Доклад на IX международной конференции «Право и Интернет»



Скачать 71.46 Kb.
Дата24.04.2016
Размер71.46 Kb.
ТипДоклад
Доклад на IX Международной конференции «Право и Интернет»

http://www.ifap.ru/pi/09/


Информационная безопасность в модельном законодательстве государств – участников стран СНГ

Тихомирова Галина Николаевна

Советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 1-го класса

Правового управления Аппарата Совета Федерации

Одним из основных условий интеграции государств в мировую экономику является создание информационного общества, под которым обычно понимается такое общество, где производство и потребление информации являются важнейшим видом деятельности, новые информационные технологии и техника становятся базовыми элементами общественной структуры, а информационная среда, наряду с социальной и экологической, – новой средой обитания человека1.

Базовой основой формирования информационного общества является информатика – специальный раздел науки, связанный с развитием информационных технологий. Учитывая важность и актуальность данной темы, коллективом авторов, состоящим из специалистов Правового управления Аппарата Совета Федерации, в 2000 году была проведена аналитическая работа по систематизации понятийного аппарата российского законодательства. Основная идея данного исследования состояла в том, чтобы показать преломление научных категорий и понятий информатики в нормах актов российского законодательства, учитывая большое значение информатизации в жизни общества, а также обязательность предписаний государственной власти. Три из тринадцати разделов работы непосредственно относились к теме информационной безопасности: «Компьютерные системы, технологии и средства их обеспечения»; «Защита информации. Государственная тайна. Конфиденциальная документированная информация. Персональные данные»; «Информация о гражданах (персональные данные). Конфиденциальная информация»2.

В 2005 году под руководством Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) С.М. Миронова была проведена работа по формированию базы для изучения модельного законодательства для государств – участников СНГ. В результате данной работы был создан Словарь-справочник понятий и определений модельного законодательства для государств – участников Содружества Независимых Государств3, а также при участии специалистов из Секретариата Совета МПА СНГ проведен анализ понятийного аппарата, представленный в монографии «Единство юридических понятий и определений современного мира»4 с целью более полного информирования правотворческих органов стран СНГ и достижения на этой основе соответствующих результатов по гармонизации национального законодательства. Один из тематических разделов данной работы содержит понятийный аппарат модельного законодательства для государств Содружества в сфере регулирования безопасности и борьбы с терроризмом. Частью данного раздела являются понятия и определения, относящиеся к информационной безопасности.

Понятие «информационная безопасность» появилось в нормативных правовых актах, научных и иных публикациях на рубеже 90-х годов, когда пришло окончательное осознание реальной значимости информации в жизни общества и в обеспечении национальной безопасности государства. Модельный закон «О международном информационном обмене»5 раскрывает это понятие: «Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства».

Наиболее значимые задачи обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24: «Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа»6.

Правовую терминологию модельного законодательства по информационной безопасности, условно, с определенными оговорками, можно разделить на два тематических раздела: «государственные информационные ресурсы, реестры, кадастры, мониторинги»; «защита информации, государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные данные и персонифицированный учет»

Первый тематический раздел раскрывает содержание понятий, связанных с категорией «государственные информационные ресурсы». Критерием отбора понятий и определений для данной категории послужило следующее определение: «информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и другие массивы информации в информационных системах» – модельный закон «Об архивах и архивном фонде»7. Данная категория представляет из себя быстро растущий массив понятий, так как формирование общего информационного пространства диктует создание баз данных с информацией практически о всех сферах жизни человека.

Понятийное поле второго тематического раздела объединяет понятия, связанные категорией «защита информации» во всех ее проявлениях. Основу раздела составляют понятия базового модельного закона «О государственных секретах»8. Это объясняется тем, что система защиты информации в дореформенный период осуществлялась, главным образом, за счет реализации принципа «максимальной секретности», в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был жестко ограничен.

Становление рыночных отношений, формирование новых политических структур, внедрение современных информационных технологий во все сферы жизни общества потребовали пересмотра прежних подходов к обеспечению безопасности информации. Наиболее распространенными способами нанесения ущерба информационной безопасности являются: нарушение конфиденциальности, то есть ее раскрытие, нарушение целостности информации, то есть полное или частичное уничтожение или искажение, фальсификация, дезинформация; полное или частичное нарушение работоспособности информационных систем.

Новые отношения в экономике обусловили появление в современном законодательстве и соответственно в обиходе таких понятий как «банковская тайна», «налоговая тайна», «служебная и коммерческая тайна», которые можно объединить в группу с условным названием «тайна конфиденциальной информации, которая стала известна должностному лицу при исполнении им служебных обязанностей». Введение в Модельный Уголовный кодекс9 таких дефиниций, как например: «нарушение правил обращения с содержащими государственную тайну документами или компьютерной информацией», «нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети» демонстрирует, насколько серьезно оцениваются правонарушения в данной сфере. В настоящее время экономическая автономия личности приобретает наиболее актуальное значение: один из ее аспектов состоит в том, что гражданин, вступая в гражданский оборот, хочет сохранять конфиденциальность информации, особенно, если это связано с его финансовым положением.

Меры обеспечения безопасности компьютерных систем можно разделить на юридические (правовые), морально-этические, организационные и физические или технические (аппаратные и программные).

Данные меры защиты представлены в разделе двумя дефинициями понятий – «средства защиты сведений, составляющих государственные секреты» из модельного закона «О государственных секретах»10 и «средство электронной цифровой подписи» из модельного закона «Об электронной цифровой подписи»11. По мнению специалистов, этого явно недостаточно, так как не нашли своего отражения аспекты, связанные с порядком лицензирования организаций и системы сертификации шифровальных и других средств защиты информации12.

Понятийный аппарат информационной безопасности модельного законодательства сформирован на базе следующих основных законов: «О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской Ассамблеи»13, «О трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене»14, «О персональных данных»15, «О международном информационном обмене»16, «О доступе к экологической информации»17, «Об электронной цифровой подписи»18, «О праве на доступ к информации»19, «Об авторском праве и смежных правах»20, «О государственных секретах»21, «О телекоммуникациях»22 и других.

Имеющийся понятийный аппарат модельного законодательства – это только первый шаг к созданию эталонных понятий единого информационного пространства стран СНГ.

* * *


1. Кротов М.И. Вопросы законодательного обеспечения формирования информационного общества в Содружестве Независимых Государств. Вестник МПА, 2006, №1, с.270.

2 Информатика в терминах и определениях российского законодательства, под ред. В.А.Никитова, М.: Славянский диалог, 2000, 431 с.

3. Словарь-справочник понятий и определений модельного законодательства для государств – участников Содружества Независимых Государств / Под ред. Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Совета МПА СНГ С.М.Миронова, М.: Изд. Совета Федерации, 2006, 527 с.

4. Единство юридических понятий и определений современного мира / Под ред. Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Совета МПА СНГ С.М.Миронова, М.: Изд. Совета Федерации, 2006, 279 с.

5. Информационный бюллетень. МПА СНГ (ИБ МПА СНГ), 2002, №29,с.134-143

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №2, ст.170

7. ИБ МПА СНГ, 1999, №21,с.200-226

8. ИБ МПА СНГ, 2003, №31,с.230-261

9. ИБ МПА СНГ, 1996, №10, Приложение

10. ИБ МПА СНГ, 2003, №31,с.230-261

11. ИБ МПА СНГ, 2001, №26,с.310-326

12. Ш.Музыка Глобальная информационная инфраструктура и проблемы национальной безопасности. Вестник МПА, 1999, №1, с. 96

13. ИБ МПА СНГ, 1993, №2,с.29

14. ИБ МПА СНГ, 1998, №18,с.200-212

15. ИБ МПА СНГ, 2000, №23,с.315-326

16. ИБ МПА СНГ, 2002, №29,с.134-143

17. ИБ МПА СНГ, 1998, №16,с.130-139

18. ИБ МПА СНГ, 2001, №26,с.310-326

19. ИБ МПА СНГ, 2004, №33,с.258-270

20. ИБ МПА СНГ, 1997, №12,с.152-188



21. ИБ МПА СНГ, 2003, №31,с.230-261

22. ИБ МПА СНГ, 2004, №33,с.214-223



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал