Басова С. В. Дидактическая игра в педагогическом процессе дошкольных учреждений



Скачать 95.31 Kb.
Дата27.04.2016
Размер95.31 Kb.
Басова С.В.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Одним из видов детской игры является дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка (А.К. Бондаренко).

Дидактическая игра, как игровой метод обучения, рассматривается в двух видах:

1. игры-занятия;

2. дидактические или автодидактические игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т.д.

Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий не только передаются определенные знания, формируются представления, но и происходит обучение детей игре. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры и т.д.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Но необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания по разным разделам. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры обеспечивают детям возможность использовать имеющиеся знания и совершенствовать мыслительные операции: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выработать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Происходит развитие монологической речи ребенка. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр можно устранить нежелательные проявления в характере детей. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения:



  1. договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым;

  2. не мешай товарищам, если они заняты игрой;

  3. помни, что к материалам для игры надо бережно относиться.

Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры разделяются на три основных вида:



  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);

  2. настольно-печатные игры;

  3. словесные игры.

Игры с предметами: ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры – представляют интерес для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь, но и воображение, творчество. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются в процессе активного познания ребенком окружающего мира. "Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать".

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Словесная игра содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как можно варьировать условиями этих игр в зависимости от образовательной задачи.

Большое значение использованию словесных игр, с целью развития мышления детей, придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому подбирают видовые.

Итальянский педагог Д.А. Калоцца писала: "Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно поэтому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают – (это надо постоянно повторять) – из его собственного опыта... Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничего не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной ценности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному составлению суждений".

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительных способностей детей.

В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно-исследовательским рефлексом, названным И.П. Павловым, "рефлексом что такое?", т.е. со стремлением познавать, удивляться.

Самостоятельность мышления в большой мере зависит от жизненного опыта человека, от богатства накопленных знаний. Заботясь о развитии этого качества, необходимо идти по пути накопления этих знаний в соответствии с поставленными задачами.

Самостоятельность и активность мышления детей не приходит сама собой и не развивается на какой-то ступени. Это качество воспитывается с самого раннего возраста под руководством взрослого, с того момента, как начинает развиваться сам процесс мышления.

У детей старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление, и его надо развивать. Это психологически оправданно, так как наибольший эффект дает обучение, опирающееся на свойства ребенка, которые находятся в стадии созревания.

В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры учат опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах. По мнению Л.С. Выготского "представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления".

С игровой мотивацией сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Словесные игры не связаны с непосредственным восприятием объектов, в них дети должны оперировать представлениями, поэтому они проводятся преимущественно с детьми старшего возраста и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления и речи лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.



Изложенный выше материал, связанный с развитием игры у детей, необходим, поскольку он дает возможность глубже понять особенности формирования игровой деятельности.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал