Дипломированного специалиста " биомедицинская техника"



Скачать 286.05 Kb.
Дата26.04.2016
Размер286.05 Kb.
ТипДиплом
Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

__________________ В.Д. Шадриков

10” марта 2000 г.

Регистрационный номер 32 тех/дс


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление подготовки дипломированного специалиста

653900 Биомедицинская техника

Квалификация – инженер

Вводится с момента утверждения

Москва

2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА”



1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

190500 Биотехнические и медицинские аппараты и системы,

190600 Инженерное дело в медико-биологической практике



1.3. Квалификация выпускника - инженер.

Нормативный срок освоения образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника” при очной форме обучения 5 лет.



1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-конструктор; инженер-лаборант; инженер-электроник, инженер по ремонту, инженер по подготовке производства, инженер по комплектации оборудования; инженер по охране окружающей среды и прочие.



1.4.1. Область профессиональной деятельности.

Биомедицинская техника относится к области техники и научных знаний, включающих в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и обслуживание инструментальных средств для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, для биологического эксперимента, разработку программного обеспечения для решения задач медико-биоло-гической практики.



1.4.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника” являются приборы, системы, комплексы и основные медицинские технологии, а также методы исследований, лечебных воздействий, обработки информации в практическом здравоохранении и различных областях биомедицинских исследований.



1.4.3. Виды профессиональной деятельности

Инженер по направлению “Биомедицинская техника” в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять в условиях научно-технических и производственных организаций, связанных с разработкой и производством биомедицинской техники, медицинских центров и лечебно-профилактических учреждений различного профиля (больниц, амбулаторий, поликлиник и прочих.), спортивно-оздоровительных комплексов, курортно-санаторных организаций, биостанций, биологических исследовательских лабораторий, экологических центров следующие виды профессиональной деятельности:

- проектно-конструкторская;

- ремонт и обслуживание;

- научно-исследовательская;

- организационно- управленческая;

- производственно- технологическая;

- эксплуатационное и сервисное обслуживание.

1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника” в зависимости от содержания образовательной программы подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) проектно-конструкторская деятельность:

- формирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление критериев решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирования реализации проекта;

- разработка функциональных и структурных схем приборов и систем в соответствии с содержанием конкретной образовательной программы (специальности) на системо- и схемотехническом уровнях проектирования с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

- разработка проектов медицинской техники с учетом медико-технических, эстетических, эргономических и экономических параметров;

- использование информационных технологий при разработке новой медицинской техники;

б) ремонт и обслуживание:

- ремонт и обслуживание профессиональной и бытовой биомедицинской техники;

- аттестация и сертификация новых образцов биомедицинской техники и технических средств после ремонта;

- разработка методик поверки, калибровки и обслуживания типового медицинского оборудования, аппаратов, систем и комплексов, а также технических средств биологических лабораторий;

в) научно-исследовательская деятельность:

- анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;

- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства, состояние и поведение объекта исследования;

- разработка нестандартного оборудования и приспособлений для медицинских и биологических исследовательских лабораторий;

- разработка планов, программ и методик проведения исследований и алгоритмов обработки результатов исследований;

- участие в разработке новых методов исследования состояния биологических объектов и управления этим состоянием, а также новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;

в) организационно-управленческая деятельность:

- организация эффективного использования материалов, компонентов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

г) производственно- технологическая деятельность:

- разработка технологий проектирования и производства биомедицинской техники и организация ее производства, обеспечение серийного промышленного выпуска приборов, аппаратов, систем и комплексов медико-биологического назначения;

- составление описаний методик использования медицинской техники, условий и инструкций по эксплуатации и другой нормативно-технической документации;

д) эксплуатационная деятельность и сервисное обслуживание:

- участие в организации и проведении диагностических исследований, лечебных процедур (в том числе в процессе реабилитации в восстановительный период) и биологического эксперимента с применением инструментальных и аппаратно-программных средств;

- разработка программного обеспечения для решения практических задач медико-биологической практики;

- обработка биомедицинской информации, создание и эксплуатация медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов.

1.4.5. Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач инженер

- создает инструментальные средства, основанные на физических и физико-химических методах изучения характеристик биологических объектов, для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, биологических экспериментов;

- разрабатывает нестандартное оборудование и приспособления для медицинских и биологических исследовательских лабораторий;

- разрабатывает технологии проектирования и производства биомедицинской техники и организацию ее производства, обеспечивает серийный выпуск промышленных приборов, аппаратов, систем и комплексов медико-биологического назначения;

- осуществляет разработку программного обеспечения для решения практических задач медико-биологической практики, обработку биомедицинской информации, создание и эксплуатацию медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов;

- выполняет ремонт и сервисное обслуживание профессиональной и бытовой биомедицинской техники;

- участвует в организации и проведении диагностических исследований, лечебных процедур (в том числе в процессе реабилитации в восстановительный период) и биологического эксперимента с применением инструментальных и аппаратно-программных средств, в разработке новых методов исследования состояния биологических объектов и управления этим состоянием, а также новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;

- организует работу коллектива исполнителей и принимает управленческие решения;

- осуществляет аттестацию и сертификацию новых образцов биомедицинской техники и технических средств после ремонта; разработку методик поверки, калибровки и обслуживания типового медицинского оборудования, аппаратов, систем и комплексов, а также технических средств биологических лабораторий;

- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию по достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и технологий в области медицинского приборостроения, методов исследования и лечебного воздействия на биообъекты с целью внедрения их в практику лечебно-диагностических учреждений.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА”



3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

- цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

- цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;

- цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

- ФТД - Факультативы.



3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА Биомедицинская техника

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3


ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом


270


ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

1840

ЕН.Ф.01

Математика:

аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления, векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; основы вычислительного эксперимента; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятности и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление; уравнения математической физики.



700


СД.01

Измерительные преобразователи и электроды:

роль измерительных преобразователей (ИП) и электродов (Э) при выполнении медико-биологических исследований; электроды и электродные системы для регистрации биопотенциалов; ИП для регистрации проявлений жизнедеятельности организма: механических, электрических, тепловых, оптических, магнитных, биохимических и др.; физические явления, используемые в ИП; тензорезисторные, емкостные и пьезоэлектрические ИП механических параметров; терморезисторные, транзисторные (в т.ч. в интегральном исполнении) для теплофизических ИП; фотоэлектрические ИП; ИП для биологической интроскопии (в т.ч. ультразвуковые); ИП расхода биожидкостей и газов; биосенсоры; схемы согласования первичных ИП и Э с техническими средствами регистрации и измерения; основные метрологические характеристики ИП методы и стенды для их оценки.



150

СД.02

Теория биотехнических систем:

определения, свойства биотехнических систем, история развития; системный подход при сопряжении элементов живой и неживой природы; особенности биологических систем управления; бионические принципы синтеза биотехнических систем; бионическая методология изучения живых организмов; классификация биотехнических систем по их целевой функции; биотехнические системы эргатического типа, метод поэтапного моделирования; биотехнические измерительно-вычислительные системы медицинского назначения, мониторные и скрининг системы, системы лечебно-терапевтического назначения; системы временного и длительного замещения функций живого организма; биотехнические системы управления состоянием и поведением живого организма; биотехнические комплексы с использованием животных.




170

Всего часов теоретического обучения 8262




5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Биомедицинская техника


5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные 153 недели

экзаменационные сессии не менее 18 недель;

практики не менее 10 недель

в том числе:

производственно-технологическая 4 недели

преддипломная 6 недель

итоговая аттестация, включая подготовку и защиту выпускной

квалификационной работы не менее 16 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

не менее 38 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3. настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “Биомедицинская техника
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки инженера
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).


6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней) форме обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- вводить в установленном порядке наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научно и/или научно-методической деятельностью.

К чтению лекций по специальным дисциплинам должны привлекаться, как правило, преподаватели, имеющие ученую степень (звание) или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.


6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины: электротехника и электроника, èíæåíåðíàÿ è êîìïüþòåðíàÿ ãðàôèêà, управление в биологических и медицинских системах, медицинские аппараты, системы и комплексы.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении следующих дисциплин: организация и планирование производства, электротехника и электроника, моделирование биологических процессов и систем.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы: “Медицинская техника”, “Новые медицинские технологии”, “Биомедицинская электроника” (приложение к журналу “Радиоэлектроника”).
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарным и противопожарным правилам и нормам.


6.5. Требования к организации практик
6.5.1. Практики студентов имеют целью закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по конкретной специальности. Практики проводятся в сторонних организациях (учреждениях, предприятиях) по профилю специальности или на выпускающих кафедрах и в научных лабораториях высшего учебного заведения. Содержание практик определяется выпускающими кафедрами вуза с учетом интересов и возможностей подразделений (цех, отдел, медицинское учреждение, лаборатория, научная группа и т.п.), в которых она проводится.

6.5.2. Производственно-технологическая практика.

Во время производственно-технологической практики студент должен в зависимости от образовательной программы

изучить:

- организацию и управление деятельностью подразделения;

- вопросы планирования и финансирования разработок;

- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

- правила эксплуатации медицинской техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющихся в подразделении, а также их обслуживание;

- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности;

освоить:

- методы анализа технического уровня объектов медицинской техники и технологии для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

- методики применения исследовательской и измерительной аппаратуры для контроля и изучения процессов жизнедеятельности биообъектов, а также отдельных характеристик материалов, приборов и устройств;

- отдельные пакеты программ компьютерного моделирования;

- порядок и методы проведения патентных исследований;

- порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информа­ционными изданиями по профилю специальности.



6.5.3. Преддипломная практика

Имеет своей целью приобретение студентами опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решение реальной инженерной задачи. Во время преддипломной практике студент должен в зависимости от образовательной программы

изучить:

- проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

- назначение, состав, конструкцию, принцип работы, технологию изготовления, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых изделий, приборов или объектов;

- методы исследования, проектирование и проведение экспериментальных работ;

- методы и средства компьютерного исследования и проектирования, необходимые при обработке медико-биологической информации, разработке приборов и устройств в соответствии с заданием на выпускную работу;

- отечественные и зарубежные объекты медицинской техники и технологий, являющиеся аналогами разработки;

выполнить:

- анализ, систематизацию и обобщение медицинской и научно-технической информации по теме исследований;

- медико-техническое и технико-экономическое обоснование задания на объект разработки;

- измерение или экспериментальное исследование объектов-аналогов с целью модернизации или создания новых видов техники, материалов или технологий;

- предварительное математическое моделирование разрабатываемых структур, приборов или технологических процессов;

- анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защиты интеллектуальной собственности.

За время преддипломной практики студент должен в окончательном виде сформулировать тему выпускной квалификационной работы и обосновать целесообразность ее разработки.

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).



7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Биомедицинская техника


7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанные в п.1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.

Инженер по направлению подготовки “Биомедицинская техника” должен

знать:


- основные научно-технические проблемы и перспективы развития медицинской электронной техники, ее взаимосвязь со смежными областями;

- элементную базу электронной техники, основные виды используемых материалов, компонентов и приборов, а также типовые технологические процессы и оборудование;

- базовые языки и основы программирования, методы хранения, обработки, передачи и защиты информации, типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач направления;

- математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явления, лежащих в основе принципов действия медицинских приборов, аппаратов, систем и комплексов;

- основные принципы и методы расчета, проектирования и конструирования компонентов, приборов и устройств медицинской техники на базе системного подхода, включая этапы схемного конструкторского и технологического проектирования, требования стандартизации технической документации;

- основы разработки безотходных энергосберегающих и экологически чистых технологий;

- пути повышения качества, надежности и долговечности медицинской техники;

- основы экономики, организации труда и управления производством;

- особенности проектно-конструкторской деятельности;

- правила выполнения ремонта и обслуживания медицинской техники;

- теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства, состояние и поведение объекта исследования;

- типовые планы, программы и методики проведения исследований и алгоритмы обработки результатов исследований;

- правила эксплуатации медицинской техники и ее сервисного обслуживания.

Уметь применять:

- методы исследования, проектирования и проведения экспериментальных работ;

- методы организации проведения измерений и исследований, включая организацию и проведение типовых испытаний и технического контроля, обеспечивающих требуемое качество продукции;

- методы и компьютерные системы проектирования и исследования продукции медико-биологического назначения;

- методы управления технологическими процессами в здравоохранении, обеспечивающие выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка и стандартов;

- методы выполнения технических расчетов и оценки экономической эффективности технологических процессов, исследований и разработок;

- правила и методы монтажа, настройки и регулирования медицинской электронной техники, контроль ее состояния и правильного использования;

- методы оптимальной организацией труда при проектировании и создании образцов новой медицинской техники, отвечающей требованиям стандартов и рынка;

- средства информационной поддержки диагностического и лечебного процессов;

- стандартные пакеты программного обеспечения для решения практических задач медико-биологической практики;

- средства разработки и эксплуатация медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем;

- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по оформлению технической документации.

Конкретные требования к специальной подготовке дипломированного специалиста устанавливаются высшим учебным заведением с учетом потребностей региона и особенностей конкретной образовательной программы.


7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация инженера включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе дипломированного специалиста.

Выпускная квалификационная работа инженера (дипломная работа или дипломный проект) должна представлять собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной специальности направления “Биомедицинская техника”.

Дипломная работа (проект) должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению “Биомедицинская техника” и методических рекомендаций УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее 16 недель.


7.2.3. Требования к государственному экзамену

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальностям, относящимся к направлению подготовки дипломированного специалиста “Биомедицинская техника”, определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.



СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение

по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники

Председатель Совета УМО Д. В. Пузанков

Заместитель председателя Совета УМО В. Н. Ушаков

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г. К. Шестаков


Начальник отдела технического образования Е. П. Попова

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал