«Быть за природу в ответе: роль библиотек в формировании природоохранного сознания молодых»



Скачать 126.67 Kb.
Дата26.04.2016
Размер126.67 Kb.
«Быть за природу в ответе: роль библиотек в формировании природоохранного сознания молодых»
В современном мире экологическое сознание признано основой мировоззрения ХХI века. Формирование экологической культуры подрастающего поколения в настоящее время рассматривается как важнейшее условие улучшения экологической ситуации в стране, как спасение от экологической опасности, угрожающей всему живому на земле. Понимание сложившейся на Земле негативной экологической ситуации заставляет искать пути ее решения. В этой связи особая роль отводится библиотекам, как центрам информации и просвещения. Используя научно-познавательную и художественную литературу, периодические издания и другой информационный материал библиотекари ставят своей целью донести до подрастающего поколения комплекс знаний об окружающем мире, о взаимодействии человека и природы. Библиотеки призваны формировать и воспитывать экологическую культуру среди молодых.

За последнее время библиотеками накоплен огромный опыт экологического образования, просвещения и воспитания. Большой блок в этой системе составляет природоохранное просвещение, под которым понимается распространение экологических знаний и образования. Более 20 лет работу в данном направлении проводят и библиотеки республики, которые сумели найти свое место в общей системе экологического образования. Немалую роль в этом сыграли Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, экологический марафон «Экология и будущее». В ходе этих республиканских мероприятий РЮБ проведен анализ деятельности библиотек, выявлен лучший опыт работы по экологическому просвещению и приобщению молодого поколения к решению экологических проблем республики. Природоохранным службам он помог найти хороших помощников, достойных партнеров и союзников в деле распространения экологической информации, знаний в области окружающей среды, пропаганды природоохранных идей. Система образования смогла полнее оценить и использовать возможности библиотек в экологическом образовании подростков. Усилиями библиотекарей повысился интерес читателей к литературе экологической тематики. Сами библиотекари стали лучше разбираться в теме и ориентироваться в литературе, заметно разнообразили формы пропаганды экологических знаний. От разовых мероприятий библиотеки перешли к разработке перспективных планов и программ экологического просвещения, созданию экологических центров при библиотеках, что придало работе системность и целенаправленность.

Формирование природоохранного сознания молодых особенно успешно осуществляется в тех ЦБС, в которых эта работа ведется в рамкам экологических программ.

Так, программа Зеленодольской ЦБС «Экология и современность» – одна из первых комплексных библиотечных программ по экологическому просвещению в республике. Она включает различные направления деятельности библиотеки: комплектование фондов, информационно-библиографическую, просветительскую, методическую, научно-исследовательскую работу, а также создание базовых библиотек по проблемам экологии. Зеленодольская ЦБС имеет также первый в республике опыт разработки Концепции экологического просвещения, в которой намечаются новые подходы к решению проблем экологического воспитания, в частности, большое внимание в ней уделяется экологизации сознания. В Буинской ЦБС действует программа «Экология и будущее» по экологическому просвещению населения. Три библиотеки Елабужской ЦБС ведут работу по целевым программам:

«С природой говорить на Вы»: программа Центральной библиотеки по экологическому просвещению молодежи на 2008-2012 гг.; «Любить природу осознанно»: программа городской библиотеки, филиала №6 по экологическому просвещению детей и молодежи на 2008-2012 гг.; «Библиотека – центр экологической информации и культуры» - Программа Лаишевской ЦБС по экологическому просвещению, которая предусматривает создание информационного Центра «Экоинформ» по экологическому просвещению на базе Центра правовой и муниципальной информации, действующего в ЦБС. Эти программы носят комплексный характер, отличаются четкими целями и задачами. Немаловажно, что работа по этому направлению ведется в сотрудничестве с учебными и природоохранительными учреждениями. Эффективно она осуществляется там, где созданы информационно-экологические центры. Например, при ЦБ г. Лениногорска действует Центр экологической информации по воспитанию и образованию населения. Работники экологических служб города и района (19 абонентов) информируются по темам: «Экологические проблемы на нефтяных промыслах и возможные пути их решения», «Экологическая очистка воды» и др. Центр выпускает цикл информационных списков «Природа в опасности»,

Информационно-экологический центр при Арской ЦБС формирует базу экологического просвещения в соответствии с профессиональными, образовательными и досуговыми интересами, осуществляет обслуживание индивидуальных и коллективных абонентов в режиме «запрос-ответ». Ежеквартально готовит бюллетени новинок, информации по актуальным проблемам, аннотированные списки литературы «Природа просит помощи».

В Нижнекамской ЦБС создан Экос-центр с целью информационного обеспечения экологического образования и воспитания. В структуру центра входят: библиотека «Зеленый дом», информационно-библиографический отдел, городская библиотека №3. Центр создает базу данных, карточные и электронные каталоги, бюллетени новых поступлений, тематические списки «Экологический вестник», «Наш дом – природа», «Зеленые книги Татарстана». В Алькеевской ЦБС начал работать кружок любителей природы «Росинка». Из зооуголка школы принесли хомяка, кролика, попугайчика и библиотекарь рассказала, какие книги об этом можно прочитать.

Неотъемлемой частью экологического просвещения является информационная деятельность библиотек. Уделяется внимание информационной работе по экологической тематике. Библиотеки, сотрудничая с общеобразовательными заведениями, осуществляют информационное обеспечение учебного процесса. К услугам учащихся в каталогах и картотеках выделены новые разделы: экология человека, экологические катастрофы, поможем планете выжить, наступит ли завтра?, проблемы в Мексиканском заливе, Чернобыль, Фукусима, радиация и др.

Очень важную работу проводят ЦБС по сбору информации об экологическом состоянии и природных ресурсах своего района, города, села. В основном это тематические папки, содержащие ксерокопии газетных и журнальных статей. Такие папки ведутся в Аксубаевской ЦБС «Экологический портрет района», Альметьевской ЦБС «Экология г. Альметьевска», Высокогорской ЦБС «Природа Высокогорского района. Экология», Набережночелнинской ЦБС «Татарстан. Реки, озера, родники», «Набережные Челны. Экология города», Нижнекамской ЦБС «Наш город – наш чистый дом» и др. Выпускаются библиографические списки литературы и буклеты.

В библиотеках ежегодно отмечаются экологические даты: День земли, День воды, День защиты окружающей среды и др. К этим датам приурочиваются выставки книг, поделок из природного материала, вернисажи картин, конкурсные программы .

Для осуществления экологической работы в библиотеках республики используется обширный арсенал форм и методов. Прежде всего, это экспозиция книг, плакатов, рисунков и других наглядных способов раскрытия фонда экологической литературы. В работе с детьми и молодежью активно используются всевозможные игры, конкурсы, викторины.

В своей просветительской деятельности библиотеки все чаще используют комплексные формы массовой работы, такие как, месячники экологических знаний: «Спасем земную красоту», (Елабужская , Набережно-Челнинская и др. ЦБС); Принимая участие в районном экологическом месячнике библиотекари Альметьевской ЦБС очищают лес от захламления, занимаются посадкой деревьев, облагораживают улицы.

Проводятся Недели экологической литературы «Популярная экология от А до Я», Неделя экологической публикации «Сохраним планету и самих себя на ней» (Елабужская ЦБС,.) Для широкого круга читателей были представлены все материалы по экологии: учебная, научно-популярная и художественная литература, тематические подборки из периодики. Наиболее популярными у пользователей Альметьевской ЦБС стали Дни и недели экологии: «Жить в согласии с природой», «Сохраним родную природу».

Благодаря творческому подходу в библиотеках рождается разнообразие видов и жанров представления экологической информации читателю. Например, конкурс рисунков «Я рисую птицу» и час рассказа «Птицы рядом с нами» конкурсно – познавательная программа о лебедях «Лебединая верность». (Елабужская ЦБС).



Урок экологии «Эколог - профессия будущего» для учащихся 11-х классов школы. На уроке сотрудники библиотеки подробно рассказали об актуальности этой профессии, о том, что это, действительно, профессия будущего (Кукморская ЦБС).

  • Популяризации экологических знаний способствовал, проведенный в Елабужской ЦБС - час полезной информации. «Кладовая витаминов»

Полезным мероприятием в области пропаганды экологический знаний и охраны природных ресурсов стала конкурсная программа «Н2О – живительная влага» (Нурлатская ЦБС),- «Превращения мусорной кучи» - весёлое поучение (Агрызская ЦБС ), экологический урок «Выброшенный мир», посвященный проблеме утилизации отходов, где обсудили проблемы скопления отходов; безопасного обращения с ними; выяснили, какие реальные угрозы здоровью населения представляют твердые отходы ( Казанская ЦБС), заслуживают внимания акции: «Берегите птиц» (Елабужская) благотворительная экологическая акция среди юношества «Экологическая тропа» в Лаишевской ЦБС. где библиотекарь оформила одноименную книжную выставку, сделала обзор. Перед участниками акции выступили представитель Министерства экологии и природных ресурсов РТ, а затем все вместе приняли участие в сборе мусора и отходов в лесополосе и на территории, прилегающей к поселку, театрализованные представления «Лесной детектив», литературно-музыкальный вечер «Весна пришла сегодня к нам» экологические викторины «Берегите Землю, берегите!» (Лениногоркая ЦБС). Активно работает по экологическому просвещению молодежи Буинская ЦБС. Разнообразны их формы работы. Это: литературный час «Очей очарованье», эколого - познавательная игра «В царстве буинской флоры и фауны», ботаническое лото «В стране зеленой, или путешествие с домашними растениями», экологический эрудицион «Вода, которую теряем», эко - расследование «Свалка по имени Земля», Дни окружающей среды (проводились в оздоровительных лагерях ), игра – путешествие «Они должны жить» об удивительном мире животных. Богатству лекарственных растений посвящен литературно – музыкальный вечер «Легенды и были о лесных растениях». В работе по экологии активно использовались викторины: «Узнаю я их по голосам», «Знаток природы» ( по страницам газеты « Экологическая газета»), «Волшебный букет». Говоря, о профессиональных праздниках, не обошли стороной и День лесного хозяйства: организованы Праздник осени: «Люблю я пылкое природы увяданье», заочное путешествие по лесу «Яркая палитра леса», которое состоялось в Центральной библиотеке, где также состоялся разговор о пожарах, в связи с аномальной жарой в этом году. Ребят познакомили с правилами поведения в лесу - немного рассказали о Лесном кодексе, прошли уроки здоровья: «От А до Я по стране - экология человека», экологические уроки этики «Что значит уметь читать природу». Проблемы экологии обсуждались за круглым столом «Наша хрупкая планета». Интересно прошел экологический репортаж «Невдомек нам, что мы живем в прекрасном мире». Во время этого мероприятия были показаны слайды, репродукции картин, звучала музыка. О природе участники читали стихи, а рассказы о сегодняшнем ее состоянии были переполнены тревогой и беспокойством. В Спасской ЦБС ко Дню земли организована экологическая экскурсия по заповедным территориям района «Заповедные уголки земли Спасской

Большую работу проводят библиотекари в летних лагерях, где организуются экологические игры, викторины.

2011 год объявлен ООН Международным годом лесов. Это тем более важно, что в прошлом году наши леса сильно пострадали от пожаров и библиотекари в своих мероприятиях акцентировали внимание молодых на поведении в лесу. В связи с засушливым летом 2010 года участились случаи пожаров в лесах республики. Во многих ЦБС библиотекари вели разъяснительную работу среди населения о бережном отношении к лесному массиву. Так в Аьметьевской ЦБС состоялись информационные часы – пресс-диалоги «Зелёный шум моих лесов», экологические уроки «Лес – богатство Земли», экопутешествия «Зелёные жемчужины Татарстана».

Библиотеки активно включались в акции по озеленению городов и районов, участвовали в экологических субботниках, в экологических конференциях. Библиотекарь села Танайка (Елабужская ЦБС) провела анкетирование молодежи «Что я знаю об экологии своего района». Опрашивались подростки и молодежь в возрасте от 15 до 27 лет. Участие приняли 39 человек. По итогам анкетирования:



  1. Подростки и молодежь экологическую обстановку в районе оценивают как удовлетворительную.

  2. При этом особую тревогу вызывает состояние воздуха, почвы и леса.

  3. Наибольший вред природе, по мнению опрашиваемых, наносят заводы и свалки.

  4. Отношение жителей района /села/ к проблемам экологии подростки и молодежь оценивают как «равнодушное».

  5. Вместе с тем они предлагают определенные меры по оздоровлению окружающей среды: запрещение свалок мусора, введение штрафов за нарушение экологического порядка, озеленение местности.

Там же была проведена деловая игра «Глобальные проблемы человечества». Она носила дискуссионный характер и определяла уровень экологических знаний участников игры.

В Альметьевской ЦБС прошли экологические вечера: «У природы на пороге»; «Лабиринты живой природы». При этом использовались игровые, конкурсные, диалоговые формы работы, это экологические игры: «Путешествие в мир природы», часы актуальных проблем: «За природу в ответе каждый», «Наше будущее зависит от нас», экологические уроки: «Природа – это наши корни, начало новой жизни», тематические и информационные книжные выставки «Познать, любить и охранять», «Вода жизни нашей», различные акции, например «За чистый фасад, за зеленый палисад». Постоянно и сами библиотекари принимали участие в акции: «Долг памяти» - очищали территории кладбищ от мусора Большой интерес у читателей вызывают расширенные выставки, экспресс-выставки, выставки размышления, выставки-споры, выставки – диалоги, выставки – беседы, выставки – викторины: «Целебные травы наших лесов», « Экология и здоровье человека», «Закон охраняет природу», «Бросим природе спасительный круг», «Дары бесценной природы». На выставках представлена разнообразная экологическая информация по остропроблемным темам с предоставлением разных точек зрения по определенному кругу вопросов. Подростки охотно принимают участие в краеведческих викторинах: «Экология – зона природы», «Земля, согретая сердцем», которые призывают к ответственности за охрану природы и учат чувствовать ее красоту. На тематическом вечере: «Дыша природой» для старшеклассников звучали стихи о защите природы, разыгрывались сценки о том, как надо вести себя в лесу. Прошли конкурсы, где нужно было изобразить животных, сочинить стихи о природе, ответить на вопросы викторины. Ребята узнали много полезного для себя. Вечер получился очень интересным.

В Алексеевской ЦБС положительные отзывы получил интеллектуально-экологический турнир, где участники узнали о положительном и отрицательном влиянии растений на человека, животных и друг друга, получили рекомендации о правильном уходе за цветами, познакомились с рекомендательным списком книг по этой теме. Полюбовались также на интересные виды цветов, выращенных в самой библиотеке, вспомнили стихи и песни о цветах. Эту тему продолжила библиотекарь Бугульминской ЦБС, которая на горшках с цветами написала их научные названия и где они произрастают.

Уделяется внимание информационной работе по экологической тематике. Проводятся консультации, беседы, информационные обзоры. Все увеличивающееся количество запросов по экологии чрезвычайно разнообразно. При проведении мероприятий библиотекари часто используют аудиозаписи с различными звуками леса, пением птиц, журчанием ручья, что привлекает пользователей всех возрастов.

Библиотекари, по-прежнему, являются активными помощниками местной администрации по наведению чистоты и озеленению территории прилегающей к зданию РДК, библиотек улиц районного центра. В весенне-летние месяцы наводят порядок в лесу, сажают деревья на закрепленных улицах и призывают жителей участвовать в акции: « Самая чистая и зеленая улица».

Во многих районах республики ежегодно проводится смотр-конкурс по благоустройству клубных учреждений, библиотек, музеев, школ искусств и прилегающих к ним территорий. Так в Альметьевской ЦБС конкурс прошел под девизом «Каждому населенному пункту – образцовые учреждения культуры» на звание «Самая зеленая библиотека». Комиссия отдела культуры неоднократно выезжала с проверкой по благоустройству учреждений культуры. В номинации «Самая зеленая библиотека» победительницей стала Конская сельская библиотека-филиал №10. Библиотека награждена кубком Отдела культуры и ценным подарком. В Пестречинской ЦБС в ходе различных акций библиотекари совместно со своими читателями сажали деревья, очищали родники, собрали лекарственные травы и устроили из них выставку, организовали конкурсы рисунков: «Эти забавные животные», «Природа наш дом родной», “Братья наши меньшие», «Люблю я осень русскую» и т.д.

В рамках Международной природоохранительной акции «Марш парков - 2010», который в России проходил под единым девизом «Биоразнообразие – основа жизни на Земле» Национальный парк «Нижняя Кама» объявил конкурс на лучшую книжную экспозицию среди библиотек района, посвященную «Маршу парков - 2010». Победителями в Елабужской ЦБС признаны: Центральная библиотека, Центральная детская библиотека и городская библиотека, филиал №6. Все библиотеки награждены Дипломами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального государственного учреждения Национального парка «Нижняя Кама». В планах на будущее Елабужской ЦБС участие в экологических конкурсах Национального парка «Нижняя Кама» и проведение цикла мероприятий, посвященных Международному году леса.

Итак, подводя итог, можно отметить серьезный подход к организации экологической работы в библиотеках республики, целенаправленность, разнообразие применяемых форм и методов. В дальнейшем библиотекам предстоит найти новые формы в работе с молодыми по воспитанию природоохранного поведения, шире использовать возможности новейших информационных технологий в тесном взаимодействии с экологическими учреждениями.



Составитель: главный библиотекарь РЮБ Н.Д. Ахметова








База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал