Биосфера. Среды жизни



Скачать 66.11 Kb.
Дата25.04.2016
Размер66.11 Kb.
ТипСценарий
Урок биологии 9 класс
Тема: БИОСФЕРА. СРЕДЫ ЖИЗНИ
Учитель: Фомина Т.В.

Цели: изучить структуру и функции биосферы, выявить роль живого вещества в биосфере.

Задачи:

образовательная: рассмотреть структуру биосферы, вы­явить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого веще­ства в биосфере;

развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательная: патриотическое воспитание — на примере жизни и деятельности В. И. Вернадского, занимавшегося изучени­ем биосферы.

Тин урока: изучение нового материала.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);

знать понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «косное вещество», «биокосное вещество»; среды жизни: литосферу, атмосферу и гидросферу.

уметь: объяснять структуру биосферы, иллюстрировать ее функции, эволюцию биосферы.



Междисциплинарные связи: география.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, экология.

Обеспечение: таблица «Среды жизни».
Сценарий урока

I. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Взаимоотношения организма и среды всегда представляли на­учный интерес, и актуальны и в наше время.

II. Открытие новых знаний.
Тема сегодняшнего урока биологии: “Биосфера”. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного академика В.И.Вернадского “На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”


  1. Что вы думаете по поводу этого высказывания?

Наверное, правильнее считать биосферу оболочкой Земли, которая не только населена, но и преобразуется живыми организмами.

  1. А кто же такой В.И.Вернадский?

Это ученый, который разработал учение о биосфере.

(презентация по В. И. Вернадскому)



Биосфера, её состав

Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии - влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других ор­ганизмов.

Приведите примеры такого взаимодействия.

Учащиеся приводят примеры.

Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами.

Уче­ния о биосфере было создано академиком В. И. Вернадским (в конце 20-х гг XX столетия). Являясь основополож­ником новой науки - биогеохимии, - первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, уста­новив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.




  1. Назовите основные типы вещества в биосфере, приведите примеры

Согласно учению В.И.Вернадского, биосфера охватывает все части геологических оболочек, которые подверглись воздействию живых организмов. Среди этих оболочек распределены основные типы вещества в биосфере:

  1. ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО – совокупность всех живых организмов (микроорганизмы, грибы, растения, животные);

  2. БИОГЕННОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, создаваемое живыми организмами в результате их жизнедеятельности (газ, нефть, каменный уголь, известняки, попутные газы);

  3. КОСНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество неживой природы, формирующееся без участия живых организмов (вулканические породы, горные породы, минералы, метеориты);

  4. БИОКОСНОЕ ВЕЩЕСТВО – создается при взаимодействии живого и неживого вещества (почвы);




  1. Назовите факторы обеспечивающие эволюцию биосферы:

• развитие нашей планеты как космического тела и проте­кающими в её недрах химическими преобразованиями;

• биологическая эволюция живых организмов;

• развитие человеческого общества.


  1. Рассмотрим структуру биосферы.






На Земле различают несколько геосфер:

литосферу (греч. «литое» - камень) - внешнюю твердую обо­лочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя оса­дочных пород с гранитом и нижнего базальтового;

гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности;

атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» - перемена) высотой 15 км, а над ней - стратосферу (лат. «стратум» - слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей, который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излу­чения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца);







  1. Назовите основные факторы, определяющие границы биосферы


Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть лито­сферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.

Верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концен­трацией ультрафиолетовых лучей; нижняя - высокой температурой земных недр (свыше 100 С0). Крайних пределов границ биосферы достигают только бактерии (споры бактерии попадают на высоту 20 км, а анаэробные бактерии обнаруживаются на глубине свыше 3 км в водах месторождений нефти). Наибольшая концентрация жизни сосредоточена у поверхности суши и океана, у границ со­прикосновения литосферы и атмосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы, то есть на границе фаз.




Жизненные среды

В пределах биосферы можно выделить четыре среды обитания (см. таблицу). Это водная среда, наземно-воздушная среда, почва и среда, образуемая самими живыми организмами. Давайте познакомимся с этими жизненными средами поближе.




  1. Роль живого вещества в биосфере.

Ответьте на следующие вопросы:

Таким образом, живые организмы могут существовать в тропо­сфере и нижних слоях стратосферы, а в гидросфере проникают на всю глубину Мирового океана - до 10-11 км, в литосфере - иногда до глубины 7,5 км. Величина биомассы для всей планеты составля­ет 3-1012 т, при этом более 95 % этой величины приходится на до­лю растительных организмов и только 5 % - на долю животных. В целом биомасса составляет лишь около 0,01 % массы всей биосфе­ры, но ее роль на планете грандиозна.

Основную часть биомассы растений составляют деревья, по­этому основное накопление биомассы на планете определяется распространением лесов на континентах. Наибольшее сгущение и разнообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Разнообразие и количество видов животных зависят от раститель­ной массы и тоже увеличиваются к экватору.


III. Закрепление.
IV. Рефлексия.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка уча­щимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.


Домашнее задание: написать мини-сочинение рассуждение на тему: «Биосфера – будущего»

Роль живого вещества в биосфере
Ответьте на следующие вопросы:

  • Что понимал Вернадский под понятием живое вещество биосферы?



  • Как распределены живые организмы в пределах биосферы?




  • Какие организмы преобладают на суше и в океане?



  • Назовите особенности живого вещества




  • Назовите функции живого вещества. Приведите примеры.


Роль живого вещества в биосфере
Ответьте на следующие вопросы:


  • Что понимал Вернадский под понятием живое вещество биосферы?



  • Как распределены живые организмы в пределах биосферы?




  • Какие организмы преобладают на суше и в океане?



  • Назовите особенности живого вещества




  • Назовите функции живого вещества. Приведите примеры.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал