Дипломная работа астрахань в контексте российско-казахских отношений на рубеже ХХ-ХХI вв. Исполнитель



Скачать 385.05 Kb.
страница1/2
Дата24.04.2016
Размер385.05 Kb.
ТипДиплом
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОШИ АО "Школа одаренных детей им. А.П.Гужвина"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Астрахань в контексте российско-казахских отношений на рубеже ХХ-ХХI вв.

Исполнитель:

учащаяся 11 и/ф класса

Бущанова А.С.

Научный руководитель:



Кудряшова Ю.А.

АСТРАХАНЬ 2015 г.



Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Изменение геополитической ситуации в прикаспийском регионе в конце XX начале XXI века.....................................................................................5

1.1. Определение статуса Каспийского моря..............................................5

1.2.Основные направления российско - казахстанского сотрудничества..............................................................................................8

Глава 2. Особенности и перспективы взаимодействия Астрахани и Казахстана..............................................................................................................14

2.1. Социально-экономическое сотрудничество регионов......................14

2.2. Взаимодействия Казахстана и Астраханской области в духовной сфере.......................................................................................................................27

Заключение.............................................................................................................33

Список литературы и источников........................................................................35



Введение

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были установлены 22 октября 1992 года. В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики. В том числе, это относится к бывшим советским республикам. После распада СССР в 1991 г. они столкнулись с проблемой формирования внешнеполитического курса, ставя во главу угла национальные интересы страны. Необходимо выработать новые подходы во внешней политике, найти эффективные принципы и модели внешнеполитического поведения в стремительно меняющихся международных, геополитических и геоэкономических условиях. В том числе, это относится и к Казахстану.

После 1991 г. изменилась так же геополитическая ситуация в Прикаспийском регионе. Новые суверенные государства Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран пытаются определить статус Каспия, однако богатые природные ресурсы этого региона затрудняют поиск приемлемого для всех стран решения этого вопроса. Астраханская область заинтересована в разрешении этой проблемы, поскольку Каспийское море всегда определяло благосостояние Астраханской области, вследствие чего весьма важным является определение Астраханской области в качестве приграничного региона.

Широкомасштабное межрегиональное сотрудничество Астраханской области с приграничными областями Республики Казахстан обеспечивает не только активизацию внешнеэкономических и международных связей двух государств, но и установление и развитие торгово-экономических, культурных связей двух приграничных областей.

Многовекторная внешняя политика Казахстана смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.

Целью данной работы является изучение особенности взаимодействия Российской Федераций с Республикой Казахстан.

Реализация поставленной цели потребовала решение следующих задач:

- проанализировать социально-экономическое сотрудничество РФ и Казахстана;

- выявить основные направления российско-казахстанского сотрудничества в духовной сфере;

-исследовать роль Астрахани в качестве приграничного региона в изменяющемся геополитическом пространстве;

-охарактеризовать торгово-экономические связи Астрахани и Казахстана на примере деятельности основных компаний и организаций;

-изучить деятельность общества «Жолдастык».

Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1991 г. по настоящее время. Начальный временной рубеж определяется временем распада СССР и образованием на его территории новых независимых государств.



Глава 1. Изменение геополитической ситуации в прикаспийском регионе на рубеже 20-21 вв.

1.1.Определение статуса Каспийского моря.

Каспийский регион - сравнительно новая самостоятельная единица на мировой карте глобальных политических и экономических процессов. Ее возникновение связано с распадом СССР и началом интенсивного освоения запасов углеродов на шельфе Каспийского моря и прилегающих районов суши. Существуют различные подходы к определению сущности понятия "каспийский регион" под этим понятием подразумеваются акватория Каспийского моря, часть ученых рассматривает его как море с участками суши, которые тесно взаимосвязаны по выполняемым хозяйственным функциям, либо прикаспийские страны в целом, включая национальные сектора моря. Однако, чаще всего встречается понимание Каспийского региона как "моря с прилегающей сушей", что вполне оправданно, но при этом следует учитывать, что субъектами международного права, договаривающимися о статусе моря, его делимитация и эксплуатация ресурсов, являются прикаспийские государства с общим населением приближающимся к 250 млн. чел и занимающими более 40% территории материка Евразия.

Особое внимание стоит обратить на тот момент, что Каспийское море обладает колоссальными энергоресурсами. Наряду с сырьем Каспийский регион привлекает внимание тем, что расположен между основными существующими и потенциальными рынками сбыта нефти и нефтепродуктов – Европа и Азия, а также между основными поставщиками энергоресурсов – Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Россия. В связи с этим огромную роль не только для экономики, но и для реализации геополитических интересов наших стран играет строительство трубопроводов. Из-за больших запасов углеводородного сырья и возможностей транскоммуникаций Каспий стал средоточием геополитических интересов не только прикаспийских государств (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Россия, Иран) но и других стран, таких как США, Турция, Китай, Япония.1

В то же время, освоение месторождений углеводородов на шельфе моря и прилегающих участках суши, транспортное использование акватории моря и его берегов, а также эксплуатация биоресурсов Каспийского моря невозможно без международного соглашения о разделении вод и шельфа между прибрежными государствами. В связи с вышеперечисленным актуальной является проблема делимитации (определение положения границы по картам) Каспийского моря между прибрежными государствами.

В отношении делимитации Каспия существует две точки зрения - первая базируется на представлении Каспийского моря как "закрытого моря", находящемся в общем пользовании прибрежных государств. Второй подход предполагает разделение дна, водной толщи и поверхности моря на национальные сектора, находящиеся в суверенном пользовании прибрежных государств. Первый подход предполагает разработку механизмов коллективного использования ресурсов моря и применение принципа консенсуса при осуществлении крупных проектов эксплуатации ресурсов региона. Второй - освобождает государства от такого рода обязательств и позволяет быстро, без лишних формальностей использовать ресурсы своего сектора. Сторонником первого подхода является Иран. А Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркмения - сторонники второго.2

Относительно раздела Каспия на национальные сектора существует две точки зрения - разделение по «срединной линии» и разделение Каспия по биссектрисе. В зависимости от пространственного деления Каспия ресурсы углеводородов изменяются для Казахстана в 2.2 раза, для Азербайджана в 1.4 раза, для Ирана в 2.5 раза, для России в 2.1 раза, для Туркменистана в 1.2 раза. Налицо самая важная проблема делимитации Каспия – удовлетворение интересов одного государства ведет за собой ущемление интересов другого.

Казахстан, согласившись на раздел Каспия на основе так называемой серединной линии на экономические зоны, в пределах которых каждое прикаспийское государство будет иметь суверенные права на углеводородные ресурсы, а вопросы рыболовства, экологии и судоходства "разрешить сообща", оставив для этого водную толщу в совместном пользовании. Раздел дна предлагается проводить в соответствии с постановлением министерства нефтяной промышленности СССР от 1970 года, которое закрепляло сектора "советской части каспийского моря" за министерствами геологии Азербайджана, РСФСР, Казахстана и Туркмении и распространить его и на Иран.

Россия поддерживает позицию Казахстана в отношении разграничения дна, предлагает ограничиться 15-мильной зоной национальной юрисдикции для каждого государства, оставив середину поверхности моря и его водную толщу в общем пользовании.

Таким образом, неопределенный правовой статус Каспийского моря, и отсутствие единого соглашения по вопросу юрисдикции в отношении прикаспийских государств к морю, то есть к его недрам, водной поверхности, биоресурсам являются главными проблемами, затрудняющими динамичное развитие всего прикаспийского региона.

1.2.Основные направления российско-казахстанского сотрудничества.
Каспийское направление занимает важное место в казахстанско-российских отношениях, целью которого является согласование внешнеполитических и экономических интересов двух стран (принятие Конвенции о правовом статусе Каспия, развитие нефтегазовой и транспортно-портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности и охраны окружающей среды Каспийского моря, а также реализация совместных инвестиционных проектов). Одним из приоритетных направлений развития двустороннего партнерства является сотрудничество на Каспии в области разведки, разработки, добычи и транспортировки углеводородного сырья.

Для Казахстана, как одного их прикаспийских государств, ситуация в регионе Каспийского моря имеет особенно важное значение. На сегодняшний день национальным стратегическим ресурсом №1 для Казахстана является нефть, запасы которой, по данным департамента нефтяной промышленности Минэнергетики и минеральных ресурсов РК составляют 4 млрд. тонн условного топлива. (Разведанные запасы природного газа РК составляют около 2 трлн. куб. м, прогнозируемые ресурсы природного газа оцениваются в 8,3 трлн. куб.м.).3

Стоит выделить основные моменты, на которых основывается политика Казахстана на Каспии.

Во-первых, главный интерес состоит в использовании энергоресурсов для решения своих экономических проблем и развития.

Во-вторых, внутриконтинентальное расположение Казахстана и отсутствие прямого выхода к морям создает определенные трудности с транспортировкой нефти на мировой рынок. Для Казахстана важно диверсифицировать пути транспортировки энергоресурсов для снижения своей зависимости от России, монополизирующей в настоящее время основной трубопровод.

В-третьих, «Казахстан стоит перед задачей отстоять свои национальные интересы и безопасность в условиях активного вмешательства прикаспийских, околокаспийских и внерегиональных государств в процесс освоения нефтяных залежей Каспия. В связи с этим следует отметить, что основная борьба за потоки каспийской нефти сегодня ведется именно вокруг Казахстана и его сектора Каспийского моря». Доступ иностранного капитала к нефтяным залежам российского каспийского шельфа заметно ограничен. Иранский сектор практически лишен каких-либо крупных месторождений. Туркменистан также имеет сравнительно небольшие запасы нефти и проводит внешнеполитический курс на изоляцию от мировых и региональных процессов. Освоение же зарубежными компаниями некоторых месторождений в азербайджанском секторе Каспия пока не дало ожидаемых результатов.4 Казахстан непосредственно заинтересован в том, чтобы установить взаимовыгодные контакты с российскими добывающими и перерабатывающими каспийское сырье предприятиями

Для России Каспийский регион является традиционной зоной своих национальных интересов. Она занимает твердые позиции в регионе, что обусловлено следующими моментами:

Во-первых, Россия присутствует в регионе уже на протяжении полутора столетия. Контроль над регионом, обеспеченный Царской Россией, а затем уже Советским Союзом, правопреемницей которого впоследствии стала Россия, послужили мощным фундаментом для доминирующего положения современной России на Каспии. Общее сосуществование в составе одного государства связало Россию с другими прикаспийскими республиками тесными историческими и культурными связями, что в значительной степени определило большой вес и влияние России на Каспии.

Во-вторых, Россия находится на стыке Европы и Азии и имеет выход к морям, что обеспечивает ей важное стратегическое положение как транзитного государства. В настоящее время основной маршрут транзита каспийской нефти осуществляется по территории России, так как раньше это была единая система магистральных нефтепроводов СССР. В данной ситуации Россия обладает дополнительным рычагом давления и может влиять на политику других прикаспийских государств.5

Исходя из вышесказанного, политика России направлена на решение трех основных стратегических задач:

Во-первых, защита и наращивание позиций России на Каспии.

Во- вторых, сохранение стабильности в регионе.

В- третьих, развитие регионального сотрудничества.

Кроме того, важными составляющими политики России на Каспии является решение следующих проблем: определение правового статуса Каспийского моря, военное сотрудничество, борьба с терроризмом и браконьерством, вопросы экологии и транспорта, социально-экономическое развитие прикаспийских субъектов РФ и налаживание двустороннего сотрудничества с прикаспийскими государствами.

Все вышесказанное позволяет сказать, что России важен состав присутствующих в этом регионе государств и крайне необходимой является возможность влиять на геополитическую ситуацию в нем.

Следует отметить в развитии отношений между Россией и Казахстаном на Каспии два существенных момента, определяющих состояние двусторонних отношений.

Во-первых, это зависимость Казахстана от России в вопросе транспортировки казахстанской нефти на мировой рынок. Транзит каспийской нефти на экспорт осуществляется сегодня в основном по территории России, поскольку раньше это была единая система магистральных нефтепроводов СССР. Данная ситуация ограничивает самостоятельность Казахстана, так как Россия в зависимости от своих интересов может самостоятельно регулировать объемы перекачиваемой по своей территории нефти. В ситуации, когда Казахстан потенциально является конкурентом России на мировых энергетических рынках, указанный рычаг давления может активно применяться Москвой.

Во-вторых, это необходимость урегулирования вопроса о статусе Каспийского моря. Казахстан, Россия, а также Азербайджан занимают одинаковые позиции по этому вопросу. Страны заключили ряд соглашений, регламентирующих их взаимодействие по данному вопросу. В частности, Казахстан и Россия подписали «Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.». Аналогичное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном в сентябре 2002 года. В соответствии с соглашениями «достижение консенсуса предстоит найти на условиях справедливого раздела дна Каспия при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды». « Россия и Казахстан в частности выдвинули следующие предложения:

а) дно моря с его минеральными ресурсами делится по договоренности между сопредельными и противолежащими государствами, и каждое государство на своем участке дна обладает суверенными правами на недропользование, но не территориальной юрисдикцией;

б) большая часть водного пространства с его биологическими ресурсами остается в общем владении и совместном пользовании без границ по воде (за исключением двух прибрежных зон согласованной ширины, одна из которых была бы аналогом территориального моря, а вторая являлась бы рыболовной зоной, которая предусмотрена советско-иранским договором 1940 года)».

При этом делимитация дна должна осуществляться (как в 80% известных мировой практике случаев) по принципу срединной линии.

Казахстан и Россия договорились, что они будут проводить разграничение своих участков дна по модифицированной срединной линии (с учетом островов, геологических структур, других особых обстоятельств и уже понесенных геологических затрат). Однако, несмотря на сближение позиций, государствам первоначально не удавалось до конца решить данный вопрос в силу существования определенных спорных моментов. Большой прогресс был достигнут в 2002 году, когда Казахстан и Россия подписали "Протокол к соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года". В данном соглашении стороны установили координаты срединной линии, которая делит море между двумя странами, и определили правила разработки месторождений. При этом три северных участка – Курмангазы, Хвалынское и Центральное - будут разрабатываться совместно на паритетной основе 50-50. Таким образом, Россия и Казахстан стали первыми прикаспийскими государствами, которые полностью урегулировали вопросы разделения морского дна, что возможно, обеспечит еще большую стабильность и инвестиционную привлекательность нефтяных проектов в регионе.

Можно сказать, что на сегодняшний момент в двусторонних отношениях между Казахстаном и Россией не существует вопросов, которые не были бы решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов. Как отметил президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: "Самое главное у нас, как и у россиян, есть понимание того, что мы должны продуктивно использовать площадку совместных объединений, чтобы сообща определять "правила игры" на экономическом поле региона. И, что особенно важно, взаимодействовать на основе принципов консенсуса и добровольности, которые уже доказали свою эффективность"6. Казахстан и Россия заинтересованы в том, чтобы Каспийское море, по мнению Н. Назарбаева было морем дружбы, добрососедства, без чего невозможно говорить о поступательном развитии национальных экономик и будущем благополучии народов. Очевидно, что для России и Казахстана фундаментальной стратегией экономического развития должен стать постепенный переход от доминирования сырьевого экспорта к высокотехнологичным производствам. Важнейшим потенциалом для такого развития является использование своего преимущества в области энергоресурсов на развитие общечеловеческого капитала и реализацию стратегии национального развития. 7

Таким образом, Россия и Казахстан являются первыми прикаспийскими государствами, подписавшими соглашение о разграничении дна северной части Каспия. Это положительно отразилось на всех уровнях взаимодействия двух государств.



Глава 2. Особенности и перспективы взаимодействия Астрахани и Казахстана.

2.1. Социально-экономическое сотрудничество регионов.
Астраханская область является приграничным субъектом РФ и уделяет большое значение приграничному сотрудничеству.8 Казахстанское направление можно определить как основное в международных связях Астраханской области. Во многом это обусловлено целенаправленной политикой Правительства Астраханской области по максимальному использованию возможностей активно развивающегося казахстанского рынка с целью поддержки местного производителя. Астраханская область вносит заметный вклад в развитие приграничного сотрудничества, осуществляя активное взаимодействие с Атырауской и Мангистауской областями Республики Казахстан. Это обусловлено близостью регионов к Каспийскому морю и соответствующей специализацией региональных экономик, ориентированных на ресурсы Каспия и развитие международных транспортных коридоров. О росте приграничного сотрудничества свидетельствует внешнеторговый оборот Астраханской области с Республикой Казахстан. Например, в 2005 году он составил 64876,28 тыс. долл.( из которых экспорт составил 41226,50 тыс. долл., импорт – 23649,78 тыс. долл.), что превысило показатели товарооборота за 2004 год на 40 %, а в первом полугодии 2006 года товарооборот увеличился на 45 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.9

По мнению губернатора Астраханской области А. А. Жилкина выгодное географическое расположение Астраханской области на перекрестке транспортных коммуникаций (водных, железнодорожных, автомобильных, авиационных), высокий научный и технический потенциал, обеспечивающий ей доминирующее положение среди прикаспийских регионов Российской Федерации, открывают широкие возможности для развития экономических связей со странами Каспийского бассейна, что и определяет приоритеты в приграничном сотрудничестве.

Первые договорные отношения Астраханской области с приграничными казахстанскими территориями были установлены еще в 1993 году (с Западно-Казахстанской областью) и в 1995 году (с Атырауской областью), причем основной задачей их являлось налаживание политических контактов и определение основных направлений сотрудничества. Более конкретные цели и задачи двустороннего торгово-экономического и культурного сотрудничества были закреплены в Соглашениях с Атырауской областью (1998 г.),  Мангистауской областью (1999 г.), Западно-Казахстанской областью (2003 г.) и дополняющих их Протоколах.

Первоочередные задачи российско-казахстанского сотрудничества нашли отражение в Программе приграничного сотрудничества регионов России и Казахстана на 1999-2007 годы. В документе отмечено, что признавая необходимость поэтапного формирования и развития общеэкономического пространства, стороны намерены создавать благоприятные условия для согласования основных направлений социально- экономических преобразований, сближения нормативно- правовой базы в области экономики, оказания содействия в осуществлении инвестиционных проектов на территории обоих государств, создания совместных производственных структур. Это открывает новые перспективы в развитии торговли, производственного, научно- технического сотрудничества между регионами.

Программа экономического сотрудничества предусматривает активизацию межотраслевого взаимодействия в области топливно- энергетического и агропромышленного комплексов, металлургии, машиностроения, транспорта.10 Реализация программы должна способствовать стабилизации производства, созданию условий для укрепления экономики каждого региона и повышению на этой основе уровня жизни населения.

Как уже было отмечено, наиболее тесные и обширные связи Астраханская область имеет с Атырауской областью Республики Казахстан. Это связано во– первых с географическим положением Астраханской области, Астрахань и Атырау связаны и по суше, и по воде, во- вторых благодаря разработке Тенгизского месторождения с участием иностранных компаний за последние несколько лет Атырауская область превратилась в один из наиболее динамичных регионов Казахстана: 95% бюджета территории составляют налоговые отчисления нефтедобывающих компаний, остальные отрасли промышленности в регионе развиты слабо- это обстоятельство свидетельствует о том, что Атырауская область может стать хорошим рынком сбыта астраханских товаров, кроме того, стоимость астраханских товаров там дешевле, чем стоимость товаров, привозимых из центральных областей Республики Казахстан. 11

В апреле 2003 года в городе Атырау был подписан протокол по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Администрацией Астраханской области Российской Федерации и АкиматомАтырауской области Республики Казахстан. Протокол составлен на основе Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998- 2007 годы, в соответствии с Соглашением между Астраханской областью РФ и Атырауской областью РК об экономическом, научно- техническом и культурном сотрудничестве от 3 апреля 1995 года и дополнением к нему от 25 августа 1998г. Согласно протоколу в области развития торгового, экономического сотрудничества двух областей предусматривается следующее: строительство и ремонт технических средств для ведения нефтегазовых операций в Каспийском море; привлечение астраханских подрядных организаций для строительства и реконструкции автомобильных дорог на территории Атырауской области РК; регулярный обмен перечнями основных видов услуг, экспортной продукции производимой предприятиями Астраханской области, в случае необходимости стороны могут создавать координационные, исполнительские структуры, в числе которых консультативный совет, финансовые и предпринимательские структуры, представительства, экспертно- аналитические и иные рабочие группы; кроме того, проводится изучение и анализ товарооборота между Астраханской и Атырауской областями, подготавливаются предложения в правительственные органы РФ и РК.

В сфере сельского хозяйства предусматривается: встречи и обмен информацией, статистическими данными в области ветеринарии и карантина растений, разработка совместного плана проведения мероприятий с саранчовыми и другими вредителями, кроме этого предусматривается внедрение передовых технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

В области природных ресурсов и охраны окружающей среды проводятся встречные проверки состояния трансграничных водных объектов, трансграничного загрязнения воздуха, почвы, бассейнов поверхностных и подземных вод.

В отношении вопросов, связанных с охраной экосистемы Каспийского моря рассматривается возможность проведения регулярных совместных рейдов по пресечению незаконного вылова рыб осетровых пород, изучение популяции каспийского тюленя, осуществление всекаспийской съемки по учету численности рыб осетровых пород, осуществление мониторинга экосистемы Каспийского моря, разработка совместных мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации и регулированию режима рыболовства и судоходства на реке Кигач.

В сфере здравоохранения проводится организация консультаций специалистов, обучение и подготовка специалистов здравоохранения Атырауской области на клинических базах и курсах подготовки Астраханской государственной медицинской академии, оказание экстренной помощи населению Азгирского района РК при различных осложнениях.

В области образования предполагаются следующие мероприятия: обмен опытом работы между педагогическими коллективами высших и средних учебных заведений Астраханской и Атырауской областей, открытие в местах компактного проживания этнического казахского населения в населенных пунктах Астраханской области воскресных школ по изучению казахского языка, и, соответственно, открытие в местах компактного проживания этнического русского населения в населенных пунктах Атырауской области школ по изучению русского языка.

В области культурного сотрудничества с 2003 года проводятся юбилейные мероприятия, посвященные 180- летию выдающегося деятеля казахской культуры КурмангазыСагырбаева, кроме этого, предусматривается обмен гастролями профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, музейными выставками, проведение дней культуры Астраханской области и Атырауской области, совместная разработка программы и участие в проведении « Дней Казахстана в Астраханской области».

В области туризма и спорта предполагалось: расширение туристического обмена между Астраханской областью и Атырауской областью, содействие в организации спортивного туризма и содействие в организации и проведении совместных встреч и турниров по футболу, гандболу, спортивному ориентированию, легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, греко- римской борьбе.

Кроме того, протокол содержит и меры в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, в числе которых постоянный обмен информацией о чрезвычайных ситуациях в приграничных регионах (аварии, катастрофы, стихийные бедствия и др.), разработка и согласование порядка оказания взаимной помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.12

Таким образом, протокол по развитию торгово- экономического, научно- технического и культурного сотрудничества между Администрацией Астраханской области Российской Федерации и акиматомАтырауской области Республики Казахстан предусматривает оказание помощи строительству моста через реку Кигач, долевое участие в строительстве исторического и культурного центра им.КурмангазыСагырбаева в поселке Алтынжар. Подписанный в Атырау протокол включает в себя различные аспекты сотрудничества в следующих сферах: торгово- экономическая, сфера сельского хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, в области здравоохранения, в области образования и культурного сотрудничества, в сфере научно- технического сотрудничества, в области туризма и спорта и в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, охватывая практически все области взаимодействия двух приграничных регионов. Однако большая часть описанных мероприятий носит рекомендательный характер. В основном это- проведение встреч по обмену опытом, обмену информацией, достижениями, инновациями, товарищеские встречи, совместный мониторинг окружающей среды, экосистемы Каспийского моря, создание проектов для представления в органы государственного управления. Скорее всего, это связано с тем, что местная администрация обладает небольшими полномочиями в решении вопросов, связанных с приграничным сотрудничеством, и отсутствием какого- либо координирующего органа, что соответственно сказывается на международном сотрудничестве приграничных регионов.

В последнее время в российско-казахстанских отношениях большое  внимание уделяется углублению интеграционных процессов, как на двусторонней, так и на многосторонней основе в рамках таможенного союза и ЕврАзЭС. В качестве важной составляющей при этом рассматривается развитие приграничного сотрудничества регионов.

Формирование такой структуры должно основываться на принципах совместного планирования деятельности приграничных сообществ и властей по реализации программ и проектов в различных сферах деятельности. Финансирование для реализации таких проектов предполагается осуществлять из государственных и местных бюджетов, бюджетов международных организаций (таких как фонд "Евразия", программа "Тасис" и др.), а также от частных инвесторов.

В связи с этим органами исполнительной власти Астраханской области  разработана и утверждена двухлетняя программа развития приграничного сотрудничества с Атырауской областью Республики Казахстан. Предполагается, что институциональную основу развития приграничного сотрудничества может составить такое новое образование, как  регион приграничной интеграции и сотрудничества (Первый Евроазиатский регион) по примеру широко распространенных на Западе еврорегионов.13 Однако отсутствие совместной законодательной базы, которая призвана урегулировать интеграционные процессы преграждает желанию двух регионов к взаимодействию, кстати, инициатива создания Евроазиатского региона принадлежит первому губернатору Астраханской области А. П. Гужвину.

Одной из главных сфер приграничного взаимодействия в области экономики является судостроение. Можно сказать, что сотрудничество в этой отрасли положило начало отношениям между Астраханской областью и Республикой Казахстан.

В 1999 году ОАО « Астраханский корабел» выполнил ряд заказов международных нефтяных компаний, действующих на шельфе Каспийского моря, прилежащем к Казахстану. Первым заказом являлось сооружение буровой платформы «Сункар» (RIG-257) для первой казахстанской шельфовой разведочной скважины ВосточныйКашаган.14 В то время к скважине было приковано внимание мировых нефтедобывающих компаний, так как она должна была показать перспективы Северного Каспия. Кстати, сборка «Сункара» за 10 месяцев принесла областному бюджету около 40 млн.рублей, а сумма налоговых отчислений за 1998 год составила 388 млн. руб., то есть составила 10 % налоговых отчислений, что свидетельствовало о значимости привлечения иностранных компаний на Астраханский судостроительный рынок.15 Главный заказчик данных работ - компания «Аджип ККО» (ранее «OKIOK») - высоко оценил короткие сроки и высокое качество выполненных судостроителями работ - это и послужило началом устойчивому сотрудничеству между Республикой Казахстан и Астраханской областью и явилось залогом эффективного использования возможностей судостроительного комплекса нашей страны на Каспии. Кроме того, сооружение этой буровой платформы можно назвать первым этапом участия Астраханской области в «нефтяных делах» Казахстана на Каспии.16 «Астраханский Корабел» участвовал в строительстве сооружений 4 барж ледовой защиты плавучих буровых установок для « КазМунай Газа», жилых блок - модулей для нефтяников Каспия. Кроме того, астраханцы сумели заинтересовать казахов возможностями строительства на своих верфях большегрузных танкеров грузоподъемностью до 60 тыс. тонн с предусмотренной системой беспричального налива нефти.

Наглядный пример успешной совместной деятельности показало созданное в 2002 году совместное российско-казахстанское предприятие «Судостроительная компания». Главная цель его создания - участие в тендерах на строительство, модернизацию технических средств и флота для морской добычи нефти, а также флота различного назначения. Его учредители - астраханский судостроительный завод «Красные баррикады» и казахстанская компания «Проммонтаж К и В». Обе компании- учредители хорошо известны в своих регионах, «Красные Баррикады»- один из лидеров судостроительной отрасли Астраханской области, «Проммонтаж К и В»- крупнейшее предприятие северо-западного Казахстана, специализирующееся на строительстве различных объектов изготовлении оборудования для нефтегазовой промышленности.

Российско-казахстанское предприятие «Судостроительная компания» было создано в рамках реализации « Концепции развития судостроительной промышленности области до 2005 года». Его основные функции - выполнение заказов по изготовлению технических инженерных сооружений для поиска и добычи углеводородного сырья на казахстанском шельфе Каспийского моря, а также других, в том числе береговых объектов нефтегазовых отрасли. Предприятия- учредители имеют совместный опыт работы по изготовлению объектов на месторождении Восточный Кашаган в Каспийском море.

Еще одним примером успешного сотрудничества между партнерами из Астрахани и соседних областей Казахстана явилось созданное в 2000 году совместного казахстано-российского предприятия « Каспийская морская агентская компания». Его учредителями стали казахстанские фирмы и «Северо-Каспийское морское пароходство». Предприятие занималось дноуглубительными работами на форватаре порта Актау и на Урало- Каспийском канале, в настоящее время осуществляет регулярные автопаромные грузоперевозки по линии Актау–Оля, ремонтирует казахстанские суда. 17

На сегодняшний день в Астраханской области функционирует крупный судостроительный комплекс, включающий 15 предприятий различной специализации, который способен создавать суда и инженерные сооружения практически любого назначения в самые сжатые сроки и с качеством, отвечающим требованиям мировых стандартов. Стоит сказать, что астраханские корабелы готовы строить суда на 30-50 % дешевле мировых цен.

Россия в настоящее время интенсивно развивает каспийское судоходство. Минтрансом России принято решение о приобретении для Северо- Каспийского морского пароходства четырех судов типа «Ро-Ро», действуют и будут развиваться автопаромные линии. Большое внимание уделяется развитию порта Оля, расширению его проектных мощностей. 18

Все это свидетельствует об активном взаимовыгодном сотрудничестве двух приграничных регионов, и о том, что Россией создаются условия для интенсивного судоходства между Казахстаном и другими странами, Астраханской области в этом сотрудничестве отводится весомая роль.

О успешном развитии торгово-экономических отношений свидетельствует и то, что в приграничных областях Казахстана очень популярна продукция астраханских предприятий – ООО « КаронТм», ООО «Бассоль», АООТ «Астраханьконсервпром», ООО «Электротехническая компания», ООО холдинговая компания «Флакс», ООО ПКФ « Негус», которые поставляют соответственно строительные материалы и конструкции, мебель, кондитерскую и макаронную продукцию, соль, рыбные и овощные консервы. Стоит отметить, что в Атырау открыто оптовое предприятие « Астрахань- Атырау», а открытый предприятием ООО «КаронТМ» фирменный магазин « Астрахань» в городе Атырау , кондитерской фабрики «Слада», ОАО «Русская икра», ОАО «Астраханский рыбокомбинат», ОАО «Астраханский консервный кабинет»,открыт мебельный салон «Каспий- мебель» ( ООО НПП «Каспий»), активно сотрудничает «Фабрикант». Астраханские фирмы ООО "Астраханьстройтрансгаз", ООО "Строитель" выполняют также в Казахстане подрядные строительные работы.19

Астраханская область уделяет большое внимание развитию международного транспортного коридора "Север-Юг", об этом свидетельствует созданное совместное российско-казахстанское предприятие ООО «Астраханский зерновой терминал», являющееся совместным проектом российской компании ЗАО «Вагна-Шиппинг» и казахстанской ТОО «Зерновая индустрия». На терминал железно - дорожным транспортом поступает зерно из России и Казахстана для дальнейшего экспорта по коридору «Север- Юг» в Иран.20 Производственные мощности первой очереди терминала для экспорта российского и казахстанского зерна на Иран позволят ежемесячно отгружать 15-20 тысяч тонн зерна, что даст прирост грузооборота на 150-200 тысяч тонн за счет новой для Астраханского транспортного узла номенклатуры груза. 21

Как известно, уровень приграничной торговли во многом определяется состоянием транспортной инфраструктуры. Через Астрахань до границы Республики Казахстан проходит международный транспортный коридор Е-40. Автомобильная дорога Астрахань - Атырау, является продолжением данного транспортного коридора. Для осуществления реконструкции автомобильной дороги Астрахань- Атырау создана российско-казахстанская корпорация «Гермес», в состав которой вошли шесть астраханских подрядных организаций(ОГУ ДРСП « Наримановское», ООО « Коралл», ГП АО«Астрахантавтодорремстрой», ООО « Строительная компания», « Астраханский автомост»,ООО « Дорпроект»)22.

Российско-казахстанские предприятия, в числе которых ООО « Зерновой терминал», « Судостроительная компания», корпорация « Гермес», служат примером активного взаимовыгодного экономического партнерства. Однако, по мнению министра международного сотрудничества АО Аскара Кабикеева, темпы развития приграничного сотрудничества могли быть значительно лучше, например, в Атырауской области сейчас работает только 3-4 совместных предприятия с астраханским участием, в то время как представителей других российских регионов там значительно больше.23

Таким образом, Астраханская область сотрудничает с Республикой Казахстан в следующих сферах: строительной, пищевой, судостроения, образовательной, в сфере здравоохранения, в создании совместных предприятий среднего и малого бизнеса. Правительства приграничных регионов сообща занимаются решением жизненно важных вопросов, как предотвращение чрезвычайных ситуаций, борьба с преступностью, регулирование миграционных процессов, охрана окружающей среды, сохранение и рациональное использование уникальных биоресурсов Каспийского моря, искусственное воспроизведение осетровых, борьба с браконьерством; деловые круги приграничных регионов активно включаются в освоение новых рынков товаров и услуг. Эффективно работают образовательные программы, крепнут культурные связи. И, что очень важно - не прерываются родственные и дружеские контакты на территориях, ставших теперь приграничными. Геополитическая близость, общность исторического прошлого и имеющийся опыт совместной деятельности в целом предопределяют благополучное развитие взаимодействия евразийских партнеров, что подтверждают слова президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева: « Россия была, есть и будет нашим главным стратегическим партнером, добрым соседом, с которым нас связывает многовековая дружба»24.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал