Центр "синтез" В. И. Вернадский и современное планетарное мышление план



Скачать 376.83 Kb.
Дата27.04.2016
Размер376.83 Kb.


Центр "СИНТЕЗ"

В.И. ВЕРНАДСКИЙ и СОВРЕМЕННОЕ

ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

План:

1. Глобальные проблемы и ускорение культурного развития.

2. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

2.1. Организованность живого вещества и биосферы планеты.

2.2. Становление научной мысли как новой геологической силы.

2.3. Переход биосферы в ноосферу под действием Разума и труда человека.

3. Современные научные концепции и идеи В.И. Вернадского.

3.1. Развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Автотрофность.

3.2. Планетоведение.

3.3. Структурные единицы ноосферы.

3.4. Неомобилизм и ико-додекаэдрическая модель структура Земли.

3.5. Новая теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

3.6. Этология.

3.7. Глобальная экология.

3.8. Человекознание.

3.9. Кибернетические науки.

3.10. Космонавтика.

3.11. Универсальный эволюционизм.

3.12. Синергетический анализ исторического развития.

3.13. Гуманистика и биоэтика.

3.14. Мыслящий универсум.

3.15. Парапсихология.

4. Общие выводы:

4.1. Классификация наук и процессы синтеза научного знания.

4.2. Переход к новой цивилизации сознательной эволюции и сотрудничества с Космосом.

1. Глобальные проблемы и ускорение культурного развития.

Становление единого планетарного мышления есть уникальное явление в истории человечества. Оно является следствием не только внутренних потребностей на современном этапе развития, но и следствием противоречия человек – природа, человек – духовный космос (информационная Вселенная). Внутренние и внешние процессы и противоречия развития человечества принимают мощь общепланетарного характера, входят в общественное сознание в форме глобальных проблем человечества. Выделяются следующие глобальные проблемы:энерготехническая (военная) катастрофа; экологический, продовольственный, демографический, топливно-энергетический кризисы; обеднение генофонда человечества и биосферы в целом; борьба с болезнями; освоение Мирового Океана и Космоса, преодо-ление отсталости развивающихся государств, национальные конфликты, рост преступности, наркомании.

Дефицит времени, выраженный в том, что кризисные явления нарастают быстрее, чем их научное понимание, требующее времени на проведение фундаментальных исследований, диктует необходимость ускорения культурного развития (Печчеи А), выработки общих стратегических подходов к решению глобальных проблем (Моисеев Н.Н.). Революционный сдвиг в культуре, изменение социально-по-литических и экономических отношений на принципах кооперации и сотрудничества, является единственным доступным средством выхода из глобального кризиса. Важнейшим моментом становления еди-ной культуры является распространение научного мышления (на что указывал В.И. Вернадский), соединение науки и гуманизма, выра-ботка планетарно-космического мышления с учетом своеобразия регионов и этносов, их населяющих, становление новых ценностных установок и подходов (прогресс морали), проникновение в Запад-ное мышление мировоззрений, выработанных на Востоке в течение тысячелетий, нового углубленного (духовного) понимания места человека в Космосе как Микрокосмоса, как сознательного сотрудника Космических сил.

2. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

20 век ознаменовался революцией в научном познании,когда чело-веку предстали три пласта реальности – мир космических просто-ров (мегамир), мир планетной жизни (макромир) и микромир мик-роскопической жизни и субатомных квантовых явлений. Изучение планетной жизни как целого было положено русским ученым-энцик-лопедистом В.И. Вернадским.

Можно выделить три пласта в творческом наследии Вернадского:

1) Организованность живого вещества и биосферы планеты;

2) Становление научного мышления как особого глобального явления в духовно-культурной деятельности человечества;

3) Учение о переходе биосферы в ноосферу под действием Разума (научной мысли социального человечества) и направляемого им труда (Казначеев, см. список литературы).



2.1. Организованность живого вещества и биосферы планеты.

Центральным является учение о Биосфере. Биосфера – это опреде-ленная концентрическая оболочка жизни, расположенная в земной коре (до 3 км), гидросфере, нижних слоях тропосферы. Биосфера имеет определенную организованность, занимает в строении планеты закономерное место. Организованность определяет движение всех ее мельчайших частиц (никогда ни одна из ее материальных или энергетических точек не возвращается в ту же точку в ходе времени). В значительной мере Биосфера обусловлена существова-нием в ней живого вещества, непрерывным его материально-энерге-тическим обменом с окружающей средой, размножением. Вернадский выделял 7 типов вещества в Биосфере. Резкие материально-энергетические и пространственно-временные отличия живого вещества от косного сведены в 16 пунктов.

Основные отличия следующие:

- способность к неограниченному размножению - накопление и рост свободной энергии в Биосфере;

- биогенные отложения былых биосфер (почти все горные породы и полезные ископаемые);

- ускорение биогенной миграции атомов в земной коре, накопление в ней атомов тяжелых металлов, в том числе радиоактивных;

- эволюция живого вещества и биосферы в целом - цефализация как направленность эволюции;

- наличие автарктического объема организма; дисимметрия внутреннего пространства (поляризация света); определенный изотопный состав;

- постоянное взаимодействие со средой, влияние на среду. "Всюдность" жизни проявляется в древних отложениях в геологических слоях, ее данность сразу всей своей биомассой. Жизнь как неотъемлемая составляющая Космоса, такая же общая сущность, как пространство, время, энергия и другие.

2.2. Становление научной мысли как новой геологической силы.

Индивидуальность живого вещества в аспекте биосферы впервые проявляется в человеке. Появление человека на Земле знаменует начало новой геологической эры – психозойской и антропогенной. Развитие человека связано с эволюцией биосферы как целого и его направленностью – цефализацией. Выявляются критические периоды в истории планеты, когда происходит резкое изменение биосферы под действием причин, выходящих за рамки земной коры. Человек появляется в один из таких периодов. Современные леса и степи, крупные млекопитающие появились 70-90 млн. лет назад. Человек (не род Homo) начал выделяться 25-20 млн. лет назад. Древность человек позволяет говорить о стирании граней между геоло-гическим и историческим временем. Укорененность культуры (речь, традиции, способы мышления) в природно-биологических связях предка человека.

Основные этапы в становлении человеческой цивилизации.

Борьба с млекопитающими, овладение огнем, земледелие, скотоводство (создание искусственной живой среды – уничтожение многих видов растений и животных и выведение новых культурных рас). Образование городов, государственно-политических образований и науки - 10-20 тыс. лет назад. Древние цивилизации и культурные центры – Ближний Восток, Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Тихоокеанский и Американский центры. Взаимодействие культур на протяжении тысячелетий.

Неравномерность развития науки и цивилизации в целом – научные революции 6 в. до н.э.,17 в., 19-20 вв. Научная революция свя-зана с проявлением природы нашей расы: подходящие социально-по-литические и бытовые условия; наличие в близких поколениях ода-ренных людей.

Из всех созданий человеческого духа (научное мировоззрение, художественное творчество, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская и религиозная мысль, техника) только наука создает действительное единство человека (единство культуры,ее целей и смыслов, возможность социально-экономического и политического единства).

Наука не является ищущим истину аппаратом, здание науки всегда логически несовершенно. Истину нельзя познать логически, можно только жизнью, действие – характерная черта науки. Значение народной жизни для выработки новых идеалов, достижение новой гармоничности.

Рост логически непротиворечивой части науки – логика, математика, научный аппарат фактов, эмпирических обобщений.

Научная мысль постоянно охвачена философским, религиозным, художественным, техническим обобщением. Значение философии для науки, необходимость развития логики естествознания, где рассматриваются такие понятия, как природное тело, живое природное тело, значение симметрии и дисимметрии; применить к биосфере такие понятия, как энтропия, обратимость физико-химических процессов.

Для современного подъема научного творчества характерна: быстрота, созидательный характер, открытие новых областей исследований. Носит общепланетный характер, является следствием всей истории биосферы. Значение истории знаний для ускорения научной революции, "понимать прошлое и провидеть будущее", отбор новых ценных научных представлений.

Одновременно почти по всей линии науки меняются основные черты картины космоса. Меняются представления о материи, об энергии, о времени, о пространстве. Создаются новые понятия такового же основного значения. Коренным образом меняется наше мышление:

1) реальность разбивается на три пласта – мего-, макро-, микромир;

2) 20 век есть век научного атомизма;

3) несводимость атомных явлений к жесткой структуре, к геометрическим образам (открытие электрона, кванта действия, принципов неопределенности и дополнительности);

4) другое несводимое на движение представление – учение о симметрии (кристаллография, захватывает химию и минералогию, растет ее значение в физике). Симметрия определяет физическое состояние пространства;

5) учение об относительности, новое понятие пространство - время;

6) химия – отождествление атома и химического элемента. Открытие радиоактивности - история атомов;

7) картина эволюции звездного мира. Область изменений охватывает весь космос;

8) скачок в понимании положения человека в мире. В научной истине всегда есть влияние личности человека. Впервые входит в научное знание древность человека и его культуры; все проявления духовного творчества сливаются в одно целое. Перелом научного понимания космоса совпадает с глубоким изменением наук о человеке. Впервые интересы народных масс выступили на арену государственной, политической жизни. Социализм как первое народное движение под влиянием науки.

Науки о человеке смыкаются с науками о природе; с другой стороны, их объект совершенно меняется (парапсихология);

9) впервые ставится задача научного изучения сознания (каким образом сознание может влиять на материальные процессы?). Научным эмпирическим путем доказано единство всего живого – от микроба до человека. Существование вплоть до микробов таких проявлений сознательности, какие резко выражены у человека;

10) специализация научного знания по проблемам, а не по наукам. История знаний все более аккумулирует в себе опыт развития всех цивилизаций. История знаний ускоряет научную революцию. Мы находимся в самом ее начале;

11) общий ход развития во времени научной революции можно отразить схемой:

Математика – физика – астрономия

химия – физическая химия

(электронная химия или

химия пленок)

науки о (биология, антропология,

человеке палеоэтнология)

исторические науки

экономическая (вскрытие условий

мысль экономического

неравенства)

сознание как научная

проблема

12) начало нового подъема философского и религиозного творчества. Философия должна переработать всю сумму новых научных фактов.



2.3. Переход биосферы в ноосферу под действием Разума и труда человека.

Переход Биосферы в Ноосферу – процесс стихийный, естественно-исторический. От человека зависит сделать этот процесс сознательным. Перед человечеством открывается широкое будущее, если он применит силу разума на созидание, а не на разрушение (в том числе силу атомной энергии). Человек должен научиться мыслить в планетном аспекте, а не отдельной семьи, личности, рода, государства.

Человек своей технической деятельностью расширяет пределы биосферы, стремится выйти в космическое пространство. Геологическое значение человека постоянно растет с ростом научного знания и научной техники. Начало становления ноосферы, которое займет целую геологическую эпоху, связано со следующими явлениями:

1 - заселение планеты, бытовые условия позволяют жить в различных условиях. Благодаря технике человек проникает в нижние слои биосферы и тропосферы (авиация);

2 - выход в космическое пространство;

3 - взрыв научного творчества. Наука как главный фактор объединения людей;

4 - развитие коммуникаций – транспорт, связь;

5 - интересы научных масс впервые выступили на первое место. Социальный переворот 20 века – следствие научного определения социальных задач человечества и форм его организации;

6 - единство и равенство всех людей, доказанное наукой;

7 - появилась возможность создания благоприятных условий (социально-экономических и политических) для свободного развития личности, свободного развития научной мысли;

8 - появилась возможность ликвидировать недоедание, голод, нищету, болезни; увеличить продолжительность жизни;

9 - постепенное становление единой организации человеческой жизни – единой государственно-политической и экономической организации человечества;

10 - распространение науки ее популяризации;

11 - распространение Европейской культуры. Диалог культур;

12 - цивилизация культурного человека является формой организации новой геологической силы в биосфере. Образуя ноосферу, цивилизация всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества не было. В то же время человек становится все более независимым от других форм жизни, эволюционирует к новому жизненному проявлению. Перед человеком встает одна из величайших практических задач – синтез пищи из ее элементов. Это одна из самых глубоких форм использования естественных производительных сил. Расщепление ствола жизни – появление автотрофного млекопитающего. Первый этап к автотрофности человечества – овладение автотрофными земными организмами (до этого геологическое влияние человека было мало). Использование человеком энергии былых биосфер. Человек эволюционирует к проявлению новой расы, обладающей более совершенным мыслительным аппаратом, автотрофностью.

Использована литература:

В.И. Вернадский, "Философские Мысли Натуралиста", М.,1988.

"Пространство и время в живой и неживой природе".

"Научная мысль как планетное явление".

"Труды по всеобщей истории науки".



3. Современные научные концепции и идеи В.И. Вернадского.
3.1. Развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Автотрофность.

Ускорение развития науки, геометрический рост новых научных данных и фактов, дифференциация наук и предметов исследования с особой силой ставят вопрос об основных направляющих идеях (парадигмах науки).Одной из таких идей является идея В.И. Вернадс-кого об автотрофности человечества. Выделяется три основных закона ноосферогенеза: 1 – необходимость разумного и гармоничного развития человеческого общества, 2 – целенаправленное управление организованностью биосферы, эволюцией видов, 3 – автотрофность.

Автотрофность интегрирует, включает в себя оба первых закона. Автотрофность означает рост независимости человека от окружающей среды:

1) освоение Космоса, вынос промышленности и части сельскохозяйственного производства в космос (К.Д.Урсул);

2) использование небиосферных источников энергии – атомной, термоядерной;

3) образование искусственной среды жизни;

4) синтез пищи и кислорода, поиск источников жизненной энергии в глубинном строении космоса.

В промышленность, быт, строительство внедряются искусственные, синтетические материалы; синтез лекарственных препаратов, пищевые добавки – витамины, микроэлементы и другие – характеризуют внедрение искусственного синтеза в образ жизни человека. Однако в вопросах синтеза пищи не решены вопросы: значения определенного изотопного состава организма, наличия левых и правых изомеров, роль рассеянных атомов. Использование былых биосфер (нефть, каменный уголь, газ, древесина и т.п.) не является развитием автотрофности.

Одним из существенных моментов развития автотрофности является непосредственное использование солнечной энергии, тем самым человек овладеет источником энергии зеленых растений, которая ис-пользуется им для пищи и топлива. Так же человек учится исполь-зовать энергию теплоты Солнца, радиоактивной энергии (атомной), ядерной. Совсем не изучен вопрос источников кислорода, помимо выделений растениями (разложение воды, выделение кислорода в процессе формирования ядра Земли).

Развитие автотрофности тесно связано с эволюцией человека. Опыты автотрофности, достигнутые разумом и трудом, должны будут вернуться человеку изменением его телесной и духовной организации (положение Флоренского – технические возможности возвращаются сознанию). Если появление разума остановило естественный отбор (перевело его в групповой отбор, т.е. отбор социальных форм, форм ненаследственной памяти – система Учитель, первых запретов как основы нравственности), то само мышление становится для человека двигателем эволюции. С появлением разума человек несет ответственность за судьбу своей эволюции и связанной с ней эволюции биосферы. Автотрофность означает революцию в эволюционном развитии человека, поэтапный переход к новой расе. По-видимому, должно произойти резкое изменение мыслительного аппарата, способов питания, дыхания, размножения. Идея новой расы развивается не только в западной культуре (например, Ницше, Вернадский), но главным образом, на Востоке (Ауробиндо Гхош), теософской теорией рас. Теософия выделяет 7 рас, как при разложении белого луча трехгранной призмы. Нынешняя пятая раса должна смениться шестой, в которой дух соединиться с интеллектом, человек получит возможность непосредственно ощущать то, что сейчас считается абстрактными сущностями. В "Агни Йоге" подчеркивается усиление центров легких, в том числе для непос-редственного использования жизненной энергии (праны), содержа-щейся в воздухе.

В плане изменения способа размножения интересны замечания Мечникова об ортобиозе, Циолковского о патерогенезе. Е.П.Блаватская на основании библейских источников делает вывод, что половое размножение появилось только в третьей расе.

Автотрофность является своеобразной манифестацией космической значимости человеческих деяний. Человек начинает преодолевать создавшееся расслоение космоса (Казначеев), что является, как будет видно далее, характерной чертой науки наших дней. Автот-рофность связана с антропным принципом, но здесь лишь констатирована связь.

Космизация жизни человека, расширение Биосферы в космос, снимает многие экологические противоречия, уменьшает давление человеческой деятельности на биосферу, приблизившиеся к своим пределам нарушения биосферных равновесий (экологические императивы). Для преодоления ноосферных противоречий необходимо использование высших психических, личностных свойств, всех потенциальных возможностей личности (И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев). Мобилизация психифизических свойств человека названа В.П. Казначеевым "реакцией Прометея" – зажечь внутренний огонь духа.

Рост автотрофности становится мерой гуманной экономики, ее фундаментальным принципом (Н.Н. Моисеев). Автотрофность является новым мощным стимулом интеграции наук, всей культуры.



3.2. Планетоведение.

Исследование энтропийных и негэнтропийных процессов динамики ноосферогенеза знаменует становление планетоведения, космической антропоэкологии. В изучении планеты как космического явления объединяются практически все фундаментальные науки, естественные и гуманитарные. Планета исследуется с точки зрения биогеотермодинамики – концепция Геи, биогеохимическими, геофизическими, биогеофизическими, аэрокосмическими методами. Последние открывают возможность постоянного наблюдения геологических, тектонических смещений в земной коре; обнаруживаются зоны разломов земной коры и связанные с ними аномалии геофизических полей. С аномалиями полей связаны климатические условия (атмосферные течения), особенности (земной коры) выпадения осадков, круговорота воды, накопление загрязняющих веществ, возможность тектонической активности.



3.3. Структурные единицы ноосферы.

Происходит развитие идей структуры ноосферы:

1) выделение различных сфер: антропосферы, этносферы, техносферы, агросферы, аэрокосмосферы, этосферы, пневматосферы;

2) попытки выяснить таксономические единицы:

- солнечно-бассейновые единицы (В.П.Казначеев);

- совокупность геобиоценозов (экосистема);

- ландшафтно-историческое деление (связь территории и этносов, ее населяющие, исторические особенности культуры);

- по типам цивилизаций;

- обучающие территории как начало становления космополисов

- городов будущего, зарождение новой культурной среды (Я.В.Рейзема).



3.4. Неомобилизм и ико-додекаэдрическая модель структуры Земли.

Попытки объединить культурно-историчекий, геоло-биосферный и космогонический подходы. Это теория неомобилизма в геологии, а так же разрабатывающая теория кристаллизация ядра Земли последовательно по идеальным телам Платона (ико-додэкаэдрическая модель Земли, см. "Техника Молодежи", 1981, №1, 1982, №1). Происхождение жизни связывается с началом кристаллизации ядра. С процессом кристаллизации связывается эволюция биосферы, эволюция видов, появление человека и распространение культуры из вершин додэкаэдра и совмещенного с ним икосаэдра.



3.5. Новая теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Новая теория этногенеза Гумилева – теория пассионарного напряжения, нахождение его источника в жестком излучении центра Галактики. Импульсы, достигающие Земли в определенные критические периоды, возбуждают генотип народности. Это возбуждение на уровне сознания сказывается пассионарным напряжением. Оно объединяет вокруг себя зарождающийся этнос.



3.6. Этология.

Становление этолгии (Лоренц) – учение о внутривидовой агрессии, которая присуще и человеку. Необходимость в настоящий момент ликвидировать, блокировать агрессивность через становление общепланетарного мышления. Агрессия должна быть направлена против нее самой. Это становится возможным, когда мышление человека направлено само на себя, на внутреннее строение, самопознание.



3.7. Глобальная экология.

Центром синтеза новой конгломерации наук, которую можно назвать планетоведением, является, по-видимому, глобальная экология. С одной стороны, экология – наука об отношениях открытых систем и среды (именно эта теоретическая сторона экологии будет играть в будущем ведущую роль), с другой – преметом глобальной экологии является биосфера в целом и ее взаимоотношения с другими оболочками Земли (шире – со строением планеты), а также с космическим окружением и влиянием дальнего космоса.

Рассматривая влияние космоса на биосферу, нельзя ограничиваться ролью солнца. Основатель космической биологии А.Л. Чижевский считал, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. "Она создана воздействием творческой динамики космоса". Результаты последних космологических исследований показывают, что структура и эволюция биосферы были в основном предопределены начальными условиями, существовавшими до современного состояния Вселенной, и самим процессом космогенеза. (Н.М. Мамцов, с. 256 в кн. "Взаимодействие общества и природы", М, 1986).

Существенным моментом становления глобальной экологии является распространение этических и эстетических отношений не только на взаимоотношениях людей, но и на отношения человека ко всему окружающем миру, живому и неживому. Вводится понятие этосфе-ры,связанной с гуманистикой и биоэтикой (будут рассмотрены ниже), с принципом благоговения перед жизнью, внутренней необходимости помогать всему живому. (А. Швейцер, "Культура и этика", М. 1973).

Другим важным моментом экологии является необходимость учета нашего незнания в выработке общих стратегических решений, что является следствием дефицита времени – императива современности (см. выше). Сила незнания становится ощутимой угрозой современности. Развитие трансцендентальной этики.

3.8. Человекознание.

Другой формирующей, активно развивающейся констелляцией наук, является человекознание. Рассмотрение становления проблемы человека в центр современного естествознания было начато

Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", М, 1978, "О проблемах современного человекознания", М, 1980).

Три важнейшие особенности современной науки:

1 - превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, включая точные и технические;

2 - дифференциация научного изучения человека;

3 - тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Современное человекознание насчитывает около 200 дисциплин, которые строятся в разряды, классы и подсистемы. Такими подсистемами являются:

а) науки о человеке как биологическом виде;

б) науки о человечестве;

в) науки о взаимоотношении человека с природой; ноосфера и освоение космоса;

г) онтогенетика человека;

д) науки о личности или персоналитика;

е) науки о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности.

Центром синтеза человекознания является психология, она же является средством связи различных систем, а также естественных и общественных наук. Однако прогресс в различных дисциплинах, изучающих человека,связан с их дальнейшей специализацией и не-возможен без развития философской теории человека. Прогноз развития психологии включает в себя:

1) развитие психодинамики;

2) единая классификация всех феноменов психического развития от психофизиологических функций и кончая психическими свойствами личности;

3) возможность открытия периодического закона – классификация психических свойств, состояний и процессов;

4) открытие первичных свойств индивида – объекты онтофизиоло-гии и возрастной психологии - 1, сексологии - 2, соматологии - 3, типологии высшей нервной деятельности.

Важной особенностью является развитие теоретической, интегральной медицины. Открытие билатерального регулирования процессов нервной деятельности – неиерархического взаимодействия структур. Этот принцип используется в теории самоорганизации систем.

Отметим новые научные дисциплины, связанные с человекознанием:

1. Эргономика – специальная наука о трудовой деятельности, особый подход к технике как к совокупности усилителей, преобразователей, ускорителей психофизических функций человека.

2. Семиотика – специальная дисциплина о знаковых системах. Имеет большое значение для изучения механизмов культуры.

3. Аксиология – наука о ценностях жизни и культуры, содержании внутреннего мира личности. Семиотика и аксиология – философские науки, приобретают черты конкретных наук в системе познания человека.

4. Эвристика – общая теория творческого мышления человека (на базе психологии, логики и теории познания, нейрофизиологии и биофизики).

5. Науковедение – общественно-исторические дисциплины.

6. Психолингвистика – психология речи и общения в связи с общей теорией языка.

7. Характерология – объединение психологии личности с социологией и этикой.

Эти науки носят не только прикладной, чисто научный характер, но и комплексный. Можно предположить, что подходы, развиваемые в этих науках, могут стать универсальными, подобно тому, как стали универсальными кибернетика, синергетика, математическое моделирование (кибернетика начиналась как прикладная наука по изучению управления в технических системах; синергетика – как термодинамика неравновесных дисперсных систем).

В человекознании происходит сближение точных, естественных, гуманитарных, педагогических, медицинских, технических наук. Этот процесс происходит и в других образующихся констелляциях наук – кибернетика, космонавтика, планетоведение, гуманистика, физикалистские универсальные теории, культурология, футороло-гия,которые, с одной стороны, объединяются в кристаллические структуры, впервые в истории научного познания, с другой - объединяются в изучении космоса как единого процесса развертывания Универсума. Эти процессы знаменуют собой начало новой эры в истории познания и в развитии всей цивилизации. Начинает включаться не только планетное, но и космическое значение человека, его Разума, Труда и Культуры.



3.9. Кибернетические науки.

В становлении констелляции кибернетических наук можно выделить следующие основные направления: общая теория систем, теория трансформации систем (Венда), общая теория информации, кибернетика, синергетика, математическое моделирование, работы по созданию искусственного интеллекта. Эти общетеоретические науки пронизывают все современное естествознание, все сильнее они сказываются в общественных науках и психологии, ставится вопрос о возможности математизации некоторых частей философии. Развитие математической логики сделало возможным становление единого здания современной математики, базирующейся на взаимодействии четырех порождающих структур ("Методологический анализ физического познания", Киев, 1985, гл.7).



3.10.Космонавтика.

Поступательный прогресс космонавтики вывел науку на новый, "космический" этап своего развития.Начало практического освоения ближнего космоса, прогнозы образования космических городов, заселение Луны и других планет солнечной системы, позволяет говорить о начале новой, космической эры развития цивилизации. Многие ученые мира считают, что, несмотря на прогнозы Римского Клуба (эколого-экономический и демографический коллапс цивилизации в 30-е годы третьего тысячелетия), многие проблемы экономики и экологии, за исключением демографической, могут быть решены поступательным развитием космической промышленности.

Космонавтика тесно связана с ракетостроением, теоретическую основу которого заложил К.Э. Циолковский. Другим центром синтеза является космология, выросшая из астрономии, благодаря новым методам наблюдения, пронизанная физическими и математическими идеями и принципами. Возможные варианты развития космической цивилизации могут быть определены из учения о трудовой деятельности человека как основного звена взаимодействия природы и общества. Должны быть созданы общая политэкономия и социология, которые образуют единую фундаментальную науку о базисе и надстройке. Здесь должна сыграть свою роль эвристика как учение о творческой деятельности человека. Общая политэкономия и социо-логия являются самостоятельным центром синтеза современного познания, его движения к единому историческому естествознанию эволюции Космоса и человека в нем. Необходимо отметить, что эту тенденцию предвидел К. Маркс.

3.11. Универсальный эволюционизм.

Среди физикалистских универсальных теорий выделяется концепция универсального эволюционизма (Н.Н. Моисеев, "Вопросы философии", №3,1991,"Человек и ноосфера", М, 1990). В своих выводах Н.Н.Моисеев базируется на логическом понятии эмпирического обобщения, которое ввел В.И. Вернадский. Концепция универсального эволюционизма развивает учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Отметим основные положения:

1) Универсальный эволюционизм рассматривает схему (один из возможных вариантов) процессов самоорганизации космоса;

2) Гипотеза о суперсистеме. Вся наша Вселенная представляет единую систему, все ее составляющие связаны между собой (по крайней мере силами гравитации). Эта часть гипотезы является эмпирическим обобщением. Другая - "постулат о начале" - гипотеза Большого взрыва;

3) Аксиомы состояния:

а) существование случайности и неопределенности (интересно отметить, что семантический, культурологический подход в основу процессов свертывания-развертывания универсума полагает устойчивость и определенность. Синергетический подход предполагает наличие бифуркационных процессов как существенного для самоорганизации; семантический подход предполагает наличие и развитие Космического Разума (следствие незнания истории мира);

б) детерминизм – прошлое влияет на настоящее и будущее;

в) существуют правила отбора, выделяющие реальное из виртуального – система законов, составляющие основу фундаментальных наук. Аксиомы состояния тождественны Дарвиновской триаде: наследственность, изменчивость, отбор;

4) Механизм изменения состояния: а – правила отбора;

б – бифуркационные процессы, когда внешняя сила принимает критические значения, нарушающие однозначность перехода к новому состоянию, множество последующих возможных состояний, выбор определяется случайными факторами;

5) Механизмы сборки, появление системных свойств, не сводимых к взаимодействию элементов. Кооперативность как один из основных законов самоорганизации. Направленность мирового эволюционного процесса – тенденция усложнения организационных структур и рост их разнообразия – следствие приведенных эмпирических обобщений. Взаимодополнительность стабильности систем и скорости эволюции. Антропный принцип как следствие устойчивости мирового целого. Уменьшение стабильности с ростом сложности;

6) В процессе естественной эволюции суперсистем Вселенная обретает с помощью человека (Разума) способность направлять свое развитие так (начиная с отдельных очагов), чтобы уменьшить влияние дестабилизирующих их факторов;

7) Человек развивается с появлением табу как основы нравственности, что прекратило естественный отбор становлением коллективной памяти.

Стержень учения о ноосфере: на определенной стадии развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию, осознанное направление ее развития;

8) Эмпирический факт – становление коллективного интеллекта, реализация процессов коэволюции природы и общества. Развитие теории компромиссов, экологические императивы. Невозможность управления на определенном уровне сложности систем. Направляемое развитие;

9) Человеческое общество в настоящий момент подходит к точке бифуркации, когда возникает новое состояние человека, его цивилизации, коллективного интеллекта.



3.12. Синергетический анализ исторического развития.

Синергетический подход в анализе развития человечества использует группа СИНЛА. В основе всех построений лежат 4 положения:

" 1) Человечество есть единый живой организм.

2) Отношение "Восток-Запад" есть фундаментальное состояние перманентного диалога левого и правого полушарий глобального мозга человечества (параллель с понятием коллективного интеллекта).

3) Мир есть постоянно действующая лаборатория антропосоциотрансформации, допускающая принципиальную возможность появления измененной формы разума – конкурента человека.

4) Время есть континуум потенциальных возможностей человека, реализуемых на основе заложенного в человеке социогенетического антропокода, который, соприкасаясь со свободой индивида, выражается в совокупном выборе людьми альтернатив своего будущего в критические моменты истории " ("Человек", №3, 1990).

Мир находится в процессе интенсивной антропосоциотрансформации, становление глобальной цивилизации. Основным средством развития культуры как борьбы за гуманистические ценности и человеческие возможности, как противостояние антропологической катастрофе, осознанное влияние на развитие человечества к общечеловеческим ценностям.

Схема исторического процесса слагается из трех компонентов:

1 - переход от одних базовых ресурсов общества к другим,

2 - эволюция сознания,

3 - взаимодействие "Восток-Запад" (2 способа исторического существования).

1. Последовательная смена базовых ресурсов: капитал – энергия – транспорт – информация - личность. Постинформационное общество – базисным ресурсом общества становится личность, творческое начало человека, этап сознательной эволюции, новый этап цивилизации.

2. Рассмотрение истории как эволюции сознания, в соответствии с идеями Ауробиндо Гхош, Кришнамурти, Т. де Шардена. Последовательность революций:

- неолитическая,

- промышленная,

- научно-техническая,

- информационно-коммуникационная,

- антропологическая.

Переход от неосознанной, стихийной эволюции к осознанной, направляемой.

а) доминирующий мотив – развитие сознания человека, путь самосовершенствования. Внедрение творческого сознания в массы. Массовый характер доминанты творческого сознания и индивидуальный путь его обретения;

б) комплекс воздействий: радиационных, химических, электромагнитных, информационных;

в) смена стереотипов сознания: развитие научного мышления, формирование новой парадигмы науки – инструментальный подход к познанию вместо наблюдаемости и повторяемости феномена, теоретических принципов логики (бритва Оккама), требование эффективности. Изучаемое явление представляется черным ящиком, важно, что получаем на выходе. Другие черты - прагматизм, субъективизм, психологизм, голографический подход, - усиливают тенденцию к построению многомерной картины мира.

3. Учащающиеся случаи проявления скрытых возможностей человека – приближает видовой скачок (чтобы адаптироваться к новым условиям). Взаимодействие "Восток-Запад" – глобальное билатеральное регулирование сознания человечества. Запад – открытый, динамичный способ существования, Восток – закрытый, статичный, ориентирующийся на экологическую стабильность. Ритмические закономерности исторического процесса.

3.13. Гуманистика и биоэтика.

Важнейшим центром интеграции знания и становления нового мышления является гуманистика. Гуманистика основана на голографической модели Вселенной. Среди структурных уровней Космоса – природа живая и нежива, социум, человек, выделяется еще сверхчеловеческое начало Космоса, сакральный уровень (ноосферный, идеальный, божественный, сверхъестественный). Гуманистика пытается преодолеть границы между структурными уровнями мира через его глубинное постижение, синтезирующие все уровни. В соответствии с голографической моделью человек является светоносным пластом, через который просвечивают другие уровни, часть Космоса, содержащий голограмму всего Космоса. (Прибрам – голографическая структура памяти, Р.Бом – голографическая модель Вселенной). Становление понятия этосферы и биоэтики как выражение гуманитаризации знания. Биоцентризм как помощь человека всему живому, гармонизировать жизненные и природные ритмы. Одним из приложений этих идей является развитие биотехнологий, призванных помочь скорректировать восстановление равновесия в Биосфере, мягкое вмешательство в экосистемы и биоценозы.

Достижение физики 20 века (теория относительности, квантовая теория, физика вакуума, высоких энергий, элементарных частиц, попытки теории "великого объединения" четырех основных взаимодействий, голографическая модель Вселенной) сближает современную науку с представлениями Восточных культур. Это сближение, сопоставление, диалог культур только начинается. Так, выводы науки на определенном уровне сложности всестороннего рассмотрения общественно-исторических процессов, сливаются с выводами религиозной морали. Отсюда вытекает необходимость ускорения синтеза, становление единой науки для прогресса морали, что яв-ляется существенным моментом нового мышления.

3.14. Мыслящий универсум.

Свою версию теории Универсума, преодолевающую разрозненность пластов реальности, дает рассмотрение Разума с глобальных позиций в единстве философских, социологических, информационно-семиотических подходов (Я.В. Рейзема, "Мыслящий Разум. Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума", 1991, М).

Продолжение исторической традиции рассмотрения Разума: "мировая душа" Платона, мировой ум (Аристотель), мировой дух, абсолютная идея (Гегель), общественный разум (Маркс), разумоподобие в индийской и китайской философии. В рамках культурософских концепций Универсум предстает как непрерывное превращение одних порядков организации в другие, то есть как приобретение и утрата упорядоченности. Процессы организации и дезорганизации связаны с глубинными внутренними и внешними качествами материи (информации, их фундаментальной эталонностью).

Мышление как этика субъекта, совершающего выбор в бесконечном информационном пространстве. По отношению к современному обществу составляющие, от которых зависит выбор, выступают в форме категорий отражения, информации, общественного разума, культуры. Выбор происходит на всех уровнях – атомарные, клеточные, подклеточные структуры.

В основании Универсума лежат мыслиутверждающие начала, устойчивость и определенность, которые проявляются как отражение (развертывание) и притяжение (свертывание). Движение Универсума от фазы "Мысль в потенции" к фазе развертывания, дифференциации природы, от более вероятных (менее сложных) к менее вероятным (более сложным). Отразим на схеме:
мысль в

потенции


материя




У культура



отражение притяжение

многообразие



культурных форм


энергия информация



пространство время Братство Разумных


мышление

Пульсации пространственно-временных и энерго-информационных компонентов Универсума в max и min есть устойчивое различение порождающих структур мышления. Накопление устойчивости и определенности в бытии осуществляется через отбор, то есть культуру (космическая, негэнтропийная роль культуры). Культура – координата раскрытия Универсума. Культура позволяет накапливать и видоизменять человеческий опыт в соответствии с критериями семиотической правильности (Ю.В. Рождественский, Типология Слова, М, 1969):

1) создание такого минимума запрещений на свободное комбинирование объектов деятельности, с помощью которого возможен максимум социально-значимых различений в этом свободном комбинировании;

2) правильные запрещения вводятся последовательно, и на более поздних этапах не отменяются. Минимум признаков и единиц, которые могут различать друг друга, равно трем.

Системы, способные максимизировать сохранение бытийного опыта, могущие осуществить этот опыт за пределами данной локальности, есть живые системы. Проявления жизнеподобия в галактических масштабах: порождение звезд, планет, систем, в том числе способных к ритмике разумноподобной упорядоченности – например, пульсары, квазары. Законы возможных трансформаций по критериям симметрии – из общей теории систем – 7 способов возможных трансформаций. Сталкиваемся с золотым сечением структур, творящих тонкое, и по-видимому, редкое, открытое самопознание точеч-ных локальностей. Цивилизованный мир стремится к созданию искусственных систем информации, обеспечивающих преемственность, хранение и усовершенствование культурной информации, независимо от локальных возмущений.

Общая схема развития цивилизации:

От индивидуального коллективного мышления и индивидуально-кол-лективной деятельности через специализированные культуры и коллективные индивиды к симбиотическому мышлению и полифункциональным организациям через осцилляторное поле к "оптимальным мирам", интегральные науки, симбиотические ассоциации.

3.15. Парапсихология.

Новой синтезной наукой является парапсихология. Она вбирает в себя опыт и методы исследования электроники и информатики, квантовой физики и акупунктуры. На этой основе парапсихология стремиться решать фундаментальные вопросы естествознания. Парапсихология концентрирует в себе узловые вопросы и проблемы психологии и медицины, физики и биологии, философии и космогонии. Проблемы парапсихологии отражают сложную сущность окружающей нас Природы, мира вне нас и внутри нас, связанного диалектическим единством живого и неживого в одно единое целое. (А.П. Дубров, В.Н. Пушкин "Парапсихология и современное естествознание", М, 1990).

Подразделение всех известных пси-явлений на три группы:

а) пространственно-временные,

б) полевые и силовые,

в) материально-энергетические.

Необходимость введения особого биологического поля - из принципа безначальности жизни В.И. Вернадского, единство живого ВЕЩЕСТВА биосферы.

Психика человека как функция полевых, резонансных, голографических и других возможностей живой материи получает единство психической регуляции, реализующей проявление материи, энергии, информации.

Волновой способ кодирования информации о внешнем мире – адекватное отображение объектов, формообразующая функция сознания. Сознание не только отражает мир, но и творит его – активность сознания.

Парапсихология использует новейшие достижения физики; голографическое представление мира, принцип нелокальности, скрытая от наблюдателя волновая форма объектов, квантовые процессы мозга; физика вакуума;

- космогонии: идея семантической Вселенной, космического подобия человека, космического сознания;

- медитации: нетрадиционные методы диагностики и лечения. Важную роль в становлении парапсихологии сыграло учение о йоге, которое еще не получило должного научного рассмотрения, но уже дало практический выход в виде методик психической саморегуляции, аутогенной тренировки, медитации. Важнейшая задача наук о человеке – научное познание установленных йогой правил, принципов, законов.

Введение понятия психической энергии. Физика подходит к открытию психической энергии. Физика психических явлений как фундаментальная наука будущего.

Постулаты парапсихологии: (с. 254 указ. соч.)

1. Все пси-явления и феномены являются выражением действия и преобразования психической материальной сущности (или нескольких сущностей).

2. Психическая сущность, материальный субстрат психики, является производным элементом деятельности определенных структур мозга и подвергается его сознательному и бессознательному контролю.

3. Психическая материальная сущность обладает следующими основными свойствами:

а) взаимодействует с вакуумом и является основой негэнтропийных процессов в организме,

б) преобразуется в различные виды полей и организмов,

в) способность переносить, передавать и воспринимать различные виды информации на любые расстояния,

г) аккумулирует в себе историю прошедших поколений,

д) проявляется через суггестивное или мануальное воздействие,

е) способна к кратковременной или длительной экстериоризации из организма,

ж) действует на основе резонансного механизма, а ее энергия может быть сконцентрирована или рассеяна,

з) экранирует только мысленным воздействием,

и) проявляет физические черты, сходные с гравитационным полем,

к) оказывает влияние на поведение человека и его функциональное состояние.

4. Имеется информационно-энергетическое поле как одна из оболочек Земли. Человек способен взаимодействовать с этим и други-ми типами информационно-энергетических полей, окружающих Землю. Парапсихология является одним из центров синтеза и интеграции современного познания, развивая эту общую тенденцию к объединению наук в изучении человеческой жизни во Вселенной.



4. Общие выводы.

4.1. Классификация наук и процессы синтеза научного знания.

Основываясь на классификации наук Б.М. Кедрова (Б.М. Кедров, "Энгельс и современное естествознание", М, 1970), приведем схему основных, фундаментальных наук.

1 - Логика.

2 - Математика.

3 - Механика.

4 - Астрономия.

5 - Физика.

6 - Химия.

7 - Геология.

8 - География.

9 - Биология.

10 - История.

11 - Науки о базисе и надстройке.

12 - Психология.

Характерная особенность схемы:

1) сходство со звуковой (нотной), цветовой гаммами;

2) а - при этом математика, астрономия изучают ближний и дальний Космос:

математика - совокупность мыслимых миров,

астрономия - география звезд;

б - геология, биология, науки о базисе и надстройке изучают планетную жизнь,

в - эти пять наук соответствуют промежуточным нотам и цветам;

3) 7 основных наук, изучающих основные структурные уровни Космоса:

Логика – источник развития – борьба и взаимодействие, взаи-модополнительность начал, дающих равновесие разумного действия;

Механика – отражение (развертывание) - притяжение (свертывание) – процесс, лежащий в основании Вселенной;

Физика – условия перехода от мыслимых миров (виртуальных) к реальным, время жизни которых много больше характерного времени локального взаимодействия;

Химия – процессы развития на атомном уровне, процессы кристаллизации надатомных структур;

География – пояса ландшафтов, сеть геомагнитного поля на поверхности планеты; наука о пространственных различиях и их взаимодействии как основной процесс Универсума: "прамышление в прапространстве", бессознательный разум и природа;

История – накопление и отбор опыта – развитие культуры;

Психология – основные процессы психической жизни, диалектика внутреннего и внешнего, индивидуального и целого (условие Бессмертия).

4) в настоящее время появилась возможность дополнения приведенной схемы следующими фундаментальными науками:

Парапсихология – физические основы сознания;

Философия – этика основ бытия;

Теософия – развитие Разума и его эволюции на Земле и в Космосе.

Тогда схема наук получает следующий вид:

1) Логические науки – логика, диалектика.

2) Математические науки – математика, механика.

3) Естествознание и техника – астрономия, физика, химия, геология, география, биология.

4) Социальные науки – история, наука о базисе и надстройке.

5) Философские науки – философия, абстрактные основы Бытия, этика, теория познания.

6) Психологические науки – психология, парапсихология.

7) Науки о "сакральном", сверхчеловеческом начале космоса – теософия.

5) Основные образующиеся констелляции наук:

Логические науки – наличие множественности логик, в том числе математических, требуют перехода к непрерывной, континуальной логике, которая связывала бы имеющиеся логики в одно целое, постоянно взаимодействовала со своими основаниями. (Библер, Вопросы Философии, №6,"Из заметок впрок").

Математические науки – общая теория систем, общая теория информации, кибернетика, математическое моделирование объединяются в работах по искусственному интеллекту.

Естественные науки – космонавтика с центром в космологии и ракетостроении, ноокосмогенез (В.И. Вернадский), физикалистские теории Универсума, планетоведение с центром в экологии, космогонии, объединение неомоболизма и ико-додэкаэдрической модели структуры Земли, ноосферогенез - преобразование биосферы в ноосферу, биоэтика и гуманистика.

Социальные науки - общая теория цивилизации, общая теория культуры, учение о преобразовательной деятельности человека с центром в общей политэкономии и социологии.

Психологические науки – человекознание с центром в психологии, физические основы сознания (парапсихология), общая теория воспитания.

Философские науки – философская теория человека, философская теория сознания, этика основ бытия.

В современной философии выделяются следующие основные течения:

а) "новая метафизика" – философия жизни, экзистенциализм и другие близкие направления,

б) аналитическая философия,

в) марксизм (П. Рикер, "Человек", 1990, №3).

Эти три основных течения соответствуют трем структурам сознания, которые выделял Мамардашвили и которые выделяются в истории как основные парадигмы в становлении научного познания:

- символическое удвоение мира (Платон) – мир идей,

- рациональная разрешимость (Декарт),

- деятельностный подход (Маркс).

Появление этих структур в общественном сознании сыграло решающую роль в переходе от мифа к современному научному познанию. Процесс образования наук, сфер научного познания можно представить как прохождение нерасчлененного знания мифа через трехгранную призму структур сознания и разложение его на составляющие отдельных наук. Этот процесс исторически длителен и происходит в настоящее время. В современной ситуации характерно развитие обратного процесса, нового мифотворчества – создание универсальных теорий развития космоса, теорий Универсума.
4.2. Переход к новой цивилизации сознательной эволюции

и сотрудничества с Космосом.

Отметим другие особенности современной ситуации в науке и исторического момента.

1. Принцип развития пронизывает все сферы познания, общее направление движения спирали познания:

а) история эволюции Вселенной, общая теория Универсума;

б) к изучению более тонких и глубоких уровней космоса, к изучению духовных явлений, научному изучению сознания, познанию физических основ психических явлений.

2. Взаимодействие культур Запад-Восток: необходимость изучения эзотерических учений Востока, учений Йоги.

3. Кристаллизация, объединение наук в сферы познания.

4. Описание в одном подходе микро-, макро- и мегамира сопровождается определением места человека и Разума во Вселенной, предсказанием будущего, направленности процессов общественного, социального, биологического, политико-экономического развития.

5. Дальнейшая дифференциация наук – образование смежных наук – физическая химия и др., геофизика, физическая география, биофизика и др., частные комплексные науки – бионика, новые области исследования – минералолгия, гелиобиология, космическая медицина.

6. Образование комплексных наук – экология, кибернетика, синергетика, общетеоретических наук – общая теория систем, информации.

7. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

8. Попытки создания общих стратегических подходов к решению глобальных проблем, этика и культура как выход.

9.Обращение науки на себя:

а) История развития науки и техники,

б) Науковедение, прогноз развития науки.

10. Современная наука пронизана тенденциями, идущими от фундаментальных наук и комплексных научных дисциплин:

а) рационализация, математизация, технизация наук, кибернетизация,

б) космизация и физикализация,

в) 20 век есть век научного атомизма,

г) гуманизация и антропологизация, экологизация,

д) историзм и эволюционизм (идея развития),

е) культурософичность и психологизм,

ж) рассмотрение процессов с точки зрения энтропии – негэнтропии.

11. Изучение ритмических структур строения Космоса, планеты, человека, спиралевидного характера эволюции, способов преобразования структур, перехода к новым уровням организации.

12. Новое понимание единства пространства-времени, материи – движения, энергии - информации.

13. Совпадение выводов науки на определенном этапе развития с выводами религиозной морали.

14. Проблема человека становится главной проблемой всех наук.

15. Невозможность управления сложными системами – направленность развития, переход к этике, еще большая сложность – эстетика, личное отношение, равновесие красоты и воли.

16. Развитие современной науки (бифуркационные процессы, невозможность математического описания индивидуальности, физика вакуума, космология, нединамическое взаимодействие возможностей в сложных системах и др.) по-новому ставят вопрос о взаимоотношении познаваемого – непознаваемого, наблюдаемого – ненаблюдаемого.

17. Относительность знаний – до сих пор наука была в основном геоцентричной – изучала условия жизни на нашей планете, переход к изучению других планет и начало освоения космоса - начало Космической эры.

18.а) Самодостаточность Вселенной ("колесо Бытия" – древняя Индия, бесконечный круговорот). Вселенная полагает себя (и другие Вселенные) Бытием,

б) Безначальный процесс в Космосе – появление и взаимосвязь различий в пространстве ("прамышление в прапространстве"),

в) Беспредельность спирали космической жизни Разума. Космическая Иерархия (Братство Разумных) как основной закон Космоса.

19. Осознание неразрывной связи человека с Космосом на всех уровнях его строения.

20. Двадцать первый век должен стать веком психической энергии.

21. Человечество подходит к новому этапу развития, новой цивилизации сознательной эволюции и сотрудничества с Космосом. Этот этап требует от человека высшего напряжения всех духовных и физических сил. Личность становится главным ресурсом общества, творчество – массовым видом деятельности. Несмотря на это – личность должна подчиниться высшему – Духовному источнику, "перестать себя жалеть", личность должна отбросить саму себя, отставить в сторону мелкие, собственные эгоистические интересы ради Духа Святого, Общего Блага.

Принцип единения, следующий из закона функционирования нелинейных структур: система жизнеспособна (поддержание гомеостаза), если она стремится к единению со своим центром – Творцом, напряженные связи элементов системы, исходящие из ее центра, образуют ее внутреннее искривленное пространство. Человечество подходит к новому видовому скачку: поэтапный переход к новой расе, к автотрофному человечеству.

22. Роль России в этом процессе: Россия должна явить миру образцы жизни общины, построенной на принципах братства и сотрудничества.



Литература.

В.И. Вернадский:

1. "Философские Мысли Натуралиста", М, 1988.

("Пространство и время в живой и неживой природе".

"Научная мысль как планетное явление").

2. "Труды по всеобщей истории науки".

3. "Техника Молодежи", 1981, №1, 1982, №1.

4. Н.М. Мамцов, в кн. "Взаимодействие общества и природы", М, 1986.

5. А. Швейцер, "Культура и этика",М.1973.

Б.Г. Ананьев:

6. "Человек как предмет познания", М, 1978,

7. "О проблемах современного человекознания", М, 1980.

8. "Методологический анализ физического познания", Киев, 1985, гл.7.

9. Н.Н. Моисеев, "Вопросы философии", N3, 1991, "Человек и Ноосфера", М, 1990.

10. "Человек", №3, 1990.

11. Я.В. Рейзема, "Мыслящий Разум. Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума", 1991, М.

12. Ю.В. Рождественский, "Типология Слова", М, 1969.

13. А.П. Дубров, В.Н. Пушкин "Парапсихология и современное естествознание", М, 1990.

14. Б.М. Кедров, "Энгельс и современное естествознание", М, 1970.

15. П. Рикер, "Человек", 1990, №3.

16. И.Т. Фролов "Перспективы человека". М., 1983.

17. В.П. Казначеев "Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере", 1989.



18. Л.Н. Гумилев "Этногенез и биосфера Земли".



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал