Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.

30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных особенностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в освоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность к себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Еще К. Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже и полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Схема структурного анализа класса

1-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.

2-я группа – учащиеся со средними способностями.

Эта группа учащихся выполняет задания третьей группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.



3-я группа – ученики с высокими учебными способностями.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.



Тема. Слово и предложение – единицы речи.
1 уровень.
Карточка 1.

Спишите и докажите что написали предложения.



Снег насыпал большие сугробы. Дети сделали из снега горку. Вот они несутся с горки на санках.
Карточка 2.

Прочитайте. Разделите на две группы. В первую группу выпишите все слова. Во вторую группу выпишите предложения.



Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке. Полезный. Шумят волны. Аккуратный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахучий. Интересный. Так тихо кругом!


2 уровень.
Карточка 1.

Прочитайте. В каждой группе предложений найдите лишнее. Дайте ему характеристику. Лишние предложения напишите в порядке их выделения. Можно ли считать написанное текстом? Почему?



Громко поют птицы.

Медом пахнут луговые цветы и травы.

Когда это бывает?
Вы любите слушать дождь?

О чем он может вам рассказать?

Прилетают птицы, ярко светит солнце.
Как чудесно весной!

Синеет высокое небо.

Бегут говорливые ручьи.

3 уровень.
Карточка 1.

1. Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.



Дятел стучит по дереву (. ! ?)

Тихо шепчут молодые осины (. ! ?)

Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (. ! ?)

Вам нравится в лесу (. ! ?)

_____________________________ ?

_____________________________ .

_____________________________ .

_____________________________ !

2. Можно ли назвать предложения текстом? Обоснуйте свой ответ.


Карточка 2.

Прочитайте. Составьте предложения, используя в скобках подходящие по смыслу слова.



  1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

  2. В городе обязательно имеются (автомобили, здания, толпа, улицы, велосипеды).

  3. Сада не бывает без (растения, садовник, собака, забор, земля).

  4. Спорт – это (медаль, оркестр, состязания, тренировки, стадион).


4 уровень.
Карточка 1.

Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяют предложения между собой?



Пошел дождь. Промокли ноги. Появилась туча. Образовались лужи.

Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.

Свисают сосульки. Солнце стало горячее. Капает с крыш. Пришла весна.
Карточка 2.

Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания.



Из-под них показался ежик (.!?) Какой он запасливый (.!?) На его иголках зеленели яблоки (.!?) В кустах послышался шорох (.!?)
Карточка 3.

Прочитайте. К каждому повествовательному предложению составьте подходящее по смыслу вопросительное и восклицательное предложения.



Грянул гром.

Я прочитал сказку.

Прилетели птицы.

Карточка 4.

1. Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.



Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.

2. Распределите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?



Тема. Звуки речи. Буквы. Слог.
1 уровень.
Карточка 1.

Запишите цифрой, сколько букв и сколько звуков в словах.

Образец. Пальто – 6 б., 5 зв.

Яйцо, юла, крылья, вермишель.
Карточка 2.

Запишите цифрой, сколько букв и сколько слогов в словах.

Образец. Прорубь – 7 б., 2 слога.

Здоровье, подъезд, яблоко, солнце.

2 уровень.
Карточка 1.

Запишите цифрой, сколько слогов, букв и звуков в словах.

Образец. Тень – 1 слог, 4 б., 3 зв.

Сели, гуляли, пол, Юра, пес.
Карточка 2.

Запишите цифрой, сколько слогов, букв, и звуков в словах.

Образец. Гром – 1 слог, 4 б., 4 зв.

Капли, ёжики, тёмные, куст.


3 уровень.
Карточка 1.

К слогам левого столбика прибавьте слоги правого, чтобы получились названия учебных вещей. Записать цифрой сколько слогов, букв и звуков в словах.

Образец. Карандаш -3 слога, 8 б., 8 зв.


кни радь


тет га

бук ка


руч варь
Карточка 2.

Из букв каждого слова составьте новые слова. Напишите их, где можно разделяя на слоги. Какие слова не делятся на слоги? Почему?



Исходные слова:

икра

добро

газета

барабан

гитара

жаворонок

Карточка 3.

Соберите слова из рассыпанных букв. Напишите полученные слова в порядке возрастания в них количества слогов. Подчеркните гласные, правописание которых надо запомнить.



ратетдь, мод, налпе, дашкаран

Тема. Гласный звук [й’], буква й.
1 уровень.
Карточка 1.

Измените слова по образцу. Разделите их на слоги. Укажите, сколько слогов в каждом слове.

Образец. Му-ра-вьи (3), му-ра-вей (3).

Муравьи, воробьи, попугаи, случаи, трамваи, сараи, ульи, урожаи.
Карточка 2.

1. Спишите. Вставьте й или и. Разделите слова на слоги.



Этот карандаш мо… . Эти рисунки мо… . Вот тво… карандаш. Дай мне тво… краски.

2. Подчеркни слоги с буквами й или и.



2 уровень.
Карточка 1.

Измените слова так, чтобы они обозначали приказания. Подчеркните й.

Образец. Строит – строй.

Строит, поливает, моет, прыгает, шагает, помогает, даёт, играет, поёт.

Карточка 2.

Спишите. Вставьте вместо точек й или и.



1. Песню по.те веселе. . 2. По.те коня холодно. водо. . 3. Уступа.те скаме.ку инвалиду. 4. Тот геро. , кто за Родину горо. . В труде рождаются горо. .

3 уровень.
Карточка 1.

1. Напишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Повторяющееся слова замените словами она, его.



Лиса погналась за зайцем. Лиса увидела зайца. Заяц выбежал на лужайку.

2. Подчеркните слоги с буквой й.



Тема. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Написание слов с сочетаниями жи, ши.
1 уровень.
Карточка 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Образец. Шиповник, чижик.

Ш.повник, чиж.к, ш.шки, свеж.й, тиш.на, уж.н, кувш.н, луж., морж., верш.на, нож., ш.нель, ж.ла.
Карточка 2.

Вставьте пропущенные буквы.



Оля, пиш. красиво! Ты болен, леж. ! Чиж. летают. Ерш. плавают. Мыш. бегают.
Карточка 3.

1. Измените слова по образцу.

Образец. Уж – ужи.

Уж, ёрш, ёж, чиж, ухо, лужа, груша, нож, камыш, ландыш, карандаш.

2. Подчеркните жи, ши.



2 уровень.

Карточка 1.

Прочитайте. Выпишите слова с жи, ши.



Широки колхозные поля. Всюду машины. Урожаи хорошие. Радостно живут колхозники. Строят жизнь совсем хорошую.
Карточка 2.

Выпишите в один столбик слова с жи, в другой – с ши.



Уши, ужи, ежи, мыши, крыши, лыжи, рыжики, камыши, машина, пружина.
Карточка 3.

  1. Составьте и запишите предложения с данными словами по образцу.

Образец. Ландыши – цветы.

Ландыши, рыжики, груши, чижи, ерши, кувшины, шинель.

2. Подчеркните жи, ши.



3 уровень.
Карточка 1.

Выпишите слова в три столбика: в первый столбик – слова с одним слогом, во второй – с двумя слогами, в третий – с тремя слогами. Делите слова на слоги. Подчеркните жи, ши.

Образец. Жир ши-пит ши-пов-ник.

Кувшин, жир, шипит, шил, шинель, шины, шиповник, жизнь, жил, снежинка, ежи, этажи, пушинка.
Карточка 2.

1. Напишите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.



Жил там и кот Рыжик. В доме жили мыши. Рыжик цап её. Вот бежит мышка.

2. Подчеркните жи, ши.


Карточка 3.

1.Составьте предложения из данных слов. Вставьте пропущенные буквы.



Рыж.к, Пуш.нка, леж.т, сторож.т ,у конуры, у норки, мышку.

2. Подчеркните букву и после ж, ш.


Карточка 4.

Напишите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы.



Вдруг под кустом как зашурш.т. Раз Миша пошёл с Рыж.ком в лес. Рыж.к насторож.лся. Это был ёж.к. В лесу он собирал ш.шки. Миша взял ёж.ка домой.

- Правильно ли поступил Миша? Почему?


Карточка 5.

Вставьте вместо точек жи или ши.



Иван шил шилом. Мы …ли у реки. Ту… огонь. Вот ер…, вари уху. Змея …пит. Роза ду…стая. Чи…к – птица. У розы …пы. Лу… высохли. Много о…бок.

Тема. Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
1 уровень.
Карточка 1.

Спишите. Подчеркните сочетания ча, ща, чу, щу.



Чуткий, чищу, лечу, чашка, горячая, дремучая, могучая, час, трещат, пища, качал, часть, чугун, чулан, чулки, роща.
Карточка 2.

Выпишите в один столбик слова с ча, в другой – с ща. Подчеркните букву а после ч, щ.



Туча, роща, щавель, чашка, пища, часы, чайник, площадка, овчарка, угощай, прощай.
Карточка 3.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните букву а после ч, щ.



Яркое солнце освещ.ет землю. Журч.т ручьи. Зеленеет рощ. . Мы видели гра. . Весну встреч.й!

2 уровень.
Карточка 1.

Вставьте вместо точек слоги ча, ща , чтобы получились слова. Подчеркните сочетание ча, ща.



Зада., встре., уда., добы., тыся., .вель, зай.та, осве.ет, обе.ет.
Карточка 2.

1. Выпишите слова сначала с одним слогом, затем с двумя, потом с тремя слогами. Делите эти слова для переноса.

Образец. Площад-ка, пло-щадка.

Площадка, встреча, чашка, чай, угощай, отвечай, час, обещай, овчарка, защищай, щавель, чуб, чулок, щука, чудак, чучело.

2. Подчеркните сочетание ча, ща, чу, щу.


Карточка 3.

1. Напишите, как называются детёныши у галки, зайчихи, крольчихи и грачихи.

Образец. У галки галчата.

2. Подчеркните сочетание ча.


Карточка 4.

1.К каждому слову левого столбика подберите подходящее по смыслу слово из правого столбика, чтобы получилось предложение.



мычат кузнечики

трещат мыши

пищат чайки

кричат коровы

2. Напишите эти предложения. Подчеркните в них гласные после ч, ш, щ.



3 уровень.
Карточка 1.

Вставьте пропущенные гласные после шипящих.



Воинская ч.сть, глухая ч.щ., свеж.й ветер, ш.рокий двор, угощ.ть ч.ем, новые ч.лки, крич.ть в лесу, кач.ть качели, суш.ть грибы, ш.ть платье, поймать щ.ку, хорош.й уж.н.
Карточка 2.

1. Спишите, изменив слова в скобках так, чтобы они отвечали на вопрос кого?

Образец. Увидел (кого?) грача.

Увидел (грач). Угощал (товарищ). Слушал (скрипач). Ожидал (врач). Видел (силач).

2. Подчеркните ча, ща.


Карточка 3.

1. Спишите. Слова в скобках изменяйте по смыслу.

Образец. Волк почуял добычу.

Волк почуял (добыча). Заяц побежал в (роща). Сережа помог (товарищ) решать трудную (задача).

2. Подчеркните сочетания чу, щу.


Карточка 4.

1. Составьте предложения из данных слов. Вставьте пропущенные буквы.



  1. Мыш.,. пищ.т, в ч.лане. 2.Мама, ч.лки, дочке, штопала. 3.В лесу, чиж., поют. 4.Там, крич.т, галч.та, скворч.та, и пищ.т. 5.Птицы, у своих, хлопоч.т, гнезд. 6.Рыж.к, кость, в ч.лане, грызет.

  1. Подчеркните сочетания жи, чу, ча, ща.

Тема. Сочетания чк, чн, чт.
1 уровень.
Карточка 1.

Прочитайте. Спишите предложения и подчеркните сочетания чк, нч.



У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, свечку и Жучку. Птичка везет колючку на тачке. Ночная бабочка нянчит птенчика.

2 уровень.
Карточка 1.

Прочитайте. Догадайтесь, в какой столбик нужно вставить сочетания чк, нч. Спишите, подчеркните данные сочетания.

Бабо..а бре..ать

косто..а ня..ить

ленто..а пте..ик

вну..а ко..ик

ласто..а телефо..ик

гре..а по..ик


Карточка 2.

Прочитайте. Догадайтесь, в какой столбик нужно вставить чн, а в какой чк.



Да..ик пе..а

ве..ый щё..а

гае..ый па..а

ре..ой ко..а

ру..ой бо..а

то..ый по..а

но..ой ка..а
Карточка 3.

К словам, обозначающим большие предметы, записать справа через чёрточку слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы.

Образец. Курица – курочка.

Туча - …, река - …, овца - …, ночь - …, роза - …, ваза - …, чулки - …, носки - … .

2. Подчеркните сочетание чк.



Карточка 4.

К словам, обозначающим большие предметы, записать справа через чёрточку слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы.

Образец. Рука – ручка.

Рука - …, куча - …, лисица - …, дочь - …, булка - …, коза - …, цветы - …, грибы - … .
Карточка 5.

К словам, обозначающим большие предметы, записать справа через чёрточку слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы.

Образец. Дача – дачка.

Дача - …, задача - …, синица - …, печь - …, утка - …, палка - …, платки - …, куски - … .

3 уровень.
Карточка 1.

Прочитайте слова. Распределите слова в две группы. Подчеркните сочетания.



Печка, солнечный, сочный, девочка, лисичка, ночной, ниточка, прочный, уточка, сестричка, тучка, сказочный, скучный, лавочка, ночник, ручка, шуточный, синичка, вечный, печник.
Карточка 2.

Придумайте и запишите по 5 слов с сочетаниями чк, чн, нч. Подчеркните их.



Тема. Алфавит, или азбука.
1 уровень.
Карточка 1.

Какие буквы алфавита пропущены?



А, Б, В, Г, . , Е, . , Ж, З, И, . , К, Л, . , Н, О, П, Р, . , . , Ф, Х, . , Ч, Ш, Щ, ъ, ы, ь, . , Ю, Я.

Спишите.


Карточка 2.

Какие буквы алфавита пропущены?



А, Б, В, . , Д , Е, . , Ж, З, . , й, К, . , М, Н, О, П, . , С, Т, У, . , Х, Ц, Ч, . , Щ, ъ, ы, ь, Э , . , Я.

Спишите.


2 уровень.

Карточка 1.

1. Спишите алфавит строчными буквами.

2. Выпишите из словаря 5 слов на букву к.
Карточка 2.

1. Прочитайте.



Гусь, аист, дельфин, волк, баран, индюк, ёж, змея, енот, жираф, орел, лиса, коза, носорог, медведь.

2. Напишите слова в алфавитном порядке.


Карточка 3.

1. Прочитайте.



Мышь, осел, лебедь, петух, норка, утка, сова, тюлень, филин, рысь, чайка, щука, шмель, цапля.

2. Напишите слова в алфавитном порядке.


Карточка 4.

1. Прочитайте. Напишите слова в алфавитном порядке.



Малина, яблоко, автобус, понедельник, орех, деревня, рассказ, аллея, герой, ужин.

2. Поставьте ударение. Подчеркните гласные буквы.


Карточка 5.

1. Прочитайте.



Картина, рассказ, улица, учитель, карандаш, урожай, рассвет, квартира, ракета.

2. Распределите слова на группы. Запишите каждую группу слов отдельно.

3. Придумайте по 2 слова в каждую группу.

3 уровень.
Карточка 1.

1. Прочитай.



Секретарь, смазчик, сказочник, сварщик, садовник.

2. Расположи слова в алфавитном порядке по вторым буквам.


Карточка 2.

1. Прочитай.



Селёдка, сахар, сметана, сгусток, сковорода.

2. Расположи слова в алфавитном порядке по вторым буквам.


Карточка 3.

1. Прочитай.



Сдача, самовар, слово, сверток, сигнал.

2. Расположи слова в алфавитном порядке по вторым буквам.


Карточка 4.

1. Прочитай.



Сигнальщик, снайпер, сборщик, слесарь, сапёр.

Сироп, соус, свёкла, сливки, сдоба.

Семена, смола, сборка, сказка, сгиб.

2. Расположи слова в алфавитном порядке по вторым буквам.


Карточка 5.

Запиши слово, поставив буквы в алфавитном порядке.



ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, НЫБТИ, СВЬОА.
Карточка 6.

Прочитайте. Распределите слова в 2 группы по алфавиту.



Дима, Коля, Галя, Алёша, Аня, Жанна, Илюша, Витя, Ира, Даша, Гриша, Зина, Вера, Боря, Петя, Федя, Нина, Маша, Клава, Света, Лёня, Сеня, Миша.
Карточка 7.

Составьте из слов словаря цепочку из 10 слов в алфавитном порядке, начиная с буквы в. Запишите её.



Карточка 8.

Пользуясь словарём, вставьте пропущенные буквы и запишите слова в алфавитном порядке.



Л.сица, в.р.бей, р.бота, с.рока, п.суда, т.варищ, дев.чка, к.пуста, х.роший.

Тема. Перенос слов.
1 уровень.
Карточка 1.

Разделите слова для переноса по образцу.

Образец. Моло-ко, мо-локо.

Машина, рабочий, девочка, дежурный, тетрадка, тарелка.
Карточка 2.

Разделите слова для переноса. Подчеркните слоги, которые начинаются с гласной буквы.

Образец. Иг-ра.

Игра, заяц, окно, боец, автобус, орден, страус, клоун, киоск.
Карточка 3.

Разделите слова для переноса.



Майка, зайка, чайка, койка, сойка, пойка, тройка, мойка.

2 уровень.
Карточка 1.

Спишите. Делите слова для переноса, где это можно. Подчеркните слоги с одной буквой.



Олег, Ольга, Ирина, Ира, Аня, Анна, Илюша, Илья, Ксения, Юлия.
Карточка 2.

Выпишите слова с тремя слогами. Делите их для переноса по образцу

Образец. Горди-лись, гор-дились.

Мы хотим, чтобы вы гордились нами, внуками своими и сынами. Мы всегда пойдём за вами вслед трудными дорогами побед.

3 уровень.
Карточка 1.

1. Напишите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.



Она блестела огнями в школе была ёлка дети играли и пели на ёлке висели игрушки.

2. Разделите для переноса слова с тремя слогами разными способами. Подчеркните слоги, начинающиеся с гласной буквы.

Образец. Огня-ми, ог-нями.
Карточка 2.

Разделите данные слова сначала на слоги, потом для переноса. Подчеркните слоги, которые нельзя перенести.



Моют, мою, умою, умоют, строят, строю, устрою, устроят, знают, знаю, узнают, крикнул, свистнул, оглянулся, улыбнулся.
Карточка 3.

Прочитайте. Разделите слова для переноса. Спишите.



Ружьё, премия, атака, сестра, стулья, шея, костры, затея, змея, копьё, уточка, судья.

Карточка 4.

Прочитайте. Спишите, исправив ошибки.

Перенёс слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за.

О-вцы, ут-ки, ко-нь, коза.

А ещё он перенёс:



Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей, А-ня, О-ля и Сер-гей.

Где ошибки? Вот Вопрос! Кто исправит перенос?





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал