Аннотации программ учебных дисциплин (М1 ) Общенаучный цикл Базовая часть м б. 1 «Иностранный язык»



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4
Аннотации программ учебных дисциплин

(М1 ) Общенаучный цикл

Базовая часть

М.1.Б.1 «Иностранный язык»

Цель дисциплины: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: 1) речевой компетенции, направленной на развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); 2) языковой компетенции, подразумевающей овладение новыми языковыми средствами (лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, связанными с будущей профессиональной деятельностью студентов и решением социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сферах деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.

В процессе освоения данной дисциплины студент демонстрирует владение иностранным языком (ОК-14).



Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируется следующая компетенция: способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3)



Место дисциплины в учебном плане: М.1. базовая часть, дисциплина осваивается в 1-2 семестре.

Содержание дисциплины:

Английский язык.

Фонетика. Особенности английской артикуляции по сравнению с артикуляцией других языков. Понятие артикуляционного уклада. Понятие о нормативном литературном произношении (RР). Система гласных и согласных звуков. Долгие и краткие гласные звуки. Словесное ударение (ударные гласные полнозначных слов и редукция гласных). Одноударные и двуударные слова. Ритмика (ударные и неударные слова в потоке речи). Транскрипция ударных звуков как средство выражения ритмики. Интонация стилистически нейтральной речи (повествование, вопрос).

Грамматика. Множественное число существительных. Притяжательный падеж существительных. Артикль (основные правила употребления). Местоимения (личные, притяжательные, указательные, some, any). Числительные количественные и порядковые, дробные. Степени сравнения прилагательных и наречий. Оборот there is/there are. Система времен английского глагола Present, Past, Future (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Неправильные глаголы. Согласование времен. Пассивный залог. Модальные глаголы: can, may, must, have to, should. Словообразование: аффиксация, продуктивные суффиксы имен прилагательных, глаголов, наречий. Фразовые глаголы. Употребление инфинитива для выражения цели. Структура простого предложения. Структура безличного предложения. Отрицание. Образование вопросов. Придаточные предложения времени и условия. Прямая и косвенная речь.

Лексика и фразеология. Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика, относящаяся к общему языку и отражающая раннюю специализацию (общегеографическая лексика). Сочетаемость слов. «Неидиоматическая» (логическая) сочетаемость слов. Устойчивые выражения: наиболее распространенные разговорные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.п.). Знакомство с основными двуязычными словарями. Организация материала в двуязычном словаре. Структура словарной статьи. Многозначность слова. Синонимические ряды. Прямое и переносное значение слов. Слово в свободных и фразеологических сочетаниях.



Немецкий язык

Фонетика. Установка и корректировка тех звуков, неправильное произнесение которых ведет к искажению смысла: твердый приступ в начале слова и корня, гласные u - ü, o - ö, а—ä, противопоставление долгих — кратких гласных по признаку напряженности — не напряженности и по степени подъема. Ритмика немецкого предложения. Интонация и ее роль при выражении собственного отношения к высказыванию. Правила постановки ударения в немецких и интернациональных словах.

Грамматика для активного усвоения. Артикль. Склонение существительных (общая схема). Множественное число. Названия стран. Склонение имен собственных, географических названий и интернациональных слов. Отрицание. Личные местоимения, притяжательные, указательные. Предлоги для обозначения местоположения предмета в пространстве, для обозначения времени. Степени сравнения прилагательных (общие сведения). Презенс. Модальные глаголы. Глаголы с отделяемыми приставками. Перфект. Имперфект глаголов haben и sein. Грамматические структуры: место сказуемого и отрицания в немецком предложении, вопросительные и повелительные предложения. Конъюнктив как средство вежливого общения с собеседником, распространенные формулы-клише. Управление глаголов (наиболее употребительные глаголы). Местоименные наречия. Порядок слов в придаточных предложениях (общие сведения). Местоимения man и es и их функции. Словообразование: наиболее употребительные суффиксы и приставки существительных и прилагательных; субстантивация как один из самых распространенных способов образования новых смыслов.

Грамматика для пассивного усвоения. Основные грамматические конструкции, встречающиеся в немецких текстах: haben, sein zu + Inf., um zu + Inf., ohne zu + Inf., statt zu + Inf., Passiv личный и безличный, Zustandspassiv. Основные типы придаточных предложений, придаточные условные бессоюзные. Глаголы haben, sein, werden как самостоятельные и как вспомогательные в различных функциях.

Лексика и фразеология. Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика общего языка и общегеографическая лексика. Наиболее распространенные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.п.). Основные речевые модели для передачи основного содержания текста, в том числе на географические темы. Знакомство с основными типами словарей: двуязычными и одноязычными (толковыми, фразеологическими, терминологическими и т.д.).
Форма итогового контроля - экзамен

Разработчики:

доц. Менжулова А.С. ; доц. Анненкова Н.Н



М.1. Б.2. Информационные технологии

Информационные технологии

Цель и задачи дисциплины

Ознакомить студентов с возможностями и видами современных информационных технологий, обучить приемам их практического использования в профессиональной деятельности.



Основные задачи изучения дисциплины.

  • раскрыть тенденции информатизации общества, сущность категории «информация», значение терминов «информационные ресурсы» и «информационные процессы» в управлении предприятиями;

  • рассмотреть виды и возможности современных информационных технологий;

  • изучить принципы построения и использования автоматизированных информационных систем;

  • освоить приемы использования информационных технологий и информационных систем.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины магистрант должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • готовностью использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-9);

  • готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-12);

  • готовностью представлять результаты в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13).

В результате изучения дисциплины магистрант должен знать:

  • базовые понятия об информации и информационных технологиях;

  • предмет и основные способы организации информационных технологий, автоматизированных информационных технологий;

  • эволюцию и перспективы развития информационных технологий, их роль в технологизации социального пространства;

  • закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах (в том числе в системах управления), критерии оценки информационных технологий.

В результате изучения дисциплины магистрант должен уметь:

  • использовать организацию сетевых информационных технологий на основе современных коммуникационных средств;

  • анализировать интеграцию разных видов и классов информационных технологий в реализации информационных процессов;

  • пользоваться программными средствами для анализа и построения технологических процессов обработки данных в реализации прикладных информационных процессов.

В результате изучения дисциплины магистрант должен владеть:

  • навыками в реализации прикладных информационных процессов в среде автоматизированных информационных технологий;

  • навыками работы с использованием возможностей компьютерных, программных и коммуникационных средств для обработки информационных массивов.


Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин согласно ФГОС ВПО.

дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в информационные технологии

Определение информации. Данные. Виды информации. Свойства информации. Определение информационной технологии. Свойства информационных технологий. Характеристика автоматизированных информационных технологий. Виды обеспечения автоматизированных информационных технологий. Понятие платформы автоматизированных информационных технологий. Аппаратные средства в обеспечении автоматизированных информационных технологий. Операционные системы в обеспечении информационных технологий. Эволюция развития информационных технологий. Информатизация общества. Технологизация социального пространства.



Раздел 2. Технологический процесс обработки и защиты данных

Основные информационные процессы информационных технологий. Классификация информационных технологий. Предметные информационные технологии. Обеспечивающие информационные технологии. Функциональные информационные технологии. Объектно-ориентированные информационные технологии. Подходы к оценке информационных технологий, экономическая эффективность. Технологии и режимы обработки данных. Технологии защиты данных. Моделирование (построение схем) технологического процесса обработки данных.



Раздел 3. Информационные технологии конечного пользователя

Пользовательский интерфейс информационных технологий. Организация информационных технологий на рабочем месте пользователя. Автоматизированное рабочее место. Электронный офис. Гипертекстовые информационные технологии. Мультимедийные информационные технологии. Сетевые информационные технологии. Технология открытых систем.



Раздел 4. Интеграция информационных технологий

Распределенные системы обработки данных. Современные информационные технологии в сельском хозяйстве. Современные информационные технологии управления производством Системы электронного документооборота. Технологии хранилищ данных. Геоинформационные технологии. Видеоконференции. Корпоративные информационные системы.


Форма итогового контроля - зачет

Разработчики: старший преподаватель кафедры Информационного обес печения и моделирования агроэкономических систем, И.М. Семенова,
М.1.Б.3 Математические моделирование и проектирование

Цель и задачи дисциплины

Цель - формирование знаний и умений по разработке математических моделей управления воспроизводством плодородия почв и продукционным процессом в агрофитоценозах.

Задачи: освоение методологических и теоретических основ моделирования и проектирования; овладение методикой разработки моделей плодородия почв и оптимизации его воспроизводства;разработка моделей управления урожаем сельскохозяйственных культур и его качеством.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

готовностью применять разнообразные методологические подходы к моделированию и проектированию сортов, систем защиты растений, приемов и технологий производства продукции растениеводства (ПК-5) готовностью использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать: роль моделирования в агрономии, классификацию моделей, свойства моделей, принципы и этапы математического моделирования; модели управления почвенным плодородием земель сельскохозяйственного назначения; модели сорта, планирования урожая, посева сельскохозяйственных культур, агрофитоценоза, базовых технологий производства растительной продукции;

уметь: разрабатывать модели оптимального плодородия почв и агроэкосистем различного уровня продуктивности.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Математическое моделирование и проектирование» относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин согласно ФГОС ВПО, дисциплина осваивается во 2 семестре.



Содержание дисциплины

Раздел 1. Методологические и теоретические основы моделирования и проектирования Понятие о моделях и моделировании. Значение моделирования в научных исследованиях по агрономии. Структура и функции модели. Способы построения модели. Классификация математических моделей и их характеристика: описательные (эмпирические) и объяснительные (теоретические), оптимизационные и имитационные, статистические и динамические, детерминистические и стохастические.

Свойства модели. Принципы моделирования.

Этапы моделирования: выбор типа модели и обоснование степени ее сложности, разработка содержания модели, формализация модели, определение вида функций и параметров модели, оценка адекватности модели, анализ чувствительности модели, использование модели.

Роль математического моделирования при проектировании технологий управления продукционным процессом агрофитоценозов. Виды моделей, используемых в агрономии. Статистические модели агроэкосистем. Обусловленность использования регрессионных моделей особенностями эмпирических данных. История разработки статистических моделей продуктивности агроэкосистем. Моделирование по обобщенным агрометеорологическим показателям. Ограничения области применения регрессионных моделей при проектировании.

Динамические модели. Сущность. Динамические модели формирования урожая.

Раздел 2. Моделирование плодородия почв

Анализ свойств почв как объекта моделирования их плодородия. Причинно-следственные связи и зависимости, положенные в основу моделей почвенного плодородия. Зависимость урожая сельскохозяйственных культур от свойств и показателей плодородия почв и их обоснование для включения в модель. Определение оптимальных параметров агрофизических, агрохимических биологических показателей плодородия почв различных типов и разновидностей с учетом планируемого уровня урожайности сельскохозяйственных культур для конкретной модели. Моделирование и экспериментальное обоснование оптимальных величин показателей плодородия почвы.

Технологические модели плодородия как пример информационных моделей.

Разработка проектов технологий простого или расширенного воспроизводства плодородия почв и включение их в соответствующий блок модели.

Экономическая и энергетическая оценка модели управления воспроизводством почвенного плодородия.

Моделирование пространственного распределения свойств почвы.

Динамические модели накопления и распада пестицидов.

Модели почвенной эрозии. Универсальные модели потерь почвы эрозии USLE, WEPP. Модели государственного гидрологического института.



Раздел 3. Моделирование агроэкосистем

М. А. Митчерлих и первые математические модели в агрономии. Описание сопряженности регулируемых показателей агроэкосистемы с ее продуктивностью на основе регрессионных (линейных и нелинейных) моделей.

Моделирование и модели оптимизации структуры землепользования. Использование прогнозного моделирования при проектировании элементов систем земледелия.

Моделирование в селекции сельскохозяйственных культур. Требование к модели сорта. Моделирование при планировании урожайности культур. Оптимизация модели посева культур для различных условий регионов. Модель агрофитоценоза. Модели систем удобрения и защиты растений, обработки почвы. Использование моделирования в практике регулирования сорного компонента агрофитоценозов. Моделирование связи засоренности и продуктивности.

Использование моделей при разработке проектов технологий производства растительной продукции.

Основные технологические блоки управления продукционным процессом растений. Базовая модель технологий производства продукции растениеводства. Адапторы к базовым технологиям.

Моделирование пространственного распределения урожайности, сорняков, вредителей болезней по полю, участку, делянке.

Использование математических моделей для экологически безопасного применения пестицидов в севооборотах. Понятие о программе макро-дабе.

Информационное обеспечение математических моделей агроэкосистем. Системы поддержки принятия решений (СППР), геоинформационные системы (ГИС), системы управления баз данными (СУБД), автоматизированные системы управления (АСУ). Программы ARC/INFO, p MAP и их использование при прогнозе развития агроэкосистем.
Форма итогового контроля - зачет

Разработчики: доцент каф. математики Листров Е.А.
Вариативная часть
М.1.В.1 Статистическая обработка опытных данных

Цель дисциплины – формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков в применении статистических методов обработки экспериментальных данных.

Задачами дисциплины являются изучение:

- теоретических основ используемых статистических методов;

- сущности дисперсионных методов и алгоритма расчетов в них, свойств и значения полученных статистических характеристик, приобретение умения оценивать опытные данные и делать правильные выводы на основе результатов их дисперсионного анализа;

- сущности корреляционного анализа опытных данных, алгоритма расчетов соответствующих показателей, приобретение умения оценивать полученные характеристики и делать правильные выводы;

- сущности регрессионного анализа данных, приобретение умений, необходимых расчетов и умение делать правильные выводы и оценки;

- сущности корреляционно-регрессионного анализа, приобретение умения практического его использования для обработки опытных данных и получения правильных выводов.

Место дисциплины в учебном плане: М.1. базовая часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции: способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-10); готовностью представлять результаты в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13)

В результате изучения дисциплины магистр должен:

- иметь представление о видах ошибок в опытах и возможностях их учета, о возможных законах распределения случайных величин, о статистической вероятности, о способах повышения репрезентативности выборки, о статистических гипотезах;

- знать определения и сущность основных статистических понятий, показателей, констант, законов (случайная величина, событие, статистическая совокупность, выборка,и ее объем, медиана, средняя арифметическая, дисперсия, стандартное отклонение, частость, коэффициент вариации, свойства среднего, дисперсии и т.п., закон нормального распределения случайной величины, ошибки выборочных констант, сущность статистических методов обработки опытных данных: дисперсионного, корреляционного, регрессионного и корреляционно-регресионного анализов, статистических оценок и критериев;

- уметь проводить статистическую обработку опытных данных разными методами: дисперсионного, корреляционного, регрессионного и корреляционно-регресионного анализов и уметь интерпретировать полученные показатели и оценки и использовать их для анализа опытных данных.



Содержание дисциплины.

Раздел 1. Теоретические основы статистических методов анализа

В данном разделе даются основные понятия, термины, закономерности, свойства случайной величины, используемые в различных статистических методах (испытания, события, случайная величина, статистическая совокупность, выборка, их объем, репрезентативность выборки и способы ее повышения, вариационный ряд, мода, медиана, математическое ожидание, частность, вероятность, гистограмма, полигон частот, функции распределения случайной величины, дисперсия, стандартное отклонение, законы распределения случайной величины, свойства и закономерности нормальной случайной величины, математическое ожидание, дисперсия, стандартное отклонение, ошибки репрезентативности, доверительный интервал, критерии Стьюдента, Фишера.



Раздел 2 Методы статистической обработки опытных данных

В данном разделе даются общие представления о принципах дисперсионного, корреляционного и регрессионного анализов, методика расчетов, сущность, использование и интерпретация полученных результатов.


Форма итогового контроля - экзамен

Разработчик:

доцент кафедры

агрохимии и почвоведения _________________Брехов П.Т.
М.1.В.2 Химия почв

Цель дисциплины: формирование знаний о химических основах почвообразования и плодородия почв, исследование состава, свойств почв и протекающих в почвах процессов на ионно-молекулярном и коллоидном уровнях.

Задачами дисциплины является изучение:

- химии почвенной массы; - химии почвенных процессов; - химических основ плодородия; - аналитической химии почв; - теоретической химии и инструментальных экспрессных методов химического исследования и анализа почв; - теоретических основ и методов охраны почв от химического загрязнения



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владением физическими, химическими и биологическими методами оценки почвенного плодородия агроландшафтов (ПК-2); готовностью применять разнообразные методологические подходы к моделированию и проектированию агроэкосистем, оптимизации почвенных условий, воспроизводству плодородия почв и систем удобрения для различных сельскохозяйственных культур (ПК-5); способностью обосновать оптимальный способ использования земли, средств химизации и механизации для получения наибольшей экономичекой и экологической эффективности (ПК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные этапы развития химии почв, - химию почвенной массы; - химию почвенных процессов;

- химические основы плодородия; - аналитическую химию почв;

Студент должен уметь:

- проводить отбор почвенных образцов и подготовку почвы для анализа, - определять общие химические и физико-химические свойства почвы, - давать агрономическую оценку основным почвенным процессам и их изенению при с.-х. использовании почв и проведении химической мелиорации, проводить экологическую оценку земель и обосновывать мероприятия по регулированию почвенного плодородия, охране почв и рекультивации земель.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл М.1. вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины.

Раздел 1. Химия почв, предмет, методы, цели и задачи

Предмет и содержание химии почв. Понятие о почве. Почва как компонент биосферы и основное средство с.-х. производства. Значение химии почв для различных отраслей с.-х. и его взаимосвязь с другими науками. Возникновение и основные этапы развития химии почв как науки.

Раздел 2. Химия почвенной массы

2.1. Учение о химическом составе почвы.

Понятие о элементном и фазовом составе почв. Зависимость химического состава и окраски почвы. Состав твердой, жидкой, газовой фаз почв. Равновесие в системе фаз.

2.2. Строение и свойства почвенных компонентов.

Простые соли, оксиды и гидроксиды. Глинистые минералы. Гумус, органоминеральные вещества. Их строение, свойства и значение в почвообразовании.

2.3. Свойства почвы.

Понятие о поглотительной способности, реакции среды почвы. Коллоидно-химические и окислительно-восстановительные свойства почвы.

Раздел 3. Химия почвообразовательных процессов.

3.1. Трансформация вещественного состава при почвообразовании.

Синтез и разложение минералов. Разложение органических остатков. Синтез гумусовых веществ. Химия новообразований.

3.2. Химические процессы дифференциации почвенного профиля и ландшафта.

Распределение отдельных элементов по почвенному профилю различных типов и подтипов почв. Формирование гумусоаккумулятивного, элювиального и иллювиального горизонтов.

3.3. Зависимость свойств и состава почв от гидротермических и биологических условий.

Изучение влияния количества осадков, суммы активных температур и различных возделываемых культур на химические и физико-химические свойства почвы.

Раздел 4. Химические основы почвенного плодородия.

4.1. Запасы элементов питания и их балансы.

Валовые запасы. Резервы элементов питания. Понятие балансов элементов. Особенности баланса элементов в целинных ландшафтах и агроценозах. Химические и термодинамические основы подвижности и доступности элементов растениям.

4.2. Химические приемы регулирования почвенного плодородия.

Определение потребности в химической мелиорации. Расчет доз удобрений.

Раздел 5. Аналитическая химия почв.

5.1. Методы идентификации и количественного определения элементов и веществ.

Понятие валовой анализ почв. Методы определения некоторых почвенных элементов.

5.2. Методы измерения свойств почв.

Определение рН. Определение окислительно-восстановительного потенциала. Определение коллодино-химических характеристик почвы.

5.3. Методы определения специфических почвенных показателей.

Изучение группового и фракционного состава гумуса. Обменные катионы. Групповой состав минеральных компонентов. Виды кислотности и щелочности почв.

Форма итогового контроля - экзамен

Разработчик:

доцент кафедры

агрохимии и почвоведения _________________Буданцев П.Б.
М.1.В.3 Биология и экология почв

Цель дисциплины.

Основы данной дисциплины следует изучать с целью:

- выявления связей различных компонентов почвы и биосферы в целом;

- определения роли каждого объекта биоты в формировании почвенного БГЦ; - правильного подбора с.-х. культур в соответствии с экологической ситуацией территории; - установления механизмов протекающих в почве процессов, их биохимической сущности; - производства экологически безопасной продукции.

Курс «Биология и экология почв» поможет студентам получить навыки работы с почвенными образцами с целью определения специфических групп организмов, их роли в формировании почвенно-поглощающего комплекса и плодородия. Студенты познакомятся с методами почвенной микробиологии и биохимии. Они смогут определить влияние на них различных агроприемов (внесения удобрений, мелиорантов, применения средств защиты растений), т.е. таких воздействий на почву, без которых невозможно современное сельскохозяйственное производство. В процессе лабораторных исследований студенты смогут выявить основные закономерности взаимодействия абиотических и биотических компонентов природных и аграрных экосистем.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл М.1. вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина нацелена на формирование компетенций:

способностью понимать сущность современных проблем агропочвоведения, агрохимии и экологии, современных технологий воспроизводства плодородия почв, научно-технологическую политику в области агроэкологически безопасной сельскохозяйственной продукции (ПК-1);

владением физическими, химическими и биологическими методами оценки почвенного плодородия агроландшафтов (ПК-2);



проектно-технологическая деятельность:

способностью самостоятельно выполнять лабораторные исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современных методов исследования почв, растений, удобрений и сельскохозяйственной продукции (ПК-11);

готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-12);

готовностью представлять результаты в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия в области биологии и экологии почв; методологические и организационно-методические принципы единства и самостоятельности компонентов изучаемой системы; - методы определения основных групп почвенной биоты; - взаимосвязи отдельных компонентов экосистемы и биосферы в целом; - роль и место почвы в биосфере; - экологические функции почвы; - методы микробиологического анализа; - правила работы с почвенными образцами.

Студент должен уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности; - владеть методами микробиологического анализа; - работать с нормативными документами; - осуществлять системный подход при изучении состояния почвы агроэкосистем на основе знаний состояния ее биотического компонента.

Методологическим стержнем курса является синергетический подход: единство биотических и абиотических факторов среды.

Содержание дисциплины

Раздел 1 Предмет, цели и задачи дисциплины. Методология и методы изучения

1.1 Биология и экология почв: понятие, специфика, сущность.

1.2 Основные термины и определения.

1.3 Концепция почвы В.В. Докучаева и место в ней живого компонента.

1.4 Синергетический подход как основа методологии курса.

1.5 Методы в биологии и экологии почвы.

Раздел 2 Место почвы в единой биосфере. Экологические функции почвы

2.1 Теория эволюции биосферы Вернадского.

2.2 Строение современной биосферы и место в ней почвы.

2.3 Связь почвы с другими компонентами экосистем и биосферы в целом.

2.4 Связь в почве биотического и абиотического компонентов.

2.5 Экологические функции почвы.

Раздел 3 Биология почв: основные составляющие и их связи

3.1 Структура и состав почвенной биоты, ее связь с абиотической средой.


    1. Высшие растения.

    2. Почвенные водоросли.

    3. Почвенные животные.

    4. Почвенные грибы.

    5. Лишайники.

    6. Прокариоты.

    7. Вирусы и фаги.

    8. Роль всех групп организмов в почвообразовании.

Раздел 4 Ферменты в почве и их активность как интегрированный показатель биологической активности почвы. Экологическая роль почвенных ферментов

4.1 Почвенные ферменты: источники и роль в плодородии почвы.



    1. Классификация ферментов.

    2. Функции ферментов в биологическом круговороте веществ.

    3. Ферменты и урожай.

    4. Ферментативная активность как интегральный показатель биологической активности почвы.

Раздел 5 Превращение веществ и энергии в биосфере и роль в них микроорганизмов

5.1 Характеристика микробного метаболизма.



    1. Цикл углерода.

    2. Превращение кислорода.

    3. Образование и окисление молекулярного водорода.

    4. Циклы основных элементов минерального питания растений (азот, фосфор, калий).

    5. Превращение серы, железа, марганца и других элементов.

Раздел 6 Биологические процессы в почвообразовании и роль их в формировании плодородия почв (агроэкологический аспект)

    1. Основные процессы почвообразования.

    2. Разложение растительных остатков и формирование подстилки.

    3. Образование и разложение гумуса.

    4. Участие микроорганизмов в разрушении и новообразовании минералов.

    5. Экологические функции почвенных микроорганизмов (превращение углерода, азота, фосфора и других элементов).

    6. Закономерности функционирования микробных популяций в почве, их экологическая стратегия

    7. Биотические сообщества зональных типов почв РФ.

    8. Основные принципы биологической индикации и диагностики почв.

Форма итогового контроля - экзамен

Разработчик: канд. с.-х. наук, доцент каф. экологии Кольцова О.М.
М.1.В.4. Моделирование в почвоведении, агрохимии, экологии

Цель дисциплины – формирование и развитие навыков и умений моделирования природных процессов почвообразования и эволюции почв формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по моделированию в агрохимии и экологии.

Задачами дисциплины является изучение: - минерального питания растений и методов его регулирования в современных условиях на основе построения моделей; агрохимических свойств, определяющих плодородие почвы, потребность в удобрениях и химических мелиорантах посредствам моделирования;

  • экологических аспектов применения удобрений и мелиорантов на основе построения моделей. методологических и теоретических основ моделирования в почвоведении, агрохимии и экологии; экологических моделей по различным предметным сферам - почва, вода, воздух, растительный и животный мир; анализ полученной в процессе моделирования информации (и т.д.).

Место дисциплины в учебном плане: Цикл М.1. вариативная часть, дисциплина осваивается во 2 семестре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); готовностью применять разнообразные методологические подходы к моделированию и проектированию агроэкосистем, оптимизации почвенных условий, воспроизводству плодородия почв и систем удобрения для различных сельскохозяйственных культур (ПК-5)

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • иметь представление об использовании моделирования в области агрохимии, почвоведении и экологии для изучения особенностей питания с.-х. культур, круговороте, балансе элементов питания, путях их превращений в системе «почва-растение-окружающая среда», а также о решении задач производства качественной и безопасной продукции, рационального использования природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем;знать о возможности моделирования процессов превращения удобрений в почве, способов регулирования плодородия ее, для оптимизации питания растений и агрохимических свойств почвы, с целью увеличения производства качественной и безопасной с.-х. продукции;

  • правильно выделять теории, на которые необходимо будет опираться при моделировании;

  • раскрывать значения теорий, обобщать теории и устанавливать их взаимосвязь;

  • вести наблюдения за поставленным экспериментом и делать выводы на основе полученных результатов наблюдений;

  • интерпретировать полученные результаты;

  • описывать эксперимент и представлять результаты в разных формах с использованием символикографических средств отображения информации (обобщающие таблицы, схемы, графики, рисунки);

  • активно использовать информационно-коммуникационные технологии;

Магистры должны уметь:

- использовать методические приемы и частные методы моделирования;

- владеть методологией использования моделирования в области агрохимии, почвоведении и экологии для изучения особенностей питания с.-х. культур, круговороте, балансе элементов питания, путях их превращений в системе «почва-растение-окружающая среда», а также о решении задач производства качественной и безопасной продукции, рационального использования природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем.

Содержание разделов учебной дисциплины

Раздел 4.1 Методологические и теоретические основы моделирования

в почвоведении, агрохимии и экологии

Общие сведения о моделях и моделировании. Требования, предъявляемые к моделям. Виды моделей. Характеристика типов моделей: описательные, изобразительные, модели-аналоги, функционирующие модели-системы, символические модели. Математические и логико-лингвистические модели. Имитационные модели. Типы моделей и возможности учета в них факторов природопользования. Принципы моделирования. Этапы моделирования.

Раздел 5.1 Моделирование в почвоведении

Системный подход и математические модели в почвоведении. Системный анализ. Основные понятия, анатомия математических моделей (управляющие функции, переменные параметры, функциональные зависимости). Основные математические средства построения моделей; замыкание моделей. Применение ЭВМ при математическом моделировании. Моделирование процессов массо- и энергопереноса в почве. Теплоперенос в почвах, движение влаги в почве, вертикальная миграция растворенных веществ. Математическое моделирование биогеохимических циклов. Математическое моделирование солевого режима почв. Моделирование процессов трансформации вещества в почве. Процессы разложения органического вещества в почве, процессы микробиологической трансформации вещества в почве. Комплексные модели миграции и транформации вещества в почве.

Раздел 5.2 Использование моделирования в агрохимии

В данном разделе дается представление об использовании моделирования в области агрохимии, для изучения особенностей питания с.-х. культур, круговороте, балансе элементов питания, путях их превращений в системе «почва-растение-окружающая среда», а также о решении задач производства качественной и безопасной продукции, рационального использования природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем. О возможности моделирования процессов превращения удобрений в почве, способов регулирования плодородия ее, для оптимизации питания растений и агрохимических свойств почвы, с целью увеличения производства качественной и безопасной с.-х. продукции.

Раздел 5.3 Моделирование развития экосистем

Понятие экосистемы. Популяции. Взаимоотношения в популяциях, межпопуляционные связи. Взаимоотношения организмов со средой. Биологическое разнообразие и устойчивость экосистем. Оценка устойчивости экосистем. Экологическая модель В. Вольтера «хищник-жертва». Экологическая модель конкуренции двух видов.

Раздел 5.4 Характеристика и особенности образования загрязняющих веществ

Классификация загрязняющих веществ. Источники загрязнения атмосферы: теплоэнергетика, автотранспорт, горнодобывающая и металлургическая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, химическая промышленность, сельскохозяйственное производство. Воздействие основных загрязняющих веществ на живые организмы: оксиды углерода, оксиды серы, оксиды азота, аэрозоли.

Раздел 5.5 Моделирование процесса распространения загрязняющих веществ. Рассеяние загрязнителей в индивидуальных средах. Молекулярная диффузия в атмосфере и водной среде (применение законов Фика). Диффузия в почве и донных осадках. Рассеяние загрязняющих веществ атмосферы из дымовых труб. Диффузия в водной среде. Трансграничный перенос загрязняющих веществ в атмосфере. Межфазный перенос загрязняющих веществ в атмосфере. Решение типовых задач.

Форма итогового контроля – зачет

Разработчики: доктор .с.х.н. доц. Стекольников К.Е.,

канд с.-х. н- Луценко Р.Н., Стекольникова Н.В.



Дисциплины по выбору

М.1. КПВ.1 Логика

Цель дисциплины:

формирование у студентов навыков правильного, непротиворечивого и аргументированного, рассуждения и становление культуры мышления и ведения дискуссии



Требования к уровню освоения курса. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2)

Место дисциплины в учебном плане:

Дисциплина «Логика » осваивается в 1 семестре.



Содержание дисциплины:

Раздел 1. Основные формы мышления.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал