Ценностные основания институционализации устойчивого развития современной цивилизации



страница1/10
Дата29.04.2016
Размер2.32 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления»
На правах рукописи

Гунзенова Карина Васильевна


ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА)

Специальность 09.00.11 – Социальная философия


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Мантатова Лариса Вячеславовна


Улан-Удэ - 2015

Оглавление

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Устойчивое развитие как новая цивилизационная



стратегия человечества..................................................................16

    1. Ценностные основания: понятие, роль в общественном развитии ......16

    2. Экологическая этика: основные направления и базисные ценности....34

    3. Эволюция ценностных оснований концепции устойчивого

развития на пути к её институционализации...........................................59

Глава 2. Ценностные основания и механизмы институционализации устойчивого развития



(на примере Байкальского региона).......................................85

  1. Сущность процесса институционализации

общественных отношений........................................................................85

  1. Механизм институционализации устойчивого

эколого-этического развития общества..................................................108

  1. Проблемы и перспективы устойчивого развития

Байкальского региона...............................................................................133

Заключение...........................................................................................................163

Список литературы..........................................................................................166


Введение
Актуальность темы исследования. Современный образ мышления, ориентированный на сверхпроизводство и сверхпотребление, в условиях ограниченного запаса природных ресурсов способствует обострению социально-экономических диспропорций: актуализируются проблемы нищеты, голода, антисанитарии, доступа к образованию, чистой питьевой воде, а также некоторые иные.

Для продолжения своего существования человечеству необходимо гармонизировать взаимоотношения с окружающей природной средой, с одной стороны, и обеспечить внутренний баланс социальной структуры, с другой. Все это обращает нас к экологической этике как новому ценностному основанию общественного развития.

Согласно институциональной теории, раскрывающей особенности строения и функционирования общества, переход от одной модели развития социума к другой предполагает в первую очередь смену идейно-ценностных оснований. В этой связи созданная в конце XX века концепция устойчивого развития, направленная на гармонизацию интересов социальных, экономических, экологических общества с возможностями экосферы, не может строиться в старых ценностно-нормативных рамках. Требуется новое смысловое наполнение человеческой деятельности, ведь именно ценности общества определяют его будущее.

Становление экологической этики как идейно-ценностного основания устойчивого развития обеспечивает непротиворечивость, планомерность и последовательность осуществляемых преобразований, с учетом международного, государственного, регионального, межрегионального, территориального аспектов. Такому процессу препятствуют особенности формирования субъективного и общественного уровней сознания, обуславливающие силу старых привычек, традиций и обычаев. Поэтому для создания эффективной стратегии перехода к устойчивому развитию требуется исследование вопросов организации общества, его функционирования и развития, без которых невозможно правильное понимание сущности рассматриваемых процессов.

Дополнительную актуальность исследованию придает необходимость перехода Байкальского региона к модели устойчивого развития ввиду наличия системного объекта - озера Байкал. Сохранение хрупкой экосистемы уникального озера является не только местной и государственной, но задачей международного масштаба ввиду придания ему статуса Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это предполагает создание такой системы управления вопросами развития региона, которая сочетала бы в себе долгосрочные и краткосрочные интересы мирового и локального уровней.

Степень разработанности проблемы. Различные теории содержательного наполнения категории ценности и значения ценностных оснований в общественном развитии представлены в работах Г.Гегеля, И. Гердера, О.Конта, Р.Г. Лотце, П.А. Сорокина, А.Тойнби, О. Шпенглера и др.1В рамках деятельностного подхода ценность выступает в качестве свойства определенного процесса, явления или предмета, проявляющегося через субъективное отношение к объектам действительности. Р.Г. Лотце в этом русле соотносит ценность с понятием «удовольствие»2 . Культурно-исторический подход основан на отрицании существования единых непреходящих идеалов, поскольку каждый исторический период развития и каждая цивилизация формируют собственные идеалы и образцы. Сведение некоторыми учеными содержания ценностей к западноевропейской системе обусловлено ограниченным пониманием мироустройства, а также экспансией западной культуры, на основе которой формируется глобальная. Согласно И. Гердеру одни представления о прекрасном не могут иметь приоритет над другими, идеал прекрасного лежит вне эстетических оценок господствующей в том или ином обществе концепций3. Признание важности за всеми мировоззренческими системами, детерминировало переход от линейного понимания истории к сознанию многовариантности развития, зависимости характера социального устройства от его идейно-ценностных основ. Вместе с тем деятельностный и культурно-исторический подходы не являются взаимоисключающими, они отражают дуалистическое единство субъективного и объективного уровней ценностных систем. В таковом качестве ценности рассмотрены в исследованиях Л.С. Выготского, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева4.

Взаимосвязи проблем современного общества с ценностными основами его развития посвящены работы Ж. Бодрийяра, Г. Маркузе. По мнению Маркузе, навязываемые модели потребительского поведения формируют образы мысли и действия в сознании индивидов, синтезирующихся в качестве общественной культуры5. Таким образом обуславливается не только преемственность действующих ценностных концепций, но эволюция потребления из способа удовлетворения потребностей в само содержание жизни6.

Новые ценностные основания цивилизационного развития, отвечающие долгосрочным интересам человечества, разрабатывались М. Бернштейном, В.И. Вернадским, К. Гудпастером, А. Леопольдом, В.В. Мантатовым, Л.В. Мантатовой, Н.Н. Моисеевым, А. Нейсом, П. Сингером, В.С. Степиным, Н.В. Тимофеевым-Ресовским, А. Швейцером и др.7 А. Леопольд мыслил развитие человечества через гармонизацию его интересов с природными8. А. Швейцер призывал к «равному благоговению перед жизнью», добро предполагало сохранение и развитие, в то время как зло соотносилось с разрушением и препятствием к существованию9. Работы А.Леопольда и А. Швейцера положили начало новому течению философской мысли - экологической этике. Её стремительное развитие в XX веке обусловлено возникновением экологического кризиса, сопряженного с угрозой экологической катастрофы. Изменение отношения к окружающей природной среде строится в русле антропоцентричной и нон-антропоцентричной этики. Первая предполагает признание моральной ответственности человека перед будущими поколениями, природой и её объектами, и строится на принципах ограничения потребления, возмещения социальных и экологических издержек, экологической ответственности, приоритетности здоровья человека10. В нон-антропоцентричном течении выделяют: патоцентризм - признание морального статуса за высшими животными11, биоцентрический эгалитаризм - признание морального статуса за всеми живыми существами (в том числе микроорганизмами, растениями, низшими животными)12, экоцентризм, где природа рассматривается в качестве взаимосвязанной системы элементов13, глубинную экологию, рассматривающую каждый природный элемент в качестве элемента узла биосферной сети14. Идея ограничения антропогенного влияния на окружающую среду граничит с критикой техногенной культуры и может являться препятствием творческой самореализации личности.

Русский космизм представляет возможность реализации идеи коэволюционного развития природы и общества на основе научно-технического развития15. Реализация «творческого гения человека» является этапом развития биосферы, соответственно преобразовательная и разрушительная деятельность социума неизбежно должна прийти в гармонию с планетарным развитием, что знаменует переход в ноосферу16. В.В. Мантатов, изучая идеи гармоничного развития природы и человека, приходит к выводу о недостаточности одних императивных принципов для развития социоприродной системы, необходимости выделения идеалов и целей развития, задающих его вектор17.

Исследованию отдельных аспектов экологической этики как ценностного основания развития общества посвящены диссертационные работы О.В. Доржигушаевой (экологическая этика буддизма)18, И.Р. Цыденовой (традиционная философия Китая, пронизанная идеями гармонии и единства)19, Р.С. Протасова (философски-аксиологические основы экологической этики)20, Дашинимаевой С.М. (мировоззренческие основания экологической этики народов Байкальского региона)21.

Работы Л.Е. Гринина, В.А. Коптюга, В.А. Лося, В.В. Мантатова, Л.В. Мантатовой, Д. Медоуза, А.Д. Урсула посвящены исследованию различных теоретических и практических вопросов концепции устойчивого развития. Анализируя содержательное развитие концепции на основании международных нормативных документов, В.В. Мантатов приходит к выводу о недостаточном внимании к духовно-нравственным аспектам человеческого развития, служащих основой дальнейших преобразований22. При этом, как отмечают В.А. Лось и А.Д. Урсул, требования нравственно-этического характера являются неотъемлемым элементом концепции устойчивого развития23.

Необходимо отметить роль доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее», итоговых документов Конференций ООН по окружающей среде и развитию 1992, 2002 и 2012 годов, являющихся концептуальной и стратегической основой устойчивого развития24.

Институциональные аспекты общественного развития затронуты в работах М. Вебера, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, Д. Норта, Т. Парсонса, Дж. Ходжсона др.25 Ввиду спецификации научного знания изучение роли институтов с позиций экономики, права, социологии, иных наук позволило выявить различные аспекты процесса институционализации: ограниченную рациональность поведения субъектов26; оппортунистическое поведение (нарушение установленных норм и правил в целях личной выгоды)27, влияние трансакционных издержек на развитие системы28, «эффект колеи» как зависимость от предыдущего пути развития29, а также некоторые иные. Среди отечественных исследователей институционализма можно выделить О.В. Иншакова (анализ основных институциональных подходов)30, С.Г. Кирдину (теория институциональных матриц)31, А. Аузана (новая институциональная экономическая теория)32.

Вопросы правового регулирования взаимоотношений человека и окружающей природной среды представлены в работах А.Д. Урсула, С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко, М.М. Бринчука и др. В частности, А.Д. Урсул выделяет прогностическую роль права устойчивого развития, моделирующего общество согласно принципам и целям концепции33. С.Н. Бобылева и П.А. Макеенко указывают на необходимость введения новых критериев социоприродного развития, учитывающих оказываемое влияние экономической деятельности на экологию34. М.М. Бринчук рассматривает влияние различных концепций взаимодействия общества и природы на формирование экологического права35.

Изучение и обобщение научной литературы, позволяет сделать вывод, что несмотря на высокую актуальность проблем практической реализации и содержательного наполнения концепции устойчивого развития, большинство исследований носят узконаправленный характер. В результате представленная как альтернатива действующей технократическо-потребительской цивилизации модель устойчивого развития становится её ответвлением, предусматривающим некоторые экологические ограничения, а прогресс в достижении поставленных целей развития остается незначительным.

Решение экологических и социально-экономических проблем развития современной цивилизации требует понимания механизмов качественного преобразования развития. Данное диссертационное исследование как попытка целостного философского рассмотрения процесса институционализации позволяет рассмотреть структурную взаимосвязь между элементами общественной системы и определить потенциал ценностной составляющей концепции устойчивого развития в разрешении проблем современности.

Объектом исследования стала институционализация устойчивого развития. В качестве предмета исследования выступили ценностные основания институционализации устойчивого развития Байкальского региона.

Целью диссертации стало раскрытие потенциала экологической этики как ценностной основы политико-правовых преобразований и институционализации модели устойчивого развития. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- определить роль ценностных оснований в развитии общества;

- раскрыть потенциал экологической этики как ценностного основания цивилизационного развития;

- рассмотреть содержание концепции устойчивого развития как альтернативы действующей цивилизации потребления;

- определить сущность процесса институционализации общественных отношений;

- проанализировать систему практической реализации принципов устойчивого развития общества;

- провести анализ сложившейся практики социоприродных отношений в Байкальском регионе, выработать рекомендации по совершенствованию механизма социоприродного взаимодействия на основе принципов экологической этики.

Теоретические и методологические основы исследования. Данная работа основана на основных положениях экологической этики (А. Леопольд, А. Швейцер, К. Гудпастер, А. Нейс, П. Сингер, Д. Сэшнс, Б. Дэволл, Х. Ролстон, В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова и др.), коэволюции общества и природы (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин), институциональной теории (Д. Норт, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Ходжсон, Г. Саймон, О. Уильямсон и др.), научных трудах в области экологического права (М.М. Бринчук, А.Д. Урсул), теории государства и права и международного права (В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, В.В, Лазарев, И.И. Лукашук).

Ввиду многоаспектности и междисциплинарности разрабатываемой темы были использованы различные методы исследования:

- благодаря системному подходу раскрывается взаимосвязь субъективного и объективного уровней образования ценностей, идейно-ценностных оснований и направления развития общества;

- культурно-исторический подход способствует формированию комплексной картины мироустройства, пониманию обусловленности типа общественного сознания характеру его развития, сознанию многовариантности и моделируемости возможного будущего;

- деятельностный подход позволяет определить особенности общественного сознания через анализ характера жизнедеятельности социума;

- институциональный подход раскрывает вопросы функционирования общественных структур, их развития (по эволюционному и революционному путям);



- диалектический метод познания действительности и возможностей её преобразования формирует более глубокое понимание сути общественного развития, причин цивилизационного кризиса, путей выхода из него.

Нормативную базу диссертации составили Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законодательство субъектов Байкальского региона, двусторонние договоры и соглашения РФ, а также международное законодательство в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Проанализирована роль ценностных оснований на индивидуальном и общественном уровнях с позиций деятельностного и культурно-исторического подходов. Установлена взаимосвязь между идейно-ценностной составляющей общества и направлением его развития, где действующий системный кризис цивилизации выступает следствием господствующих представлений о ценностях и потребностях человека.

  2. Обоснована системообразующая роль экологической этики как ценностного основания институционализации устойчивого развития. Экологический императив обеспечивает гармонизацию взаимоотношений общества и природы, необходимую для сохранения экологически пригодных условий для жизнедеятельности человека; нравственный императив через совершенствование человеческих качеств задает направление развитие социоприродной системы.

  3. Конкретизировано понятие устойчивого развития: как концептуальной основы, содержащей аспект устойчивости системы (соответствие определенной норме) и аспект устойчивости процесса (непрерывное динамическое взаимодействие структур сохранения и изменения, обеспечивающих саморазвитие); и как стратегии развития, предполагающей практическую реализацию концептуальных основ в конкретном промежутке времени.

  4. Исследовано содержание понятия «институционализация» и структура рассматриваемого процесса, на основе чего выделены составляющие действенной основы качественного преобразования общественного устройства.

  5. В структуре институционализации устойчивого развития общества на основе принципов экологической этики обоснована ведущая роль правового механизма. Анализ действующего законодательства в области социоприродных отношений позволил сделать выводы об особенностях общественного сознания и действующих представлений относительно роли природного фактора в общественном развитии.

  6. Анализ сложившейся практики социоприродных отношений в Байкальском регионе выявил основные проблемы и противоречия практической реализации концепции устойчивого развития. В качестве рекомендаций по совершенствованию механизма перехода к новой ценностно-нормативной системе была предложена модель планово-стратегического развития региона на основе принципов экологической этики.

На защиту выносятся следующие положения, сформулированные в процессе диссертационного исследования:

  1. Глобальный, комплексный кризис, с которым столкнулась современная цивилизация – это прежде всего кризис действующей мировоззренческой системы. Попытки разрешения проблем экономического, социального, экологического характера без формирования новых идеалов и ценностей развития оказываются малоэффективными.

  2. Экологическая этика как ценностно-нравственное основание устойчивого развития цивилизации позволяет сформировать целостную стратегию коэволюции общества и природы. Восприятие «блага» с позиции иных нечеловеческих форм жизни является необходимой составляющей перехода от линейного к системному мышлению, позволяющему адекватно оценивать причины возникающих проблем и находить пути выхода. Дробность восприятия, связанная с ориентацией на материальные ценности и экономическую составляющую развития, сужает рамки познания до функционирования отдельной части и не позволяет понять истинную динамику процессов. Таким образом, признание морального статуса природы позволяет реформировать сам способ мышления человека в постижении целого.

  3. Концепция устойчивого развития, выступающая в качестве альтернативы технико-потребительскому пути, благодаря силе старых идеалов и ценностей не получает должного развития. Принимаемые международные нормативно-правовые документы в развитие принципов устойчивости слабо стимулируют переход общества к новому вектору развития. Необходимой составляющей планируемых преобразований, способной привести в движение обозначенные цели устойчивого развития, становится актуализация нравственно-этической основы общественного развития.

4. Институционализация устойчивого развития предполагает собой процесс упорядочения общественных отношений на основе формальных и неформальных регуляторов в целях гармонизации экологических, экономических и социальных интересов общества с возможностями окружающей природной среды. Изучение институциональных аспектов развития способствует определению эффективного механизма перехода к устойчивому развитию, а также позволяет избежать различных негативных тенденций реализации планируемых преобразований.

5. В структуре институционализации устойчивого развития ведущую роль ввиду управляемости, предсказуемости и программируемости приобретает правовой механизм. Он обеспечивает комплексные изменения в общественном сознании и характере жизнедеятельности, становится инструментом формирования желаемого будущего.

6. Планово-стратегическое развитие Байкальского региона на основе принципов экологической этики способствует реализации всех целей устойчивого развития, обеспечивает непротиворечивость планируемых преобразований, предупреждает возможные риски деструктивного развития.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о сущности институциональных аспектов устойчивого развития, разработке модели институционализации устойчивого развития на основе принципов экологической этики, расширении методологической базы исследования вопросов устойчивого развития.

Практическая значимость заключается в разработке ряда предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства в целях становления устойчивого развития Байкальского региона на основе принципов экологической этики, которые могут быть использованы для разработки социально-политических стратегий развития. Материалы исследования также могут быть использованы в образовательных целях.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации были представлены и получили одобрение на научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г.Улан-Удэ, 2012 - 2015 года), Мировом ресурсном форуме (г.Пекин, Китайская Народная Республика, 2012 год), Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (г.Новосибирск, 2012), VIII международной Междисциплинарной конференции по социальным наукам (г. Прага, Чешская республика, 2013 год), Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы, противоречия и перспективы развития современного государства и общества» (г. Орел, 2013 год), XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г.Москва, 2014 год), IVМеждународной конференции по Энергетике, Окружающей среде и Устойчивому развитию (г.Нанкин, Китайская Народная Республика, 2014 год), Экологическом форуме «Наука и образование для устойчивого развития: от экологической этики к экологическим технологиям» (г.Улан-Удэ, 2015 год).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 4 в журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных результатов на соискание ученых степеней.



Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и списка литературы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал