«Детский сад №25»



Скачать 420.25 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер420.25 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Принята на Утверждаю:

заседании Педагогического совета Заведующий МДОУ д/с № 25

Протокол № «__»_________ 20__г. __________В.П.Лохматикова

Программа воспитания здорового образа жизни воспитанников МДОУ «Детский сад № 25»



Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………….3-4

  2. Цели, задачи программы……………………………………………4-5

  3. Содержание работы в ДОУ……………………………………….8-16

  4. Работа с педагогами……………………………………………….17-18

  5. Работа с семьями воспитанников………………………………...19-22

  6. Список литературы………………………………………………..23

  7. Приложение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

В. С у х о м л и н с к и й

Сохранение здоровья подрастающего поколения– одна из главных стратегических задач развития страны. В соответствии с основными нормативно-правовыми документами (законом «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и др.), здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.

С этой позиции, ключевыми звеньями работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья являются, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому особую значимость приобретает внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в систему работы дошкольного учреждения. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании оптимальных условий.

Создание оздоровительной программы обусловлено возрастающими требованиями к дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, а также природно-климатических условий.

При разработке программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов здоровья:


  • физический аспект здоровья – понимание того, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем;

  • интеллектуальный аспект способы получения информации, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией;

  • эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их;

  • социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим;

  • личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом;

  • духовный аспект здоровья – суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.

Программа «Расти, малыш, здоровым!», разработанная педагогическим коллективом нашего ДОУ, предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

Девиз программы:

ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ К ПРИВЫЧКЕ,

ОТ ПРИВЫЧКИ К ПОТРЕБНОСТИ.
Цель программы:

Целью данной программы является создание у воспитанников ДОУ устойчивой мотивации потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, через организацию разумного образа жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.



Задачи программы:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение пребывания дошкольников в ДОУ.

  2. Создать информационный банк о состоянии здоровья воспитанников.

  3. Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире.

  4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для достижения чувства «мышечной радости», оптимизма, психологической устойчивости в современных условиях.

  5. Изучить и внедрить в практику работу ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений.

  6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

  • принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

  • принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

  • принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  • принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становиться ребенок, а не окружающий мир .Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

  • принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

  • принцип успешности заключается, в том , что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

  • принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

  • принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

  • принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  • принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.

  • принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

  • принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.


Прогнозируемый результат:

Для педагогов:

  1. Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления воспитанников.

  2. Повышение профессионального уровня педагогов.

  3. Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

  4. Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Для детей:

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни.

  2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

  3. Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

  4. Сформированная гигиенической культуры. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.

Для родителей:

  1. Сформированная активная родительская позиция.

  2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

  3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.



Оценка результатов:

  1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.

  2. Качественная оценка реализации программы, субъективная удовлетворенность педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.

  3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.

  4. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.



Участники программы:

  • воспитанники;

  • воспитатели;

  • инструктор по физкультуре;

  • музыкальные руководители;

  • медицинские работники;

  • педагог-психолог;

  • родители;

  • администрация ДОУ



Материально-технические условия

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, сохранения здоровья в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

1. Оборудован спортивный зал для физкультурной деятельности.

Стремясь повысить интерес детей к движениям, прежде всего пополняем набор оборудования, которое:



  • обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

  • способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной координации;

  • повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

  • положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Многофункциональное оборудование позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание уделяем размещению оборудования:

  • не загромождает полезную площадь помещения;

  • дети могут свободно пользоваться мелким оборудованием.

Гораздо большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Было изготовлено универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: (дорожки разной ширины, шнуры для подлезания, круги для равновесия; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи.

2. Для того, чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, было пересмотрено содержание центров двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по содержанию двигательных центров в соответствии возрастных и поло-ролевых особенностей детей, чтобы они стали основой для самостоятельной двигательной деятельности детей.

3. В каждой возрастной группе имеется достаточное количество и разнообразие наглядного и демонстрационного материала по валеологии, который позволяет воспитанникам знакомиться со строением организма человека, заботиться о своем здоровье и безопасности.

4. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой, ямой для прыжков в длину, дугами для подлезания.

5. Физкультурные занятия с детьми в ДОУ организуют и проводят квалифицированные педагоги: инструкторы по физической культуре и по плаванию, имеющие высшее педагогическое образование в области физической культуры и спорта.

Таким образом, условия созданные в ДОУ позволяют обеспечить физическую активность и организацию оздоровительной работы с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет в течении всего периода пребывания детей в детском саду.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждое из которых включает комплекс тем. В каждом направлении выделены две части:



  1. Обучающий компонент – это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.

  2. Воспитывающий компонент – понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению задач здоровьесбережения, интегрированных в образовательные области: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Познание», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Понятие здоровьесберегающей деятельности ДОУ включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного и двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Для формирования у воспитанников стойкой мотивации на здоровый образ жизни, педагогами ДОУ применяются здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ) направленные на сохранение и укрепление здоровья:

Виды ЗСПТ

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

1.Технологии стимулирования

Динамические

паузы


Во время занятий, 2-5 мин. По мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Воспитатели.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физической культуры, на прогулке, в групповой комнате- с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог.

Самостоятельная и совместная игровая деятельность

Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени ( в любое удобное время)

Воспитатели, логопед.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Все педагоги.

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги.

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание.

Воспитатели.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физическая культура

2 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст –в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Третье физкультурное занятие проводиться на прогулке начиная со средней группы.

Занятия проводятся в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Воспитатели, педагог-психолог.

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, педагог- психолог.

Самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

Проводиться строго по специальной методике. Используется наглядной материал.

Воспитатели, ст.медсестра, инструктор по физической культуре.

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги.

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. Со среднего возраста.

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий.

Педагог- психолог.

В ДОУ определены следующие направления для совместной деятельности педагогов детского сада и воспитанников от 3 до 7 лет:



1. «Я познаю себя (самопознание)»

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.

Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья, физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что это вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.

Познание человека, его физической и социальной сущности поможет ребенку осознать себя, свои возможности, подведет его к пониманию «одинаковости» с другими людьми, научит понимать его состояния, чувства, переживания.

В процессе ознакомления дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:



  • сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);

  • способствовать формированию у дошкольников целостного представления о своем теле;

  • развивать умение «слушать» и «слышать» свой организм;

  • способствовать осознанию воспитанниками самоценности своей жизни и ценности жизни другого человека;

  • формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

  • прививать навыки профилактики, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасности для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

  • развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение;

  • воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал