Чтение, один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития



Скачать 71.01 Kb.
Дата02.05.2016
Размер71.01 Kb.
Чтение, один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь "является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием"

Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым.

Письменная речь является зрительной формой существования устной речи. В письменной речи моделируется, обозначается определенными графическими значками, звуковая структура слов, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т. е. букв.

Таким образом, чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв.происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения.

Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

выделяют следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звуко-буквенными обозначениями,

2) послоговое чтение,

3) ступень становления синтетических приемов чтения,

4) ступень синтетического чтения.

Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей.

В современной литературе используются термины: "алексия" - полное отсутствие чтения и "дислексия" - частичное расстройство процесса овладения чтением, в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

М. Е. Хватцев определяет дислексию как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов, пропускам строчек).

специфическая дислексия развития - это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия.

Особенностью дислексических ошибок является их типичность, повторяющийся характер. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т. д. Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомления, отвлекаемости. Но эти ошибки будут носить случайный характер.

Второй характерной чертой ошибок чтения при дислексиях является их стойкий характер. Многие дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным, ошибкам чтения, а по их совокупности и стойкому характеру.
Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся типичных ошибках, обусловленных несформированностью психических функций участвующих в процессе овладения чтением. (зрительного анализа и синтеза, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза и др.)

Процесс чтения сложно организован. В нем принимают участие разные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный.

Овладение чтением осуществляется двумя взаимосвязанными компонентами:


  1. Технический:

    • Зрительное восприятие, узнавание буквы;

    • Соотнесение графического образа буквы с соответствующим звуком;

    • Воспроизведение необходимого звука;

    • Правильное выполнение слияния звуков в слоги, слогов в слова;

  2. Семантический (смысловой) – соотнесение звукового комплекса со смыслом.

С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексий:


Фонематическая дислексия

Причина: недоразвитие функций фонематической системы.



  1. дислексия, обусловленная нарушением фонематического анализа, проявляется в пропусках, перестановках букв, слогов, слов. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в перестановках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»).

  2. Дислексия, обусловленная нарушением фонематического восприятия,  проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш).

Семантическая дислексия

Причина: несформированность звуко-слогового синтеза.

(так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Проявляется в непонимании ребенком прочитанного. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (м, у, к, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).


  1. Семантическая дислексия. Проявляется в нарушениях понимания прочитанного при технически правильном чтении. Варианты:

    • послоговое чтение. При этом у ребенка отмечаются трудности звукослогового синтеза. Последовательно произносимые слоги не объединяются в значимое целое, следовательно, информация при чтении не воспринимается.

    • синтетическое чтение целыми словами, при котором у ребенка наблюдается нечеткость представлений о синтаксической связи внутри предложения. Слова воспринимаются изолированно, вне связи друг с другом

    • слоговое чтение с непониманием читаемого, усугубленное недифференцированными представлениями о синтаксических связях внутри предложений

При семантической дислексии нарушается понимание фактического содержания текста и понимания его смысла.
Аграмматическая дислексия

Причина: нарушение грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего встречается у детей с ОНР различного патогенеза

Проявления:


  • Ошибки в предложно-падежных конструкциях («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);

  • изменение числа существительных,

  • неправильное согласование в роде, числе, падеже прилагательных и существительных («сказка интересное», «детей веселую»);

  • Нарушение глагольной лексики («это был страна», «ветер промчалась»).

  • изменение числа, родовых окончаний местоимений

  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени,

  • изменение формы, времени и вида глаголов.

Мнестическая дислексия

Причина: нарушение речевой памяти, проявляется в заменах букв несуществующими звуками.

Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).Диагностический параметр: при обследовании выявляются нарушения слухоречевой памяти.


Оптическая дислексия

Причина: недоразвитие пространственного восприятия, зрительного восприятия, а также зрительного анализа и синтеза.

Проявления:


Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И).

Тактильная дислексия



Наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Изучение тактильной дислексии важно тем, что дает подтверждение того, что дислексия является прежде всего языковым расстройством. При чтении слепые используют иную сенсомоторную систему (тактильные ощущения при чтении по Брайлю), а незрительное восприятие. Исследования показывают, что дислексия слепогоребенка по своим механизмам не отличается от дислексии как языкового расстройства у зрячих. Основное нарушение при тактильной дислексии - нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв). Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал