Доклад на тему: «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в 2012 году»



Скачать 104.56 Kb.
Дата01.05.2016
Размер104.56 Kb.



СЛАЙД 1
ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации мест несанкционированного размещения

твердых бытовых отходов в 2012 году»
СЛАЙД 2
Ежегодно в России образуется порядка 35 40 млн.тонн твердых бытовых отходов. В объемных единицах это составляет 200 млн.куб.м.

Твердые бытовые отходы составляют около 10% от всех ежегодно образующихся отходов.

Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках. Но только 4-5% от объема образованных отходов вовлекается в дальнейшем в переработку.

Столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Всего по стране насчитывается 389 предприятий-переработчиков, в которые входят 243 комплекса по переработке ТБО, 53 комплекса по сортировке, 41 мусоросжигающий завод.

Кроме того, количество специально обустроенных мест под размещение отходов – полигонов ТБО в целом по стране 1092, что в разы меньше количества санкционированных свалок, которых насчитывается около 13 тысяч.



Количество несанкционированных свалок, которые можно расценивать как накопленный экологический ущерб, по последним данным, превышает 10 тысяч.

За время кампании Росприроднадзора, проводимой с августа 2011 года, было выявлено около 44,6 тысяч мест несанкционированного размещения ТБО.
СЛАЙД 3
По имеющимся данным, в 45% субъектов Российской Федерации проектная мощность полигонов ниже установленных ежегодных норм накопления отходов.

Фактически ситуация гораздо критичнее, поскольку в представленных данных по объемам образования ТБО учтены только отходы от населения и установленные нормы накопления часто занижены. При этом бытовые отходы образуются не только от населения, но и в результате деятельности крупных производств, предприятий среднего и малого бизнеса и нежилого фонда.

Основной проблемой является низкое вовлечение ТБО в переработку. Полагаю целесообразным использование положительного опыта утилизации отходов в иностранных государствах.

Так, в США еще в 2009 году 66 % отходов перерабатывалось и сжигалось, и только 34 % размещалось на полигонах.


СЛАЙД 4
В России на сегодняшний день основным способом удаления отходов является их захоронение на полигонах и свалках. Этот способ имеет множество недостатков, связанных с использованием и загрязнением больших площадей и территорий под полигоны при необходимости в дальнейшем вывода загрязненных земель из оборота. При этом срок эксплуатации полигона составляет 15-20 лет.

Проблемой является отсутствие во всех субъектах округа достаточного количества санкционированных полигонов и свалок для размещения образующихся на подконтрольной территории отходов, а также нехватка мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

На первый взгляд, самым оптимальным способом решения обращения с ТБО является ликвидация несанкционированных свалок.

Однако наличие самих свалок – это лишь последствия существующей проблемы, которая заключается в следующем:



  1. Существующие во многих регионах низкие нормы накопления отходов не пересматривались с советских времен, что приводит к необеспеченности реальных потребностей населенных пунктов в контейнерных площадках, спецавтотранспорте и объектах утилизации и захоронения отходов.

  2. Затраты на переработку отходов значительно выше затрат на захоронение. Поэтому для бизнеса дешевле платить за захоронение, чем вовлекать их в переработку и во вторичное использование.

  3. Говоря о причинах несанкционированных свалок, нельзя не сказать о низком уровне экологической сознательности и экологической культуры населения.

  4. Также решения вопросов по размещению и переработке отходов, как правило, носят межмуниципальный характер. Однако власти, на территории которых расположены объекты размещения отходов, могут отказать в приеме отходов, образованных вне пределов муниципального образования. На территории Российской Федерации данная ситуация очень распространена в Московской, Ленинградской, Нижегородской и Свердловской областях.

  5. Кроме того, у органов местного самоуправления зачастую отсутствуют достаточные финансовые возможности для организации надлежащей утилизации отходов.


СЛАЙД 5
Росприроднадзором еще в конце 2011 года были выработаны показатели оценки организации системы удаления ТБО в субъектах Российской Федерации, на основании которых был проведен анализ регионов, результаты которого представлены на слайде.

СЛАЙД 6
По вопросу ликвидации несанкционированных свалок Росприроднадзор принимает все необходимые меры в рамках своей компетенции.

Однако многие вопросы ликвидации мест несанкционированного размещения отходов относятся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На слайде представлены ведомства, принимающие участие в работе по обращению с отходами на территории Российской Федерации.

Можно сказать, что в рамках кампании, проводимой с августа 2011 года, Росприроднадзор выступил, в первую очередь, координатором работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок.


СЛАЙД 7
Основными целями деятельности Росприроднадзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства.

Выполняя полномочия по осуществлению федерального государственного экологического контроля, Служба предпринимает все возможные меры для предотвращения как образования новых мест несанкционированного размещения ТБО, так и для недопущения увеличения прошлого накопленного экологического ущерба.

Предупреждением появления новых свалок является проведение просветительской работы через СМИ с гражданами и муниципальными властями, а также сотрудничество с общественными экологическими организациями.

Инвентаризация мест размещения отходов, а также активное проведение рейдовых мероприятий в рамках организованной кампании и оперативное получение по телефонам «горячей линии» информации о несанкционированных свалках от граждан, юридических лиц и СМИ способствовало выявлению значительного количества свалок.

В рамках возложенных полномочий территориальными органами Росприроднадзора по результатам мероприятий по государственному контролю принимались меры по привлечению к административной ответственности виновных юридических и должностных лиц с санкциями в виде наложения штрафов, внесения представлений и предписаний об устранении нарушений, а также производился расчет и взыскание нанесенного окружающей среде вреда.

На сегодняшний день жесткие карательные меры являются довольно действенным механизмом воздействия на виновников образования несанкционированных свалок.


СЛАЙД 8
Кампания по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, выполняемая во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Министра природных ресурсов, Росприроднадзором и его территориальными органами была организована и активно проводится с 15 августа 2011 года.

В первую очередь, было проведено совещание, по итогам которого составлен План комплексных мероприятий по исполнению возложенных поручений.

Указанным планом были предусмотрены различные мероприятия, направленные на решение проблемы несанкционированных свалок, основными из которых является проведение рейдовых проверок и совещаний с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Подобные совещания были необходимы для организации эффективного взаимодействия с целью выработки общего подхода на всех уровнях власти к решению общероссийской проблемы роста несанкционированных свалок. Осознавая уровень проблемы во многих субъектах Российской Федерации, данные совещания прошли под председательством заместителей глав субъектов Российской Федерации.

По итогам совещаний органы муниципальной власти получили прямые указания по выполнению возложенных полномочий в сфере отношений по обращению с отходами, а также по обеспечению личного контроля за принятием своевременных мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их образования на подведомственных территориях.

Хочу заметить, что власти как субъектов РФ и муниципальных образований приняли активное участие в обсуждении проблемы несанкционированных свалок, выработке мероприятий по ее устранению и в выявлении несанкционированных свалок. Практически все рейдовые мероприятия Росприроднадзора были проведены при непосредственном участии муниципальных властей и природоохранных органов субъектов Российской Федерации.

Также в рамках совещаний проводилось распределение территорий для проведения рейдовых мероприятий, составлялись маршруты рейдовых проверок. При этом данные маршруты формировались с использованием информации, полученной как от граждан, так и от общественных организаций.
СЛАЙД 9
Перейду к результатам рейдовых мероприятий. С момента начала исполнения поручения на территории Российской Федерации выявлено всего 49381 место несанкционированного размещения ТБО на площади 14904 га.

В результате всего комплекса мероприятий на территории Российской Федерации ликвидирован 71 % мест несанкционированного размещения ТБО.

Подробные результаты деятельности Службы представлены на слайде.
СЛАЙД 10
Как я уже говорил, вопросы выявления и ликвидации несанкционированных свалок относятся к компетенции многих органов государственной власти. В рамках организованного межведомственного взаимодействия, необходимого для принятия эффективных мер по борьбе с несанкционированными свалками, проводились и совместные с иными ведомствами рейдовые проверки, был организован оперативный обмен информацией и материалами по выявленным нарушениям.

Кроме того, проводимая эколого-просветительская деятельность, в виде акций по очистке территории от мусора, способствовала устранению значительного количества несанкционированных свалок.


СЛАЙД 11
Отдельно хотелось бы отметить и работу, проводимую центральным аппаратом Росприроднадзора в рамках исполнения поручения Минприроды России.

Помимо подготовки официальных документов, в том числе приказов, разъяснительных писем, методических рекомендаций, консультаций, еженедельной обработки поступающей информации, при поддержке МЧС России было организовано всероссийское селекторное совещание, в котором было более 500 участников.

По итогам совещания были сформированы и направлены предложения в Минприроды России для реализации одобренной схемы организации деятельности по удалению ТБО, в том числе, в части передачи основных полномочий по организации удаления ТБО на региональный уровень, с закреплением за органами местного самоуправления полномочий по организации сбора и вывоза отходов.
СЛАЙД 12
Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия Росприроднадзором в 2012 году по всем федеральным округам проведены региональные совещания по рассматриваемому вопросу.
СЛАЙД 13
Ключевыми результатами указанного выше межведомственного взаимодействия является заключение межведомственных соглашений, издание совместных приказов и планов, вследствие которых происходит, в первую очередь, активизация деятельности природоохранных органов субъектов РФ и муниципальных органов власти.

В результате такого подхода реализуется эффективный и оперативный обмен информацией и комплексный подход к решению проблемы.


СЛАЙД 14
Важно не только выявлять и ликвидировать свалки, но и предупреждать их появление! И в данном случае очень важную роль играет экологическое просвещение населения.

Во многих субъектах Российской Федерации Администрациями организуются и проводятся различные акции, мероприятия, субботники, многие из которых проводятся при поддержке территориальных органов Росприроднадзора.

На слайде представлена обобщенная информация о подобных мероприятиях на территории Российской Федерации.
СЛАЙД 15
На наш взгляд, активное взаимодействие с общественными организациями, привлечение общественных инспекторов к работе по выявлению новых свалок, проведению природоохранных акций, разъяснительной деятельности может значительно повысить эффективность реализуемых мер по борьбе с несанкционированными свалками.

На слайде приведен пример подобного взаимодействия, реализуемого центральным аппаратом Росприроднадзора.




СЛАЙД 16
Резюмируя вышеназванную деятельность, хотел бы представить основные предложения Росприроднадзора в области обращения с ТБО, которые отражены в полном объеме на слайде.

Отдельно отмечу необходимость:



  1. совершенствования действуюшего законодательства;

  2. введения финансовой ответственности производителя продукции за ее утилизацию;

  3. передачи полномочий по организации сортировки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО в ведение субъектов;

  4. усиления взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти по данному вопросу;

  5. развития мусороперерабатывающей отрасли с применением наилучших доступных технологий с целью исключения в ближайшей перспективе захоронения на полигонах. В рамках данной работы оптимальным считаем строительство предприятий по схеме государственно-частного партнерства.



СЛАЙД 17
В завершение скажу, что в рамках объявленного Указом Президента Российской Федерации года охраны окружающей среды Росприроднадзором и подведомственными организациями запланировано проведение 103 тематических мероприятия.

Приглашаем Вас принять участие в данных мероприятиях, наиболее значимые из которых представлены на слайде!


На этом я заканчиваю свое выступление. Спасибо за внимание!



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал