вашего названия раньше вас и затем запретить вам использовать зарегистрированное обозначение. Хотя законодательно и предусмотрены способы защиты от недобросовестной конкуренции, но они весьма дорогостоящи, растянуты во времени и не дают сто­процентно положительного результата. Для защиты своих интересов от подобных посягательств, запретов и трат проще и эффективнее осуществить процедуру регистрации первыми.


Процедура регистрации товарных знаков
Регистрация товарных знаков осуществляется в Роспатенте. В соответствии с Законом № 3520-1 и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания* (далее - Правила) необходимо подать заявку установленного образца, в которой сообщить данные о заявителе (наименование, некоторые реквизиты и адрес для переписки). Указываются также обозначение, на которое испрашивается охрана, и виды деятельности, которые будут осуществляться под данным товарным знаком.

Роспатент осуществляет экспертизу заявленного обозначения: снача­ла, в течение месяца, формальную - на предмет правильности оформления заявки и уплаты пошлины, затем "содержательную", т. е. самого обозначения, что обычно занимает год-полтора. Если Роспатент не находит основа­ний для отказа в регистрации, то патентное ведомство сообщает об этом заявителю, и после уплаты второй пошлины производится регистрация.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на территории РФ (международная регистрация в данной статье не рассматривается).

-------------------------------------------------------

* Утверждены приказом Роспатента от 05.03.03 № 32, зарегистрированы в Минюсте России 25.03.03, per. № 4322, опубликованы в "Российской газете" 03.04.03.

-----------------------------------------------------------------------------


Поскольку дата приоритета товарного знака чаще всего устанавливается по времени подачи заявки (также может испрашиваться выставочный, конвенционный приоритет или приоритет по выделенной - из ранее поданной - заявке), то имеет смысл сначала подать заявку, не уплачивая пошлину, и одновременно с этим заказать поиск. Если результаты поиска будут обнадеживающими, то заплатить пошлину:

  • за подачу заявки на регистрацию товарного знака и экспертизу заявленного обозначения взимается пошлина в размере 8500 руб. за один класс товаров, плюс 1500 руб. за каждый дополнительный (выплачивается в процессе подачи заявки);

  • за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него пошлина составляет 10 000 руб. вне зависимости от количества классов (выплачивается после прохождения экспертизы при положительном решении о регистрации);

  • за продление срока действия регистрации товарного знака взимается пошлина в размере 15 000 руб. (выплачивается по истечении 10-летнего срока). Для проведения регистрации необходимо;

  • во-первых, решить, что именно регистрировать в качестве товарного знака;

  • во-вторых, понять, является ли выбранное обозначение охраноспособным, т. е. есть ли основания для отказа в регистрации;

  • в-третьих, определиться, по каким классам товаров и услуг эта регистрация будет проводиться.

Для этого нужно либо самому внимательно изучить Закон № 3520-1 (ст. б и 7) и Правила (пп. 2.3-2.10), либо обратиться к специалисту, патентному поверенному. По Закону № 3520-1 (ст. 8 п. 2) российская организация культуры может самостоятельно подать заявку, а может воспользоваться услугами патентного поверенного.

Логично заранее выяснить, не зарегистрировал ли уже кто-нибудь такое же или похожее обозначение по таким же товарам и услугам. Проверку зарегистрированных и поданных на регистрацию обозначений можно осуществить, заказав соответствующий поиск в Роспатенте*.

-------------------------------------------------------* При выполнении поиска в течение 1 месяца для словесного обозначения эта услуга стоит 600 руб. за один класс плюс 120 руб. за каждый дополнительный, для изобразительного обозначения - 2400 руб. и 480 руб. соответственно. За проведение поиска в меньшие сроки тариф возрастает.

-------------------------------------------------------


Обозначения, не регистрируемые в качестве товарных знаков

В Законе № 3520-1 (ст. б и 7) и Правилах (пп. 2.3-2.10) указано, какие обозначения не допускаются для регистрации в качестве товарных знаков. Перечислим некоторые наиболее общие основания для отказа в регистрации;



  • не регистрируются обозначения, не обладающие различительной способностью (которые покупатель не может идентифицировать, выделить из общей массы обозначений);

  • являющиеся указанием конкретного вида товара или услуги (слово "театр" для театра), а также качественной или количественной характеристикой продукции (например, слово "драматический" для театра).

Такие обозначения могут входить в товарный знак как неохраняемые элементы.

Название, цитата или персонаж произведения литературы, науки или искусства, имя или псевдоним известного лица могут стать товарными знаками только при наличии разрешения соответствующего правообладателя.

Не могут быть зарегистрированы обозначения:


  • тождественные или сходные до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками (например, нельзя зарегистрировать "Abibas" для производства спортивной обуви и одежды, равно как и "Mike", потому что потребитель может перепутать их с "Adidas" и "Nike" соответственно);

  • вводящие в заблуждение;

  • противоречащие общественным интересам, гуманности и морали.

Сходство словесных обозначений определяется фонетически (по звуку), визуально (графически) и семантически (по смыслу) - п. 14.4.2.2 Правил. Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании внешней формы, наличия или отсутствия симметрии, по смысловому значению, по виду и характеру изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. д.) и сочетанию цветов и тонов (п. 14.4.2.3 Правил).
Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков
Как уже указывалось, при регистрации товарного знака необходимо определиться, в отношении каких товаров и услуг он будет использоваться. Существует Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков (на сегодня уже в восьмой редакции) - так называемая МКТУ8. Она содержит 45 классов.

Основным для сферы культуры является 41-й класс, в него входят библиотеки, дискотеки, издание книг, киностудии, культурно-просветительные и развлекательные клубы, организация выставок, спектаклей, представления, цирки, зоопарки, парки аттракционов, услуги музеев, услуги оркестров и др.

В некоторых случаях организациям культуры и искусства имеет смысл регистрироваться не только по 41-му классу. Определить, насколько потенциально коммерческим является товарный знак организации культуры, чтобы продвигать его в других сферах деятельности, - задача менеджмента.

Анализ зарегистрированных российскими театрами товарных знаков показал, что большинство из них, кроме основной - театральной - деятель­ности зарегистрировали свои знаки:



  • для производства печатной продукции, сувениров (16 и 20-й классы);

  • осуществления рекламной деятельности (35-й класс);

  • пошива одежды и обуви (25-й класс);

  • ресторанного бизнеса (42-й класс);

  • производства игрушек (28-й класс) и др.



Полезные нюансы
На каком этапе деятельности регистрировать товарный знак, должен определять менеджер организации в соответствии со своим видением рынка, стратегией и тактикой ведения дел и, конечно же, целями организации.

Очевидно, что общая сумма затрат на регистрацию товарного знака в организации культуры должна быть сопоставима с предполагаемыми доходами от его использования, включая возможную компенсацию ущерба от несанкционированного использования товарного знака.



Хотя приведенные примеры относились к московским и петербургским учреждениям культуры, многие организации в регионах также уже провели регистрации своих товарных знаков.

Заметим, что регистрация товарного знака не сделает в одночасье организацию брендом, поскольку таковым является не любой товарный знак, а только широко известный, "раскрученный". Серьезные бренды сегодня стоят гораздо дороже, чем сама фирма, т. е. ее материальные активы. Хочется искренне пожелать, чтобы российские организации культуры, обладающие бесценными нематериальными активами, смогли извлекать из этого пользу.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал