«Автомобиль и экология»



Скачать 87.73 Kb.
Дата26.04.2016
Размер87.73 Kb.
ТипИсследование
КЛАССНЫЙ ЧАС в 11 классе
ТЕМА: «Автомобиль и экология»

.

Подготовил:

Классный руководитель

Березлева Е. В.

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы с вами побываем в ГОСТЯХ У УСТНОГО Журнала. Его выпуск посвящен экологии, автомобилям и здоровью человека. Состоит он из страниц:

первая страница - история развития транспорта ;

вторая страница - влияние визуальной среды на здоровье человека;

третья страниц – урбанизация и социум;

четвертая страница – жизнедеятельность населения в условиях урбанизации;

пятая страница – результаты социального опроса среди жителей города;

шестая страница – о транспорте и его влиянии на экологию .

Итак, начинаем наше путешествие вместе с устным журналом.


Страница первая

Ученик 1.История развития транспорта.

Транспорт является одним из главных загрязнителей окружающей среды. Первый автомобиль с паровым двигателем появился в 1769г. Построил его Ж.Кюньо ( Франция).

В 1885 в Германии Г.Даймлер и К.Бенц, создали автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Массовое использование автомобилей началось в начале 19 века.

Первым загрязнителем являлся автотранспорт, появившийся в ЗО-е годы.

Учитель: перечислите известные вам автомобили и их истории создания (учащиеся называют).
Вторая страница

Ученик 2. Влияние визуальной среды на здоровье человека.

Исследование влияния визуальной среды на здоровье человека и особенности зрительного восприятия в условиях урбанизации.


Человек сформировался под воздействием природы со всем, многообразием ее элементов, красок, звуков. В этих условиях его органы чувств эволюционировали многие миллионы лет. Естественно, что за исторически короткое время урбанизации механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к новой среде, тем более что в ходе
индустриализации и стихийной урбанизации эта среда становится все более агрессивной. Последствия этого известны: люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов, не только испытывают дискомфорт, но и более склонны к агрессивным действиям, преступлениям, психическим заболеваниям. Сегодня горожане не могут рассчитывать на удовлетворение своей потребности в комфортной видимой среде ни по объему, ни по качеству.
Город не обеспечивает не только визуального простора, но и обычной природной среды, вытесненной зданиями и асфальтом. Житель современного города чаще всего видит плоские поверхности (фасады зданий, площади, улицы) и прямые углы - пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В городе много монотонно повторяющихся деталей, что главным образом связано с индустриальным изготовлением типовых изделий - окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей.
Быстрые движения наших глаз (саккады) характеризуются амплитудой, ориентацией и интервалами между ними. Оказывается, глаз совершает скачки автоматически, так же, как происходит дыхание, как бьется сердце. Так появилось понятие «автоматия саккад». Ее обеспечивает ряд структур головного мозга, совокупность которых образует саккадический центр. При взгляде на здания, собранные из больших панелей, глазу не за что «зацепиться». для саккадического центра это сигнал к переходу на максимальный режим работы в поисках «точки опоры». Но и такой режим не приводит к желаемому результату, и тогда у человека возникает ощущение дискомфорта. В перегруженной однобразными видимыми элементами среде глаз не может зафиксироваться на каком-то одном элементе и минимизировать амплитуду саккад. В то же время после каждой саккады в мозг поступает одна и та же информация, что ведет к его перегрузке.

Учитель: как уберечь зрение в современных условиях?



Страница третья.

Ученик 3.Урбанизация и социум.

На примере России урбанизация рассматривается как решающий фактор развития цивилизации и размещения населения на Земле. Показано расслоение городского населения, влияющее на демографическую и социальную структуру жителей города, мораль и ценностные ориентации. Рассмотрено влияние урбанизации (всегда сопровождающейся жилищным кризисом в городах) на среду обитания населения. Показаны основные отрицательные факторы урбанизации: экологические проблемы (загрязнение городской среды, рост плотности застройки, уменьшение площади зеленых насаждений и др.), деструктивное влияние на человека (здоровье, эмоциональный дискомфорт и стресс у жителей, психические перегрузки, приводящие человека к отчуждению от городской среды). Рассмотрена возможность будущей дезурбанизации за счет развития средств связи, телекоммуникаций и интернета. В ХХ веке человечество особенно Европа и Северная Америка перешло на принципиально другую форму расселения, что определяется термином УРБАНИЗАЦИЯ. Урбанизация в ХХ веке - решающий фактор развития цивилизации и характера размещения населения на земле. Этот процесс частично начался еще в ХIХ веке в индустриалъно развитых городах и странах, но в ХХ веке произошла «урбанистическая революция», когда человечество почти на всем земном шаре хлынуло в города. В результате происходит рост численности населения многих существующих городов, образование новых. Наблюдается увеличение числа городов миллионщиков, увеличение количества крупных, больших и средних городов, существенный рост их территории.


Особенно отчетливо это видно на примере России-СССР. Как известно, в ХХ веке Россия из аграрной страны с 18% городского населения (1913) превратилась в высоко урбанизированную, где в городах РФ в настоящее время проживает почти 74% населения. Однако, как показывает зарубежная практика, - этот процент городского населения не предел. Так в Англии он составляет - 91%, в Швеции -87%, Дании - 84%, Франции и Японии - - 78%.
Учитель:Четвертая страница.

Ученик 4. Жизнедеятельность населения в условиях урбанизации.

Тем не менее урбанизированная среда сама по себе привлекательна для населения многими своими социальными и пространственными особенностями. Именно в ней формируется специфический городской образ жизни. Городская среда отличается концентрацией самых разнообразных видов деятельности, повышенной энерговооруженностью труда, развитым транспортом и сетью дорог, качественным, комфортным жилищем, его повышенной обеспеченностью инженерными коммуникациями и бытовыми удобствами, сосредоточением объектов торговли, культуры и спорта. Здесь наблюдается наибольшие капиталовложения на человека, превышающие, по подсчетам специалистов, в четыре и более раз вложения на жителя сельской местности. Именно в городе обеспечивается свобода выбора видов и характера труда, мест его приложения вплоть до так называемого «свободного полета». Город создает свободу выбора профессии, форм, метода и места обучения. Здесь развито общение, обеспечивается его разнообразие, расширение контактов, создается свобода в выборе друзей и партнера в браке. При этом человек вынужден овладевать множеством социальных ролей - пешехода, пассажира, покупателя, водителя авто, студента, посетителя театра, выставки, работника и бизнесмена, наконец, и многими другими. Это сказывается на его социальной мобильности, интеллектуальном развитии, умении ориентироваться в обстановке. Жилищные условия являются одним из факторов формирования семейной структуры населения города.


Урбанизация во всем мире сопровождается острым жилищным кризисом. Полугородской образ жизни ведут жители городских квартир, имеющие подсобное хозяйство за городом, сохраняющие в городе свою сельскохозяйственную продукцию и ведущие дома различные ремонтные работы. Помимо второго жилища преимущественно сезонного пребывания увеличиваются территории и растут объемы пригородного жилища, как места постоянного жительства.

Ученик 5.
Отрицательные факторы урбанизации связаны со спецификой самой искусственно созданной городской среды. Она характерна переуплотненностью застройки, создающей каменные мешки, улицами, лишенными кислорода и кричащими вывесками, машинами и людьми, шумом, не дающим покоя ни днем, ни ночью, скученностью - небывалой и чрезмерной концентрацией людей на относительно ограниченной территории, - лишающей уединения. Все это создает психологические перегрузки, эмоциональный дискомфорт и стресс у жителей городов.. Подобные обстоятельства требуют постоянного применения допинга. Кофе, сигареты, рок-музыка и боевики с погонями уже не решают проблемы, нужны более сильные стимуляторы. Ряд психологов считает, что сам город, характер урбанизированной среды оказывает деструктивное влияние на человека, поскольку не соответствует самой его природе. Город угнетает, не только организм, но и личность большинства людей.
«Психологические последствия» урбанизации проявляется как в сфере человеческих взаимоотношений, так и в поведении каждого человека. Чрезмерное повышение числа контактов и постоянное повышение их интенсивности приводит к формализации общения, снижает глубину взаимоотношений. Человек уже не хочет раскрываться перед таким большим количеством людей. В городе, где на улицах толпы пешеходов, естественно, перестают здороваться со всеми встречными, как это принято в деревне, и даже не замечают знакомых, идущих навстречу. Это ослабляет нравственные установки. В итоге происходит своеобразное отчуждение среды обитания, она становится все более чуждой, к ней начинают относиться с равнодушием. Уже нет чувства «своего» дома, двора, улицы.
Психологические последствия урбанизации еще нуждаются в глубоких исследованиях, но имеются подозрения, что это также выливается в нежелание работать и учиться, неумение создать семью, воспитывать детей, а также развивает стремление к легкой жизни, которая не сдерживается никакой моралью и не имеет никакой цели.

Учитель:Страница пятая.

Ученик 6: Результаты социального опроса среди жителей города.
В нашем классе была создана группа, которая провела опрос. Этот опрос показал, что все автомобилисты и остальные опрошенные жители хотят, чтобы делали больше платных стоянок. Также они хотят, чтобы построили объездную дорогу для грузовых автомобилей, отремонтировали дороги. Было предложение установить сточную систему, так как на дорогах скапливается много воды, которой обливают людей при быстром движении автомобили и при этом автомобиль сам пачкается. Все пешеходные переходы обеспечить светофорами. Лежачих полицейских сделать не такими большими, но распределить и по всему городу.

Учитель:Шестая страница .

Ученик 7. О транспорте и его влиянии на экологию .
Несмотря на все положительные стороны транспорта, он приводит к резкому несоответствию с экономическими нормами. Ежедневно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ, автомобиль — один из главных факторов шумового загрязнения. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы, водоемы, страдает растительный и животный мир. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере в местах большого транспортного скопления воздух не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.
Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем боле 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов.
Значит, за сутки один автомобиль поглощает 11 кг кислорода, выделяет 2,2 кг углерода, 109 г азота и 546 г углеводородов.

Ученик 8.

В среднем поток автомобилей в 7 часов 35 минут составляет в одну минуту 15 машин, в 13 часов 20 минут — 10 машин, а в 19 часов — 15 машин, такое количество машин приводит к критическому экологическому состоянию окружающей среды. В результате ежедневно 2000 автомашин поглощают из атмосферы 22 тонны кислорода, выделяют в атмосферу 4,4 тонны углекислого газа, 218 кг азота и 1 тонну 920 кг углеводородов.



Ученик 9.
Большая часть автомобилей размещается во дворах жилых домов. Это обстоятельство, прежде всего, ухудшает условия проживания населения, создает критическую экологическую обстановку. Одним из решений этой проблемы можно считать строительство подземных гаражей, которые снизят использование наземных площадей .Эту территорию можно использовать для организации газонов и цветников. Правда для решения этой проблемы есть препятствие: наземные гаражи являются частной собственностью, значит, надо изыскать земельный участок для строительства подземных гаражей, и изыскать денежные средства.
Учитель: А теперь хотелось бы подвести итог, ответив на вопрос:
• Чем для нас является автомобиль? Он друг или враг? Свой ответ аргументируйте.
(Учащиеся высказываются по поднятой проблеме.)

Библиографический список :


1. Демографический энциклопедический словарь. «СЭ» М. 1985.
2. В.В.Владимиров. Города в ХХI веке будут такими, какими будут живущие в них люди.
Градостроительство России ХХI века, М., 2001, - с.32-37.
3. Поморов С.Б. Второе жилище горожан или дом на природе (урбоэкологические аспекты
эволюции городского жилища), Изд. НовГАХА, Новосибирск, 2004, - 471 с.
4. Черкес Б.С. Аграрный элемент в структуре города. Дисс.канд.арх.М.,МАРХИ, 1985, -
212 с.
5. Струков Э.В. Социалистический образ жизни: теоретические и идейно-воспитательные
проблемы. М., Мысль, 1977, - 263 с. Платонов К.К. О системе психологии. М., Мысль,
1972,-216с.

6.О.А.Петрова.Новые классные часы, Ростов-на- Дону «Феникс»,2008г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал