Антонович Л. Ю., Ердаков Л. Н., Довбня С. Е



Скачать 129.72 Kb.
Дата30.04.2016
Размер129.72 Kb.
Антонович Л.Ю., Ердаков Л.Н., Довбня С.Е.,

Мастинская Р.А., Молодцова З.В, Чубыкина.


НАЧАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
1. Пояснительная записка

а) цели и задачи программы:

Содержание программы курса “Начальная экология” направлено на развитие познавательных, эмоциональных и творческих способностей учащихся начального звена школы, конструирование ими в своем сознании целостной картины окружающего мира и осмысление себя как частицы этого мира.

Реализация заданной цели возможна при решении задач развития, обучения и воспитания младшего школьника:


  1. Формирование способности общения с природными объектами посредством органов чувств (зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания).

  2. Развитие памяти, воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.

  3. Приобретения учащимися опыта взаимодействия со средой обитания стимулирующего развитие личности и стремления к самостоятельному приобретению знаний.

  4. Обучение моделированию своего поведения в природе.

  5. Формирование представлений о разнообразии природы и согласованности элементов животного и растительного мира.

Экология в начальном звене школы изучается на уровне живых организмов и природных сообществ своего края. Следовательно, предметом изучения на уроках начальной экологии являются системы “организм- среда” и “природное сообщество – среда”.

Ведущая идея курса – выявление приспособленности организмов к среде своего обитания и друг к другу, в том числе неразрывность связи человека и природы.

Содержание программы знакомит с фундаментальными экологическими положениями, что соответствует ведущей роли теоретических знаний. Сюда могут быть включены:

учение о среде обитания;

учения об адаптациях организмов;

правила организации сообществ.



б) обоснование необходимости программы и ее новизна

Основная задача экологического образования – воспитание нового поколения с экоцентрическим типом экологического сознания, мировоззрения. Формирование личности ребенка должно начинаться как можно раньше, отсюда и неоспоримая решающая роль начальной школы в системе непрерывного экологического просвещения. Для реализации этой проблемы предлагается программа, адекватная психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Новизна данной программы состоит в том, что наука экология здесь не подменяется природоведением, основами безопасности жизнедеятельности, валеологией или какими-либо еще может быть и важными, но включающими лишь фрагменты экологических знаний предметами. Достаточно сложные экологические понятия адаптированы в ней к возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

в) возраст учащихся, на которых рассчитана программа

Программа ориентирована на детей 6 – 10 летнего возраста, обучающихся в начальном звене средней общеобразовательной школы.



г) объем программы в часах и продолжительность курса

Программа рассчитана на четыре года обучения, с 1 по 4 классы, по одному часу в неделю, то есть ежегодно по 35 часов в каждом классе.



д) краткое описание методики преподавания

Характерной особенностью программы является интегративно-гуманитарный подход к рассмотрению естественно научных аспектов и формированию обобщенного (вариативно-вероятностного) мышления у младшего школьника, как составной части мышления диалектического. По своей сути экологическое мышление является интегративным, да и ребенок воспринимает природное окружение целостным, нерасчлененным. Интегративно-гуманитарный подход играет решающую роль и в мотивации обучения. А через личную заинтересованность создаются условия для саморазвития личности.

Использования разных видов обучения (физико-сенсорное, эмоциональное, образное, словесно-логическое) способствует развитию у младшего школьника способности воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследуя его через собственное взаимодействие с ним. Младшие школьники до 10 лет “образники”, поэтому очень важно осуществлять обучение начальной экологии с опорой на образы. Развитие образного мышления с элементами словесно-логического требует сегодня не только обновления содержания образования, но и методики преподаваемого предмета. Это возможно при условии, если большую часть учебного времени отвести на непосредственное взаимодействие ребенка с окружающей природой: вовлекать его в практическую исследовательскую работу для приобретения опыта творческого и эмоционально-чувственного отношения к миру.

В преподавании начальной экологии используются разнообразные формы обучения: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, практическая деятельность на пришкольном участке и экологической тропе, детские праздники, конкурсы творческих работ. Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная, она включает: наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.



ж) ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки

Понимание ребенком своего места в природе, эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и растениям, вывод ребенка на самооценку своих поступков.

Методами оценки результатов изучения экологии могут быть: тестирование, решение экологических задач, творческие работы школьника, оценка поведения ребенка при его непосредственном общении с природными объектами.

з) требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения

Знать:


  • об основных экологических закономерностях живой природы;

  • о приспособлении животных и растений к среде обитания и друг к другу;

  • понятия : живой организм, среда обитания, сообщества(лес, луг, водоем), приспособление, многообразие живых организмов, человек как природное и социальное существо.

Уметь:

  • вести наблюдение за природными объектами;

  • самостоятельно находить зависимости между организмами компонентами среды;

  • прогнозировать последствия своего поведения в природе.

2. Последовательный перечень тем с их кратким содержанием и указанием времени необходимого на их изучение


1 класс (35 часов)
Читаем загадочную книгу Природы

Мир вокруг нас (3 час)

Восприятие человеком окружающего мира. Органы чувств и их роль в восприятии и познании природы. Разнообразие объектов и явлений окружающего мира: форм, красок, звуков, ароматов.



Природа и мы (3 час)

Многообразие природы, Живая и неживая природа. Погодные явления в краю, где мы живем. Мир вокруг нас изменчив и постоянен.



В мире растений ( 6 час)

Строение растений. За что ответственен каждый орган у растения. Условия необходимые для жизни. Способы движения у растительных организмов. Разнообразие растений. Жизненные формы. Эмоциональное восприятие детьми изменений в растительном мире по временам года. Растения неповторимый источник красоты и вдохновения в поэзии, музыке и живописи. Красота, неповторимость, хрупкость и ранимость растений.



Животные вокруг нас ( 5 час)

Мелкие животные в воздухе, под ногами, на листьях и стеблях растений. У каждого свои особенности и свои имена. Занятия этих удивительных животных. Их проблемы и заботы. Красивые и не очень имеют право жить.



Летающие животные – птицы ( 6 час)

Птицы знакомые и незнакомые. Узнаем их по облику, голосам, полету, окраске. У птиц есть дом и семья. Птичье меню. Птицы в разные времена года. В нашем доме они невольники и счастливцы.



Наземные животные (7 час)

На земле живут звери, земноводные, пресмыкающиеся. Многие из них – персонажи сказок, басен. Особенности внешнего вида. Где живут, чем питаются, как размножаются, какие у них повадки. По отношению к человеку они беззащитны, а потому в опасности.



Животные живущие в воде (3 час)

В воде обитают знакомые и незнакомые рыбы. Портрет рыбы (обтекаемое тело, конечности – плавники, рыбий хвост, жабры). Рыба в воде плавает, видит, слышит, дышит, находит пищу и рождается из икринки. Пестрый мир аквариумных рыбок. Тяжелые времена для рыб – зима, есть нечего, дышать трудно. Помощь человека в зимнее и весеннее время.



Итоговое обобщение ( 2 час)

Растения и животные в таком изменчивом мире. Гармония всего многообразия живого.

2 класс

Приспособления к среде обитания животных и растений (35 час)

Жизнь в воде ( 10 час)

Вода необходимое условие жизни. Отображение водной стихии в народном творчестве. Погодные и сезонные явления. Свойства и состояния воды, ее круговорот в природе. Особенности водной среды, как среды жизни: высокая плотность, упругость, вязкость, прозрачность, насыщенность кислородом, медленное нагревание и остывание. Приспособления животных к среде: слой слизи, конечности – плавники, дыхание и зрение под водой, скорость передвижения, форма и окраска тела. Особенности строения водных растений (прибрежных, водных, донных). Необходимость и возможность сохранение воды и ее чистоты.



Жизнь на суше ( 11 час)

Воздух, его свойства: прозрачность, упругость, теплопроводность. Погодные явления. Созидательная и разрушительная сила ветра. Приспособление животных к жизни на поверхности земли – ходьбе, бегу, лазанью. Особенности строения и приспособления органов животных и растений к жизни на суше.



Жизнь в воздухе (9 час)

Воздух как среда обитания. Приспособления у растений (семена, споры). Летающие птицы и звери, их особенности (крылья, особое дыхание и зрение). Летающие рыбы и моллюски.

Чистота воздуха – условие сохранения жизни растений и животных и здоровья человека.

Жизнь в почве ( 5 час)

Понятие о почве и ее свойствах. В земле могут жить многие растения и животные. Особенности почвенных жителей. Приспособления корневой системы растений. Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норного обитателя. Охрана почв, земля - кормилица.

3 класс

Природа родного края ( 35 час)

Красота и разнообразие природы края ( 10 час)

Особенности ландшафтов и их жителей. Степи, горы, моря и леса имеют свои особенности. Своеобразие ландшафтов в разные времена года. Город (село) – пример искусственного ландшафта.



Лес и его обитатели ( 12 час)

Основные особенности леса. Растительные ярусы и условия существования в них. Приспособления растений и животных для жизни в лесу. Сложность взаимоотношений организмов в лесу. Правила поведения в лесном сообществе.



Жизнь в степях и пустынях ( 13 час)

Климатические и ландшафтные особенности степи. Приспособительные типы растительности к недостатку влаги, жизненные формы растений, способы распространения семян. Особенности степных животных и их пищевых связей.

Особенности природы в пустыне - открытый песок, слабая задернованность, редкие осадки, высокие температуры летом. Преобладание травянистых и кустарниковых форм в пустыне. Длинные перерывы в вегетации растительности и паузы в жизнедеятельности животных.

Особенности животных в пустыне: приспособление к сухому колючему корму, способность долго существовать без воды переносить жару и передвигаться по песку.

Наборы адаптаций, которыми должны обладать все пустынные организмы - составление обобщенного портрета пустынного животного и пустынного растения.

Жизнь в горах (альтернативная тема) ( 13 час)

Особенности жизни в горах: разреженность воздуха, колебания температуры, трудности передвижений, малая обеспеченность кормом. Поясность в горах и распределение растений и животных по поясам.

Приспособление растительного организма к горным условиям - размеры, цвет, опушенность, сроки цветения, способы переживания зимы, противостояния резким колебаниям температуры. Приспособления к жизни в горной тундре, на скалах, в залесенных ущельях. Приспособление животных к горным условиям.

Взаимодействия горных животных - сигнализация об опасности, охота хищников, защита жертв. Способы построения гнезда в горах.

Животные переселенцы из гор в наших городах.

Жизнь в океане (альтернативная тема)( 13 час)

Морская среда и ее особенности: соленость, давление, вязкость, освещенность. Морские растения - водоросли. Зависимость формы и цвета водорослей от глубины. Морские животные. Питание животных, преобладание среди них хищных. Гигантизм морских обитателей и его причины.

Зональность в океане – жизнь лагуны и кораллового рифа, особенности обитателей открытой воды и океанской толщи, удивительный мир глубин, царство вечного мрака. Разнообразие морских обитателей.

Жизнь на планете начиналась в океане.

4 класс

Экология популяций (26 час)

Введение (1 час)

Понятие особи, семейной группы, стада, их отличие от популяции. Определение, основанное на внешности, месте жительства и наследственных особенностях (родстве).



Популяционные особенности размножения(6 час)

Время размножения – весна у одних, у других – лето, а у кого-то и зима. Почему? Животных в популяциях более всего тогда, когда для них наиболее обильна пища. Уменьшается количество животных по различным причинам: смертность, кочевки, перелеты или длинные переходы в другую местность.

У разных видов животных разное количество детей. У слонихи всего один слоненок, а у мыши – 12 мышат! Утка за лето высиживает один выводок, а у воробья – четыре. Один вид размножается только летом, другой – круглый год, а третий – раз в два года.

Сроки наступления половозрелости у полевок – две недели, у хорька – год. Сколько продолжается детство человека? Скорость созревания всегда зависит от продолжительности жизни. Величина животного связана с его плодовитостью, скоростью созревания и продолжительностью жизни.



Суточные и сезонные колебания в популяциях (10 час)

У каждого животного есть свой режим дня – в определенное время оно ест, спит, умывается, делает гнездо и пр. У видов, ведущих сходный образ жизни, и режимы похожи. У хищника распорядок дня похож на режим дня его жертвы. Это чтобы легче было за ней охотиться.

Животные бывают дневные и ночные. У ночных имеются приспособления к темноте – видят в темноте, хорошо слышат. Хищные птицы делят сутки и охотятся по очереди; коршун ловит мышей днем, сова – ночью.

Растения тоже цветут каждое в свое время, днем или ночью. Кроме того, есть весенние, есть летние, а бывают даже осенние растения.

Каждый сезон имеет свои природные особенности и поэтому наиболее пригоден для определенных видовых популяций и для определенной деятельности. Весна – пора размножения, брачных игр, постройки гнезд. Лето – время воспитания молодых, обучения их премудростям жизни. Осень – подготовка к холодной зиме, сбор провианта, изготовления норы или залегания в сон, спячку. Некоторые откочевывают перед зимой к югу или улетают в дальние жаркие страны.

Беда тому, кто нарушает режим дня. Он либо голодным останется, либо самого съедят. Плохо и тому, кто спутал день с ночью, а уж если перепутал лето с зимой и размножился не во время или улетел не тогда когда нужно, то и совсем не выжить!



Популяционные механизмы динамики численности (9 час)

В популяциях число животных непостоянно. В начале весны, когда размножение еще не началось, их меньше, а к осени становится заметно больше. В разные годы количество особей тоже неодинаково. Случается, их очень много, например, в годы «мышиной напасти», когда очень много мышей. А бывает и ни одной мышки не увидишь за все лето. Нет в природе популяций, в которых было бы всегда постоянное число животных или растений. Количество их зависит от множества причин – корм, погода, хищники, болезни.

Каждая популяция и сама может регулировать свою численность. Например, если животных очень много, а места для них мало, то они становятся драчливы и агрессивны. Из-за этого они перестают размножаться.

Если в популяции очень много молодых и старых животных (а те и другие обычно не размножаются), а взрослых мало, то численность в ней перестает расти. Если же в ней почти одни взрослые, тогда число животных будет быстро возрастать.


3. Перечень основных изучаемых (формируемых) понятий

Природа, природа живая и неживая, организм, растение, животное (черви, пауки, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, звери), многообразие растений и животных, среды жизни, связи между организмами, пищевая цепь, защитные особенности, приспособление организма, сообщество (лес, степь, пустыня, горы, океан, город), растительноядный, хищник, всеядный, условия жизни, охрана природы, свет, вода, воздух, почва, взаимоотношения и взаимодействие растений и животных.


4. Список литературы, рекомендуемой для педагогов и для детей

Бианки В.В. Лесные были и небылицы. -Л.: Детская литература, 1957.

Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. -Л.: Детская литература, 1961.

Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.

Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.

Ердаков Л.Н. Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). Новосибирск: 1996.

Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Экология для детей (приспособление к среде обитания). Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Коптев Ю. Солнце работает на нас. Л.: Детская литература. 1983.

Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

Окно в мир. Экосистемы. Детское образовательное пособие по экологии. М.: 1996.

Онегов А. Школа юннатов. М.: Детская литература. 1980.

Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. М.: 1993.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль. 1990.

Романова Н. Ищу говорящую птицу. М.: Детская литература 1985.

Семенов Г. Солнышко на ножке. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1996.

Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Сладков Н.И. Подводная газета. -Л.: Детская литература, 1966.

Сладков Н.И. Лесные тайнички Л.: Детская литература, 1970.

Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.

Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.



Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

Экологическое воспитание детей. Краснодар: 1995. Ярославль: 1997.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал