«Антропогенное воздействие на биосферу»



Скачать 42.96 Kb.
Дата26.04.2016
Размер42.96 Kb.
ТипУрок
11класс

Тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу».
Цель урока: продолжение изучения теории В. И. Вернадского о биосфере и влиянии человека на биосферу.
Задачи:

  • подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете, о невозможности переработки биосферой искусственных веществ созданных человеком;

  • продолжить формировать у учащихся умения анализировать полученную информацию, делать выводы;

  • обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений для биосферы.


Компонент интегрирования географии и биологии:

- взаимодействие человека и природы;

- биологические ресурсы и их оскудение;

- антропогенное воздействие на биосферу;

- пути решения экологических проблем человечества;

- природоохранная деятельность и экологическая политика.



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Задание «Вспомним прошлый урок»

На прошлом уроке ты познакомился с разными версиями того, как могла появиться жизнь на нашей планете. Попробуй дать краткую характеристику разным теориям.


1. Креационизм - ...
2. Теория самопроизвольного зарождения жизни - ...
3. Теория панспермии - ...
4. Теория биопоэза - ...

  1. Объяснение нового материала.

Сегодняшний урок мы посвящаем актуальной теме:

«Антропогенное воздействие на биосферу.».


  1. Динамическое равновесие в биосфере и ее эволюция обеспечивается за счет круговоротов живого и косного вещества.

  2. Давайте вспомним, что собой представляет живое, костное и биокосное вещество?

  3. Роль солнечной энергии в круговороте веществ, который регулируется с помощью живых организмов.

  4. «Ноосфера» - сфера разума.

Утверждение В.И. Вернадского: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».
Презентация ученика об академике В.И. Вернадском – крупнейшем ученом, естествоиспытателе, философе, общественном и политическом деятеле, заслужившем прозвание «Ломоносов ХХ века». Рассказ о его жизненном пути и главной заслуге – создании учения о Биосфере и о том, как человек превращается в главную геологическую силу нашей планеты.


  1. Влияние человека на природу. Постепенный уход из-под контроля биологических законов развития и все большее подчинение социальным законам развития человеческого общества. Человеческое общество все время совершенствует орудия охоты, труда, рыболовства, строительство жилищ, добычу полезных ископаемых и обработку почвы. О том, как подсечное земледелие изменяет природу, расскажет нам ученик 10 класса «А»…

Современное влияние выжигание растительности используют в Скандинавии, в России, в Азии.




  1. Взаимодействие Природы и Общества в 20- 21 веках (работа с презентацией «Человек – житель биосферы»):

  • Изъятие из природы веществ и энергии. Создание новых химических веществ.

  • Уничтожение и переделку огромного количества видов растительного животного мира, приводящее к сокращению биологического разнообразия.

  • Перемещение многих видов в новые для них места обитания.

  • Преобразование природных ландшафтов.

  • Сброс колоссального количества отходов (газообразных, жидких, твердых) в окружающую среду.

  • Переселение людей в благоприятные условия приводит к изменению биогеоценоза.

  • Рост городов, увеличение сельскохозяйственных угодий приводит к обеднению экологических систем.

  • Засорение экосистемы ядохимикатами, дефолиантами, моющими средствами, искусственными органическими соединениями.

  • Выпадение радиоактивных осадков; газообразные отходы производств; продукты сгорания и разливов нефти и другого техногенного мусора.



  1. Сокращение биологического разнообразия. Темпы роста биологического разнообразия. Анализ таблицы «Скорость возможного заселения живыми организмами всей поверхности планеты (по В.И. Вернадскому)».

  2. Глобальная Экологическая система - Географическая оболочка.

  3. Биологическое разнообразие живого вещества - огромный материальный ресурс глобальной экосистемы.

  4. Невмешательство человека в природу в начале 21 века невозможно.

Человечество увеличивается, ему не хватает материальных благ и ресурсов.


В то же время воздействие общества на природу идет по каналам положительной обратной связи. Поэтому в биосфере возможны нарушения ее устойчивости.
Такими нарушениями являются истощение озонового слоя вокруг Земли, возникновение «парникового эффекта», образование смога, возникновение у людей аллергических заболеваний и увеличения порога заболеваний в отдельных регионах мира.


  1. Задача человечества – осуществить разумную взаимосвязь «Природа-Общество».

  2. Ориентирование в природе по принципу: «НЕ НАВРЕДИ!».




    1. Закрепление материала (тестовое задание).




    1. Домашнее задание:

  • творческая работа: Как вы понимаете выражение Антуана де Сент-Экзюпери «…..мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы жители одного корабля»;

  • работа с лекцией.




    1. Подведение итогов урока и рефлексия (составление синквейна)


Список литературы:

  1. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология./ Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001

  3. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009

  4. Природопользование: Пробный учебник для 10-11 классов профильных школ/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995

  5. Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. «Природопользование». 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007

  6. Интернет ресурсы: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-10-klass-ponomaryova/




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал