Человек в мире звуков



Скачать 171.15 Kb.
Дата25.04.2016
Размер171.15 Kb.
ТипРеферат
IV городская научно-практическая конференция

Магнитогорского научного общества учащихся

«Первые открытия»

Направление (секция): физика

Тема: Человек в мире звуков

Учреждение:


МОУ «Гимназия № 18», 3 Г класс

Автор работы:


Фаёзова Зарина Мирзоалиевна

Научный руководитель:

Исаева Наталья Викторовна

учитель начальных классов



Магнитогорск

2015 Содержание


Введение 3

Глава 1. Звук как физическое явление 4

Глава 2. Шум и его влияние на организм 6

Глава 3. Воздействие музыки на человека 8

3.1 Применение музыкотерапии в современной медицине 10



Заключение

Литература.

2

Введение.



Актуальность: Занимаясь музыкой профессионально, я познакомилась со множеством инструментов, издающих звуки самой различной характеристики. Меня заинтересовало, почему одни звуки звучат приятно, а другие раздражают? Как возникают звуки? По каким таким волшебным или вполне естественным законам живёт звук? Почему ученики нашего класса не любят сидеть в тишине, но и от шума на перемене устают? Мешает или помогает музыка учиться? Таким образом, данная тема для меня актуальна.

Цель работы: Выяснить, какие звуки благоприятно воздействуют на человека

Поставленная цель определила круг задач:

1.Изучить, что такое звук, как он возникает и куда исчезает?

2.Узнать, чем одни звуки отличаются от других

3. Установить источники звуков в школе и повседневной жизни.

4.Выяснить, какие звуки благотворно влияют на человека, а какие раздражают.

5.Выяснить, могут ли звуки нанести вред здоровью человека?

Гипотеза моего исследования такова –звуковые раздражители меняют состояние среды окружающих частиц воздуха, и человек ощущает это изменение , как бы погружаясь в изменившуюся среду.

Предмет исследования –изменение характеристики звука

Методы исследования: изучение литературы, опрос, эксперимент.



3

Глава 1.Звук как физическое явление.

Кто из нас не любит тишину? Однако в реальном мире мы живем среди звуков. Даже за городом, в самом глухом лесу, нас окружают звуки — шелест листвы, пение птиц, шум ветра, дождя и многие другие». [1] Что же такое звук?

С точки зрения физики, звук - это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т.п.[2]. Знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643-1727) впервые сделал предположение о том, что звук - это распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твёрдых телах механические колебания, воспринимаемые ухом, и что процесс распространения звука также представляет собой волну. С чем же связано возникновение звуковых ощущений человека? Как правило, именно с колебаниями воздуха. Вот поэтому в безвоздушной среде передача звука становится невозможной.[1]



Звуковой сигнал можно представить, как совокупность различных синусоидальных составляющих. Каждая составляющая характеризуется рядом параметров.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Амплитуда

Время


Высота звука - определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание:

Время ( Низкий звук) 4 Время ( Высокий звук)

Высота звука измеряется в герцах (Гц) 1 Гц = 1/С. То есть колебание в 1 Гц соответствует волне с периодом в 1 секунду.[3] Когда частицы воздуха колеблются очень быстро, звуковые волны следуют вплотную одна за другой. В таких случаях мы слышим высокий звук, вроде птичьего пения

Если же частицы воздуха колеблются медленно, то расстояние между звуковыми волнами увеличивается. Тогда мы слышите низкий звук, вроде пыхтения грузовика. Скорость колебаний называется звуковой частотой.

Обычный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16 Гц до 20000 Гц. [5] http://festival.1september.ru/articles/517636/img2.gif

Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше: до 1 ГГц, — ультразвуком.



Мощность звука — это совокупная звуковая энергия, которую излучает источник звука, например громкоговоритель. Звуковое давление — это звуковая энергия, которая попадает на единицу площади, удаленную от источника звука на расстояние 1м.

Следует отметить, что громкость — субъективная характеристика, которая зависит от частоты. Лучше всего ухо воспринимает звук в диапазоне от 1000 до 4000 Гц. Громкость звука измеряется децибелах и обозначается дБ. За 0 дБ принят уровень звукового давления, соответствующий порогу слышимости здорового молодого человека в этом диапазоне частот.

5

Глава 2. Шум и его влияние на организм.

Шум – звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание. Так же под шумом принято считать совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающего его работе и отдыху.

Организм человека в повседневной жизни подвержен воздействию шума. Шум сопровождает нас постоянно – мимо едут машины, фоном работают телевизор, музыкальный центр, радио, компьютер, холодильник и другое оборудование. С каждым годом человек увеличивает техногенное воздействие своей деятельности на окружающую среду.

Человеку в современном мире никуда не деться от данного фактора. Вместе с тем известно, что полнейшая звуковая изоляция, звенящая тишина в ушах, также может быть вредна для здоровья человека, как и повышенное содержание шумов в окружающей среде. Значит, необходима «золотая» середина. Существуют специальные нормы, указывающие на уровень шума, который допустим и не должен быть превышен в том или ином помещении, того или иного учреждения. По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии, принято считать 55 децибел .[6]



  • Болевой порог  - 130 дБ.

  • В салоне самолета  - 80 дБ.

  • На перемене в школе -80 дБ.

  • Шум улицы, громкая музыка - 70 дБ.

  • В школьной столовой- 60-70 дБ

  • Обычная разговорная речь  - 40 дБ.

  • Шелест листьев- 20-30 дБ

  • Порог слышимости  - 0 дБ

Звуки и шумы большой мощности способны разрушить слуховой аппарат, негативно воздействовать на нервные центры, вызывая болевые ощущения, и даже ввести человека в шоковое состояние. Так действуют шумовые загрязнения, почти постоянно преследующие нас в больших городах.

6

Природные же звуки, такие, как тихий шелест листвы, журчание ручья, пение птиц, легкий плеск воды и шум дождя или прибоя, всегда приятны и безусловно полезны для человека. Они способны успокоить его нервную систему, снять стресс и помочь полностью расслабиться.



Деятельность человека постепенно уничтожает естественные голоса природы, насильственно заменяя их промышленными, транспортными и другими шумами искусственного происхождения. Такие шумы, особенно если они воздействуют на человека продолжительное время, отрицательно влияют на орган слуха, понижая его чувствительность к звуку.[1]

7

Глава 3 Воздействие музыки на человека.

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. .[8]

В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.[7] Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. С возрастом функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию. Вот почему пожилые люди предпочитают тихую, спокойную музыку, а молодёжь быструю и ритмичную.

В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать.

8

В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57 (8х7+1). Все эти звуки могут быть полностью воспроизведены только на одном инструменте - органе. Фортепиано и пианино имеет до 7 октав.



В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке, всплыла мёртвой на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.

Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою. Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику.

Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Начиная с XIX в. наука

9

накопила немало жизненноважных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в pезyльтате экспериментальных исследований.



Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сеpдечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость.

    1. Применение музыкотерапии в современной медицине

Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Людям, которые перенесли тяжелые травмы мозга, включают музыку для активации центров мозга. А тем, кто болеет например, болезнью Паркинсона, ритм музыки помогает координировать свои движения и улучшить шаг, а тем, кто перенес сердечный приступ – радостные и быстрые композиции помогают наладить работу сердечно-сосудистой системы, активнее гоняя кровь по сосудам.
Спортсмены, слушавшие музыку во время тренировок, давали на 20% лучший результат, чем без музыкального сопровождения, а подростки, после прослушивания позитивных мелодий, проявляли отзывчивость к другим людям. 10
Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Напpимеp, британский научный жypнал "Nature" опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского yнивеpситета, доктора Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания , но и способствовала большей эффективности умственного тpyда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После пpослyшивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" y участников эксперимента на несколько баллов. [8]

Также доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, улучшаются умственные способности, а конкретно – память.

11

4. Экспериментальные исследования

Эксперимент 1.Изучив литературу, мне захотелось самой увидеть, как звук заставляет частицы воздуха колебаться?

«Материалы: музыкальный центр с мощными колонками, лёгкая тарелка из фольги или пластика, несколько зёрен воздушного риса или кукурузы.

Ход эксперимента: Я положила колонку на пол так, чтобы динамик смотрел вверх. На динамик поставила тарелку, в тарелку насыпала зёрна. Включила музыку. Чем больше я увеличивала громкость, тем выше подпрыгивали зёрна.

Вывод: Звук, который производят колонки, заставляет частицы воздуха колебаться. Энергия этих колебаний распространяется от динамика, и они передаются тарелке. Большая (и лёгкая) тарелка начинает вибрировать , и эти вибрации передаются лежащим в тарелке зёрнам. Зёрна тоже получают свою порцию энергии и начинают подскакивать в такт музыке.»[8]



Эксперимент 2.Эксперимент по созданию самодельного музыкального инструмента .[4]

Существует множество способов создания самодельных музыкальных инструментов. Я решила попробовать сделать музыкальный инструмент, который способен воспроизвести целую музыкальную гамму.

Материалы: несколько одинаковых стеклянных стаканов, металлическая ложка, Линейка.

Нужно наполнить несколько одинаковых стаканов водой до определённого уровня: Полный стакан воды – до

Полный на 8/9 стакан – ре

Полный на 4/5 стакан – ми

Полный на 3/4 стакан – фа

Полный на 2/3 стакан – соль

Полный на3/5 стакан – ля

12

Полный на 8/15 стакан –си



Полный на 1/2 стакан – до

Научное объяснение[13]: Когда ударяем стакан ложкой, то он сам и содержащаяся в нём вода начинают вибрировать. Эти колебания передаются воздуху, находящемуся в стакане, превращаются в звуковые волны и в конечном счёте достигают уха. Когда добавляем воды в стакан, то количество вибрирующего вещества возрастает, и звук получается ниже.



Эксперимент 3. Влияние музыки на третьеклассников.

Моим одноклассникам предлагалось решить примеры и запомнить ответы в разных условиях ( до прослушивания музыки, во время тихой музыки, во время громкой музыки, после прослушивания музыки)

Наилучшие результаты оказались после прослушивания тихой музыки, наихудший результат во время прослушивания громкой музыки. Скорость решения была выше при быстрой музыке, но запоминание лучше при медленной музыке( ещё лучше в тишине).

13

Заключение.

Окружающий нас мир, можно назвать миром звуков. Значение звука в природе и жизнедеятельности человека трудно переоценить.

Далеко не первый год я занимаюсь музыкой и мне было интересно узнать как возникает звук, по каким законам живёт звук, почему инструменты такие разные по форме и от чего зависят их «голоса».

Погружение в материал данной работы помогло найти ответ на многие и многие вопросы. С моим научным руководителем мы рассмотрели физическую природу звука. В своей гипотезе вслед за авторами исследований, мы предположили, что звуковые раздражители меняют состояние среды окружающих частиц воздуха, и человек ощущает это изменение, как бы погружаясь в изменившуюся среду. Наша гипотеза нашла своё подтверждение. Человек действительно может словно бы « увидеть» и «потрогать» звук, иногда и незаметно для самого себя. Но всегда это соприкосновение имеет последствия, оказывает влияние на человека, а значит и на окружающий мир! Я поняла, что для моего здоровья будет полезно ограничивать громкость звука, а домашнее задание лучше выполнять в тишине, после прослушивания тихой музыки.

Данная тема оказалась интересной и открыла для меня одну из бесконечного количества тайн устройства мира, в котором мы живём.

14

Литература


  1. Большая иллюстрированная энциклопедия Эрудита. ООО «Издательская группа Аттикус» - обладатель товарного знака Machaon.-2008

2. Расторгуев Б.П. Окно в мир звука. -М.: Знание, 1978

3 . Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч.1. Биография физики. Путешествие вглубь материи. Механическая картина мира / Глав. Ред. В.Володин; метод. Ред. А. Элиовы - М.: Аванта

4. Юный физик. Инструкция . 250 экспериментов по физике. ЗАО «Степ Пазл». Россия, 142105, г. Подольск, ул. Большая Серпуховская, д.63а.

5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Физика/ сост. А.А. Леонович, худ. Арсен. А. леонович; под общ. Ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ;



Интернет-ресурсы:

6.http://www.bugulma.ws/publ/other/fizicheskaja_priroda_zvuka/

7.http://www.letopis.info/themes/music/istorija_i_vidiy_muziykalniyh_instrumentov.

8. http://x referat.ru/102/50-1-fizicheskie-osnovy-generacii-zvuka.html



Биоакустическая коррекция головного мозга


Что такое биоакустическая коррекция мозга (БАК)? | Преимущества метода БАК | Показания к назначению | Как выглядит процедура | Эффективность | Противопоказания

Что такое биоакустическая коррекция мозга (БАК)?


Биоакустическая коррекция (БАК) – это инновационный метод аппаратно-программной диагностики и лечения широкого круга заболеваний, в т.ч. расстройств центральной нервной системы. Биоакустическая коррекция мозга объединила в себе новейшие технологии нейротерапии, биоуправления и музыкотерапии.

Процедура биоакустической коррекции заключается в прослушивании пациентом акустического образа собственной электроэнцефалограммы.http://deti-indigo74.ru/upload/faq.png

Всякая клетка живого организма, в том числе, нервные клетки – нейроны – несут в себе электрический потенциал. Уникальная компьютерная программа преобразует суммарную электрическую активность мозга в звук слышимого диапазона. Таким образом становится возможным услышать музыку мозга в режиме реального времени и оценить его функциональное состояние.

Обратное воздействие энергией звука на нейроны позволяет нормализовать работу мозга.

Функциональное состояние центральной нервной системы до и после сеансов биоакустической коррекции мозга отражается в улучшении параметров ЭЭГ.

Как работает биоакустическая коррекция головного мозга? Метод действует на глубинном уровне: восстанавливает нормальную деятельность мозга, нарушенную в силу различных неблагоприятных факторов. А мозг, как известно, управляет практически всеми процессами в организме. Таким образом, в ходе биоакустической стимуляции мозга удается активировать естественные процессы саморегуляции организма, исправить большинство функциональных нарушений, нормализовать работу внутренних органов, улучшить психофизиологическое состояние человека, устранить различные виды боли, укрепить адаптивные и защитные ресурсы организма.


Преимущества биоакустической коррекции мозга:


1. Немедикаментозное, неинвазивное (безинъекционное) лечение;

2. Не вызывает привыкания, побочных эффектов и не требует адаптации;



http://deti-indigo74.ru/upload/bak01.jpg

Эффективность


Высокая эффективность методики, реализованной в комплексе «Синхро-С» подтверждена лечебной практикой и 25-летними исследованиями в Институте экспериментальной медицины РАМН (Санкт-Петербург), клиническими испытаниями в ГУ НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), в Институте мозга человека РАН (Санкт-Петербург), С-Пб МАПО и в ряде других ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты исследований изложены в научных статьях и защищены в диссертационных работах.

Эффективность процедур биоакустической коррекции достигает 85%. Подробнее о результатах лечения методом БАК читайте здесь.



15

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал