Для студентов факультета журналистики Москва



Скачать 126.37 Kb.
Дата02.05.2016
Размер126.37 Kb.
ТипПрограмма


Программа
КУРСа


Экология
в печати



Для студентов факультета журналистики



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой теории и практики
периодической печати



С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук Л.В. Сизова

Программа курса «Экология в печати». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 8 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

© Сизова Л.В., 2003


Цель курса – сформировать у студентов представление о становлении и развитии отечественной экологической прессы, об основных тематических направлениях в изданиях разных уровней, о специфике использования профессиональных методов в деятельности журналиста, пишущего об экологических проблемах.

Тема 1. Экологические проблемы в современном мире:
истоки, сущность, современное состояние

Историческая интерпретация термина «экология»: от сугубо биологической науки к общечеловеческой концепции выживания и развития.

Сущностные характеристики экологической проблемы: идея единства биосоциального человека и природной среды, системный подход к триаде «общество – экономика – природа», глобальность, интегральность и комплексность.

Экология и война: взаимодействие политического, военного, гуманитарного и экологического факторов в современной мировой политике.

Нарастание экологической напряженности в современном мире: природные и техногенные катаклизмы.

Международное сотрудничество в области охраны, восстановления и рационального использования природной среды: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП); программы ООН: по охране окружающей среды (ЮНЕП); программа ЮНЕСКО (образование, наука, культура) «Человек и биосфера» (МАБ) и др.

Двухсторонние и многосторонние международные конвенции, соглашения и договоры в сфере экологии.

Неправительственные некоммерческие организации России (НПО) как фактор становления и развития гражданского общества в стране. Роль экологических некоммерческих организаций (экоНПО) в этом процессе: Всероссийское общество охраны природы, партии, союзы, фонды, общественные организации экологической направленности.

Воздействие международных экоНПО (фонды, центры, организации) и их отечественных отделений на решение экологических проблем России и стран СНГ, а также развитие экологических СМИ.

Государственная структура в экологической сфере.



Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Какова историческая трансформация термина «экология»?

2. Каковы сущностные характеристики экологической проблемы?

3. Какие основные международные и отечественные организации (правительственные и неправительственные) осуществляют свою деятельность в экологической сфере? В чем их специфика?




Тема 2. Экологическая журналистика – основные понятия

Актуализация экологической проблематики как в обществе, так и в СМИ.

Экологическая журналистика – экологическая проблематика – экологический материал.

Своеобразие экологической журналистики как «журналистики неопределенности»: научная неопределенность, неопределенность во мнениях экспертов, неопределенность информационной политики правительственных источников.

Особенности экологической темы: сложность, многогранность экологических проблем и их протяженность во времени, необходимость «перевода» научно-технической информации, сбалансированность различных точек зрения, конфликтность предмета исследования, высокая эмоциональность аудитории, активная социальная позиция журналиста.

Функции современной экологической журналистики: информационная, просветительская, воспитательная, организаторская, контролирующая, рекреативная.

Социальная, правовая и этическая ответственность журналистов, обращающихся к экологической проблематике.

Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. В чем своеобразие экологической журналистики?

2. Какие особенности экологической темы следует учитывать журналистам?

3. Какие функции экологической журналистики актуальны сегодня?


Тема З. Становление и развитие экологической проблематики
в отечественной прессе

Роль экологических публикаций конца 60-х – начала 70-х гг. в процессе пробуждения экологического сознания читателей. Публикации-предсказания. «Табу» на достоверную экологическую информацию и критику экологически разорительной советской системы хозяйствования. Проблемность экологических материалов.

Экономические и правовые акценты в экологической проблематике прессы в 70–80-е гг.

Переосмысление экологического (политического, экономического, нравственного, культурного) состояния общества в середине 80-х – начале 90-х гг. Использование экологической проблематики в политическом противостоянии.

Активизация экологической публицистики. «Взрывной» характер экологической темы. «Шоковая терапия» как инструмент формирования экологического сознания, слома советских стереотипов в период перестройки.

Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Каков исторический «путь» экологической темы в периодике нашей страны?

2. В чем своеобразие экономических, этических и правовых акцентов в экологических материалах прошлых лет?

3. Что нового внесли годы перестройки в формирование экологического сознания читателей?



Тема 4. Экологические издания на рынке российских СМИ

Становление системы специализированной экологической прессы в начале 90-х гг. Особенности конкуренции ведущих экологических газет: «Зеленый мир», «Спасение», «Экологическая газета».

Специализированные экологические журналы: история создания и современное состояние. Возникновение экологических информационных агентств.

Экологические издания отечественных и международных партий, фондов, центров, организаций и движений.

Издания по интересам, имеющие экологическую направленность.

Появление региональных «зеленых» изданий в России. Специализированные региональные экологические издания и экологическая проблематика в изданиях регионов. Борьба за выживание и поиск информационной ниши. Новые формы и методы привлечения читательского интереса.

«Плюсы» системы экологической прессы России: разнообразие каналов (газеты, журналы, информационные агентства); наличие изданий разного уровня (от всероссийских до региональных); ориентация на разнообразие интересов аудитории, учет ее возрастной, профессиональной и образовательной специфики.

«Минусы» системы: разобщенность как экологических изданий, так и журналистов, пишущих на экологическую тему, отсутствие координации действий. Трудности точного учета экологических изданий России.

Негативные факторы, влияющие на развитие экологической журналистики: однотипность названий изданий и рубрик – однотипность публикаций – однотипность мышления; отсутствие приоритета экологической информации в обществе; отсутствие социальных гарантов при решении экологических проблем, разрозненность экологических акций СМИ; некомпетентность журналистов; использование экологической проблематики в конъюнктурных и политических целях.

Финансовые и кадровые трудности изданий, специализирующихся на экологической проблематике.

Продолжение поиска новых форм и методов привлечения читательского интереса. Отказ от негатива и сенсаций – трудный поиск позитивных перемен.

Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Как складывалась система специализированной экологической прессы?

2. Каково ее сегодняшнее состояние?

3. В чем ее «минусы» и «плюсы»?


Тема 5. Основные тематические направления
экологической проблематики в российских СМИ


Политико-правовое и социальное направление: анализ политического, социального и международного содержания экологических проблем, материалы об экологическом законодательстве.

Познавательное направление: знание – отношение – поведение. Отсутствие периодичности в публикации познавательных материалов в наши дни – важнейшая проблема экологической журналистики. Ведущие журналисты, работающие в этом направлении.

Биоэкономическое направление: анализ экологических проблем через призму необходимого и взаимовыгодного сотрудничества экономики и экологии. Центральное направление. Осмысление и распространение практического опыта рационального использования окружающей среды. Анализ соотношений трех компонентов системы «общество – экономика – природа»: взаимодействие, взаимозависимость, противоречия. Появление понятия «бизнес-экология».

Нравственно-эстетическое направление: «экологизация» нравственности. Влияние нравственного, интеллектуального и культурного уровня человека на отношение к природе. Экология и религия. Нравственный выбор человека и человечества. Создание эстетического образа природы – важнейший фактор нравственного воспитания аудитории.

Направление экологической безопасности: выработка научно-практиче­ских методик поведения современного человека в обычных и экстремальных ситуациях. Практическая направленность материалов об экологической безопасности.

Направление защиты экологических прав человека: формирование активной экологической позиции россиян как необходимого элемента создания гражданского общества. Консолидация общества на основе соблюдения экологических прав человека. Дело капитана Никитина и журналиста Пасько – новый поворот в отношении журналистики и власти.

Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Каково содержательное наполнение тематических направлений экологической журналистики?

2. Почему биоэкономическое направление можно назвать центральным?

3. Какие публикации из «общей» или «зеленой» прессы, на ваш взгляд, относятся к этим направлениям?


Тема 6. Развитие профессиональных методов журналиста-эколога

Взаимодействие традиционных методов журналистской деятельности (интервью, наблюдение, работа с документами) со специализированными и сравнительно новыми методами экологической журналистики (экологическая дискуссия, экологическая полемика, журналистское экологическое расследование, экологический мониторинг).

Специфика использования традиционных методов журналистики применительно к экологической проблематике.

Вклад полемики и дискуссии по экологическим проблемам в изменение общественного экологического сознания и практики.

Журналистское расследование – воздействие на решение реальных экологических проблем и на формирование общественного мнения. Личное вмешательство журналистов в повседневную экологическую практику: отличительная особенность и несомненное достоинство данного метода. Моральные и правовые ограничения в использовании.

Экологический мониторинг: мониторинг прессы и длительное постоянное наблюдение за выбранным экологическим объектом. Профессиональная самоподготовка как условие повышения компетентности журналиста-эколога.



Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Какие традиционные и нетрадиционные методы журналистской деятельности вы знаете?

2. В чем специфика экологического журналистского расследования?

3. Каковы условия повышения компетентности журналиста-эколога?


Тема 7. Мастерство журналиста-эколога

Экология как «внешняя» и «внутренняя» специализация. «Внутренняя» специализация – осознание уровней подхода к теме: информация – анализ – обобщение – выдвижение конструктивной программы действий.

Основные жанры, используемые в экологической журналистике.

Специфика деятельности репортера-эколога, аналитика-эколога и публициста-эколога.

Источники информации: поиск источника, умение работать с ним, решение морально-этических проблем. Интернет как источник информации для журналиста.

Журналист-эколог: профессия или призвание?



Вопросы для обсуждения и подготовки к зачету

1. Как личностные качества журналиста и его приоритеты влияют на мастерство?

2. Какие традиционные и специфические методы использует в своей деятельности журналист-эколог?

3. На каких образцах экологической журналистики можно учить начинающего журналиста?



ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Специализированные экологические газеты России.

  2. Специализированные экологические журналы России.

  3. Роль информационных агентств в развитии экологической проблематики в современных российских СМИ.

  4. Особенности подхода к экологической теме в «общей» и «зеленой» прессе.

  5. Особенности политико-правового и социального направления экологической журналистики в наши дни.

  6. Специфика познавательных публикаций в российской прессе.

  7. Экономика + экология = ключ к решению актуальных общественных проблем.

  8. Проблемы нравственного отношения человека и общества к окружающей среде в современной экологической и общей прессе.

  9. Мастерство журналиста, создающего эстетический образ природы.

  10. Особенности направления экологической безопасности человека в газетах разных уровней и специализаций.




  1. Защита экологических прав человека – путь к консолидации современного российского общества.

  2. Использование традиционных журналистских методов в разработке экологической темы.

  3. Роль новых методов в экологической журналистике наших дней.

  4. Мастерство журналиста-эколога (анализ публикаций журналистов, пишущих на экологические темы).

  5. Поиск источников информации для создания экологических материалов.

  6. Интернет как источник информации для журналиста, пишущего на экологические темы.



ЛИТЕРАТУРА
Берлова О. Некоторые аспекты экологических паблик рилейшнз в России. (Опыт работы Пресс-службы Социально-экологического союза). – Tacis, 1998.

Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. – М., 2001.

Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. – М., 2002

Коханова Л.А. Журналистика. Экология. Образование. – М., 1997.

Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая журналистика: Учеб. пособие. – М., 1998.

Сизова Л.В. Экологические периодические издания // Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засур­ского. – М., 2001.

Шарон М. Фридман, Кеннет А. Фридман. Пособие по экологической журналистике. – Tacis, 1998.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал