Брикс и проблемы глобального здравоохранения brics and global health problems



Скачать 101.6 Kb.
Дата02.05.2016
Размер101.6 Kb.
БРИКС и проблемы глобального здравоохранения
BRICS and global health problems

Белова Г., Марин Н. (Юго-Западный Университет им. Неофита Рильского, Благоевград, Болгария)


Belova G., Marin N. (South-West University ‘Neofit Rilski’, Blagoevgrad, Bulgaria)

Аннотация: Статья посвящена участию и вкладу стран БРИКС в развитие новой глобальной политики здравоохранения и новой повестки дня Всемирной Организации Здравоохранения.БРИКС является уникальной в международном  плане группой стран, представляющей больше 40% населения Земли, 30% поверхности нашей планеты и 25% от миривого валового дохода. Несмотря на некоторые серьезные проблемы здравоохранения, которые испытывает каждая из стран БРИКС,за последние десятилетия они отметили определенные успехи в борьбе с опасными болезнями и превратились в лидера по производству недорогих лекарств и ваксин.В целом государства БРИКС имеют возможность иметь центральную роль в будущей реформе ВОЗ.Статья также рассматривает специфическую позицию стран БРИКС к сотрудничеству в рамках политики устойчивого развития.

Abstract: The article is devoted to the participation and contribution of the BRICS states to the new development of the global health policy and the new agenda of the WHO. BRICS as an unique international grouping with its more than 40% of the world`s population, 30% of the world`s territory and 25% of world’s GNP. Despite some serious health problems that each of BRICS states has expеrienced, during last decades they succeeded in their fight against some dangerous deceases and became leader in low cost medicines and vaccines production. As a group BRICS countries have an opportunity to play a key role in the future reform of the WHO. The article examines also the specific position of BRICS countries towards cooperation in the framework of the sustainable development policy.

Ключевые слова: БРИКС, ВОЗ, глобальное здравоохранение


Key words: BRICS, WHO, global health policy

Имея ввиду, что 2014 г. прошел под знаком борьбы мирового сообщества с распространением болезни эбола, становится очевидным, что проблемы безопасности и здравоохранения на глобальном уровне взаимосвязаны. В последние десятилетия, влияние Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС) на международной арене возросло значительно. Эти страны составляют 25% от валового национального дохода в мире, более чем 40% населения Земли и приблизительно 30% поверхности нашей планеты. Обычно исследователи уделяют больше внимания экономическим показателям вышеперечисленных государств, но авторы настоящей статьи хотели бы отметить факт, что эти страны находятся в уникальном положении, чтобы оказывать решающее влияние на решение проблем здравоохранения на глобальном уровне.



На первом месте, следует отметить, что в результате программы Цели тысячелетия в области развития сотни миллионов людей в странах БРИКС были избавлены от бедности. Это привело к заметному улучшению состояния здоровья и к существенному прогрессу на пути к достижению этими странами целей, поставленных на 2015 год. Несомненно, все они являются лидерами в производстве недорогих лекарств и ваксин. Их опыт в борьбе с бедностью и укрепление систем здравоохранения,  в сочетании с развивающимися экономиками и большой численностью их населения, объясняют их огромное влияние на проблемы миривого здравоохранения. Кроме того, всего за несколько десятилетий они накопили богатый опыт и знания, которые могут быть примером для других стран с низким и средним уровнем дохода.
До сих пор внимание было сосредоточено преимущественно на экономических показателях этих стран, пренебрегая то влияние, которое они оказывают на глобальном здравоохранении. В последние годы делается попытка изучить роль этих стран по отношению Всимирной организации здравоохранения (ВОЗ) и как они влияют на процесс реформ. За их формальной поддержки релегитимации  ВОЗ в качестве координирующего органа и многостороннего агентства в области глобального здравоохранения, была видна общая позиция и желание стран БРИКС о реформе всемирной организации. Также по проблемам управления и финансирования глобального здравоохранения имело место соглашение между развивающимися экономиками. В то же время государства БРИКС выступили самостоятельно по отношению тех областях деятельности ВОЗ, которые имеют четкую внутреннюю значимость для них. Кроме того, Китай и Россия заняли более примирительную позицию, становясь на сторону нынешнего Генерального директора ВТО,  д-р Маргарет Чен . Наоборот, Бразилия, Индия и Южная Африка отнеслись гораздо более критически относится к существующему консенсусу. Можно сказать, что правительства пяти региональных держав признают важность объединения, чтобы иметь дополнительное влияние, особенно по отношению реформы ВОЗ, но с другой стороны, они не хотели быть связаными формальными союзами, которые могли бы снизить их свободу действий в определении приоритетов национальной политики в области здравоохранения.

В 2011 году Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения отметил, что “... БРИКС представляют собой блок государств, обладающими ... большим потенциалом для перемещения глобального общественного здравоохранения  в направлении сокращения существующих обширных пробелов в показателях здоровья и обеспечения большей справедливости при распределении медицинского и научного прогресса”. БРИКС охватывает несколько континентов и важных региональных факторов и, в принципе, их программа здравоохранения является подходящей для всех политических форумов высокого уровня, в которых они участвуют, например, для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и для Группы двадцати. Конечно, каждое государство БРИКС имеет свои собственные внешнеполитические цели и проницательно использует здравоохранение как стратегию “мягкой силы”. Страны БРИКС освоили подходы, используемые в настоящее время ключевыми игроками в области глобального здравоохранения, а также проявляют большой интерес к трехстороннему сотрудничеству - например между БРИКС страны, не-БРИКС африканской страны и европейским или американским донором. Они вряд ли будут довольствоваться ролью младшего партнера в разработке глобальной повестки дня в области здравоохранения. В то же самое время для государств БРИКС нет простой корреляции между богатством и здоровьем. Быстрый рост их экономик привел к серьезным проблемам. Там произошла быстрая урбанизация с соответствующим высоким уровнем нищеты в городах и загрязнением воздуха.  Число пожилых людей возросло, а уровень рождаемости упал. Большинство бедных людей в мире живут в странах БРИКС и в других развивающихся экономиках,  даже после того, что миллионов жителей стран БРИКС удалось вывести из нищеты в течение последнего десятилетия. Политические решения и огромные финансовые вложения будут необходимы, как на национальном, так и на глобальном уровнях, для улучшения общего состояние здоровья населения стран БРИКС. Вполне вероятно, что национальные программы здравоохранения БРИКС будут влиять и направлять глобальную повестку здравоохранения. Ожидается, что к 2035 году 35% населения планеты будет жить в Китае или Индии. ВОЗ признала, что за счет внутренних мер по обеспечению всеобщей  медицинской помощи, БРИКС способствовали улучшению здравоохранения в глобальном масштабе. Бразилия уже давно является пионером в расширении доступа к медицинской помощи. Российская Федерация на высоком уровне заявила свою приверженность к борьбе с неинфекционными заболеваниями. В 2013 году китайское правительство поставило перед собой цель добиться увеличения валовой стоимости сектора здравоохранения (1,31 триллиона долларов). В 2014 году правительство Южной Африки объявило о существенном увеличении бюджета здравоохранения. Страны БРИКС также приняли и некоторых важных решений, касающихся социальных детерминирующих здравоохранения. В 2011 году, например, правительством Бразилии был запущен план “Бразилия без бедности” (Brasil SEM Miseria). В 2013 году Индия запустила крупнейший в мире план, который будет стоить правительству 22 млрд. долларов в год. Такие огромные инвестиции несомненно будут иметь влияние на глобальную повестку здравоохранения после 2015 года.

Несмотря на свою активную деятельность, страны БРИКС продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в области здравоохранения. Так например, в Индии зарегистрировано наибольшее число случаев материнской и младенческой смертности в сравнение с любой другой страны мира. В Южной Африке проживает наибольшее число людей с вирусом иммунодефицита человека. Злоупотребление алкоголем является одной из основных проблем общественного здравоохранения в Российской Федерации. Кроме того, высокие темпы экономического роста стран БРИКС привели к возникновению новых проблем, которые необходимо решать в срочном порядке. За последнее десятилетие, неравенство в отношении здоровья и в социально-экономической сфере стало доминирующим в большинстве этих странах. Хотя в Бразилии, Китае и Индии средняя продолжительность жизни значительно увеличилась, странам БРИКС в целом по-прежнему приходится около 40% тяжести мировых болезней. Они также сталкиваются с бременем “двойной” болезни в результате прибавления к инфекционным заболеваниям дополнительных проблем со здоровьем, вызванных загрязнением окружающей среды, увеличением дорожно-транспортных травм и неинфекционных заболеваний. Таким образом решение социальных детерминирующих здоровья по-прежнему является приоритетом для стран БРИКС.

Однако влияние государств БРИКС на глобальную политику в области здравоохранения, в индивидуальном или групповом порядке будет расти. Во-первых, эти страны будут иметь более сильное политическое влияние благодаря своей растущей геополитической и экономической значимости при развитии дипломатических стратегий. Во-вторых, недавний пересмотр в распределении обязательных взносов членов ООН в Всемирную организацию здравоохранения влечет за собой рост квот стран БРИКС, и таким образом, предоставляет этим странам больше голосов при определении международной политики в области здравоохранения.
Со своей стороны Всемирная организация здравоохранения  проводит важный процесс реформ, начатый в 2010 году, который должен установить новые приоритеты, управление, а также источники финансирования ее деятельности. В дебатах о реформе, можно доловить новую динамику отношений, которые появляются между традиционными донорами и странами БРИКС. Эти пять государств с развивающейся экономикой уже официально решили “укрепить и легитимировать ВОЗ в качестве координирующего органа в области глобального здравоохранения”, используя принцип многосторонности. Отдельные страны БРИКС нашли естественные возможности сотрудничества друг с другом по  отдельным элементам  реформы, в частности, управлению и финансированию ВОЗ, и по конкретным проблемам здравоохранения. В то же самое время появляются примеры, которые говорят о координированных усилиях повлиять на реформу как организованный блок или группа государств. Хотя это в значительной степени ограничивалось риторическими заявлениями поддержки в официальных декларациях и коммюнике, тем не менее, страны БРИКС ясно видят ВОЗ в качестве организации с широким мандатом и предсказуемым финансированием.
Несомненно, серьезным успехом стран БРИКС является даже факт, что эти государства собрались вместе, чтобы поговорить о глобальном здравоохранении и представить новую программу, которая отличается от традиционной западной повестки дня в области глобального здравоохранения. Предстоит развитие деятельности Банка развития БРИКС , который должен расширить права и возможности для наиболее бедных стран, что представляет собой перестройку глобальной архитектуры здравоохранения.

Одновременно с тем, страны БРИКС становятся все более важными партнерами в области международной политики устойчивого развития. Они помогают изменить ландшафт эффективности этой помощи. Согласно итоговой декларации Четвертого форума высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи, состоявшегося в 2011 году в Пусане, (Республика Корея), характер, условия и обязанности, которые относятся к сотрудничеству Юг-Юг отличаются от тех, что применяются к сотрудничеству Север-Юг. По разным оценкам помощь в области политики развития, поступающая из стран БРИКС существенно возросла в последние годы.



Следует отметить, что часто стран БРИКС называют “нетрадиционными донорами”, так как они не всегда принимают язык и дух традиционного развития в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Они говорят о “помощи в целях развития” или о “сотрудничестве”, но не о “помощи”. Они не называют себя “донорами” или “получателями помощи”, но считают себя “партнерами” других стран и заинтересованы в  сотрудничестве “Юг-Юг”, которое осуществляется  между странами с низкими и средними доходами. В некотором смысле этот подход имеет свои корни в истории Движении неприсоединения и конференции в Бандунге (Индонезия), состоявшейся в 1955 году; в давних традициях стран, уступавшим сверхдержавам, стремиться действовать по-другому и самостоятельно. В этом смысле государства БРИКС являются нетрадиционными участниками в моделях развития, которые они продвигают.
Одной из важных областей, когда мы говорим о влиянии стран БРИКС на глобальное здравоохранение, является их вклад в обсуждение изменения климата. Россия, Китай и Индия представляют собой три государства, которые владеют крупнейшими запасами  углерода - четверть общемирового объема. Кроме того, Китай  имеет планы на строительство около 70 новых аэропортов и в то же время государство активно инвестирует в экологически чистой энергетике. Так например, инвестиции КНР в этом направлении в 2012 году составляют 65 млрд. долларов, или треть всех инвестиций Г-20. Четыре государства БРИКС (без Российской Федерации) создали координационную группу под названием BASIC, чтобы представлять свою единую позицию по вопросам изменения климата. Те способы, которыми Китай и другие партнеры собираются влиять на изменение климата, будут иметь большое значение для политики здравоохранения.
В то же время влияние стран БРИКС по отношению глобальной политики развития очень трудно оценить, так как в пяти странах нет достаточного количества данных об уровне поддержки проектов устойчивого развития. Китай имеет свой отдел развития в рамках министерства торговли, в то время как Южная Африка и Индия по-прежнему доверяют эту деятельность существующим агентствам. Россия и Бразилия оказывают помощь через специализированные агентства по развитию, причем Бразилия делает это с конца 80-х годов ХХ века. Примером такой финансовой и технической помощи со стороны Бразилии является строительство завода в Мозамбике для производства антиретровирусных препаратов для этой страны. Российская Федерация оказывает содействие развитию проектов в области здравоохранения, поддерживая глобальные инициативы в области здравоохранения и партнерства, таких как Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Китай заинтересован в реализации взаимовыгодных проектов, а также отправления медицинских бригад за рубежом для оказания медицинской помощи после бедствий, таких как цунами в 2004 году. Индия в течение последнего десятилетия в четыре раза увеличила свою внешнюю помощь, которая только за 2013-2014 год составляет 1,3 млрд. долларов, большая часть из которых адресована соседям. Одним из примеров помощи Индии в Африке являются 125 млн. долларов, отведенных на панафриканский E-Network - крупнейшая в Африке инициатива о дистанционном обучении и телемедицине, которая соединяет африканские страны с лучшими школами и больницами Индии через спутниковую связь и волоконно-оптические линии. Южная Африка также является интересным примером. С точки зрения глобального влияния организации ее гражданского общества внесли значительный вклад начале XXI века в кампаниях для расширения доступа к антиретровирусным препаратам.
Через сотрудничество в области здравоохранения страны БРИКС способны охватить значительные группы населения за пределами своих границ. Эти страны могут участвовать в сотрудничестве этого типа или в индивидуальном порядке на основе двусторонних соглашений, или путем подписания многосторонних договоров. Набирает обороты сотрудничество между самими странами БРИКС, как было подчеркнуто на недавней встрече министров здравоохранения, состоявшейся 10-11 января 2013 года в Нью-Дели. Кроме того, создание Банка развития БРИКСв июле 2014 года в Форталезе (Бразилия), также будет способствовать улучшению здравоохранения в странах БРИКС и за  пределами организации.

Отечественные повестки здравоохранения пяти стран БРИКС во многом зависят от глобальной повестки дня в таких областях, как экономический рост, торговля, иностранные инвестиции, борьба с бедностью, создание социальной защиты и последующего всеобщего медицинского страхования. У стран БРИКС есть много общих интересов в области здравоохранения, но иногда различия их внешнеполитических позиций может воспрепятствовать развитию у них общего подхода к ряду вопросам. Особо значимыми будут позиции БРИКС в трех областях глобального здравоохранения: относительно приоритетов для комплексной после 2015 года программы развития; продвижение всеобщего медицинского страхования и борьба с увеличением неинфекционных заболеваний; и глобальное управление, выходящее за рамки сектора здравоохранения - в частности, изменение климата и продовольственной и водной безопасности.



Использованная литература:

•    The Millennium Development Goals: report 2012. New York: United Nations; 2012. Available from: http://www.un.org/millenniumgoals/pdf/MDG%20Report%202012.pdf.


•    Shifting paradigm: how the BRICS are reshaping global health and development. New York: Global Health Strategies Initiatives; 2012. Available from: http://www.ghsinitiatives.org/downloads/ghsi_brics_report.pdf .
•    Health Ministers BRICS. Delhi communiqué. New Delhi: Press Information Bureau, Government of India; Available from: http://pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=91533
•    Keeley B. From aid to development: the global fight against poverty. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2012. Available from: http://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/development-and-aid_9789264123571-enhttp://www.oecd-ilibrary.org .
•    Kickbusch I. BRICS’ contributions to the global health agenda 2013. Bulletin of the World Health Organization, Volume 92, Number 6, June 2014, Available from: www.who.int/bulletin/volumes/92/6/en/.
•    Walz J, Ramachandran V. Brave new world: a literature of emerging donors and the changing nature of foreign assistance. Working paper 273. Center for Global Development; 2011. Available from: http://www.cgdev.org/sites/default/files/1425691_file_Walz_Ramachandran_Brave_New_World_FINAL.pdf.
•    The BRICS countries: a new force in global health? Interview of Andrew Harmer, Bulletin of the World Health Organization, Volume 92, Number 6, June 2014, Available from:www.who.int/bulletin/volumes/92/6/en/.
•    Sumner A. Where do the world’s poor live? A new update. IDS Working Paper 2012; 393. Available from: http://www.ids.ac.uk/files/dmfile/Wp393.pdf

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал