Бюллетень Ядерная Россия Сегодня



Скачать 265.08 Kb.
Дата01.05.2016
Размер265.08 Kb.
ТипБюллетень
Электронный новостной бюллетень Ядерная Россия Сегодня представляет собой подборку материалов из российских средств массовой информации - как центральных, так и региональных, а также выходящих в ЗАТО, и документов, связанных с вопросами ядерных вооружений, ядерной политики, ядерной безопасности, ядерных материалов и их физической защиты учета и контроля, отработанного ядерного топлива, ядерного экспорта, экспортного контроля, несанкционированного доступа к ядерным материалам, ядерного терроризма ядерных технологий и технологий двойного применения.

Редакция приводит фрагменты из статей дословно или в пересказе, предлагает точки зрения различных изданий и не комментирует их. Размещение материалов в данном бюллетене не означает, что редакция разделяет ту или иную из них.

Бюллетень выходит два раза в неделю.

Редактор бюллетеня Ядерная Россия Сегодня: Дмитрий Ковчегин

Подписаться на новостной бюллетень Ядерная Россия Сегодня можно на сайте ПИР-Центра по адресу http://www.pircenter.org/russian/subscription/e-subs.htm.



ЯДЕРНАЯ РОССИЯ СЕГОДНЯ

24 июля 2002

ИНФОРМАЦИЯ

Ратификация договора о СНП обсуждается в США и России

Состоялся визит президента Франции Жака Ширака в Россию

Россия и США обсуждают перспективы реализации договоренностей, достигнутых на саммите «восьмерки»

Потенциал ЗАТО должен быть использован

США и Тайвань предъявляют претензии Пекину

Руководство Минатома проверило деятельность ГХК

В Железногорске будет производиться МОКС-топливо



МНЕНИЕ

Большие ожидания вредны

 

ИНФОРМАЦИЯ

Ратификация договора о СНП обсуждается в США и России

С призывом ратифицировать российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) обратился 17 июля к членам сената США министр обороны Дональд Рамсфельд. Выступая на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам вместе с председателем Комитета начальников штабов ВС США Ричардом Майерсом, шеф Пентагона подчеркнул, что подписанный в Москве Договор отвечает интересам США и России. При этом он заметил, что процесс выработки данного документа являет собой "модель будущих отношений между двумя странами".

В соответствии с Договором, подписанным в ходе российско-американского саммита в Москве в конце мая этого года, стратегические ядерные боезаряды должны быть сокращены до 1700-2200 единиц к 2012 году.

В ходе слушаний ряд сенаторов откровенно высказал свою обеспокоенность по поводу того, что в подписанном Договоре отсутствует график сокращения вооружений, а также четкие положения о проверке его выполнения. Реагируя на эту критику, г-н Рамсфельд объяснил отсутствие в Договоре графика сокращения вооружений необходимостью сохранять определенную свободу действий в связи с возможностью неожиданного возникновения новых угроз безопасности. На упреки же по поводу намерения администрации складировать часть боеголовок вместо их уничтожения министр обороны высказался в том духе, что США должны держать в резерве определенное количество боезарядов на случай возникновения "проблем с безопасностью или надежностью американского арсенала". (Андрей Суржанский. Дональд Рамсфельд призвал американский сенат ратифицировать Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. ИТАР-ТАСС. 18 июля 2002)



Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джо Байден, демократ от штата Делавэр, предположил, что сенат одобрит этот договор, подписанный в мае президентом США Джорджем Бушем и президентом России Владимиром Путиным. "Я ожидаю, что комитет и сенат в целом поддержит этот договор, ибо я считаю, что, в общем и целом, он явно повышает нашу национальную безопасность", - сказал г-н Байден.

Однако некоторые сенаторы заявляют, что в договоре недостаточно прописаны вопросы проверки выполнения и гарантии.

Сенатор Ричард Лугар, республиканец от штата Луизиана, представляющий свою партию в сенатском комитете по иностранным делам, говорит, что он озабочен тем, что договор не требует от участников уничтожения снимаемых с вооружения ядерных боезарядов. Эту озабоченность разделяет также сенатор Русс Фейнголд, демократ от штата Висконсин: "Мне бы хотелось повторить мою точку зрения, что сокращение ядерного оружия имеет смысл только тогда, когда это оружие демонтируется и уничтожается".

Сенатор Фейнголд также не согласен с положением договора, который позволяет любой из сторон без всяких разъяснений выйти из этого договора через 3 месяца после уведомления другой стороны. Он призвал администрацию США провести консультации с сенатом, если у нее когда-либо появится намерение выйти из договора. По его мнению, администрация недостаточно консультировалась с законодательной властью, когда ранее в этом году вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. (Дебора Тейт. Американские законодатели разошлись в вопросе оценки договора с Россией о сокращении стратегического ядерного оружия Inosmi.ru со ссылкой на Voice of America News. 17 июля 2002)

Госсекретарь США Колин Пауэлл выразил в уверенность, что договор о СНП успешно пройдет ратификацию в сенате конгресса США. Он также заявил, что не ожидает принятия каких-либо поправок к документу по итогам обсуждения.

По словам г-на Пауэлла, продвижение Московского договора по СНП в США идет "рекордными темпами". Спустя считанные недели после подписания он был внесен на рассмотрение сената, а теперь процедура его обсуждения уже в основном закончена, поскольку перед законодателями выступили и сам госсекретарь, и министр обороны Дональд Рамсфельд. "На мой взгляд, это проявление динамизма. Думаю, договор пройдет ратификацию без всяких осложнений", - заявил глава американского внешнеполитического ведомства.

"Не ожидаю я и каких-либо поправок", - сказал он. Правда, по его признанию, сенаторов невозможно удержать от выступления с различными "оговорками и разъяснениями", но требовать изменения договора они, на его взгляд, все же не станут.

По словам Колина Пауэлла, российский министр иностранных дел Игорь Иванов, с которым они встречались в Нью-Йорке, заверил его в том, что ожидает "успешного" прохождения Договора и через Госдуму РФ.

Госсекретарь рассказал, что они с российским коллегой обсудили планы дальнейшей совместной работы на различных направлениях. В целом, по его убеждению, Москве и Вашингтону удается "поддерживать темп", заданный на майском саммите президентов двух стран Владимира Путина и Джорджа Буша. (Андрей Шитов. Московский Договор по СНП успешно пройдет ратификацию в сенате США, считает Колин Пауэлл. ИТАР-ТАСС. 18 июля 2002)

Состоялся визит президента Франции Жака Ширака в Россию

19-20 июля в России с визитом побывал президент Франции Жак Ширак. В ходе встречи с Владимиром Путиным им были затронуты ряд ключевых вопросов мировой и европейской политики.

По окончании встречи с Жаком Шираком в Сочи президент России Владимир Путин отметил, что «это была очень полезная, в высшей степени откровенная и позитивная встреча». В ее ходе обсуждались вопросы стратегической стабильности, ближневосточного урегулирования, развития отношений России и Европейского союза в стратегическом плане на длительную перспективу. Официальный представитель Елисейского дворца Катрин Колонна заявила, что в ходе двухдневной встречи в Сочи президенты укрепили личные дружеские отношения, обсудили развитие сотрудничества между двумя странами, а также основные темы международной политики.

Также Владимир Путин и Жак Ширак обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и Иране, а также вопросы нераспространения ядерного оружия. Подводя итоги беседы, официальный представитель Елисейского дворца особо отметила, что “Франция и Россия считают проведение хорошо подготовленной международной конференции по Ближнему Востоку наилучшим решением, способствующим возобновлению диалога между израильтянами и палестинцами”. По словам г-жи Колонна, президенты России и Франции провели обстоятельный обмен мнениями о ситуации в Афганистане, выразили поддержку президенту Хамиду Карзаю и подчеркнули, что внутренняя политика этой страны должна быть направлена на “поиски большей стабильности и обретение афганского единства”. (Виктория Соколова. Путин и Ширак обсудили на утренней встрече вопросы стратегической стабильности и отношения России и ЕС на длительную перспективу. ИТАР-ТАСС. 20 июля 2002)

С учетом новых внутриполитических реалий Франции политический диалог между Россией и Францией заметно активизируется. Об этом 18 июля заявил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, в связи с визитом президента Франции Жака Ширака в Россию.



Дипломат отметил, что свидетельством близости позиций России и Франции по ключевым международным вопросам, их настроя на развитие "привилегированного партнерства" стали состоявшиеся 8 июля в Москве переговоры глав МИД России и Франции.

В частности по итогам визита в Москву Доминика де Вильпена было подписано Совместное заявление о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Таким образом, "положено начало реализации инициативы президентов России и Франции". Эта инициатива направлена на обеспечение более тесной координации позиций и действий двух стран в области международной безопасности и стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, другими новыми угрозами и вызовами.(С учетом новых внутриполитических реалий Франции политический диалог между Россией и Францией заметно активизируется. РИАНовости.18 июля 2002)

Президент Франции Жак Ширак заявил, что «необходимо совместно с Россией найти ответы на новые угрозы и обдумать новые условия стратегической стабильности. Это важнейший вопрос, и именно он стал причиной создания франко-российского совета по сотрудничеству по вопросам безопасности, в работе которого будут принимать участие министры иностранных дел и министры обороны России и Франции и который осенью проведет заседание в Париже».

Жак Ширак подчеркнул необходимость сотрудничества с Россией в области борьбы с терроризмом. По его мнению «перед лицом той драматической ситуации, которая сложилась на Ближнем Востоке, требуется мобилизация международного сообщества, которое должно осознать свою ответственность. Сегодня между позициями Европейского союза, США, России и арабских стран имеется достаточно схожих моментов, что позволяет продвигаться вперед в деле поиска решения». (Ренат Абдуллин, Александр Корзун. Коммерсант. “Франция видит в России сильного и стабильного партнера”. 19 июля 2002)



Россия и США обсуждают перспективы реализации договоренностей, достигнутых на саммите “восьмерки”

18 июля состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Георгия Мамедова с руководителем Национальной администрации США по ядерной безопасности, заместителем министра энергетики США Линтоном Бруксом.

В ходе беседы подробно обсуждались практические вопросы, включая начало двусторонних переговоров по реализации договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения, достигнутых лидерами “большой восьмерки” в Кананаскисе. С российской стороны особое внимание было уделено вопросу утилизации выведенных из боевого состава ВМФ атомных подводных лодок.

Стороны также затронули вопросы подготовки предстоящего визита в Россию министра энергетики США Спенсера Абрахама, который должен стать важным этапом развития стратегического энергетического сотрудничества двух стран, основы которого были заложены во время российско-американского саммита в Москве и Санкт-Петербурге в мае 2002 года. (О встрече заместителя Министра иностранных дел России Г.Э. Мамедова с и.о. руководителя Национальной администрации США, заместителем Министра энергетики США Л. Бруксом. Департамент информации и печати МИД РФ. 18 июля 2002)

Потенциал ЗАТО должен быть использован

В Сибири до сих пор существуют три "атомных" города, отгороженных от мира колючей проволокой. Это Красноярск-26 (новое наименование - Железногорск), Красноярск-45 (Зеленогорск) и Томск-7 (Северск). В свое время все они были порождены гонкой вооружений. Но, несмотря на разрядку, попасть в эти города до сих пор можно только по пропуску, после проверки специальными органами.

После подписания с американцами ряда соглашений о сокращении стратегических вооружений судьба сибирских закрытых городов стала абсолютно неясной. То, для чего они создавались, больше не являлось их предназначением. Тысячи специалистов остались без работы. И это были не просто специалисты - интеллектуальная элита российской науки.

Помимо "атомных" ЗАТО в России до сих пор существуют еще десятка два закрытых городов и городков, входящих в систему министерства обороны. В этом плане Россия - уникальная страна. Но это не российское изобретение. Первые подобные "ядерные" поселения появились в США еще в сороковых годах. Их породила эпоха создания атомной бомбы - "манхэттенский проект". Пожалуй, самые известные из таких объектов - Лос-Аламос и Ок-Ридж. Нынешние российские ядерные производственные комплексы прописались на Урале и в Сибири. В глубь страны в свое время их отодвинул радиус досягаемости самолетов противника. Но был еще одна причина выбора расположения подобных объектов - вода. Там, где работали реакторы, без нее обойтись было невозможно. Она требовалась в огромных количествах для охлаждения ядерного котла. Обратно ее сбрасывали в Томь и Енисей радиоактивной, несмотря на то, что ниже по течению располагались целые города и десятки деревень.

Так были устроены первые реакторы, проработавшие до начала девяностых годов. Губительное наследие гонки вооружений продолжает жить в "атомных" городах и сегодня.

Как отмечает глава Северска Николай Кузьменко, протекающую через город реку использовали для радиоактивных технологических сбросов. Без этого в свое время нельзя было создать ядерное оружие. При впадении этой реки в Томь фон повышенный. Но это уже не соизмеримо с тем, что было лет пятнадцать назад. И пока в городе останутся в работе существующие реакторы, сбросы будут продолжаться.

Но в Северске, где протекает "радиоактивная" река, жители не устраивают массовых митингов и пикетов. Другая психология. Возмущаются в соседнем Томске. И не только из-за этого. Вызывает опасение состояние огромного подземного хранилища жидких радиоактивных отходов. Тем более что водозабор томичей оказался рядом с Северском. Недавно Минатом выделил деньги для организации контроля над движением подземных вод.

Та же ситуация вокруг Железногорска. Общественное мнение будоражат иногородние активисты, в который раз собирающие десятки тысяч подписей против размещения под Красноярском "мировой ядерной помойки". А в самом закрытом городе, где как раз и находится хранилище, - двумя руками "за". "Ввоз отработанного топлива с АЭС из Южной Кореи, Тайваня и Японии, - говорит глава Железногорска Андрей Катаргин, - наша единственная возможность обойтись без дотаций".

В "ядерных" городах люди привыкли работать и жить рядом с чудовищной опасностью. И они лучше других знают, чего от нее можно ожидать. Но привыкли они и к другому: выполнять сверхзадачи во имя государственных интересов. Даже иногда в ущерб своему здоровью. И это после специфики воздействия секретности и закрытости вторая причина их абсолютно иной психологии. В которой сколько плюсов, столько и минусов.

Почему в США закрытые "ядерные" города стали давным-давно открытыми, а мы все топчемся и топчемся на месте? Этот вопрос задавался многим, но никто не дал на него вразумительного ответа. А кто-нибудь вообще предполагал, что их придется открывать? Все прошедшие десятилетия система работала только в одном направлении. Грандиозные усилия были сосредоточены на улучшении закрытости и сохранении секретности. И раз за разом система вносила усовершенствования в механизм замкнутости, внедряя для этого самые передовые технические и организационные достижения. Под тотальным контролем и охраной находились не только производственные объекты, но и работающие здесь люди.

Когда пришло время открывать закрытые города, оказалось, что чрезвычайно сложные механизмы обеспечения секретности не были предусмотрены к открытию снаружи. Изнутри это сделать мешали психология и ведомственная принадлежность. Сегодня из восьми военных реакторов, расположенных в Сибири, заглушили пять. Остальные три, два в Северске и один в Железногорске, продолжают работать. Объясняется все просто: эти три промышленных реактора одновременно с выработкой плутония обогревают дома. За это их создатели получили в свое время государственные премии. А сегодня остановка военных реакторов автоматически прекращает и нормальную жизнь в Северске и Железногорске.

По российско-американскому соглашению от 1997 года прекращение работы последних российских реакторов, нарабатывающих плутоний, должно было стать "историческим достижением в области контроля над вооружением". Не стало. И точно не станет в ближайшие несколько лет. Потому что для этого нужно построить в Северске и Железногорске новые станции теплоснабжения. Но делать это никто не торопится. А определенный проектировщиками срок эксплуатации военных реакторов перекрыт уже вдвое. Так надо ли открывать закрытые города? Тем более что даже остановленные реакторы не безопасны. Их полный демонтаж из-за высочайшей радиоактивности будет возможен только через полвека. И Северск в этом плане - самый опасный из городов. Нигде в мире больше нет такого сосредоточения в одном месте подобных производств. Только на Сибирском химкомбинате (СХК) была создана вся цепочка, обеспечивающая производство ядерных частей боезаряда.

Глава Северска Николай Кузьменко говорит, что выполнено очень многое, чтобы повысить безопасность и исключить внештатные ситуации на Сибирском химическом комбинате. Но в 1993 году произошла авария с радиоактивным выбросом, а если кто-то преднамеренно что-то сделает... Поэтому есть необходимость "просеивать" людей еще на подступах к городу.

Фактически закрытые города стали открывать еще лет десять назад с закрытия расположенных здесь предприятий. Хотя начинать, наверное, нужно было с "открытия" людей. До этого они работали на оборону в полной безвестности. Хотя с помощью результатов их труда в ядерной и космической сферах страна вышла в сверхдержавы. А когда появилась первая возможность рассказать о них, навешали со злорадством таких ярлыков, что почувствовали они себя не героями, а изгоями.

Жители закрытых городов готовы были платить свои деньги за содержание охраны, лишь бы оставаться после перестройки за колючей проволокой. Таким образом они надеялись оградить свою атмосферу от внешнего вторжения. Но оказалось, что их анкетная "безгрешность" не являлась гарантом сознательности. Все внутренние пороки тут же вышли на поверхность, как только демократия внесла режимные послабления и появилась безработица. Преступность, например, которой здесь почти не было, увеличилась сразу в пять-шесть раз.

Что осталось хорошего? Сами города. Они - удивительно чистые, ухоженные, радующие глаз. Сохранилась во многом и особая атмосфера человеческих отношений, когда могут без всяких справок, под честное слово, продать вам на рынке дорогой товар в кредит. Здесь по-прежнему на высоком уровне медицина, социальная защита и образование. В местных администрациях "стонут" от доморощенных победителей престижных конкурсов и соревнований, которые привозят награды со всех концов страны. Глава Железногорска Андрей Катаргин говорит, что нужно, видимо, снижать уровень обучения в школах: "Расходуем на это четверть бюджета, а получается, что готовим кадры не для себя, а для всей страны. Молодежь уезжает".



Но главное - в закрытых городах сохранились сильнейшие специалисты, умеющие работать с высокими технологиями. Особенно этим отличается Железногорск, где кроме огромной когорты ядерщиков работают еще и несколько тысяч высококлассных космических инженеров и конструкторов, чьими усилиями создано две трети всех наших спутников. Здесь же обосновались и специалисты по двигателям баллистических ракет. Только вот большинство работающих на этих предприятиях настоящим делом сейчас не заняты. Страной не востребованы. Американский Ок-Ридж, открытый уже несколько десятилетий, сегодня зазывает туристов посмотреть город, "рожденный войной, живущий для мира и возрастающий через науку". Там гордятся, что стали "Меккой для технологических новшеств - от генетики до робототехники".

Но по утверждению главы закрытого Зеленогорска Валентина. Казаченко, только чтобы открыть Ок-Ридж, обеспечить работой население и создать высокотехнологичные конкурентоспособные производства, американцам пришлось затратить около 20 млрд. долларов. Российские ЗАТО открывать все равно придется. Но сегодня есть только "Закон о ЗАТО", регламентирующий нашу жизнь в условиях закрытости. А закона об открытии вообще нет. И если это произойдет сейчас, то по существующим нормам людей будут поддерживать выплатой зарплаты только в течение шести месяцев. А дальше?

Свежий пример. Начали открывать поселок Кедровый под Красноярском, где снята с боевого дежурства ракетная дивизия. Теперь там самый высокий уровень безработицы в крае. И законом никак не отрегулирован механизм дальнейшего обеспечения судьбы нескольких тысяч жителей бывшего ЗАТО.

Все главы закрытых сибирских городов обращают внимание на одну особенность - ядерные предприятия сегодня уже не являются градообразующими. В общей сумме налогов, поступающих в бюджет, их часть не главенствующая. Почти все жилье и соцкультбыт также находятся на содержании муниципалитетов. А между тем закрытые города до сих пор "прикреплены" к Минатому. С профильными предприятиями все понятно, но почему города?

Известно, что ведомственная принадлежность диктует особые условия существования, иногда даже в ущерб здравому смыслу, но всегда в своих интересах. Наверное, и вопрос со строительством ТЭЦ давным-давно был бы решен в закрытых городах, если бы не интересы Минатома. Потому что как только заглушат реакторы, он сразу лишается здесь и всей атомной энергетики, а альтернативные источники на угле находятся, как известно, в ведении другого ведомства.

Показателен и прошлогодний пример Северска, когда Минатом неожиданно изменил правила игры, и прибыль СХК в размере миллиарда 700 млн. руб. осталась в Москве. Бюджет закрытого города получил такую пробоину, что и сегодня это аукается двухмесячной задержкой по зарплате. Недавно новый генеральный директор СХК Владимир Шидловский в первом публичном общении с горожанами сделал шокирующее заявление: "Жители должны знать, что состояние предприятия - предбанкротное. Мы имеем долги на два с половиной миллиарда рублей, и сейчас нам нужно выбираться из ямы".

И это ситуация в закрытом городе, который защищен шестью рядами колючей проволоки от возможных террористов! Если летчиков не допускают к полету при повышенном давлении, все понимают почему. Но если у всего города, работающего на опаснейшем ядерном производстве, начинается аритмия... В чем тогда смысл этой закрытости и государственной ответственности за безопасность? И пенять здесь не на кого: ядерные предприятия находятся в федеральной собственности.

«Несмотря на всю нашу специфику, сегодня нет структуры, которая бы представляла интересы закрытых городов в Правительстве», - говорит глава Северска Николай Кузьменко. Ассоциация закрытых городов - общественная организация при Минатоме. А нужен координатор всех правительственных органов по отношению к закрытым городам. Он был до распада Союза. Существовали и специальные отделы при министерствах. Особенность ЗАТО в том, что мы напрямую защищаем свои бюджеты в Минфине.



Сегодня в отношении закрытых городов проводится очень приземленная политика, сводящаяся к поддержанию их жизнедеятельности. Эта государственная поддержка существенна, но не настолько, чтобы давать основу для развития. Как бы никто не замечает готовности ЗАТО для реализации самых передовых научно-технических проектов. А для старта здесь есть и сверхразвитая инфраструктура, и подготовленные кадры. Есть и прекрасный опыт использования этих возможностей. Зеленогорск сегодня самый благополучный из сибирских ЗАТО. По экономическим результатам - это самодостаточный город. Кстати, без реакторов и сопутствующих проблем. Здесь расположено мало кому известное из-за своей закрытости мощнейшее разделительное урановое производство, которое выдает продукцию мирового качества. Сверхдорогие и сверхчистые изотопы Электрохимического завода (ЭХЗ) поставляются в самые развитые страны. Контракты расписаны на несколько лет вперед.

Когда в девяностых годах ЭХЗ остался без оборонного заказа, стали дополнительно осваивать и чисто гражданскую продукцию. И сегодня аудио- и видеокассеты ЕСР(аббревиатура названия завода по-английски) уходят со склада без задержек. Доля предприятия на мировом рынке в этой сфере - 3-5 процентов. Кассеты стали закупаться даже японцами. Начали собирать по лицензии телевизоры, и известнейшая на весь мир фирма оставила им для использования свою торговую марку. На международном языке такой факт - высшее признание кадровой квалифицированности. Причем эти "иностранные" телевизоры россияне покупают уже несколько лет, зачастую не догадываясь об их истинном происхождении. Однако все закрытые города медленно, но верно через систему налогообложения постепенно опускаются до обыденного уровня серости. Стимулов развития у них нет. Как нет у государства и стратегии в отношении ЗАТО. Поэтому о судьбе того же Ок-Риджа им остается только мечтать. И если так будет продолжаться и дальше, они постепенно потеряют всю свою уникальность.

Сегодня закрытые города получают основные деньги за переработку обогащенного оружейного урана в низкообогащенный. То, что по крупицам они создавали десятилетиями, теперь постепенно превращается в топливо для АЭС, которое поставляется в США по взаимному соглашению. Через десять лет этот процесс завершится, а с ним и получение Россией значительных прибылей от реализации соглашения. Другой возможности избавиться от ведомственного подхода, а затем и от колючей проволоки не предвидится. И неважно, как будут называться нынешние закрытые города: наукоградами, технополисами... Важно, чтобы их бесценный опыт выведения страны в сверхдержавы имел продолжение. (Олег Нехаев. Запечатанные города. Российская Газета. 20 июля 2002)

США и Тайвань предъявляют претензии Пекину

22 июля МИД КНР раскритиковал США за введение санкций против китайских компаний, обвиненных в продаже компонентов оружия массового уничтожения Ирану.

Решение о введении санкций было принято государственным департаментом США в середине июля. Оно коснулось одной индийской компании и девяти китайских, которые, по сведениям американской разведки, в сентябре 2000 и октябре 2001 года продали Ирану образцы высокотехнологичных обычных вооружений и компоненты для производства химического и биологического оружия. Санкции запрещают провинившимся компаниям в течение двух лет вести бизнес с американскими партнерами и покупать американские товары и технологии.

Китайское правительство было проинформировано о введении санкций 18 июля. При этом американская сторона подчеркнула, что санкции вводятся только против конкретных фирм (их список будет обнародован позднее), а не против Китая или Индии. Однако в Пекине восприняли демарш Вашингтона как обвинение КНР в нарушении данного им в 2000 году обещания не экспортировать технологии, связанные с производством ракетно-ядерного оружия. МИД КНР заявил, что "Китай выражает протест и неудовольствие в связи с необоснованными санкциями", поскольку он неизменно придерживается международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения и уже ввел целый ряд законов и норм, чтобы обеспечить строгий контроль за экспортом оружия. МИД КНР напомнил, что распространение оружия противоречит национальным интересам Китая.

Тем не менее администрация президента США Джорджа Буша уверена, что правительство Китая "не может или не хочет" приструнить китайские фирмы, тайком продающие оружие странам оси зла, в которую Вашингтон включил Иран, Ирак и КНДР. Только с сентября 2001 года это уже четвертый случай введения санкций против китайских компаний по аналогичному поводу. Они вводились и раньше, а Пекин неизменно отвергал обвинения в адрес своих компаний как "совершенно беспочвенные".

Однако сейчас ситуация серьезнее. Фактически одновременно с введением последних санкций Пентагон обнародовал доклад, в котором КНР приписываются замыслы присоединить силой оружия Тайвань и отобрать у США статус единственной сверхдержавы. Появление доклада совпало с активизацией диалога Вашингтона и Тайбэя о продаже Тайваню новых партий оружия, необходимого для обороны острова на случай китайской агрессии.

А 21 июля реакцию Пекина на тайваньскую проблему проверил президент Тайваня ЧеньШуйбянь. Призвав Пекин к переговорам о нормализации отношений без предварительных условий (коммунисты настаивают, чтобы тайваньцы сначала признали свой остров частью КНР), он предупредил, что в случае отказа Тайвань "будет вынужден пойти своей дорогой". Другими словами, провозгласит независимость. Китайское руководство наверняка расценило все эти события как скоординированное наступление США и Тайваня на геополитические интересы КНР. Если Пекин осмелится высказать свои подозрения вслух, это будет означать, что он принял вызов. (Андрей Иванов. Китай обложили со всех сторон. Коммерсант. 23 июля 2002)



Руководство Минатома проверило деятельность ГХК

С 17 по 19 июля 2002 года на Горно-химическом комбинате (ГХК) в г. Железногорск Красноярского края работала балансовая комиссия Минатома России. В ходе работы комиссии были проанализированы результаты финансово-хозяйственной деятельности ГХК в 1999 году - первом полугодии 2002 года. Возглавлял комиссию первый заместитель министра РФ по атомной энергии Владимир Виноградов. В ее состав входили, в частности, первый заместитель министра Михаил Солонин и президентРосэнергоатома Олег Сараев.

По итогам проверки работа комбината признана удовлетворительной. Была отмечена положительная динамика развития по сравнению с положением годичной давности. Улучшение обусловлено более активной работой комбината, усилением менеджмента. Кроме того, стабилизировалась оплата за облученное ядерное топливо, доставляемое с украинских АЭС. «Раньше существовал бартер, но, начиная с 2001 года, ГХК стал получать за украинское ОЯТ стабильную оплату в деньгах. Наши станции тоже стали расплачиваться «живыми» деньгами. Хоть это и небольшие суммы, но разница ощущается», - отметил источник в министерстве.

В прошлом году ГХК перечислил в краевой бюджет за счет принятого ОЯТ около 230 млн. руб. Большая часть этой суммы приходится на оплату партии облученного топлива с болгарской АЭС Козлодуй. Таким образом, комбинат погасил имеющуюся задолженность перед местным бюджетом. Тем не менее, первый заместитель министра г-н Виноградов назвал ГХК одним из самых «проблемных предприятий» отрасли ввиду сокращения государственного оборонного заказа и отсутствия замещающих производств. «В отличие от Сибирского химкомбината, где тоже непростая ситуация, на ГХК нет мощностей по разделению изотопов, которые приносит большую прибыль», - сказал источник, добавив, что улучшению финансово-экономической ситуации на ГХК могли бы способствовать хранение и переработка зарубежного ОЯТ.

Кроме того, как сообщили в Минатоме, в ходе работы балансовой комиссии было принято решение временно приостановить финансирование создания на комбинате производства полупроводникового кремния. По некоторым данным, в этот проект уже вложено порядка 1 млрд. руб. «Было решено провести экономический анализ, посмотреть, насколько окупятся вложения, составить профессиональный бизнес-план и потом уже принять решение о дальнейшем финансировании, либо о консервации объекта», - отметил источник. (В ходе работы балансовой комиссии Минатома России на Горно-химическом комбинате в г. Железногорск принято решение приостановить финансирование создания на ГХК производства полупроводникового кремния.www.nuclear.ru. 23 июля 2002)

В Железногорске будет производиться МОКС-топливо

На Горно-химическом комбинате в Железногорске будет производиться МОКС-топливо. Об этом сообщил первый заместитель министра атомной энергетики РФ МихаилСолонин. По словам г-на Солонина, МОКС-топливо (смешанное уран-плутониевое топливо для сжигания в атомных реакторах) предполагается производить после завершения строительства участка завода РТ-2 по радиохимической переработке топлива.

В то же время Михаил Солонин пояснил, что основной объем МОКС-топлива будет производиться на комбинате Маяк, которое является основным конверсионным предприятием Минатома РФ. (Железногорское МОКС-топливо. Сегодняшняя Газета(Красноярск). 24 июля 2002)

 

МНЕНИЕ



Большие ожидания вредны

Совместная декларация, принятая на встрече на высшем уровне в Москве и Петербурге, открывает широкие перспективы для "отношений, основанных на дружбе, сотрудничестве, общих ценностях, доверии, открытости и предсказуемости". Однако по мере того как американцы и русские занимаются поиском новых направлений сотрудничества, обе стороны должны быть реалистами. Американо-российские отношения слишком часто страдали от чрезмерных ожиданий и последующего разочарования. Так было в первые годы отношений Америки и новой России.

Даже сейчас разногласия, несомненно, сохранятся по таким вопросам, как торговля, нераспространение ядерного оружия, права человека и Чечня. Но США и России придется преодолевать такие разногласия, чтобы не погубить сотрудничество в других областях.

К наиболее сложным вопросам относятся Ирак и его оружейные программы, Иран и Северная Корея. Исторический опыт отношений с каждой из этих стран у Америки и России очень отличен, и поэтому различия во взглядах неудивительны. Тем более важен полноценный и открытый диалог. В некоторых случаях США и Россия могут быть в состоянии сотрудничать. В иных у нас с Россией могут быть разногласия. Но способность к обсуждению и обмену мнениями должна быть сейчас гораздо лучше, чем она была на протяжении очень долгого времени.

Чечня в отношениях между двумя странами - нечто большее, чем просто раздражающий фактор. Тактика России в Чечне, в особенности в отношении гражданского населения, серьезно подорвала международную репутацию России. Мы признаем право России поддерживать свою территориальную целостность и реагировать на терроризм. Но большинству наблюдателей ясно, что, как и в случае с другими этническими и общественными конфликтами, решение должно состоять из политического компонента, равно как и компонента безопасности. США готовы помогать России в поисках решения этой, несомненно, сложной проблемы, если такая помощь будет принята.

России необходимо завершить свое превращение в демократическое государство с рыночной экономикой. Это - самое важное. Российские руководители должны понимать, что это - ключ к благополучию России и к продолжению ее интеграции с Западом. Мерилом успехов России в этом предприятии будет дальнейший прогресс в реформировании политической системы и экономики, в областях прав человека, свободы религии и печати, верховенства закона. Нас беспокоит откат назад, который мы видим по некоторым направлениям, в особенности в вопросах свободы печати и свободы независимых политических и общественных организаций. В ходе движения неизбежно будут остановки, но ответом могла бы стать следующая формула: "больше демократии и больше реформ".

России также необходимо делать больше для снятия крупнейшей потенциальной и фактической угрозы безопасности, исходящей сегодня из России, - остающихся у нее со времен холодной войны арсеналов оружия массового уничтожения, средств их доставки и соответствующих технологий и специальных знаний.

Мы продолжим сотрудничество с Россией в работе по уничтожению и хранению этих материалов и контролю над этими материалами и ноу-хау, чтобы предотвратить их попадание в плохие руки. Но вероятность кражи этих опасных материалов является лишь частью проблемы. Нас продолжает беспокоить распространение оружейной и ракетной технологий из России, будь то с санкции правительства или нет, - в особенности в Иран. Для расширения наших отношений сотрудничества будет важно, чтобы мы увидели движение в направлении разрешения этой проблемы.

США и Европе также предстоит сделать многое. В качестве первого шага важно реализовать весь потенциал недавно созданного Совета НАТО - Россия. Кредиторам также необходимо найти новые способы помочь России решить вопрос с долгами советской эпохи. Например, в рамках недавно объявленного глобального партнерства стран "восьмерки" против распространения оружия и материалов массового уничтожения правительства стран-доноров могут обменять часть долга России времен СССР на проекты партнерства в России.

Это потребует напряженного труда, но нет такой принципиальной причины, по которой США и Россия не могут иметь хорошие отношения. Наши страны не являются соперниками, у нас нет пограничных споров, между нами нет национальной вражды и больше нет идеологических разногласий.

В отличие от конфликтов, ведущих к мировым войнам, холодная война закончилась мирно. Это было замечательным достижением. Теперь, как сказал Джордж Буш, выступая недавно в бундестаге, "у России сейчас самый лучший шанс с 1917 года стать частью европейской семьи".

Ричард Н. Хаасс - директор по политическому планированию Государственного департамента США

(Ричард Н. Хаасс. Большие ожидания вредны. Московские Новости. 23 июля 2002)

 

О ПИР-Центре

ПИР-Центр политических исследований в России - автономная некоммерческая организация, основанная в апреле 1994 года и имеющая штаб-квартиру в Москве. ПИР-Центр является независимой, неправительственной и внепартийной организацией и осуществляет научно-исследовательскую, образовательную, информационную, издательскую и консультационную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Приоритетными областями научных исследований ПИР-Центра являются международная безопасность, контроль над вооружениями (прежде всего ядерными) и распространением оружия массового уничтожения, а также военно-гражданские отношения. ПИР-Центр исследует данную проблематику преимущественно в контексте того, как она связана с Россией, ее национальными интересами, ее безопасностью и местом в международном сообществе.

 

Издание бюллетеня “Ядерная Россия Сегодня” осуществляется благодаря поддержке Фонда Плаушер.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал