Чем раньше человек сформирует для себя цель, тем больше шансов для него сформироваться в творческую личность. Важнейший параметр творческой жизни Достойная цель. Что это такое



Скачать 65.73 Kb.
Дата02.05.2016
Размер65.73 Kb.
М. ГУБАНОВА

НОВЫЙ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ВЫБОР ДОСТОЙНОЙ ЦЕЛИ

Чем раньше человек сформирует для себя цель, тем больше шансов для него сформироваться в творческую личность. Важнейший параметр творческой жизни - Достойная цель. Что это такое? Вот некоторые основные критерии достойной цели:

1. Новизна. Цель должна быть новой. Она может быть и старой, но тогда новыми должны быть средства ее достижения.

2. Общественная полезность.

3. Конкретность.

4. Значительность. Достойная цель должна быть великой, ибо ее достижение оплачивается великим трудом, а иногда и жизнью.

5. Еретичность. Достойная цель опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Она и в самом деле иногда не достижима, особенно в своей первоначальной формулировке.

6. Практичность. Продвижение к цели все время должно давать частичные конкретные результаты. Самая недостижимая цель может приносить

реальную пользу. Алхимики пытаясь найти способ превращения неблагородных металлов в золото, раскрыли секрет получения фарфора.

Как же все-таки выбирают Достойные Цели?

Поистине драматичное противоречие: в 15 лет у человека есть свобода для выбора жизненного пути, но нет еще знаний; когда же с годами приходят знания, - исчезает свобода действий. Поэтому единственно возможный путь - это в раннем возрасте воспользоваться опытом других.

В жизни маленького человека должно произойти нечто, что потрясет его, причем настолько сильно, что зажженный огонь не загасят годы будней. Память об этом событии и есть тот двигатель, который устремит к Достойной Цели и сделает ее единственно возможной, единственно приемлемой, и не позволит отступить или сдаться.

Как бы ни была велика и достойна цель, ничто не может служить оправданием недостойности средств ее достижения. В начале 70-х годов прошлого века известный теоретик русского революционного народничества П.Л.Лавров писал: "Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны всегда сознавать ограничение своего права весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают самую цель".

Часто, даже увидев достойную цель, люди отказываются от ее достижения, потому что найденная цель "из чужой области". "Я не специалист"- вот стандартный довод. Но все начинают будучи непрофессионалами, ведь когда-то же надо начинать!

Другая крайность - боязнь чересчур ранней специализации. Боязнь необоснованная, поскольку цели образуют гибкую систему, позволяющую работать в разных областях знаний на разных уровнях: от конкретного конструирования до высших этажей философии, от практического приложения знаний до синтеза теорий и построения концепций.

Большая цель достижима лишь большим трудом. И отличие гениев, выбравших гигантские цели, от негениев как раз и состоит в умении вкладывать гигантские усилия. Как известно со слов друзей и учеников К.Маркса, при подготовке "Капитала" он изучил и тщательно проработал более 1500 книг, сделав к ним критические замечания.

Систематическая напряженная работа автоматически ведет к острому противоречию.С одной стороны, идущий к цели, чтобы успеть выполнить огромный объем работы, все свое время должен тратить только на Дело, постепенно превращаясь в узкого специалиста, в пределе - в фанатика. Но, оставаясь человеком, он должен удовлетворять и свои общечеловеческие потребности: есть, спать, иметь семью, друзей, какие-то увлечения, не связанные с основной целью, ходить в театр, читать художественную литературу, слушать музыку, зарабатывать на жизнь, наконец.
Конфликт вызван ограниченностью времени: в сутках всего 24 часа; если 23 часа будут потрачены на развлечения, еду и сон, то на продвижение к цели останется 1 час - ни минутой больше. И так каждый день в течение всей относительно недолгой жизни. Правильно выбранные вспомогательные цели работают на главную линию жизни.

Вот пример: "Рядом с трудоспособностью исключительного размера идет у В.И.Ленина способность неизменно, в течение всей жизни сосредоточивать свое внимание только на одном деле - на деле революционной борьбы пролетариата. Его бесчисленные статьи, брошюры и книги, все они без исключения являются откликами только на один вопрос - на вопрос о наилучших, наиболее прямых путях пролетарской революции. Даже когда он пишет целую книгу по философии, сразу видно, что работа эта вызвана задачами революционной борьбы данного момента и преследует одну цель - устранить всякие помехи с прямого пути пролетарской победы".

Человека, идущего к значительной достойной цели, можно сравнить с альпинистом, взбирающимся в нескончаемую высь. Как утверждал Платон: "Человек идет все вперед и выше!" Сравнение это во многом условно - идущий к цели выходит в путь без снаряжения, неподготовленным, и времени на тренировки у него нет: реальная вершина, реальные трудности, сразу же надо принимать ответственные решения, от которых, быть может, целиком будет зависеть успех, а посоветоваться не с кем. В основном обо всем приходится догадываться самому. И самому же пробовать придуманное и сделанное в пути "снаряжение".

Творческое восхождение длится всю жизнь, и здесь, как и в реальном альпинистском подъеме, не только человек одолевает вершину, но и путь к ней меняет человека. Условия жизни начинают восприниматься с позиций "восходящего" - как более или менее удобные для достижения цели. Это становится главным оценочным критерием, а сам план - спасительной нитью в любых, даже чрезвычайно тяжелых обстоятельствах. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться, понимание масштабности цели, ее необходимости для человечества - осознать незначительность, маловажность условий собственного быта.

Даже при потере близких людей - в самые тяжелые и горькие моменты жизни, когда любые утешения бесполезны, когда и жить-то не хочется, инерция движения к цели увлекает человека от горя вперед в завтра. Она заставляет продолжать работу. Это - не проявление черствости или, как иногда говорят, "машинности" человека. Это - проявление Человечности человека. Потому что цель, направленная на благо всего человечества, ставится выше собственных потребностей, радостей и бед. А это возвеличивает личность.

Так как развитие целей - процесс нескончаемый, то этап накопления знаний повторяется вновь и вновь. Человек не в состоянии раз в жизни "заправиться " так, чтобы хватило до конца дней. Только ограниченные люди могут позволить себе завершить самообразование.

В связи с этой мыслью хочется привести очень характерный эпизод из жизни Ленина в 1905 году. К тому времени он был уже крупным и признанным политическим авторитетом, но изменившаяся обстановка (поставившая новую цель) заставляет его опять окунуться в учебу, причем в новой области. "Ильич не только перечитал и тем самым тщательным образом проштудировал, продумал все, что писали Маркс и Энгельс о рволюции и восстании, - он прочел немало книг и по военному искусству, обдумывая со всех сторон технику вооруженного восстания, организацию его. Он занимался этим делом гораздо больше, чем это знают, и его разговоры об ударных группах во время партизанской войны, "о пятках и десятках", были не болтовней профана, а обдуманным всесторонне планом.

Каждый человек живет ради чего-то. Кто ради семьи, кто ради дела своего, кто ради приятного отдыха. Бывают ситуации, когда жизнь предлагает выбор: если будешь продолжать заниматься своим любимым делом, то лишишься всего остального, может быть, даже умрешь; если бросишь, отступишь - будешь жить по-старому. Разве что, не занимаясь тем, чем занимался.

Человека, который предпочитает все потерять или даже умереть, лишь бы не расстаться с выбранной целью, называют фанатиком. Причем слово "фанатик" имеет отчетливо отрицательный оттенок. Само понятие "фанатизм" у нас ассоциируется с некоей ограниченностью, с чем-то отталкивающим, нечеловеческим - машинным, несамостоятельным, с какой-то тупой, извне управляемой силой, способной и идущей только на разрушение.

Но разве виноват человек в том, что ему предлагается альтернатива, губительная для его свободы? Прими этот вызов, останешься Человеком, то есть самим собой. Смирись с требованиями - и будешь жить спокойно. Только станешь уже не тем, кем был прежде. Человек, расставаясь со своими прежними убеждениями, перестает быть прежним. А если не соглашается на это, если продолжает верить в свою старую веру, то про него говорят: "фанатик". Говорят с осуждением. Но виновно в этом то окружение, те обстоятельства, которые ставят губительную альтернативу, которые вынуждают его делать выбор. Так что фанатизм - это скорее негативная характеристика общества, исторического периода, которые порождают фанатиков.



В сутках всего 24 часа. Конечно, дело человека, право человека выбрать способ, как их потратить. Но всегда необходимо помнить о двух крайних случаях, о двух предельных стилях жизни: фанатическом и конформистском. Первый возвышает человека, возвеличивает его, второй принижает. Возвеличивает потому, что преданность значительной достойной цели позволяет работать на все человечество. А принижает потому, что компромисс - это путь к беспринципности, путь от себя, а не к себе. Компромисс воспитывает конъюнктурщиков, соглашателей, рабов. А человек рожден быть свободным. Рабское существование противно его естеству. Чтобы достичь цель, надо уметь строить планы - на день, на месяц, на пять лет, на всю жизнь. Причем планы эти должны быть динамичными, учитывающими разные условия работы и различные превращения цели, потому что любая цель - это не истина в ее измерении. Любая значительная цель - это сгусток задач. Разных по тематике и масштабу, но задач, не решив которые, ни за что не пройти путь к цели.

И потому, сколь не велика была бы избранная цель, ни разумны составленные планы, ни фантастична работоспособность, все к сожалению, окажется затраченным в пустую без еще одного необходимого для творческой личности качества - умения решать задачи.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал