Дисциплины для студентов направления подготовки



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»



Обнинский институт атомной энергетики –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета естественных наук
____________ С.Б. Бурухин

«______»____________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



техника защиты окружающей среды

название дисциплины




для студентов направления подготовки




05.03.06 Экология и природопользование

код и наименование направления подготовки







профиля

Экологическая безопасность

наименование профиля







Форма обучения: очная


г. Обнинск 2015 г.
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование».

Программу составил:


___________________ Ю.М. Глушков, доцент кафедры экологии

ИАТЭ НИЯУ МИФИ, к.х.н., доцент


Рецензент:
___________________ Л.П. Полякова, доцент кафедры экологии

ИАТЭ НИЯУ МИФИ, к.х.н., доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры экологии

(протокол № ____ от «____» _____________ 2015 г.)






И.о. заведующего

кафедрой экологии


___________________ А.А.Удалова
«____» ____________ 2015 г.



1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:


Коды компетенций

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОПК-8

владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности

Знать:

– научные основы, на которых базируется работа разных видов очистного оборудования.

Владеть:

– знаниями о снижения загрязнения окружающей среды, обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности.



ПК-3

владением навыками эксплуатации очистных установок, очистных сооружений и полигонов и других производственных комплексов в области охраны окружающей среды и снижения уровня негативного воздействия хозяйственной деятельности

Знать:

– типовое очистное оборудование и его основные характеристики – эффективность очистки, производительность, капитальную и эксплуатационную стоимость.

Уметь:

– уметь правильно выбирать схемы очистки выбросов и сбросов с заданным списком загрязнений и оценивать эффективность их работы;



разбираться в технической документации (схемы и чертежи очистного оборудования, пояснительные записки), представляемой, например, на Государственную экологическую экспертизу;

выполнять приближенный расчет основных аппаратов систем очистки.

Владеть:

– навыками эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов и других производственных комплексов в области охраны окружающей среды и снижения уровня негативного воздействия хозяйственной деятельности.



ПК-4

способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф, принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий

Уметь: планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф, принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий.

Владеть:


– методами приближенного (оценочного) расчета основных аппаратов очистки.

ПК-11

обладать способностью проводить мероприятия и мониторинг по защите окружающей среды от вредных воздействий; осуществлять производственный экологический контроль

Уметь:

– проводить мероприятия по защите окружающей среды от вредных воздействий; осуществлять производственный экологический контроль.

Владеть:

– навыками составления схем очистки выбросов и сбросов с заданным списком загрязняющих веществ.




2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина реализуется в рамках вариативной части. Индекс дисциплины: Б Б1.В.ОД.16.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих предшествующих дисциплин: «Математика», «Дифференциальные уравнения», «Физика», «Химия», «Экологическое нормирование», «Биология», «Базовая учебная практика».
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: «Оценка воздействия на окружающую среду», «Основы инженерной экологии», «Обращение отходами производства и потребления», «Преддипломная практика».
Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 и 8 семестрах.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся


Вид работы

Форма обучения очная

Очная

Семестр

7

8

Всего

Количество часов на вид работы:

Контактная работа обучающихся с преподавателем




Аудиторные занятия (всего)

34

45

79

В том числе:










лекции

(лекции в интерактивной форме)

34

(17)


24

(10)


58

(27)


практические занятия

(практические занятия в интерактивной форме)

51

(25)


24

(10)


75

(35)


лабораторные занятия










Промежуточная аттестация










В том числе:










зачет

-

-

-

Самостоятельная работа обучающихся










Самостоятельная работа обучающихся (всего)

23

60

83

В том числе:










Выполнение курсовой работы и подготовка к защите

20




20

Проработка учебного (теоретического) материала

1

15

16

Выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций)

0

15

15

Подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости (в течение семестра)

1

15

15

Подготовка ко всем видам контрольных испытаний промежуточной аттестации (по окончании семестра)

1

15

16

Всего (часы):

108

108

216

Всего (зачетные единицы):

3

3

6


4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

п/п


Наименование раздела /темы дисциплины

Виды учебной работы в часах (вносятся данные по реализуемым формам)


Очная форма обучения

Лек

Пр

Лаб

Внеауд

СРО

1.

Раздел 1. Очистка воздуха от аэрозольных, парообразных и газообразных загрязнений
















1.1.

Гравитационные, инерционные и диффузионные свойства аэрозолей. Очистные аппараты, основанные на гравитационном и инерционном осаждении аэрозолей

10

13

0




5

1.2.

Электрические заряды аэрозолей. Электрофильтры.

2

4

0




5

1.3

Фильтрующие волокнистые материалы и фильтры, снаряженные этими материалами.

10

17

0




6

1.4.

Адсорбция. Абсорбция. Очистка воздуха от газообразных и парообразных загрязнений

12

17

0




7




Итого за 7 семестр:

34

51

0




23

2.

Раздел 2. Очистка воды от взвешенных и растворенных загрязнений.
















2.1.

Очистка воды от взвешенных: коагуляция, отстаивание и отстойники, гидроциклоны, песчаные фильтры, гиперфильтрация.

5

5

0




12

2.2.

Очистка воды от электролитов: осаждение, ионообменные материалы и фильтры, обратный осмос.

5

5

0




12

2.3.

Очистка воды от не электролитов: адсорбция и адсорберы, обратный осмос

5

5

0




12

2.4.

Биологические методы очистки воды от органических загрязнений.

5

5

0




12

2.5.

Вымораживание. Дистилляция.

4

4

0




12




Итого за 8 семестр:

24

24

0




60




Всего:

58

75

0




83


Прим.: Лек – лекции, Пр – практические занятия / семинары, Лаб – лабораторные занятия, Внеауд – внеаудиторная работа, СРО – самостоятельная работа обучающихся

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс



Наименование раздела /темы дисциплины

Содержание



1.

Раздел 1. Очистка воздуха от аэрозольных, парообразных и газообразных загрязнений

1.1.

Очистные аппараты, основанные на гравитационном, инерционном, диффузионном осаждении аэрозолей

Понятие аэрозолей (форма частиц, образование, размеры). Дифференциальное и интегральное распределение аэрозольных частиц по размерам. Гравитационные (формула Стокса, скорость оседания частицы в вязкой среде), инерционные (время релаксации, инерционный путь) и диффузионные (коэффициент диффузии, коагуляция, формула Фика) свойства аэрозолей. Пылевые камеры, циклоны, скрубберы Вентури. Применение.

1.2.

Электрофильтры.

Электрические заряды аэрозолей. Униполярная зарядка аэрозолей в коронном разряде. Электрофильтры. Зависимость эффективности фильтрации от размеров частиц.

1.3.

Фильтрующие волокнистые материалы. Фильтры, снаряженные этими материалами.

Фильтрующие волокнистые материалы: назначение, структура, химический состав и размеры волокон, пористость, механизмы улавливания аэрозольных частиц (зацепление, инерция, диффузия, электростатичесая сила). Фильтры ДК и стекловолокнистые самоочищающиеся фильтры ФАРТОС для АЭС.

1.4.

Очистка воздуха от газообразных и парообразных радиоактивных и не радиоактивных загрязнений

Адсорбция и адсорберы. «Вечные колонны» для снижения концентрации короткоживущих радиоактивных газообразных веществ (РБГ и йод-131). Абсорбция и абсорберы. Комбинированная схема адсорбционной и абсорбционной очистки технологических сдувок на АЭС. Тонковолокнистые фильтрующие материалы с ионообменными волокнами ВИОН и ФИБАН. Фильтры с материалами ВИОН и ФИБАН для очистки воздуха от газообразных электролитов.

Каталитическое дожигание вредных примесей. Адсорбционно-каталитическая очистка на адсорбентах-катализаторах. Ограничение выбросов.

2.

Раздел 2. Очистка воды от взвешенных и растворенных загрязнений.

2.1.

Очистка воды от взвешенных загрязнений

Очистка воды от взвешенных загрязнений: коагуляция и отстаивание в отстойниках, гидроциклоны, песчаные фильтры, гиперфильтрация.

2.2.

Очистка воды от электролитов.

Очистка воды от электролитов: нейтрализация, осаждение, ионообменные материалы и фильтры, обратный осмос.

2.3.

Очистка воды от не электролитов.

Очистка воды от не электролитов: адсорбция и адсорберы, обратный осмос.

2.4.

Биологические методы очистки воды от органических загрязнений.

Биологические методы очистки воды от органических загрязнений. Кинетика. Аэротенки. Биофильтры. Поля фильтрации и поля. Метантэнки. Обеззараживание воды. Технологический контроль процесса очистки воды. Ограничение сброса загрязняющих веществ в природные водоемы со сточными водами.

2.5.

Вымораживание. Дистилляция и упаривание ЖРО. Отверждение ЖРО.

Вымораживание растворенных загрязнений из воды. Схема процесса дистилляции и упаривания ЖРО. Отверждение ЖРО: битумирование, цементация, стеклование.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал