«Центр развития ребёнка – детский сад №39»



Скачать 474.78 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер474.78 Kb.
  1   2   3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка – детский сад №39»

_____________________________________________________________________________

683024 Камчатский край г. Петропавловск – Камчатский, ул. Толстого,2

тел. 23-27-39; 23-08-88; факс: 23-27-39; e-mail: mdou-39@pkgo.ru

c:\users\user\desktop\бардюры примеры\105017405_15.png

Без прошлого нет будущего!

(исследовательский, долгосрочный проект)


Автор: Клюшина Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного

образования по экологии.

Участники: воспитанники старших и

подготовительных групп.


г. Петропавловск-Камчатский

2014г.

Пояснительная записка

Автор проекта: Клюшина Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования по экологии.

Возрастная группа: дошкольники.

Руководитель проекта: Клюшина Татьяна Ивановна.

Полное название ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №39» Петропавловск-Камчатского городского округа

Название темы: «Без прошлого нет будущего!»

Актуальность темы

Проблема: современный человек потребительски относиться к окружающей его природе, не задумываясь, что останется будущим поколениям, лишь бы на его век хватило. Мы живем в уникальном крае, и не можем так халатно относиться к природе, поэтому нужно учиться у коренных жителей (аборигенов) Камчатки любить, ценить и оберегать окружающий его мир.
 Основной целью всего проекта является формирование толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста к культуре, быту, традициям коренных жителей Камчатки.
 Задачи:

1. Расширять и углубление знания и представления детей о родном крае, его истории. Учить формулировать, анализировать задачи(проблемы) с помощью взрослого и самостоятельно, представлять результаты своей деятельности аргументировано и доброжелательно, оценивать продукты исследовательской деятельности своих товарищей; формировать умения самостоятельно находить нужную информацию о родном края из разных источников, анализировать ее и делать выводы.

2. Развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия и сотрудничества в группе, исследовательские навыки, умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения критическое мышление.

3. Воспитывать любовь к родному краю.



Объект исследования: Коренные жители Камчатки.

Предмет исследования: Культура, традиции и быт коренных жителей Камчатки.
Гипотеза: Верно ли утверждение, что к коренным жителям Камчатки относятся: чукчи, эвены, коряки, алеуты, ительмены?
Тип: познавательно-творческий, исследовательский.

По доминирующей деятельности:

- исследовательский.

По времени проведения:

Долгосрочный ( год).

По составу участников:

- групповой

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитанники, родители и педагоги.

Сроки реализации 01.07.13 – 30.07.14г. Методы исследования:

 

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения за живыми объектами;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;


  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.


Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя


  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

-постановка спектакля; - изготовление с детьми наглядных пособий


          Значимость и прикладная ценность работы: научить воспитанников и их родителей бережно относиться к окружающей нас природе, научить воспитанников и их родителей самостоятельно находить источники информации, расширить знания о родном крае.



         Ожидаемый результат:

  1. Расширение представлений о родном крае и коренных жителях Камчатки.

  2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).

  3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями.

  4. Создание презентации: «Традиции коренных жителей Камчатки» и «Дети Камчатской земли».

  5. Создание буклетов: «Кто такие коренных жителей Камчатки» и «Отношение коренных жителей Камчатки к природе».

  6. Оформление стенда «Аборигены Камчатки».

  7. Выставка поделок из природного материала.



c:\users\user\desktop\бардюры примеры\1a1e3667fca01507a1ae8e8652e33b52.png

Стратегия реализации проекта

c:\users\user\desktop\бардюры примеры\1a1e3667fca01507a1ae8e8652e33b52.png

Этапы

Ситуации развития проекта

Цель

Продукт

Ответственные

1

2

3

4

5

Вводный этап

1.Беседа с детьми « Что мы знаем о коренных жителях Камчатки?» Образовательные области: Коммуникация

Развитие речи

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности

Определение проблемы

Воспитатели


2.Разработка проекта. Определение проблемы, цели, задач проекта

Создание условий для реализации проекта

Проект




3. Анкетирование родителей «Что вы знаете о прошлом Камчатки

Выявление уровня знаний родителей о родном крае, желание их развить

Вовлечение родителей в работу

Воспитатели

4.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Работа в интернете. Подбор видео материала. Образовательные области: Коммуникация

Анализ материала для осуществления исследования

Подготовка к интерактивной – экскурсии

«Коренные жители Камчатки»



Дети, родители, воспитатель


5. Посещение передвижных выставок КГБУ «Камчатского краевого художественного музея»: «Народные мастера Камчатки», «Декоративно-прикладное искусство Севера Камчатки», экологическая «Земля над океаном», «Животный мир глазами художников», «Город под Авачинской бухтой» Образовательные области: Коммуникация

Развитие речи

Знакомство с традициями коренных жителей Камчатки.

Изготовление

поделок изостудии «Завиток»



Дети, педагог


Основной этап

  1. Чтение с детьми сказок, стихов ,легенд

2.Театрализованная постановка «Серебреные колокольчики».

Образовательные области:

чтение художественной литературы

Изучение традиций и бытом, культурой коренных жителей Камчатки

Подготовка к созданию презентации

Родители, дети, воспитатель


2. Презентация «Дети земли Камчатской» Образовательные области: Коммуникация, познавательная


Умение собирать на электронные носители информацию. Расширить и систематизировать знания детей о памятниках

Подготовка к созданию презентации

педагог доп.образования по экологии, родители, дети

3. Серия занятий по темам «Камчатка страна - лосося», «Раки и крабы», «Камчатские медведи полуострова», «Птицы Камчатки», «Обитатели морей» Образовательные области:

Познание, художественное творчество, коммуникация, речевое, физическое

Установление тесного контакта с воспитанниками. Повышение уровня знаний воспитанников о животных родного края.

КВН

Дети, педагог доп.образования по экологии, родители


 4. Творческие мастерские: «Белоплечий орлан в стиле Квиллинг», «Камчатские животные. Лепка из пластилина». Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникативное, речевое

Расширение знаний детей о природе вулканов, их строении. Знание названий, расположение их на полуострове, знакомство с картой. Развитие творческих способностей

Детские поделки для участия в конкурсе, посвященному всемирному дню защиты животных «Камчатские животные»

Воспитатели, дети


5. «Катание на собачьих упряжках» Образовательные области: Коммуникативное, социальное, физическое

Расширить кругозор

Подготовка к созданию презентации

Воспитатели, родители, дети

6.  Посещение стойбища «Кайныран» Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное, физическое

формирование мотивационного интереса к изучению традиций и быта коренных жителей Камчатки

Подготовка к созданию презентации

Воспитатели, родители, дети


7.Экскурсия на рыбоводный завод «Кеткино» Образов.области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное, физическое

Расширить кругозор о способах воспроизводста и сохранения Камчатского лосося

Подготовка к созданию презентации

Воспитатели, родители, дети





8.Викторина «Аборигены Камчатки» Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное

Побуждать детей интересоваться природными особенностями края

Игровые атрибуты, презентация

Воспитатель, дети, родители





9.Сюжетно - ролевые игры « Я - Абориген Камчатки» Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное, игровое

Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний. Формирование позитивного отношения к изучению нового материала

Игровые атрибуты, презентация

Воспитатель, дети, родители


10. Акция «Покормите птиц!» Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникативное, игровое, физическое

Воспитание любви и бережного отношения природе

Презентация-отчет о подкормке птиц.

Воспитатель, дети, родители, педагог доп.образования по экологии


Итоговый этап

1. Итоговое анкетирование родителей «Что нового вы узнали о Аборигенах Камчатки»

Определение динамики уровня развития знаний родителей. Анализ отношения родителей к совместной деятельности

Побуждение к дальнейшей совместной деятельность, предложения к созданию нового проекта

Воспитатель, родители

2. Создание буклетов: «Отношение коренных жителей Камчатки к природе», «Кто такие коренные жители». Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникативное

Обобщение полученных знаний, развитие интереса к изучению нового

Буклеты: «Отношение коренных жителей Камчатки к природе», «Кто такие коренные жители».

Воспитатель, родители, дети


3. Оформление стенда «Аборигены Камчатки» Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное

Обобщение полученных знаний, развитие интереса к изучению нового


Готовый стенд « Аборигены Камчатки»

Педагог доп. образования по экологии, родители, дети


4. Итоговая презентация проекта

Образовательные области:

Познание, художественно-эстетическое, коммуникативное, речевое.

Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Презентация «Без прошлого нет будущего»

Педагог доп.образования по экологии

Технология реализации проекта.

  • анализ литературы

  • исследовательская деятельность

  • наблюдения

  • творческая деятельность

  • игровая деятельность

Технология реализации проекта:

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО «О глобальном стратегическом развитии образовании 21 века» было отмечено, что человек, получая образования, должен знать свои корни, и тем самым мог определить свое место в мире и, с другой стороны – образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Этноэкологический подход в образовании основан на соединении экологии и этнической культуры. Дает новые возможности для экологизации сознания современного человека. Значение природы камчатского края, его национально-культурные особенности определяют подход к экологическому образованию дошкольников, в частности этноэкологии.

Одна из составляющих уникальности нашего региона культурная самобытность. Камчатка – многонациональна: местные народы –этносы(чукчи, коряки, ительмены, эвены, алеуты), русские, мигранты из стран ближнего зарубежья и т.д.. Местные народы (аборигены Камчатки) имеют древнейшие традиции и интереснейшую культуру не похожую ни на одну другую в мире.

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 39» с 2007 года работает в режиме городской экспериментальной площадки «Система экологического образования детей в ДОУ в условиях камчатского региона». Одним из направлений экологического образования старших дошкольников является - этноэкология. В целях этноэкологического образования старших дошкольников нашего ДОУ необходимо, прежде всего, собирать и изучать информацию о традиционной культуре камчатки с целью воспитания Эко-ориентированного типа личности, задачи которого состоят в создании мотивации к сохранению природного разнообразия, гармонизирующего отношения в системе «человек - окружающая среда». По этому мы и говорим об этноэкологическом воспитании дошкольников, необходимости обоснования условий и путей использования этнопедагогики коренных народов Камчатки.

Возникает вопрос: как организовать работу многонационального дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты этноэкологического образования? В первую очередь необходимо создать определенные условия и систему работы всего коллектива, через разнообразные формы работы. Одной из интересных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста является проектная деятельность.

На протяжении многих лет нашим дошкольным учреждение налажено социальное партнерство с отделом центра «Национальных культур КГБУЦКД «Сероглазка», согласно составленному плану работы мы проводим не только совместные мероприятия, посвященные национальных праздникам коренных народов Камчатки, но и тематические занятия с детьми и педагогами ДОУ.

Молодежный национальный ансамбль «Коритэв» самый частый гость в нашем детском саду. Участники ансамбля в ходе своих выступлений через танец знакомят детей с бытом, традициями, особенностями одежды и повадками животных. Дети всегда с восторгом принимают гостей, активно включаются в игры и танцы. После одного из таких выступлений воспитанники заинтересовались особенностями коренных народов. И мы с ребятами решили выяснить: Кто такие коренные жители Камчатки?

Продумали с детьми план исследования. Поставили задачу: познакомиться с особенностями культуры, традиций и быта коренных жителей Камчатки. Выдвинули гипотезу: Правда ли, что к коренным жителям Камчатки относятся: чукчи, эвены, коряки, алеуты, ительмены?

Заинтересовались, а что знают родители о прошлом Камчатки, провели социальный опрос, оказалось, что их знания скудны. Мы решили привлечь родителей и они нас поддержали, так сформировалась наша творческая группа. Мы подобрали литературу. Организовали мини-библиотеку. При прочтении книг, мы познакомились с некоторыми традициями аборигенов Камчатки, их бытом. С помощью родителей поработали в интернете для поиска информации, создали Буклеты и презентации. Знакомясь с материалом, мы заметили, что отличаются коренные жители одеждой, расположением своих стойбищ, пищей, способом охоты и, конечно, диалектом.

Следующим совместным шагом, становится посещение передвижных выставок КГБУ «Камчатского краевого художественного музея»: «Народные мастера Камчатки», «Декоративно-прикладное искусство Севера Камчатки», экологическая «Земля над океаном», «Животный мир глазами художников», «Город под Авачинской бухтой». Из рассказа экскурсовода ребята узнали, чем интересовались и занимались коренные жители Камчатки, что оказывается, существует много легенд о нашем крае.

При прочтении сказок, легенд, стихов ребята узнали, что аборигены верили в духов, им поклонялись и устраивали праздники с восхвалением духов. Интерес возрос при рассматривании рисунков в Большой книге Камчатских сказок и сказок села Эссо, решили узнать легенду о нём. Ребята собирали материал для презентации. Решили сделать театрализованную постановку весенней сказки «Серебреные колокольчики». Ребята были в восторге.

Вместе с родителями искали информацию о коренных жителях Камчатки. Собрав информацию оформили в презентацию «Дети земли Камчатской». Мы узнали, к коренным жителям относятся: чукчи, эвены, коряки, ительмены. {Приложение}

Воспитанники приняли участие в серии занятий по темам «Камчатка страна - лосося», «Раки и крабы», «Камчатские медведи полуострова», «Птицы Камчатки», «Обитатели морей». И узнали, как относились Коренные жители Камчатки к животным, растениям и всему живому, вспомнили какие животные и растения произрастают на полуострове и применение природных материалов в хозяйственной деятельности аборигенов. Совместно с родителями создали буклет «Как коренные жители Камчатки относились к природе».

В творческих мастерских: «Белоплечий орлан в стиле Квиллинг», «Камчатские животные. Лепка из пластилина». Воспитанники изготовили поделки для конкурса посвященному всемирному дню защиты животных от природного парка «Вулканы Камчатки».

Викторина «Аборигены Камчатки» родители совместно с ребятами соревновались в ответах на вопросы о коренных жителях Камчатки.

С помощью сюжетно-ролевых игры «Я – абориген Камчатки» воспитанники решали не простые ситуации из жизни аборигенов.

Акция «покормите птиц!» пробудила самые добрые чувства в маленьких сердцах детей. Они приносили корм, очищали кормушки и наблюдали за жизнью пернатых соседей. Отчет мы отправили в Кроноцкий заповедник.

Катание на собачьих упряжках, и посещение стойбища «Кайныран» полностью погрузило в быт и традиции наших маленьких исследователей. Экскурсии на рыбоводный завод оставило массу впечатлений о

Оформление стенда «Аборигены Камчатки» ребятами помогло систематизировать и обобщить полученные знания в ходе реализации проекта.



Выводы.

В результате проделанной работы мы выяснили, что коренными жителями Камчатки, действительно являются коряки, ительмены, эвены, чукчи, алеуты. Нашли сходство и различия в одежде, быту и традициях аборигенов. Социологический опрос показал, что уровень знаний о коренных жителях Камчатки после проекта повысился. И пришли к выводу, что нужно научиться любить и оберегать природу своего края.



Заключение.

В конце своей работы хочется сказать, нам действительно есть, чему поучиться у аборигенов Камчатки и если каждый из нас будет бережнее относиться к природе, то будущие поколения смогут наблюдать диких животных, слышать пение птиц и порхание бабочек.



Информационные ресурсы:

  • Витер И. В., Новик Ю.О. Мода от природы – П.- К.: Новая книга, 2004г.

  • Курохтина Н.И. Камчатка: от открытия до наших дней. – П.-К.: Новая книга, 2000г.

  • Колесов Д. В. ,Маш Р.Д., И.Н.Беляев И.Н Биология. Человек: Учеб. Для 8 кл. общеобразовательных. учреждений - М.: Дрофа, 2010г.

  • Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки – П.-К.: Новая книга, 1992г.

  • Сметанин А.Н., Богоявленский В.Ф Примечательные растения из природной флоры Камчатки– П.-К.: Новая книга, 2000г.

  • Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки – П.-К.: Новая книга, 1992г.

  • Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет / авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2013.

  • Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • http://www.kamchatka-wildnature.ru/kamchatka.htm http://aboutkamchatka.narod.ru

  • http://www.alledf.ru/

  • http://www.bio-book.ord



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал