Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области



Скачать 321.08 Kb.
Дата01.05.2016
Размер321.08 Kb.



Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека

в Кемеровской области

О СОСТОЯНИИ ЭКОЛОГИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Кемерово 2002
Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека

в Кемеровской области

О СОСТОЯНИИ ЭКОЛОГИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Кемерово

Кузбассвузиздат

2002
О состоянии экологии в Кемеровской области

и нарушениях прав граждан на благоприятную окружающую среду

Специальный доклад подготовлен в соответствии со ст.30 Закона Кемеровской области «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области» и направляется в Администрацию Президента Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство природных ресурсов Российской Федерации, в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Губернатору Кемеровской области, в Совет народных депутатов Кемеровской области, Главному федеральному инспектору в Кемеровской области, Прокурору Кемеровской области.


По объему промышленного производства Кемеровская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации, причем доля отраслей, производящих сырье и промежуточные продукты, составляет в Кузбассе 56%, тогда как в западных регионах России этот показатель не превышает 14 %.

Если в середине – конце 90-х годов экологическая обстановка в регионе несколько улучшилась в связи со спадом производства в основных отраслях народного хозяйства, то в последние годы некоторый промышленный подъем снова вызвал рост загрязнения окружающей среды. Помимо этого ежегодно возрастает риск техногенных аварий, что объясняется физическим износом основных средств и тем, что доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте превышает 90%.

В связи с этим Кемеровская область резко выделяется остротой экологических проблем. Так, величина антропогенной нагрузки на 1 жителя области составляет: по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу – свыше 400 кг/год, по сбросам в водные объекты – свыше 150 кг/год, по образованию токсичных техногенных отходов – свыше 22 тонн в год, а крупнотоннажных отходов (вскрышные породы и шлакозольные) – около 200 тонн в год на 1 человека.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о массовых нарушениях экологических прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды», Уставом Кемеровской области и другими законодательными актами, закрепившими в своих статьях право каждого человека на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Одной из наиболее острых экологических проблем Кузбасса является чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и функционирования автомобильного транспорта. Среднегодовые показатели наиболее токсичных и канцерогенных веществ составляют: по формальдегиду – 4-6 ПДК; по саже - до 7 ПДК; по бенз(а)пирену – 3,5 ПДК и т. д. Основная часть населения проживает в районах, где концентрации веществ, загрязняющих атмосферный воздух, регулярно превышают предельно допустимые уровни. Городами, характеризующимися наибольшими валовыми выбросами, являются Новокузнецк ( около 530 тыс. тонн выбросов в год), Белово (около 90 тыс.т), Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Мыски (около 70 тыс.т).

Всего на территории Кемеровской области действует около 1,5 тысяч предприятий, контролируемых по выбросам загрязняющих веществ. Это предприятия черной и цветной металлургии, угледобычи и переработки, теплоэнергетики, химии, машиностроения и металлообработки, стройиндустрии, легкой промышленности, большое количество котельных и др.

По данным Комитета природных ресурсов по Кемеровской области, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу населенных пунктов Кузбасса за 2001 год перевалил за 1,5 млн.тонн., причем, по неполным данным, в атмосферу поступает около 200 различных веществ, которые в большинстве своем являются высокотоксичными и канцерогенными.

На первом месте по массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу находятся предприятия металлургии. На их долю приходится 36,2% (около 440 тыс.тонн) от валового объема выбросов по области.

Мощное техногенное воздействие на окружающую среду оказывает угольная промышленность По данным 2000 года, валовый выброс угледобывающих и перерабатывающих предприятий Кузбасса в атмосферу составил 27% (около 330 тыс.тонн).

Среди предприятий, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха в области, можно назвать ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», Аглофабрика ОАО «КМК», Томь-Усинскую ГРЭС, ОАО «Шахта «Абашевская», ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат», Беловскую ГРЭС, ОАО «Шахта «Чертинская», ОАО «Разрез «Бачатский», АО ЦОФ «Беловская», ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод», Западно-Сибирскую ТЭЦ, МП «Рудничное УКК и ТС» Прокопьевска, ОАО «Прокопьевский фарфор», автотранспортные предприятия и многие другие. В Кемерове среди таких предприятий нужно отметить Ново-Кемеровскую ТЭЦ, Кемеровскую ГРЭС, ОАО «Кокс», Кемеровскую ТЭЦ, ОАО «Азот», ОАО «АК «Химволокно» и др.

Одним из существенных источников загрязнения атмосферы являются транспортные средства. Выбросы от транспорта занимают третье место по массе выбросов в атмосферу - 20%.

Негативная тенденция в экологической ситуации в Кемеровской области проявляется и в водопользовании. В последние годы увеличивается забор свежей воды из природных водных источников для населения и производства. Вырос объем воды, используемой в производственных и хозяйственных целях. При этом в энергетике, черной металлургии и химической отраслях уменьшается доля водооборотного и повторного использования воды. Причина – остановка водооборотных циклов и уменьшение забора воды на гидромеханизацию. Промышленность теряет даже свои бывшие достижения. Загрязнение водных ресурсов Кузбасса ставит перед областью труднейшую задачу – обеспечение населения качественной питьевой водой.

Река Томь – основная водная магистраль области. Ее водопотребителями являются 37 предприятий городов (Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Мыски, Юрга) и районов. Сточные воды в Томь сбрасывают 54 предприятия.

По данным Кемеровского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, химический состав р.Томи формируется под влиянием загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами предприятий угольной, топливно-энергетической, химической промышленности, металлургии и др., а также за счет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ предприятиями. Значительное влияние на качество воды Томи оказывают ее притоки. По-прежнему самыми загрязненными ее притоками являются реки Аба и Ускат, в которых превышены допустимые значения среднегодовых концентраций всех основных контролируемых веществ.

В Томь и другие реки Кузбасса стабильно сбрасывается более двух миллиардов кубометров стоков, резко упала мощность очистных сооружений. Только в Томи отслеживается содержание почти 70 загрязнителей. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод являются нефтепродукты, фенолы, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот и другие, основной источник которых - сточные воды промышленных предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Усиление загрязнения водных ресурсов в области в последние годы происходит, прежде всего, за счет увеличения выпуска продукции и выработки электроэнергии на таких промышленных предприятиях области, как АО «Кузнецкая ТЭЦ» (Новокузнецк), АО «Западно-Сибирская ТЭЦ» (Новокузнецк), Томь-Усинская ГРЭС (Мыски), Кемеровская ГРЭС, АО «АС «Фарма» (Анжеро-Судженск), АООТ «Спирткомбинат» (Мариинск) и др.

Увеличение объемов производства тепловой и электрической энергии на предприятиях энергетики привело к увеличению объемов сбросов сточных вод до 1372 млн. м3 в год, что ставит энергетическую отрасль на первое место по загрязнению водного бассейна Кузбасса.

Угольная промышленность является второй после энергетической отрасли по значимости загрязнения водных объектов. Ежегодно из шахт откачивается более 200 млн. тонн воды. Устаревшая технология и снижение затрат на поддержание в работоспособном состоянии природоохранных сооружений привели к тому, что, несмотря на значительное сокращение количества угольных предприятий в области, объемы сбросов загрязняющих веществ в водоемы практически не уменьшаются.

Из 307 предприятий Кузбасса, сбрасывающих сточные воды в поверхностные водные объекты, только 214 имеют очистные сооружения общей мощностью 1096, 3 млн.м3.

Ярким примером того, что собственники предприятий в водопользовании мало что делают для экологизации производства, служит активное закрытие локальных очистных сооружений.

Так, например, Калачевские очистные сооружения, рассчитанные на 15 лет эксплуатации, проработали без реконструкции более 25 лет. Сюда собирались сбрасываемые в реку Абу производственные и сточные воды предприятий и городских территорий Киселевска, Прокопьевска и Прокопьевского района. После 30-суточного отстаивания в пруду-осветлителе содержание взвеси сокращалось в 25-100 раз. Таким образом, перед Томью стоял мощный заслон.

Но продолжение эксплуатации Калачевских очистных без реконструкции может обернуться техногенной катастрофой – прорывом шести миллионов кубов воды из пруда-отстойника. Поселок Калачево рискует полностью оказаться под водой, а Куйбышевскому району Новокузнецка может быть причинен значительный материальный ущерб. Однако из-за отсутствия денег на реконструкцию, долгов по электроэнергии и нежелания кредиторов и других предприятий принять в эксплуатацию дорогостоящее хозяйство, технологический комплекс Калачевских очистных стоит перед угрозой закрытия и распродажи.

Таким же образом из-за задолженности по электроэнергии еще в 2000 году были отключены локальные очистные сооружения на НПО «Прокопьевскуголь» - шахтах имени Калинина и имени Ворошилова. Отключение электроэнергии привело к аварии и в результате - к остановке и разрушению шахтных очистных.

Сегодня от ворошиловско-калининских очистных остались одни лишь стены, так как ориентировочная стоимость восстановительных работ значительно больше, чем остаточная балансовая стоимость зданий и оборудования. Таким образом, теперь шахтные воды вместе с вредными примесями идут прямиком в р.Абу, а из нее в р.Томь. Возникшие экологические проблемы специалисты квалифицируют уже как техногенную катастрофу.

Эти проблемы стали еще более актуальными в связи с ликвидацией ряда угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик. Причем один из самых распространенных способов ликвидации шахт - затопление - зачастую приводит к загрязнению подземных вод, являющихся источником питьевого водоснабжения. В данном случае речь идет не только о нарушении права граждан на благоприятную окружающую среду, но и нарушениях других их прав – права на труд, жилье, социальное обеспечение, возмещение вреда, - связанных с последствиями внедрения экономических решений без предварительных глубоких научных разработок.

Так, например, итогом непродуманной стремительной реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе стало то, что ряд шахтерских городов, стоящих на затопленных шахтах, оказался фактически «подвешен» в воздухе – существует постоянная угроза провалов площадей и дорог, разрушений жилых домов, затапливаются погреба и подвалы, из земли выделяется газ, выдавливаемый из затопленных шахт.

Кузбасским Центром мониторинга ведутся работы по формированию банка данных, который должен помочь определению критериев реабилитации природных сред после ликвидации угольных предприятий. Результаты наблюдений с выдачей конкретных рекомендаций и предложений представляются руководству ликвидируемых угольных шахт для принятия мер, обеспечивающих безопасность людей, находящихся в опасных и угрожаемых зонах. Однако не всегда эти рекомендации принимаются даже к сведению, так как многие технико-экономические обоснования (ТЭО) ликвидации поступают на рассмотрение при фактически уже закрытом предприятии.

Что касается действующих предприятий, то здесь чаще всего собственники предприятий вынуждены проводить природоохранные мероприятия, направленные не столько на предотвращение, сколько на ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

Так, зимой 2001 года из-за сброса газойля на землю в результате аварии на ЦОФ «Березовская», а затем его попадания в питьевые водозаборы города Анжеро-Судженска и поселка Яя их жители две недели жили без воды. Проведенные через десять дней после аварии исследования показали, что загрязнение в воде отсутствует, хотя такой срок не позволяет говорить о действительных его размерах. Решением областной прокуратуры возбужденное уголовное дело было закрыто за отсутствием виновника и события преступления. Теперь непонятно, кто же будет возмещать затраты на подвоз воды из других городов, обеспечение школ и других детских учреждений минеральной водой, а также ущерб, нанесенный закрытым по причине аварии предприятиям – молзаводу и мясокомбинату.

Складывается впечатление, что в Кузбассе в отношении недобросовестных собственников предприятий не действуют статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст.247 УК РФ) и за загрязнение вод (ст.250 УК РФ).

Еще одной важной экологической проблемой Кузбасса является нерациональное использование земельных ресурсов и крайне медленные темпы рекультивации нарушенных земель.

Площадь земельных угодий Кузбасса (по данным Кемеровского областного комитета государственной статистики) по состоянию на 01.01.2001 составила 9572,5 тыс.га. В целом в области сохраняется негативная тенденция разрушения естественных ландшафтов при ведении горных работ, строительстве дорог, производственных и иных объектов. Всего по официальным данным в области нарушено 64,8 тыс.га земель. Однако фактически площадь нарушенных земель гораздо больше.

Наиболее распространенными являются нарушения, связанные с добычей угля, - провалы, проседания земной породы над горными выработками, карьерные выемки и внешние породные отвалы, формирующиеся при открытой добыче угля и др. Ухудшению качественного состояния земель также способствуют их загрязнение химическими веществами, захламление бытовыми и производственными отходами.

Нерациональное использование земельных ресурсов, низкие темпы ее рекультивации ведут, в свою очередь, к нарушению прав коренных малочисленных народов на традиционные места обитания и природопользования, гарантированные им Конституцией РФ, Федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Подтверждением этому стали результаты научно-исследовательской работы, проведенной Кемеровским научным центром СО РАН «Экологическая оценка влияния угледобывающих предприятий Кузбасса на примере мест проживания телеутов Беловского района». Ученые установили, что наибольшее техногенное воздействие на природную среду оказывают горные работы разреза Бачатский, окружающего землепользование телеутов со всех сторон. Воздействие это проявляется в следующем:

- загрязнение реки Малый Бачат токсичными веществами (фенолы, нефтепродукты, нитриты и др.) на уровне 20-100 ПДК, а также превышение концентрации загрязняющих веществ в подземных водах выше ПДК для питьевых вод в десятки раз.

- снижение плодородия почв вследствие загрязнения продуктами водной и ветровой эрозии породных отвалов и пылегазовыми выбросами при ведении буровзрывных, вскрышных, транспортных работ.

- погребение почвенного слоя глинистой пульпой при аварийных прорывах трубопроводов на площади 50 га.

За последние семь лет земельная площадь ООО «Байтат», где проживают телеуты, уменьшилась от ведения горных работ на 20%, сельхозугодий - на 24%, пашни – на 50%, урожайность зерновых снизилась на 30%, а кормовых трав – на 60%. Из 1617 га общей земельной площади хозяйства на 500 га отмечены явные проявления деградации почв от воздействия горных работ.

В целом экологическая ситуация на территории проживания телеутов по исследованным показателям может оцениваться как чрезвычайно кризисная, граничащая с катастрофической.

Так же остро стоят экологические проблемы в месте традиционного проживания шорцев – поселке Абагур-Лесной, где расположена шорская община «Палам». В 1993 году администрацией Новокузнецкого района под огороды, покосные угодья и пастбища скота общине было отведено 92 га земли. Сегодня от этих земель осталась только половина. С одной стороны, отведенная территория ограничена отвалами аглофабрики ОАО «КМК», которая не выполняет санитарно-защитных мероприятий, с другой стороны, организована несанкционированная свалка бытовых отходов и хозфекальных стоков, которые, смываясь водами, загрязняют и заражают водоемы озер и рек вокруг поселка. Только с 1993 по 1997 год размер свалки увеличился с 0,25 га до 16,4 га. В результате захламления и загрязнения земель они были выведены из сельскохозяйственного оборота, чем причинен ущерб на сумму 2 673 200 рублей (в ценах 1998 года). Помимо этого свалкой была уничтожена кустарниковая растительность на территории 20,4 га.

Подобная же ситуация сложилась в поселке Телеут Новокузнецкого района. Здесь проживают около полутора сотен человек. Поселок является местом традиционного проживания и хозяйственной деятельности телеутов. За несколько последних лет их территория тоже резко сократилась за счет прирезки земли к железной дороге, а также за счет расширения земельной площади ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат». В результате сегодня поселок Телеут находится в санитарно-защитной зоне комбината. Вопрос о переселении не стоит, нарушено право на традиционное природопользование телеутов, отсутствуют дорога для автобусного транспорта, электроэнергия, загрязнены воздух и вода.

Несмотря на то, что права коренных малочисленных народов гарантируются как перечисленными выше федеральными законами, так и региональным законодательством (Законы КО «О правовом статусе коренных малочисленных народов в Кемеровской области», «О порядке отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования в Кемеровской области», «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области»), некоторые из них реализовать невозможно.

В частности, в связи с тем, что Земельный Кодекс РФ не содержит такого вида землепользования, как традиционное землепользование, не могут быть полностью реализованы права, указанные в пп.2,3,4 ст.8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Еще одним примером экологического правонарушения, влекущего за собой нарушение прав граждан на возмещение ущерба здоровью и имуществу, стала хозяйственная деятельность Мариинского спиртового комбината. В течение более чем 10 лет неиспользуемая барда (отходы производства, при разложении выделяющие газы, которые в смеси с природными газами образуют взрывоопасную смесь) перекачивалась насосами на земли, отведенные и сданные в аренду комбинату. Эти земли граничат с землями города, гаражами жителей микрорайона, территорией мясокомбината. Специальная комиссия, созданная из представителей городского совета, администрации города, штаба ГО и ЧС города, комитета по охране окружающей среды, земельного комитета, пришла к заключению, что место, отведенное для утилизации барды, не соответствует предъявляемым требованиям.

В письме заместителя председателя Мариинского городского совета народных депутатов Коршуновой Н.С. председателю Совета народных депутатов Кемеровской области отмечалось: «…Сбрасывание барды на рельеф местности в зимнее время не исключает вероятность того, что при таянии снегов отходы могут поплыть к гаражам и на граничащий сосновый бор. Уже летом 2000 года 4 ряда деревьев соснового бора, санитарной зоны микрорайона мясокомбината, выгорели и стоят мертвыми».

Предупреждения депутатов оказались пророческими. Летом в гаражах прогремели взрывы, несколько граждан получили ожоги средней степени тяжести. Однако их обращения в городской суд и прокуратуру Мариинска остались без рассмотрения, так как не была установлена связь ущерба здоровью с деятельностью ОАО «Спиртовый комбинат».

Еще в феврале 2001 года Мариинским городским советом народных депутатов были разработаны «Рекомендации по вопросу экологической обстановки микрорайона мясокомбината», а Генеральным директором ОАО «Спиртовый комбинат» утвержден план природоохранных мероприятий по вопросу утилизации и размещению отходов производства спирта-барды. Однако включенные в план мероприятия по регулярной очистке существующих бардоотстойников, рекультивации земель, используемых под бардохранилище, исследованию влияния бардохранилища на подземные воды и загазованность погребов в микрорайоне мясокомбината, принятию мер по восстановлению соснового леса в охранной зоне и др до сих пор так и не выполнены.

Как техногенную катастрофу квалифицируют специалисты аварию на Южно-Кузбасской ГРЭС (Калтан), произошедшую в ноябре 2000 года. Здесь в результате прорыва дамбы было зафиксировано существенное загрязнение р.Кондомы, материальный ущерб нанесен жителям расположенного рядом поселка Малышев Лог из-за захламления территории поселка золошлаковыми отходами.

Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области совместно с прокуратурой Кемеровской области был предъявлен иск в Арбитражный суд Кемеровской области о возмещении ущерба окружающей природной среде на сумму 3 155 546 руб. После пяти заседаний Арбитражного суда иск был удовлетворен. Однако в связи с измениями законодательства удовлетворение иска через судебных приставов пока так и не состоялось.

За истекший период Южно-Кузбасская ГРЭС выплатила материальный ущерб жителям в сумме 126 265 рублей, выполнила капитальный ремонт поврежденных колодцев, организовала ежедневный подвоз воды из городского водопровода, выполнила аварийно-восстановительные работы на золотоотвале. Однако в целом последствия аварии не ликвидированы: не проведены работы по очистке загрязненной территории, не разработан проект по ликвидации загрязнений почвы, не разработана программа мониторинга за подземными водами. В ходе очередной проверки, проведенной 5.01.2002 г. Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области совместно с Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что заверения руководства Южно-Кузбасской ГРЭС и ОАО «Кузбассэнерго» о нормализации обстановки в районе аварии не соответствуют действительности.

Всего же только за 2000 год на территории Кемеровской области было зарегистрировано 6 аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и 18 сбросов в водные объекты в результате несоблюдения технологических режимов и техногенных аварий.

Крайне негативное влияние на экологическую ситуацию в регионе оказывает несовершенство системы обращения с ядохимикатам и отходами производства и потребления.

Несмотря на то, что на участках, где применялись ядохимикаты, превышения ПДК по наличию остаточных количеств пестицидов не обнаружено, угрожающей проблемой остается их хранение и захоронение.

Сегодня на территори области находится свыше 300 тонн пестицидов 81 названия, причем в большинстве - самого токсичного (первого и второго) класса опасности.

Проблема эта осталась еще с прежних времен, когда колхозы и совхозы получали пестициды по разнарядке. Несмотря на то, что с 1998 г. в регионе введена разрешительная система ввоза пестицидов – по специальным документам, на конкретное дело и конкретную сельскохозяйственную культуру, это не стало достаточной мерой для безопасного хранения, что зачастую приводит к необратимым экологическим последствиям и серьезному материальному ущербу.

Так, например, в Промышленновском районе работники межрайонного склада сельхозхимии, из благих побуждений или по невежеству, решили захоронить пестицид симазин. Яд просочился в грунтовые воды, вода намочила опилки, на опилках собрали влагу пчелы – в результате пчеловод потерял пасеку. В Осинниках неизвестные люди слили на землю гербицид, потому что им понравилась бочка. Он тоже попал в грунтовые воды – и в расположенном неподалеку садоводческом товариществе погибли садовые участки.

Экологов области до сих пор беспокоит Чебулинский полигон захороненных пестицидов, где ртутьорганические и хлорорганические соединения не были защищены должным образом и до сих пор обнаруживается их проявление в окружающей среде.

Ежегодное образование отходов производства и потребления в области составляют свыше 50 млн.тонн, что особенно остро ставит проблему их обезвреживания и переработки.

Зонами экологического бедствия в области являются городские свалки, ставшие скопищами отравленных веществ при отсутствии мусороперерабатывающих заводов. На территории области функционируют 577 несанкционированных мест размещения ТБО и 49 санкционированных свалок. Мероприятия по утилизации и переработке не охватывают даже 1% от ежегодного объема образующихся отходов.

Всего в области функционирует 8 полигонов по обезвреживанию и захоронению отходов. Кроме того, в прошедшем году завершено строительство полигонов в Мариинске и в Гурьевском районе. Однако этого для области явно недостаточно.

Способствовать решению этой проблемы могут совместные усилия власти и общественности. Так, на региональной встрече общественных экологических организаций Кемеровской области, состоявшейся в 2001 году, было принято решение не только собрать и обработать информацию по существующим передовым технологиям складирования и переработки ТБО, но и принять участие в их реализации.

Практическим примером активности кузбассовцев в этом деле является деятельность Фонда молодежных инициатив Ленинска-Кузнецкого, получившего грант на реализацию проекта по утилизации твердых бытовых отходов (свалок), а также реализация проекта инициативной группы Дворца творчества детей и юношества Новокузнецка по вторичному использованию твердых бытовых отходов при поддержке ряда крупных промышленных предприятий.

Еще одним примером более широкого вовлечения населения в практическую природоохранную деятельность стали созданные на платной основе в мае 2002 года в Кемерове по инициативе главы города В.В.Михайлова стройотряды из студентов и школьников. Ребята обеспечены транспортом для проезда до места работы и под погрузку отходов. Стройотряды вносят свой вклад в благоустройство городов, скверов, парков, проводят уборку бесхозных территорий.


Крайне серьезным фактором экологической опасности в области является состояние радиационной обстановки.

В своих ежегодных докладах Комитет природных ресурсов по Кемеровской области отмечает, что в целом она в Кузбассе характеризуется как не представляющая опасности для населения, хотя и существует ряд моментов, вынуждающих постоянно отслеживать тенденции изменения радиационного фона на территории региона. К ним можно отнести:

- наличие в соседних регионах ядерных объектов, любые нарушения правил эксплуатации которых связаны с возможным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;


  • перевозку по территории области радиационно опасных веществ к этим ядерным объектам;

  • атмосферные ядерные испытания, проведенные в 1949-1962 гг. на семипалатинском полигоне (Казахстан), серьезно изменившие радиационную обстановку на территории Кемеровской области и вызвавшие повышение радиационного фона в отдельных местах из-за выпадения продуктов распада вместе с атмосферными осадками;

  • извлечение полезных ископаемых из недр (уголь, железная руда, строительные материалы и др.), что приводит к складированию на территории области огромных количеств твердых отходов, в состав которых входят долгоживущие радионуклеиды.

Большой резонанс в Кузбассе вызвало решение Государственной думы, которая проголосовала за ввоз отходов ядерного топлива на территорию России, в том числе и наших соседей – Красноярского края. Ведь здесь уже только от российских АЭС скопилось отходов на 70 «чернобылей». Более того, часть отходов может «вырваться на волю». Гигантская капсула, в которой содержится часть ОЯТ, по данным экологов, начала под землею смещаться вследствие подвижек грунта. Она может попасть в бассейн одной из рек, впадающей в Енисей. Кузбасс считает возможным поддержать инициативу красноярцев провести референдум на эту тему, так как его жители кровно заинтересованы в том, чтобы им не угрожала радиационная опасность.

Более того, такая опасность существует и в самой Кемеровской области.

Так, например, в 1984 г.в Чебулинском районе был произведен подземный ядерный взрыв мощностью 10 килотонн. Выброса радиоактивных веществ в окружающую среду не наблюдалось, однако специалисты считают, что до сих пор сохраняется возможность разгерметизации полости взрыва.

В Чебулинском же районе находится самое крупное месторождение урана.

Кроме того, в регионе существует проблема экологического загрязнения гептилом в связи с падением отработанных ступеней ракет- носителей, запускаемых с космодромов Байконур и Плесецк. Сколько раз всего падали ступени, неизвестно. Однако экологи Кузбасса считают, что за два года упали минимум три ступени в Таштагольском районе.

Постоянное длительное воздействие неблагоприятной окружающей среды вызывает экологически обусловленные виды вреда здоровью.

Данные эпидемиологических исследований показывают, что в Кемеровской области неблагоприятному техногенному воздействию подвержены большие группы населения, в том числе - детского, в связи с чем особую значимость приобретает проблема диагностики заболеваний (или риска их возникновения).

В 2000-2001 гг. учеными лаборатории генетики Кемеровского государственного университета было проведено цитогенетическое обследование в группе девочек-подростков, проживающих в с. Усманка и с. Дмитриевка Чебулинского района Кемеровской области. В качестве группы сравнения изучена группа девочек близкого возраста, проживающих в п. Крапивино Кемеровской области - населенном пункте, не имеющем промышленных предприятий и интенсивного движения транспорта.

Проведенное обследование показало, что в группах детей, проживающих в Чебулинском районе, зарегистрированы средние частоты повреждаемости хромосомного аппарата, которые значительно превышают аналогичные показатели в сравниваемых группах. Наиболее неблагоприятные генотоксические эффекты выявлены в группе девочек из с. Усманка; несколько меньшие значения характерны для группы детей из с. Дмитриевка.

Можно предположить, что появление маркерных для лучевого воздействия мутаций хромосом у обследованных детей из Чебулинского района обусловлено хроническим воздействием малых доз радиации на данную популяцию. Это не кажется странным ввиду достаточно близкого расположения с. Усманка от места подземного ядерного взрыва (полигон расположен в 10-15 км. от этого населенного пункта).

Однако, основная компонента генотоксических эффектов, выявленных в группах детей из Чебулинского района, все же имеет явную химическую природу, и этот факт заставляет искать источник вероятного химического загрязнения среды. Так, например, в 5 километровой зоне от с. Усманка расположен могильник ядохимикатов, причем условия хранения токсических веществ явно не соответствуют нормативам. Можно предположить, что происходит периодическая утечка токсикантов в окружающую среду, что и влечет за собой появление выраженных мутагенных эффектов у детей, проживающих в сельской местности.

Ученые делают вывод о том, что результаты цитогенетического обследования девочек-подростков, проживающих в с.Усманка и с. Дмитриевка, свидетельствуют о крайне неблагоприятной эколого-генетической обстановке, имеющей место в этих населенных пунктах Чебулинского района, причем причинами этого неблагополучия могут быть факторы как лучевой, так и химической природы. Следствием высокого уровня мутаций может быть увеличение заболеваемости населения района, особенно в части нозологических форм, связанных с повышенной хромосомной нестабильностью: онкопатологии, иммунодефицитные состояния, нарушение репродуктивной функции.

Загрязнение воздуха и питьевой воды хлорорганическими соединениями и растворителями, тяжелыми металлами увеличивает заболеваемость болезнями органов пищеварения и мочеполовой системы, органов дыхания, нервной и эндокринной систем, других заболеваний и патологических состояний, характеризующих прежде всего низкий уровень иммунной защиты населения Кемеровской области. Заболевшие вынуждены диагностироваться по дорогим технологиям, а они чаще всего не входят в услуги обязательного медицинского страхования (например, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонатор, комплексное лабораторное обследование – биохимический анализ крови, исследование мочи, желчи, плазмы и др). В итоге человек вынужден восстанавливать за свой счет потерянное не по своей вине здоровье.

Рабочая группа врачей в проекте «Разработка концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности» для оценки вреда здоровью населения использовала определение величин индивидуальных и популяционных рисков общей и онкологической заболеваемости и смертности. В индустриальных городах Кузбасса уровни загрязнения канцерогенными веществами атмосферного воздуха, питьевой воды и пищевых продуктов таковы, что у нас индивидуальный риск заболеть раком в 14-60 раз выше, чем принятый как «приемлемый» в развитых странах. Загрязнение атмосферы индустриальных городов Кузбасса пылью может приводить к возникновению дополнительно 1070-1100 случаев смерти ежегодно.

Загрязнение воздуха вредными химическими веществами может вызвать дополнительно ежегодно 146-165 тыс. случаев заболеваний. Это лишние 7-19 процентов в уровне заболеваемости. «Экологическая» заболеваемость на 12-17 % повышает обращаемость к врачам.

Наибольшей чувствительностью к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды отличаются беременные женщины, у которых происходит интенсивная гормональная перестройка организма и интенсификация различных физиологических процессов. В свою очередь, состояние здоровья этих женщин сказывается на развитии плода. Исследования показывают, что за последние пять лет врожденные пороки развития у детей в Кузбассе выросли в 2,3 раза.

Таков ориентировочный вклад химических загрязнений среды в уровни основных показателей, которыми оценивается состояние здоровья населения. Кроме трудноизмеримого морального ущерба, граждане терпят значительный экономический ущерб:



  • расходы на лечение, реабилитацию или даже погребение близких;

  • плата за приобретение витаминов, биологических добавок для профилактики заболеваний,

  • вынужденный переезд по медицинским показаниям.

При этом система обязательного медицинского страхования не берет на себя расходы на покупку лекарств, сложные виды диагностики и специализированного лечения.

В общей сложности, с учетом цен на рынке медицинских, фармацевтических и ритуальных услуг жителям наших индустриальных городов, экономический ущерб от вреда здоровью, обусловленного экологическим неблагополучием, можно оценить в 680 млн.рублей.

Ясно, что при ныне существующей технологии степень остроты экологических ситуаций будет расти. А в этом случае, можно говорить и об ухудшении здоровья населения Кузбасса. Однако, если общество вынуждает часть своих сограждан проживать в экологически загрязненной среде, оно обязано компенсировать это более высоким уровнем медицинского обслуживания, жилищных условий, качественного питания, отдыха и т.д. В разработке таких механизмов должны принять участие и органы государственной власти, и собственники предприятий, причиняющих основной вред экологии области, и представители лечебно-профилактических учреждений, и, конечно, само население.

Ученые Кемеровской государственной медицинской академии и работники сантарно-эпидемиологической службы области предлагают пять основных направлений компенсации населению области за экономический ущерб от вреда их здоровью, обусловленный экологическим неблагополучием.

На первом месте – создание материальной базы и условий для ежегодного организованного загородного летнего отдыха для подавляющего большинства детей из индустриальных городов Кузбасса. Это позволит на 9-14% снизить экспозиционные дозы вредных веществ, а в результате на 18-25% снизит уровни первичной заболеваемости болезнями органов дыхания, пищеварения, крови, эндокринной и костно-мышечной систем.

Второе направление – полный охват детей в организованных коллективах физиологически полноценным, рациональным, с компонентами антиоксидантной защиты питания.

Третьим направлением компенсации должно стать создание материальной базы и условий для приобщения всего населения и особенно молодежи к здоровому образу жизни – открытых и закрытых спортивных сооружений, площадок, бассейнов, лыжных трасс, турбаз.

В компенсационные меры должно войти и повышение уровня медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и питания беременных женщин. Доступность высоких медицинских (диагностических, лечебных, реабилитационных) и социальных технологий позволит снизить уровни патологии беременных и новорожденных в наиболее уязвимых группах населения.

Пятым направлением должно стать расширение – в рамках обязательного медицинского страхования – объема медицинской помощи в части диагностики, лечения и реабилитации лиц старшего возраста. Большинство из них страдают хроническими болезнями системы кровообращения и органов дыхания и поэтому особо уязвимы при воздействии атмосферных загрязнений.

Основной причиной, сдерживающей не только обеспечение профилактических мер, но и осуществление программных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки, разработку и внедрение безопасных технологий, является недостаточное финансирование.

Сегодня на территории области реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России» на 2002-2010 гг. с подпрограммами «Отходы» и «Чистый воздух». Но так как не выделяются средства из федерального бюджета, областной и местный бюджеты не в состоянии их финансировать в полной мере. Утверждена региональная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2002-2004 гг., однако о результатах ее реализации говорить пока рано.

Учитывая то, что потенциал восстановления природных процессов чрезвычайно длительный, многое будет зависеть от того, какие законодательные акты будут приняты в ближайшее время и как они будут реализовываться, как будет проводиться государственная политика в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в регионе.

Согласно ст.42 Конституции РФ «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Положения данной статьи получили развитие в главе 59 Гражданского кодекса РФ «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина … подлежит возмещению в полном объеме…» (ГК РФ, ст.1064) и в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» - «Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме» (ст.79). Однако, все эти документы только декларируют экологические права граждан, но не решают проблему их реализации.

Теоретически приведенные статьи означают, что каждый человек должен иметь юридически и фактически гарантированную возможность жить в таких природных условиях, которые удовлетворяли бы его потребности в сохранении жизни, здоровья, любых видов материальных и духовных благ. Обеспечивать такую возможность обязано государство. Реально же оно только устанавливает нормативы качества природной среды по предельно допустимым изменениям физических, химических, биологических и иных характеристик.

Следовательно, главной ответственной стороной по обеспечению субъективного экологического права человека должны стать предприятия, ведущие хозяйственную деятельность, наносящую ущерб окружающей среде и интересам граждан. До недавнего времени такие предприятия осуществляли плату за загрязнение окружающей среды, установленную Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632. Однако, в марте 2002 г. Верховный Суд РФ признал эту плату незаконной и противоречащей ст. 57 Конституции, статьям 1,4,6,17,23 Налогового кодекса, ст.19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». На Суде была доказана налоговая природа платежа. А так как Постановления Правительства не являются законодательными актами, имеющими право на установление федеральных налогов, то теперь предприятия прекратили плату за загрязнение окружающей среды и, следовательно, прекратилось пополнение бюджета, из средств которого проводились природоохранные мероприятия и должна производиться выплата компенсационных сумм гражданам за возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду.

Таким образом, в сложившейся ситуации существенно нарушаются не только права граждан на благоприятную окружающую среду, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы, связанные с охраной жизни, здоровья и др., которые зачастую оказываются ущемлены столь значительно, что причиненный вред становится реально невосполнимым.

В Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы о социальной защите граждан, пострадавших от различных экологических аварий и катастроф, целевые программы преодоления их негативных последствий. Например, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует ликвидаторам чернобыльской радиационной аварии осуществление их прав. Однако на практике все обстоит иначе.

В адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение «чернобыльцев» Кузбасса, которые вынуждены в течение ряда лет доказывать в судах всех инстанций свое право на компенсации за ущерб здоровью, предусмотренные законодательством. Но даже принятые положительные судебные решения не гарантирует получение положенных выплат. В этом плане значимым событием для исполнительной власти, судебной системы и всех граждан стало удовлетворение иска А.Бурцева, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (г.Шахты Ростовской области) Европейским судом в Страсбурге против своего государства, которое ущемляет его права.

В данном случае речь идет о компенсации последствий экологической катастрофы. Что же касается случаев наступления вреда здоровью и материального ущерба, полученного в результате постоянного неблагоприятного воздействия окружающей среды, то здесь граждане практически не обращаются за защитой своих интересов.

Скорее всего, это вызвано сложной системой доказывания наличия вреда и его причинной связи с деятельностью причинителя. Как правило, действуют одновременно несколько источников вредного воздействия, способных причинить вред здоровью. А в составе вредных компонентов фигурируют одни и те же вещества, которые содержатся в отходах многих предприятий. Пространственно вред здоровью может причиняться далеко от источников. Наконец, загрязнение и иные вредные воздействия обычно не порождают новых видов болезней, а усугубляют уже существующие – аллергии, рак, сердечно-сосудистые заболевания, легочные заболевания, психические расстройства и т.п.

Для учета всех названных обстоятельств нужна медицинская экспертиза. Однако единой утвержденной методики проведения подобной экспертизы нет, а медицинские учреждения не всегда готовы дать четкий и определенный ответ на поставленный вопрос о причинной связи поведения ответчика и возникшего вреда здоровью.

Кроме того, «непопулярность» судебной практики по взысканию вреда здоровью человека объясняется тем, что граждане не знают о существовании подобного порядка, а также не верят в его действенность.

В связи с этим перед обществом стоят задачи правового просвещения граждан в вопросах защиты своих экологических прав, разработка целевой региональной программы экологического образования, а также более широкое вовлечение общественности в практическую природоохранную деятельность.

Стоит отметить, что в Кемеровской области такая работа уже ведется. В Кузбассе зарегистрировано 15 экологических общественных организаций, создан «Детско-юношеский экологический парламент», объединивший ранее разобщенные детские экологические организации. Регулярно проводятся Дни защиты от экологической опасности, инициатором проведения которых в России выступила именно Кемеровская область, конференции, семинары, конкурсы, различные экологические акции причем по итогам их проведения Кузбассу, наряду с Рязанской и Московской областями, присуждено 1 место по России.

Информирование общественности, деловых кругов и государственных органов о проблемах экологии осуществляется Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области через ежегодные «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Кемеровской области» (хотя ввиду недостатка финансовых средств его тираж крайне ограничен), через постоянные рубрики «Экология» в СМИ, печатные издания общественных организаций и специализированный экологический сервер в сети Интернет. Тем не менее, как показывают результаты анкетирования, приведенные в журнале «Экобюллетень» общественной организации «Информационное Экологическое Агенство», 74% респондентов считают, что получаемой ими экологической информации недостаточно.

Таким образом, следует признать, что усилий, предпринимаемых для стабильного улучшения экологической обстановки в регионе, недостаточно. Необходимо совершенствование современного природоохранного законодательства, как федерального, так и регионального. Несмотря на то, что только за 1 квартал 2002 года областным Советом народных депутатов принято более десятка законодательных и нормативных актов в области охраны окружающей среды, коренного улучшения экологической ситуации в области.

В мае 2002 года вступил в силу Закон Кемеровской области «О региональной целевой программе «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2002-2004 годы». В программе записано, что ее целью является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области. Однако реальные правовые и экономические механизмы, обеспечивающие защиту конституционных экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в ней не обозначены.

В связи с вышеизложенным, на основании статьи 28 закона «Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области», считаю необходимым предложить Совету народных депутатов Кемеровской области:

1) принять законодательные и нормативно-правовые документы, позволяющие усилить систему государственного экологического контроля на территории Кузбасса, повысить роль муниципального, производственного и общественного контроля за соблюдением природопользователями природоохранного законодательства;

2) разработать законодательную базу, правовые и экономические механизмы возмещения вреда здоровью, обусловленного экологическим неблагополучием или полученного в результате экологических и санитарных правонарушений.

Предложить членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы от Кузбасса инициировать:



  1. внесение в Земельный кодекс и ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» изменений, которые позволили бы установить правовой режим конкретных территорий традиционного землепользования, регламентировать процедуру участия коренных народов и контроль с их стороны за использованием и охраной природных ресурсов;

2) дополнить действующие правовые акты требованием запрета практики размещения, строительства и закрытия объектов без положительных заключений государственной экологической экспертизы, а также обеспечением должного контроля за реализацией замечаний и предложений экспертов;

  1. поддержать обращение Совета народных депутатов Кемеровской области о принятии законодательных актов по порядку исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

4) разработать и принять федеральный закон об обязательном экологическом страховании на случай экологического риска;

5)проконтролировать внесение в бюджет страны статей, направленных на погашение долгов по судебным искам «чернобыльцев»

Предложить Администрации Кемеровской области:


  1. совместно с природоохранными и другими заинтересованными службами на основе существующих инструктивных и методических документов федерального уровня разработать оценочные процедуры и технологии, дающие возможность получать реальное стоимостное значение причиненного экологического ущерба и взыскивать его с природопользователей, что позволит региональной власти создать значительные и независимые от федеральных источники для ликвидации негативных экологических последствий.

Рекомендовать Администрациям городов и районов при формировании соответствующих бюджетов:

1) принять нормативно-правовые документы, позволяющие повысить роль муниципального, производственного и общественного контроля за соблюдением природопользователями природоохранного законодательства;

2) в полной мере учесть обращение Совета народных депутатов Кемеровской области от 29.05.2000г., исключить возможность недофинансирования расходов на питание в детских учреждениях и текущее финансирование их по остаточному принципу, включить финансирование указанной позиции отдельной строкой, что скажется на улучшении питания и здоровья детей.


Уполномоченный по правам человека

в Кемеровской области




Н.А.Волков


17 сентября 2002 г.

Для подготовки доклада использованы материалы, представленные Советом народных депутатов Кемеровской области, Кемеровским научным центром СО РАН, Департаментом координации природоохранной деятельности и недропользования, «Доклады о состоянии окружающей природной среды Кемеровской области» за 1999 и 2000 гг , издаваемые Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области; материалы исследований ученых Кемеровского государственного университета и Кемеровской государственной медицинской академии.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал