Цели: формирование познавательной деятельности, учебной мотивации. Задачи



Скачать 84.53 Kb.
Дата01.05.2016
Размер84.53 Kb.
Цели: формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Задачи:

  • сформировать представление о реке, ее частях, учить определять истоки, устья рек, левые и правые притоки;

  • раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • развивать умение работать в паре, ресурсном круге; сравнивать, анализировать и делать выводы;

Форма проведения: заочная экскурсия.

Учебные технологии: проблемно- диалогические, информационные.

Оборудование: проектор, презентация, глобус, схема реки, аудиозапись «Родина», «Звуки реки», «Горная река».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.

II. Введение в тему.

1.Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля…

Это- русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

-Эти строки из стихотворения поэта Феодосия Савинова вам уже знакомы. Мы с вами продолжаем путешествовать по родным просторам.

Как вы понимаете «родные просторы»? ( Это наша родина: поле , нива, лес). Мы сегодня мы продолжим путешествие по родным просторам и совершим заочную экскурсию. А куда , вы догадаетесь сами, отгадав загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

-Выделите ключевые слова, которые помогли вам догадаться, что это река.

— Итак, тема сегодняшнего занятия – «Река».

-Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)

— Какие картинки вы увидели?( Вода, берега, течение, рыба, водоросли, дно, песок, камни, мост и пр.

-А что вы услышали? Что почувствовали?

-Наверное, каждый из вас видел хоть какую-нибудь реку, речку или речушку. Ведь большинство городов и селений нашей родины разместилось по рекам. Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.

— А что бы вы хотели узнать новое о речке? ( Что такое река? Какие бывают реки по характеру? Где рождается река, и куда несёт она свои воды? Как река служит человеку? Есть ли реки там, где мы живём?).

На эти вопросы мы постараемся вместе найти ответы в течении сегодняшнего занятия.

III. Знакомство с новой темой.


  1. -Как вы думаете, с чего начинается река? (ответы детей).

То место, откуда река “истекает” - берет начало, называется исток. Как наш с вами предмет «Истоки» -начало чего-то нового.

Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

О родниках сложено много легенд. Как же они появляются?

Когда-то, давным-давно, возле реки сидела девушка. Мимо пролетал дракон, увидел ее и украл. Девушка поняла, что больше никогда не увидит своего любимого, и горько заплакала. Там, где падали ее слезы, образовался родник.

-Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду.

(чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.).

Ребята, а вспомните сказку “Висляткин ключ”. Главная героиня , Аннушка, пошла она к Висляткину ключу, чтобы помочь своему дедушке вылечит слепоту. Значит , вода в ключе и лечебная.

Марийский край называют родниковым краем . Т.к. многие реки берут начало из родников. Все родники находятся в изумительно красивых уголках республики.

Только у подножия Кленовой горы более 20 минеральных источников. Самый большой из источников "Зелёный ключ". Поднимите руку , кто был на том ключе?

Итак, мы узнали, где рождается река, подпишите на схеме под цифрой 1- исток.

2. - А куда побежит ручеёк дальше? Я вам даю подсказку стихотворение

Г. Ладонщикова «Ручей - ручеёк». Познакомьтесь с ним и ответьте на вопрос, куда бежит ручей?

- Эй, ручей-ручеёк,

Далеко ли ты потёк?

-Тороплюсь я в речку,

В речку - быстротечку.

Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

И с рекою вскоре

Добежим до моря...

- Куда бежал ручеёк? (Ручеёк бежал к маленькой речке). Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду .Их называют притоками. У реки могут быть левые и правые притоки. Река вместе с впадающими в нее притоками образует целую речную систему.

-Обозначьте на схеме под цифрами 2 и 3 –притоки.

Течёт вода в реке… Меняется, обновляется. Издалека, от истоков, она приходит к вашему берегу. И не задерживаясь, уходит в незнакомую даль. Она неостановима, как время. Ведь время тоже течёт, и новый день не похож на вчерашний. Мы знаем что было, но не ведаем, что будет.

3. – А куда может впадать река? ( В море, озеро, другую реку).

То место, куда река впадает в море, озеро или другую реку называют устьем. Обозначьте на схеме под цифрой 4 – устье реки.

На карте нашей Родины нанесены около 3 млн. рек, речек, речушек и каналов. Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной.

4.Каждая из этих рек не похожа друг на дружку. У каждой реки, как и у человека, свой характер и свой нрав.

-Как можно определить характер реки? (Надо прислушаться к её звукам, увидеть движение воды, ощутить свои чувства на берегу речки).

-Какие по характеру бывают реки? (равнинные и горные).

- Послушайте звуки реки и определите её характер. (Работа в парах – дети на листочках выбирают прилагательные, характеризующие горную реку).



Медленная, быстрая , плавная, бурная, берега скалистые, спокойная, бурлящая, тихая.

- У горных рек течение быстрое, бурлящее, берега скалистые .

- Равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега.

5.У реки, как у человека , есть имя. Нет реки без имени.

-Какие реки вы знаете? А какие реки нашей республики вы знаете?

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

Илеть, левый приток Волги, быстрая лесная река.

Течёт по нашему посёлку речка Атлашка. Старожилы посёлка Красногорский вспоминают, что название речке дали по фамилии мельника, который построил мельницу в низовье реки.

Владимир Шарпатов - Герой России, уроженец наших мест, будучи в плену у талибов в городе Кандагаре посвятил этой реке следующие строки:

Течёшь неспешно по овражку

Чиста, игрива и легка,

Атлашка, милая Атлашка,

Атлашка- звонкая река.

- Столько красивых названий и имён у рек. Как выбирают имя для реки?

Название реки- это слово, указывающее на какой-нибудь ее признак: характер течения, цвет или вкус воды, размер, особенности дна, местность, где она течет, или береговая растительность и т.д.

- Как вы думаете, почему реку назвали Уж. (За извилистый характер русла, вероятно, была словом уж названа река Уж, на которой стоит город Ужгород).

- А такие реки как Липовка, Ольшанка, Вязовка? (А вот реки Липовка, Ольшанка, Вязовка были так названы по береговой растительности, за липы, ольхи и вязы по их берегам).

Река Вязьма получила свое название по другому признаку: ее назвали так за вязкое, илистое дно.

6.Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7.Значение реки в жизни человека.

Река - это вода, а вода - это жизнь; жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных. Значение рек огромно, его трудно переоценить.

-Какое значение играет в жизни каждого человека вода?

Издавна человек тянулся к реке. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города , деревни и сёла возводились у больших или малых рек. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. На многих реках нашей планеты строят гидроэлектростанции.

-Что случится, если на нашей планете исчезнут все реки?

Без воды не обойтись никому и никогда, заменить воду нечем. Русский народ говорил в старину: "Мать - водица, всему царица".

Наша планета из космоса выглядит, как голубой шар, но запасы пресной воды уменьшаются.

Люди настолько привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”

Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. А люди на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь. Стали они настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.

И вот тогда самый старый житель сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

-Представьте себя на месте реки, о чём бы вы попросили человека?

-А что можете вы сделать, чтобы сохранить наши реки и как сберечь нашу природу? Если встретишь родник в лесу - не трогай его, не оставляй после себя грязь и остатки пищи. Ведь этот родник может быть началом большой реки. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды - может быть, она просит тебя помощи.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.



IY. Подведение итогов.

-Наша заочная экскурсия подходит к концу.

-Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия?

Y. Ресурсный круг «Река».

1 круг: «Во время путешествия я увидел(а)…

2 круг: «Во время путешествия я услышал(а) или понял(а)…

3 круг: «Сегодня на уроке я почувствовал(а)…



YI. Рефлексия.

-Давайте пустим по нашей речке кораблики. Если вам занятие

очень понравилось – зелёный кораблик,

понравилось – жёлтый кораблик.

не понравилось – красный.

Используемая литература:

1.Г. Ладонщиков «Ручей - ручеёк».

2. Интернет- ресурсы.

3.Поглазова О.Т. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 ч.- Смоленск, издательство « Ассоциация 21 век», 2008.

4.Программа «Воспитание на социокультурном опыте», 1-4 классы. Истоковедение. Том 1. Издание 2-е ,дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.-320 с.

5.Учебник: Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.-112 с.



6.Феодосий Савинов «Родина» .



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал